Заголовок:
Дистанционная форма обучения: реалии сегодняшнего дня
Список литературы:
- Городенская А. С. Развитие познавательной активности при работе в информационной среде // Химия в школе. – 2018. - № 5. - С. 21-23.
- Городенская А. С. О системе домашних заданий с использованием Интернета // Химия в школе. – 2019. - № 1. - С. 50-53.
- Дубровская Н. Л., Мосолова Л. А. Информационные технологии в образовательном процессе // Химия в школе. – 2019. - № 6. - С. 2-4.
- Нечитайлова Е. В. Интернет как средство обучения: проблемы и перспективы // Химия в школе. – 2018. - № 7. - С. 17-23.
Аннотация:
Автор рассматривает формы, методы дистанционного обучения, его преимущества и недостатки.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, информационные технологии, формы и методы дистанционного обучения.
Заголовок:
Водородная энергетика: современное состояние и перспективы развития
Список литературы:
- Раменский А. Ю. Применение водорода в качестве топлива // Журнал «АБС–авто» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://abs-magazine.ru/list/magazine/251
- Гурков А. Водород вместо нефти, газа и угля — новый тренд в Европе. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.dw.com/ru/a-50112770
- Тимонов А. М. Твёрдые полимерные электролиты структура, свойства и применение // СОЖ. — 2000. — № 8. — С. 69–75.
- Радченко Р. В. 2018. Общая энергетика: водород в энергетике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studme.org/152614/ tehnika/obschaya _ energetika_vodorod_v_energetike
- Топливные элементы. Устройство, виды, принцип действия топливных элементов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eti.su/ articles /over/over_1544.html
- Галлямов М. О., Хохлов А. Р. Топливные элементы с полимерной мембраной: Материалы к курсу по основам топливных элементов. — М.: Физический факультет МГУ, 2014.
- Водородные энергетические технологии: Материалы семинара лаборатории ВЭТ ОИВТ РАН: сб. науч. тр. Вып. 1. — М.: ОИВТ РАН, 2017.
- В России появится программа развития водородной энергетики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/ 2019/09/01/810161-minenergo-razrabotaet-programmu
Аннотация:
В статье рассмотрены современные способы получения водорода, основные типы топливных элементов, технологии его хранения и транспортировки.
Ключевые слова:
водород, электролиз, твёрдые полимерные электролиты, топливные элементы.
Заголовок:
О воспитательном потенциале учебного предмета «Химия»
Список литературы:
- Иванова Р. Г., Городилова Н. А., Добротин Д. Ю., Каверина А. А. и др. Общая методика обучения химии в школе / Под ред. Р. Г. Ивановой. – М.: Дрофа, 2008.
- Иванова Р. Г., Каверина А. А. Об основных направлениях обновления химического образования при переходе к двенадцатилетней школе // Химия в школе. – 2000. - № 3. – С. 2-5.
- Каверина А. А., Стаханова С. В. К вопросу о формировании и способах оценки естественно-научной грамотности школьников при обучении химии // Естественно-научное образование: проблемы оценки качества / Под общей ред. проф. Г. В. Лисичкина. – М.: Издательство Московского университета, 2018.
- Иванова Р. Г. Химия: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.
- Иванова Р. Г., Каверина А. А. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2004.
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Русское слово, 2010.
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Русское слово, 2010.
- Каверина А. А., Иванова Р. Г., Добротин Д. Ю. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
- Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
Аннотация:
Дана содержательная характеристика ведущих компонентов учебного предмета «Химия», показана их роль в реализации задач воспитания, развития и социализации обучающихся.
Ключевые слова:
учебный предмет, компоненты содержания учебного предмета, воспитывающее и развивающее обучение.
Заголовок:
Урок по теме «Основания и их химические свойства»
Список литературы:
- https://www.youtube.com/watch?v=sZ0jJ-wHCQ8
- Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/: Химия 8 кл.
- Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 2019.
- Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство 8 класс: учебник для общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 2019.
Аннотация:
Предложен урок освоения новых знаний на основе сформированных учебных действий в форме ролевой игры в рамках темы «Важнейшие классы неорганических соединений». Урок посвящён 75-летию Великой Победы. Инновационная идея - интеграция воспитательного материала с содержанием урока химии о свойствах оснований и урока по ИЗО «2020 – год славы и памяти».
Ключевые слова:
основания, интеграция воспитательного материала с содержанием урока, ролевая игра, контекстные задания.
Заголовок:
Из опыта изучения белков
Список литературы:
- Арюкова Е. А. Интегрированный урок по теме «Белки» // Химия в школе. – 2018. - № 9. - С. 30-32.
- Барановский А. Ю., Кондрашина Э. А., Назаренко Л. И., Пак С. Ф. и др. Диетология. – СПб.: Питер, 2020.
- Голубева А. И. Реализация эффективной модели урока при изучении белков // Химия в школе. – 2018. - №8. - С. 40-45.
- Пак М. С., Орлова И. А. Комплексная безопасность жизнедеятельности при обучении химии // Химия в школе. – 2015. - № 2. – С. 40–44.
- Уголев С. М. Теория адекватного питания и трофология. – Л.: Наука, 1991.
Аннотация:
В статье приведены методические рекомендации к проведению интегрированного урока по теме «Белки» в соответствии с требованиями ФГОС.
Ключевые слова:
состав, структура, свойства, классификация, функции белков в организме человека (каталитическая, структурная, транспортная, защитная, энергетическая), белки как компонент продуктов питания.
Заголовок:
Интегрированный урок химии и биологии
Список литературы:
- Бельтюкова С. В., Степанова А. А., Ливенцова Е. О. Антиоксиданты в пищевых продуктах и методы их определения // Вестник ОНУ химия. – 2014. – № 4. – С. 16–31.
- Тагиев Т. И. Использование основ медицинских знаний при изучении химии // Химия в школе. – 2017. – № 2. - С. 8-10.
- Хасанов В. В., Рыжова Г. Л., Мальцова Е. В. Методы исследования антиоксидантов // Химия растительного сырья. – 2004. – № 3. – С. 63–75.
Аннотация:
Предлагается методическая разработка урока, направленного на исследование содержания антиоксидантов в лекарственных сборах, а также возможности их применения для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Данный урок рекомендуется проводить в медицинских классах общеобразовательных организаций, а также на занятиях элективных курсов на уровне среднего общего образования.
Ключевые слова:
антиоксиданты, антиоксидантная активность, аптечные лекарственные сборы, титрование, сердечно-сосудистые заболевания.
Заголовок:
Интегрированный урок химии и математики
Список литературы:
- Татьянченко Д., Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников // Народное образование. – 2003. – № 8. – С. 115-126.
- Бухарова А. В. Проектно-исследовательская деятельность: математика для химиков // Химия в школе. – 2019. - № 9. - С. 52-55.
- Опарина С. А., Железнова Т. А. Образовательные веб-квесты: интеграция химии и математики // Химия в школе. – 2019. - № 4. - С. 59-63.
- Алексашина И. Ю., Орещенко Н. И., Ульянова А. А. Методика преподавания курса «Естествознание. 5 класс». - М.: Просвещение, 2005.
Аннотация:
Представлена методическая разработка интегрированного урока математики и химии. Урок посвящён решению задач на проценты и практическому применению подобных задач.
Ключевые слова:
процент, растворы, интегрированный урок.
Заголовок:
Из опыта формирования естественно-научной грамотности
Список литературы:
- Асанова Л. И. Задания для формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. — 2020. — № 8. — С. 28-34.
- Заграничная Н. А. О формировании естественно-научной грамотности учащихся // Химия в школе. — 2016. — № 6. — С. 6-10.
- Росгидромет сообщил о рекордной концентрации углекислого газа в атмосфере [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/16/07/2020/5f0ff00d9a79479f510a2b70
- Учёные предсказали снижение когнитивных способностей людей из-за сжигания ископаемого топлива [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nplus1.ru/news/2020/04/29/carbon-dioxide-brain-damage
- Analyze This: Climate change could make food less healthy [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.sciencenewsforstudents.org/article/analyze-climate-change-could-make-food-less-healthy
- Европейские города готовятся к смене имиджа // Euronews. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.euronews.com/2020/09/07/mission-climate-neutral-cities-master
- New solutions for carbon dioxide: Turn it into “green” fuel [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.sciencenewsforstudents.org/article/turn-carbon-dioxide-into-green-fuel
Аннотация:
В статье описаны особенности заданий для развития естественно-научной грамотности, которые могут быть использованы при изучении химии в школе. Приведён пример подобного задания, составленного на основе актуальной информации о научных исследованиях, которые считаются перспективными для решения экологических проблем.
Ключевые слова:
естественно-научная грамотность, оксид углерода(IV), парниковый эффект.
Заголовок:
Контекстные задачи как способ формирования химических компетенций
Список литературы:
- Дра ницына Г. В. Конте кстные за да чи по химии ка к сре дство повыше ния уче бной мотива ции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ope ncla ss.ru/node /456351
- Мясникова О. М. Использова ние конте кстных за да ч при оце нива нии ме та пре дме тных ре зульта тов // Пе рмский пе да гогиче ский журна л. – 2014. - № 5. - С. 110-113.
- А ндре е ва Л. С. Конте кстные за да чи на урока х химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/konte kstnie -za da chi-na -uroka h-himii-2248044.html
- Журин А. А., Заграничная Н. А. Химия: метапредметные результаты обучения. 8–11 классы. – М.: ВАКО, 2014.
- Ша ла шова М. М. Новое в оце нива нии обра зова те льных достиже ний уча щихся на основе компе те нтностного подхода : Моногра фия. – А рза ма с: А ГПИ, 2009.
- Журин А . А . Химия. За да чник: 8 кла сс: уче б. пособие для уча щихся обще обра зова т. орга низа ций. – М.: Просве ще ние , 2018. – (Сфе ры).
- Журин А . А . Инте грирова нное ме диа обра зова ние в сре дне й школе . – М.: БИНОМ. Ла бора тория зна ний, 2012.
- За знобина Л. С., Журин А . А . Тетра дь для уче бной ра боты по химии: 8 кл. сре дне й обще обра зова те льной школы / Под ре д. проф. Е . Е . Минче нкова . – М.: Школа -Пре сс, 1998.
- Бакке р С. Подходы к организации экзаменов в средних школа х Голландии // Химия в школе . -1995. - № 1. - С. 52-54.
Аннотация:
В статье рассматриваются контекстные задачи на уроках химии как способ формирования химических компетенций. Раскрывается содержание понятий «химическая компетенция», «контекстная задача», обосновывается значение подобного типа заданий. Приводятся примеры контекстных задач, которые можно использовать для выявления и оценивания сформированности метапредметных результатов при изучении конкретных тем школьного курса неорганической и органической химии.
Ключевые слова:
химические компетенции, контекстная задача, принципы разработки контекстных задач, виды контекстных задач.
Заголовок:
Подводные камни задания № 32
Список литературы:
- Бланк Р. Н. К методике выполнения задания № 32 // Химия в школе. – 2019. – № 6. – С. 38-41.
- Ларионова В. М., Лазыкина Л. Г., Пустовит С. О. Взаимосвязь неорганических веществ в задании № 32 // Химия в школе. – 2018. – № 9. – С. 16-20.
- Добротин Д. Ю., Свириденкова Н. В., Снастина М. Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по химии // Педагогические измерения. – 2019. – № 4. – С. 109-135.
- Дерябина Н. Е. Химия. Основные классы неорганических веществ. Теория, программы деятельности, вопросы, задания, упражнения, справочный материал. – М.: Альянс-Пресс, 2016.
- Химия. ЕГЭ. 10–11-е классы. Новые задания высокого уровня сложности по демоверсии 2018 года: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Дон: Легион, 2017.
Аннотация:
Описаны свойства неорганических веществ, которые надо знать обучающимся для выполнения задания № 32 ЕГЭ, приведены соответствующие уравнения химических реакций.
Ключевые слова:
свойства неорганических веществ, гидролиз, гидроксокомплексы цинка и алюминия, окислительно-восстановительные реакции, Единый государственный экзамен по химии.
Заголовок:
Талантливый химик талантлив во всём
Список литературы:
- Золотов Ю. А. Химики в других областях или на других Олимпах. — М.: УРСС, 2003.
Аннотация:
В статье приведена интересная информация о достижениях учёных-химиков в физике, биологии, минералогии и других науках.
Ключевые слова:
история науки, Х. К. Эрстед, С. Аррениус, Х. Дэви, В. Оствальд, Ю. Либих, Л. Пастер, Ф. Вёлер, Ш. Вюрц, Л. Полинг, Г. Сиборг, М. В. Ломоносов, К. К. Клаус, Г. И. Гесс, Д. И. Менделеев.
Заголовок:
Образовательный потенциал экспериментальных задач олимпиады
Список литературы:
- Тексты олимпиадных заданий экспериментального тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, 2017–2018 учебный год. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kontren.narod.ru/Oli/O-18-o.html
- Тексты олимпиадных заданий экспериментального тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, 2018–2019 учебный год. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kontren.narod.ru/Oli/O-19-o.html
- Задания, ответы и результаты олимпиады по химии. Региональный этап, 2020. Всероссийские олимпиады. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://100balnik.com/
- Аналитические признаки веществ. Справочник химика 21. Химия и химическая технология. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.chem21.info/info/5124/
- Качественный анализ. Аналитическая химия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studbooks.net/2406634/matematika_himiya_fizika/kachestvennyy_analiz
Аннотация:
Раскрываются особенности формирования системы предметных умений учащихся по химии с применением экспериментальных задач олимпиады. Задачи второго тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников рассматриваются в системе качественного химического анализа и являются основой для организации познавательной деятельности обучающихся на занятиях кружка.
Ключевые слова:
качественный анализ, предметные умения, дополнительные занятия по химии, химический эксперимент, экспериментальные задачи, олимпиада по химии.
Заголовок:
Вопросы аналитической химии в заданиях Олимпиады
Список литературы:
- Кулемин Д. А., Фомич М. А. Тематическая классификация олимпиадных задач по химии // Бiялогiя i хiмiя. — 2014. — № 9. — С. 64-67.
- Суханкина Н. В. Особенности отбора содержания учебной дисциплины «Аналитическая химия» при подготовке учителей химии в педагогическом университете // Вестник Самарс. гос. технич. ун-та. Серия «Психолого-педагогические науки». — 2015. — № 1 (25). — С. 198–205.
- Окаев Е. Б. Подготовка к олимпиадам по химии: Учебная программа факультативных занятий по учебному предмету «Химия» VIII–IX классы / Образоват. портал Национальный институт образования. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.adu.by.
- Готовимся к изучению химии на повышенном уровне: учебная программа факультативных занятий по учебному предмету «Химия» IX класс. / Образоват. портал Национальный институт образования. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.adu.by.
- Мякинник Т. Н. Обобщающий факультативный курс по химии: учебная программа факультативных занятий по учебному предмету «Химия» X-XI классы // Образоват. портал Национальный институт образования. Респ. Беларусь. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.adu.by.
Аннотация:
В статье проведен анализ тестовых заданий, расчётных и экспериментальных задач белорусской химической олимпиады за период 2005 -2020 гг., содержание которых связано с аналитической химией. Охарактеризованы возможности подготовки учащихся к выполнению таких заданий при изучении химии в рамках базового уровня изучения предмета, а также на факультативных занятиях. Для решения части задач теоретического тура и выполнения большой части заданий экспериментального тура учащимся необходимо наличие компетенций в области количественного анализа, материал по которому не входит в школьную программу по химии и в программы факультативных занятий.
Ключевые слова:
химическая олимпиада, аналитическая химия, факультативные занятия по химии, теоретический тур, экспериментальный тур, качественные реакции, количественный анализ.
Заголовок:
Школа — вуз: организация исследовательской деятельности
Список литературы:
- Воробьёва А. В. Исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание // Дискуссия. — 2015. — № 3. — С. 33–38.
- Лебедева О. В., Гребенев И. В. Профессиональная подготовка учителя к реализации исследовательского обучения в школе // Педагогика. —2015. — № 4. — С. 51–58.
- Шепелев М. В., Румянцев Е. В., Вашурин А. С. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в системе «школа — вуз»: опыт регионального университета // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». — 2015. — № 3. — С. 210–214.
- Бахарева А. Ю. Разработка композиционного материала на основе растворов ПВХ в эпоксидной смоле ЭД-20 // XXIV Региональная конференция молодых учёных и исследователей Волгоградской области (г. Волгоград, 3-6 декабря 2019 г.): сб. материалов конф. — Волгоград, Волгоградский гос. технический ун-т, 2020. — C. 50–51.
- Буравов Б. А., Бахарева А. Ю., Бурмака Н. А. Разработка композиционного материала с пониженной горючестью на основе эпоксидной смолы ЭД-20 и гидроксосиликата магния // Молодой учёный. — 2020. — № 9 (299), Ч. I. — C. 6–9.
Аннотация:
Статья посвящена исследованию проблемы организации взаимодействия школы и вуза с целью привлечения учащихся к научно-исследовательской деятельности. Описан опыт успешной совместной деятельности регионального университета и школы.
Ключевые слова:
научно-исследовательская деятельность, взаимодействие школы и вуза, химические дисциплины.