Заголовок:
Дистанционное обучение: прорыв к новой педагогической реальности
Аннотация:
В виде тезисов представлена программа практической деятельности школы на ближайшую и отдалённую перспективу и одновременно концептуальная программа педагогических исследований.
Ключевые слова:
пандемия, дистанционное обучение, интеграция онлайн- и офлайн-форм обучения и воспитания учащихся.
Заголовок:
Компания СИБУР: перспективы российской нефтехимии
Список литературы:
- СИБУР сообщил о финансовых и операционных результатах деятельности по МСФО за 2019 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.sibur.ru/press-center/news/SIBUR-soobshchil-o-finansovykh-i-operatsionnykh-rezultatakh-deyatelnosti-po-MSFO-za-2019/
- Ященко И. Г. Попутный нефтяной газ Западной Сибири // Булатовские чтения: сборник статей. — Краснодар: Издательский Дом «Юг», 2018. — C. 255-261.
- Амурский ГХК: ход проекта [“лектронный ресурс]. — Режим доступа: https://magazine.sibur.ru/ru/13/article/news/amur-gas-chemical-complex-progress-update/
- Костин А. А. Популярная нефтехимия. Увлекательный мир химических процессов. — М.: ООО «Издательство «Ломоносовъ», 2012.
- Соколов Р. С. Химическая технология. Т. 2. — М.: Владос, 2000.
- Линейный полиэтилен низкой плотности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ref.unipack.ru/95
- Седов И. В. и др. Моноцентровые катализаторы в промышленном производстве полиэтилена // Катализ в промышленности. — 2011. — № 6. — С. 40-52.
- Лавренов А. В. и др. Технологии получения пропилена: сегодня и завтра // Катализ в промышленности. — 2015. — № 3. — С. 6-19.
- Полимерный нетканый материал метод MELT BLOWN 24.12.2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://orion-rus.all.biz/article/ polimernyj-netkannyj-material-metod-melt-blown
- Стратегия СИБУРа в области устойчивого развития до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.sibur.ru/upload/pdf/SIBUR Sustainability Strategy 2025 rus.pdf
Аннотация:
В статье рассмотрены современные технологии переработки попутного нефтяного газа, производства олефинов и полиолефинов в нефтехимической компании СИБУР.
Ключевые слова:
попутный нефтяной газ, олефины и полиолефины.
Заголовок:
Современное состояние и тенденции развития КИМ ЕГЭ по химии
Список литературы:
- Кравцов С. С., Музаев А. А., Каверина А. А. Единый государственный экзамен в контексте объективности оценки качества образования // Педагогические измерения. - 2018. - № 2. - С. 8-12.
- Каверина А. А., Снастина М. Г. ЕГЭ по химии: основные направления развития экзаменационной модели КИМ // Педагогические измерения. - 2018. - № 2. - С. 67-74.
- Каверина А. А. Методические аспекты контроля и оценки образовательных достижений школьников при обучении химии // Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. Г. В. Лисичкина. - 2017. - С. 78-82.
- Медведев Ю. Н., Стаханова С. В. Контрольные измерительные материалы: реальность и перспектива // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 23-29.
- Добротин Д. Ю., Свириденкова Н. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по химии // Педагогические измерения. – 2018. - № 4. - С. 92-120.
- Добротин Д. Ю., Свириденкова Н. В., Снастина М. Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по химии // Педагогические измерения. - 2019. - № 4. - С. 109-135.
- Молчанова Г. Н. О компонентах успеха в решении задач повышенной сложности // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе. - Витебск, ВГУ им. П. М. Машерова, 2018.
Аннотация:
В статье даётся обоснование роли ЕГЭ в системе оценки качества российского образования, рассмотрены основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов по химии, даётся характеристика документов, регламентирующих структуру и содержание экзаменационных вариантов, приведены примеры заданий, включённые в КИМ 2020 г., проанализированы основные проблемы, с которыми столкнулись выпускники, сдававшие ЕГЭ в 2020 г.
Ключевые слова:
Единый государственный экзамен, профильный уровень, контрольные измерительные материалы, химическое образование, задания по химии.
Заголовок:
Подготовка к ЕГЭ: преодолевая стереотипы
Список литературы:
- Ахметов М. А., Исаева О. Н., Пильникова Н. Н. К методике применения средств наглядности при формировании химических понятий // Химия в школе. – 2010. - № 4. – С. 28-31.
- Ермакова Ю. А., Ахметов М. А. Химический эксперимент при изучении нового материала // Химия в школе. – 2018. - № 5. – С. 45-49.
Аннотация:
В статье анализируются причины скандала, разгоревшегося вокруг ЕГЭ по химии. Дана оценка заданиям, которые вызвали наибольшие затруднения у экзаменуемых. Высказаны предложения по развитию содержания ЕГЭ по химии, приоритетным методам подготовки к экзамену.
Ключевые слова:
ЕГЭ, химия, методы обучения.
Заголовок:
Проблемный ЕГЭ или проблемы в преподавании предмета?
Аннотация:
Автор определяет ситуацию, сложившуюся после проведения Единого государственного экзамена по химии как следствие устоявшихся проблем в преподавании химии в школе.
Ключевые слова:
Единый государственный экзамен, проблема, обучение химии.
Заголовок:
Задания для формирования естественно-научной грамотности
Список литературы:
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1
- Проведение исследований PISA в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html (дата обращения 13.05.2020).
- Колесникова И. В. Роль учителя в формировании естественно-научной грамотности // Химия в школе. – 2019. - № 6. - С. 52-55.
- Магеррамов А. М., Азизов А. А., Алосманов Р. М. и др. Использование полимеров в качестве сорбентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/84/15500/ (дата обращения: 02.05.2020).
- Магеррамов А. М., Азизов А. А., Алосманов Р. М. и др. Удаление тонких нефтяных плёнок с водной поверхности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/30/3451/ (дата обращения: 13.05.2020).
- Рекомендации по результатам 67-го специального (133-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Предотвращение образования отходов как необходимое условие обеспечения экологических прав граждан и успешной реализации национального проекта «Экология» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ttp://president-sovet.ru/presscenter/news/read/5589/
Аннотация:
Описаны подходы к формированию и оценке естественно-научной грамотности школьников в контексте международных исследований качества образования при изучении предметов естественно-научного цикла, в том числе химии. Приведены примеры заданий, составленных в соответствии с рассматриваемыми подходами.
Ключевые слова:
международные исследования оценки качества образования, естественно-научная грамотность, научное объяснение явлений, интерпретация научных данных, проблемные ситуации, жизненный контекст.
Заголовок:
Урок-экспертиза «Витамины как биологически активные соединения»
Список литературы:
- Жукова Н. И. Количественное определение витамина C в биологическом материале // Химия в школе. – 2018. - № 2. - С. 58.
- Журова В. Г. Как определить содержание витамина C в яблоках // Химия в школе. – 2019. - № 10. - С. 57.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности проведения урока-экспертизы «Витамины как биологически активные соединения» и его возможности.
Ключевые слова:
витамины, экспериментальное выявление витаминов, учебно-исследовательская деятельность.
Заголовок:
О развитии познавательной деятельности в процессе обучения
Список литературы:
- Алиев Р. Я., Азизов Е. Т. Методика преподавания химии. I часть. - Баку, 2005.
- Васильева В. В. О способах повышения познавательной активности обучающихся // Химия в школе. – 2018. - № 2. - С. 2- 4.
- Городенская А. С. Развитие познавательной активности при работе в информационной среде // Химия в школе. – 2018. - № 5. - С. 21-23.
- Лятифов И. У., Мустафа Ш. А. Химия: учебник для 9-го класса общеобразовательных школ. - Баку: Издательство «Баку», 2016.
- Аббасов В. М., Аббасов М. М., Алиев Р. Я. и др. Химия: учебник для 9-го класса общеобразовательных школ. – Баку: Асполиграф, 2009.
Аннотация:
В статье даётся информация о познавательной деятельности и средствах её активизации на уроках химии. Рассматриваются пути и возможности развития познавательной деятельности учащихся на примере организации и проведения урока химии экспериментального характера. Систематизируются результаты обучения учащихся по теме «Хлороводород и соляная кислота».
Ключевые слова:
познавательная деятельность, мышление, анализ, сравнение, наблюдение, соляная кислота, результаты обучения, колба Вюрца, серная кислота, поваренная соль, физические и химические свойства.
Заголовок:
Химический пасьянс как средство обучения
Список литературы:
- Усова А. В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий: учебное пособие по спецкурсу. - Челябинск: Челябинский рабочий, 1988.
- Добротин Д. Ю. Формирование и контроль усвоения систем химических понятий // Химия в школе. – 2019. - № 7. - С. 4-10.
- Павлов И. И. Дидактическое средство обучения «Химический пасьянс». Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2019621459 от 6 августа 2019 г.
- Сагындыков Ж., Бердибекова С. Формирование пространственного воображения у учащихся при изучении физических и химических понятий на основе анимации // Наука, техника и образование. - 2016. - № 5. – С. 112-113.
Аннотация:
Представлена идея разработки и применения тренировочного средства обучения «Химический пасьянс», способствующего развитию умений у обучающихся составлять согласованный научный текст на основе ключевых понятий, полученных в результате раскладки карт. Приводится теоретический разбор проблемы развития понятий у обучающихся, что является основой усвоения всего содержания школьного курса химии. Представлены правила раскладки пасьянса и отбора понятий, требующих у учащихся приведения определения и составления по ним связного текста.
Ключевые слова:
химический пасьянс, понятия, систематизация, развитие понятий, научный текст.
Заголовок:
Задания по теме «Химическая связь»
Аннотация:
Приведены примеры выполнения заданий по теме «Химическая связь» с точки зрения принципа систематичности и последовательности усвоения учебного материала.
Ключевые слова:
ковалентная связь, электронное строение, структура Льюиса.
Заголовок:
«За дюралевым бортом шум мотора…»
Аннотация:
В статье рассказывается об истории получения и использовании алюминия.
Ключевые слова:
алюминий, метод получения, применение.
Заголовок:
Об организации дебатов в процессе обучения
Список литературы:
- Кирьякова А. В. и др. Технология «дебаты» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие. — Оренбург: ОГУ, 2011.
- Резанова И. В. Педагогическая технология «дебаты» // Учительский портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.uchportal.ru/pedagogika/pedagogicheskaya-tekhnologiya-debaty-6983
- Гернер М. В. Использование технологии «Дебаты» на уроках английского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/572341/
- Hennah N. Stoking debate in the classroom // RSC Education [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edu.rsc.org/ideas/debate-in-the-chemistry-class/3010407.article
- Павицкая С. А. Использование технологии критического мышления на уроках химии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/metod_quotdebatyquot_na_uroke_himii-51368.htm
- Шепелева А. М., Егорова К. Е. Технология «дебаты» на уроках химии как основа достижения личностных результатов обучающихся // Вектор развития современного естественно-научного образования. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. — Киров, Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019.
- Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. — М.: Дрофа, 2008.
Аннотация:
В статье обсуждается использование дебатов как инновационной педагогической технологии, направленной на развитие коммуникативных умений учащихся. В качестве примера дано описание дебатов на тему «Будущее – за водородным топливом».
Ключевые слова:
дебаты, коммуникативная культура, критическое мышление, водородное топливо.
Заголовок:
«Школа юного химика»: практикумы по органической химии
Список литературы:
- Ребро И. В. и др. Формирование инженерного мышления в процессе организации профессиональной ориентации у школьников // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 3. — С. 36.
- Чурилина Е. В. Организация занятий кружка «Научное общество химиков» // Химия в школе. — 2019. — № 8. — С. 56–61.
- Цикалов В. В., Цикалова В. Н., Сарнит Е. А. Педагогические аспекты работы профильной школы «Школа юного химика» // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 66–1. — С. 270–274.
- Чурилина Е. В., Велиева Л. А. Эффективность сотрудничества «школа–вуз» для формирования исследовательских навыков обучающихся // Материалы VI Всероссийской научно-методической конференции «Современные технологии непрерывного обучения ШКОЛА–ВУЗ». — Воронеж: Изд-во ВГУИТ, 2019. — С. 16–17.
- Денисова О. Н., Фоминых В. Л., Тарасенко Е. В. Органическая химия: лабораторный практикум. — Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016.
- Крахмалева Т. М. Пищевая химия: методические указания к лабораторному практикуму. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2007.
- Цветков Л. Л. Эксперимент по органической химии: Методика и техника. Пособие для учителей. — М.: Школьная Пресса, 2000.
- Пототня Е. М. Органическая химия: 10–11 классы. — М.: Русское слово — учебник, 2012.
Аннотация:
В статье представлены основные этапы организации учебных занятий в рамках «Школы юного химика», организованной в Воронежском государственном университете инженерных технологий для формирования у школьников положительной мотивации к изучению химии и овладения навыками экспериментальной работы. Описаны наиболее актуальные и интересные для учащихся лабораторные работы по органической химии.
Ключевые слова:
Школа юного химика, органическая химия, химический эксперимент.
Заголовок:
Исследовательский проект «Изучение свойств аптечных сорбентов»
Список литературы:
- Беляев А. П. Физическая и коллоидная химия. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
- Беляков H. A. Энтеросорбция. — Л.: Центр сорбционных технологий, 1991. — С. 329–336.
- Жукова Н. В. Лабораторный практикум по физической и коллоидной химии: учеб.-метод. пособие.— Саранск, Мордов. гос. пед. ин-т, 2016. — С 41.
- Панькина В. В., Жукова Н. В., Ляпина О. А. Исследовательский проект по теме: «Изучение адсорбционной способности лекарственных сорбентов» при изучении химии // Учебный эксперимент в образовании. — 2018. — № 3. — С. 61–70.
Аннотация:
В статье приведена методика определения адсорбционной способности различных аптечных энтеросорбентов по отношению к 0,1 н раствору уксусной кислоты. Описание данной исследовательской работы может быть использована учителем на уроках химии и биологии, а также на занятиях элективных курсов и кружков.
Ключевые слова:
научно-исследовательская работа, адсорбция, аптечные сорбенты, адсорбционная способность.
Заголовок:
Агент Д. И. М.
Список литературы:
- Беленький М. Д. Менделеев. — М.: Молодая гвардия, 2010.
- Писаржевский О. Н. Дмитрий Иванович Менделеев. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959.
- Менделеев И. Д. Воспоминания об отце Дмитрии Ивановиче Менделееве // Научное наследство. Т. 21. — М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1951.
- Менделеев Д. И. Письма, касающиеся работ по пироколлодийному пороху // Научное наследство. Т. 2. — М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1951.
- Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева / Отв. ред. А. В. Сторонкин. — Л.: Наука, 1984.
- Дмитриев И. С. Человек эпохи перемен: очерки о Д. И. Менделееве и его времени. — СПб.: Химиздат, 2004.
- Менделеев Д. И. Заветные мысли. — М.: Мысль, 1995.
Аннотация:
В статье рассказывается о роли Дмитрия Ивановича Менделеева в разработке отечественного бездымного пороха.
Ключевые слова:
Дмитрий Иванович Менделеев, порох, пироколлодий.
Заголовок:
Некапризный эксперимент, или Опыты, которые всегда получаются
Список литературы:
- Аршанский Е. Я., Романовец Г. С., Мякинник Т. Н. Настольная книга учителя химии: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. Обучения. Под ред. Е. Я Аршанского. — Минск: Сэр-Вит, 2010.
- Ермакова Ю. А., Ахметов М. А. Химический эксперимент при изучении нового материала // Химия в школе. — № 5. — С. 45–48.
- Сурин Ю. В. Проблемный эксперимент в совершенствовании теоретических знаний учащихся // Химия в школе. — 2017. — № 2. — С. 48–51.
- Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Виртуальный эксперимент на уроках химии // Химия в школе. — 2012. — № 4. — С. 49–55.
- Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Дополненная реальность в преподавании химии: возможности и перспективы использования // Свиридовские чтения. — Вып.14. — Минск: БГУ, 2018, — С. 131–140.
- Куликова Е. Л. Вечера занимательной химии. — Минск: Народная асвета, 1966.
- Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. — СПб.: Тригон, 1998.
- Полосин В. С. Школьный эксперимент по неорганической химии. — М.: Просвещение, 1970.
- Сомин Л. Е. Увлекательная химия: пособие для учителей. Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1978
- Кортунов Г. М., Борунова Е. Б. Конференция «Химия в кино»: от содержания к формированию регулятивных УУД // Химия в школе. — 2017. — № 8. — С. 37–44.
Аннотация:
В статье обосновываются познавательная, воспитательная, развивающая функции учебного химического эксперимента и современные направления его использования (виртуальный эксперимент и применение технологии дополненной реальности). Подробно анализируются причины недостаточного использования реального химического эксперимента в обучении химии. Приводится описание техники проведения 20 несложных в выполнении занимательных химических опытов.
Ключевые слова:
учебный химический эксперимент, реальный и виртуальный химический эксперимент, занимательные химические опыты, техника выполнения химических опытов.
Заголовок:
Организация исследовательской деятельности при изучении скорости реакции
Список литературы:
- Earl B., Wilford D. Cambridge IGCSE Chemistry Laboratory Practical Book
- Max Papers. Ultimate resource for Cambridge papers [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://maxpapers.com/
- XtremePapers [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://papers.xtremepape.rs/
Аннотация:
В статье представлены практические работы исследовательского характера по теме «Факторы, влияющие на скорость химической реакции». В процессе выполнения этих работ учащиеся работают с таблицами и графиками, оценивают точность полученных данных, предлагают способы усовершенствования эксперимента. Также в статье предложен мысленный эксперимент по данной теме как альтернатива практической работе в случае недостатка реактивов или оборудования.
Ключевые слова:
скорость реакции; факторы, оказывающие влияние на скорость химической реакции.