Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2020 № 8

Русская версия
English version
Заголовок:

Дистанционное обучение: прорыв к новой педагогической реальности

Аннотация:
В виде тезисов представлена программа практической деятельности школы на ближайшую и отдалённую перспективу и одновременно концептуальная программа педагогических исследований.
Заголовок:

Компания СИБУР: перспективы российской нефтехимии

Список литературы:
  1. СИБУР сообщил о финансовых и операционных результатах деятельности по МСФО за 2019 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.sibur.ru/press-center/news/SIBUR-soobshchil-o-finansovykh-i-operatsionnykh-rezultatakh-deyatelnosti-po-MSFO-za-2019/
  2. Ященко И. Г. Попутный нефтяной газ Западной Сибири // Булатовские чтения: сборник статей. — Краснодар: Издательский Дом «Юг», 2018. — C. 255-261.
  3. Амурский ГХК: ход проекта [“лектронный ресурс]. — Режим доступа: https://magazine.sibur.ru/ru/13/article/news/amur-gas-chemical-complex-progress-update/
  4. Костин А. А. Популярная нефтехимия. Увлекательный мир химических процессов. — М.: ООО «Издательство «Ломоносовъ», 2012.
  5. Соколов Р. С. Химическая технология. Т. 2. — М.: Владос, 2000.
  6. Линейный полиэтилен низкой плотности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ref.unipack.ru/95
  7. Седов И. В. и др. Моноцентровые катализаторы в промышленном производстве полиэтилена // Катализ в промышленности. — 2011. — № 6. — С. 40-52.
  8. Лавренов А. В. и др. Технологии получения пропилена: сегодня и завтра // Катализ в промышленности. — 2015. — № 3. — С. 6-19.
  9. Полимерный нетканый материал метод MELT BLOWN 24.12.2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://orion-rus.all.biz/article/ polimernyj-netkannyj-material-metod-melt-blown
  10. Стратегия СИБУРа в области устойчивого развития до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.sibur.ru/upload/pdf/SIBUR Sustainability Strategy 2025 rus.pdf
Аннотация:
В статье рассмотрены современные технологии переработки попутного нефтяного газа, производства олефинов и полиолефинов в нефтехимической компании СИБУР.
Заголовок:

Современное состояние и тенденции развития КИМ ЕГЭ по химии

Список литературы:
  1. Кравцов С. С., Музаев А. А., Каверина А. А. Единый государственный экзамен в контексте объективности оценки качества образования // Педагогические измерения. - 2018. - № 2. - С. 8-12.
  2. Каверина А. А., Снастина М. Г. ЕГЭ по химии: основные направления развития экзаменационной модели КИМ // Педагогические измерения. - 2018. - № 2. - С. 67-74.
  3. Каверина А. А. Методические аспекты контроля и оценки образовательных достижений школьников при обучении химии // Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. Г. В. Лисичкина. - 2017. - С. 78-82.
  4. Медведев Ю. Н., Стаханова С. В. Контрольные измерительные материалы: реальность и перспектива // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 23-29.
  5. Добротин Д. Ю., Свириденкова Н. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по химии // Педагогические измерения. – 2018. - № 4. - С. 92-120.
  6. Добротин Д. Ю., Свириденкова Н. В., Снастина М. Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по химии // Педагогические измерения. - 2019. - № 4. - С. 109-135.
  7. Молчанова Г. Н. О компонентах успеха в решении задач повышенной сложности // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе. - Витебск, ВГУ им. П. М. Машерова, 2018.
Аннотация:
В статье даётся обоснование роли ЕГЭ в системе оценки качества российского образования, рассмотрены основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов по химии, даётся характеристика документов, регламентирующих структуру и содержание экзаменационных вариантов, приведены примеры заданий, включённые в КИМ 2020 г., проанализированы основные проблемы, с которыми столкнулись выпускники, сдававшие ЕГЭ в 2020 г.
Заголовок:

Подготовка к ЕГЭ: преодолевая стереотипы

Список литературы:
  1. Ахметов М. А., Исаева О. Н., Пильникова Н. Н. К методике применения средств наглядности при формировании химических понятий // Химия в школе. – 2010. - № 4. – С. 28-31.
  2. Ермакова Ю. А., Ахметов М. А. Химический эксперимент при изучении нового материала // Химия в школе. – 2018. - № 5. – С. 45-49.
Аннотация:
В статье анализируются причины скандала, разгоревшегося вокруг ЕГЭ по химии. Дана оценка заданиям, которые вызвали наибольшие затруднения у экзаменуемых. Высказаны предложения по развитию содержания ЕГЭ по химии, приоритетным методам подготовки к экзамену.
Заголовок:

Проблемный ЕГЭ или проблемы в преподавании предмета?

Аннотация:
Автор определяет ситуацию, сложившуюся после проведения Единого государственного экзамена по химии как следствие устоявшихся проблем в преподавании химии в школе.
Заголовок:

Задания для формирования естественно-научной грамотности

Список литературы:
  1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1
  2. Проведение исследований PISA в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html (дата обращения 13.05.2020).
  3. Колесникова И. В. Роль учителя в формировании естественно-научной грамотности // Химия в школе. – 2019. - № 6. - С. 52-55.
  4. Магеррамов А. М., Азизов А. А., Алосманов Р. М. и др. Использование полимеров в качестве сорбентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/84/15500/ (дата обращения: 02.05.2020).
  5. Магеррамов А. М., Азизов А. А., Алосманов Р. М. и др. Удаление тонких нефтяных плёнок с водной поверхности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/30/3451/ (дата обращения: 13.05.2020).
  6. Рекомендации по результатам 67-го специального (133-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Предотвращение образования отходов как необходимое условие обеспечения экологических прав граждан и успешной реализации национального проекта «Экология» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ttp://president-sovet.ru/presscenter/news/read/5589/
Аннотация:
Описаны подходы к формированию и оценке естественно-научной грамотности школьников в контексте международных исследований качества образования при изучении предметов естественно-научного цикла, в том числе химии. Приведены примеры заданий, составленных в соответствии с рассматриваемыми подходами.
Заголовок:

Урок-экспертиза «Витамины как биологически активные соединения»

Список литературы:
  1. Жукова Н. И. Количественное определение витамина C в биологическом материале // Химия в школе. – 2018. - № 2. - С. 58.
  2. Журова В. Г. Как определить содержание витамина C в яблоках // Химия в школе. – 2019. - № 10. - С. 57.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности проведения урока-экспертизы «Витамины как биологически активные соединения» и его возможности.
Заголовок:

О развитии познавательной деятельности в процессе обучения

Список литературы:
  1. Алиев Р. Я., Азизов Е. Т. Методика преподавания химии. I часть. - Баку, 2005.
  2. Васильева В. В. О способах повышения познавательной активности обучающихся // Химия в школе. – 2018. - № 2. - С. 2- 4.
  3. Городенская А. С. Развитие познавательной активности при работе в информационной среде // Химия в школе. – 2018. - № 5. - С. 21-23.
  4. Лятифов И. У., Мустафа Ш. А. Химия: учебник для 9-го класса общеобразовательных школ. - Баку: Издательство «Баку», 2016.
  5. Аббасов В. М., Аббасов М. М., Алиев Р. Я. и др. Химия: учебник для 9-го класса общеобразовательных школ. – Баку: Асполиграф, 2009.
Аннотация:
В статье даётся информация о познавательной деятельности и средствах её активизации на уроках химии. Рассматриваются пути и возможности развития познавательной деятельности учащихся на примере организации и проведения урока химии экспериментального характера. Систематизируются результаты обучения учащихся по теме «Хлороводород и соляная кислота».
Заголовок:

Химический пасьянс как средство обучения

Список литературы:
  1. Усова А. В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий: учебное пособие по спецкурсу. - Челябинск: Челябинский рабочий, 1988.
  2. Добротин Д. Ю. Формирование и контроль усвоения систем химических понятий // Химия в школе. – 2019. - № 7. - С. 4-10.
  3. Павлов И. И. Дидактическое средство обучения «Химический пасьянс». Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2019621459 от 6 августа 2019 г.
  4. Сагындыков Ж., Бердибекова С. Формирование пространственного воображения у учащихся при изучении физических и химических понятий на основе анимации // Наука, техника и образование. - 2016. - № 5. – С. 112-113.
Аннотация:
Представлена идея разработки и применения тренировочного средства обучения «Химический пасьянс», способствующего развитию умений у обучающихся составлять согласованный научный текст на основе ключевых понятий, полученных в результате раскладки карт. Приводится теоретический разбор проблемы развития понятий у обучающихся, что является основой усвоения всего содержания школьного курса химии. Представлены правила раскладки пасьянса и отбора понятий, требующих у учащихся приведения определения и составления по ним связного текста.
Заголовок:

Задания по теме «Химическая связь»

Аннотация:
Приведены примеры выполнения заданий по теме «Химическая связь» с точки зрения принципа систематичности и последовательности усвоения учебного материала.
Заголовок:

«За дюралевым бортом шум мотора…»

Аннотация:
В статье рассказывается об истории получения и использовании алюминия.
Заголовок:

Об организации дебатов в процессе обучения

Список литературы:
  1. Кирьякова А. В. и др. Технология «дебаты» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие. — Оренбург: ОГУ, 2011.
  2. Резанова И. В. Педагогическая технология «дебаты» // Учительский портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.uchportal.ru/pedagogika/pedagogicheskaya-tekhnologiya-debaty-6983
  3. Гернер М. В. Использование технологии «Дебаты» на уроках английского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/572341/
  4. Hennah N. Stoking debate in the classroom // RSC Education [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edu.rsc.org/ideas/debate-in-the-chemistry-class/3010407.article
  5. Павицкая С. А. Использование технологии критического мышления на уроках химии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/metod_quotdebatyquot_na_uroke_himii-51368.htm
  6. Шепелева А. М., Егорова К. Е. Технология «дебаты» на уроках химии как основа достижения личностных результатов обучающихся // Вектор развития современного естественно-научного образования. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. — Киров, Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019.
  7. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. — М.: Дрофа, 2008.
Аннотация:
В статье обсуждается использование дебатов как инновационной педагогической технологии, направленной на развитие коммуникативных умений учащихся. В качестве примера дано описание дебатов на тему «Будущее – за водородным топливом».
Заголовок:

«Школа юного химика»: практикумы по органической химии

Список литературы:
  1. Ребро И. В. и др. Формирование инженерного мышления в процессе организации профессиональной ориентации у школьников // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 3. — С. 36.
  2. Чурилина Е. В. Организация занятий кружка «Научное общество химиков» // Химия в школе. — 2019. — № 8. — С. 56–61.
  3. Цикалов В. В., Цикалова В. Н., Сарнит Е. А. Педагогические аспекты работы профильной школы «Школа юного химика» // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 66–1. — С. 270–274.
  4. Чурилина Е. В., Велиева Л. А. Эффективность сотрудничества «школа–вуз» для формирования исследовательских навыков обучающихся // Материалы VI Всероссийской научно-методической конференции «Современные технологии непрерывного обучения ШКОЛА–ВУЗ». — Воронеж: Изд-во ВГУИТ, 2019. — С. 16–17.
  5. Денисова О. Н., Фоминых В. Л., Тарасенко Е. В. Органическая химия: лабораторный практикум. — Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016.
  6. Крахмалева Т. М. Пищевая химия: методические указания к лабораторному практикуму. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2007.
  7. Цветков Л. Л. Эксперимент по органической химии: Методика и техника. Пособие для учителей. — М.: Школьная Пресса, 2000.
  8. Пототня Е. М. Органическая химия: 10–11 классы. — М.: Русское слово — учебник, 2012.
Аннотация:
В статье представлены основные этапы организации учебных занятий в рамках «Школы юного химика», организованной в Воронежском государственном университете инженерных технологий для формирования у школьников положительной мотивации к изучению химии и овладения навыками экспериментальной работы. Описаны наиболее актуальные и интересные для учащихся лабораторные работы по органической химии.
Заголовок:

Исследовательский проект «Изучение свойств аптечных сорбентов»

Список литературы:
  1. Беляев А. П. Физическая и коллоидная химия. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
  2. Беляков H. A. Энтеросорбция. — Л.: Центр сорбционных технологий, 1991. — С. 329–336.
  3. Жукова Н. В. Лабораторный практикум по физической и коллоидной химии: учеб.-метод. пособие.— Саранск, Мордов. гос. пед. ин-т, 2016. — С 41.
  4. Панькина В. В., Жукова Н. В., Ляпина О. А. Исследовательский проект по теме: «Изучение адсорбционной способности лекарственных сорбентов» при изучении химии // Учебный эксперимент в образовании. — 2018. — № 3. — С. 61–70.
Аннотация:
В статье приведена методика определения адсорбционной способности различных аптечных энтеросорбентов по отношению к 0,1 н раствору уксусной кислоты. Описание данной исследовательской работы может быть использована учителем на уроках химии и биологии, а также на занятиях элективных курсов и кружков.
Заголовок:

Агент Д. И. М.

Список литературы:
  1. Беленький М. Д. Менделеев. — М.: Молодая гвардия, 2010.
  2. Писаржевский О. Н. Дмитрий Иванович Менделеев. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959.
  3. Менделеев И. Д. Воспоминания об отце Дмитрии Ивановиче Менделееве // Научное наследство. Т. 21. — М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1951.
  4. Менделеев Д. И. Письма, касающиеся работ по пироколлодийному пороху // Научное наследство. Т. 2. — М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1951.
  5. Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева / Отв. ред. А. В. Сторонкин. — Л.: Наука, 1984.
  6. Дмитриев И. С. Человек эпохи перемен: очерки о Д. И. Менделееве и его времени. — СПб.: Химиздат, 2004.
  7. Менделеев Д. И. Заветные мысли. — М.: Мысль, 1995.
Аннотация:
В статье рассказывается о роли Дмитрия Ивановича Менделеева в разработке отечественного бездымного пороха.
Заголовок:

Некапризный эксперимент, или Опыты, которые всегда получаются

Список литературы:
  1. Аршанский Е. Я., Романовец Г. С., Мякинник Т. Н. Настольная книга учителя химии: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. Обучения. Под ред. Е. Я Аршанского. — Минск: Сэр-Вит, 2010.
  2. Ермакова Ю. А., Ахметов М. А. Химический эксперимент при изучении нового материала // Химия в школе. — № 5. — С. 45–48.
  3. Сурин Ю. В. Проблемный эксперимент в совершенствовании теоретических знаний учащихся // Химия в школе. — 2017. — № 2. — С. 48–51.
  4. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Виртуальный эксперимент на уроках химии // Химия в школе. — 2012. — № 4. — С. 49–55.
  5. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Дополненная реальность в преподавании химии: возможности и перспективы использования // Свиридовские чтения. — Вып.14. — Минск: БГУ, 2018, — С. 131–140.
  6. Куликова Е. Л. Вечера занимательной химии. — Минск: Народная асвета, 1966.
  7. Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. — СПб.: Тригон, 1998.
  8. Полосин В. С. Школьный эксперимент по неорганической химии. — М.: Просвещение, 1970.
  9. Сомин Л. Е. Увлекательная химия: пособие для учителей. Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1978
  10. Кортунов Г. М., Борунова Е. Б. Конференция «Химия в кино»: от содержания к формированию регулятивных УУД // Химия в школе. — 2017. — № 8. — С. 37–44.
Аннотация:
В статье обосновываются познавательная, воспитательная, развивающая функции учебного химического эксперимента и современные направления его использования (виртуальный эксперимент и применение технологии дополненной реальности). Подробно анализируются причины недостаточного использования реального химического эксперимента в обучении химии. Приводится описание техники проведения 20 несложных в выполнении занимательных химических опытов.
Заголовок:

Организация исследовательской деятельности при изучении скорости реакции

Список литературы:
  1. Earl B., Wilford D. Cambridge IGCSE Chemistry Laboratory Practical Book
  2. Max Papers. Ultimate resource for Cambridge papers [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://maxpapers.com/
  3. XtremePapers [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://papers.xtremepape.rs/
Аннотация:
В статье представлены практические работы исследовательского характера по теме «Факторы, влияющие на скорость химической реакции». В процессе выполнения этих работ учащиеся работают с таблицами и графиками, оценивают точность полученных данных, предлагают способы усовершенствования эксперимента. Также в статье предложен мысленный эксперимент по данной теме как альтернатива практической работе в случае недостатка реактивов или оборудования.
Title:

Distance learning: a breakthrough to a new pedagogical reality

Summary:
The guidelines for a conceptual program of pedagogical research as well as the program of school practical activities for the nearest and distant future are presented.
Title:

SIBUR: prospects for Russian petrochemical industry

Summary:
The article discusses modern technologies for processing associated petroleum gas, production of olefins and polyolefins in the SIBUR petrochemical company.
Title:

Current state and trends of the development of the Unified State Exam tasks in chemistry

Summary:
The article reveals the role of the exam in the quality assessment system of Russian education, considers the main approaches to the development of control measuring materials in chemistry, describes the documents regulating the structure and content of exam options, provides examples of the 2020 Unified State Exam tasks. The main problems faced by graduates who passed the exam in 2020 are discussed.
Title:

Preparation for the exam: overcoming stereotypes

Summary:
The article analyzes the reasons for the scandal that broke out around the Unified State Exam in chemistry. The problems that caused the greatest difficulties in the subjects are discussed. Suggestions for developing the content of the Unified State Exam in chemistry and priority methods of preparation for the exam are made.
Title:

Problematic exam or problems in teaching the subject?

Summary:
The author defines the situation that developed after the Unified State Exam, as a result of problems in teaching chemistry at school.
Title:

Tasks for the formation of scientific literacy

Summary:
The article describes approaches to formulating and assessing scientific literacy among pupils in the context of international studies of the quality of education in the field of science subjects, including chemistry. Examples of tasks created in accordance with the approaches under consideration are given.
Title:

Lesson-expertise «Biologically active compounds: vitamins»

Summary:
The article discusses the features of the lesson-expertise «Biologically active compounds: vitamins» and its educational potential.
Title:

On the development of students’ cognitive activity

Summary:
The article provides information on cognitive activity and the means of its activation. The ways of the development of students’ cognitive activity in a chemistry class are considered. The learning outcomes of students on the topic “Hydrogen Chloride and Hydrochloric Acid” are described.
Title:

Chemical solitaire as a means of learning

Summary:
The idea of the development and application of the training tool “Chemical solitaire” which contributes to the development of the students’ skills of compiling a scientific text using key concepts is presented. The author gives theoretical analysis of developing concepts in students which is the basis for assimilating the entire content of the school chemistry course. The rules of solitaire and selection of concepts requiring students to define and compile a coherent text are presented.
Title:

Tasks on the topic “Chemical Bonds”

Summary:
Examples of performing tasks on the topic “Chemical bonds” taking into account the principle of system and sequence in learning the educational material are given.
Title:

Aluminium and its alloys in aircraft manufacturing

Summary:
The article describes the production and use of aluminum.
Title:

On conducting a class debate

Summary:
The article discusses the use of debate as an innovative pedagogical technology aimed at developing the communication skills of students. As an example, the debate on the topic “Hydrogen: fuel of the future” is described.
Title:

“School of the Young Chemist”: organic chemistry workshops

Summary:
The article presents the stages of organizing training sessions in the framework of the “School of the Young Chemist” organized at the Voronezh State University of Engineering Technologies for the formation of students’ positive motivation to chemistry and mastering experimental skills. The most relevant and interesting practical classes in organic chemistry are described.
Title:

Research project “Comparing properties of various pharmacy sorbents”

Summary:
The author presents a methodology for determining the adsorption capacity of various pharmacy enterosorbents with the use of to a 0,1 n solution of acetic acid. The description of this research work may be used by the teacher in chemistry and biology classes, as well as in elective and optional courses.
Title:

Agent D.I.M.

Summary:
The article describes the role of Dmitry Ivanovich Mendeleev in the development of smokeless gunpowder in Russia.
Title:

Experiments which are always successful

Summary:
Cognitive, educational and developing functions of the educational chemical experiment as well as modern trends in using it (virtual experiment and the augmented reality technology) are discussed. The reasons for the insufficient use of a real chemical experiment in chemistry training are analyzed in detail. The authors provide a description is given of the technique for conducting 20 simple and entertaining chemical experiments.
Title:

Organization of research activities in the study of reaction rate

Summary:
The article presents laboratory practice with the elements of research on the topic “Factors affecting the rate of a chemical reaction”. In these practical tasks, students plot the results obtained during the experiment on the grid; evaluate the accuracy of the data, suggest and explain an improvement to this experiment. Also, a thought experiment on this topic was proposed as an alternative to practical work in case of a lack of reagents or equipment.
Связаться с нами