Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2020 № 7

Русская версия
English version
Заголовок:

Оценку поставит жизнь, или Послесловие к ЕГЭ-2020 по химии

Аннотация:
ЕГЭ по химии 2020 г. вызвал широкий общественный резонанс. Вокруг содержания и формулировок заданий развернулась острая полемика. Предлагаем всем заинтересованным сторонам поразмышлять над этой ситуацией.
Заголовок:

Функциональная грамотность учащихся: условия и пути формирования

Список литературы:
  1. Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Химия в школе. – 2020.- № 2. – С. 2-12.
  2. Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК-4вн. [Электронный ресурс]. - Режим достyпа: https://docs.edu.gov.ru/id1731 (дата обращения 22.02.2020).
  3. Заграничная Н. А. Естественно-научная грамотность как важный результат химического образования // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей / Под ред. Е. Я. Аршанского. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2016. - С. 55-58.
  4. Ковалёва Г. С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // Вестник образования России. – 2019. - № 16. - С. 32-36.
  5. Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Методы формирования естественно-научной грамотности учащихся основной школы: интегративный подход // Школьные технологии. – 2017. - № 3. – С. 20-26.
Аннотация:
В статье рассматриваются концепции учебных дисциплин в контексте целей и результатов естественно-научного образования. Особое внимание уделяется естественно-научной грамотности (ЕНГ) как интегративному образовательному результату, характеризующему качество образования. Понятие ЕНГ определяется в соответствии с международными подходами к оценке образовательных результатов. Авторы рассматривают состав естественно-научных компетенций, отражающих формирование естественно-научной грамотности у выпускника школы. Описаны основные факторы и условия формирования ЕНГ в процессе изучения естественно-научных учебных дисциплин.
Заголовок:

Интегрированный урок по теме «Кристаллические решётки»

Аннотация:
Представлен конспект урока на тему «Кристаллические решётки». Учащиеся усваивают и запоминают информацию при изучении нового материала, а также на стадии закрепления, выполняя задания интегрированного типа. Задания рассчитаны на разные уровни подготовки школьников.
Заголовок:

Проблемное обучение с использованием QR-кода

Список литературы:
  1. Козлова М. А., Кавардина В. А. Проблемное обучение на уроках химии // Будущее науки - 2019: сборник научных статей 7-й международной молодёжной научной конференции. – ЮЗГУ, 2019. - Т. 2. - С. 158-161.
  2. Леенсон И. А. Как и почему происходят химические реакции. Элементы химической термодинамики и кинетики: Учебное пособие. — Долгопрудный: Издательский Дом «Интеллект», 2010.
  3. Окольников Ф. Б. Химический эксперимент как средство естественно-научной интеграции // Химия в школе. - 2007. - № 9. - С. 61-63.
  4. Сурин Ю. В. Проблемный эксперимент как одна из форм химического эксперимента // Химия в школе. - 2007. - № 10. - С. 57-61.
  5. Янкив К. Ф, Лысенко А. В. Самостоятельная работа как метод организации экспериментальной работы // Известия ЮЗГУ, Серия «Лингвистика и педагогика». - 2018. - Т. 8. - № 3 (28). - С. 102-109.
  6. Козлова М., Янкив К. Ф. Совместная научно-исследовательская работа студентов и школьников по синтезу акридона-9 // Школа юных иноваторов: Сборник научных статей итоговой конференции. ЮЗГУ, 2018 г. - Курск: Университетская книга, 2018. - С. 260-264.
  7. Козлова М., Янкив К. Ф. Определение содержания витамина С в покупных фруктах и овощах методом иодометрии // Будущее науки -2019: сборник научных статей 7-й международной молодёжной научной конференции. - ЮЗГУ, 2019. – Т. 5. - С. 263-265.
  8. Козлова М., Ступакова С., Янкив К. Ф. Определение содержания нитрат-ионов в покупных овощах с помощью ионоселективной потенциометрии // Будущее науки - 2019: сборник научных статей 7-й международной молодёжной научной конференции. - ЮЗГУ, 2019. – Т. 5. - С. 291-293.
Аннотация:
Использование QR-кода позволяет максимально приблизить учащихся к современным информационным достижениям. Предлагаем методику изучения темы «Тепловой эффект химических реакций» на основе проблемного подхода с использованием QR-кода.
Заголовок:

Листая семейный альбом

Аннотация:
Предложена разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме «Генетическая связь между основными классами углеводородов». Для его проведения учащиеся приносят по три фотографии из своего семейного альбома.
Заголовок:

Урок по теме «Спирты»

Список литературы:
  1. Габриелян О. С. Химия: 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
  2. Батаев В. А., Батаева Е. В. Справочник по органической химии: учебное пособие для школьников и абитуриентов. - М.: Издательство АСТ: Издательство Астрель, 2004.
  3. Контрольно-измерительные материалы: Химия: 10 класс / Сост. Н. П. Трегубова. – М.: ВАКО, 2011.
Аннотация:
На уроке созданы содержательные и организационные условия для изучения особенностей строения, номенклатуры, изомерии, физических свойств одноатомных спиртов, формирования навыков грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента, стимулирования обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений.
Заголовок:

Обсуждаем точность терминов и определений

Список литературы:
  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. и др. Общая химия: учеб. для 11 кл. с углубл. изучением химии. — М.: Просвещение, 2005.
  2. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Лунин В. В. и др. Химия: учеб. для 10 и 11 кл., проф. уровень. — М.: Дрофа, 2010.
  3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: учеб. для 10 и 11 кл., углубл. уровень. — М.: Русское слово, 2014.
  4. Сиборг Г. и др. Химия: Курс для средней школы, пер. с англ. — М.: Мир, 1971.
  5. Воробьёв А. Ф., Кузнецов Н. Т. и др. Общая и неорганическая химия: учеб. для вузов, Т. 1, 2. — М.: Академкнига, 2004.
  6. Семёнов И. Н., Перфилова И. Л. Химия: учеб. для вузов. — СПб.: Химиздат, 2000.
  7. Слесарев В. И. Химия. Основы химии живого: учеб. для вузов. — СПб: Химиздат, 2001.
  8. Химическая энциклопедия. Т. 1-5. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1989-1998.
  9. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Неорганическая химия в реакциях: справочник. — М.: Дрофа, 2007.
Аннотация:
В статье рассматриваются неточности терминов и формулировок, которые встречаются в некоторых учебниках, пособиях и заданиях ЕГЭ. Обсуждаются возможности уточнения этих понятий.
Заголовок:

Об использовании рисунков при решении задач на растворимость

Список литературы:
  1. Середа И. П. Контурные задачи по химии для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1974.
  2. Егоров А. С. Химия. Репетитор для поступающих в вузы. - Ростов н/Д., Феникс, 2002.
  3. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы. - М.: Экзамен, 2006.
Аннотация:
Авторы предлагают единый алгоритм решения задач на растворимость солей двух типов. Для большей наглядности предлагается использовать рисунки.
Заголовок:

Прикладной аспект химического образования в задачах с практическим содержанием

Список литературы:
  1. Асанова Л. И., Снигирёва Е. М. Контекстные задачи с межпредметным содержанием // Химия в школе. – 2018. – № 2. - С. 14.
  2. Ахметов М. А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения химии // Химия в школе. – 2011. – № 4. – С. 23-27.
  3. Кузнецова А. В., Фирстова Н. В., Волкова Н. В., Вернигора А. Н. Практико-ориентированные задачи при подготовке к олимпиадам // Химия в школе. – 2018. – № 2. - С. 58.
  4. Сорокин В. В., Злотников Э. Г. Как ты знаешь химию? – Л.: Химия, 1987.
Аннотация:
Рассматривается прикладной аспект химического образования школьников. Описан один из эффективных методов реализации прикладного аспекта - решение задач с прикладным содержанием, которые не только раскрывают роль химии в окружающей нас действительности, но и активизируют мыслительную деятельность, развивают интерес к предмету.
Заголовок:

Механизм моющего действия поверхностно-активных веществ

Список литературы:
  1. Волков В. А. Поверхностно-активные вещества в моющих средствах и усилителях химической очистки. — М.: Легпромбытиздат, 1985.
  2. Джейкок М., Парфит Дж. Химия поверхностей раздела фаз. — М.: Мир, 1984.
  3. Ланге К. Р. Поверхностно-активные вещества: синтез, свойства, анализ, применение. Справочник. — СПб.: Профессия, 2007.
  4. Русанов А. И., Щёкин А. К. Мицеллообразование в растворах поверхностно-активных веществ. — СПб.: Лань, 2016.
  5. Сумм Б. Д., Горюнов Ю. В. Физико-химические основы смачивания и растекания. — М.: Химия. 1976.
  6. Холмберг К. и др. Поверхностно-активные вещества и полимеры в водных растворах. Пер. с англ. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  7. Щукин Е. Д., Перцов А. В., Амелина Е. А. и др. Коллоидная химия. Учеб. для университетов и химико-технолог. вузов. — М.: Высшая школа, 2004.
Аннотация:
Моющее действие поверхностно-активных веществ – это совокупность множества явлений и состоит из ряда параллельно и последовательно протекающих процессов. Детальное установление механизма моющего действия – это сложная задача, имеющая важнейшее научно-теоретическое и практическое значение. Теория моющего действия проливает свет на ряд процессов и явлений, широко распространенных в природе и практической деятельности человека.
Заголовок:

Организация исследовательской деятельности при изучении скорости реакции

Список литературы:
  1. Earl B., Wilford D. Cambridge IGCSE Chemistry Laboratory Practical Book
  2. Max Papers. Ultimate resource for Cambridge papers [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://maxpapers.com/
  3. XtremePapers [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://papers.xtremepape.rs/
Аннотация:
В статье представлены практические работы исследовательского характера по теме «Факторы, влияющие на скорость химической реакции». В процессе выполнения этих работ учащиеся работают с таблицами и графиками, оценивают точность полученных данных, предлагают способы усовершенствования эксперимента. Также в статье предложен мысленный эксперимент по данной теме как альтернатива практической работе в случае недостатка реактивов или оборудования.
Заголовок:

Айзек Азимов: «Это была хорошая жизнь»

Список литературы:
  1. Грученко Г. И., Анисимова Т. В. Учёные-химики Смоленщины: учебное пособие. — Смоленск: СГПИ, 1996. — С. 6-12.
  2. Айзек Азимов: альбом / МБУ «Шумячский музей», сост. С. Н. Семенова. Шумячи, 2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shumyachi.museum67.ru/files/327/ajzek-azimov-output
  3. Выдающиеся земляки Смоленского края: алфавитный указатель [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://smolensklib.ru/sites/default/files/old%20str/kray2/alfavit.htm
  4. Грученко Г. И., Максимчук Н. А. Айзек Азимов. К 85-летию со дня рождения // Химия. — 2005. — № 6 (678).
  5. Максимчук В. П., Максимчук Н. А. Азимов Айзек. Смоленская область. Энциклопедия. Т. 1. — Смоленск: СГПУ, 2001. — С. 7.
  6. Айзек Азимов: фан-сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asimovonline.ru/
  7. Азимов А. Строительный материал Вселенной. Вся Галактика в таблице Менделеева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  8. Азимов А. Мир углерода. — М.: Химия, 1978.
  9. Азимов А. Мир азота. — М.: Химия, 1981.
  10. Азимов А. Краткая история химии: Развитие идей и представлений в химии. — М.: Мир, 1983.
  11. Айзек Азимов: «Я никогда не забывал, где я родился…» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://smolnarod.ru/politroom/ajzek-azimov-ya-nikogda-ne-zabyval-gde-ya-rodilsya/
Аннотация:
Статья посвящена столетию со дня рождения американского биохимика и писателя-фантаста Айзека Азимова. Излагаются биографические сведения, перечисляются некоторые произведения из богатейшего наследия автора. Дается краткий анализ научно-популярных книг химического содержания.
Заголовок:

Факультативный курс «Химия против вирусов»

Список литературы:
  1. Янкив К. Ф., Арабаджи Л. И. Формирование ценности здорового образа жизни в школьном курсе химии // Химия в школе. — 2016. — № 4. — С. 35–40.
  2. Веселов С. В. и др. Антибактериальные препараты: дезинфицирующие средства и антисептики. Общие принципы антибиотикотерапии: учебное пособие для ординаторов клинических кафедр медицинских вузов / под. общ. ред. С. Б. Марасанова. — Тверь: Ред.-изд. центр Твер. гос. мед. унив., 2018.
  3. Национальный справочно-аналитический портал о дезсредствах, зарегистрированных на территории РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.dezreestr.ru
  4. ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности (с Изменениями № 1, 2) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/5200233
  5. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 апреля 2020 г. № 02/6475-2020-32 «Об использовании средств индивидуальной защиты» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/news/1364422/
  6. The highest levels of sanitation using the power of ClO2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.scotmas.com/industries/healthcare-building-services/laboratory-disinfection
Аннотация:
В статье предлагается описание факультативного курса «Химия против вирусов» для 10 классов естественно-научного или медицинского профиля. Курс носит интегрированный характер (химия, биология, ОБЖ). Цель факультатива — ознакомление с материалом о современных способах борьбы с болезнетворными микроорганизмами, углубление и расширение предметных знаний учащихся.
Заголовок:

Факультативный курс «Химия и здоровое питание»

Список литературы:
  1. Барановский А.Ю. Диетология. — СПб.: Питер, 2012. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия: Учебник. — М.: Медицина, 1998.
  2. Калькулятор калорий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kalkulyator-kaloriy.ru
  3. Нельсон Д., Кокс М. Основы биохимии Ленинджера. Том 1. Основы биохимии, строение и катализ. — М.: Лаборатория знаний, 2019.
  4. Прайс В. Статьи о питании и здоровье Фонда Вестона Прайса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.westonaprice.org/russian
Аннотация:
В статье дано описание факультативного курса «Химия и здоровое питание», направленного на расширение знаний старшеклассников и формирование у них культуры питания. Содержание факультатива охватывает следующие разделы: основные химические компоненты продуктов питания (белки, жиры, углеводы, вода, витамины); пищевые добавки; возрастные и климатогеографические особенности рациона; принципы рационального питания. Приведена методическая разработка факультативного занятия на тему: «Каким должен быть идеальный завтрак».
Title:

Time will show or Afterword to the Unified State Exam in Chemistry

Summary:
The 2020 exam in Chemistry caused a wide public outcry. The content and wording of the tasks were discussed and debated. We invite all interested parties to reflect on this situation.
Title:

Functional literacy of students: conditions and ways of forming

Summary:
The article deals with the concepts of academic subjects in the context of the goals and results of natural science education. Special attention is paid to natural science literacy as an integrative educational result that characterizes the quality of education. The concept of natural science literacy is defined in accordance with international approaches to evaluating educational results. The authors consider the composition of natural science competencies that reflect the formation of natural science literacy in a school graduate. The main factors and conditions for the formation of natural science literacy in the process of studying natural science academic disciplines are described.
Title:

Intrgrated lesson on the theme of “Crystal Lattices”

Summary:
A synopsis of the lesson on the theme of “Crystal Lattices” is given Students will be able to learn and remember previously unknown information and practice in performing integrated tasks. Tasks are designed for different levels of student’s training.
Title:

Problem-based learning using a QR code

Summary:
The use of a QR code at the school level allows students to learn chemistry through modern information technologies. We offer the study of the theme “Thermal effect of chemical reactions” based on a problematic approach using a QR code.
Title:

Leafing the family album

Summary:
The description of a lesson on generalization and systematization of knowledge on the topic “Genetic connection between the main classes of hydrocarbons” is proposed. At the lesson, students use photos from their family albums.
Title:

Lesson on “Alcohols”

Summary:
The article deals with creating meaningful and organizational conditions for studying the structure, nomenclature, isomerism, physical properties of monohydric alcohols; forming students’ skills for performing and interpreting chemical experiment; stimulating students to set goals, plan their activities, analyze individual achievements.
Title:

Discussing the accuracy of terms and definitions

Summary:
The article considers the inaccuracies of terms and formulations that are found in some textbooks, manuals and tasks of the Unified State Exam. The possibility of clarifying these concepts is discussed.
Title:

Use of drawings in solving problems on solubility

Summary:
Authors propose a universal algorithm for solving solubility problems using drawings.
Title:

Applied aspect of chemical education in practice oriented tasks

Summary:
The article is devoted to the use of the applied aspect in the school chemical education. The authors consider problem solving as one of the effective methods of demonstrating the applied aspect of chemistry. It is shown that problems with applied content not only reveal the application of chemistry in the real life, but also activate mental activity, develop students’ interest in the subject.
Title:

Mechanism of cleansing action of surfactants

Summary:
The cleansing action of surfactants is a combination of several phenomena and consists of a number of parallel and sequential processes. A detailed determination of the mechanism of the cleansing action is a complex task that has the most important scientific, theoretical and practical significance. The theory of detergent action sheds light on a number of processes and phenomena that are widespread in nature and human activities.
Title:

Organization of research activities in the study of reaction rate

Summary:
The article presents laboratory practice with the elements of research on the topic “Factors affecting the rate of a chemical reaction”. In these practical tasks, students plot the results obtained during the experiment on the grid; evaluate the accuracy of the data, suggest and explain an improvement to this experiment. Also, a thought experiment on this topic was proposed as an alternative to practical work in case of a lack of reagents or equipment.
Title:

Isaac Asimov: “It was a good life”

Summary:
The article is dedicated to the centenary of the birth of the American biochemist and science fiction writer Isaac Asimov. Biographical information is provided, and some works from the author's rich heritage are listed. A brief analysis of popular science books of chemical content is given.
Title:

Optional course “Chemistry against viruses”

Summary:
The author proposes a description of the optional course “Chemistry against viruses” for natural science or medical classes. The integrated course (Chemistry, Biology, Life Safety) is recommended for the 10-graders. The purpose of the course is to familiarize students with the material on modern methods of combating pathogens.
Title:

Optional course “Chemistry and healthy diet”

Summary:
The article describes the optional course “Chemistry and healthy diet”, aimed at expanding knowledge of high school students and developing their nutritional culture. The content of the optional course covers the following sections: the main chemical components of food (proteins, fats, carbohydrates, water, vitamins), dietary supplements, age and geographical features of the diet, principles of rational nutrition. The scenario of an optional session on the topic “What makes the perfect breakfast” is given.
Связаться с нами