Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2020 № 5

Русская версия
English version
Заголовок:

Бобринёв Ю. В.. Адрес: Москва. Место работы: СОШ № 1514.

Спиоск литературы:
  1. 1. https://www.chayka.org/node/10283
  2. 2. https://www.kolesa.ru/
  3. 3. https://voynablog.ru/
  4. 4. https://78.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/3788186
  5. 5. https://www.spb.kp.ru/daily/26437.4/3307661/
Аннотация:
Великая Отечественная война принесла нашему народу океан горя и новые технологии – в медицине, энергетике, авиастроении и т. д. Эти разработки спасли тысячи жизней в период суровых испытаний и используются до сих пор.
Заголовок:

Развитие критического мышления: метод шестиугольного обучения

Спиоск литературы:
  1. 1. Селезова Е. В. Использование инновационных технологий для развития химических способностей учащихся // Химия в школе. – 2020. - № 2. – С. 22-27.
  2. 2. Ефимова Л. В. К методике работы с одарёнными детьми // Химия в школе. – 2019. - № 9. - С. 6-10.
  3. 3. Селезова Е. В. Развитие высокомотивированных учащихся в процессе профильного обучения химии в КГАОУ «Школа космонавтики» // Современные подходы к работе с высокомотивированным старшеклассниками: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 27-28 октября 2016; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – С. 124.
  4. 4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта, 2003. - С. 284.
  5. 5. Аствацатуров Г. О. Шестиугольное обучение как образовательная технология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/
  6. 6. Небольсина М. С., Коротченко Я. Ю. Применение метода шестиугольного обучения на уроках русского языка // Педагогическое образование на Алтае: Алтайский государственный педагогический университет. - Барнаул, 2018. - № 1. – С. 93-98.
Аннотация:
Статья посвящена описанию нового для отечественной педагогики метода обучения – метода шестиугольного обучения, позволяющего углубиться в учебную проблему, сформировать познавательный интерес школьников, реализовать системно-деятельностный подход. Данный метод формирует критическое мышление обучающихся, учит логически мыслить, даёт возможность творчески решать химические задачи. В статье представлены примеры применения метода шестиугольного обучения на уроках химии.
Заголовок:

Из опыта применения критериальной системы оценивания

Спиоск литературы:
  1. 1. Гончарук А. И., Ботов М. И., Ковалевский В. Г. Словесно-логический способ обучения: методический аспект подготовки и проведения семинаров. - Красноярск: КВКУРЭ ПВО, 1994.
  2. 2. Ковель М. И., Глинкина Г. В. Применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся при реализации ФГОС на основе Способа диалектического обучения: учебно-методич. пособие. - Красноярск: ККИПК, 2017.
Аннотация:
В связи с введением ФГОС и новых требований, которые предъявляются к учителю, становится актуальной проблема формирования и развития у школьников регулятивных универсальных действий. Внимание автора статьи направлено на применение учителем критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся.
Заголовок:

Урок по теме «Гибридизация атома углерода»

Аннотация:
Предложен нестандартный подход к раскрытию темы гибридизации атомных орбиталей.
Заголовок:

Урок-исследование по теме «Химические реакции. Условия их протекания»

Спиоск литературы:
  1. 1. Габриелян О. С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Дрофа, 2018.
  2. 2. Малин А. Г., Боровских Т. А. К методике формирования понятия о химической реакции // Химия в школе. – 2017. - № 9. - С. 20.
  3. 3. Мещерякова Л. М. Как формировать осознанные знания о веществе и химической реакции // Химия в школе. – 2018. - № 4. - С. 30.
Аннотация:
В статье описано использование деятельностного подхода на уроке химии в 7 классе, что позволяет успешно реализовать цели урока и добиваться планируемых результатов.
Заголовок:

К методике обучения решению расчётных задач

Спиоск литературы:
  1. 1. Всероссийский проект «ЕГЭ 100 баллов» / Сост. И. С. Ермолаев. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/examtop /
  2. 2. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2019. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2019 г: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.
  3. 3. Яшкин С. Н., Яшкина Е. А. Химия. 25 лучших вариантов от «Просвещения». – М.: Просвещение, 2018.
  4. 4. Цурикова С. В. Учим решать задачи: определение типа образующихся солей // Химия в школе. – 2017. - № 1. - С. 44-51.
Аннотация:
В статье предложен разработанный автором подход к решению расчётных задач высокого уровня сложности, предлагаемых в контрольных измерительных материалах ЕГЭ по химии (задание № 34). Данный способ, связанный с выделением ключевых фрагментов содержания (КФС), представлен как эффективный при решении комбинированных химических задач.
Заголовок:

Из опыта адаптации фонда оценочных средств

Спиоск литературы:
  1. 1. Добротин Д. Ю. Методические аспекты оценивания заданий с развёрнутым ответом // Химия в школе. 2017. - № 2. - С. 19.
  2. 2. Махонина В. И., Симонова О. Ю. Методические подходы к изучению ОВР в основной школе // Химия в школе. - 2018. - № 4. - С. 67.
  3. 3. https://sdamgia.ru/
Аннотация:
В представленной статье рассматриваются варианты контрольных работ, ориентированные на авторскую программу по химии О. С. Габриеляна. Работы, имеющие тестовую форму, соответствует структуре ОГЭ по химии. Ко всем предложенным КИМ имеются варианты ответов и критерии оценивания.
Заголовок:

Современные тестовые задания: классификация и особенности формулировок

Спиоск литературы:
  1. 1. Самылкина Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – (Педагогическое образование).
  2. 2. Сорокин В. В., Злотников Э. Г. Проверь свои знания: тесты по химии: кн. для учащихся. – М.: Просвещение: Учебн. лит., 1997.
  3. 3. Чмиленко Ф. А., Виниченко И. Г., Чмиленко Т. С. Подготовка к экзамену по химии с контролем на ЭВМ. - М.: Школа-Пресс, 1994.
  4. 4. 1С: Школа. Химия, 8 класс / Под ред. Ахлебинина А. К. [Электронный ресурс]. – 2-е изд., испр. и доп. – «1С-Паблишинг», ООО «1С». – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
  5. 5. Ахлебинин А. К., Ахлебинина А. А., Ахлебинина Т. В. и др. Химия для всех – XXI: решение задач: самоучитель: мультимедийный компакт-диск с комплектом программ для поддержки школьного курса химии. 1С. – 2004.
  6. 6. Ахлебинин А. К., Туча Е. А., Кракосевич А. С. Неорганическая химия. 8 класс: тренажёры, проверочные и контрольные работы: Информационная карта РОСФОКОМП. – М., 1996.
  7. 7. Ахлебинин А. К., Туча Е. А., Кракосевич А. С., Нифантьев Э. Е. Интерактивные обучающие тестовые задания по химии: учебное пособие для средних учебных заведений. – Калуга: Золотая аллея, 1997.
  8. 8. Пак М. С. Из опыта использования тестовых заданий // Химия в школе. – 1993. – № 2 – C. 41-43.
Аннотация:
Авторами статьи предложен подход к классификации тестовых заданий, которые могут применяться в образовательном процессе на различных этапах изучения химии. Рассматриваются особенности формулировок тестовых заданий различных типов для учащихся средней школы и студентов университета.
Заголовок:

Особенности изучения эфиров

Спиоск литературы:
  1. 1. Карцова А. А., Левкин А. Н. Химия. 10 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений (профильный уровень). — М.: Вентана–Граф, 2010.
  2. 2. Нифантьев Э. Е. Химия. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни). — М.: Мнемозина, 2012.
Аннотация:
В статье рассмотрены различия в строении, получении и свойствах простых и сложных эфиров. Этот вопрос вызывает затруднения у учащихся, поэтому при изучении химии на профильном уровне требует подробного рассмотрения.
Заголовок:

Об использовании понятия «комнатная температура»

Спиоск литературы:
  1. 1. Бобринёв Ю. В. Что такое температура // Химия в школе. — 2020. — № 2. — С. 74-78; № 4. — С. 73-78.
  2. 2. Burroughs H. E., Hansen S. Managing Indoor Air Quality. — Fairmont Press, 2011. — P. 149–151.
Аннотация:
В статье рассмотрены понятия «комнатная температура», «стандартные условия», «температурный коэффициент реакции».
Заголовок:

Качественные реакции органических соединений в задачах Всероссийской олимпиады

Спиоск литературы:
  1. 1. Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. — М.: ВЛАДОС, 1999.
  2. 2. Материалы сайта Химического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chem.msu.su/rus/olimp
  3. 3. Задачи экспериментального тура Всероссийской олимпиады школьников по химии. Под общей редакцией академика РАН, профессора В. В. Лунина. — М.: Альфа Принт, 2019.
  4. 4. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия в 4-х частях. Ч.3. — М.: Бином, 2004.
Аннотация:
В статье проводится краткий обзор заданий экспериментального тура Всероссийской олимпиады школьников по химии. Обобщаются сведения о качественных реакциях кислород- и азотсодержащих органических соединений, встречающихся в заданиях олимпиад.
Заголовок:

Учебные видеоматериалы: создание и использование

Спиоск литературы:
  1. 1. Richards-Babb M., Curtis R., Smith V. J., Xu M. Problem Solving Videos for General Chemistry Review: Students’ Perceptions and Use Patterns. — J. Chem. Educ. — 2014. — Vol. 91 (11). — P. 1796−1803.
  2. 2. Nadelson L. S., Scaggs J., Sheffield C., McDougal O. M. Integration of Video-based Demonstrations to Prepare Students for Organic Chemistry Laboratory. J. Sci. Educ. Technol. — 2015.— Vol. 24 (4) — P. 476−483.
  3. 3. Fung F. M. Using First-person Perspective Filming Techniques for a Chemistry Laboratory Demonstration to Facilitate a Flipped Prelab. — J. Chem. Educ. —2015 — Vol. 92 (9). — P 1518−1521.
  4. 4. Jolley D. F. et al. Analytical Thinking, Analytical Action: Using Prelab Video Demonstrations and e-Quizzes to Improve Undergraduate Preparedness for Analytical Chemistry Practical Classes. — J. Chem. Educ. — 2016. — Vol. 93 (11). — P. 1855−1862.
  5. 5. Jordan J. T. et al. Effectiveness of Student-generated Video as a Teaching Tool for an Instrumental Technique in the Organic Chemistry Laboratory. — J. Chem. Educ. — 2016. — Vol. 93 (1). — 141−145.
Аннотация:
В статье рассматривается процесс видеосъёмки демонстрационных экспериментов с использованием мобильных телефонов и профессионального оборудования, даются рекомендации по подготовке и использованию на занятиях учебных видеоматериалов.
Заголовок:

«Дети — детям»: фестиваль естественных наук в Курске

Аннотация:
В статье дано краткое описание фестиваля естественных наук, проведённого в Курске во втором полугодии 2020 г. В рамках фестиваля школьники приняли участие во Всероссийском диктанте по естествознанию, конкурсах проектно-исследовательских работ, мастер-классе интерактивной химии.
Заголовок:

Демонстрационный эксперимент при обобщении знаний

Спиоск литературы:
  1. 1. Левина С. Г., Меньшиков В. В. и др. Новые подходы к организации химического эксперимента // Химия в школе. — 2015. — № 1. — С. 43-49; № 2. — С. 36-40.
  2. 2. Лабораторный практикум по общей и неорганической химии. Рабочая тетрадь / сост. Карпенко И. Г. Ч. 1. — Челябинск: ЮУрГГПУ, 2017.
  3. 3. Жуков П. Н. Горение магния в водяных парах // Химия в школе. — 2004. — № 1. — С. 57-58
  4. 4. Афонина Л. И. Апарнев А. И., Казакова А. А. Неорганическая химия. — Новосибирск: НГТУ, 2013.
  5. 5. Юрова Н. С., Сурин Ю. В. Проблемно-развивающие опыты по взаимодействию солей меди(II) с металлами различной активности // Химия в школе. — 2012. — № 10. — С. 53-58.
  6. 6. Мартынова Т. В., Артамонова И. В., Годунов Е. Б. Химия. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019.
  7. 7. Соколов Р. С. Химическая технология. Т. 1. — М.: Владос, 2000.
Аннотация:
В статье рассмотрена возможность использования простых лабораторных опытов и системы конкретизирующих вопросов при обобщении различных тем школьного курса химии, для комплексного закрепления теоретического содержания. Описанный подход может быть использован как в рамках урока, так и во внеурочной работе, например, при подготовке к сдаче ЕГЭ.
Заголовок:

Практикум при изучении витаминов

Спиоск литературы:
  1. 1. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. — М.: Москва, «Медицина», 2007.
  2. 2. Опарина С. А. Рабочая тетрадь по дисциплине «Биохимия человека». —Арзамасский филиал ННГУ, 20016.
  3. 3. Опарина С. А. Химические опыты при изучении белков // Химия в школе. — 2015. — № 6. — С. 37-40.
  4. 4. Филлипович С. Б., Ковалевская Н. И., Севастьянова Г. А. Биологическая химия: учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2005.
  5. 5. Филиппович Ю. Б., Егорова Т. А., Севастьянова Г. А. Практикум по общей биохимии. — М.: Просвещение, 1982.
Аннотация:
В статье рассмотрены общая характеристика витаминов, химический эксперимент по обнаружению витаминов в аптечных препаратах и пищевых продуктах, а также приведены задания и упражнения по данной теме. Предлагаемые опыты имеют достаточно простые методики, поэтому могут быть использованы учителями химии и биологии во внеурочной деятельности при организации элективных курсов, факультативов или организации проектной и исследовательской деятельности старшеклассников.
Заголовок:

Из опыта изучения темы «Химическое равновесие»

Спиоск литературы:
  1. 1. Общая и биофизическая химия. Часть 1: учебное пособие. Под ред. В. А. Дадали, А. С. Попова. — СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2015.
  2. 2. Слесарев В. И. Химия: основы живого: Учебник для вузов. — СПб., Химиздат, 2001.
Аннотация:
Авторы предлагают методическую разработку лабораторной работы по теме «Химическое равновесие», а также варианты для мысленного эксперимента, позволяющие углубить и расширить знания учащихся.
Заголовок:

Качественное определение синильной кислоты и её производных

Спиоск литературы:
  1. 1. Бьюкенен Дж. Г. Цианистые соединения и их анализ. — Л.: Ленхимтехиздат, 1933.
  2. 2. Куценко С. А. и др. Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита. Под ред. Куценко С. А. — СПб.: ООО «Изд-во ФОЛИАНТ», 2004.
  3. 3. Жебентяев А. И. Токсикологическая химия. — Витебск: ВГМУ, 2014.
  4. 4. Крешков А. П. Основы аналитической химии. Теоретические основы. Качественный анализ. — М.: Химия, 1970.
  5. 5. Привалова Е. Г., Мирович В. М. Основы фитотоксикологии. Обзор растительных объектов. Элементы фитохимического анализа. — Иркутск: ИГМУ, 2018.
  6. 6. Слесарев В. И. Химия: основы химии живого. — СПб: Химиздат, 2000.
  7. 7. Стрельникова Е. Кое-что о цианистом калии // Химия и жизнь. — 2011. — № 3. — С. 43–46.
Аннотация:
В статье приводятся данные о предполагаемых путях поступления цианидов в живой организм. Рассмотрены механизмы токсического действия на организм и возможные антидоты. Предлагаются объекты для проведения исследования, а также методики для качественного определения цианидов и их производных в растительном сырье.
Title:

Technologies of wartime

Summary:
The Great Patriotic War brought our people suffering and grief but also led to creating new technologies in medicine, energy, aircraft engineering, etc. Technological advances which saved thousands of lives during a period of severe trials are still in use.
Title:

The development of critical thinking by means of the method of hexagonal learning

Summary:
The article is devoted to the description of the method of hexagonal learning, which allows delving into the educational problem, to form the cognitive interest of students, to implement a system-activity approach. This method forms logical and critical thinking of students, gives the opportunity to creatively solve chemical problems. The article presents examples using the method of hexagonal learning in chemistry lessons.
Title:

Application of the criteria system of assessment

Summary:
Due to the introduction to educational process by FGOS the problem of forming and developing regulatory universal learning abilities in school students becomes relevant. The attention of the author of article is focused on using the criteria system of assessment of students’ educational achievements.
Title:

Lesson “Carbon hybridization”

Summary:
A non-standard approach to teaching the topic of hybridization of atomic orbitals is suggested.
Title:

Lesson on the topic “Chemical reactions”

Summary:
The article suggests the use of the activity approach in chemistry lessons for the 7th grade, which allows to successfully implement the objectives of the lesson and achieve the planned outcomes.
Title:

On methods of solving calculation tasks in chemistry

Summary:
The article presents the author’s approach to solving calculation tasks which are included in the Unified State Exam in chemistry (task No. 34). This method, called by the author as KFC (key fragments of content), is presented as an effective one in solving calculation problems in chemistry.
Title:

From the experience of adapting the fund of assessment tasks

Summary:
Testing tasks for students who are trained according to the chemistry program by O. S. Gabrielyan are presented. The structure of these asks is similar to the structure of OGE in chemistry. The correct answers and assessment criteria are provided.
Title:

Modern test tasks: classification and formulation features

Summary:
The authors suggest an approach to the classification of test tasks that can be used in the educational process at various stages of studying chemistry. Features of formulations of test tasks of various types for high school and university students are considered.
Title:

Features of studying esters and ethers

Summary:
The article discusses differences in the structure, methods of obtaining and properties of ethers and esters. This issue is difficult for students, so studying chemistry at the profile level requires its detailed consideration.
Title:

On the use of the concept of “room temperature”

Summary:
The article deals with the concepts of “room temperature”, “standard conditions”, “temperature coefficient of a reaction”.
Title:

Qualitative reactions of organic compounds in the problems of the All-Russian Olympiad

Summary:
The article presents a brief overview of the experimental round tasks for the all-Russian Olympiad in chemistry. Data on qualitative reactions of oxygen-containing and nitrogen-containing organic compounds occurring in the problems of Olympiads are summarized.
Title:

Creating and using educational videos

Summary:
The process of filming chemical demonstrations with the use of mobile phones and professional equipment is discussed. Recommendations on creating and using educational video materials in the classroom are given.
Title:

“Children for children”: festival of natural sciences in Kursk

Summary:
The article gives a brief description of the Festival of Natural Sciences held in Kursk in 2020. Within the framework of the Festival, schoolchildren took part in the All-Russian Dictation on Natural Science, competitions of science projects, master class of interactive chemistry.
Title:

Chemical demonstrations for generalization of knowledge

Summary:
The article considers the possibility of using chemical experiment aimed at summarizing various topics of the school chemistry course. By accompanying demonstrations with a system of specific questions, the possibility of using simple laboratory experiments to comprehensively consolidate the theoretical content is shown. The described approach can be used both in a lesson, and in extracurricular activities.
Title:

Workshop in studying vitamins

Summary:
The article describes general characteristics of vitamins, chemical experiment on the detection of vitamins in pharmaceutical preparations and food products, as well as tasks and exercises on this topic. The proposed experimental techniques are simple, so they can be used by teachers of chemistry and biology in extracurricular activities when conducting elective courses, electives, or organizing students’ project and research activities.
Title:

From the experience of studying the topic «Chemical equilibrium»

Summary:
The article presents the description of a laboratory practice on the topic «Chemical equilibrium» as well as several examples of thought experiments that allow students to deepen and expand.
Title:

Qualitative determination of hydrocyanic acid and its derivatives

Summary:
The article provides data on the alleged routes of cyanide intake into a living organism. The mechanisms of toxic effects and possible antidotes are considered. Objects for research are proposed, as well as approved methods for the qualitative determination of cyanides and their derivatives in plant materials.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.