Заголовок:
Бобринёв Ю. В.. Адрес: Москва. Место работы: СОШ № 1514.
Список литературы:
- 1. https://www.chayka.org/node/10283
- 2. https://www.kolesa.ru/
- 3. https://voynablog.ru/
- 4. https://78.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/3788186
- 5. https://www.spb.kp.ru/daily/26437.4/3307661/
Аннотация:
Великая Отечественная война принесла нашему народу океан горя и новые технологии – в медицине, энергетике, авиастроении и т. д. Эти разработки спасли тысячи жизней в период суровых испытаний и используются до сих пор.
Ключевые слова:
Великая отечественная война, блокада Ленинграда, средства противопожарной защиты, аэростаты заграждения.
Заголовок:
Развитие критического мышления: метод шестиугольного обучения
Список литературы:
- 1. Селезова Е. В. Использование инновационных технологий для развития химических способностей учащихся // Химия в школе. – 2020. - № 2. – С. 22-27.
- 2. Ефимова Л. В. К методике работы с одарёнными детьми // Химия в школе. – 2019. - № 9. - С. 6-10.
- 3. Селезова Е. В. Развитие высокомотивированных учащихся в процессе профильного обучения химии в КГАОУ «Школа космонавтики» // Современные подходы к работе с высокомотивированным старшеклассниками: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 27-28 октября 2016; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – С. 124.
- 4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта, 2003. - С. 284.
- 5. Аствацатуров Г. О. Шестиугольное обучение как образовательная технология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/
- 6. Небольсина М. С., Коротченко Я. Ю. Применение метода шестиугольного обучения на уроках русского языка // Педагогическое образование на Алтае: Алтайский государственный педагогический университет. - Барнаул, 2018. - № 1. – С. 93-98.
Аннотация:
Статья посвящена описанию нового для отечественной педагогики метода обучения – метода шестиугольного обучения, позволяющего углубиться в учебную проблему, сформировать познавательный интерес школьников, реализовать системно-деятельностный подход. Данный метод формирует критическое мышление обучающихся, учит логически мыслить, даёт возможность творчески решать химические задачи. В статье представлены примеры применения метода шестиугольного обучения на уроках химии.
Ключевые слова:
Обучение химии, критическое мышление, шестиугольное обучение.
Заголовок:
Из опыта применения критериальной системы оценивания
Список литературы:
- 1. Гончарук А. И., Ботов М. И., Ковалевский В. Г. Словесно-логический способ обучения: методический аспект подготовки и проведения семинаров. - Красноярск: КВКУРЭ ПВО, 1994.
- 2. Ковель М. И., Глинкина Г. В. Применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся при реализации ФГОС на основе Способа диалектического обучения: учебно-методич. пособие. - Красноярск: ККИПК, 2017.
Аннотация:
В связи с введением ФГОС и новых требований, которые предъявляются к учителю, становится актуальной проблема формирования и развития у школьников регулятивных универсальных действий. Внимание автора статьи направлено на применение учителем критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся.
Ключевые слова:
Объективная самооценка, оценка, критерий, критериальное оценивание, способ диалектического обучения.
Заголовок:
Урок по теме «Гибридизация атома углерода»
Аннотация:
Предложен нестандартный подход к раскрытию темы гибридизации атомных орбиталей.
Ключевые слова:
Гибридизация, гибриды, содержание, форма, пространственная модель молекулы, геометрия молекул.
Заголовок:
Урок-исследование по теме «Химические реакции. Условия их протекания»
Список литературы:
- 1. Габриелян О. С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Дрофа, 2018.
- 2. Малин А. Г., Боровских Т. А. К методике формирования понятия о химической реакции // Химия в школе. – 2017. - № 9. - С. 20.
- 3. Мещерякова Л. М. Как формировать осознанные знания о веществе и химической реакции // Химия в школе. – 2018. - № 4. - С. 30.
Аннотация:
В статье описано использование деятельностного подхода на уроке химии в 7 классе, что позволяет успешно реализовать цели урока и добиваться планируемых результатов.
Ключевые слова:
Физические и химические явления, признаки реакций, условия осуществления реакций.
Заголовок:
К методике обучения решению расчётных задач
Список литературы:
- 1. Всероссийский проект «ЕГЭ 100 баллов» / Сост. И. С. Ермолаев. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/examtop /
- 2. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2019. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2019 г: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018.
- 3. Яшкин С. Н., Яшкина Е. А. Химия. 25 лучших вариантов от «Просвещения». – М.: Просвещение, 2018.
- 4. Цурикова С. В. Учим решать задачи: определение типа образующихся солей // Химия в школе. – 2017. - № 1. - С. 44-51.
Аннотация:
В статье предложен разработанный автором подход к решению расчётных задач высокого уровня сложности, предлагаемых в контрольных измерительных материалах ЕГЭ по химии (задание № 34). Данный способ, связанный с выделением ключевых фрагментов содержания (КФС), представлен как эффективный при решении комбинированных химических задач.
Ключевые слова:
Ключевые фрагменты содержания (кфс).
Заголовок:
Из опыта адаптации фонда оценочных средств
Список литературы:
- 1. Добротин Д. Ю. Методические аспекты оценивания заданий с развёрнутым ответом // Химия в школе. 2017. - № 2. - С. 19.
- 2. Махонина В. И., Симонова О. Ю. Методические подходы к изучению ОВР в основной школе // Химия в школе. - 2018. - № 4. - С. 67.
- 3. https://sdamgia.ru/
Аннотация:
В представленной статье рассматриваются варианты контрольных работ, ориентированные на авторскую программу по химии О. С. Габриеляна. Работы, имеющие тестовую форму, соответствует структуре ОГЭ по химии. Ко всем предложенным КИМ имеются варианты ответов и критерии оценивания.
Ключевые слова:
Основной государственный экзамен, контрольные измерительные материалы, критерии оценивания.
Заголовок:
Современные тестовые задания: классификация и особенности формулировок
Список литературы:
- 1. Самылкина Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – (Педагогическое образование).
- 2. Сорокин В. В., Злотников Э. Г. Проверь свои знания: тесты по химии: кн. для учащихся. – М.: Просвещение: Учебн. лит., 1997.
- 3. Чмиленко Ф. А., Виниченко И. Г., Чмиленко Т. С. Подготовка к экзамену по химии с контролем на ЭВМ. - М.: Школа-Пресс, 1994.
- 4. 1С: Школа. Химия, 8 класс / Под ред. Ахлебинина А. К. [Электронный ресурс]. – 2-е изд., испр. и доп. – «1С-Паблишинг», ООО «1С». – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
- 5. Ахлебинин А. К., Ахлебинина А. А., Ахлебинина Т. В. и др. Химия для всех – XXI: решение задач: самоучитель: мультимедийный компакт-диск с комплектом программ для поддержки школьного курса химии. 1С. – 2004.
- 6. Ахлебинин А. К., Туча Е. А., Кракосевич А. С. Неорганическая химия. 8 класс: тренажёры, проверочные и контрольные работы: Информационная карта РОСФОКОМП. – М., 1996.
- 7. Ахлебинин А. К., Туча Е. А., Кракосевич А. С., Нифантьев Э. Е. Интерактивные обучающие тестовые задания по химии: учебное пособие для средних учебных заведений. – Калуга: Золотая аллея, 1997.
- 8. Пак М. С. Из опыта использования тестовых заданий // Химия в школе. – 1993. – № 2 – C. 41-43.
Аннотация:
Авторами статьи предложен подход к классификации тестовых заданий, которые могут применяться в образовательном процессе на различных этапах изучения химии. Рассматриваются особенности формулировок тестовых заданий различных типов для учащихся средней школы и студентов университета.
Ключевые слова:
Классификация тестовых заданий, интерактивные тестовые задания, контролирующие тестовые задания.
Заголовок:
Особенности изучения эфиров
Список литературы:
- 1. Карцова А. А., Левкин А. Н. Химия. 10 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений (профильный уровень). — М.: Вентана–Граф, 2010.
- 2. Нифантьев Э. Е. Химия. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни). — М.: Мнемозина, 2012.
Аннотация:
В статье рассмотрены различия в строении, получении и свойствах простых и сложных эфиров. Этот вопрос вызывает затруднения у учащихся, поэтому при изучении химии на профильном уровне требует подробного рассмотрения.
Ключевые слова:
Простые и сложные эфиры, механизм реакции, профилизация обучения.
Заголовок:
Об использовании понятия «комнатная температура»
Список литературы:
- 1. Бобринёв Ю. В. Что такое температура // Химия в школе. — 2020. — № 2. — С. 74-78; № 4. — С. 73-78.
- 2. Burroughs H. E., Hansen S. Managing Indoor Air Quality. — Fairmont Press, 2011. — P. 149–151.
Аннотация:
В статье рассмотрены понятия «комнатная температура», «стандартные условия», «температурный коэффициент реакции».
Ключевые слова:
Комнатная температура, стандартные температура и давление.
Заголовок:
Качественные реакции органических соединений в задачах Всероссийской олимпиады
Список литературы:
- 1. Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. — М.: ВЛАДОС, 1999.
- 2. Материалы сайта Химического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chem.msu.su/rus/olimp
- 3. Задачи экспериментального тура Всероссийской олимпиады школьников по химии. Под общей редакцией академика РАН, профессора В. В. Лунина. — М.: Альфа Принт, 2019.
- 4. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия в 4-х частях. Ч.3. — М.: Бином, 2004.
Аннотация:
В статье проводится краткий обзор заданий экспериментального тура Всероссийской олимпиады школьников по химии. Обобщаются сведения о качественных реакциях кислород- и азотсодержащих органических соединений, встречающихся в заданиях олимпиад.
Ключевые слова:
Всероссийская олимпиада по химии, органическая химия, качественные реакции.
Заголовок:
Учебные видеоматериалы: создание и использование
Список литературы:
- 1. Richards-Babb M., Curtis R., Smith V. J., Xu M. Problem Solving Videos for General Chemistry Review: Students’ Perceptions and Use Patterns. — J. Chem. Educ. — 2014. — Vol. 91 (11). — P. 1796−1803.
- 2. Nadelson L. S., Scaggs J., Sheffield C., McDougal O. M. Integration of Video-based Demonstrations to Prepare Students for Organic Chemistry Laboratory. J. Sci. Educ. Technol. — 2015.— Vol. 24 (4) — P. 476−483.
- 3. Fung F. M. Using First-person Perspective Filming Techniques for a Chemistry Laboratory Demonstration to Facilitate a Flipped Prelab. — J. Chem. Educ. —2015 — Vol. 92 (9). — P 1518−1521.
- 4. Jolley D. F. et al. Analytical Thinking, Analytical Action: Using Prelab Video Demonstrations and e-Quizzes to Improve Undergraduate Preparedness for Analytical Chemistry Practical Classes. — J. Chem. Educ. — 2016. — Vol. 93 (11). — P. 1855−1862.
- 5. Jordan J. T. et al. Effectiveness of Student-generated Video as a Teaching Tool for an Instrumental Technique in the Organic Chemistry Laboratory. — J. Chem. Educ. — 2016. — Vol. 93 (1). — 141−145.
Аннотация:
В статье рассматривается процесс видеосъёмки демонстрационных экспериментов с использованием мобильных телефонов и профессионального оборудования, даются рекомендации по подготовке и использованию на занятиях учебных видеоматериалов.
Ключевые слова:
Учащиеся выпускных классов, лабораторные инструкции, аналитическая химия, органическая химия, видео, обучение с использованием компьютера, лабораторное оборудование.
Заголовок:
«Дети — детям»: фестиваль естественных наук в Курске
Аннотация:
В статье дано краткое описание фестиваля естественных наук, проведённого в Курске во втором полугодии 2020 г. В рамках фестиваля школьники приняли участие во Всероссийском диктанте по естествознанию, конкурсах проектно-исследовательских работ, мастер-классе интерактивной химии.
Ключевые слова:
Фестиваль естественных наук, проектная деятельность, внеурочная деятельность по химии.
Заголовок:
Демонстрационный эксперимент при обобщении знаний
Список литературы:
- 1. Левина С. Г., Меньшиков В. В. и др. Новые подходы к организации химического эксперимента // Химия в школе. — 2015. — № 1. — С. 43-49; № 2. — С. 36-40.
- 2. Лабораторный практикум по общей и неорганической химии. Рабочая тетрадь / сост. Карпенко И. Г. Ч. 1. — Челябинск: ЮУрГГПУ, 2017.
- 3. Жуков П. Н. Горение магния в водяных парах // Химия в школе. — 2004. — № 1. — С. 57-58
- 4. Афонина Л. И. Апарнев А. И., Казакова А. А. Неорганическая химия. — Новосибирск: НГТУ, 2013.
- 5. Юрова Н. С., Сурин Ю. В. Проблемно-развивающие опыты по взаимодействию солей меди(II) с металлами различной активности // Химия в школе. — 2012. — № 10. — С. 53-58.
- 6. Мартынова Т. В., Артамонова И. В., Годунов Е. Б. Химия. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019.
- 7. Соколов Р. С. Химическая технология. Т. 1. — М.: Владос, 2000.
Аннотация:
В статье рассмотрена возможность использования простых лабораторных опытов и системы конкретизирующих вопросов при обобщении различных тем школьного курса химии, для комплексного закрепления теоретического содержания. Описанный подход может быть использован как в рамках урока, так и во внеурочной работе, например, при подготовке к сдаче ЕГЭ.
Ключевые слова:
Химический эксперимент, демонстрационные опыты, комплексный подход.
Заголовок:
Практикум при изучении витаминов
Список литературы:
- 1. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. — М.: Москва, «Медицина», 2007.
- 2. Опарина С. А. Рабочая тетрадь по дисциплине «Биохимия человека». —Арзамасский филиал ННГУ, 20016.
- 3. Опарина С. А. Химические опыты при изучении белков // Химия в школе. — 2015. — № 6. — С. 37-40.
- 4. Филлипович С. Б., Ковалевская Н. И., Севастьянова Г. А. Биологическая химия: учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2005.
- 5. Филиппович Ю. Б., Егорова Т. А., Севастьянова Г. А. Практикум по общей биохимии. — М.: Просвещение, 1982.
Аннотация:
В статье рассмотрены общая характеристика витаминов, химический эксперимент по обнаружению витаминов в аптечных препаратах и пищевых продуктах, а также приведены задания и упражнения по данной теме. Предлагаемые опыты имеют достаточно простые методики, поэтому могут быть использованы учителями химии и биологии во внеурочной деятельности при организации элективных курсов, факультативов или организации проектной и исследовательской деятельности старшеклассников.
Ключевые слова:
Химический эксперимент, витамины, качественные реакции.
Заголовок:
Из опыта изучения темы «Химическое равновесие»
Список литературы:
- 1. Общая и биофизическая химия. Часть 1: учебное пособие. Под ред. В. А. Дадали, А. С. Попова. — СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2015.
- 2. Слесарев В. И. Химия: основы живого: Учебник для вузов. — СПб., Химиздат, 2001.
Аннотация:
Авторы предлагают методическую разработку лабораторной работы по теме «Химическое равновесие», а также варианты для мысленного эксперимента, позволяющие углубить и расширить знания учащихся.
Ключевые слова:
Химическое равновесие, принцип Ле Шателье, химический эксперимент, тепловой эффект.
Заголовок:
Качественное определение синильной кислоты и её производных
Список литературы:
- 1. Бьюкенен Дж. Г. Цианистые соединения и их анализ. — Л.: Ленхимтехиздат, 1933.
- 2. Куценко С. А. и др. Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита. Под ред. Куценко С. А. — СПб.: ООО «Изд-во ФОЛИАНТ», 2004.
- 3. Жебентяев А. И. Токсикологическая химия. — Витебск: ВГМУ, 2014.
- 4. Крешков А. П. Основы аналитической химии. Теоретические основы. Качественный анализ. — М.: Химия, 1970.
- 5. Привалова Е. Г., Мирович В. М. Основы фитотоксикологии. Обзор растительных объектов. Элементы фитохимического анализа. — Иркутск: ИГМУ, 2018.
- 6. Слесарев В. И. Химия: основы химии живого. — СПб: Химиздат, 2000.
- 7. Стрельникова Е. Кое-что о цианистом калии // Химия и жизнь. — 2011. — № 3. — С. 43–46.
Аннотация:
В статье приводятся данные о предполагаемых путях поступления цианидов в живой организм. Рассмотрены механизмы токсического действия на организм и возможные антидоты. Предлагаются объекты для проведения исследования, а также методики для качественного определения цианидов и их производных в растительном сырье.
Ключевые слова:
Синильная кислота, цианиды, токсичность, антидот.