Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2020 № 4

Русская версия
English version
Заголовок:

От химизма жизни к формуле любви

Аннотация:
Известный педагог размышляет о проблемах воспитания и образования.
Заголовок:

«Норильский никель»: стратегия современного производства

Спиоск литературы:
  1. 1. Норильск. От лагеря к заполярной столице. 2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://diletant.media/articles/40433649/
  2. 2. Салоп М. Норов Норильска // Химия и жизнь. — 1990. — № 4,5.
  3. 3. Горно-металлургическая компания «Норильский никель» (влияние на окружающую среду и здоровье человека). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://network.bellona.org/content/uploads/sites/4/fil_nikel-report-bellona-2010-ru.pdf
  4. 4. Новый Норникель: стратегия в действии. Отчёт об устойчивом развитии 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nornickel. ru/files/ru/CSOpdf/NN_SR2018.pdf
  5. 5. Основы металлургии никеля [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// https://metallurgist.pro/sposoby-polucheniya-nikelya/
  6. 6. В. Потанин дал старт реализации «Серного проекта» на Медном заводе в Норильске. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nornickel.ru/news-and-media/press-releases-and-news/vladimir-potanin-dal-start-realizatsii-sernogo-proekta-na-mednom-zavode-v-norilske/
  7. 7. История изучения никеленосности в нашем регионе: кто, как и когда нашёл залежи руды в Воронежской области. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://novostivoronezha.ru/2017/03/22/78138
Аннотация:
В статье рассмотрены современные технологии переработки медно-никелевых руд, экологические программы и перспективы развития производства ГМК «Норильский никель».
Заголовок:

Методологический аппарат школьного учебного исследования

Спиоск литературы:
  1. 1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/
  2. 2. Дробышев Е. Ю., Чернышёв Д. А. Об организации учебно-исследовательской деятельности // Химия в школе. – 2019. – № 1. – С. 33-37.
  3. 3. Румянцев Б. В., Пояркова О. Ю., Мирюгина Т. А., Телешов С. В. Об организации метапредметных практикумов // Химия в школе. – 2018. – № 2. – С. 49-53.
  4. 4. Нгуен Тхук Тху, Чан Тхи Тхань, Боровских Т. А. Как организовать самостоятельное исследование // Химия в школе. – 2018. – № 6. – С. 46-49.
  5. 5. Закирова А. Ф. Методологический аппарат научного исследования в аспекте концептуализации педагогического знания // Образование и наука. – 2015. – № 10 (129). – С. 4-19.
  6. 6. Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. – 2019. – № 3. – С. 53-58.
  7. 7. Шаталов М. А. Об оценивании образовательных результатов // Химия в школе. – 2017. – № 1. – С. 13-21.
  8. 8. Меретукова З. К. Научно-методологический аппарат педагогических исследований // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2007. – № 3. – С. 47-52.
Аннотация:
В статье охарактеризованы содержание и структура методологического аппарата школьного учебного исследования естественно-научной направленности. Раскрыты требования и рекомендации к формулировке темы, обоснованию актуальности исследования, определению его объекта и предмета, обозначению целей и задач, выдвижению гипотезы. Изложение подкрепляется конкретными примерами.
Заголовок:

Технология развития критического мышления на уроке-исследовании

Спиоск литературы:
  1. 1. Пичугина Г. В. Ситуационные задания по химии: 8-11 классы. - М.: ВАКО, 2014.
  2. 2. Леенсон И. А. Химия в технологиях индустриального общества: Обзорное введение в специальность: учебное пособие. – М.: Интеллект, 2011. – С. 280.
  3. 3. Халикова Ф. Д. О способах формирования осознанной мотивации к изучению химии //Химия в школе. - 2018. - № 9. - С. 22-24.
Аннотация:
Разработка урока по теме «Растворение. Растворимость веществ в воде. Растворы» для учащихся 8 класса составлена на основе технологии развития критического мышления. Учебный процесс в целом и каждый урок в частности создаётся взаимодействием учащихся и информации по теме урока, преподаватель должен быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени. Обучение строится на основе принципов сотрудничества, совместного планирования урока и осмысленности на каждом этапе урока. Благодаря рефлексии, важному элементу технологии развития критического мышления, формируется самостоятельность мышления у обучающихся, они вооружаются способами и методами самостоятельной работы по теме урока, появляется возможность влиять на них и на результаты учебно-воспитательного процесса.
Заголовок:

Адаптивный подход как средство повышения эффективности обучения

Аннотация:
Предложены рабочие карты, представляющие собой программу деятельности обучающегося по изучению определённой темы. Они разработаны с учётом разнообразных методических приёмов. Применение обучающимися рабочих карт улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса.
Заголовок:

Галогенирование алканов: формирование понятия о фотохимических реакциях

Спиоск литературы:
  1. 1. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. 2. Wöhrle D., Tausch M., Stohrer W.-D. Photochemie: Konzepte, Methoden, Experimente. – Weinheim: Wiley-VCH, 1998.
  3. 3. Tausch M., Wachtendonk M. v. Chemie 2000+: Sekundarstufe II. – Bamberg: C. C. Buchners Verlag, 2007.
  4. 4. Толетова М. К., Григорьев А. Г., Лямин А. Н., Фролова Т. Н. Межпредметные задания как средство формирования интегративных умений // Химия в школе. – 2010. – № 10. – С. 41–43.
  5. 5. Турро Н. Молекулярная фотохимия / Пер. с англ. В. А. Белякова и А. Л. Бучаченко под ред. Р. Ф. Васильева. – М.: Мир, 1967.
  6. 6. Чертков И. Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  7. 7. https://youtu.be/IFqRkOZWa90
  8. 8. Травень В. Ф. Органическая химия: учебник для вузов: в 2 т. – М.: Академкнига. – Т. 1. – 2008.
  9. 9. Леенсон И. А. Как и почему происходят химические реакции. Элементы химической термодинамики и кинетики: учебное пособие. – Долгопрудный: Интеллект, 2010.
  10. 10. Ерёмин В. В. Теоретическая и математическая химия для школьников. Подготовка к химическим олимпиадам. – М.: МЦНМО, 2018.
  11. 11. Григорьев А. Г., Толетова М. К. Формирование опыта творческой деятельности в процессе углублённого изучения химии // Казанская наука. – 2017. – № 3. – С. 69–71.
Аннотация:
В статье обоснована актуальность изучения фотохимических реакций в школьном курсе химии на основе межпредметной интеграции. Автором предложена методика формирования понятия о фотохимических реакциях на примере свободнорадикального галогенирования алканов, направленная на приобретение учащимися опыта творческой деятельности по химии.
Заголовок:

Урок по теме «Состояние электронов в атоме»

Аннотация:
В статье показывается возможность сравнения состояния электронов в атоме с привычными явлениями жизни, что является отражением философских законов: закона единства и борьбы противоположностей, а также закона перехода количества в качество.
Заголовок:

Из опыта текущего контроля знаний

Аннотация:
В статье представлены тесты для текущего контроля по теме «Периодическая система с точки зрения строения атома». В части А представлены закрытые тесты, в части В – тесты на соответствие, в части С – задания с открытым ответом.
Заголовок:

Необычные средства наглядности в процессе обучения

Аннотация:
В статье рассмотрены разнообразные предметы и материалы, которые могут быть успешно использованы на уроках химии в качестве средств наглядности, а также приводятся краткие комментарии.
Заголовок:

Кроссенс-технология: развитие познавательной активности

Спиоск литературы:
  1. 1. Бусленко В., Федин С. Семейный кроссворд, или Новая интеллектуальная игра «Кроссенс» // Наука и жизнь. – 2002. - № 12. - С. 12.
  2. 2. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Кроссворд и кроссенс как виды учебно-познавательных заданий по химической экологии // Химия в школе. – 2019. - № 8. - С. 61-65.
  3. 3. Никоарэ М. Пересечение смыслов…, или Творим с историей // Учительская газета, февраль 2012. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/214
Аннотация:
Статья посвящена применению технологии «Кроссенс» на уроках химии как способа развития познавательной активности учащихся. Метод «Кроссенс» способствует формированию креативности, критического и абстрактного мышления. Учащиеся также учатся выстраивать ассоциативный ряд.
Заголовок:

Приёмы формирования УУД на билингвальных занятиях

Спиоск литературы:
  1. 1. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Введение в естественно-научные предметы. 5-6 классы. Метод. пособие. — М., Дрофа, 2015.
  2. 2. Carbon Facts [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sciencekids.co.nz./sciencefacts/chemistry/carbon.html
  3. 3. Why Is Carbon Important? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://climatekids.nasa.gov/carbon/.
  4. 4. Hydrogen facts for kids [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kids.kiddle.co/Hydrogen
  5. 5. Oxygen Facts [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.coolkidfacts.com/oxygen-facts/
  6. 6. Nitrogen Facts [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.coolkidfacts.com/nitrogen-facts/
Аннотация:
Cтатья посвящена вопросам обучения естествознанию на английском языке. Описаны некоторые приёмы формирования следующих познавательных универсальных учебных действий: формулирование проблемы, извлечение необходимой информации из текстов.
Заголовок:

Опыты с иодом: анализируем и объясняем

Аннотация:
В статье описаны простейшие опыты, иллюстрирующие химические свойства иода и его соединений. После описания каждого опыта дано его теоретическое объяснение.
Заголовок:

Демонстрационные опыты при изучении кислорода и водорода

Спиоск литературы:
  1. 1. Химический демонстрационный эксперимент / Под ред. С. А. Щукарева. — М.: Высшая школа, 1969.
  2. 2. Стёпин Б. Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. — М.: Дрофа, 2002.
  3. 3. Демонстрационные опыты по неорганической химии / Под ред. Ю. Д. Третьякова. — М.: Академия, 2008.
  4. 4. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8 класс. — М.: Просвещение, 2015.
  5. 5. Ерейская Г. П., Храменкова А. В., Таланов В. М. Эффектные демонстрационные опыты по химии: готовимся к ЕГЭ. — Ростов н/Д: Феникс, 2016.
Аннотация:
В статье рассматриваются методика и техника проведения демонстрационных опытов при изучении разделов «Кислород» и «Водород». Раскрывается авторский подход при подготовке, организации и проведении ключевых опытов, отражающих свойства кислорода и водорода как простых веществ. Особое внимание обращено на соблюдение правил техники безопасности при проведении демонстрационных опытов.
Заголовок:

Строение и свойства витамина C

Аннотация:
Рассмотрены строение и свойства витамина С. Предложены простые, показательные и легко воспроизводимые опыты с аскорбиновой кислотой (витамином С).
Заголовок:

Предметные и метапредметные аспекты заданий химических олимпиад

Спиоск литературы:
  1. 1. Фармацевтическая химия: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Раменской. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  2. 2. Экология города: Учебное пособие / Под ред. В. В. Денисова. — Ростов н/Д.: ИЦ «МарТ», 2008.
Аннотация:
Одним из направлений реализации интегративных процессов в образовании выступает усиление внутри- и межпредметных связей в содержании учебного материала, в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Данный подход реализован в разработанных авторами заданиях для районных химических олимпиад.
Заголовок:

Что такое температура

Спиоск литературы:
  1. 1. Бобринёв Ю. В. Что такое температура? // Химия в школе. – 2020. - № 2. – С. 74-78.
  2. 2. Кричевский И. Р. Понятия и основы термодинамики. – М.: Химия, 1970.
  3. 3. Кудрявцев П. С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1982.
  4. 4. Спасский Б. И. История физики: ч. 1. – М.: Изд-во МГУ, 1956.
  5. 5. Черноусов П. И., Коротченко Н. А., Голубев О. В. История науки и техники в системе современных знаний: материалы научной конференции, посвящённой 10-летию кафедры истории науки и техники УГТУ – УПИ. - Екатеринбург, 14 декабря 2009 г.
  6. 6. https://dic.academic.ru
  7. 7. https://himya.ru
Аннотация:
Автор прослеживает историю измерения температуры и исследования физического смысла этой физической величины.
Title:

From chemistry of life to the formula of love

Summary:
A well-known teacher reflects on the problems of education.
Title:

“Norilsk Nickel”: strategy of modern production

Summary:
The article deals with modern technologies of copper-nickel ores, environmental programs and prospects of development of production of the «Norilsk nickel» MMC.
Title:

Methodological apparatus of school educational research

Summary:
The article describes the content and structure of the methodological apparatus of school educational research in the field of natural science. The requirements and recommendations for the formulation of the topic, justification of the relevance of the study, determination of its object and subject, designation of goals and objectives, and hypotheses are disclosed. The presentation is supported by concrete examples.
Title:

Technology for the development of critical thinking in a lesson research

Summary:
The scenario of a lesson on the topic of “Dissolution. Solubility of substances in water. Solutions” for 8th-graders is designed on the basis of the critical thinking development technology. The learning process in general as well as each lesson in particular, is created by the interaction of students and information on the topic of the lesson. A teacher should be as flexible as possible in any learning situation at any moment of the lesson. Training is based on the principles of cooperation, joint lesson planning and meaningfulness at each stage of the lesson. Due to reflection, an important element of the critical thinking development technology, students’ independent thinking is formed, they are armed with ways and methods of independent work on the topic of the lesson.
Title:

Adaptive approach as a means to improve learning efficiency

Summary:
Working maps representing a program of student’s activity while studying a particular topic are suggested. They are designed taking into account a variety of methodological techniques. The use of working maps by students improves the quality of education and increases the efficiency of the educational process.
Title:

Halogenation of alkanes: forming the concept of photochemical reactions

Summary:
The paper justifies the importance of studying photochemical reactions in the school chemistry course based on the inter-subject integration. The author offers the methodology of forming the concept of photochemical reactions using the free-radical halogenation of alkanes as an example. The method is designed for the learners to get experience of creative activity.
Title:

Lesson “States of electrons in an atom”

Summary:
The article shows the possibility of comparing the state of electrons in an atom with common life phenomena. This is a reflection of philosophical laws: the law of unity and the law of opposites as well as the law of transition of quantity into quality.
Title:

From knowledge monitoring experience

Summary:
The article presents tests for current monitoring of students’ knowledge on the topic of «The Periodic table. Atomic structure». Part A presents multiple-choice tasks, Part B contains tasks on matching, Part C consists of structured tasks.
Title:

Unusual visual aids in teaching chemistry

Summary:
The article discussed a variety of subjects and materials that can be successfully used in chemistry lessons as a visual aid and also provides brief comments on their use.
Title:

Crossense technology as a means of developing cognitive activity

Summary:
The article is devoted to the application of the “crossense” technology in chemistry classes as a way to develop students’ cognitive activity. The “crossense” method promotes the development of creativity, critical thinking and abstraction as well as students’ ability to build an associative array.
Title:

Techniques of forming cognitive universal learning abilities in bilingual classes

Summary:
The article is devoted to issues of teaching Natural Science in English. The authors discuss several techniques of forming the following cognitive universal learning abilities: posing a problem, getting information from texts.
Title:

Analyzing and explaining experiments with iodine

Summary:
Simple experiments illustrating chemical properties of iodine and its compounds are described, their theoretical explanation is given.
Title:

Classroom demonstrations in studying oxygen and hydrogen

Summary:
The article deals with the methods and techniques of conducting classroom demonstrations, which are supposed to be included in studying Units “Oxygen” and “Hydrogen”. The author’s signature style in preparing, organizing and conducting key classroom demonstrations revealing properties of oxygen and hydrogen as elementary substances is disclosed. A special emphasis is made on the safety procedures in conducting classroom demonstrations.
Title:

Structure and properties of Vitamin C

Summary:
The structure and properties of Vitamin C are discussed. Simple, indicative and easily reproduced experiments with ascorbic acid (Vitamin C) are offered.
Title:

Subject and meta-subject aspects of tasks of Chemistry Olympiads

Summary:
One of the directions for the implementation of integrative processes in education is the strengthening of intra- and interdisciplinary connections in the content of educational material, in the organization of educational and cognitive activities of students. This approach is implemented in creating tasks for district chemical olympiads.
Title:

What is temperature?

Summary:
The author traces the history of the concept of «temperature» and studying the physical meaning of this physical parameter.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.