Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2020 № 3

Русская версия
English version
Заголовок:

Учение о периодичности и познание мира

Спиоск литературы:
  1. 1. Гиенко Г. Е. Астрометрия и геодезическая астрономия. — Новосибирск: СГГА, 2010.
  2. 2. Корнеев А. А. Алгоритмизация таблицы Д. И. Менделеева [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.numbernautics.ru/artefact-real/747-2011-09-25-07-26-02.html
  3. 4. Мустафин Д. И., Сиванова О. В., Орлов С. Б. Периодические процессы — всеобщая закономерность природы. // Успехи современного естествознания. — 2002. — № 5. — С. 70-73.
  4. 4. Спиридонова О. А. Мировоззренческая концепция Д. И. Менделеева. Автореф. дис. канд. филос. наук. — М.: Моск. гос. академия тонкой хим. технологии им. М. В. Ломоносова, 2002.
Аннотация:
В статье раскрывается роль феномена периодичности в природе, а также значение учения о периодичности для различных естественных наук и философии.
Заголовок:

Интегрированный подход к изучению проблемы загрязнения воды

Спиоск литературы:
  1. 1. Грачёв М. К., Оржековский П. А. Химико-технологические принципы в решении проблем экологии // Химия в школе. – 2018. - № 3. - С. 37-40.
  2. 2. Панфилова Л. В., Нелюбина Е. Г. Использование моделирования на занятиях с экологическим содержанием // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 47-50.
  3. 3. Зверева О. В. Экологические задачи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_6_39_7684.pdf
  4. 4. Золотавина Е. А. Развитие экологической культуры методом проектов // Химия в школе. – 2017. - № 6. - С. 29-34.
  5. 5. Кадохова А. Г. Практико-ориентированные задания по химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/02/21/praktiko-orientirovannye-zadaniya-po-khimii
  6. 6. Пупшева А. А. Экология воды: математический расчёт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://900igr.net/prezentacija/ekologija/ekologija-vody-matematicheskij-raschet-220034/ekologija-vody-matematicheskij-raschet-1.html
  7. 7. Строгонова Н. И. Химия и экология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-himiya-i-valeologiya-523377.html
  8. 8. Цитаты, афоризмы о воде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grayreason.ru/tsitaty-aforizmy-o-vode/
  9. 6. https://www.mindmeister.com/#all
  10. 8. https://www.metod-kopilka.ru/ekologicheskie_zadachi_s_otvetami-53378.htm
  11. 9. https://otvet.mail.ru/question/75332625
Аннотация:
На уроке рассматривается проблема загрязнения окружающей среды и пути её решения с точки зрения химии, физики, биологии, математики, информатики, истории, права, литературы и искусства, ОБЖ.
Заголовок:

Пропедевтика на уроках и во внеурочной деятельности

Спиоск литературы:
  1. 1. Масленникова Л. В. О развитии интереса к предмету у семиклассников // Химия в школе. – 2018. - № 3. - С. 25-28.
  2. 2. Голодникова Н. В. Когда учиться легко // Химия в школе. – 2018. - № 3. - С. 22-24.
  3. 3. Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Химия в школе. – 2020. - № 2. – С. 2-12.
  4. 4. Бухарова А. В. О разработке проектов учащимися начальных классов // Химия в школе. – 2019. - № 2. - С. 53-56.
Аннотация:
Представлен опыт пропедевтики химических знаний. В нашей гимназии систематически проводятся пропедевтические занятия и уроки химии в начальных классах, деловые игры в 5-6 классах, учащиеся 5-7 классов выполняют пропедевтические исследовательские работы.
Заголовок:

О систематизации учебного материала при изучении органических соединений

Спиоск литературы:
  1. 1. Пильникова Н. Н. Система заданий в курсе органической химии // Химия в школе. – 2018. - № 9. – С. 24-27.
  2. 2. Борода Л. Я. Некоторые формы систематизации знаний на уроке // Математика в школе. – 2005. – № 4. – С. 8-9.
  3. 3. Анацко О. Э. Урок-обобщение по теме «Химические свойства органических веществ» // Химия в школе. – 2018. – № 10. – С. 40-43.
  4. 4. Бяулова Е. Н., Мухаметшина Т. Г. Химия и география: интегрированный обобщающий урок // Химия в школе. – 2019. – № 6. - С. 32-34.
Аннотация:
В статье рассматриваются основные виды систематизации учебного материала как логического действия, необходимого для успешного обучения химии. На примере обобщения материала об углеводородах раскрывается использование различных видов систематизации в школьном курсе органической химии.
Заголовок:

Урок-исследование при изучении моносахаридов

Спиоск литературы:
  1. 1. Лунькина В. А. Урок-исследование по теме «Аммиак» // Химия в школе. – 2018. - № 7. - С. 23-28.
  2. 2. Габриелян. О. С., Остроумов И. Г., Пономарёв С. Ю. Химия: учебник: 10 класс. Углублённый уровень. — М.: Дрофа, 2017.
  3. 3. Петров А. А., Бальян Х. В., Трощенко А. Т. Органическая химия: учебник для вузов. – СПб.: Иван Федоров, 2002.
Аннотация:
Урок по теме «Установление строения органического вещества на основе его состава, физических и химических свойств» включает в себя все этапы учебного исследования. На каждом этапе происходит решение проблемной ситуации. При рассмотрении вопросов строения моносахаридов происходит обобщение всех вопросов органической химии, изученных учащимися в 10 классе: структурные формулы, функциональные группы, физические и химические свойства кислородсодержащих органических веществ, качественные реакции. При нахождении путей решения используются теоретические материалы (учебник, интернет-ресурсы, учебники для химических вузов), результаты химических экспериментов, проводимых на уроке учащимися.
Заголовок:

Новое задание в контрольных измерительных материалах

Спиоск литературы:
  1. 1. Добротин Д. Ю., Молчанова Г. Н. Химия. Основной государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации. – М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2020.
  2. 2. Доронькин В. Н., Февралёва В. А., Бережная А. Г. ОГЭ-2020. Химия. 9 класс. Тематический тренинг. Все типы заданий. – Ростов н/Д: Легион, 2019.
  3. 3. http://fipi.ru
Аннотация:
Приведены вопросы для отработки задания № 1 Основного государственного экзамена по химии в 2020 г.
Заголовок:

Один из способов проведения расчётов по уравнению химической реакции

Спиоск литературы:
  1. 1. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Лунин В. В., Дроздов А. А., Теренин В. И. Химия: 10 кл.: профильный уровень. – М.: Дрофа, 2008. - С. 33, 40, 42.
  2. 2. Новошинский Н. И., Новошинская Н. С. Органическая химия: профильный уровень: 11(10) кл. – М.: Русское слово, 2012. - С. 37.
Аннотация:
Предлагается вначале преобразовать формулу расчёта, а данные задачи без изменения вносить в преобразованную формулу.
Заголовок:

Метафорическая контекстная задача как средство стимулирования познавательной активности

Спиоск литературы:
  1. 1. Ахметов М. А. Метафоры в обучении химии: за и против // Химия в школе. – 2011. − № 6. – С. 18-21.
  2. 2. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём: пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. 2-е изд. – М.: ЛКИ, 2008.
  3. 3. Банару А. М. Из зарубежного опыта использования аналогий в процессе обучения // Химия в школе. – 2019. − № 10. – С. 34-39.
  4. 4. Банару А. М., Бердоносов С. С., Григорьев А. Н. Образные сравнения в общей химии как метапредметный концепт // Химия в школе. – 2018. − № 5. – С. 4-8.
  5. 5. Ахметов М. А. Об использовании контекстных задач в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. − № 4. – С. 23-27.
  6. 6. Reingold I. D. A Concrete Analogy for Combustion Analysis Problems // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1995. – Vol. 72, № 3. – P. 222-223.
  7. 7. Hefferlin R. An allegory on molecular periodicity // Foundations of Chemistry. – 2018. – Vol. 20. – P. 43-49.
Аннотация:
В статье обсуждается квазихимическая контекстная задача с метафорическим содержанием. На примере конкретной задачи показаны пути достижения важных (a иногда неожиданных) метапредметных результатов обучения химии.
Заголовок:

Урок по теме «Химические свойства оксидов»

Аннотация:
Представлен методический приём, с помощью которого можно за короткое время сформировать учебные навыки в составлении уравнений химических реакций. Алгоритмизация этого процесса позволяет ученикам усвоить логику действий, запомнить универсальную схему, что приводит к несомненному успеху.
Заголовок:

К методике изучения водорода

Аннотация:
Предлагаю разработку урока изучения нового материала по теме «Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства». Цель этого урока - формирование у обучающихся представлений о водороде как о химическом элементе и простом веществе.
Заголовок:

Опыты с иодом: анализируем и объясняем

Спиоск литературы:
  1. 1. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. — М.: Рус. яз., 1999.
  2. 2. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов.– СПб.: Норинт, 1998.
  3. 3. Большой энциклопедический словарь. — СПб.: Норин, 2004.
  4. 4. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. — М.: Изд-во Славянский Дом Книги, 2012.
  5. 5. Алабугина Ю. В. Новый толковый словарь русского языка с приложением. — М.: АСТ, 2016.
  6. 6. Леенсон И. А. Язык химии. Этимология химических названий. — М.: Corpus, 2016.
  7. 7. Binnewies M., Jäckel M. et al. Allgemeine und Anorganische Chemie. — Spektrum Akademischer Verlag, 2010.
Аннотация:
В статье описаны простейшие опыты, иллюстрирующие физические свойства иода. После описания каждого опыта дано его теоретическое объяснение.
Заголовок:

Из опыта изучения темы «Электролиз растворов»

Аннотация:
Статья посвящена технике и методике проведения лабораторных опытов при проблемном изучении электролиза растворов с использованием установки для проведения испытаний растворов электролитов на электрическую проводимость.
Заголовок:

Предметные и метапредметные аспекты заданий химических олимпиад

Спиоск литературы:
  1. 1. Основы аналитической химии. Практическое руководство: Учебник для высшей школы / Под ред. Ю. А. Золотова. — М.: Высшая школа, 2001.
  2. 2. Альтшулер С. В., Кривомазов А. Н. и др. Открытие химических элементов. — М.: Просвещение, 1980.
Аннотация:
Важную роль в овладении методами исследования, как общими, так и специфическими для химической науки, играет обращение к истории химии, приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие регулятивных учебных действий, что находит отражение в представленных олимпиадных заданиях.
Заголовок:

О концептуальных основах инновационной внеурочной деятельности

Спиоск литературы:
  1. 1. Исаев Д. С., Пак М. С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 54-58.
  2. 2. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Конкурс дидактических игр «Химическая игротека» // Химия в школе. — 2018. — № 8. — С. 46-51.
  3. 3. Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 53-58.
  4. 4. Исаев Д. С., Соболев А. Е., Пак М. С. Программа «Химия для любознательных» // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 50-55.
  5. 5. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Региональная олимпиада «Химоня»: формирование познавательного интереса // Химия в школе. — 2018. — № 6. — С. 50-55.
  6. 6. Пак М. С., Исаев Д. С. Инновации в современной системе внеурочной деятельности школьников // Problemy Współczesnej Pedagogiki. – Tarnów: Izd. Małopolska Wyższa Szkoła Ekonomiczna, 2018. — № 4(1). — Str. 103-108.
  7. 7. Мезинов В. Н. Конкурентный подход в современном инновационном образовательном процессе // Инновационные подходы в современном образовательном процессе: материалы Региональной научно-практической конференции (1 ноября 2012 г.). — г. Старый Оскол, МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ». — 2012. — С. 16-19.
  8. 8. Исаев Д. С., Соболев А. Е., Пак М. С. Программа внеурочной деятельности «Химия для любознательных» как научно-методическое средство формирования и развития познавательного интереса школьников к химии // Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла: сб. научных трудов. — Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2019. — С. 118-122.
Аннотация:
В статье рассмотрены теоретико-методологические основы концепции инновационной внеурочной деятельности школьников по химии, представляющей собой целостную систему научно обоснованных и подтверждённых образовательной практикой компонентов, обеспечивающих формирование у учащихся познавательного интереса к изучению химии и достижение личностно-значимых ценностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Заголовок:

Организация профориентационнной работы с использованием предметных знаний

Спиоск литературы:
  1. 1. Как пройти собеседование при приеме на работу — 7 главных правил успешного трудоустройства (интервью с практиком) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hiterbober.ru/work/kak-projti-sobesedovanie-pri-prieme-na-rabotu.html
  2. 2. Как сделать и чем заменить раствор для линз. Всё про восстановление зрения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zrenie1.com/uluchshenie/linzi/hranenie/chem-zamenit-rastvor.html
Аннотация:
Содержание учебного предмета «химия» рассматривается как одна из основ для осуществления профориентационной работы в 10-11 классах. На примере внеклассного мероприятия раскрываются возможности конкретного предметного материала в формировании личностной позиции обучающегося к выбору будущей профессии.
Заголовок:

Исследование коллоидного раствора наночастиц серебра

Спиоск литературы:
  1. 1. Маркин А. В. Как получить наночастицы серебра // Химия в школе. — 2018. — № 7. — С. 43-46.
  2. 2. Мосин О. В., Игнатов И. Коллоидное серебро в бионанотехнологии // Биотехносфера. — 2012. — № 5-6. — С. 49-54.
  3. 3. Iravani S., Korbekandi H. et al. Synthesis of silver nanoparticles: chemical, physical and biological methods // Res Pharm Sci. — 2014. — № 9(6). — Pp. 385–406.
Аннотация:
В статье описана методика выполнения межпредметного учебного-исследовательского проекта по синтезу и изучению физико-химических свойств и биологической активности коллоидного раствора наночастиц серебра. Экспериментальная часть проекта проста в исполнении, такую работу можно рекомендовать учащимся 8 класса или старшеклассникам, не имевшим ранее опыта проектной деятельности в области предметов естественно-научного цикла.
Заголовок:

Интеллектуально-познавательная игра «Галогены и их соединения»

Спиоск литературы:
  1. 1. Барков С. А. Галогены и подгруппа марганца. — М.: Просвещение, 1976.
  2. 2. Леенсон И. А. Химические элементы. — М.: Издательство АСТ, 2017.
  3. 3. Лунькина В. А. К методике изучения галогенов // Химия в школе. — 2017. — № 3. — С. 29-32.
  4. 4. Шадрина Е. А. Урок по теме «Соединения галогенов» // Химия в школе. — 2017. — № 2. — С. 30-33.
Аннотация:
Предлагается сценарий интеллектуально-познавательной игры, направленной на закрепление и расширение у обучающихся предметных знаний о галогенах и их соединениях, а также на актуализацию межпредметных связей. Игра может быть проведена как на уроке, так и в форме внеурочного мероприятия.
Title:

Doctrine about periodicity and conceiving the world

Summary:
The paper reveals the role of periodicity in nature, as well as the significance of the periodicity doctrine for various natural sciences and philosophy.
Title:

Integrated approach to studying the problem of water pollution

Summary:
The lesson deals with the problem of environmental pollution and its solutions in terms of chemistry, physics, biology, mathematics, computer science, history, law, literature and art, life safety.
Title:

Propaedeutics in lessons and extracurricular activities

Summary:
The article presents the experience on propaedeutics of teaching basics of chemistry through lessons, games and students’ research projects in primary school and 5-7 grades.
Title:

On systematization of educational material in studying organic compounds

Summary:
The article discusses the main types of systematization of educational material as logical actions necessary for studying chemistry successfully. The example of generalizing the material on hydrocarbons discloses the use of various kinds of systematization in the school course of organic chemistry.
Title:

Survey lesson in studying monosaccharides

Summary:
The lesson «Establishing the structure of an organic substance on the basis of its composition, physical and chemical properties» includes all stages of educational research. Each stage includes solving a problem situation. Considering the structure of monosaccharides allows generalizing all organic chemistry issues studied by tenth-grade students: structural formulas, functional groups, physical and chemical properties of oxygen-containing organic substances, qualitative reactions. When finding solutions using theoretical materials (textbook, Internet resources, textbooks for chemical Universities), the results of chemical experiments conducted by students are discussed.
Title:

New task number in controlling and measuring materials

Summary:
Questions for training students in completing Task 1 of the Basic State Exam in chemistry in 2020 are provided.
Title:

On a way of making calculations according to the equations of chemical reactions

Summary:
It is proposed to start with converting the calculation formula, and then enter the data of the task into the converted formula without any change.
Title:

Metaphorical contextual problem as a tool of stimulating cognitive activity

Summary:
The article discusses a quasi-chemical contextual problem with metaphorical content. By the example of a specific problem, the ways of achieving important (and sometimes unexpected) meta-subject results of teaching chemistry are shown.
Title:

Lesson “Chemical properties of oxides”

Summary:
The methodical technique by means of which it is possible to form learning skills in drawing up chemical equations in a short time is presented. Algorithmization of chemical equations allows students to learn the logic of action, remember the universal scheme, which will lead to success.
Title:

On studying hydrogen

Summary:
The description of a lesson for studying the topic “Hydrogen” is given. The purpose of this lesson is to form students’ ideas about hydrogen as a chemical element.
Title:

Analyzing and explaining experiments with iodine

Summary:
Simple experiments illustrating physical properties of iodine are described, their theoretical explanation is given.
Title:

From the experience of teaching the theme “Electrolysis of solutions”

Summary:
The article deals with the technique and methodology of conducting laboratory experiments using a tool for testing electrical conductivity of electrolyte solutions while organizing the problem-based learning of electrolysis of solutions.
Title:

Subject and meta-subject aspects of tasks of Chemistry Olympiads

Summary:
An important role in mastering research methods, both general and specific for chemical science, is played by the appeal to the history of chemistry, the acquisition of experience in research activities, the development of regulatory learning abilities, which is reflected in the presented Olympiad tasks.
Title:

On the concept foundations of innovative extracurricular activities

Summary:
This article discusses the theoretical and methodological foundations of the concept of students’ innovative extracurricular activities in chemistry. This concept is a complete system of interrelated components that are scientifically justified and confirmed by educational practice and ensure the formation of students’ cognitive interest in the subject “Chemistry” as well as achieving the quality of personally significant valuable, meta-subject and subject results.
Title:

Organization of career guidance using subject knowledge

Summary:
The content of the subject “Chemistry” is discussed as one of the foundations of career guidance in grades 10-11. The scenario of an extracurricular event is suggested to reveal the potential of a specific subject material in the formation of a school student’s personal position to the choice of a future profession.
Title:

Studying the properties of silver nanoparticles colloidal solutions

Summary:
The article describes the technique of carrying out an interdisciplinary students’ research project on synthesis and study of physical and chemical properties and biological activity of silver nanoparticles colloidal solution is suggested. The experimental part of the project is easy to perform, it can be recommended to 8th-graders or high school students who had no previous experience of project activity in the field of natural sciences.
Title:

Intellectual game “Halogens and their compounds”

Summary:
The scenario of an intellectual game aimed at generalizing and expanding students’ knowledge about halogens and their compounds in, as well as at developing interdisciplinary connections is offered,. The game can be used both in the lesson and in extracurricular activities.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.