Заголовок:
Учение о периодичности и познание мира
Список литературы:
- 1. Гиенко Г. Е. Астрометрия и геодезическая астрономия. — Новосибирск: СГГА, 2010.
- 2. Корнеев А. А. Алгоритмизация таблицы Д. И. Менделеева [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.numbernautics.ru/artefact-real/747-2011-09-25-07-26-02.html
- 4. Мустафин Д. И., Сиванова О. В., Орлов С. Б. Периодические процессы — всеобщая закономерность природы. // Успехи современного естествознания. — 2002. — № 5. — С. 70-73.
- 4. Спиридонова О. А. Мировоззренческая концепция Д. И. Менделеева. Автореф. дис. канд. филос. наук. — М.: Моск. гос. академия тонкой хим. технологии им. М. В. Ломоносова, 2002.
Аннотация:
В статье раскрывается роль феномена периодичности в природе, а также значение учения о периодичности для различных естественных наук и философии.
Ключевые слова:
Периодичность, периодический закон, Д И Менделеев.
Заголовок:
Интегрированный подход к изучению проблемы загрязнения воды
Список литературы:
- 1. Грачёв М. К., Оржековский П. А. Химико-технологические принципы в решении проблем экологии // Химия в школе. – 2018. - № 3. - С. 37-40.
- 2. Панфилова Л. В., Нелюбина Е. Г. Использование моделирования на занятиях с экологическим содержанием // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 47-50.
- 3. Зверева О. В. Экологические задачи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_6_39_7684.pdf
- 4. Золотавина Е. А. Развитие экологической культуры методом проектов // Химия в школе. – 2017. - № 6. - С. 29-34.
- 5. Кадохова А. Г. Практико-ориентированные задания по химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/02/21/praktiko-orientirovannye-zadaniya-po-khimii
- 6. Пупшева А. А. Экология воды: математический расчёт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://900igr.net/prezentacija/ekologija/ekologija-vody-matematicheskij-raschet-220034/ekologija-vody-matematicheskij-raschet-1.html
- 7. Строгонова Н. И. Химия и экология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-himiya-i-valeologiya-523377.html
- 8. Цитаты, афоризмы о воде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grayreason.ru/tsitaty-aforizmy-o-vode/
- 6. https://www.mindmeister.com/#all
- 8. https://www.metod-kopilka.ru/ekologicheskie_zadachi_s_otvetami-53378.htm
- 9. https://otvet.mail.ru/question/75332625
Аннотация:
На уроке рассматривается проблема загрязнения окружающей среды и пути её решения с точки зрения химии, физики, биологии, математики, информатики, истории, права, литературы и искусства, ОБЖ.
Ключевые слова:
Загрязнение среды, загрязнение воды, мусор.
Заголовок:
Пропедевтика на уроках и во внеурочной деятельности
Список литературы:
- 1. Масленникова Л. В. О развитии интереса к предмету у семиклассников // Химия в школе. – 2018. - № 3. - С. 25-28.
- 2. Голодникова Н. В. Когда учиться легко // Химия в школе. – 2018. - № 3. - С. 22-24.
- 3. Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Химия в школе. – 2020. - № 2. – С. 2-12.
- 4. Бухарова А. В. О разработке проектов учащимися начальных классов // Химия в школе. – 2019. - № 2. - С. 53-56.
Аннотация:
Представлен опыт пропедевтики химических знаний. В нашей гимназии систематически проводятся пропедевтические занятия и уроки химии в начальных классах, деловые игры в 5-6 классах, учащиеся 5-7 классов выполняют пропедевтические исследовательские работы.
Ключевые слова:
Пропедевтика изучения химии, деловые игры, исследовательские работы.
Заголовок:
О систематизации учебного материала при изучении органических соединений
Список литературы:
- 1. Пильникова Н. Н. Система заданий в курсе органической химии // Химия в школе. – 2018. - № 9. – С. 24-27.
- 2. Борода Л. Я. Некоторые формы систематизации знаний на уроке // Математика в школе. – 2005. – № 4. – С. 8-9.
- 3. Анацко О. Э. Урок-обобщение по теме «Химические свойства органических веществ» // Химия в школе. – 2018. – № 10. – С. 40-43.
- 4. Бяулова Е. Н., Мухаметшина Т. Г. Химия и география: интегрированный обобщающий урок // Химия в школе. – 2019. – № 6. - С. 32-34.
Аннотация:
В статье рассматриваются основные виды систематизации учебного материала как логического действия, необходимого для успешного обучения химии. На примере обобщения материала об углеводородах раскрывается использование различных видов систематизации в школьном курсе органической химии.
Ключевые слова:
Систематизация, виды систематизация, органическая химия, углеводороды.
Заголовок:
Урок-исследование при изучении моносахаридов
Список литературы:
- 1. Лунькина В. А. Урок-исследование по теме «Аммиак» // Химия в школе. – 2018. - № 7. - С. 23-28.
- 2. Габриелян. О. С., Остроумов И. Г., Пономарёв С. Ю. Химия: учебник: 10 класс. Углублённый уровень. — М.: Дрофа, 2017.
- 3. Петров А. А., Бальян Х. В., Трощенко А. Т. Органическая химия: учебник для вузов. – СПб.: Иван Федоров, 2002.
Аннотация:
Урок по теме «Установление строения органического вещества на основе его состава, физических и химических свойств» включает в себя все этапы учебного исследования. На каждом этапе происходит решение проблемной ситуации. При рассмотрении вопросов строения моносахаридов происходит обобщение всех вопросов органической химии, изученных учащимися в 10 классе: структурные формулы, функциональные группы, физические и химические свойства кислородсодержащих органических веществ, качественные реакции. При нахождении путей решения используются теоретические материалы (учебник, интернет-ресурсы, учебники для химических вузов), результаты химических экспериментов, проводимых на уроке учащимися.
Ключевые слова:
Глюкоза, фруктоза, структурная формула, качественные реакции, исследование, проблемная ситуация.
Заголовок:
Новое задание в контрольных измерительных материалах
Список литературы:
- 1. Добротин Д. Ю., Молчанова Г. Н. Химия. Основной государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации. – М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2020.
- 2. Доронькин В. Н., Февралёва В. А., Бережная А. Г. ОГЭ-2020. Химия. 9 класс. Тематический тренинг. Все типы заданий. – Ростов н/Д: Легион, 2019.
- 3. http://fipi.ru
Аннотация:
Приведены вопросы для отработки задания № 1 Основного государственного экзамена по химии в 2020 г.
Ключевые слова:
Простое вещество, химический элемент, текстовая информация, Основной государственный экзамен по химии.
Заголовок:
Один из способов проведения расчётов по уравнению химической реакции
Список литературы:
- 1. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Лунин В. В., Дроздов А. А., Теренин В. И. Химия: 10 кл.: профильный уровень. – М.: Дрофа, 2008. - С. 33, 40, 42.
- 2. Новошинский Н. И., Новошинская Н. С. Органическая химия: профильный уровень: 11(10) кл. – М.: Русское слово, 2012. - С. 37.
Аннотация:
Предлагается вначале преобразовать формулу расчёта, а данные задачи без изменения вносить в преобразованную формулу.
Ключевые слова:
Количество вещества, тождество, система уравнений.
Заголовок:
Метафорическая контекстная задача как средство стимулирования познавательной активности
Список литературы:
- 1. Ахметов М. А. Метафоры в обучении химии: за и против // Химия в школе. – 2011. − № 6. – С. 18-21.
- 2. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём: пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. 2-е изд. – М.: ЛКИ, 2008.
- 3. Банару А. М. Из зарубежного опыта использования аналогий в процессе обучения // Химия в школе. – 2019. − № 10. – С. 34-39.
- 4. Банару А. М., Бердоносов С. С., Григорьев А. Н. Образные сравнения в общей химии как метапредметный концепт // Химия в школе. – 2018. − № 5. – С. 4-8.
- 5. Ахметов М. А. Об использовании контекстных задач в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. − № 4. – С. 23-27.
- 6. Reingold I. D. A Concrete Analogy for Combustion Analysis Problems // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1995. – Vol. 72, № 3. – P. 222-223.
- 7. Hefferlin R. An allegory on molecular periodicity // Foundations of Chemistry. – 2018. – Vol. 20. – P. 43-49.
Аннотация:
В статье обсуждается квазихимическая контекстная задача с метафорическим содержанием. На примере конкретной задачи показаны пути достижения важных (a иногда неожиданных) метапредметных результатов обучения химии.
Ключевые слова:
Метафора, аналогия, контекстная задача, познавательная активность.
Заголовок:
Урок по теме «Химические свойства оксидов»
Аннотация:
Представлен методический приём, с помощью которого можно за короткое время сформировать учебные навыки в составлении уравнений химических реакций. Алгоритмизация этого процесса позволяет ученикам усвоить логику действий, запомнить универсальную схему, что приводит к несомненному успеху.
Ключевые слова:
Уравнение химической реакции, свойства оксидов, алгоритмизация.
Заголовок:
К методике изучения водорода
Аннотация:
Предлагаю разработку урока изучения нового материала по теме «Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства». Цель этого урока - формирование у обучающихся представлений о водороде как о химическом элементе и простом веществе.
Ключевые слова:
Водород, самооценка, работа в группе.
Заголовок:
Опыты с иодом: анализируем и объясняем
Список литературы:
- 1. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. — М.: Рус. яз., 1999.
- 2. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов.– СПб.: Норинт, 1998.
- 3. Большой энциклопедический словарь. — СПб.: Норин, 2004.
- 4. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. — М.: Изд-во Славянский Дом Книги, 2012.
- 5. Алабугина Ю. В. Новый толковый словарь русского языка с приложением. — М.: АСТ, 2016.
- 6. Леенсон И. А. Язык химии. Этимология химических названий. — М.: Corpus, 2016.
- 7. Binnewies M., Jäckel M. et al. Allgemeine und Anorganische Chemie. — Spektrum Akademischer Verlag, 2010.
Аннотация:
В статье описаны простейшие опыты, иллюстрирующие физические свойства иода. После описания каждого опыта дано его теоретическое объяснение.
Ключевые слова:
Иод, физические свойства иода, сублимация иода, плавление иода, растворимость иода, экстракция.
Заголовок:
Из опыта изучения темы «Электролиз растворов»
Аннотация:
Статья посвящена технике и методике проведения лабораторных опытов при проблемном изучении электролиза растворов с использованием установки для проведения испытаний растворов электролитов на электрическую проводимость.
Ключевые слова:
Электролиз, электролит, постоянный электрический ток, анод, катод, эксперимент.
Заголовок:
Предметные и метапредметные аспекты заданий химических олимпиад
Список литературы:
- 1. Основы аналитической химии. Практическое руководство: Учебник для высшей школы / Под ред. Ю. А. Золотова. — М.: Высшая школа, 2001.
- 2. Альтшулер С. В., Кривомазов А. Н. и др. Открытие химических элементов. — М.: Просвещение, 1980.
Аннотация:
Важную роль в овладении методами исследования, как общими, так и специфическими для химической науки, играет обращение к истории химии, приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие регулятивных учебных действий, что находит отражение в представленных олимпиадных заданиях.
Ключевые слова:
Олимпиада по химии, предметные и метапредметные образовательные результаты, методология химического исследования, регулятивные УУД.
Заголовок:
О концептуальных основах инновационной внеурочной деятельности
Список литературы:
- 1. Исаев Д. С., Пак М. С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 54-58.
- 2. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Конкурс дидактических игр «Химическая игротека» // Химия в школе. — 2018. — № 8. — С. 46-51.
- 3. Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 53-58.
- 4. Исаев Д. С., Соболев А. Е., Пак М. С. Программа «Химия для любознательных» // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 50-55.
- 5. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Региональная олимпиада «Химоня»: формирование познавательного интереса // Химия в школе. — 2018. — № 6. — С. 50-55.
- 6. Пак М. С., Исаев Д. С. Инновации в современной системе внеурочной деятельности школьников // Problemy Współczesnej Pedagogiki. – Tarnów: Izd. Małopolska Wyższa Szkoła Ekonomiczna, 2018. — № 4(1). — Str. 103-108.
- 7. Мезинов В. Н. Конкурентный подход в современном инновационном образовательном процессе // Инновационные подходы в современном образовательном процессе: материалы Региональной научно-практической конференции (1 ноября 2012 г.). — г. Старый Оскол, МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ». — 2012. — С. 16-19.
- 8. Исаев Д. С., Соболев А. Е., Пак М. С. Программа внеурочной деятельности «Химия для любознательных» как научно-методическое средство формирования и развития познавательного интереса школьников к химии // Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла: сб. научных трудов. — Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2019. — С. 118-122.
Аннотация:
В статье рассмотрены теоретико-методологические основы концепции инновационной внеурочной деятельности школьников по химии, представляющей собой целостную систему научно обоснованных и подтверждённых образовательной практикой компонентов, обеспечивающих формирование у учащихся познавательного интереса к изучению химии и достижение личностно-значимых ценностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Ключевые слова:
Инновационная внеурочная деятельность школьников по химии, методологические подходы, дидактические принципы, познавательный интерес, качество личностно ценностных, метапредметных и предметных результатов.
Заголовок:
Организация профориентационнной работы с использованием предметных знаний
Список литературы:
- 1. Как пройти собеседование при приеме на работу — 7 главных правил успешного трудоустройства (интервью с практиком) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hiterbober.ru/work/kak-projti-sobesedovanie-pri-prieme-na-rabotu.html
- 2. Как сделать и чем заменить раствор для линз. Всё про восстановление зрения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zrenie1.com/uluchshenie/linzi/hranenie/chem-zamenit-rastvor.html
Аннотация:
Содержание учебного предмета «химия» рассматривается как одна из основ для осуществления профориентационной работы в 10-11 классах. На примере внеклассного мероприятия раскрываются возможности конкретного предметного материала в формировании личностной позиции обучающегося к выбору будущей профессии.
Ключевые слова:
Предметные знания и умения, профориентация, собеседование на работу, профессиональные навыки, кейс-задания, химический эксперимент.
Заголовок:
Исследование коллоидного раствора наночастиц серебра
Список литературы:
- 1. Маркин А. В. Как получить наночастицы серебра // Химия в школе. — 2018. — № 7. — С. 43-46.
- 2. Мосин О. В., Игнатов И. Коллоидное серебро в бионанотехнологии // Биотехносфера. — 2012. — № 5-6. — С. 49-54.
- 3. Iravani S., Korbekandi H. et al. Synthesis of silver nanoparticles: chemical, physical and biological methods // Res Pharm Sci. — 2014. — № 9(6). — Pp. 385–406.
Аннотация:
В статье описана методика выполнения межпредметного учебного-исследовательского проекта по синтезу и изучению физико-химических свойств и биологической активности коллоидного раствора наночастиц серебра. Экспериментальная часть проекта проста в исполнении, такую работу можно рекомендовать учащимся 8 класса или старшеклассникам, не имевшим ранее опыта проектной деятельности в области предметов естественно-научного цикла.
Ключевые слова:
Учебный проект, наночастицы серебра, коллоидный раствор, окислительно-восстановительные реакции, эффект Тиндаля, биологическая активность серебра.
Заголовок:
Интеллектуально-познавательная игра «Галогены и их соединения»
Список литературы:
- 1. Барков С. А. Галогены и подгруппа марганца. — М.: Просвещение, 1976.
- 2. Леенсон И. А. Химические элементы. — М.: Издательство АСТ, 2017.
- 3. Лунькина В. А. К методике изучения галогенов // Химия в школе. — 2017. — № 3. — С. 29-32.
- 4. Шадрина Е. А. Урок по теме «Соединения галогенов» // Химия в школе. — 2017. — № 2. — С. 30-33.
Аннотация:
Предлагается сценарий интеллектуально-познавательной игры, направленной на закрепление и расширение у обучающихся предметных знаний о галогенах и их соединениях, а также на актуализацию межпредметных связей. Игра может быть проведена как на уроке, так и в форме внеурочного мероприятия.
Ключевые слова:
Внеурочная деятельность, интеллектуально-познавательная игра, галогены и их соединения.