Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2020 № 2

Русская версия
English version
Заголовок:

Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

Аннотация:
Публикуется текст «Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы», утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации.
Заголовок:

Международного года периодической таблицы: официальная церемония закрытия

Спиоск литературы:
  1. 1. Reedijk J., Tarasova N. The International Year of the Periodic Table // Chemistry International. — 2019. — Vol. 41. — Issue 1. — Pp. 2-5.
  2. 2. Тарасова Н. П. Международный год периодической таблицы химических элементов // Вестник РФФИ. — 2019. — № 1(101). — С. 39-42.
  3. 3. Соболев А. Е. Международный год периодической таблицы: официальная церемония открытия // Химия в школе. — 2019. — № 5. — С. 17-21.
  4. 4. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Деятельность Ассоциации учителей и преподавателей химии Тверской области в рамках Международного года периодической таблицы химических элементов // Современные достижения и проблемы химической науки и образования: Материалы Российской научно-практической конференции с международным участием (Махачкала, 3-4 октября 2019 г.). — Махачкала: ДГУ, 2019. — С. 133-136.
  5. 5. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Организация системы внеурочной работы по химии в соответствии с ФГОС: Опыт Тверского региона // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Материалы 63-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием (Санкт-Петербург, 14-16 апреля 2016 г.). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. — С. 20-27.
  6. 6. Siegrist M., Bearth A. Chemophobia in Europe and reasons for biased risk perceptions // Nature Chemistry. — 2019. — Vol. 11. — Pp. 1071-1072.
Аннотация:
В статье рассказывается об официальной церемонии закрытия Международного года периодической таблицы химических элементов, которая состоялась 5 декабря 2019 г. в Токио (Япония). Подводятся итоги празднования Международного года периодической таблицы в России и в мире. Дан краткий обзор экспонатов интерактивной выставки. Показано, что проведение Международного года периодической таблицы элементов способствовало укреплению престижа и популяризации российской науки.
Заголовок:

Изучение закономерностей Периодической системы химических элементов

Аннотация:
Представлена разработка урока обобщения и систематизации знаний в соответствии с требованиями ФГОС. Основная педагогическая идея урока - создание условий для систематизации и обобщения знаний об изменении основных характеристик химических элементов в Периодической системе химических элементов, проявления познавательной активности учащихся и повышения предметной мотивации.
Заголовок:

Использование инновационных технологий для развития химических способностей учащихся

Спиоск литературы:
  1. 1. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001.
  2. 2. Сулима И. И. Средовой подход как методология научно-педагогического исследования // Almamater. Вестник высшей школы. – 2010. - № 7 (август). – С. 36-39.
  3. 3. Селезова Е. В. Развитие высокомотивированных учащихся в процессе профильного обучения химии в КГАОУ «Школа космонавтики» // Современные подходы к работе с высокомотивированным старшеклассниками: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 27-28 октября 2016; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – С.124.
  4. 4. Селезова Е. В., Безрукова Н. П. Развитие проектно-исследовательской компетенции в школах для одарённых детей на основе средового подхода // Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики: материалы V Всероссийской научно-практической конференции – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - C.136-140.
  5. 5. Пак М. С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – C. 264.
  6. 6. Викторова Л. Из чего сделана биобутылка для воды BonAqua? // Химия и жизнь. – 2015. - № 4.
  7. 7. Мухаметшина Т. Г. Практическая работа «Определение качества водопроводной и бутилированной воды» // Химия в школе. – 2009. - № 7. – С. 61-63.
  8. 8. Капецкая Г. А. Интеллектуальная игра «Мир воды» // Химия в школе. - 2006. - № 2. – С. 72-74.
  9. 9. Маршанова Г. Л. Аналитический семинар «Вода в природе и жизни человека» // Химия в школе. - 2006. - № 2. – С. 18-26.
  10. 10. Никитина М. А., Петровичев А. А., Петровичева Т. В., Фомичёв С. В. Интегрированный урок: пресс-конференция о воде и её свойствах // Химия в школе. – 2005. - № 1. – С. 36-42.
  11. 11. Половняк В. К., Хайбрахманова Д. Ф. Вода, которую мы пьём // Химия в школе. - 2013. - № 3. – С. 51-54.
  12. 12. Мухаметшина Т. Г. Как мы исследуем свойства воды // Химия в школе. - 2017. - № 5. - С. 29-32.
Аннотация:
В статье предложена методика изучения темы «Вода» (9 или 11 класс) с применением инновационных образовательных технологий, обеспечивающая развитие химической и проектно-исследовательской компетенций обучающихся.
Заголовок:

Развитие мотивации как надёжный путь к достижению успеха

Спиоск литературы:
  1. Ковылина Н. С. Система работы учителя по подготовке к экзамену // Химия в школе. – 2019. - № 6. - С. 35-38.
  2. Стрельникова Е. Н. Учим выпускников размышлять // Химия в школе. – 2019. - № 1. - С. 17-23.
  3. Трушина Н. Р. Слагаемые успеха // Химия в школе. – 2019. - № 3. - С. 30-31.
  4. Халикова Ф. Д. О способах формирования осознанной мотивации к изучению химии // Химия в школе. – 2018. - № 9. - С. 22-24.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы педагога по подготовке школьников к успешной сдаче ГИА.
Заголовок:

О преемственности в обучении расчётным умениям

Спиоск литературы:
  1. 1. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности школьников как ведущая цель обучения химии // Поволжский педагогический поиск. – 2016. – № 3 (17). – С. 26-38.
  2. 2. Дерябина Н. Е. Сравнительный анализ способов решения расчётных задач // Химия в школе. – 2016. – № 10. – С. 32–38.
  3. 3. Андреева Н. П., Егорова К. Е., Кириллова Н. К. Методика решения задач по химии: учебно-методическое пособие. – Якутск: Изд-во ИРО и ПК им. С. Н. Донского-II, 2016.
  4. 4. Матвеева Э. Ф. Методика преподавания химии (инновационный курс): учебно-методическое пособие. – М.: КНОРУС: Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2016.
  5. 5. Злотников Э. Г. Решение стандартных задач нестандартным способом // Химия в школе. – 2011. – № 2. – С. 42–46.
  6. 6. Жукова Н. И. Основные подходы к решению расчётных задач // Химия в школе. – 2017. - № 6. - С. 41-42.
  7. 7. Кабардина Е. А., Грейнер Л. К. Учим решать задачи на растворы и смеси // Химия в школе. – 2017. - № 4.- С. 29-32.
  8. 8. Сутягин А. А. Решение расчётных задач: составляем материальный баланс // Химия в школе. – 2019. - № 7. - С. 21-24.
  9. 9. Шмелёва Л. Г. Из опыта обучения решению задач повышенной сложности // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 36-37.
  10. 10. Шабаршин В. М. Решение расчётных задач с использованием обобщающих таблиц // Химия в школе. – 2002. – № 6. – С. 52–54.
  11. 11. Турчен Д. Н. Графические схемы при решении расчётных задач // Химия в школе. – 2010. – № 6. – С. 50–56.
  12. 12. Васильева П. Д., Емцова О. М. Технология УДЕ при решении расчётных задач // Химия в школе. – 2013. – № 8. – С. 38–43.
  13. 13. Матвеева Э. Ф., Кривенцева Л. А., Семёнова Е. Б. Практикум по решению расчётных задач по химии: учебно-методическое пособие. – Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2018.
Аннотация:
В статье рассматривается проблема преемственности школьных и вузовских знаний и умений в решении расчётных задач. Проведён анализ научно-методической литературы. Выстроена технология обучения на основе принципов сотрудничества и преемственности, эффективности контроля и управления учебной деятельностью студентов, самостоятельности и активности. Проведён пилотный педагогический эксперимент, позволяющий акцентировать внимание на формировании у студентов стремления к успешной учебной деятельности и активной позиции в освоении новых знаний и умений. В статье представлена программа по обучению расчётным умениям по химии студентов-иностранцев и даны примерные сценарии занятий.
Заголовок:

О методическом обеспечении процесса обучения решению задач

Спиоск литературы:
  1. 1. Химия-2006: Вступительные экзамены в МГУ / Под общей редакцией проф. Н. Е. Кузьменко и проф. В. И. Теренина. – М.: Химический факультет МГУ, 2006.
  2. 2. Магдесиева Н. Н., Кузьменко Н. Е. Учись решать задачи по химии: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
  3. 3. Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии: учебное пособие для вузов. – М.: Интеграл-Пресс, 2005.
Аннотация:
В статье предложены задания-вопросы, выполняющие накопительно-информационную функцию и позволяющие подготовить учащихся к решению задач. Задания-задачи наделены преобразующе-инструментальной функцией и обеспечивают усвоение способов решения задач разного уровня сложности с использованием определённой формы записи условия задачи в виде таблиц и стехиометрических схем.
Заголовок:

Как создать информационное пространство урока

Спиоск литературы:
  1. 1. Энциклопедия для детей «Аванта+»: Человек: Т. 18: Ч. 2. – М., 2003.
  2. 2. Юнг К. Г. Психологические типы или психология индивидуализации. – М.: Академический проект, 2019.
Аннотация:
Статья знакомит с возможностями грамотного подхода при работе с информацией на уроке и может быть полезна в практической деятельности учителя.
Заголовок:

Экспериментальные задания при изучении темы «Минеральные удобрения»

Спиоск литературы:
  1. 1. Добротин Д. Ю. Контролирующая функция школьного химического эксперимента // Химия в школе. — 2017. — № 3. — С. 47-50.
  2. 2. Сивкова Г. А., Белая Е. А., Никитин А. В. Интегрированный подход при подготовке к ЕГЭ // Химия в школе. — 2018. — № 5. — C. 40-45.
Аннотация:
В статье дана информация о классификации и значении минеральных удобрений. Предложены экспериментальные задания, расчётные задачи и задания ЕГЭ по данной тематике.
Заголовок:

Эмпирический подход к нанохимическому эксперименту

Спиоск литературы:
  1. 1. Фомичев В. А., Лобанов А. В. Проблемный эксперимент при ознакомлении с костной биоинженерией // Химия в школе. — 2019. — № 7. — С. 62-65.
  2. 2. Фомичев В. А., Лобанов А. В. Наноразмерный гидроксиапатит — синтез и перспективы в реконструктивной хирургии // Химия, физика, биология: пути интеграции: материалы конф. — Москва: ИХФ РАН, 2019. — С. 75.
  3. 3. Фомичев В. А., Лобанов А. В. Безотходное получение гидроксиапатита медицинского и биологического назначения // Химическая безопасность. — 2019. — Т.3. — № 6. — С. 56-63.
Аннотация:
В статье рассмотрена организация нанохимического эксперимента по получению материалов, применяющихся в медицине. Предложено описание опытов по синтезу гидроксиапатита в условиях школьной лаборатории.
Заголовок:

Предметные и метапредметные аспекты заданий химических олимпиад

Спиоск литературы:
  1. 1. Минченков Е. Е. Практическая дидактика в преподавании естественнонаучных дисциплин: Учебное пособие. — С-Пб.: Лань, 2016.
  2. 2. Оржековский П. А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. — М.: ИОСО РАО. 1997.
  3. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
Аннотация:
В статье приведены задания, разработанные для II (районного) этапа олимпиады по химии. В соответствии с компетентностным подходом в заданиях представлены не только предметные, но и метапредметные аспекты, в частности, направленность на использование познавательных универсальных учебных действий и овладение методологией познания.
Заголовок:

Роль игровой технологии в формировании социальной компетентности

Спиоск литературы:
  1. 1. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://atlas100.ru/
  2. 2. Глазков В. А. Организация длительных образовательных игр как инструмент успешной социализации детей и подростков: метод. рекомендации. — Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2015.
  3. 3. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. — СПб.: СПб АППО, 2005.
  4. 4. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Конкурс дидактических игр «Химическая игротека» // Химия в школе. — 2018. — №8. — С. 46-50.
  5. 5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. — М.: Народное образование, 1998.
Аннотация:
Статья посвящена роли игры в решении проблемы формирования социальной компетентности старших подростков во внеурочной деятельности. Приведены описания игр, затрагивающих вопросы профориентации, общения подростков с родителями и между собой.
Заголовок:

Исследование качества молока

Спиоск литературы:
  1. 1. Артеменко А. И. Органическая химия и человек: Теоретические основы: Углубл. курс. — М.: «Просвеще-ние», 2000. — C. 68–70.
  2. 2. Барабанщиков Н. В. Контроль качества молока на ферме. — М.: Агропромиздат, 1986.
  3. 3. Волков В. Н., Солодова Р. И., Волкова Л. А. Определение качества молока и молочных продуктов // Химия в школе. — 2002. — No 1. — C. 57–63.
  4. 4. Детская энциклопедия: «Аргументы и факты — детям». Молоко и... — ЗАО «Аргументы и факты». — 2001. — No 8.
  5. 5. Жванко Ю. Н., Панкратова Г. В., Мамедова З. И. Аналитическая химия и технологический контроль в общественном питании. — М.: Высшая школа, 1989.
  6. 6. Каневская Л. Я. Питание школьника. — М.: Медицина, 1989. — C. 15–17.
  7. 7. Культура питания: Энцикл. Справочник. — 2-е изд. Белорус. Энцикл.; Под ред. И. А.Чаховского. — Мн.: БелЭн, 1993. — C. 183–184.
  8. 8. Проскурина И. К., Шшумилова л. А. Дисицы-на Д. С. Опыты по определению качества молока и молочных породуктов // Химия в школе. — 2016. — No 6.— С. 45 –49.
Аннотация:
В статье рассмотрена методика проведения учебного исследования качества молока по органолептическим и физико-химическим показателям с использованием датчика pH цифровой лаборатории Архимед, а так же некоторых качественных реакций на примеси.
Заголовок:

Разные судьбы трёх русских химиков

Спиоск литературы:
  1. 1. Лебедев С. В. О получении дивинила непосредственно из спирта / В кн.: Сергей Васильевич Лебедев. Жизнь и труды. — Ленинград: ОНТИ ХИМТЕОРЕТ, 1938. — С. 491514.
  2. 2. Остромысленский И. И. О конденсации спиртов и альдегидов в присутствии водоотщепляющих веществ и о механизме этого процесса // Журнал Русского Физико-Химического Общества. — 1915. — № 47. — С. 14941506.
  3. 4. Ипатьев В. Н. Пирогенетические контактные реакции с органическими веществами // Журнал Русского Физико-Химического Общества. — 1901. — № 33. — С. 632643.
  4. 5. Ипатьев В. Н. Каталитические реакции при высоких температурах и под давлением (курс лекций, читанных в Чикагском университете в 1932 г.). Вып. 1 (лекции 114). — Ленинград, 1934.
  5. 6. Ипатьев В. Н. Жизнь одного химика. Воспоминания. Т. 1: 18671917. Нью-Йорк, 1945. / В кн.: Академик В. Н. Ипатьев. Кн.1. — М.: Калвис, 2011.
  6. 7. Tret’yakov V. F., Talyshinskii R. M. et al. Initiated Conversion of Ethanol to Divinyl by the Lebedev Reaction // Petroleum Chemistry. — 2014. — Vol. 54. — № 3. — P. 195–206.
  7. 8. Ипатьев В. Н. Каталитические реакции при высоких температурах и под давлением. — Ленинград: Изд-во АН СССР, 1936.
  8. 9. Jacoby M. Vladimir Ipatieff is the catalysis superhero you’ve never heard of // Chemical & Engineering News. — 2019. — Vol. 97. — Iss. 19. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cen.acs.org/people/profiles/Vladimir-Ipatieff-catalysis-superhero-ve/97/i19
  9. 10. Nicholas Ch. P. Dehydration, Dienes, High Octane, and High Pressures: Contributions from Vladimir Nikolaevich Ipatieff, a Father of Catalysis // ACS Catal. — 2018. — № 8. — P. 8531−8539.
  10. 11. Pines H. My mentor, Ipatieff // Chemtech. — 1981. — Vol. 11. — № 2. — P. 78-82.
Аннотация:
В статье рассказывается о судьбах трёх русских учёных, занимавшихся проблемой синтеза искусственного каучука – С. В. Лебедева, И. И. Остромысленского и В. Н. Ипатьева.
Заголовок:

Что такое температура?

Спиоск литературы:
  1. 1. Кричевский И. Р. Понятия и основы термодинамики. – М.: Химия, 1970.
  2. 2. Кудрявцев П. С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1982.
  3. 3. Спасский Б. И. История физики: ч. 1. – М.: Изд-во МГУ, 1956.
  4. 4. https://dic.academic.ru
Аннотация:
Автор прослеживает историю возникновения понятия «температура» и создания прибора, измеряющего её.
Title:

The Concept of teaching Chemistry in educational organizations of the Russian Federation implementing the Basic General Education Programs

Summary:
The text of the Concept of teaching Chemistry in educational organizations of the Russian Federation implementing the Basic General Education Programs approved by the decision of the Board of the Ministry of Education of the Russian Federation is published.
Title:

Official closing ceremony of the International Year of the Periodic Table of Chemical Elements

Summary:
The article describes the Official Closing Ceremony of the International Year of the Periodic Table of Chemical Elements, which took place on December 5, 2019 in Tokyo (Japan). The results of the celebration of the International Year of the Periodic Table in Russia and in the world are summarized. A brief overview of the exhibits of the interactive exhibition is given. It is shown the International Year of the Periodic Table of Elements contributed to the strengthening of the prestige and popularization of Russian science.
Title:

Studying regularities of the Periodic table of chemical elements

Summary:
The description of a summarizing lesson designed according to the requirements of the State Educational Standard. is presented The main pedagogical idea of the lesson is to create conditions for summarizing and systematizing knowledge about the change of properties in the Periodic table of chemical elements, to stimulate students’ cognitive activity and learning motivation.
Title:

The use of innovative technologies for the development of students’ chemical abilities

Summary:
The author proposes the description of teaching the topic “Water” (grade 9 or 11) with the use of innovative educational technologies, providing the development of chemical and research competencies of students.
Title:

Developing motivation as a path to success

Summary:
The article presents the experience of the teacher of preparing students for the successful performance in the State Final Attestation.
Title:

On continuity in developing students’ calculation skills

Summary:
The article deals with the problem of continuity of school and university knowledge and skills in solving calculation problems. The analysis of scientific and methodical literature is given. The technology of training is built on the basis of the principles of cooperation and continuity, the effectiveness of control and management of students’ educational activities, independence and activity. A pilot pedagogical experiment was conducted aimed at stimulating students’ desire for successful learning activities and forming active position in the development of new knowledge and skills. The article presents a program for developing calculation skills in foreign students and provides scenarios of chemistry classes.
Title:

Methodological support for solving calculation problems

Summary:
Annotation The article proposes tasks-questions that perform the accumulative-informational function and that allow students to be prepared for solving problems. Tasks-problems are endowed with a transformative-instrumental function which provides the assimilation of ways of solving problems of different levels with the use of representing the description of a problem in the form of tables and stoichiometric schemes.
Title:

How to create information space of a lesson

Summary:
This article is devoted to some effective strategies for dealing with information in a lesson and might be used or adapted as relevant in modern teacher’s practices.
Title:

Experimental tasks for studying the topic “Mineral fertilizers”

Summary:
The information on the classification and importance of mineral fertilizers is given. Experimental tasks, calculation problems and the Unified State Exam tasks on this topic are suggested.
Title:

Empirical approach to nanochemical experiment

Summary:
The article discusses the organization of nanochemical experiment to obtain materials used in medicine. The description of experiments on hydroxyapatite synthesis in a school laboratory is given.
Title:

Subject and meta-subject aspects of tasks of Chemistry Olympiads

Summary:
The article presents the tasks developed for the II (district) stage of the chemistry Olympiad. In accordance with the competency-based approach, tasks involve not only subject but also meta-subject aspects, focus on the use of cognitive learning abilities and mastery of the cognitive methodology.
Title:

The role of game technology in forming students’ social competence

Summary:
The article deals with the role of games in solving the problem of forming social competence in teenagers in their extracurricular activities. The descriptions of games based on the issues of career guidance, communication of teenagers with parents and among themselves are given.
Title:

Studying the quality of milk

Summary:
The author discusses the methodology for students’ research of the quality of milk by organoleptic and physical and chemical parameters using the pH sensor of the Archimedes digital laboratory, as well as some qualitative reactions to identify impurities.
Title:

Different fates of three Russian chemists

Summary:
The article describes the fates of three Russian scientists who made a contribution to the research of synthetic rubber: S. V. Lebedev, I. I. Ostochmensky and V. N. Ipatieff.
Title:

What is temperature?

Summary:
The author traces the history of the concept of «temperature» and the creation of a device that measures it.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.