Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2020 № 10

Русская версия
English version
Заголовок:

Дистанционное обучение: критерии отбора Интернет-ресурсов

Список литературы:
  1. Велиева Л. А. Дистанционная форма обучения: реалии сегодняшнего дня // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 2-4.
  2. Овчинников А. В. Последствия пандемии: как компенсировать потери в обучении // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С. 2-4.
  3. Ямбург Е. А. Дистанционное обучение: прорыв к новой педагогической реальности // Химия в школе. — 2020. — № 8. — С. 2-3.
  4. Нечитайлова Е. В. Интернет как средство обучения: проблемы и перспективы // Химия в школе. — 2018. — № 7. — С. 17-23.
  5. Нечитайлова Е. В. Когнитивный подход как основа развития профессионализма учителя // Химия в школе. — 2016. — № 2. — С. 2-4.
  6. Бабанский Ю. К. Об актуальных проблемах совершенствования обучения в общеобразовательной школе // Советская педагогика. — 1979. — № 3. — С. 3-10.
Аннотация:
В статье описаны критерии отбора материалов для организации дистанционного обучения химии, приведены примеры обоснованного выбора видеороликов для использования в работе с учащимися 8-11 классов.
Заголовок:

Нано- и микрогели: строение, свойства, применение

Аннотация:
Нано- и микрогели – многообещающие мягкие полимеры, применяющиеся в разных областях: как стабилизаторы, датчики, катализаторы, избирательные сорбенты, капсулы для лекарств и т. д. Они состоят из сети сшитых полимерных цепочек, заполненной молекулами растворителя. В статье описаны методы синтеза и структура нано- и микрогелей, приведены примеры их применения. Предложены идеи для разработки учебных проектов с использованием микрогелей.
Заголовок:

Развитие креативности: система творческих задач

Список литературы:
  1. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. - 2018. – № 1. – С. 6-10.
  2. Степанов С. Ю., Оржековский П. А., Ушаков Д. В. Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – № 2 (30). – С. 2-15.
  3. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М.: МГУ, 1981. — С. 35-46.
  4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Прогресс, 1965. — С. 433-457.
  5. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972.
  6. Пономарёв Я. А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. — М.: Наука, 1990. — С. 13-37.
  7. Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Проблема организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. — М.: Наука, 1990. — С. 37-53.
  8. Разумовский В. Г. Творческие задачи по физике. — М.: Просвещение, 1966.
  9. Ходаков Ю. В. Рассказ-задача по химии. В помощь учителю. - М.: ГУПИ МП РСФСР, 1957.
  10. Зайцев О. С. Использование химической термодинамики при проблемном обучении // Химия в школе. — 1975. — № 6. — С. 21-28.
  11. Сурин Ю. В., Балезина С. С. Демонстрационные опыты при проблемном изучении гидролиза солей //Химия в школе. — 1980. — № 1. — С. 48-50.
  12. Сурин Ю. В. Реакция серебряного зеркала с неорганическими восстановителями // Химия в школе. — 1991. — № 3. — С. 52-53.
  13. Лисичкин Г. В., Бетанели В. И. Химики изобретают. – М.: Просвещение, 1990.
  14. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А., Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: книга для учителя. - М.: АРКТИ, 1999.
  15. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: книга для учащихся. – М.: АРКТИ, 1998.
Аннотация:
Раскрывается сущность творческих задач, используемых в психологии для изучения творческого процесса. Наряду с этим даётся краткая история использования в обучении творческих задач с предметным содержанием. На основе опыта использования творческих задач по химии предлагаются основания их систематизации, которые иллюстрируются примерами.
Заголовок:

Урок-путешествие «Загадки озёр Кели Муту»

Список литературы:
  1. Исаева А. Н., Малахова С. А. «Клиповое мышление»: психологические дефициты и альтернативы (пространственный фокус) // Мир психологии. — 2015. — № 4 (84). — С. 177-191.
  2. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — С. 110-112.
  3. Александрова Е. В. О формировании навыков смыслового чтения // Химия в школе. — 2019. — № 1. — С. 24-29.
  4. Пичугина Г. А. Дидактическая игра как средство повышения эффективности обучения базового курса химии: автореф. … дис. канд. пед. наук. — М., 2003.
  5. Витер В. Н. Разноцветные озера // Химия и химики. — 2009. — № 4. — С. 3-14.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности обучения школьников химии, связанные с такими психологическими феноменами, как «клиповое» восприятие и мышление. Показано, что проведение урока химии в форме игры-путешествия способствует адаптации сложного химического содержания к психологическим особенностям обучения современных школьников. Внимание учащихся привлекается к удивительному природному явлению – озерам, цвет воды которых периодически изменяется вследствие протекания химических реакций превращения соединений серы и железа.
Заголовок:

Экспедиция в царство Рыжей королевы

Список литературы:
  1. Жаров А. О., Толетова М. К., Борисов А. Н. К методике изучения темы «Коррозия металлов» с использованием исследовательских проектов // Химия в школе. – 2017. - № 8. - С. 55-60.
  2. Новикова А. В. Коррозия металлов, или Медный всадник в опасности // Химия в школе. – 2019. - № 4. - С. 14-20.
Аннотация:
В статье представлен дидактический сценарий урока химии по теме «Коррозия железа. Способы защиты от коррозии», разработанного на основе реализации ведущих идей практико-ориентированного обучения. Описаны цели и задачи урока, его основные этапы, а также совместная деятельность учителя и учащихся на каждом этапе. Отличительной особенностью урока является форма его проведения – обучающая игра.
Заголовок:

Ролевая игра «Суд над углекислым газом»

Аннотация:
Уроки в форме ролевой игры активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают их умения самостоятельно находить информацию, применять знания и умения в условиях, приближенных к жизненным ситуациям, творческие способности. На данном уроке школьники в игровой форме изучают свойства и значение углекислого газа в природе и жизни человека. Они также знакомятся с работой судебной системы. Данную разработку можно использовать на уроках химии и биологии.
Заголовок:

К методике решения расчётных задач

Список литературы:
  1. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.
  2. Пузаков С. А., Попков В. А. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1999.
Аннотация:
Решение расчётных задач — не только неотъемлемая часть химического образования школьников, но и один из важнейших показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. Наименее успешно на экзамене выполняется задание 34, предусматривающее проверку умения проводить комбинированные вычисления по формулам и уравнениям химических реакций. В статье рассматривается методика решения расчётных задач на смеси.
Заголовок:

ДДТ: вещество, изменившее мир

Аннотация:
В статье рассказывается о нобелевских премиях, полученных учёными, которые исследовали способы борьбы с малярией.
Заголовок:

Новый формат задания № 3

Аннотация:
Приведены вопросы для отработки задания № 3 Основного государственного экзамена по химии в 2021 г.
Заголовок:

Можно ли рассчитать молярную массу человека

Список литературы:
  1. Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека. Т. 1. – М.: Мир, 1993. - С. 8.
Аннотация:
В данной статье описывается, как вычислить молярную массу человека, зная его состав. Молярную массу человека важно знать при проведении биохимических, медицинских исследований организма.
Заголовок:

Интеллектуальная естественно-научная игра «Science Show»

Аннотация:
В статье описан сценарий интеллектуальной игры, цель которой – популяризация естественных наук в школе, мотивация учащихся к изучению предметов естественно-научного цикла. В ходе игры команды, представляющие разные классы, соревнуются между собой, отвечая на вопросы других учеников школы. Для того чтобы придать игре зрелищность, в неё включены различные виды активностей познавательного характера: научная пантомима, тематический естественно-научный квиз, конкурс эрудитов, фестиваль научных видеороликов и др.
Заголовок:

КВН для восьмиклассников

Аннотация:
Предлагается сценарий командной игры для восьмиклассников. Цель игры – закрепление первоначальных химических знаний и формирование устойчивого интереса и мотивации учащихся к изучению химии.
Заголовок:

Познавательно-интеллектуальная игра «Металлы»

Список литературы:
  1. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные технологии в профильном обучении. — СПб.: Каро, 2006.
  2. Макарова Д. А., Панина У. В., Борунова Е. Б. Познавательно-интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?” // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 62-65.
  3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2003.
  4. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2009.
  5. Сулайманова З. А., Авезова Ф. М. «Обучение в сотрудничестве» на уроках химии // Учёный XXI века. — 2016. — № 11(24). — С. 63-64.
Аннотация:
Предлагается описание познавательно-интеллектуальной игры на тему «Металлы» для учащихся 9 или 11 классов. При организации игры используется работа в малых группах и технология обучения в сотрудничестве, которая помогает освоить значительный объём материала за короткий промежуток времени. Проведение игры способствует развитию мотивации и познавательного интереса учащихся к химии, их регулятивных и коммуникативных умений.
Заголовок:

Контроль и оценка уровня сформированности экспериментальных умений

Список литературы:
  1. Злотников Э. Г. Химический эксперимент как специфический метод обучения // Химия. — Первое сентября. — 2007. — № 24. — С. 18–25.
  2. Штремплер Г. И. Определение понятия учебного эксперимента, его классификация и место в обучении химии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://strempler.ucoz.ru/publ/tekhnika_i_metodika_uchebnogo_khimicheskogo_ehksperimenta/1-1-0-3
  3. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. — М., Просвещение, 1987.
  4. Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. Книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1989.
  5. Добротин Д. Ю., Каверина А. А., Молчанова Г. Н. О проверке экспериментальных умений учащихся // Химия в школе. — 2016. — № 1. — С.8-15.
  6. Добротин Д. Ю. Контролирующая функция школьного химического эксперимента // Химия в школе. — 2017. — № 3. — С 47-50.
  7. Добротин Д. Ю. Особенности содержания и организации экспериментальной части ГИА по химии // Естественно-научное образование: химический эксперимент в высшей и средней школе. Сер. Методический ежегодник Химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Том 16. — М., МГУ им. М. В. Ломоносова, 2020. — С. 189-199.
  8. Качалова Г. С. Система экспериментальных задач как средство усиления практической направленности обучения химии в общеобразовательной школе. В кн.: Совершенствование преподавания химии в высших и средних учебных заведениях. Тезисы докладов 8-й Омской научно-методической конференции. — Омск, 1989. — С. 50-52.
  9. Никифоров Г. Г., Демидова М. Ю., Камзеева Е. Е. Проверка экспериментальных умений по физике при государственной итоговой аттестации // Физика в школе. — 2011. — № 3. — С. 3-21.
  10. Демоверсии, спецификации, кодификаторы. ФИПИ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-4
Аннотация:
В статье поднимаются вопросы организации контроля сформированности умений в процессе проведения реального химического эксперимента в основной школе; актуализируются подходы к классификации химического эксперимента. Авторы приводят примеры моделей практико-ориентированных заданий, используемых в рамках контрольно-оценочных процедур; рассматривают трудности, с которыми сталкиваются учителя в процессе подготовки и проведения экспериментального задания, включенного в КИМ ОГЭ по химии.
Заголовок:

К изучению свойств щавелевой кислоты и оксалатов

Список литературы:
  1. Харитонов Ю. А. Аналитическая химия (аналитика). В 2 кн. Кн. 1. Общие теоретические основы. Качественный анализ. Учеб. для вузов. — М.: Высшая школа, 2003.
  2. Леенсон И. А. Загадки оксалата, или Реакция, которой интересовались все знаменитости // Химия и жизнь. — 2002. — № 7. — С. 50-53.
  3. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химические свойства неорганических веществ: Учеб. пособие для вузов. — М.: Химия, 2000.
Аннотация:
Предлагается описание химических опытов, иллюстрирующих свойства щавелевой кислоты и оксалатов. Использование легкодоступных реактивов и несложные экспериментальные методики позволяют проводить рекомендуемые опыты на базе школьной лаборатории.
Title:

Distance Learning: Selection Criteria for Internet Resources

Summary:
The criteria for selecting materials for organizing distance learning in chemistry are discussed. Several examples of a reasonable selection of videos for working with students in 8-11 classes are provided.
Title:

Nano- and microgels: structure, properties, application

Summary:
Nano- and microgels are promising soft polymers which are used in various fields: as stabilizers, sensors, catalysts, selective sorbents, capsules for drugs, etc. They consist of a network of cross-linked polymer chains filled with solvent molecules. The article describes synthesis methods and structure of nano- and microgels. Several examples of their application are given. Ideas for students’ science projects are discussed.
Title:

Developing Creativity: the System of Creative Tasks

Summary:
The article reveals the essence of creative tasks which are used in psychology to study the creative process. Along with this, a brief history of using creative tasks with subject content in teaching is given. As a result of analyzing the experience of working with creative tasks in chemistry, the basis for systematization of creative tasks in chemistry is proposed.
Title:

A Lesson-Journey «Mysteries of the Keli Mutu Lakes»

Summary:
The article discusses the features of teaching chemistry related to such psychological phenomena as «clip» perception and thinking. It is shown, that conducting a chemistry lesson in the form of a game contributes to the adaptation of complex chemical content to the psychological features of teaching modern schoolchildren. Students’ attention is drawn to an amazing natural phenomenon – lake water color changes due to chemical reactions of sulfur and iron compounds.
Title:

Expedition to the Kingdom of the Red Queen

Summary:
The article presents the didactic scenario of a chemistry lesson on the topic “Corrosion of Iron. Methods of Corrosion Protection”, developed on the basis of leading ideas of practice-oriented training. The goals and objectives of the lesson, its main stages as well as the joint activities of the teacher and students at each stage are described. The lesson is given in the form of an educational game.
Title:

A Role-Playing Game «Strange Case of Carbon Dioxide»

Summary:
A lesson in the form of a role-playing game stimulates the cognitive activity of students. Such lessons help students find and apply their own knowledge and skills in conditions that are similar to real life situations. Role-playing games provide an opportunity to use new horizons for an independent search for knowledge, contribute to the development of creative activity. In the role-playing activity students get acquainted with the structure, properties and significance of carbon dioxide in human life and in nature. This scenario can be used in chemistry and biology lessons when studying carbon dioxide.
Title:

On the Method of Solving Calculation Problems

Summary:
Solving calculation problems is not only an integral part of students’ chemical education, but also one of the most important indicators of the development of students’ chemical thinking and assimilation of educational material. A lot of students’ difficulties in the exam are associated with Task 34, which requires conducting combined calculations using formulas and equations of chemical reactions. The article deals with the method of solving calculation problems on determining the composition of mixtures.
Title:

DDT: the Compound That Changed the World

Summary:
The article describes the Nobel Prizes received by scientists who have researched ways to combat malaria.
Title:

A New Format of Task 3

Summary:
Training tasks similar to Task 3 of the Basic State Exam in Chemistry (2021) are provided.
Title:

How to Calculate the Molar Mass of a Person

Summary:
This article describes how to calculate the molar mass of a person, knowing its composition. It is important to know the molar mass of a person when conducting biochemical and medical examinations.
Title:

An Intellectual Game “Science Show”

Summary:
The article describes the scenario of an intellectual game, the goal of which is to popularize natural sciences at school, to motivate students to study subjects of the natural science cycle. During the game, teams from different classes compete with each other, answering questions. In order to make the game look spectacular, it includes various types of cognitive activities: scientific pantomime, thematic natural science quiz, erudite competition, festival of scientific videos, etc.
Title:

A Game for Eighth-graders

Summary:
A team game scenario for eighth graders is given. The goal of the game is to consolidate initial chemical knowledge and form a steady interest and motivation for students to study chemistry.
Title:

A Cognitive Game “Metals”

Summary:
A description of the cognitive game on the topic “Metals” for students in grades 9 or 11 is provided. The organization of the game involves working in small groups and collaboration training technology, which helps master a significant amount of material in a short period of time. The game contributes to the development of motivation and cognitive interest of students in chemistry, their regulatory and communicative skills.
Title:

Monitoring and evaluation of the level of development of experimental skills

Summary:
The article raises the issues of organizing control over the formation of skills in the process of conducting a real chemical experiment at school. Approaches to classification of a chemical experiment are being updated. The authors provide examples of practice-oriented task models used in control and assessment procedures; consider the difficulties faced by teachers in preparing and conducting a pilot task included in the Basic State Exam in chemistry.
Title:

On studying the properties of oxalic acid and oxalates

Summary:
A description of chemical experiments illustrating the properties of oxalic acid and oxalates is given. The use of available reagents and simple experimental techniques make it possible to conduct these experiments in a school laboratory.
Связаться с нами