Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2019 № 9

Русская версия
English version
Заголовок:

Система школьного химического образования Республики Татарстан: становление и развитие

Аннотация:
Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан – министр образования и науки Республики Татарстан Р. Т. Бурганов рассказывает о системе химического образования Республики Татарстан, которая ведёт свою историю от Казанской химической научной школы.
Заголовок:

К методике работы с одарёнными детьми

Спиоск литературы:
  1. Гильмеева Р. Х. Одарённый ребёнок в развитии, общении, учении. - Казань: Медицина, 1997.
  2. Мочалова Н. М., Мочалова О. Б. Технологический подход в обучении школьников. - Казань, 1997.
  3. Меерович М. И. Инструменты управляемого воображения // Одарённый ребёнок. - 2003. - № 5. - С. 76-87.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2009.
  5. Радецкая О. Г. Психология одарённости: учебно-практическое пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010.
  6. Соловьёва С.Н., Чаленко О.А. Ша\\Наш подход к обучению интеллектуально одарённых школьников // Химия в школе. - 2014. - № 10. - С. 30-33.
  7. Хуторской А. В. Развитие одарённости школьников. - М.: Владос, 2000.
  8. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2006.
  9. Хуторской А. В. 35 методов творческого обучения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по применению метода проблемно-эвристического обучения в средней школе. Упор сделан на использование мозгового штурма при решении открытых, или исследовательских задач, примеры которых также приводятся. Данный метод представлен в качестве одного из наиболее эффективных для организации работы с одарёнными учащимися как на уроках, так и во внеурочной деятельности, в зависимости от содержания задач.
Заголовок:

Система повышения квалификации учителей: работа с одарёнными учащимися

Спиоск литературы:
  1. 1. Курамшин А. И., Гуревич П. А., Сафиуллина Т. Р., Багаутдинова Д. Б. Химия в задачах республиканских олимпиад (с решениями и пояснениями). – Казань: Изд-во КНИТУ, 2013.
  2. 2. Курамшин А. И. Задачи районных, городских и республиканских химических олимпиад школьников Республики Татарстан (2003–2008 гг.): методическое пособие. – Казань: Изд-во МОиН РТ, 2008.
  3. 3. Гильманшина С. И., Курамшин А. И., Халикова Ф. Д. Методика реше-ния заданий Единого государственного экзамена по общей и неорганической химии: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.
  4. 4. Курамшин А. И. Видеоуроки и вебинары в системе профориентационно-обучающих мероприятий химического института КФУ // Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности в субъектно-ориентированном педагогическом образовании: сб. статей Всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2015. – С. 97-99.
  5. 5. Гильманшина С. И. Профессиональное мышление учителя как научно-педагогическая основа современного развивающего естественно-научного образования школьников // Теория и практика развивающего образования школьников: коллективная научная монография. – Ульяновск: SIMJET, 2015. – С.139–151.
  6. 6. Гильманшина С. И., Космодемьянская С. С. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ОО: учебное пособие. – Казань: Отечество, 2012.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы по повышению компетенции учителей химии – наставников одарённых в области химии учащихся. Действующая система повышения квалификации учителей химии в Казанском федеральном университете представлена как эффективная для обучения решению задач высокого уровня сложности и олимпиадных заданий, подготовки учащихся к успешному участию в химических олимпиадах.
Заголовок:

Воспитание патриотизма: изучение истории Казанской химической школы

Спиоск литературы:
  1. 1. Писарева С. В., Фуженкова А. В. Казанская химическая школа. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: www.kcn.ru/tat_ru/science/kch/page1.htm
  2. 2. Коновалов A. И., Чмутова Г. А. Казанская химическая школа. История и современность // Российский химический журнал «Химия в Татарстане: наука, промышленность, образование». – 1999. – Т. 43. – № 3-4. – С. 7-12.
  3. 3. Трифонов Д. Н. Становление органической химии. Казанская химическая школа // История химии в России. Краткие очерки. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: www.chem.msu.su/…/trifonov/kazan-school.html
  4. 4. Жизненный путь Камая //«Татар-информ», 2001 г. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: www.tatar.ru
Аннотация:
В статье представлена информация об учёных Казанской химической школы. Автор делится своим опытом по воспитанию у учащихся чувства гордости и патриотизма за свой город, за выдающихся земляков – учёных с мировыми именами.
Заголовок:

Об использовании элементов технологии проблемного обучения

Спиоск литературы:
  1. 1. Дегтярь Л. Н. Проблемно-поисковый метод при изучении химических реакций // Химия в школе. – 2017. - № 1. – С. 22-27.
  2. 2. Миренкова Е.В., Пак М.С. Продуцирование знаний в процессе собственной познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. - № 10. – С. 7-13.
  3. 3. Аникушева Н.П. Проблемное обучение как средство повышения учебной мотивации // Химия в школе. – 2014. - № 4. – С. 37-39.
  4. 4. Космодемьянская С.С., Гильманшина С.И. Методика обучения химии: учебное пособие. - Казань: ТГГПУ, 2011.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по использованию технологии проблемного обучения на уроках химии. Данная технология строится на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Основной элемент данной технологии – проблемная ситуация. В условиях введения ФГОС учителю среднего и старшего звена необходимо владеть деятельностным подходом, который предполагает использование в том числе проблемных ситуаций.
Заголовок:

Проектная деятельность на уроке по теме «Растворы»

Аннотация:
В задании 34 второй части ЕГЭ встречаются задачи, предполагающие расчёты с использованием понятия о концентрации раствора. В связи с этим на уроке по теме «Растворы. Решение расчётных задач» мы организуем проектную деятельность учащихся.
Заголовок:

Исторический подход к изучению электролитической диссоциации

Аннотация:
Предложена разработка первого урока по теме «Теория электролитической диссоциации».
Заголовок:

Метод проектов в развитии исследовательских умений учащихся

Спиоск литературы:
  1. Кортунов Г. М., Боровских Т. А., Чернобельская Г. М. Проектная деятельность в формировании УУД // Химия в школе. — 2016. — № 7. — С. 32–35.
  2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: Аркти, 2003.
  3. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: Аркти, 2005.
  4. Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность: учеб.-метод. пособие / Под ред. С. С. Татарченковой. — СПб.: Каро, 2008.
Аннотация:
В работе представлен метод учебных проектов как один из эффективных методов организации обучения на уроках. Рассматриваются универсальные умения, которые формируются у учащихся в ходе разработки проектов: рефлексивные, исследовательские, менеджерские. Достоинства этого метода: учащиеся видят перед собой конечный результат; проектная деятельность позволяет выявлять и развивать их способности; способствует профессиональному самоопределению, дает возможность реализовать дифференцированный подход к учащимся.
Заголовок:

О реализации межпредметных связей в процессе обучения

Аннотация:
Реализация межпредметных связей позволяет учащимся синтезировать и применять знания и умения, полученные на уроках по разным предметам. Рассмотрены некоторые средства реализации межпредметных связей.
Заголовок:

Из опыта организации проблемно-интегративного обучения

Аннотация:
В статье освещены практические вопросы методики преподавания химии в 8-9 классах на основе опыта работы учителя по учебникам Ф.Г. Фельдмана, Г.Е. Рудзитиса. Большое внимание уделяется осуществлению проблемно-интегративного обучения на уроках химии, что особенно важно для формирования у учащихся обобщённых предметных и межпредметных знаний и умений.
Заголовок:

Использование ситуационных задач для достижения метапредметных результатов

Спиоск литературы:
  1. 1. Шалашова М. М. Компетентностный подход в изучении химии и оценивание компетенций учащихся в средней школе // Методика преподавания химии. — 2009. — № 13. — С. 9–15.
  2. 2. Заграничная Н. А. О формировании естественнонаучной грамотности учащихся // Химия в школе. — 2016. — № 6. — С. 6–10.
  3. 3. Осмоловская И. Ключевые компетентности в образовании: их смысл, значение и способы формирования // Директор школы. — 2006. — № 8. — C. 64–69.
  4. 4. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. — М.: Дрофа, 2004.
Аннотация:
В статье приводятся примеры авторских заданий, ситуационных задач, используемых автором в практической деятельности. Отмечена эффективность их применения для формирования и оценивания метапредметных результатов обучающихся.
Заголовок:

Как мы изучаем изомерию и номенклатуру предельных углеводородов

Аннотация:
Урок по теме «Изомерия и номенклатура предельных углеводородов» проводится в 10 классе (базовый уровень) с использованием дифференцированного подхода. Это урок изучения и первичного закрепления нового материала. На уроке имеет место индивидуальная и групповая работа, а также работа. Учитываются индивидуальные особенности учащихся.
Заголовок:

Наш опыт организации дидактической деятельности учащихся

Аннотация:
Важнейшая задача системы образования - формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Достичь этого можно, создавая условия, в которых учащиеся сознательно и активно приобретают новый социальный опыт.
Заголовок:

Урок по теме: «Кислоты»

Аннотация:
Представлен урок для 8 класса в соответствии с ФГОС. Одним из способов достижения образовательных результатов является разработка и проведение уроков, в ходе которых учащиеся соотносят теоретические знания с их практическим применением, логически размышляют, делают выводы.
Заголовок:

Формирование регулятивных УУД в проектной деятельности

Спиоск литературы:
  1. 1. Кортунов Г. М., Боровских Т. А. Как определить сформированность регулятивных УУД // Химия в школе. – 2017. – № 6. – С. 18-21.
  2. 2. Графики растворимости солей в воде. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text
  3. 3. Шапошник В. А. 110 лет открытия хроматографии М. С. Цветом // Сорбционные и хроматографические процессы. – 2013. – Т. 13. – № 6. – С. 741-750.
  4. 4. Ларионов О. Г., Коломиец Л. Н., Сенченкова Е. М. Они были первыми в отечественной хроматографии. / В кн. 100 лет хроматографии. – М.: Наука, 2003. – С. 21-31.
  5. 5. Рудаков О. Б., Селеменев В. Ф. Российская хроматография – времена и люди // Сорбционные и хроматографические процессы. – 2014. – Т. 14. – Вып. 3. – С. 384-396. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chem.vsu.ru/sorbcr/images/pdf/2014/3/.pdf
  6. 6. Яшин Я. И., Яшин А. Я. Основные тенденции развития хроматографии после 110-летия со дня её открытия М. С. Цветом // Сорбционные и хроматографические процессы. – 2014. – Т.14. – № 2. – С. 203-213.
  7. 7. Тонкослойная хроматография: методические рекомендации для школ с углубленно-профильным изучением химии / Науч. рук. К.И. Сакодынский. – Москва-Краснодар, 1999.
Аннотация:
В статье представлен опыт формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся. Даны теоретическое обоснование и методика их формирования средствами проектной деятельности. Разработанная система включает четыре блока проектов, которые реализую четыре этапа формирования регулятивных учебных действий.
Заголовок:

Исследовательские проекты во внеурочной деятельности лицеистов

Спиоск литературы:
  1. 1. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественно-научные предметы. Химия» на период до 2020 года.
  2. 2. Гильманшина С. И., Халикова Ф. Д. Формы работы с одарённой молодёжью в системе университетского образования // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 4. – Ч. 2. – С. 294–297.
  3. 3. Халикова Ф. Д. Концепция практико-ориентированного обучения химии одарённых детей в системе непрерывного химического образования // Казанский педагогический журнал – 2018. – №1. – С. 18–21.
  4. 4. Гильманшина С. И., Халикова Ф. Д. Профильное обучение одарённых учащихся естественно-научным дисциплинам как стадия непрерывного образования // Фундаментальные и прикладные аспекты современных психолого-педагогических исследований: коллективная монография в 3-х томах. Том 2 / Под науч. ред. О. П. Чигишевой. – РИШОН ЛЕ-ЦИОН: Изд-во «MEDLAL», Израиль, 2016. – С. 30-57.
  5. 5. Толстиков Г. А., Флехтер О. Б., Шульц Э. Э. Бетулин и его производные. Химия и биологическая активность // Химия в интересах устойчивого развития. – 2005. – №13. – С. 1-30.
  6. 6. Толстикова Т. Г., Сорокина И. В. Терпеноиды ряда лупана - биологическая активность и фармакологические перспективы. Полусинтетические производные лупана // Биоорганическая химия. – 2006. – №3. – С. 291-307.
Аннотация:
Статья посвящается организации внеурочной деятельности учащихся по химии на этапе модернизации химического образования. Учебно-исследовательские проекты с экспериментальной составляющей выполняются на базе научных лабораторий вузов с привлечением научных сотрудников и преподавателей. Позитивный опыт работы по приоритетному направлению внеурочной деятельности положительно отражается в индивидуальной образовательной траектории лицеистов по профилю химия.
Заголовок:

Проектно-исследовательская деятельность: математика для химиков

Спиоск литературы:
  1. Ерёмин В. В. Математика в химии. – М., МЦНМО, 2011.
  2. Аринушкина Е. В. Руководство по химическому анализу почв. – М., Изд-во Московского ун-та, 1961.
  3. Матвеева Н. А. Естествознание с Vernier. – М., ПКГ «Развитие образовательных систем», 2012.
  4. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://chem.reshuege.ru
Аннотация:
Основные требования, предъявляемые к выпускникам школ в соответствии с ФГОС – умение применять полученные знания и умения на практике, то есть демонстрировать свои компетенции в разных областях деятельности. К основным из них относят математические вычисления. Проектно-исследовательские работы в области естественных наук помогают не только в развитии этих компетенций, но и в понимании их значимости.
Заголовок:

Элективный курс «Вторичная переработка материалов»

Спиоск литературы:
  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. – М., Просвещение, 2014.
  2. Химическая энциклопедия. – М., «Советская энциклопедия», 1983.
  3. Химический энциклопедический словарь. – М., Энциклопедия, 2003.
  4. Альбицкая В. М. и др. Лабораторные работы по органической химии. – М., «Высшая школа», 1982.
  5. Голдмен А. Иллюстрированный химический словарь. – М., Мир, 1988.
  6. Гуль В. Е. Полимеры сохраняют продукты. – М., Знание, 1985.
  7. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. – М., Высшая школа, 1992.
  8. Леенсон И. А. Занимательная химия. В 2 томах. – М., Дрофа, 1996.
  9. Лисичкин Г. В., Бетанели В. И. Химики изобретают. – М., Просвещение, 1990.
  10. Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии. – М., Химия, 1979.
  11. Тагер А. А. Физико-химия полимеров. – М., Научный мир, 2007.
  12. Савич Е. З. и др. Изучение закономерностей химических реакций. – М., Просвещение, 1991.
  13. Соломон З. Г. Волокна из нефти и газа. – М., Просвещение, 1978.
  14. AP Chemistry. Course and Exam Description. – New York, 2013.
Аннотация:
Элективный курс формирует целостное представление о значении вторичной переработки материалов как способе экономии сырья и энергии, реализует мировоззренческие, образовательные и воспитательные функции учебного процесса. Постановка проблемных вопросов, необходимость поиска информации, её анализа, осмысления и представления способствует развитию и саморазвитию учащихся, формированию у них общеучебных навыков культуры умственного труда. Выполнение практических работ и строгое следование правилам техники безопасности служит развитию политехнических умений и навыков.
Заголовок:

Конкурс «Юный химик» как форма профориентационной работы

Аннотация:
Рассмотрен пример проведения мероприятия профессионального образовательного учреждения «Нижнекамский нефтехимический колледж» в рамках программы профессиональной ориентационной работы «Мир профессий Нижнекамска» со школьниками города.
Заголовок:

Реакции окисления спиртов

Спиоск литературы:
  1. Кузнецов Д. Г. Органическая химия: учебное пособие. – СПб.: Лань, 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/72988.
  2. Травень В. Ф. Органическая химия : учебное пособие. В 3 ч. Т. 2. – М.: Изд-во «Лаборатория знаний», 2015. [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/84109.
Аннотация:
В статье представлены методические рекомендации к экспериментальному исследованию реакций окисления одноатомных спиртов в школьном курсе химии. Отличительная черта предложенных лабораторных опытов — использование качественных реакций, позволяющих доказать присутствие альдегидов в продуктах окисления первичных спиртов и кетонов при окислении вторичных спиртов.
Заголовок:

Г. Х. Камай: педагог, учёный, гражданин

Спиоск литературы:
  1. 1. Камай Г. Сост. А. С. Лозовой, Н. Н. Амирханова. – Казань: Таткнигоиздат, 1982.
  2. 2. Камай Г. Х. Мечте навстречу. – М.: Сов.Россия, 1970.
  3. 3. Рассказы о казанских ученых. Сост. В. Кузьмин. – Казань: Таткнигоиздат, 1983.
  4. 4. Лозовой А. С. Г. Х. Камай - видный советский ученый и общественный деятель. – Казань: Таткнигоиздат, 1981.
Аннотация:
В статье предложен историко-биографический материал для подготовки внеурочного мероприятия в форме устного журнала, посвящённого жизни и деятельности выдающегося татарского учёного Гильма Хайревича Камая.
Заголовок:

А. М. Бутлеров: жизнь, полная интересов и увлечений

Спиоск литературы:
  1. 1. Арбузов А. Е. Очерки воспоминания материал. – М., 1989. – С. 20-21.
  2. 2. Быков Г. Александр Михайлович Бутлеров. Очерки жизни и деятельности. – М., 1961.
  3. 3. Зелинский Н. Великий русский химик А. М. Бутлеров. – М., 1949.
  4. 4. Чмутова Г. Александр Михайлович Бутлеров,1828 – 1886. – Казань, 2004.
Аннотация:
В статье изложены краткие биографические данные учёного, подробно раскрыты увлечения и интересы А. М. Бутлерова на основе воспоминаний, архивных материалов.
Title:

System of school chemical education of the Republic of Tatarstan: formation and development

Summary:
The Deputy Prime Minister of the Republic of Tatarstan – the Minister of Education and Science of the Republic of Tatarstan R.T. Burganov tells the readers about the system of chemical education of the Republic of Tatarstan which dates back to the history of the Kazan chemical scientific school.
Title:

On Methods for Working with Gifted Children

Summary:
The paper presents the author’s experience in applying the problem-heuristic studying method at secondary school. The accent is made on using brainstorm for solving open problems, some examples of which are also given. This method is shown as one of the most effective ways for organizing the work with gifted students in lessons and in extracurricular time depending on the task.
Title:

System of professional development of teachers: working with gifted pupils

Summary:
The article presents the experience of improving the competence of teachers of chemistry who work with the gifted students in the field of chemistry. The current system of training of teachers of chemistry at the Kazan Federal University is presented as an effective training for the tasks of high complexity and the tasks which prepare schoolchildren for their successful participation in the Chemistry Olympiad.
Title:

Instilling patriotism in students by studying the history of the Kazan chemical school

Summary:
In the article, the information about Kazan chemists is provided. The author shares her experience of instilling in youth the feeling of patriotism and pride for the city, outstanding fellow citizens – scientists known all over the world.
Title:

On using the elements of the problem based learning

Summary:
This article represents the author’s experience of using problem based learning at Chemistry lessons. This method is focused on activation and intensification of students’ activity. Its main feature is a situation based on a problem. According to the Federal State Educational Standard, a teacher at secondary and high school is supposed to be able to use an activity based learning method which implies using problem situations as well.
Title:

Project activity at a lesson on “Solutions”

Summary:
Calculations for concentrations of solutions are included in several variants of Task 34 of the Unified State Exam. To practice these calculations we organize students’ project activity at the lesson.
Title:

Historical approach to studying electrolytic dissociation

Summary:
A scenario for the first lesson on “Theory of Electrolytic Dissociation” is suggested.
Title:

Project method in developing students’ research abilities

Summary:
The project method is one of effective methods of the organization of students’ training. Universal abilities (reflexive skills, research, management) which are formed is students’ projects are considered. The project activity allows to reveal and develop student’s abilities; promotes professional self-determination, gives the chance to realize the differentiated approach to students’ training.
Title:

On realization of interdisciplinary connections in the course of training

Summary:
Interdisciplinary connections allow students to synthesize and apply their knowledge and skills. Several forms of interdisciplinary connections are considered.
Title:

From experience of organizing problem and integrative training

Summary:
Practical problems of teaching chemistry in 8-9 classes are discussed. Much attention is paid to organising problem and integrative training at chemistry lessons that is especially important for forming generalized subject and interdisciplinary knowledge and abilities.
Title:

The use of situational tasks for attaining meta-subject results

Summary:
The article gives examples of situational tasks which are used by the author in practice. The efficiency of their use for developing and assessing meta-subject results of training is emphasized.
Title:

Our experience of studying isomerism and nomenclature of saturated hydrocarbons

Summary:
A lesson on the topic “Isomerism and nomenclature of saturated hydrocarbons” for 10-graders based on individual differentiated approach is suggested. Individual and group work is used. Much attention is paid to students abilities and skills.
Title:

Our experience of organizing students’ didactic activity

Summary:
The most important problem of an education system is forming universal learning abilities providing self-development and self-improvement of a person. Creating conditions in which students consciously and actively gain new social experience promotes universal learning abilities.
Title:

Lesson on “Acids”

Summary:
A lesson for 8-graders developed according to the new educational standards is suggested. One of the ways to achieve educational outcomes is to develop and conduct lessons in which students associate theoretical knowledge with practical applications, think logically, draw conclusions.
Title:

Forming regulatory universal learning abilities in project activity

Summary:
The article presents the experience of forming regulatory universal learning abilities at school. The theory and methods of forming regulatory universal learning abilities by means of project activity are given. The developed system includes four blocks of projects that implement four stages of forming regulatory learning abilities.
Title:

Research projects in extracurricular activities of students of the Lyceum

Summary:
The article is devoted to the organization of extracurricular activities of students in chemistry at the stage of modernization of chemical education. Educational and research projects with an experimental component are carried out on the basis of scientific laboratories of higher educational institutions with the involvement of researchers and university professors. Positive experience in the priority direction of after-hour activities is positively reflected in the individual educational trajectory of the lyceum students on the profile of chemistry.
Title:

Project and research activity: mathematics for chemists

Summary:
According to FSES, school graduates must apply the gained knowledge and abilities in practice. Mathematical skills are vital for various spheres of life. Project and research activities in the field of natural sciences help not only to develop calculation skills but also to understand their importance.
Title:

“Recycling of materials” elective course

Summary:
The elective course creates demonstrates the value of recycling as a way of saving energy and raw materials. Problem solving, search for information, its analysis, interpretation and presentation contribute to the development of students, formation of their general learning skills. The experimental work based on safety regulations is promotes the development of students’ polytechnic skills.
Title:

“Young Chemist” competition as a form of students’ career guidance

Summary:
We consider an example of extracurricular activities of the professional educational institution “Nizhnekamsk petrochemical college” in the context of career guidance, “The world of professions of Nizhnekamsk”.
Title:

Alcohol Oxidation Reactions

Summary:
The article presents guidelines for the experimental study of the oxidation of monohydric alcohols in the school chemistry course. A distinctive feature of the presented laboratory experiments is the use of qualitative reactions for revealing aldehydes in the oxidation products of primary alcohols and ketones during the oxidation of secondary alcohols.
Title:

G. H. Kamai: teacher, scientist, citizen

Summary:
The historical and biographic material for an oral presentation devoted to the life and activities of the outstanding Tatar scientist Gilm Hayrevich Kamai is given.
Title:

A. M. Butlerov: life full of interests and hobbies

Summary:
The biography, hobbies and interests of A. M. Butlerov are described according to memoirs and archival materials.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.