Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2019 № 8

Русская версия
English version
Заголовок:

Долгий путь к успеху

Спиоск литературы:
  1. Варламова А. В. Задание № 22: от «мысленного» эксперимента к реальному // Химия в школе. – 2017. - № 7. - С. 27-31.
  2. Ларионова В. М., Лазыкина Л. Г., Пустовит С. О. Взаимосвязь неорганических веществ в задании № 32 // Химия в школе. – 2018. - № 9. - С. 16-20.
  3. Медведев Ю. Н., Саулевич Ф. А. Задачи на вывод молекулярной формулы: от математики к химии // Химия в школе. – 2017. - № 8. - С. 28-31.
  4. Стрельникова Е. Н. Учим выпускников размышлять // Химия в школе. – 2019. - № 1. - С. 17-23
  5. http://www.ege.edu.ru
  6. http://obrnadzor.gov.ru
  7. http://www.rustest.ru
Аннотация:
Подготовку учащихся к ГИА автор начинает задолго до экзамена. В статье описаны некоторые эффективные приёмы подготовки обучающихся к экзамену.
Заголовок:

Современные алюминиевые сплавы и композиционные материалы

Спиоск литературы:
  1. 1. Луц А. Р., Суслина А. А. Алюминий и его сплавы. — СамГТУ, 2013.
  2. 2. ГОСТ 4784–97 Алюминий и алюминиевые деформируемые сплавы. Конструкционные алюминиевые сплавы дюралюмины.
  3. 3. Фридляндер И. Н. Алюминиевые сплавы в авиаракетной и ядерной технике [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.metmk.com.ua/friliand3.php.
  4. 4. Каблов Е. Н. Будущее авиации — за алюминий-литиевыми сплавами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rareearth.ru/ru/pub/20180702/04001.html
  5. 5. В России начата добыча лития и его соединений по разработанной дешёвой технологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://scientificrussia.ru/ articles/ v-rossii-nachata-dobycha-litiya-i-ego-soedinenij-po-razrabotannoj-deshevoj-tehnologii
  6. 6. Бронз А. В., Ефремов В. И. и др. Сплав 1570С — материал для герметических конструкций перспективных многоразовых изделий РКК «ЭНЕРГИЯ» // Космическая техника и технологии. — 2014. — № 4. — С. 62-67.
  7. 7. Луц А. Р., Галочкина И. А. Алюминиевые композиционные сплавы — сплавы будущего. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2013.
  8. 8. Зборщик А. М. Новые материалы в металлургии. Разделы 13.2.-13.5. —Донецк: ГВУЗ «ДонНТУ», 2008.
Аннотация:
В статье рассмотрены современные алюминиевые сплавы и композиционные материалы, которые используются в авиационной и ракетной технике, атомной энергетике и других отраслях.
Заголовок:

К методике изучения периодического закона и строения атома

Спиоск литературы:
  1. 1. Байков А. А. Научное творчество Д. И. Менделеева // Труды Юбилейного Менделеевского съезда: Т. I. - Изд. АН СССР. - 1936. - С. 21-28.
  2. 2. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: учебник. - М.: Экзамен, 2005.
  3. 3. Аршанский Е. Я., Розновская О. В. Интегративный подход к изучению Периодического закона // Химия в школе. - 2008. - № 1. - С. 33-38.
  4. 4. Пильникова Н. Н. О философском значении периодического закона // Химия в школе. 2012. - № 6. - С. 23-25.
  5. 5. Шакирова С. М. Урок-аукцион по теме «Периодический закон и Периодическая система элементов Д. И. Менделеева» // Химия в школе. - 2012. - № 5. - С. 33-35.
  6. 6. Проект. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основное общее образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.preobra.ru/attachments/1/62/5775b2-7a83-4989-85b2-5e1534301fc8/ФГОС_ООО. pdf
  7. 7. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе: пособие для учителей. – М.: Учпедгиз, 1963.
  8. 8. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. - М.: ВЛАДОС, 2000.
  9. 9. Борисов И. Н. Методика преподавания химии в средней школе. - М.: Учпедгиз, 1956.
  10. 10. Миренкова Е. В. Причинно-следственные связи на атомарном уровне организации материи // Химия в школе. - 2012. - № 3. - С. 25‒29.
  11. 11. Миренкова Е. В. Система методического обеспечения формирования познавательных универсальных умений учащихся при обучении химии: монография. - Смоленск: СмолГУ, 2016.
Аннотация:
В статье раскрываются различные методические аспекты изучения периодического закона и строения атома: значение темы в школьном курсе химии, требования к результатам обучения, место темы в школьном курсе, подходы, методические особенности, методы и средства изучения материала, реализация оценочной деятельности учителя и организация внеклассных мероприятий.
Заголовок:

Современная химия в противостоянии биотерроризму

Спиоск литературы:
  1. Бобылов Ю. А. Генетическая бомба. Тайные сценарии наукоёмкого биотерроризма. – М.: Белые Альвы, 2008.
  2. Противодействие биотерроризму: политические, технические и правовые аспекты / Под ред. А. Арбатова. – М.: Московский Центр Карнеги, РОССПЭН, 2008.
Аннотация:
Нейтрализация биотерроризма — одна из приоритетных задач, стоящих перед обществом. Учащиеся должны понимать серьёзность угрозы биотерроризма и необходимость защиты от него, т. е. разработки действенных диагностических, бактерицидных и лекарственных средств. Важно также формировать чувства патриотизма, веротерпимости и правильную систему жизненных ценностей. В статье приводится разработка урока для 10 профильного класса.
Заголовок:

Урок по теме «Ионные уравнения реакций»

Спиоск литературы:
  1. 1. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 6-00.
  2. 2. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Продуктивная модель обучения: содержание опыта познания // Химия в школе. – 2018. - №2. - С. 5.-00.
  3. 3. Оржековский П. А. Реализация продуктивной модели обучения в школьных учебниках // Химия в школе. – 2018. - № 4. - С. 14-00.
  4. 4. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2015.
  5. 5. Габриелян О. С., Берёзкин П. Н., Ушакова А. А. и др. Химия. 8 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс»: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2014.
Аннотация:
Предложен урок с применением технологии деятельностного типа, которая позволяет каждому из учащихся получать наилучшие результаты обучения, воспитания и развития. Используемые на подобных уроках методы и приёмы дают учителю возможность оптимально организовать процесс обучения с наименьшими затратами времени и сил.
Заголовок:

Урок-практикум при изучении химических явлений

Спиоск литературы:
  1. Исаев Д. С. Урок по теме «Мир химических явлений» // Химия в школе. – 2017. - № 4. - С. 9-15.
  2. Мещерякова Л. М. Как формировать осознанные знания о веществе и химической реакции // Химия в школе. – 2018. - № 4. - С. 30-38.
  3. Щукина Т. В. Радость познания — залог успеха в обучении // Химия в школе. – 2017. - № 9. - С. 2-3.
Аннотация:
Предложена разработка урока-практикума для учащихся 8 класса, на котором они открывают новые знания.
Заголовок:

Уровневая интеграция и дифференциация как способ формирования УУД

Спиоск литературы:
  1. 1. Каменецкий С. Е., Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. и др. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2000.
  2. 2. Дубицкая Л. В. Методическая система подготовки учителя предмета «Естествознание» профильной школы (на основе идеи уровневой интеграции). — Улан-Удэ: Издательство ВСГУТУ, 2016.
  3. 3. How It Works 101 Amazing Facts You Need to Know, Single Issue Magazine. — Imagine Publishing Ltd, 2014.
  4. 4. Space.сom: NASA, Space Exploration and Astronomy News [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.space.com/
  5. 5. NASA’s Mars Exploration Program [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mars.nasa.gov/
  6. 6. NASA [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nasa.gov/
Аннотация:
Статья посвящена развитию у учащихся УУД путём использования дифференциации обучения и уровневой интеграции химии, физики и английского языка. Авторы предлагают методические рекомендации для организации учебного процесса в рамках серии интегрированных занятий на тему «Освоение Марса».
Заголовок:

О проблемном подходе в практике обучения

Спиоск литературы:
  1. Пажитнева Е. В. Кейс-технологии для развития одарённости // Химия в школе. – 2008. - № 4. – С. 13–17.
  2. Педагогика и психология: теория и практика: курс лекций в 2 ч.: учеб. пособие. - М.: Планета, 2012.
  3. Безрукова Н. П., Агафонова И. П. Из опыта организации проблемно-интегративного обучения // Химия в школе. — 2016. — № 6. — С. 10–15.
Аннотация:
В статье раскрывается вопрос реализации проблемного подхода на уроках химии в контексте требований ФГОС, рассматривается понятие учебной проблемы и её признаки, представлены примеры проблемных заданий по химии на основе решения практико-ориентированных задач, показано их значение в развитии у школьников системы универсальных учебных действий. Использование кейс-технологии, создание социально-ориентированных ситуаций позволяет развивать у обучающихся умение решать проблемы, что способствует их успешной социализации.
Заголовок:

Использование схем превращений веществ в курсе органической химии

Спиоск литературы:
  1. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. Т. 2. - М.: Федеративная Книготорговая Компания, 1997.
Аннотация:
В статье предлагаются варианты составленных авторами схем превращений по отдельным классам органических соединений и уравнения реакций к некоторым из них. Их можно использовать в качестве домашнего задания с обязательной проверкой в классе и на зачётных занятиях. Многократное написание уравнений реакций при выполнении разнообразных заданий позволяет сформировать устойчивые знания.
Заголовок:

Организация занятий кружка «Научное общество химиков»

Спиоск литературы:
  1. 1. Береснева Е. В. Современные технологии обучения химии: учебное пособие. — М., Центрхимпресс, 2004. — С. 35-45.
  2. 2. Харина Г. В., Алешина Л. В., Мирошникова Е. Г. Разработка проектного метода изучения химии в профессионально-педагогическом вузе // Научный диалог. — 2017. — № 8. — С. 413-425.
  3. 3. Яскевич В. А. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках химии и во внеурочное время. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/19720/tvorcheskaya-rabota
  4. 4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010.
  5. 5. Аскеров В. Х. Из опыта организации внеклассной работы в школе // Химия в школе. — 2014. — № 7. — С. 63-65.
  6. 6. Исаев Д. С., Пак М. С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 54–57.
  7. 7. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. — М., Академия развития, 2005.
Аннотация:
В статье представлены основные этапы организации исследовательской деятельности учащихся в рамках «Научного общества химиков» для формирования положительной мотивации к изучению химии и развития творческого потенциала. Курс включает интерактивные лекции, лабораторный практикум, круглые столы, уроки-экскурсии с посещением химических лабораторий вузов г. Воронежа, занятия-презентации, работу с интернет-ресурсами.
Заголовок:

Кроссворд и кроссенс как виды учебно-познавательных заданий по химической экологии

Спиоск литературы:
  1. 1. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Формирование экологической грамотности школьников средствами учебного предмета «Химия» // Экологическое образование Тверской области в условиях перехода к модели устойчивого развития России и региона: Материалы региональной научно-практической конференции (г. Тверь, 27-28 октября 2017 г.). — Тверь: РИУ ТвГУ, 2017. — С. 69-73.
  2. 2. Исаев Д.С., Соболев А. Е. Основные направления воспитательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по химии // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научн. тр. 64-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием (г. Санкт-Петербург, 13-15 апреля 2017 г.). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. — С. 79-88.
  3. 3. Жилин Д. М. Современные проблемы утилизации мусора // Химия в школе. — 1998. — № 1. — С. 4-11.
  4. 4. Балина Т. К., Папулов Ю. Г., Зимин Р. А. Охрана природы (химическая экология): Учеб. пособие. — Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1995.
  5. 5. Исаев Д. С., Соболев А. Е., Пак М. С. Программа «Химия для любознательных» // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 50-55.
  6. 6. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Внеурочная деятельность школьников по химии: теоретический и прикладной аспекты. — Тверь: Изд-во «СФК-офис», 2018.
  7. 7. Химическая экология: Учебное пособие для учащихся 10 классов химико-биологического профиля / Сост. Д. С. Исаев. — Тверь, 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chem-teacher.ru/wp-content/uploads/2015/12/IDS_publ_6.pdf
  8. 8. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Региональная олимпиада «Химоня»: формирование познавательного интереса // Химия в школе. — 2018. — № 6. — С. 50-55.
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности урочной и внеурочной деятельности школьников по формированию их экологической культуры. Представлены кроссворд «Бытовой и строительный мусор» и кроссенс «Экологические проблемы человечества». Создание авторских кроссенсов и кроссвордов в предметной области «Химия» обсуждается в качестве одной из возможных форм проектного продукта в рамках подготовки итогового проекта школьника.
Заголовок:

Формирование предметных умений на занятиях факультатива

Спиоск литературы:
  1. 1. Проскурина И. К. Биохимия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  2. 2. Продукты питания, богатые железом. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://foodandhealth.ru/mineraly/produkty-pitaniya-bogatye-zhelezom/
  3. 3. Группа VIIA. Портал медицинских лекций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://medlec.org/lek-46744.html
  4. 4. Как умер Наполеон. Причина смерти Наполеона установлена. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shtorm777.ru/kak-umer-napoleon-prichina-smerti-napoleona-ustanovlena.html
  5. 5. Гольдфарб Я. Л., Ходаков Ю. В., Додонов Ю. В. Задачник. 8-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Дрофа, 2002.
  6. 6. Кальций. Практикум здорового образа жизни. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://health4ever.org/vitaminy-i-mineraly/kalcij
  7. 7. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
Аннотация:
Рассматривается вопрос совершенствования предметных умений учащихся по химии на занятиях факультатива. На примере изучения элементного состава живого организма показаны возможности интеграции химических умений в процессе решения познавательных проблем в смежных областях знаний.
Заголовок:

Экспериментальные задачи как средство формирования химической компетентности

Спиоск литературы:
  1. 1. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии. — М.: Учпедгиз, 1963.
  2. 2. Кирюшкин Д. М. Методы обучения химии в средней школе. — М.: Просвещение, 1968.
  3. 3. Космодемьянская С. С., Гильманшина С. И. Методика обучения химии: учебное пособие. — Казань: ТГГПУ, 2011.
  4. 4. Зуева М. В. Обучение применению знаний // Исследования по методике преподавания химии. — М.: АПН РСФСР, 1980.
  5. 5. Зуева М. В. Развитие учащихся при обучении химии. — М.: Просвещение, 1978.
  6. 6. Качалова Г. С. Система экспериментальных задач как средство усиления практической направленности обучения химии: дис.…канд. пед. наук: 13.00.02. — Москва, 1989.
  7. 7. Качалова Г. С. Обучение решению экспериментальных химических задач на компетентностной основе: монография. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016.
  8. 8. Жафяров А. Ж., Качалова Г. С. Формирование метапредметной компетентности учащихся 8-х классов (химия, математика, физика): учебное пособие. Под ред. чл.-корр. РАО, проф. А. Ж. Жафярова. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014.
Аннотация:
В статье рассмотрена история применения экспериментальных задач в обучении химии и показано их значение в современных условиях в связи с реализацией компетентностного подхода.
Title:

Long way to success

Summary:
The author begins preparing students for the State Final Certification long before the exam. The article describes several effective techniques for preparing students for the exam.
Title:

Modern aluminum alloys and composite materials

Summary:
The article describes мodern aluminum alloys and composite materials used in aviation equipment, power plants, etc.
Title:

Methods of studying the Periodic law and the structure of the atom

Summary:
The article reveals various methodological aspects of the study of the Periodic law and the structure of atom: the value and place of the topic in the school chemistry course, the requirements for learning outcomes, approaches, methodological features, methods and tools of studying the material, the implementation of evaluation activities and the organization of extracurricular activities.
Title:

Confronting bioterrorism: one of the challenges of modern chemistry

Summary:
Neutralization of bioterrorism is one of the priorities of the modern society. Therefore, students should understand the seriousness of the threats of bioterrorism and the need for protection, i. e. the development of effective diagnostic, bactericidal and medicinal products. This work is aimed at the development of students’ patriotism, religious tolerance and the correct system of life values. The scenario of the lesson for 10 profile class is suggested.
Title:

Lesson “Ionic Reaction Equations”

Summary:
The author offers the description of a lesson with the use of activity, which allows each student to achieve the best results of education, upbringing and development. The methods and techniques used in such lessons enable a teacher to optimally organize the learning process.
Title:

Lesson-workshop in studying chemical phenomena

Summary:
The description of a workshop for 8-graders, which is aimed at the students’ discovery of new knowledge, is given.
Title:

Developing students’ universal learning abilities through using level integration and differentiation

Summary:
The article focuses on the development of students’ universal learning abilities by using differentiation of learning and level integration of chemistry, physics and English. The authors offer methodological recommendations for the organization of the educational process within the framework of integrated classes on the theme “The development of Mars”.
Title:

On the problem approach in teaching practice

Summary:
The article deals with the implementation of the problem approach in studying chemistry in the context of the Federal State Educational Standards, the concept of educational problems and their features. Examples of problem tasks in chemistry based on the solution of life-practice problems which are very important in the development of students' system of universal educational actions are provided. The role of socially-oriented situations in the development of students' skills to solve problems is revealed in the use of case technology in the lessons of chemistry, which at the same time contributes to the students' successful socialization.
Title:

Using chains of chemical transformations in studying organic chemistry

Summary:
The authors offer the options chains of reactions for individual classes of organic compounds and the solution of some of them. They can be used as a home task with a mandatory check in the classroom and in test sessions. Multiple repetition when writing chemical equations involving a variety of tasks, allows students to build a sustainable knowledge.
Title:

Organizing classes of the Scientific Society of Chemists

Summary:
The main stages of the organization of students’ research activity within “Scientific society of chemists” for forming positive motivation to studying chemistry and developing students’ creative potential are presented. The course includes interactive lectures, laboratory practice, round table discussions, excursions, working with Internet resources. The author emphasizes the importance of students’ research activity for further study in higher education institutions and future professional activities.
Title:

Crosswords and cross-senses as types of educational and cognitive tasks in chemical ecology

Summary:
The article considers the potential of regular and extracurricular activities of schoolchildren for the formation of their ecological culture. The crossword “Household rubbish and building waste" as well as the cross-sense “The ecological problems of mankind” are presented. The creation of author's crosswords and cross-senses in the subject area “Chemistry” is discussed as one of the possible forms of the product at the preparation of the final project of the student.
Title:

The formation of subject skills in the classroom elective

Summary:
The problem of improving students’ subject skills in chemistry in the elective classes is discussed. Studying the elemental composition of a living organism is described as ab example of integration of chemical skills in the process of solving cognitive problems in the related fields of knowledge.
Title:

Experimental tasks as a means of forming chemical competence

Summary:
The article describes the history of using experimental tasks in teaching chemistry and shows their importance in modern conditions in connection with the implementation of the competence approach.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.