Заголовок:
Долгий путь к успеху
Список литературы:
- Варламова А. В. Задание № 22: от «мысленного» эксперимента к реальному // Химия в школе. – 2017. - № 7. - С. 27-31.
- Ларионова В. М., Лазыкина Л. Г., Пустовит С. О. Взаимосвязь неорганических веществ в задании № 32 // Химия в школе. – 2018. - № 9. - С. 16-20.
- Медведев Ю. Н., Саулевич Ф. А. Задачи на вывод молекулярной формулы: от математики к химии // Химия в школе. – 2017. - № 8. - С. 28-31.
- Стрельникова Е. Н. Учим выпускников размышлять // Химия в школе. – 2019. - № 1. - С. 17-23
- http://www.ege.edu.ru
- http://obrnadzor.gov.ru
- http://www.rustest.ru
Аннотация:
Подготовку учащихся к ГИА автор начинает задолго до экзамена. В статье описаны некоторые эффективные приёмы подготовки обучающихся к экзамену.
Ключевые слова:
Гиа, блиц-опрос, устный зачёт, химический эксперимент, озвучивание демонстрационных опытов, самоподготовка.
Заголовок:
Современные алюминиевые сплавы и композиционные материалы
Список литературы:
- 1. Луц А. Р., Суслина А. А. Алюминий и его сплавы. — СамГТУ, 2013.
- 2. ГОСТ 4784–97 Алюминий и алюминиевые деформируемые сплавы. Конструкционные алюминиевые сплавы дюралюмины.
- 3. Фридляндер И. Н. Алюминиевые сплавы в авиаракетной и ядерной технике [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.metmk.com.ua/friliand3.php.
- 4. Каблов Е. Н. Будущее авиации — за алюминий-литиевыми сплавами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rareearth.ru/ru/pub/20180702/04001.html
- 5. В России начата добыча лития и его соединений по разработанной дешёвой технологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://scientificrussia.ru/ articles/ v-rossii-nachata-dobycha-litiya-i-ego-soedinenij-po-razrabotannoj-deshevoj-tehnologii
- 6. Бронз А. В., Ефремов В. И. и др. Сплав 1570С — материал для герметических конструкций перспективных многоразовых изделий РКК «ЭНЕРГИЯ» // Космическая техника и технологии. — 2014. — № 4. — С. 62-67.
- 7. Луц А. Р., Галочкина И. А. Алюминиевые композиционные сплавы — сплавы будущего. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2013.
- 8. Зборщик А. М. Новые материалы в металлургии. Разделы 13.2.-13.5. —Донецк: ГВУЗ «ДонНТУ», 2008.
Аннотация:
В статье рассмотрены современные алюминиевые сплавы и композиционные материалы, которые используются в авиационной и ракетной технике, атомной энергетике и других отраслях.
Ключевые слова:
Алюминиевые сплавы, композиционные материалы, дуралюмин, интерметаллиднaя фазa.
Заголовок:
К методике изучения периодического закона и строения атома
Список литературы:
- 1. Байков А. А. Научное творчество Д. И. Менделеева // Труды Юбилейного Менделеевского съезда: Т. I. - Изд. АН СССР. - 1936. - С. 21-28.
- 2. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: учебник. - М.: Экзамен, 2005.
- 3. Аршанский Е. Я., Розновская О. В. Интегративный подход к изучению Периодического закона // Химия в школе. - 2008. - № 1. - С. 33-38.
- 4. Пильникова Н. Н. О философском значении периодического закона // Химия в школе. 2012. - № 6. - С. 23-25.
- 5. Шакирова С. М. Урок-аукцион по теме «Периодический закон и Периодическая система элементов Д. И. Менделеева» // Химия в школе. - 2012. - № 5. - С. 33-35.
- 6. Проект. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основное общее образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.preobra.ru/attachments/1/62/5775b2-7a83-4989-85b2-5e1534301fc8/ФГОС_ООО. pdf
- 7. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе: пособие для учителей. – М.: Учпедгиз, 1963.
- 8. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. - М.: ВЛАДОС, 2000.
- 9. Борисов И. Н. Методика преподавания химии в средней школе. - М.: Учпедгиз, 1956.
- 10. Миренкова Е. В. Причинно-следственные связи на атомарном уровне организации материи // Химия в школе. - 2012. - № 3. - С. 25‒29.
- 11. Миренкова Е. В. Система методического обеспечения формирования познавательных универсальных умений учащихся при обучении химии: монография. - Смоленск: СмолГУ, 2016.
Аннотация:
В статье раскрываются различные методические аспекты изучения периодического закона и строения атома: значение темы в школьном курсе химии, требования к результатам обучения, место темы в школьном курсе, подходы, методические особенности, методы и средства изучения материала, реализация оценочной деятельности учителя и организация внеклассных мероприятий.
Ключевые слова:
Периодический закон и строение атома, методика изучения.
Заголовок:
Современная химия в противостоянии биотерроризму
Список литературы:
- Бобылов Ю. А. Генетическая бомба. Тайные сценарии наукоёмкого биотерроризма. – М.: Белые Альвы, 2008.
- Противодействие биотерроризму: политические, технические и правовые аспекты / Под ред. А. Арбатова. – М.: Московский Центр Карнеги, РОССПЭН, 2008.
Аннотация:
Нейтрализация биотерроризма — одна из приоритетных задач, стоящих перед обществом. Учащиеся должны понимать серьёзность угрозы биотерроризма и необходимость защиты от него, т. е. разработки действенных диагностических, бактерицидных и лекарственных средств. Важно также формировать чувства патриотизма, веротерпимости и правильную систему жизненных ценностей. В статье приводится разработка урока для 10 профильного класса.
Ключевые слова:
Биотерроризм, химия, лекарства, веротерпимость.
Заголовок:
Урок по теме «Ионные уравнения реакций»
Список литературы:
- 1. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 6-00.
- 2. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Продуктивная модель обучения: содержание опыта познания // Химия в школе. – 2018. - №2. - С. 5.-00.
- 3. Оржековский П. А. Реализация продуктивной модели обучения в школьных учебниках // Химия в школе. – 2018. - № 4. - С. 14-00.
- 4. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2015.
- 5. Габриелян О. С., Берёзкин П. Н., Ушакова А. А. и др. Химия. 8 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс»: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2014.
Аннотация:
Предложен урок с применением технологии деятельностного типа, которая позволяет каждому из учащихся получать наилучшие результаты обучения, воспитания и развития. Используемые на подобных уроках методы и приёмы дают учителю возможность оптимально организовать процесс обучения с наименьшими затратами времени и сил.
Ключевые слова:
Реакции ионного обмена, ионные уравнения реакций, проблемная ситуация, открытие нового знания.
Заголовок:
Урок-практикум при изучении химических явлений
Список литературы:
- Исаев Д. С. Урок по теме «Мир химических явлений» // Химия в школе. – 2017. - № 4. - С. 9-15.
- Мещерякова Л. М. Как формировать осознанные знания о веществе и химической реакции // Химия в школе. – 2018. - № 4. - С. 30-38.
- Щукина Т. В. Радость познания — залог успеха в обучении // Химия в школе. – 2017. - № 9. - С. 2-3.
Аннотация:
Предложена разработка урока-практикума для учащихся 8 класса, на котором они открывают новые знания.
Ключевые слова:
Химические реакции, урок открытия новых знаний.
Заголовок:
Уровневая интеграция и дифференциация как способ формирования УУД
Список литературы:
- 1. Каменецкий С. Е., Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. и др. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2000.
- 2. Дубицкая Л. В. Методическая система подготовки учителя предмета «Естествознание» профильной школы (на основе идеи уровневой интеграции). — Улан-Удэ: Издательство ВСГУТУ, 2016.
- 3. How It Works 101 Amazing Facts You Need to Know, Single Issue Magazine. — Imagine Publishing Ltd, 2014.
- 4. Space.сom: NASA, Space Exploration and Astronomy News [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.space.com/
- 5. NASA’s Mars Exploration Program [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mars.nasa.gov/
- 6. NASA [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nasa.gov/
Аннотация:
Статья посвящена развитию у учащихся УУД путём использования дифференциации обучения и уровневой интеграции химии, физики и английского языка. Авторы предлагают методические рекомендации для организации учебного процесса в рамках серии интегрированных занятий на тему «Освоение Марса».
Ключевые слова:
Уровневая интеграция, внутренняя и внешняя дифференциация, химия, физика, английский язык, образовательные результаты, универсальные учебные действия.
Заголовок:
О проблемном подходе в практике обучения
Список литературы:
- Пажитнева Е. В. Кейс-технологии для развития одарённости // Химия в школе. – 2008. - № 4. – С. 13–17.
- Педагогика и психология: теория и практика: курс лекций в 2 ч.: учеб. пособие. - М.: Планета, 2012.
- Безрукова Н. П., Агафонова И. П. Из опыта организации проблемно-интегративного обучения // Химия в школе. — 2016. — № 6. — С. 10–15.
Аннотация:
В статье раскрывается вопрос реализации проблемного подхода на уроках химии в контексте требований ФГОС, рассматривается понятие учебной проблемы и её признаки, представлены примеры проблемных заданий по химии на основе решения практико-ориентированных задач, показано их значение в развитии у школьников системы универсальных учебных действий. Использование кейс-технологии, создание социально-ориентированных ситуаций позволяет развивать у обучающихся умение решать проблемы, что способствует их успешной социализации.
Ключевые слова:
Учебная проблема, проблемная ситуация, практико-ориентированная задача, социально-ориентированная ситуация, универсальные учебные действия, социализация.
Заголовок:
Использование схем превращений веществ в курсе органической химии
Список литературы:
- Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. Т. 2. - М.: Федеративная Книготорговая Компания, 1997.
Аннотация:
В статье предлагаются варианты составленных авторами схем превращений по отдельным классам органических соединений и уравнения реакций к некоторым из них. Их можно использовать в качестве домашнего задания с обязательной проверкой в классе и на зачётных занятиях. Многократное написание уравнений реакций при выполнении разнообразных заданий позволяет сформировать устойчивые знания.
Ключевые слова:
Схемы превращений, тип (вид) реакции.
Заголовок:
Организация занятий кружка «Научное общество химиков»
Список литературы:
- 1. Береснева Е. В. Современные технологии обучения химии: учебное пособие. — М., Центрхимпресс, 2004. — С. 35-45.
- 2. Харина Г. В., Алешина Л. В., Мирошникова Е. Г. Разработка проектного метода изучения химии в профессионально-педагогическом вузе // Научный диалог. — 2017. — № 8. — С. 413-425.
- 3. Яскевич В. А. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках химии и во внеурочное время. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/19720/tvorcheskaya-rabota
- 4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010.
- 5. Аскеров В. Х. Из опыта организации внеклассной работы в школе // Химия в школе. — 2014. — № 7. — С. 63-65.
- 6. Исаев Д. С., Пак М. С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 54–57.
- 7. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. — М., Академия развития, 2005.
Аннотация:
В статье представлены основные этапы организации исследовательской деятельности учащихся в рамках «Научного общества химиков» для формирования положительной мотивации к изучению химии и развития творческого потенциала. Курс включает интерактивные лекции, лабораторный практикум, круглые столы, уроки-экскурсии с посещением химических лабораторий вузов г. Воронежа, занятия-презентации, работу с интернет-ресурсами.
Ключевые слова:
Исследовательская работа, химия, мотивация.
Заголовок:
Кроссворд и кроссенс как виды учебно-познавательных заданий по химической экологии
Список литературы:
- 1. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Формирование экологической грамотности школьников средствами учебного предмета «Химия» // Экологическое образование Тверской области в условиях перехода к модели устойчивого развития России и региона: Материалы региональной научно-практической конференции (г. Тверь, 27-28 октября 2017 г.). — Тверь: РИУ ТвГУ, 2017. — С. 69-73.
- 2. Исаев Д.С., Соболев А. Е. Основные направления воспитательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по химии // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научн. тр. 64-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием (г. Санкт-Петербург, 13-15 апреля 2017 г.). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. — С. 79-88.
- 3. Жилин Д. М. Современные проблемы утилизации мусора // Химия в школе. — 1998. — № 1. — С. 4-11.
- 4. Балина Т. К., Папулов Ю. Г., Зимин Р. А. Охрана природы (химическая экология): Учеб. пособие. — Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1995.
- 5. Исаев Д. С., Соболев А. Е., Пак М. С. Программа «Химия для любознательных» // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 50-55.
- 6. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Внеурочная деятельность школьников по химии: теоретический и прикладной аспекты. — Тверь: Изд-во «СФК-офис», 2018.
- 7. Химическая экология: Учебное пособие для учащихся 10 классов химико-биологического профиля / Сост. Д. С. Исаев. — Тверь, 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chem-teacher.ru/wp-content/uploads/2015/12/IDS_publ_6.pdf
- 8. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Региональная олимпиада «Химоня»: формирование познавательного интереса // Химия в школе. — 2018. — № 6. — С. 50-55.
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности урочной и внеурочной деятельности школьников по формированию их экологической культуры. Представлены кроссворд «Бытовой и строительный мусор» и кроссенс «Экологические проблемы человечества». Создание авторских кроссенсов и кроссвордов в предметной области «Химия» обсуждается в качестве одной из возможных форм проектного продукта в рамках подготовки итогового проекта школьника.
Ключевые слова:
Кроссворд, кроссенс, экологические проблемы, химическая экология, системно-деятельностный подход, итоговый проект школьника, познавательный интерес к химии.
Заголовок:
Формирование предметных умений на занятиях факультатива
Список литературы:
- 1. Проскурина И. К. Биохимия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- 2. Продукты питания, богатые железом. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://foodandhealth.ru/mineraly/produkty-pitaniya-bogatye-zhelezom/
- 3. Группа VIIA. Портал медицинских лекций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://medlec.org/lek-46744.html
- 4. Как умер Наполеон. Причина смерти Наполеона установлена. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shtorm777.ru/kak-umer-napoleon-prichina-smerti-napoleona-ustanovlena.html
- 5. Гольдфарб Я. Л., Ходаков Ю. В., Додонов Ю. В. Задачник. 8-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Дрофа, 2002.
- 6. Кальций. Практикум здорового образа жизни. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://health4ever.org/vitaminy-i-mineraly/kalcij
- 7. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
Аннотация:
Рассматривается вопрос совершенствования предметных умений учащихся по химии на занятиях факультатива. На примере изучения элементного состава живого организма показаны возможности интеграции химических умений в процессе решения познавательных проблем в смежных областях знаний.
Ключевые слова:
Предметные умения, факультатив, элементный состав живого организма, химический эксперимент.
Заголовок:
Экспериментальные задачи как средство формирования химической компетентности
Список литературы:
- 1. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии. — М.: Учпедгиз, 1963.
- 2. Кирюшкин Д. М. Методы обучения химии в средней школе. — М.: Просвещение, 1968.
- 3. Космодемьянская С. С., Гильманшина С. И. Методика обучения химии: учебное пособие. — Казань: ТГГПУ, 2011.
- 4. Зуева М. В. Обучение применению знаний // Исследования по методике преподавания химии. — М.: АПН РСФСР, 1980.
- 5. Зуева М. В. Развитие учащихся при обучении химии. — М.: Просвещение, 1978.
- 6. Качалова Г. С. Система экспериментальных задач как средство усиления практической направленности обучения химии: дис.…канд. пед. наук: 13.00.02. — Москва, 1989.
- 7. Качалова Г. С. Обучение решению экспериментальных химических задач на компетентностной основе: монография. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016.
- 8. Жафяров А. Ж., Качалова Г. С. Формирование метапредметной компетентности учащихся 8-х классов (химия, математика, физика): учебное пособие. Под ред. чл.-корр. РАО, проф. А. Ж. Жафярова. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014.
Аннотация:
В статье рассмотрена история применения экспериментальных задач в обучении химии и показано их значение в современных условиях в связи с реализацией компетентностного подхода.
Ключевые слова:
Экспериментальная задача, система экспериментальных задач, универсальные учебные действия, модель компетентностного обучения.