Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2019 № 5

Русская версия
English version
Заголовок:

Третий Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии (5-7 февраля 2019 г., МГУ имени М. В. Ломоносова)

Аннотация:
В феврале 2019 г. в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова состоялся третий Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. Организаторы съезда - Московский университет и Ассоциация учителей и преподавателей химии.
Заголовок:

Роль Московского университета в развитии химической науки и химического образования в России

Аннотация:
Московский университет во все времена вносил и вносит огромный вклад в развитие химической науки и технологий. Важное направление деятельности Московского университета - активная работа со школами, школьниками и школьными учителями в рамках программы «МГУ – школе». Значительным вкладом Московского университета в развитие образования в стране является сохранение системы школьных олимпиад.
Заголовок:

Международный год периодической таблицы: официальная церемония открытия

Аннотация:
В статье рассказывается об официальной церемонии открытия Международного года периодической таблицы химических элементов, которая состоялась 29 января 2019 года в штаб-квартире ЮНЕСКО (Париж, Франция). Отмечается международное признание открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов. Показано, что проведение в 2019 году Международного года периодической таблицы элементов способствует укреплению престижа и популяризации российской науки.
Заголовок:

Сверхтяжёлые элементы периодической таблицы Д. И. Менделеева

Список литературы:
  1. 1. Oganessian Yu. Ts., Dmitriev S. N. Synthesis and study of properties of superheavy atoms. Factory of superheavy elements // Russ. Chem. Rev. — 2016. — 85 (9). — Pp. 901–916.
  2. 2. Loss R. D., Coish J. Names and symbols of the elements with atomic numbers 114 and 116 // Pure Appl. Chem. — 2012. — 84(7). — Pp. 1669–1672.
  3. 3. Öhrström L., Reedijk J. Names and symbols of the elements with atomic numbers 113, 115, 117 and 118 // Pure Appl. Chem. — 2016. — 88(12). — Pp. 1225–1229.4. Dmitriev S., Itkis M., Oganessian Yu. Status and perspectives of the Dubna superheavy element factory // Proceedings of the Nobel Symposium NS 160, EPJ Web of Conferences 131 (2016) 08001.
Аннотация:
Рассмотрено состояние работ по синтезу сверхтяжёлых элементов с атомными номерами 114-118. Обсуждены результаты первых экспериментов по изучению химических свойств Cn и Fl. Рассмотрены перспективы развития данных исследований, включая синтез элементов 119 и 120, в свете создания в ЛЯР им. Г. Н. Флерова ОИЯИ (Дубна, РФ) первой в мире Фабрики Сверхтяжёлых Элементов.
Заголовок:

Откуда берутся белки и почему лечат антибиотики?

Список литературы:
  1. 1. Ogle J. M., Carter A. P., and Ramakrishnan V. Insights into the decoding mechanism from recent ribosome structures // Trends Biochem Sci. — 2003. — 28. — P. 259-266.
  2. 2. Carter A. P. et al., Functional insights from the structure of the 30S ribosomal subunit and its interactions with antibiotics // Nature. — 2000. — 407. — P. 340-348.
  3. 3. Osterman I. A. et al. Madumycin II inhibits peptide bond formation by forcing the peptidyl transferase center into an inactive state // Nucleic Acids Res. — 2017. — V. 45. — P. 7507-7514.
  4. 4. Polikanov Y. S. et al. Amicoumacin A Inhibits Translation by Stabilizing mRNA Interaction with the Ribosome // Mol. Cell. — 2014. — 56. — P. 531–540.
Аннотация:
Рибосома это молекулярная машина, синтезирующая белки во всех живых организмах. При этом рибосома считывает информацию, закодированную в молекуле матричной РНК (мРНК), используя для считывания молекулы транспортных РНК (тРНК), к которым присоединены аминокислоты. Рибосома полимеризует аминокислоты, образуя белки. Порядок соединения аминокислот в каждом белке предопределен порядком соединения нуклеотидов мРНК. Различные антибиотики ингибируют процесс синтеза белков рибосомой бактерии. В статье описаны стадии работы рибосомы и механизм их ингибирования несколькими антибиотиками.
Заголовок:

Мартин Полякофф: учёный и популяризатор науки

Список литературы:
  1. Haran B., Poliakoff M. The Periodic Table of Videos // Science. — 2011. — Vol. 332. — Issue 6033. — Pp. 1046-1047.
  2. Martyn Poliakoff // The Royal Society [Электронный ресурс.] — Режим доступа: https://royalsociety.org/people/martyn-poliakoff-12107/
  3. Perks B. The worldwide chemist // Chemisrty World [Электронный ресурс.] — Режим доступа: https://www.chemistryworld.com/features/the-worldwide-chemist/7565.article
  4. The Periodic Table of Videos. The University of Nottingham [Электронный ресурс.] — Режим доступа: www.periodicvideos.com
Аннотация:
Одним из почётных гостей съезда стал сэр Мартин Полякофф. В статье рассказывается о научной работе учёного в области сверхкритического состояния газов и зелёной химии, о его участии в проекте по созданию и размещению в интернете коротких видеороликов о химических элементах.
Заголовок:

Естествознание против естественных наук

Список литературы:
  1. 1. Стандарт среднего полного (общего) образования по естествознанию. Базовый уровень. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/300/39300/.
  2. 2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543.
  3. 3. Фадеев Г. Н. Интегративно-аксиологические основы конструирования и применения химической литературы для общего среднего образования // Дисс…док. пед. наук. — СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
  4. 4. Одинцова Н. И. Цели обучения естествознанию в условиях ФГОС // Наука и школа. — 2016. — № 3. — С. 61-68.
  5. 5. Фрадкин В. Е. Проблемы школьного естественно-научного образования [Электронный ресурс.] — Режим доступа: https://newtonew.com/school/problems-school-science-education.
Аннотация:
Авторы рассматривают особенности учебного предмета «Естествознание 10-11» и анализируют проблемы и возможные последствия, связанные с его введением в школах.
Заголовок:

Актуальные вопросы оценки качества школьного химического образования

Список литературы:
  1. 1. Каверина А. А., Добротин Д. Ю. и др. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен-2014. Химия: учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2014.
  2. 2. Иванова Р. Г., Каверина А. А., Корощенко А. С. Контроль знаний учащихся по химии. 8-9 классы: Сер. Библиотека учителя. – М.: Дрофа, 2003.
  3. 3. Медведев Ю. Н., Стаханова С. В. Контрольные измерительные материалы: реальность и перспективы // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 23-29.
  4. 4. Добротин Д. Ю. Проблема подготовки учителей к контрольно-оценочной деятельности // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. – Витебск, 2016. - С. 221-224.
  5. 5. Добротин Д. Ю., Журин А. А. Интернет в обучении химии // Химия в школе. – 2001. - № 7. - С. 52-54.
  6. 6. Добротин Д. Ю. К изучению первоначальных сведений об органических веществах в курсе 9 класса // Химия в школе. – 2012. - № 9. - С. 17-20.
Аннотация:
В статье изложены основные вопросы, которые стали темой для обсуждения на секции Съезда, посвящённой оценке качества образовательной подготовки учащихся по химии: содержание и процедура ОГЭ и ЕГЭ, национального исследования качества образования, современное состояние и перспективы совершенствования контрольных измерительных материалов по химии.
Заголовок:

Исследования качества образования: от международных к российским

Список литературы:
  1. 1. Ковалева Г. С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования): тезисы доклада на заседании Президиума РАО 27 июня 2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/public.html
  2. 2. Решетникова О. Н. «Портрет» выпускника через призму требований КИМ: настоящее и формируемое будущее // Педагогические измерения. – 2018. - № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/journal/pi_02_2018.pdf
  3. 3. Проект концепции национальных исследований качества образования (НИКО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eduniko.ru/--c20b5
  4. 4. Аналитические материалы по результатам проведения Национального исследования качества образования по биологии и химии в 10 классе. Часть 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wixstatic.com/ugd/1a0110_fd637ba265c348719cd6d4237eb29fa7.pdf
  5. 5. Рособрнадзор выявил серьёзные проблемы в преподавании химии и биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/4831615
Аннотация:
При разработке контрольных измерительных материалов, используемых на ЕГЭ и ОГЭ, а также при проведении Всероссийских проверочных работ (ВПР) и Национальных исследований качества образования (НИКО), учитываются мировые тенденции оценки образовательных достижений обучающихся и результаты российских школьников, которые они показывают в международных сравнительных исследованиях качества образования.
Заголовок:

Наши проблемы нам и решать

Аннотация:
В статье рассматривается круг наиболее важных проблем, стоящих перед учителями и преподавателями химии РФ: экспертиза учебников химии, качество заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Всероссийская ассоциация учителей и преподавателей химии представлена как организация, способная эффективно преодолевать накопившиеся проблемы, совершенствуя тем самым преподавание химии в образовательных учреждениях РФ.
Заголовок:

Экспертиза учебников: проблема, требующая решения

Аннотация:
Критерии проведения экспертизы учебников нуждаются в доработке. Необходимо обеспечить широкое участие учительской общественности, Ассоциации учителей и преподавателей химии в проведении экспертизы учебников и разработать механизм, обеспечивающий её гласность.
Заголовок:

Участники съезда о преподавании химии в системе СПО

Аннотация:
Химическое направление в системе среднего профессионального образования обеспечивает кадрами среднего звена ключевые, бюджетообразующие отрасли экономики. Однако качество знаний по химии у выпускников школ продолжает снижаться, и это влияет и на уровень подготовки студентов системы СПО. Действующие учебники по химическим общепрофессиональным дисциплинам морально устарели.
Заголовок:

Высшее профессиональное образование: проблемы и перспективы

Аннотация:
В статье затронуты важные вопросы высшего образования по химическим специальностям, в том числе сотрудничество вузов и работодателей, целевое обучение, оценка качества подготовки выпускников, профориентационная работа в школах.
Заголовок:

Проблемы преемственности общего и высшего образования

Аннотация:
Рассматриваются проблемы преемственности среднего и высшего образования, в том числе качество подготовки абитуриентов, выпускные и вступительные испытания, необходимость коррекционных курсов по химии и математике для первокурсников.
Заголовок:

Актуальные вопросы высшего педагогического образования

Аннотация:
В ходе дискуссии «Подготовка учителя химии в вузе» участники съезда обсудили ряд актуальных проблем: подготовку и отбор абитуриентов, адаптацию первокурсников, направленность подготовки учителя на выполнение требований профессионального стандарта «Педагог», итоговую аттестацию бакалавров.
Заголовок:

Всероссийская химическая олимпиада: трудный путь к успеху

Аннотация:
В статье описаны этапы Всероссийской олимпиады школьников, особенности её организации и составления заданий, а также подготовки учащихся к участию в олимпиаде.
Заголовок:

Скалярное сложение олимпиад

Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы подготовки школьников и организации олимпиад по химии, привилегии победителей олимпиад при поступлении в вуз, готовности учителей к выявлению одарённых учащихся и работе по их подготовке к олимпиаде.
Title:

The third All-Russian congress of educators and teachers of chemistry (February 5-7, 2019, Lomonosov Moscow State University)

Summary:
In February, 2019 at Lomonosov Moscow State University the third All-Russian congress of teachers and teachers of chemistry took place. The Moscow State University and Association of educators and teachers of chemistry were organizers of the congress.
Title:

Role of the Moscow University in the development of chemical science and chemical education in Russia

Summary:
The Moscow University makes a great contribution into the development of chemical science and technologies. The Moscow University is engaged into active work with schools, students and teachers within the “MSU for School” program. The Moscow University played an important role in preserving the system of the School Olympiads.
Title:

Official opening ceremony of the International Year of the Periodic Table of Chemical Elements

Summary:
The article describes the official opening ceremony of the International Year of the Periodic Table of Chemical Elements which took place on January 29, 2019 at UNESCO headquarters (Paris, France). The international recognition of D. Mendeleev's discovery of the Periodic Law and the Periodic Table of chemical elements is noted. It is shown that the holding of the International Year of the Periodic Table of Elements in 2019 contributes to the strengthening of the prestige and popularization of Russian science.
Title:

Superheavy Elements of the D. I. Mendeleev’s Periodic Table

Summary:
The current state of the work on the synthesis of superheavy elements with atomic numbers 114–118 has been reviewed. The results of the first experiments devoted to studying the chemical properties of Cn and Fl were discussed. The prospects for the development of these investigations, including the synthesis of elements 119 and 120, have been examined in the light of the construction of the world’s first Factory of Superheavy Elements at the Flerov Laboratory of Nuclear Reactions in JINR (Dubna, Russia).
Title:

How proteins are made and how antibiotics hinder it?

Summary:
Ribosome is a molecular machine that makes proteins in all living organisms. Ribosome reads information encoded in a molecule of messenger RNA (mRNA) by the molecules of transfer RNA (tRNA) carrying specific amino acids. Ribosome polymerizes amino acids forming proteins. The sequence of amino acids in each protein is determined by the sequence of nucleotides in the mRNA. Ribosomal protein synthesis in bacteria is inhibited by many different antibiotics. The review describes the stages of ribosome working cycle and the mechanism of their inhibition by a number of antibiotics.
Title:

Martyn Poliakoff: scientist and science popularizer

Summary:
Sir Martyn Poliakoff became one of guests of honor of the teachers’ congress. His research in the field of supercritical gases and green chemistry, as well as his participation in the project “The Periodic Table of Videos” is described.
Title:

Natural science versus chemistry, physics and biology

Summary:
The features of the subject "Natural Sciences 10-11" are considered, problems and possible consequences connected with its introduction at schools are analyzed.
Title:

Topical issues of school chemical education quality assessment

Summary:
The article presents the main issues that have become a topic for discussion at the section devoted to the assessment of the quality of educational training of students in chemistry: the content and procedure of the main and unified state exam, national research on the quality of education, the current state and prospects for improving control measuring materials in chemistry.
Title:

Quality of education: from international to Russian research

Summary:
When developing the measuring testing materials used in the USE and GSE and also when carrying out the All-Russian Testing and National Researches of Quality of Education, global trends in assessment of educational achievements of students and results of the Russian school students which they show in the international comparative researches of quality of education are considered.
Title:

Our problems we should solve ourselves

Summary:
The paper deals with the most important problems facing chemistry teachers of the Russian Federation: tasks of the regional stage of the all-Russian Olympiad, problems of examination of chemistry textbooks. The all-Russian Association of teachers and lecturers of chemistry is presented as an organization capable of effectively overcoming the accumulated problems, thereby improving teaching chemistry in educational institutions of the Russian Federation.
Title:

Textbook expertise: the problem requiring the solution

Summary:
The criteria of conducting expertise of textbooks should be revised. It is necessary to provide broad participation of the teachers’ audience, Association of teachers and lecturers of chemistry in conducting expertise of textbooks and to develop the mechanism providing its publicity.
Title:

Participants of the Congress about teaching chemistry in the system of secondary professional education

Summary:
The chemical direction in the system of secondary professional education provides employees for the key budget forming industries. However, schools graduates having the low quality of knowledge of chemistry, it affects the level of students’ training in the system of secondary professional education. The existing textbooks on chemical professional disciplines are outdated.
Title:

Higher professional education: problems and prospects

Summary:
The important questions of higher education in the field of chemistry, including cooperation of higher education institutions and employers, target training, assessment of quality of training of graduates, professional orientation work at schools, are raised.
Title:

Problems of continuity of the general and higher education

Summary:
Problems of continuity of secondary and higher education, including quality of training of applicants, final and entrance tests, correctional courses in chemistry and mathematics for first-year students are considered.
Title:

Topical issues of higher pedagogical education

Summary:
Participants of the congress discussed a number of topical issues of higher pedagogical education: preparation and selection of applicants, adaptation of first-year students, orientation of teacher training to implementing the requirements of the Teacher professional standard, final assessment of bachelors.
Title:

All-Russian Сhemistry Olympiad: a challenging path to success

Summary:
Stages of the All-Russian Olympiad of school students, features of its organization and drawing up tasks as well as training students for participation in the Olympiad are described.
Title:

Scalar addition of Olympiads

Summary:
Problems of training school students and organizing Chemistry Olympiads, the privilege of winners of the Olympiads in entering a higher education institution are considered. Readiness of teachers for identification of gifted pupils and working on their preparation for the Olympiads is discussed.
Связаться с нами