Заголовок:
Третий Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии (5-7 февраля 2019 г., МГУ имени М. В. Ломоносова)
Аннотация:
В феврале 2019 г. в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова состоялся третий Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. Организаторы съезда - Московский университет и Ассоциация учителей и преподавателей химии.
Ключевые слова:
Съезд учителей и преподавателей химии, проблемы химического образования, Ассоциация учителей и преподавателей химии.
Заголовок:
Роль Московского университета в развитии химической науки и химического образования в России
Аннотация:
Московский университет во все времена вносил и вносит огромный вклад в развитие химической науки и технологий. Важное направление деятельности Московского университета - активная работа со школами, школьниками и школьными учителями в рамках программы «МГУ – школе». Значительным вкладом Московского университета в развитие образования в стране является сохранение системы школьных олимпиад.
Ключевые слова:
История химического факультета мгу, химическое образование, олимпиады школьников, программа «МГУ – школе».
Заголовок:
Международный год периодической таблицы: официальная церемония открытия
Аннотация:
В статье рассказывается об официальной церемонии открытия Международного года периодической таблицы химических элементов, которая состоялась 29 января 2019 года в штаб-квартире ЮНЕСКО (Париж, Франция). Отмечается международное признание открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов. Показано, что проведение в 2019 году Международного года периодической таблицы элементов способствует укреплению престижа и популяризации российской науки.
Ключевые слова:
Международный год периодической таблицы химических элементов, официальная церемония открытия, Д И Менделеев, периодический закон, Периодическая система, ЮНЕСКО, популяризация российской науки.
Заголовок:
Сверхтяжёлые элементы периодической таблицы Д. И. Менделеева
Список литературы:
- 1. Oganessian Yu. Ts., Dmitriev S. N. Synthesis and study of properties of superheavy atoms. Factory of superheavy elements // Russ. Chem. Rev. — 2016. — 85 (9). — Pp. 901–916.
- 2. Loss R. D., Coish J. Names and symbols of the elements with atomic numbers 114 and 116 // Pure Appl. Chem. — 2012. — 84(7). — Pp. 1669–1672.
- 3. Öhrström L., Reedijk J. Names and symbols of the elements with atomic numbers 113, 115, 117 and 118 // Pure Appl. Chem. — 2016. — 88(12). — Pp. 1225–1229.4. Dmitriev S., Itkis M., Oganessian Yu. Status and perspectives of the Dubna superheavy element factory // Proceedings of the Nobel Symposium NS 160, EPJ Web of Conferences 131 (2016) 08001.
Аннотация:
Рассмотрено состояние работ по синтезу сверхтяжёлых элементов с атомными номерами 114-118. Обсуждены результаты первых экспериментов по изучению химических свойств Cn и Fl. Рассмотрены перспективы развития данных исследований, включая синтез элементов 119 и 120, в свете создания в ЛЯР им. Г. Н. Флерова ОИЯИ (Дубна, РФ) первой в мире Фабрики Сверхтяжёлых Элементов.
Ключевые слова:
Сверхтяжёлые элементы, реакции синтеза, химические свойства Cn и Fl, перспективы синтеза 119 и 120 элементов.
Заголовок:
Откуда берутся белки и почему лечат антибиотики?
Список литературы:
- 1. Ogle J. M., Carter A. P., and Ramakrishnan V. Insights into the decoding mechanism from recent ribosome structures // Trends Biochem Sci. — 2003. — 28. — P. 259-266.
- 2. Carter A. P. et al., Functional insights from the structure of the 30S ribosomal subunit and its interactions with antibiotics // Nature. — 2000. — 407. — P. 340-348.
- 3. Osterman I. A. et al. Madumycin II inhibits peptide bond formation by forcing the peptidyl transferase center into an inactive state // Nucleic Acids Res. — 2017. — V. 45. — P. 7507-7514.
- 4. Polikanov Y. S. et al. Amicoumacin A Inhibits Translation by Stabilizing mRNA Interaction with the Ribosome // Mol. Cell. — 2014. — 56. — P. 531–540.
Аннотация:
Рибосома это молекулярная машина, синтезирующая белки во всех живых организмах. При этом рибосома считывает информацию, закодированную в молекуле матричной РНК (мРНК), используя для считывания молекулы транспортных РНК (тРНК), к которым присоединены аминокислоты. Рибосома полимеризует аминокислоты, образуя белки. Порядок соединения аминокислот в каждом белке предопределен порядком соединения нуклеотидов мРНК. Различные антибиотики ингибируют процесс синтеза белков рибосомой бактерии. В статье описаны стадии работы рибосомы и механизм их ингибирования несколькими антибиотиками.
Ключевые слова:
Рибосома, синтез белка, антибиотики.
Заголовок:
Мартин Полякофф: учёный и популяризатор науки
Список литературы:
- Haran B., Poliakoff M. The Periodic Table of Videos // Science. — 2011. — Vol. 332. — Issue 6033. — Pp. 1046-1047.
- Martyn Poliakoff // The Royal Society [Электронный ресурс.] — Режим доступа: https://royalsociety.org/people/martyn-poliakoff-12107/
- Perks B. The worldwide chemist // Chemisrty World [Электронный ресурс.] — Режим доступа: https://www.chemistryworld.com/features/the-worldwide-chemist/7565.article
- The Periodic Table of Videos. The University of Nottingham [Электронный ресурс.] — Режим доступа: www.periodicvideos.com
Аннотация:
Одним из почётных гостей съезда стал сэр Мартин Полякофф. В статье рассказывается о научной работе учёного в области сверхкритического состояния газов и зелёной химии, о его участии в проекте по созданию и размещению в интернете коротких видеороликов о химических элементах.
Ключевые слова:
Мартин полякофф, популяризация науки, сверхкритическое состояние газа, зелёная химия, периодическая таблица в видеоформате.
Заголовок:
Естествознание против естественных наук
Список литературы:
- 1. Стандарт среднего полного (общего) образования по естествознанию. Базовый уровень. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/300/39300/.
- 2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543.
- 3. Фадеев Г. Н. Интегративно-аксиологические основы конструирования и применения химической литературы для общего среднего образования // Дисс…док. пед. наук. — СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
- 4. Одинцова Н. И. Цели обучения естествознанию в условиях ФГОС // Наука и школа. — 2016. — № 3. — С. 61-68.
- 5. Фрадкин В. Е. Проблемы школьного естественно-научного образования [Электронный ресурс.] — Режим доступа: https://newtonew.com/school/problems-school-science-education.
Аннотация:
Авторы рассматривают особенности учебного предмета «Естествознание 10-11» и анализируют проблемы и возможные последствия, связанные с его введением в школах.
Ключевые слова:
Естествознание, ФГОС, преемственность обучения в школе и вузе.
Заголовок:
Актуальные вопросы оценки качества школьного химического образования
Список литературы:
- 1. Каверина А. А., Добротин Д. Ю. и др. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен-2014. Химия: учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2014.
- 2. Иванова Р. Г., Каверина А. А., Корощенко А. С. Контроль знаний учащихся по химии. 8-9 классы: Сер. Библиотека учителя. – М.: Дрофа, 2003.
- 3. Медведев Ю. Н., Стаханова С. В. Контрольные измерительные материалы: реальность и перспективы // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 23-29.
- 4. Добротин Д. Ю. Проблема подготовки учителей к контрольно-оценочной деятельности // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. – Витебск, 2016. - С. 221-224.
- 5. Добротин Д. Ю., Журин А. А. Интернет в обучении химии // Химия в школе. – 2001. - № 7. - С. 52-54.
- 6. Добротин Д. Ю. К изучению первоначальных сведений об органических веществах в курсе 9 класса // Химия в школе. – 2012. - № 9. - С. 17-20.
Аннотация:
В статье изложены основные вопросы, которые стали темой для обсуждения на секции Съезда, посвящённой оценке качества образовательной подготовки учащихся по химии: содержание и процедура ОГЭ и ЕГЭ, национального исследования качества образования, современное состояние и перспективы совершенствования контрольных измерительных материалов по химии.
Ключевые слова:
Система оценки качества, государственная итоговая аттестация, преподавание химии, задания по химии, система оценивания.
Заголовок:
Исследования качества образования: от международных к российским
Список литературы:
- 1. Ковалева Г. С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования): тезисы доклада на заседании Президиума РАО 27 июня 2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/public.html
- 2. Решетникова О. Н. «Портрет» выпускника через призму требований КИМ: настоящее и формируемое будущее // Педагогические измерения. – 2018. - № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/journal/pi_02_2018.pdf
- 3. Проект концепции национальных исследований качества образования (НИКО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eduniko.ru/--c20b5
- 4. Аналитические материалы по результатам проведения Национального исследования качества образования по биологии и химии в 10 классе. Часть 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wixstatic.com/ugd/1a0110_fd637ba265c348719cd6d4237eb29fa7.pdf
- 5. Рособрнадзор выявил серьёзные проблемы в преподавании химии и биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/4831615
Аннотация:
При разработке контрольных измерительных материалов, используемых на ЕГЭ и ОГЭ, а также при проведении Всероссийских проверочных работ (ВПР) и Национальных исследований качества образования (НИКО), учитываются мировые тенденции оценки образовательных достижений обучающихся и результаты российских школьников, которые они показывают в международных сравнительных исследованиях качества образования.
Ключевые слова:
Качество школьного образования, функциональная грамотность, применение предметных знаний в реальных жизненных ситуациях.
Заголовок:
Наши проблемы нам и решать
Аннотация:
В статье рассматривается круг наиболее важных проблем, стоящих перед учителями и преподавателями химии РФ: экспертиза учебников химии, качество заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Всероссийская ассоциация учителей и преподавателей химии представлена как организация, способная эффективно преодолевать накопившиеся проблемы, совершенствуя тем самым преподавание химии в образовательных учреждениях РФ.
Ключевые слова:
Съезд, учителя химии, олимпиада школьников, задания, учебники.
Заголовок:
Экспертиза учебников: проблема, требующая решения
Аннотация:
Критерии проведения экспертизы учебников нуждаются в доработке. Необходимо обеспечить широкое участие учительской общественности, Ассоциации учителей и преподавателей химии в проведении экспертизы учебников и разработать механизм, обеспечивающий её гласность.
Ключевые слова:
Учебники химии, экспертиза учебников.
Заголовок:
Участники съезда о преподавании химии в системе СПО
Аннотация:
Химическое направление в системе среднего профессионального образования обеспечивает кадрами среднего звена ключевые, бюджетообразующие отрасли экономики. Однако качество знаний по химии у выпускников школ продолжает снижаться, и это влияет и на уровень подготовки студентов системы СПО. Действующие учебники по химическим общепрофессиональным дисциплинам морально устарели.
Ключевые слова:
Система среднего профессионального образования, специальности направления «Химическая технология», специальные курсы химии.
Заголовок:
Высшее профессиональное образование: проблемы и перспективы
Аннотация:
В статье затронуты важные вопросы высшего образования по химическим специальностям, в том числе сотрудничество вузов и работодателей, целевое обучение, оценка качества подготовки выпускников, профориентационная работа в школах.
Ключевые слова:
Профессиональное образование, сотрудничество вуза и работодателя, целевое обучение, качество подготовки выпускника, государственная итоговая аттестация.
Заголовок:
Проблемы преемственности общего и высшего образования
Аннотация:
Рассматриваются проблемы преемственности среднего и высшего образования, в том числе качество подготовки абитуриентов, выпускные и вступительные испытания, необходимость коррекционных курсов по химии и математике для первокурсников.
Ключевые слова:
Обучение химии в вузе, вступительные испытания, коррекционные курсы для студентов, преемственность обучения в школе и вузе.
Заголовок:
Актуальные вопросы высшего педагогического образования
Аннотация:
В ходе дискуссии «Подготовка учителя химии в вузе» участники съезда обсудили ряд актуальных проблем: подготовку и отбор абитуриентов, адаптацию первокурсников, направленность подготовки учителя на выполнение требований профессионального стандарта «Педагог», итоговую аттестацию бакалавров.
Ключевые слова:
Подготовка учителя в вузе, коррекционные курсы для студентов, преемственность обучения в школе и вузе, профориентация.
Заголовок:
Всероссийская химическая олимпиада: трудный путь к успеху
Аннотация:
В статье описаны этапы Всероссийской олимпиады школьников, особенности её организации и составления заданий, а также подготовки учащихся к участию в олимпиаде.
Ключевые слова:
Всероссийская олимпиада школьников, Всероссийская химическая олимпиада, этапы олимпиады, подготовка к олимпиаде.
Заголовок:
Скалярное сложение олимпиад
Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы подготовки школьников и организации олимпиад по химии, привилегии победителей олимпиад при поступлении в вуз, готовности учителей к выявлению одарённых учащихся и работе по их подготовке к олимпиаде.
Ключевые слова:
Олимпиады школьников, подготовка к олимпиаде, льготы при поступлении в вуз.