Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2019 № 4

Русская версия
English version
Заголовок:

Наставничество как средство развития профессионализма педагога

Спиоск литературы:
  1. 1. Данилова Л. Н. История непрерывного педагогического образования в России (конец ХIХ – начало ХХ века) // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки, 2017.
  2. 2. Ройтблат О. В., Суртаева Н. Н. Наставничество как один из инструментов реализации непрерывного образования взрослых // Непрерывное образование №3(25), 2018. С. -14-18.
  3. 3. Панфилова А. П. Наставничество и обучение на рабочем месте: терминологический анализ зарубежных методов // Современные технологии управления. - 2016. - № 12 (72).
  4. 4. Зиннатова Н. Р. Наставничество. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/librare/2017/05/10 nastavnichestvo (дата обращения 22.08.2018).
  5. 5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студ. высш. проф. образования. – М.: Академия, 2013.
Аннотация:
В связи с проводимой пенсионной реформой актуализируется проблема непрерывного образования, в том числе и в педагогической среде. В настоящее время в системе педагогического образования осуществляется поиск форм, методов, технологий непрерывного педагогического образования. Наставничество можно рассматривать как способ реализации непрерывного образования взрослых.
Заголовок:

Научное познание и обучение как основа изучения теорий

Спиоск литературы:
  1. 1. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. – М.: Педагогика, 1981.
  2. 2. Емельянова Е. ., Тушева Г. Г. К вопросу организационно-методического обеспечения изучения химии: отбор учебного материала для создания содержательно-предметной среды // Успехи современной науки. - 2016. – Т. 1. - № 10. - С. 133-137.
  3. 3. Кедров Б. М. Общий ход познания вещества // Вопросы философии. – 1965. - № 4. – С. 92-103.
  4. 4. Кун Т. С. Научные революции как изменение взгляда на мир // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981. – С. 369-372.
  5. 5. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе изучения истории: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
  6. 6. Емельянова Е. О., Иодко А. Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах: опорные конспекты, практические задания, тесты: в 2-х ч. Ч. I. – М.: Школьная Пресса, 2002.
  7. 7. Емельянова Е. О., Иодко А. Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах: опорные конспекты, практические задания, тесты: в 2-х ч. Ч. II. – М.: Школьная Пресса, 2002.
Аннотация:
В статье раскрыты особенности и возможности использования научного познания в процессе изучения теорий в школьном курсе химии. Предложены типы заданий, позволяющие реализовать субъект-объектные и субъект-субъектные отношения учителя и учащихся, освоить методы эмпирического и теоретического познания, понять логику построения химических теорий.
Заголовок:

Проблемные задания с использованием метода аналогий

Спиоск литературы:
  1. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
  2. Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Принцип аналогии при обучении органической химии // Химия в школе. – 2018. - № 2. - С. 36-38.
Аннотация:
В статье представлены разработки проблемных заданий по химии для учащихся восьмого класса с использованием метода прямой аналогии, которые можно использовать при изучении нового материала в процессе постановки проблемы.
Заголовок:

Коррозия металлов, или Медный всадник в опасности

Спиоск литературы:
  1. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2014.
Аннотация:
Предложена разработка урока в 9 классе, на котором осуществляется изучение нового материала, его первичное закрепление. На уроке используются элементы проблемного обучения, устанавливаются межпредметные связи с физикой, историей, МХК.
Заголовок:

Урок обобщения знаний для слабослышащих учащихся

Аннотация:
Предложена разработка урока по теме «Вода» (9 класс) с использованием интерактивной игры-путешествия. Цели урока: обобщение и углубление знаний о физических и химических свойствах воды, её значении, применении, очистке.
Заголовок:

Неорганическая химия в ЕГЭ: задание № 8

Спиоск литературы:
  1. Подготовка к ЕГЭ по химии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://internat.msu.ru/structure/chairs/kafedra-himii/nashi-spetskursy/podgotovka-k-ege-po-himii/
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности задания № 8 ЕГЭ по химии и некоторые аспекты подготовки школьников к его эффективному выполнению.
Заголовок:

Из опыта организации работы при подготовке к экзамену

Аннотация:
В статье рассмотрены некоторые направления подготовки к экзамену в форме ЕГЭ. Более подробно проанализирована предметная готовность с учётом недостаточного количества урочного времени. Затронуты возможные проблемы, возникающие при выполнении заданий части 2 экзамена по химии в формате ЕГЭ, и пути их решения.
Заголовок:

Система заданий повышенной сложности по теме «Строение атома»

Аннотация:
Предложены стандартизованные наборы тестовых заданий по теме «Строение атома», позволяющие автоматизировать контроль и оценку, установить своевременную обратную связь с целью последующей коррекции знаний и умений учащихся.
Заголовок:

Информационно-образовательная среда района: принципы и задачи

Спиоск литературы:
  1. Алексеев М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе // Педагогические технологии. - 2006. - № 3. - С. 3-19.
  2. Владимирова Л. П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах // Информатика и образование. - 2006. - № 6. - С. 56-61.
  3. Владимирова Л. П. Профессиональное сетевое сообщество учителей иностранных языков // Английский язык в школе. - 2006. - № 2. - С. 53-55.
  4. Липатова И. А. Сообщества педагогов: проблемы и перспективы // Химия в школе. – 2019. – № 3. – С. 21-26.
  5. Патаракин Е. Д. Пространство, коллекции и сервисы региональных сетевых сообществ // Интернет в профессиональной деятельности: Научно-методический сборник / Под ред. Д. Т. Рудаковой. - М.: ИОСО РАО, 2003. - С. 11-16.
  6. Румизен М. К. Управление знаниями: Пер. с англ. - М.: АСТ: Астрель, 2004.
  7. Фролов И. Н. Вопросы формирования ЕИМП образовательной системы региона // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». - М., 2008. - № 4.
Аннотация:
Статья посвящена повышению уровня методической компетентности учителя посредством формирования единого информационно-образовательного пространства и создания районной информационно-методической среды.
Заголовок:

Компьютерное моделирование строения химических соединений

Спиоск литературы:
  1. 1. Учебник по основам квантовой химии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://physic.kemsu.ru/pub/library/learn_pos/Udin_ModelChemSoed/HTML/index.htm.
  2. 2. Приближение МО ЛКАО. Уравнения Рутаана. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://physic.kemsu.ru/pub/library/learn_pos/Udin_ModelChemSoed/HTML/soder/5_3.htm.
  3. 3. Метод самосогласованного поля. Метод Хартри. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://physic.kemsu.ru/pub/library/learn_pos/Udin_ModelChemSoed/HTML/soder/3_3.htm.
  4. 4. Рештаненко Н. В. Программные системы для решения прикладных задач предметной области «Химия» (Обзор литературы). - Владивосток: ИАПУ ДВО РАН, 2006.
  5. 5. Юдин А. Л. Лабораторный практикум «Квантово-химическое моделирование соединений в пакете HyperChem»: учебно-методическое пособие. – Кемерово: ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2013. – 175 с.
  6. 6. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия: Учебник для вузов. – 4-е издание, исправленное. - М.: Высшая школа. Издательский центр «Академия», 2001. – 743 с.
  7. 7. Некрасов Б. В. Основы общей химии. Т. 1. Издание 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Химия, 1973. – 656 с.
Аннотация:
Статья посвящена использованию компьютерного моделирования строения химических соединений при изучении курса химии в средней школе. В данной работе используется программный комплекс HyperChem 8.0, позволяющий визуализировать строение молекул веществ, а также провести квантово-химический расчёт отдельных молекул.
Заголовок:

О переосмыслении стереотипов при выполнении химического эксперимента

Спиоск литературы:
  1. 1. Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности. // Химия в школе. — 2015. — №6. — С. 6-12.
  2. 2. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Издательство «Астрель», 2013. — С. 234.
Аннотация:
В статье показано как учитель создаёт условия для глубокого осмысления учащимися результатов химического эксперимента. Приведены методики проведения серии лабораторных и демонстрационных опытов. Учащиеся должны переосмыслить имеющиеся у них стереотипы и предложить объяснение результатов химических экспериментов.
Заголовок:

Эксперимент по нанохимии на основе коллоидных растворов металлов

Спиоск литературы:
  1. 1. Волкова С.А., Федоткина З. А. Нанотехнологическое содержание курса химии как фактор интеграции естественнонаучных дисциплин // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 4 — С. 64-66.
  2. 2. Ахметов М. А. Введение в нанотехнологии. Химия. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных учреждений. — СПб: Образовательный центр «Участие», образовательные проекты, 2012.
  3. 3. Коршунов А. В. и др. Кинетика формирования частиц дисперсной фазы золей золота // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. — 2011. — Т. 318. — № 3. — С. 12-18.
  4. 4. Поджарая К. С. Анализ методов получения наноразмерных частиц серебра // Успехи в химии и химической технологии. — 2012. — Т. XXVI. — № 7 (136). — С. 85-87.
  5. 5. Вишнякова Е. А. и др. Определение условий образования наночастиц серебра при восстановлении глюкозой в водных растворах // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Химия. — 2009. — Т. 2. — № 1. — С. 48-55.
  6. 6. Макаров В. В. и др. «Зелёные» нанотехнологии: синтез металлических наночастиц с использованием растений // Acta naturae. — 2014. — Т. 6. — № 1(20). — С. 37-47.
  7. 7. Орлик Ю. Г. Золотые маски // Химия и жизнь. — 1986. — № 2. — С. 75-77.
  8. 8. Орлик Ю. Г. Химический калейдоскоп: книга для учащихся. — Минск: Народная асвета, 1988.
  9. 9. Леенсон И. Золото в бутылке // Химия и жизнь. — 1981. — № 1. — С. 37.
  10. 10. Писаржевский М. В. Золото из радиодеталей? Это просто! — Запорожье: Дикое Поле, 2006.
  11. 11. Орозматова Г. Т., Сатывалдиев А. С., Насирдинова Г. К. Получение устойчивых растворов наночастиц меди в присутствии додецилсульфата натрия // Проблемы современной науки и образования. — 2016. — №6 (48). — С. 28-33.
  12. 12. Озерянский В. А., Клецкий М. Е., Буров О. Н. Познаём наномир: простые эксперименты. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.
Аннотация:
В статье рассмотрены методики выполнения лабораторных экспериментов, демонстрирующих свойства наноразмерных систем – коллоидов на основе металлов. Представленные эксперименты демонстрируют изменение свойств систем, связанных с размерами коллоидных частиц, а также некоторые возможности использования наноразмерных структур в качестве колориметрического датчика.
Заголовок:

Учебный проект «Современный фармакопейный анализ аспирина»

Спиоск литературы:
  1. 1. Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. 9-е изд., исправленное и дополненное. — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007.
  2. 2. Государственная Фармакопея Российской Федерации, 14-е изд. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.femb.ru/femb/pharmacopea.php
  3. 3. Schror K. Acetylsalicylic Acid. — Wiley-VCH Verlag GmbH&Co RGaA, Weinheim, 2009.
  4. 4. Арзамасцев А. П. Фармацевтическая химия. — М.: изд. «ГЭОТАР-Медиа», 2008.
  5. 5. British Pharmacopoeia 2012. — System Simulation Ltd., 2012. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: pharmacopoeia.co.uk
  6. 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  7. 7. Кузнецова А. В., Пищаева Е. А., Фирстова Н. В. Аспирин фармакопейного качества: готовим будущих провизоров на уроках химии. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции учителей химии и преподавателей вузов «Актуальные проблемы химического образования» (Пенза, 8 ноября 2017). Пенза. — ПГУ, 2017. — С. 96-102.
  8. 8. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии: практикум. Под ред. Г. В. Раменской. — М.: Лаборатория знаний, 2016.
  9. 9. Фирстова Н. В. Проектно-исследовательский метод при изучении химии. Сборник докладов Международной научно-практической конференции «Современные проблемы естествознания» (Пенза, ПГУАС, 19-21 ноября, 2011). — Пенза 2011. — С. 51-54.
  10. 10. Фирстова Н. В., Кузнецова А. В., Мещерякова О. А. Метод проектов: от студентов к школьникам. Сборник статей XIII Международной методической конференции «Университетское образование» (Пенза, 23-24 апреля, 2009). Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. — С. 134-136.
  11. 11. Тюкавкина Н. А. и др. Органическая химия: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970432921.html
Аннотация:
В статье предложен учебный проект «Современный фармакопейный анализ аспирина» как метод проблемного изучения основ органической химии. Показатели качества аспирина – описание, растворимость, доказательство подлинности и родственные (специфические) примеси рассматриваются на основе современных стандартов качества лекарственных средств (Российская и Британская Фармакопеи). Выделены этапы выполнения проекта, дидактические цели, методические задачи, проблемные вопросы. Приводится протокол практической исследовательской работы, осуществимой в условиях школьной химической лаборатории. Работа над проектом будет способствовать знакомству школьников с постановкой и решением научных задач, формированию навыков совместной работы в составе творческого коллектива сверстников.
Заголовок:

Образовательные веб-квесты: интеграция химии и математики

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543.
  2. 2. Васильева П. Д. Методика преподавания химии. Учебное пособие. — Элиста: Калм. ун-т, 2012.
  3. 3. Арюткина С. В., Напалков С. В. Практикум решения задач школьной математики: применение Web-квест технологии. Учебно-методическое пособие. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015.
  4. 4. Шепелев М. В. Quest-технология в организации олимпиады для групп учащихся // Химия в школе. — 2016. — №5. — С. 21-25.
  5. 5. Никулина Н. В. Химический квест: увлекательно и полезно // Химия в школе. — 2016. — №10. — С. 58-60.
  6. 6. Береснева Е. В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие. — М.: Центрхимпресс, 2004.
  7. 7. Кабардина Е. А., Грейнер Л. К. Учим решать задачи на растворы и смеси // Химия в школе. — 2017. — № 4 — С.29-31.
  8. 8. Хрусталёв А. Ф., Печерий А. А. Расчётные задачи как объект ученического исследования // Химия в школе. — 2018. — №2. — С. 24-26.
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся использования тематических образовательных Web-квестов по химии как средства установления межпредметной интеграции с математикой. Приведён пример Web-квеста «Задачи на смеси, сплавы и растворы», который может быть включён отдельно в конкретные уроки по изучаемым дисциплинам или в план интригованного урока химии в 9 классе, а также использован при проведении внеурочных мероприятий профильной направленности.
Заголовок:

Квест-игра «Химическая лаборатория»

Спиоск литературы:
  1. Болгова И. В., Шапошникова И. А., Фандо Р. А. Таблица Менделеева в живых организмах. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200800606
  2. Боброва О. В. Интеллектуальная игра «Здоровье дороже золота» // Химия в школе. — 2018. — №5. — С. 55-57.
  3. Жалова Е. В. Межпредметная игра «Эрудицион» // Химия в школе. — 2017. — № 1. — С. 68-71.
  4. Злотников Э. Г. и др. Урок окончен — занятия продолжаются. — М.: Просвещение, 1992.
  5. Марина Н. В. Интеллектуальный турнир, посвященный 180-летию со дня рождения Александра Михайловича Бутлерова. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/urok-viktorina-am-butlerov-2475397.html
  6. Петрякова О. Б. Экологический серпантин. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kladraz.ru/blogs/olga-borisovna-petrjakova/-yekologicheskii-serpantin-scenarii-po-stancionoi-igry-dlja-shkolnikov-starshih-klasov.html
  7. Пичугина Г. В. Ситуационные задания по химии. 8-11 классы. — М.: ВАКО, 2014. — C. 8-16.
  8. Федоренко И. Г. Обобщающий урок в форме интеллектуальной игры // Химия в школе. — 2016. — №1. — С. 23-25.
  9. Хабибуллина З. Ш. Устный журнал «Прикольный химик». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/600992/
Аннотация:
Предлагается описание окружной квест-игры для учащихся 10 классов, посвящённой 190-летию со дня рождения А. М. Бутлерова.
Заголовок:

Игра для девятиклассников «Вперёд, химики!»

Спиоск литературы:
  1. Гапоненко О. К. Игра «Химическая лихорадка» // Химия в школе. — 2013. — № 1. — С. 78-80.
  2. Жалова Е. В. Межпредметная игра «Эрудицион» // Химия в школе. — 2017. — № 1. — С. 68-71.
  3. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Конкурс дидактических игр «Химическая игротека» // Химия в школе. — 2018. — №8. — С. 46-49.
Аннотация:
В статье дано описание игры-викторины для учащихся 9 класса. Игра направлена на формирование познавательного интереса к изучению химии через расширение и обобщение знаний о химическом элементе, веществе и химической реакции.
Заголовок:

Из истории калориметрии

Спиоск литературы:
  1. 1. Баум Е. А., Лунин В. В. Практико-ориетированное обучение химии на химическом факультете МГУ // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 73-75.
  2. 2. Хеммингер В., Хёне Г. Калориметрия. Теория и практика. / Пер. с англ. — М: Химия, 1990.
  3. 3. Joseph Black // ENCYCLOPÆDIA BRITANNICA [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.britannica.com/biography/Joseph-Black.
  4. 4. Buchholz A. C., Schoeller D. A. Is a calorie a calorie? // The American journal of clinical nutrition. — 2004. — V. 79. — №. 5. — Pp. 899S-906S.
  5. 5. Руководство к калориметрии на основании методов, выработанных или испытанных в термической лаборатории при Физическом институте Московского университета / Сост. Лугинин В. Ф., Щукарев А. Н. — М.: Типо-литогр. т-ва «Кушнерев и Ко», 1905.
  6. 6. Sarge S. M., Höhne G. W. H., Hemminger W. Calorimetry: fundamentals, instrumentation and applications. — Weinheim: Wiley-VCH Verlag, 2014.
  7. 7. Poncet S., Dahlberg L. The legacy of Henri Victor Regnault in the arts and sciences // International Journal of Arts and Sciences. — 2011. — V. 4. — №. 13. — Pp. 377-400.
  8. 8. Зайцева (Баум) Е. А., Любина Г. И. Владимир Федорович Лугинин. 1834-1911. — М: Изд-во Московского университета, 2012.
  9. 9. Попов М. М. Термометрия и калориметрия. — М.-Л.: ГОСХИМТЕХИЗДАТ, 1934.
  10. 10. Скуратов С. М., Колесов В. П., Воробьев А.Ф. Термохимия: ч.1. — М: Издательство Московского университета, 1964.
Аннотация:
В музейных фондах Политехнического музея долгое время находился неатрибутированный прибор, предположительно калориметр Реньо с нагревателем. Он был исследован в рамках совместного образовательного проекта, осуществляемого Химическим факультетом МГУ и музеем. В статье дано описание этой конструкции и принцип ее действия, приводится краткая история развития калориметрии вплоть до второй половины XIX века, времени создания данного прибора.
Title:

Mentoring as a development tool of teacher’s professionalism

Summary:
Due to the undertaken pension reform the problem of continuous pedagogical education is updated. Nowadays the search for forms, methods, technologies of continuous pedagogical education is carried out in the system of pedagogical education. Mentoring can be considered to be a way of realization of continuous education of adults.
Title:

Scientific cognition and teaching as the basis of the study of theory

Summary:
The article displays the peculiarities and opportunities of using the scientific cognition in the process of studying theory in the school chemistry course. Types of tasks aimed at realizing subject-object and subject-subject relations between a teacher and students, mastering the methods of empirical and theoretical cognition and understanding the logic of building chemical theories were offered.
Title:

Problem tasks with the use of analogies

Summary:
The article presents the description of problem assignments in chemistry with the use of direct analogies for eighth grade students.
Title:

Corrosion of metals or the Bronze Horseman is in danger

Summary:
The description of a lesson of studying new material for the 9th class is offered. Elements of problem training are used, interdisciplinary connection of Chemistry and Physics, History, World Culture and Arts are established.
Title:

Lesson of generalization of knowledge for hearing-impaired students

Summary:
The description of a lesson “Water” (the 9th grade) with the use of an interactive game is offered. The lesson is aimed at generalization and increasing knowledge of physical and chemical properties of water, its value, application, purification.
Title:

Inorganic chemistry in the Unified State exam: Task 8

Summary:
In the article features of Task 8 of the Unified State exam in chemistry and some aspects of preparing students for its effective implementation are discussed.
Title:

From experience of the organization of preparation for the exam

Summary:
Several directions of preparation for the Unified State Exam are considered. Subject readiness is in analyzed taking into account insufficient time in the class. The possible difficulties in performing tasks of the second part of the USE Chemistry are discussed.
Title:

The system of advanced tasks on the subject “Structure of Atom”

Summary:
The standardized sets of test tasks on the subject “Structure of Atom” which help automate control and assessment and establish timely feedback for the subsequent correction of students’ knowledge and abilities are offered.
Title:

Information and education space of a district: principles and tasks

Summary:
The article is devoted to raising the level of methodological competence of the teacher through the formation of a unified information and methodological space and creating a regional network of methodical community.
Title:

Computer modeling of the structure of chemical compounds

Summary:
The article is devoted to the use of computer modeling of the structure of chemical compounds in studying chemistry at school. In this work we use the software complex HyperChem 8.0, which allows us to visualize the structure of molecules of substances as well as conduct quantum-chemical calculations of individual molecules.
Title:

Rethinking students' stereotypes when performing a chemical experiment

Summary:
The article shows how the teacher creates the conditions for students’ in-depth understanding of the results of a chemical experiment. Methods of conducting a series of laboratory and demonstration experiments are given. Students should rethink their stereotypes and offer an explanation of the results of chemical experiments.
Title:

Experiment in nanochemistry based on colloidal metal solutions

Summary:
The article describes the methods of laboratory experiments that demonstrate the properties of nanoscale systems - metal-based colloids. The presented experiments demonstrate the change in the properties of systems related to the size of colloidal particles, as well as some possibilities of using nanoscale structures as a colorimetric sensor.
Title:

School Project “Modern Pharmacopoeia Analysis of Aspirin”

Summary:
Diseases and drugs are usually very interesting for high school students and motivate students to learn and increase their achievements in chemistry. Research project "Modern pharmacopoeia analysis of aspirin" for high school students as an approach to problem based learning is discussed. Scenarios and protocols of the project are based on British and Russian Pharmacopoeias. Appearance, solubility, identification reactions, purity of aspirin as a substance are considered. Different ideas for students’ research and discussions are given. The fact that research project develops science learning, practical skills and teamwork abilities is pointed out.
Title:

Educational web-quests: integration of chemistry and mathematics

Summary:
The article deals with the issues related to the use of thematic educational web-quests in chemistry as a means of establishing interdisciplinary integration with mathematics. An example of a web-quest “Tasks on mixtures, alloys and solutions”, which can be included separately in specific lessons on the subjects studied, or in the plan of an intriguing chemistry lesson in the 9th grade. It can also be used during extracurricular activities of profile orientation.
Title:

Quest game “Chemical laboratory”

Summary:
The description district of a quest game for 10th-graders devoted to the 190th anniversary of the birth of A. M. Butlerov is suggested.
Title:

Game for ninth-graders “Forward, chemists!”

Summary:
The description of a game for 9th-grsders is given. The game is aimed at formation of cognitive interest to studying chemistry through increasing and generalization of knowledge of chemical element, substance and chemical reaction.
Title:

From the history of calorimetry

Summary:
An undescribed tool, which is supposed to be a Regnault calorimeter, has been kept in the Moscow Polytechnic Museum for a long time. It was investigated in a frame of the educational project of Chemical Department of Lomonosov Moscow State University and the Polytechnic Museum. In the present article, we describe the construction of the tool, the main principles of its use and the story of calorimetry evolution until the second half of the 19th century, a period the Regnault calorimeter was created.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.