Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2019 № 3

Русская версия
English version
Заголовок:

Химия в привычных вещах

Аннотация:
В статье представлены размышления автора о роли химического эксперимента в обучении, а также о необходимости раскрытия ученикам возможностей применения полученных на уроках химии знаний и умений в практической жизни.
Заголовок:

Углехимия России: состояние и перспективы

Спиоск литературы:
  1. 1. Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// rg.ru/ 2014/06/27/ ugol-site-dok.html
  2. 2. Анализ перспектив конверсии угля в нетопливные продукты в условиях российского рынка. — Кемерово: ООО «Сибирская издательская группа», 2016.
  3. 3. Соколов Р. С. Химическая технология. Т. 2. — М.: Владос, 2000.
  4. 4. Кузнецов П. Н. и др. Методы получения угольных пеков // Химия твердого топлива. — 2015. — № 4. — С. 16-29.
  5. 5. ООО «Сорбенты Кузбасса». [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  6. https://yandex.ru/search/?text=Компания%20лСорбенты%20КузбассаПрезентация%2026.01.2017PDF%3Fsha%3D6c5202993d423642&lr=25
  7. 6. Жуков Е. М. и др. Перспективы применения подземной газификации в старопромышленных районах Кузбасса // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 146-148.
  8. 7. OOO «Термококс». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: termokoks.ru
  9. 8. Переработка углей в синтетические жидкие топлива: учебное пособие. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2011.
  10. 9. Мини-заводы, производящие дешевую синтетическую нефть из углей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sdelanounas.ru/blogs/ 104218/#cut
  11. 10. Малолетнев А. С. Разработка в России процесса гидрогенизации углей под невысоким давлением водорода // Химия твёрдого тела. — 2011. — № 1. — С. 27-35.
  12. 11. Разработка физико-химических основ технологии и основных технологических решений по извлечению тонкого золота и металлов платиновой группы из техногенных отходов предприятий энергетики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://4science.ru/conference2015/theses/14.578.21.0015
Аннотация:
В статье рассмотрены методы химической переработки углей: пиролиз, газификация, гидрогенизация, а также новые углеродные материалы.
Заголовок:

Сообщества педагогов: проблемы и перспективы

Спиоск литературы:
  1. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Профессиональные сообщества в соцсетях как средство повышения компетентности учителя химии // Химия в школе. – 2016. - № 3. – С. 21-26.
  2. Днепров Э. Д., Каспржак А. Г., Пинский А. М. Инновационное движение в российском школьном образовании. - М.: Парсифаль, 1997.
  3. Карлюкова О. С. Сообщества практики как вид неформального профессионального коллектива в конкурентной среде экономики знаний: автореферат дис. … канд. соц. наук: 22.00.03.
  4. Константиновский Д. Л. Неравенство в сфере образования: российская ситуация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2010. - № 5. - С. 40–66.
  5. Липатова И. А., Котова С. В. Организация контроля и организация деятельности сетевых методических сообществ. Инновации в образовании. – С.-Пб., 2013. - С. 45-50.
  6. Мерсиянова И. В., Краснопольская И. И., Чешкова А. Ф. Учительские сообщества: самоорганизация и влияние // Журнал исследований социальной политики. - 2013. - Т. 11. - № 3. - С. 321-338.
  7. Мерсиянова И. В., Чешкова А. Ф., Краснопольская И. И. Самоорганизация и проблемы формирования профессиональных сообществ в России. - М.: НИУ ВШЭ, 2011.
  8. Cultivating communities of practice: a guide to managing knowledge. By Etienne Wenger, Richard McDermott, and William Snyder, Harvard Business School Press, 2002.
  9. http://www.hse.ru/monitoring/mcs/proforg
Аннотация:
Профессиональная самореализация возможна в процессе деятельности сообществ учителей. Необходимо отработать механизм привлечения в них педагогов, что предполагает определение субъектов привлечения, принципов, основных направлений, уровней привлечения педагогов в сообщество. При оказании социально-психологической, информационно-коммуникационной, организационно-методической, нормативно-правовой поддержки общественные сетевые сообщества могут стать решающим звеном государственно-общественного управления.
Заголовок:

Мемы в обучении химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Голубева А. М., Семилет Т. А. Мемы как феномен культуры [Электронный ресурс] // Культура и текст. – 2017. - № 3. – С.193-203. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/mem-kak-fenomen-kultury. – (Дата обращения: 20.09.2018).
  2. 2. Скрыпникова Ю. О. Мемы в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии: сб. трудов науч.-практич. конф. (№ 2). - Омск, 2017. – URL: http://izron.ru/articles/osnovnye-voprosy-teorii-i-praktiki-pedagogiki-i-psikhologii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhd/sektsiya-6-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya-spetsialnost-13-00-08/memy-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku. – (Дата обращения: 13.09.2018).
  3. 3. Ткаченко О. Н. Развитие визуального мышления в современной культуре // Омск. науч. вест. – 2014. - № 4 (131). – С. 198-200.
  4. 4. Цаценко Л. В., Савиченко Д. Л. Мемы как форма иллюстрации в науке и образовании // Научный журнал КубГАУ. – 2015. - № 114 (10). – С. 2-9.
  5. 5. Калугин А. М. Интернет-мемы как средство формирования интереса у учащихся к уроку истории [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования. – 2017. - № 12 (36). – Т.1. – С. 88-91. – URL: http://scientificjournal.ru/images/PDF/2017/VNO-36/internet-memy.pdf. – (Дата обращения: 14.09.2018).
  6. 6. Xiao Dong, Artem R. Oganov. A stable compound of helium and sodium at high pressure // Nature Chemistry. – 2017. – Vol. 9. - P. 440–445.
Аннотация:
Мемы, ставшие важной частью коммуникативной культуры в сетевой среде, обладают значительным дидактическим потенциалом. Они содействуют развитию познавательной мотивации, выступают в качестве инструмента самодиагностики уровня сформированности знаний и средства обобщения и систематизации учебного материала, развивают творческую активность учащихся.
Заголовок:

Интегрированный урок «Отравленная душа»

Спиоск литературы:
  1. Ахметов М. А. Возможности УМК в организации современного урока // Химия в школе. – 2015. – № 8. – С. 32-38.
  2. Балагурова М. И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. - М.: Просвещение, 2006.
  3. Габриелян О. С. Школьное химическое образование: проблемы и пути их решения // Химия в школе. – 2018. – № 4. – С. 10-13.
  4. Каримгулова З. Р. Сценарий интегрированного урока «Отравленная душа» // Практика административной работы в школе. – 2005. – № 7. – С. 68-73.
  5. Михайлова О. С. Интеграция как методическое явление. – Р./Д., 2009.
  6. Нефёдова М. П., Бычкова Н. А. Педагогика сотрудничества в организации учебного занятия // Химия в школе. – 2015. – № 8. – С. 5-9.
  7. Чадов И. Ф. Формы учебной работы в школе. – М.: Просвещение, 2001.
Аннотация:
Предложена разработка интегрированного урока-исследования «Отравленная душа» (по рассказу М. А. Булгакова «Морфий»). Данный урок автор проводит в 10 классе при изучении темы «Лекарства» 1 марта – в Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом. Цели урока: формировать умение решать проблемы, с которыми учащиеся могут встретиться в повседневной жизни; развивать потребность заботиться о собственном здоровье.
Заголовок:

Повышение квалификации учителей: сотворчество преподавателя и слушателей

Спиоск литературы:
  1. 1. Оржековский П. А., Мансурова С. Е., Степанов С. Ю. Повышение квалификации педагогов и выявление его эффективности // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2016. – № 1. – С. 93-101.
  2. 2. Шумилин А. С. Обучение моделированию как методу познания // Химия в школе. – 2018. – № 4. - С. 40-??.
Аннотация:
Выполнение заданий, основанное на сотворческой деятельности учителей химии и преподавателя курсов повышения квалификации, позволяет развивать творческую активность учителей.
Заголовок:

Слагаемые успеха

Аннотация:
Представлен опыт подготовки учащихся к ЕГЭ по химии на примере изучения курса органической химии (10 класс).
Заголовок:

Система заданий повышенной сложности по теме «Строение атома»

Аннотация:
Предложены стандартизованные наборы тестовых заданий по теме «Строение атома», позволяющие автоматизировать контроль и оценку, установить своевременную обратную связь с целью последующей коррекции знаний и умений учащихся.
Заголовок:

О составлении и использовании авторских кейсов-рассказов

Спиоск литературы:
  1. 1. Иванова О. А., Якунина И. И. Об использовании кейс-метода // Химия в школе. — 2013. — № 2. — С. 13-23.
  2. 2. Медведев Ю. Н., Борунова Е. Б. Газовая атака под Ипром: бесславный юбилей // Химия в школе. — 2015. — № 5. — С. 56-63.
Аннотация:
В статье предложен пример авторского кейса-рассказа, составленного по материалам о первом применении химического оружия, и различные виды заданий к данному тексту.
Заголовок:

Здоровьесбережение при обучении школьников в медицинском стационаре

Спиоск литературы:
  1. 1. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х кн. – Книга 2. – Челябинск, ЧГПУ, 2012.
  2. 2. Ирхин В. Н., Ирхина И. В. Здоровьеориентированная деятельность учителя на уроке: учебное пособие. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017.
  3. 3. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010.
  4. 4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе - М.: АПК и ПРО, 2002.
  5. 5. https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/05/05/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-na-urokakh-khimii
  6. 6. https://multiurok.ru/files/zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-u-23.html
  7. 7. Дзенис А. В. Формирующее оценивание при обучении в стационаре // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 8-00.
  8. 8. Дзенис А. В., Оржековский П. А. К методике обучения детей в условиях стационара // Химия в школе. – 2017. - № 3. - С. 11-16.
  9. 9. Дзенис А. В. Обучение в условиях стационара: дидактические материалы на магнитной основе // Химия в школе. – 2017. - № 10. - С. 31-34.
Аннотация:
В статье рассматривается применение здоровьесберегающих технологий при обучении химии школьников, находящихся на длительном лечении в медицинском стационаре.
Заголовок:

К вопросу об изучении теории электролитической диссоциации

Спиоск литературы:
  1. 1. Гетманова А. Д. Учебник по логике. — М.: Владос, 1995.
  2. 2. Головко М. Ф. Электролиты // Химическая энциклопедия. – 1998. – Т. 5. – С. 433-434.
  3. 3. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Дрофа, 2015.
  4. 4. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Дрофа, 2015.
  5. 5. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Вентана-Граф, 2015.
  6. 6. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2016.
  7. 7. Каверина А. А., Медведев Ю. Н., Молчанова Г. Н., Свириденкова Н. В., Снастина М. Г., Стаханова С. В. Я сдам ЕГЭ! Химия. Курс самоподготовки. Технология решения заданий. - М.: Просвещение, 2018.
  8. 8. Ахметов М. А., Зорова Е. Ю. Методика изучения реакций ионного обмена: системно-деятельностный подход //Химия в школе. – 2015. - № 10. – С. 3-7.
Аннотация:
В статье дан критический анализ изложения темы «Теория электролитической диссоциации» в школьных учебниках химии. Отмечается несогласованность точек зрения авторов на отдельные вопросы изучения теории электролитической диссоциации и реакций ионного обмена. Делается вывод о необходимости совершенствования методов обучения химии. Предлагается новый подход к классификации реакций ионного обмена, основанный на наблюдаемых признаках реакций.
Заголовок:

О социальной обусловленности изучения предметов естественно-научного цикла

Спиоск литературы:
  1. 1. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. - М.: Вече, АСТ, 1999.
  2. 2. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. - М.: ТетраСистемс, 2013.
  3. 3. Городенская А. С. Развитие познавательной активности при работе в информационной среде // Химия в школе. – 2018. - № 5. - С. 21-00.
Аннотация:
В современных условиях при организации процесса обучения на первое место выходит воспитательный, социально обусловленный аспект предметов естественно-научного цикла.
Заголовок:

О подготовке и оценивании итогового проекта

Спиоск литературы:
  1. 1. Исаев Д. С., Пак М. С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 55-63.
  2. 2. Пак М. С., Исаев Д. С. Инновационный подход в системе внеурочной деятельности школьников по химии // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: Сб. научн. ст. под ред. проф. Е. Я. Аршанского. — Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2018. — С. 111-112.
  3. 3. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Внеурочная деятельность школьников по химии: теоретический и прикладной аспекты. — Тверь: Изд-во «СФК-офис», 2018.
  4. 4. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Возможности внеурочной деятельности школьников для подготовки итогового проекта по химии // Актуальные проблемы химического и биологического образования: сборник материалов IX Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Москва, 20-21 апреля 2018 г.) / Под ред. П. А. Оржековского. — М.: МГПУ, 2018. — С. 135-138.
  5. 5. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Сост.: М. Н. Колмакова, В.С. Суров; под общ. ред. М. И. Кондакова, А. С. Вишнякова. — М.: Политиздат, 1988. — С. 311.
  6. 6. Немчинова А. Л. Творчество как диалог: Автореф. дис. … канд. филос. Наук. — Волгоград, 2007.
  7. 7. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Конкурс дидактических игр «Химическая игротека» // Химия в школе. — 2018. — №8. — С. 46-51.
  8. 8. Материалы I Открытого регионального конкурса творческих работ «Химическая лаборатория — 2017». Тверское региональное отделение Ассоциации учителей и преподавателей химии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chem-teacher.ru/?page_id=101).
  9. 9. Исаев Д. С., Соболев А. Е., Пак М. С. Программа «Химия для любознательных» // Химия в школе. — 2018. — №3. — С. 50-55.
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности внеурочной деятельности школьников при подготовке индивидуального (парного или группового) итогового проекта по химии, что позволяет формировать познавательный интерес воспитанников и осуществлять подготовку к государственной итоговой аттестации. Приведена возможная типология проектов по химии, описаны этапы работы над проектом, критерии оценки уровня сформированности навыков проектной деятельности.
Заголовок:

Учебное исследование «Синергизм и антагонизм витаминов и минеральных веществ»

Спиоск литературы:
  1. 1. Горбачёв В. В., Горбачёва В. Н. Витамины. Макро- и микроэлементы. – М.: Медицинская книга, 2011.
  2. 2. Кукес В. Г., Тутельянц В. А. Витамины и микроэлементы в клинической фармакологии. – М.: Палея, 2001.
  3. 3. Проскурина И. К. Биохимия – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Аннотация:
В статье приводится информация о витаминно-минеральных комплексах, о синергизме и антагонизме витаминов и минеральных веществ. Предложено задание для анализа витаминно-минеральных комплексов. Данное исследование может быть использовано при проведении факультативов и элективных курсов.
Заголовок:

Познавательно-интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Спиоск литературы:
  1. Боброва О. В. Интеллектуальная игра «Здоровье дороже золота» // Химия в школе. — 2018. — № 5. — С. 55-57.
  2. Жалова Е. В. Межпредметная игра «Эрудицион» // Химия в школе. —2017. — № 1. — С. 68-71.
  3. Курганский С. М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: «Методическая библиотека», 2006.
  4. Михеева О. С., Анацко О. Э., Абакумова Т. С. Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие в мир химии» // Химия в школе. — 2017. — № 9. — С. 39-42.
Аннотация:
В статье предложено описание командной интеллектуально-познавательной игры для 10 классов на тему «Химия вокруг нас». Игра направлена на расширение кругозора учащихся и повышение их мотивации к обучению.
Заголовок:

О формировании культуры обращения со средствами бытовой химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Казановская Е. Б. Урок-конференция по теме «Средства бытовой химии и здоровье человека». // Химия в школе. — 2017. — № 6. — С. 36-39.
  2. 2. Макаров А. С., Васильева Е. Г. «Домашняя химия»: как снизить опасность её использования. // Химия в школе. — 2016. — № 2. — С. 47-49.
  3. 3. Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Средство «Белизна» в школьном химическом эксперименте. // Химия в школе. — 2013. — № 6. — С. 58-62.
  4. 4. Беркалиева Л. Т., Файзулина А. Р. Мини-исследование: необычные опыты с обычными веществами. // Химия в школе. — 2013. — № 5. — С. 65-69.
  5. 5. Департамент по ресурсам, их переработке и восстановлению штата Калифорния. США 1995-2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.calrecycle.ca.gov/AboutUs/
Аннотация:
В статье описана организация проектной деятельности учащихся с привлечением родителей, направленной на повышение культуры обращения с бытовыми химическими средствами.
Заголовок:

Нанохимия: школьный лабораторный эксперимент

Спиоск литературы:
  1. 1. Дроздов А. А. Преподавание нанохимии и нанотехнологии в школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.nanometer.ru
  2. 2. Ерёмин В. В., Дроздов А. А. Нанохимия и нанотехнологии. 10-11 классы. Профильное обучение. — М.: Дрофа, 2009.
  3. 3. Ерёмин В. В. Материалы курса «Нанохимия и нанотехнология»: лекции 1–4. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
  4. 4. Жабрев В. А., Марголин В. И., Павельев В. С. Введение в нанотехнологию (общие сведения, понятия и определения).— Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2007.
  5. 5. Бурдина А. С. и др. Экспериментальное изучение эффекта Тиндаля: постановка проблемы // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 12-1. — С. 10-14.
  6. 6. Озерянский В. А. и др. Познаём наномир: простые эксперименты. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.
  7. 7. Абрамович Б. Г., Картавцев В. Ф. Цветовые индикаторы температуры. — М.: Энергия, 1978.
  8. 8. Белиловский В. Д. Эти удивительные жидкие кристаллы: кн. для внекл. чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1987.
  9. 9. Liquid crystals. Solid State Physics. Supplement 14. Guest editor L. Liebert. – Academic Press – New York, San Francisco, London, 1978.
Аннотация:
В статье рассмотрены методики выполнения лабораторных экспериментов, демонстрирующих свойства наноразмерных систем, получаемых на основе веществ и их смесей, используемых в быту: желатин, молоко, жидкие кристаллы. Представленные эксперименты демонстрируют изменение свойств систем, связанных с размерами коллоидных частиц, при влиянии внешних факторов.
Заголовок:

Практико-ориентированное обучение истории химии на Химическом факультете МГУ

Спиоск литературы:
  1. Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый МГУ им. М. В. Ломоносова для реализации образовательных программ высшего профессионального образования по специальности «Фундаментальная и прикладная химия». — М., МГУ, 2011.
Аннотация:
В статье рассмотрен новый образовательный подход, реализованный на Химическом факультете МГУ в курсе преподавания истории химии в 2018 г. Целью проекта, осуществленного совместно с Политехническим музеем, являлось стимулирование у учащихся исследовательского мышления при решении историко-химических задач экспериментальной направленности. Обсуждается методика и практика данной «обучающей схемы».
Заголовок:

Из истории pH-метрии

Спиоск литературы:
  1. 1. Cremer’s electrode. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.chemistryworld.com/opinion/cremers-electrode/3008550. article
  2. 2. History of the glass electrode. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://derangedphysiology.com/main/core-topics-intensive-care/arterial-blood-gas-interpretation/Chapter%20112/history-glass-electrode
  3. 3. MacInnes D. A., Longsworth L. G. The Measurement and Regulation of pH with the Glass Electrode // Transactions of The Electrochemical Society. — 1937. — Vol. 71. — № 1. — С. 73-91.
  4. 4. Søren Sørensen. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.sciencehistory.org/historical-profile/soren-sorensen
  5. 5. Stock J. T. Early industrial pH measurement and control // Bulletin for the History of Chemistry. — 1991. — № 10. — P. 31-34.
  6. 6. Moore C. E., Jaselskis B. The pH Meter: A Product of Technological Crossovers // Bulletin for the History of Chemistry. — 1998. — V. 21. — P. 32-37.
  7. 7. Development of the Beckman pH Meter. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.acs.org/content/acs/en/education/whatischemistry/landmarks/beckman.html
  8. 8. Evolution of the pH Meter [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.labmanager.com/lab-product/2010/10/evolution-of-the-ph-meter
  9. 9. pH meter history [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ph-meter.info/pH-meter-history
  10. 10. Техническая документация к прибору ЛЭ-рН-6. Министерство нефтяной промышленности СССР. — Москва, 1955.
  11. 11. ЦГАНТД СПБ. Фонд Р-88 Специальное Конструкторское Бюро по автоматике и нефтепереработке в производстве жидкого топлива Всесоюзного научно-производственного проектно-конструкторского объединения «Нефтехим» Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Ленинградский филиал. Ленинград. 1945-1972. Справочная информация. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgantd/R-88
  12. 12. Белянин Б. В., Эрих В. Н. Технический анализ нефтепродуктов и газа: Учебное пособие для техникумов. — Л.: Химия, 1979.
Аннотация:
В статье представлены результаты студенческой исследовательской работы, посвящённой атрибуции и изучению истории одного из артефактов Политехнического музея – прибора лабораторного ЛЭ-рН-6. Также приведён краткий обзор истории возникновения и развития рН-метрии. Материалы статьи были апробированы на студенческой научно-практической конференции «К истории химического инструментария и химико-технологических процессов», проведенной при сотрудничестве химического факультета МГУ и Политехнического музея в декабре 2018 г.
Title:

Chemistry in common things

Summary:
The article presents the author's reflections on the role of chemical experiment in teaching, and the need for disclosure to students of the possibilities of application of their knowledge and skills in practical life.
Title:

Соal chemistry in Russia: condition end prospects

Summary:
The article describes methods of chemical processing of coal: coking, gasification, hydrogenation, as well as new carbon-based materials.
Title:

Teacher communities: problems and prospects

Summary:
Professional self-realization can be achieved through participation in teachers’ communities. It is necessary to perfect new ways of teacher involvement, which would suggest determining the subjects of involvement, principles, key areas and levels of teacher participation in a professional community. In the provision of psycho-social, information and communication, organizational, methodological and legal support social networking communities can be a core element of government and public management.
Title:

Memes in teaching chemistry

Summary:
Recently memes have become an important part of communicative culture in the network environment. They have considerable didactic potential in promoting students’ motivation and creative activity. Memes are useful as tools of self-diagnostics of the level of knowledge and means of generalization and systematization of the material studied.
Title:

The integrated lesson “The Poisoned Soul”

Summary:
The description of the integrated lesson “The Poisoned Soul” is offered. It is based on the discussion of the story “Morphine” by M. A. Bulgakov. The lesson is recommended for the 10th grade and is given when studying the subject “Medicine” on March 1, The International Day against Drug Abuse and Illicit Trafficking.
Title:

Professional development of teachers: creative cooperation of lecturers and students

Summary:
Activities based on creative cooperation of chemistry teachers and the lecturer of advanced training courses promote developing creativity of teachers.
Title:

Factors of success

Summary:
The author’s experience in training students for the Unified State Examination in the field of organic chemistry (the 10th grade) is presented.
Title:

The system of advanced tasks on the subject “Structure of Atom”

Summary:
The standardized sets of test tasks on the subject “Structure of Atom” which help automate control and assessment and establish timely feedback for the subsequent correction of students’ knowledge and abilities are offered.
Title:

On creating and using original case stories

Summary:
The author provides an example of a case story based on materials about the first large-scale use of chemical weapons. Various types of tasks to this text are given.
Title:

Health saving when training school students in a medical hospital

Summary:
The article discusses the use of health saving technologies in teaching chemistry to students who are on long-term treatment in a medical hospital.
Title:

On studying the theory of electrolytic dissociation

Summary:
The article presents a critical analysis of the presentation of the topic “Theory of electrolytic dissociation” in school chemistry textbooks. There is a discrepancy between the points of view of their authors on some issues of the theory of electrolytic dissociation and double displacement reactions. A new approach to the classification of double displacement reactions based on the observed signs of reactions is proposed.
Title:

On social conditionality of studying of natural science at school

Summary:
Nowadays special attention should be paid to the social aspect of studying natural science subjects at school.
Title:

On conducting and evaluating the final project

Summary:
The article discusses the ways of using extracurricular activities of students in the preparation of their individual (pair or group) final projects in chemistry, which allows to form the cognitive interest of students and to prepare them for the state final certification. The article presents the possible forms of final projects in chemistry, the typology of chemical projects, the stages of work on the project, the criteria for assessing the level of formation of skills of project activities.
Title:

Students’ research “Synergy and antagonism of vitamins and minerals”

Summary:
The article describes the concept of vitamin-mineral complexes, synergism and antagonism of vitamins and minerals. The task for the analysis of vitamin-mineral complexes is provided. This study can be used when conducting optional and elective courses.
Title:

Intellectual game “What? Where? When?”

Summary:
The description of an intellectual game 10-graders “Chemistry around Us” is offered. The game helps broaden students’ outlook and stir up their zeal to studies and education.
Title:

Teaching schoolchildren how to use household chemicals safely

Summary:
Students’ project activity aimed at teaching students how to use household chemicals safely is described. The involvement of parents in this activity is required.
Title:

Nanochemistry: experiments in a school laboratory

Summary:
The article describes the laboratory experiments that demonstrate the properties of nanoscale systems obtained on the basis of chemicals and their mixtures used in everyday life: gelatin, milk, liquid crystals. The presented experiments show a change in the properties of systems related to the size of colloidal particles, with the influence of external factors.
Title:

Practice-oriented training in history of chemistry at the Chemical Faculty of Moscow State University

Summary:
The article describes the new educational approach implemented at the Chemical Faculty of Moscow State University in the course of teaching the history of chemistry in 2018. The aim of the project, realized jointly with the Polytechnical Museum, was to stimulate students’ research thinking in solving historical and chemical problems of experimental orientation. The authors discuss the methodology and practice of this “training scheme”.
Title:

On the history of pH-meters

Summary:
The attribution and historical investigation of one of Moscow Polytechnical museum artifacts, Laboratory Instrument LE-pH-6, is described. A brief survey of history of pH-meters is also presented. The article content has been previously presented at student scientific conference «On the history of chemical instrumentation and industrial processes», organized by Chemical Department of Lomonosov Moscow State University and Moscow Polytechnical Museum.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.