Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2019 № 2

Русская версия
English version
Заголовок:

Об использовании дидактических иллюстраций как средства обучения

Спиоск литературы:
  1. 1. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки Российской Федерации. http://fgosreestr.ru/.
  2. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования. https://минобрнауки.рф/документы/.
  3. 3. Миренкова Е. В. Виды и функции иллюстративного материала в процессе обучения // Химия в школе. – 2017. - № 6. - С. 11-17.
  4. 4. Миренкова Е. В. Средства наглядности в организации учебного процесса // Химия в школе. – 2017. - № 8. - С. 7-15.
Аннотация:
Учебники, включённые в Федеральный перечень и допущенные к использованию в общеобразовательных организациях, являются универсальным средством обучения, с помощью которого учитель имеет возможность достичь результатов обучения, предусмотренных требованиями ФГОС и положениями Примерных основных образовательных программ общего образования. Достижению результатов обучения на предметном, метапредметном и личностном уровнях способствует не только текстовый компонент учебников, но и визуальный ряд дидактических иллюстраций, который расширяет возможности познания и восприятия тематической информации, а также служит средством обучения на основе использования универсальных и специфических педагогических технологий.
Заголовок:

Взрыв гремучего газа: кинетика и механизм реакции

Спиоск литературы:
  1. 1. Семёнов Н. Н. Развитие теории цепных реакций и теплового самовоспламенения. — М.: Знание, 1969.
  2. 2. Манелис Г. Б. Химфизики. — Черноголовка: ИПХФ РАН, 2011.
  3. 3. Лаптенков Б. К. Кинетика и механизм процессов горения: Учеб. пособие. — Чебоксары: ЧГУ им. И. Н. Ульянова, 1984.
Аннотация:
В статье представлены основные сведения по химической кинетике цепных разветвлённых реакций, приведены элементарные процессы, протекающие при цепном самовоспламенении смеси водорода с кислородом.
Заголовок:

О методических приёмах формирующего оценивания

Спиоск литературы:
  1. 1. Шаталов М. А. Об оценивании образовательных результатов // Химия в школе. – 2017. - № 1. - С. 13-21.
  2. 2. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. – 2014. - № 1. – С. 171–175.
  3. 3. Пинская М. А. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта». – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
  4. 4. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учебное пособие. – М.: Логос, 2010.
  5. 5. Воронцов А. Б., Цукерман Г. А. Контроль и оценка в учебной деятельности. – М., 2003.
  6. 6. Дзенис А. В. Формирующее оценивание при обучении в стационаре // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 8-11.
  7. 7. Горбенко Н. В. О приёмах формирования навыков смыслового чтения // Химия в школе. – 2018. - № 8. - С. 20-26.
Аннотация:
В работе рассмотрены современные подходы к оцениванию учебных достижений учащихся по химии. Приводится характеристика и особенности использования методических приёмов «Сигналы рукой», «Индекс карточки», «Цветовой индекс» на уроках химии при изучении темы «Простые вещества» в 8 классе.
Заголовок:

Ищем выход…

Аннотация:
Вместо учебников О. С. Габриеляна корпорация «Российский учебник» предлагает две линии УМК по химии: УМК В. В. Лунина и УМК Н. Е. Кузнецовой.
Заголовок:

Качественные задачи как средство повышения познавательного интереса

Спиоск литературы:
  1. Асанова Л. И., Снигирёва Е. М. Контекстные задачи с межпредметным содержанием // Химия в школе. - 2018. - № 2. - с. 14-18.
  2. Павлов И. И. Фантастические сюжеты как контекст химических задач // Химия в школе. - 2018. - № 10. - С. 34-37.
  3. Пильникова Н. Н., Толетова М. К. Использование исследовательских заданий для формирования опыта творческой деятельности // Химия в школе. - 2014. - № 4. - С. 34-36.
Аннотация:
Статья посвящена формированию интереса к химии посредством составления и решения качественных задач, в которых должны содержаться сведения, способствующие повышению познавательного интереса школьников, дополняющие или уточняющие имеющиеся у них знания или затрагивающие их практическую деятельность.
Заголовок:

Система заданий повышенной сложности по теме «Строение атома»

Спиоск литературы:
  1. Дерябина Н. Е. Строение атома. Системно-деятельностный подход к методике преподавания. — ИПО «У Никитских ворот». – М., 2011.
Аннотация:
Предложены стандартизованные наборы тестовых заданий по теме «Строение атома», позволяющие автоматизировать контроль и оценку, установить своевременную обратную связь с целью последующей коррекции знаний и умений учащихся.
Заголовок:

Из опыта развития исследовательской компетенции старшеклассников

Спиоск литературы:
  1. Бережнова Е. В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – С. 327.
  2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта Наука, 2008.
  3. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51-55.
  4. Воронова Т. А. К вопросу о критериях эффективности подготовки педагогов-исследователей в системе университетского многоуровневого педагогического образования // М. Н. Скаткин и современное образование: (Материалы конф.): В 2 т. / Под ред. В. А. Мясникова; Сост. Л. Б. Прокофьев. – М., 2000. – Т.2. – С. 184.
  5. Дранишникова Л. И., Плотникова М. Н. Универсальные методы развития исследовательских умений обучающихся // Химия в школе. – 2018. - № 8. - С. 27-30.
  6. Жаров А. О., Толетова М. К., Борисов А. Н. К методике изучения темы «Коррозия металлов» с использованием исследовательских проектов // Химия в школе. – 2017. - № 8. - С. 55-60.
  7. Нгуен Тхук Тху, Чан Тхи Тхань, Боровских Т. А. Как организовать самостоятельное исследование // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 46-49.
  8. Самойленко Г. Ю., Бондаревич Е. А., Коцюржинская Н. Н. Исследовательский проект экологической направленности // Химия в школе. – 2017. - № 4. - С. 55-57.
Аннотация:
В статье изложены современные педагогические принципы и методики преподавания предмета «Химия», применяемые с целью формирования исследовательской компетентности у учащихся старшей школы. Приведены конкретные примеры организации работы на уроке и внеурочной деятельности для формирования исследовательских навыков у учащихся старшей школы при изучении предметов естественно-научного цикла.
Заголовок:

Из опыта изучения номенклатуры неорганических кислот

Аннотация:
В статье подробно рассмотрена номенклатура различных неорганических кислот, предложены схемы их наименования, представлены задания для самостоятельной работы.
Заголовок:

Организация групповой работы при изучении фосфора и его соединений

Спиоск литературы:
  1. Ефимова Л. В. Организация групповой работы при изучении химической связи // Химия в школе. – 2018. - № 10. - С. 38.
  2. Щукина Т. В. К методике изучения галогенов // Химия в школе. – 2015. - № 4. - С. 45-47.
Аннотация:
В статье представлен конспект урока по теме «Фосфор и его соединения» с использованием работы в сменных группах. Такая форма проведения урока повышает интерес к изучению предмета, позволяет включать в деятельность всех учащихся.
Заголовок:

Урок по теме «Типы химических реакций. Реакции обмена»

Спиоск литературы:
  1. Ахметов М. А., Зорова Е. Ю. Методика изучения реакций ионного обмета: системно-деятельностный подход // Химия в школе. – 2015. - № 10. - С. 3-7.
  2. Коновалова И. М. Урок по теме «Реакции обмена» // Химия в школе. – 2016. - № 4. - С. 11-17.
  3. Миренкова Е. В., Пак М. С. Продуцирование знаний в процессе собственной познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. - № 10. - С. 7-13.
  4. Пономарёва Т. Н.,; Демидов В. А. Как провести урок по теме «Реакции ионного обмена» // Химия в школе. – 2014. - № 1. - С. 33-36.
Аннотация:
Предложена разработка урока изучения нового материала в 8 классе по программе О. С. Габриеляна. Этот материал завершает изучение раздела «Изменения, происходящие с веществами».
Заголовок:

Настольные игры как средство повышения эффективности процесса обучения

Спиоск литературы:
  1. 1. Ruddick K. R, Parryl A. B. An interlocking building block activity in writing formulas of ionic compounds // Journal of Chemical Education, 2012, 89 (11), p. 1436−1438.
  2. 2. Chimeno J. S., Wulfsberg G. P., Sanger M. J., Melton T. J. The Rainbow. Wheel and Rainbow Matrix: Two Effective Tools for Learning Ionic Nomenclature // Journal of Chemical Education, 2006, 83 (4), p. 651−654.
  3. 3. Ryan S., Herrington D. B. Sticky Ions: A Student-Centered Activity Using Magnetic Models to Explore the Dissolving of Ionic Compounds // Journal of Chemical Education, 2014, 91 (6), p. 860−863.
  4. 4. Boyd-Kimball D. Adaptive Instructional Aids for Teaching a Blind Student in a nonmajors College Chemistry Course // Journal of Chemical Education, 2012, 89 (11), p. 1395−1399.
  5. 5. Richard S. S., Hicks O’Dell, Schultz L. D. Elements A Card Game of Chemical Names and Symbols // Journal of Chemical Education, 2008, 85, p. 514−515.
  6. 6. Morris T. A. Go Chemistry: A Card Game To Help Students Learn Chemical Formulas // Journal of Chemical Education, 2011, 88, p. 1397−1399.
  7. 7. Marticke R. Spielend lernen im Chemieunterricht.  Aulis Verlag, 2010, p. 43.
  8. 8. Верховский В. Н. Химическая азбука: Наглядное пособие для всех начинающих изучать химию. - Л.: Образование, 1927.
  9. 9. Телешов С. В. Изобретательская азбука Верховского // Химия: методика преподавания. – 2005. - № 8. – С. 22−34.
Аннотация:
Описано использование учениками бумажных карточек, предназначенных для построения формул ионных соединений и записи уравнений химических реакций. Показано, что в 1927 г. русский методист B. Н. Верховский предложил простой метод повышения эффективности изучения химии. Учащиеся предложили использовать вместо белых цветные бумажные карточки и кости домино. Ученики, которые принимали участие в играх с карточками, получали значительно более высокие отметки, чем ученики, которые не участвовали в играх.
Заголовок:

Игра «Шесть чувств»

Спиоск литературы:
  1. 1. Асанова Л. И. Метапредметные результаты обучения химии: средства достижения и диагностика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vgf.ru/pedagogu/Webinars.aspx
  2. 2. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. — М.: Дрофа, 2008.
  3. 3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа, 2008.
  4. 4. Габриелян О. С. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа, 2014.
  5. 5. Габриелян О. С. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс» — М.: Дрофа, 2011.
  6. 6. Титова И. М. Химия и искусство: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2007.
  7. 7. Шаталов М. А., Кузнецов Н. Е. Достижение метапредметных результатов обучения. — М.: Вентана-Граф, 2012.
Аннотация:
В статье представлено описание внеурочного мероприятия – командной игры для учащихся 9 классов, ориентированной на интеграцию знаний по химии, экологии, биологии, ОБЖ.
Заголовок:

О разработке проектов учащимися начальных классов

Спиоск литературы:
  1. 1. Леенсон И. А. Удивительная химия. — М.: ЭНАС-КНИГА, 2015.
  2. 2. Назарова Т. С, Грабецкий А. А. Химический эксперимент в школе. — М. 1987.
  3. 3. Савина Л. А. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия. — М.: АСТ, 1996.
  4. 4. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. — М.: Дрофа, 2002.
Аннотация:
В статье представлен опыт проектно-исследовательской деятельности учащихся младших классов, как часть знакомства с новым предметом. Приведен вариант объяснения понятий «кислотность среды», описано выполнение работы «Природные индикаторы».
Заголовок:

Учебное исследование гальваностегии и её применения

Спиоск литературы:
  1. Пильникова Н. Н. Индивидуальный проект обучающегося по химии. 10-11 классы: учебно-методическое обеспечение маршрута. — Волгоград: Изд-во «Учитель», 2016.
  2. Ролдугина Е. Н., Поддубецкая Н. Н. Об организации проектно-исследовательской деятельности учащихся // Химия в школе. — 2015. — № 3. — С. 21-24.
Аннотация:
В статье подробно описана методика учебного исследования «Гальваностегия как практическое применение электролиза». Особое внимание уделяется организации экспериментальной части исследования.
Заголовок:

Географическое происхождение названий некоторых химических элементов

Спиоск литературы:
  1. 1. 2019 год провозглашён Международным годом Периодической таблицы химических элементов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  2. https://ru.unesco.org/news/2019-god-provozglashen-mezhdunarodnym-godom-periodicheskoy-tablicy-himicheskih-elementov
  3. 2. Короткова А. В., Потемкина Н. М. Происхождение названий и история открытия химических элементов. Перспективы развития Периодической системы // Актуальные вопросы развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 14 февраля 2014 г.). — С. 206-211.
  4. 3. 4 новых элемента внесли в периодическую таблицу Д. И. Менделеева // Вестник ОНЗ РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://onznews.wdcb.ru/news16/nov16/Page-16.html
  5. 4. Медведев Ю. Н. Новые имена в химии: нихоний, московий, теннессин и оганесон // Химия в школе. – 2016. – № 10. – С. 5-11.
Аннотация:
В статье описана история присвоения названий отдельным химическим элементам по месту их открытия.
Заголовок:

Американский бизнесмен против российского учёногоv

Спиоск литературы:
  1. 1. Slabin U., Krasitski V. For humanization and historicism: How well university students know and what they think about chemical eponyms // Journal of Baltic Science Education. — 2017. — № 2. — Vol. 2. — P. 250-265.
  2. 2. Flinn periodic table [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.flinnsci.com/flinn-periodic-table/vpd0069/
  3. 3. Slabin U. Verkhovsky eponyms in the epoch of educational ethnocentrism // Proceedings of the 2nd International Baltic Symposium on Science and Technology Education (BalticSTE2017). 12-15 June 2017. Šiauliai, Lithuania. — P. 122-124.
  4. 4. Поповский М. А. Управляемая наука. — London: Anchor Press, 1978.
  5. 5. Slabin U. Scientific eponym in educational Universe // Journal of Baltic Science Education. — 2017. — № 2. — Vol. 2. — P. 144-147.
Аннотация:
В статье рассматриваются факторы, способствовавшие разработке, патентованию и распространению в школах и университетах США так называемой периодической таблицы химических элементов Флинна; судьба именного понятия (эпонима) «таблица Менделеева» проиллюстрирована выявленной ранее аналогией в поведении эпонимов и молекул.
Заголовок:

Исследование ароматических кислот на уроках в медицинском классе

Спиоск литературы:
  1. 1. Агрономов А. Е. Избранные главы органической химии. – М.: Химия, 1990.
  2. 2. Беликов В. Г. Учебное пособие по фармацевтической химии. – М.: Медицина, 1979.
  3. 3. Беспалов П. И., Дорофеев М. В., Жилин Д. М., Зимина А. И., Оржековский П. И. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  4. 3. Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. Пер. с немецкого. – Л.: Химия, 1985.
  5. 4. Корчагин М., Головнер В. Н. Синтез этилсалицилата из аспирина // Химия в школе. – 2001. – № 3. – С. 69-70.
  6. 5. Некрасов В. В. Руководство к малому практикуму по органической химии. – М.: Химия, 1975.
  7. 6. Рево А. Я. Практикум по органической химии. Качественные микрохимические реакции. Учебное пособие для медицинских вузов. – М.: Высшая школа, 1971.
Аннотация:
В статье рассматривается изучение химических свойств ароматических кислот и их производных в классах медицинского профиля. Эти кислоты и их производные широко используются в медицинской практике качестве лекарственных препаратов. Предложена методика исследовательского эксперимента, как важнейшего условия организации продуктивной познавательной деятельности учащихся на занятии по химии.
Заголовок:

Химический эксперимент как средство развития критического мышления

Спиоск литературы:
  1. 1. Фан Тхи Луен. Развитие критического мышления учащихся средних школ посредством обучения математических уравнений и неравенств. Кандидатская диссертация. – Вьетнамский образовательный институт, 2008.
  2. 2. Нго Ву Тху Ханг. Воспитание критического мышления учащихся для повышения эффективности общего образования // Научный журнал Ханойского государственного университета: исследования в области образования. – 2018. – Том 34. – № 1. – С. 58-63.
  3. 3. Чинь Ле Хонг Фыонг. Развитие способности критического мышления с помощью метода обучения «проб и ошибок» в обучении химии // Научный журнал Анзангского университета. – 2016. – Том 12 (4). – С. 17-27.
  4. 4. Нгуен Суан Чыонг, Лe Мау Куен, Фам Ван Хоан, Ле Чи Киен. Химия: учебник: 11 класс. – М.: Просвещение, 2016.
  5. 5. Кузнецова Н. Е, Шаталов М. А., Эстрин Э. Р. Проблемное обучение химии: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Киров: Изд-во ВГПУ, 1998.
  6. 6. Нечитайлова Е. В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии // Химия в школе. – 2011. – № 6. – С.12-17.
  7. 7. Чан Тхи Тхань, Боровских Т. А. Химический эксперимент в технологии развитития критического мышления // Химия в школе. – 2017. – № 10. – С.47-50.
Аннотация:
В статье рассмотрены примеры лабораторных опытов по темам «Кислотно-основные свойства. Реакция ионного обмена в растворе» и «Гидролиз солей», применение которых направлено на развитие у учащихся критического мышления.
Title:

On using didactic illustrations as tutorials

Summary:
Textbooks included in the Federal List, and approved for use in general education organizations, are a universal teaching tool with which the teacher has the opportunity to achieve the learning outcomes stipulated by the requirements of the Federal State Educational Standards and the Provisions of the Basic Education Programs of General Education. Not only the textual component of textbooks, but also visual series of didactic illustrations expand the possibilities of cognition and perception of thematic information, and also serves as a means of learning based on the use of universal and specific educational technologies.
Title:

Explosion of oxyhydrogen: kinetics and mechanism of reaction

Summary:
The main data on chemical kinetics of chain branched reactions are presented. The elementary processes occurring in chain spontaneous ignition of the mixture of hydrogen and oxygen are discussed.
Title:

On methods of formative assessment

Summary:
The paper addresses such issues as the organization of modern approaches to the assessment of students' academic achievements in chemistry. The characteristics and features of such methodical techniques as “Hand signals”, “Card index”, “Color index” at chemistry lessons when studying the topic “Elemental substances” in Grade 8 are given.
Title:

Looking for the way out…

Summary:
Instead of textbooks by O. S. Gabriyelyan, The Russian Textbook Corporation offers two tutorial lines in chemistry: textbooks by V. V. Lunin and by N. E. Kuznetsova.
Title:

Qualitative tasks as a means of increasing cognitive interest

Summary:
The article is devoted to formation of interest in chemistry by means of designing and solving qualitative tasks which have to contain the data causing personal interest of the school students, supplementing or specifying their knowledge or affecting their practical activities.
Title:

The system of advanced tasks of the increased on the subject “Structure of Atom”

Summary:
The standardized sets of test tasks on the subject “Structure of Atom” which help automate control and assessment and establish timely feedback for the subsequent correction of students’ knowledge and abilities are offered.
Title:

From experience of developing the research competence of senior students

Summary:
The article presents the modern pedagogical principles and methods of teaching chemistry in order to form research competence of senior students. Specific examples of organizing the work in the classroom and extracurricular activities for the formation of students’ research skills in the field of natural science are given.
Title:

From experience of studying the nomenclature of inorganic acids

Summary:
The nomenclature of various inorganic acids is considered in detail, schemes of naming acids are offered, tasks for independent work are presented.
Title:

The organization of group work when studying phosphorus and its compounds

Summary:
The description of a lesson “Phosphorus and its compounds” with the use of work in small groups is presented in the article. Such form of a lesson increases students’ interest in studying the subject, making all of them take an active part in the educational process.
Title:

Lesson “Types of chemical reactions. Double displacement reactions”.

Summary:
The scenario of a lesson of studying new material in the 8th class according to O.S. Gabriyelyan's program is offered. This material completes studying of the section “The transformations of substances”.
Title:

Use of cards for effective studying chemistry at school

Summary:
An activity in which students use paper cards to build the representations of ionic formulas and chemical reactions is described. This simple and relevant in the modern chemistry teaching method was developed by a Russian teacher V. Verkhovskiy in 1927. Students, using the Verhovskiy’s method, proposed to use colored paper cards instead of white ones. They also suggested using non-paper-based cards, i.e. “domino sticks”. Students, who had participated in the building blocks activity, showed significantly higher post-tests scores than students who had not participated.
Title:

“The six senses” game

Summary:
The description of an extracurricular activity for the 9-graders, the team game focused on integration of knowledge in chemistry, ecology, biology, fundamentals of health and safety, is presented in article.
Title:

On project activity with primary school pupils

Summary:
The article presents the experience of design and research activity of students of primary school, as a part of their acquaintance with a new subject. A variant of explaining the concept of “acidity” is given, and the project “Natural indicators” is described.
Title:

The students’ research of electroplating and its application

Summary:
The authors describe the students’ research «Electroplating as a practical application of electrolysis». Special attention is paid to the organization of the experimental part of the study.
Title:

Geographical origin of names of some chemical elements

Summary:
The article shows the history of the assignment of names to individual chemical elements according to the places where they were discovered.
Title:

American entrepreneur vs. Russian scholar

Summary:
The article considers factors that favored development, patenting, and promotion of so-called Flinn scientific table of chemical elements in US schools and universities; the fate of eponym “Mendeleev table” is illustrated by the prior revealed analogy between behavior of eponyms and molecules.
Title:

Studying aromatic acids at lessons in a medical class

Summary:
The article discusses the study of the chemical properties of aromatic acids and their derivatives in the classes of medical profile. These acids and their derivatives are widely used in medical practice as pharmaceuticals. The technique of a research experiment is proposed as the most important condition for the organization of productive cognitive activity of students in a class in chemistry.
Title:

Chemical experiment as a tool of developing critical thinking

Summary:
Several laboratory experiments related to the themes “Acidic and basic properties. Reactions of double displacement”, “Hydrolysis of salts” and aimed at the development of students’ critical thinking are discussed in the article.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.