Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2019 № 10

Русская версия
English version
Заголовок:

Путешествие по родному краю: мир химических элементов и веществ

Аннотация:
Статья представляет сочинение одного из победителей федерального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019 г.
Заголовок:

Сколько математики нужно в курсе химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Лисичкин Г. В., Гольдфельд М. Г. Постройте график! // Химия и жизнь. – 1970. № 4. - С. 83-88.
  2. 2. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Шипарёва Г. А. Химия: 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Ерёмина и др. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.
  3. 3. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Шипарёва Г. А. Химия: 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Ерёмина и др. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2015.
  4. 4. Габриелян О. С., Асанова Л. И. Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. Углублённый уровень. 11 класс». - М.: Дрофа, 2016.
  5. 5. Гара Н. Н., Ахметов М. А. Химия: 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана Граф, 2013.
  6. 6. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Химия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=EA45D8517ABEB35140D0D83E76F14A41&theme_guid=ee1233059641e311b86b001fc68344c9&groupno=33
  7. 7. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Математика. Профильный уровень [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  8. http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=2ef483029541e311b90c001fc68344c9&proj_guid=AC437B34557F88EA4115D2F374B0A07B
  9. 8. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Математика. Профильный уровень [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  10. http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=AC437B34557F88EA4115D2F374B0A07B&theme_guid=2ef483029541e311b90c001fc68344c9&groupno=41&groupno=43
  11. 9. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Физика [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  12. http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=38d100e29241e311a96a001fc68344c9&proj_guid=BA1F39653304A5B041B656915DC36B38
  13. 10. Ерёмин В. В. Теоретическая и математическая химия для школьников. Подготовка к химическим олимпиадам. – М.: МЦНМО, 2007.
  14. 11. Аналитические материалы по результатам Национальных исследований качества образования по биологии и химии в 10 классах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.wixstatic.com/ugd/1a0110_fd637ba265c348719cd6d4237eb29fa7.pdf
  15. 12. Рособрнадзор выявил серьёзные проблемы в преподавании химии и биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/4831615
Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы, связанные с недостаточной математической подготовкой старшеклассников и влияющие на результаты изучения химии. Приведены примеры заданий по химии, физике и математике, которые иллюстрируют требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, предъявляемые к предметным результатам освоения основной образовательной программы при изучении математики и естественных наук.
Заголовок:

Внимание: ошибочные суждения в курсе химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Чукуров П. М. Гидроксиды меди // Химическая энциклопедия: в 5 т. - Т. 2. - М.: Сов. энцикл., 1990.
  2. 2. ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. Д. Ю. Добротина. – М.: Национальное образование, 2019.
  3. 3. Ксензенко В. И., Стасиневич Д. С. Иод // Химическая энциклопедия: в 5 т. - Т. 2. - М.: Сов. энцикл., 1990 – Т.2. –.
  4. 4. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://in-chemistry.ru/skachat-organicheskaya-himiya-tom-1-reut
  5. 5. Гембицкий П. А. Стирол // Химическая энциклопедия: в 5 т. - Т. 2. - М.: Сов. энцикл., 1990.
  6. 6. Чукуров П. М. Меди оксиды // Химическая энциклопедия: в 5 т. - Т. 2. – М.: Сов. энцикл., 1990.
  7. 7. Иоффе Д. В. Жиры животные // Химическая энциклопедия: в 5 т. - Т. 2. - М.: Сов. энцикл., 1990.
Аннотация:
В статье рассмотрены распространённые в школьном курсе химии ошибочные мнения. Обсуждаются доказательства ошибок, причины их распространения, указывается правильная точка зрения, делаются выводы.
Заголовок:

Практико-ориентированные задачи как средство мотивации учебной деятельности

Спиоск литературы:
  1. 1. Хомякова И. Н. Использование ситуационных задач для достижения метапредметных результатов // Химия в школе. - 2019. - № 9. - С. 32-34.
  2. 2. Ахметов М. А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения // Химия в школе. - 2011. - № 4.- С. 23-27.
  3. 3. Чекмарёва А. М. Использование химических задач в формировании здорового образа жизни // Химия в школе. - 2017. - № 1. - С. 31-39.
  4. 4. Нечаев И. Рассказы об элементах. - М.: Детгиз, 1960.
  5. 5. Бродерсен Г. Г. Производственная техно-химическая рецептура: Справочная книга для техников, химиков и кустарей / Под ред. проф. А. А. Калачёва.- М.-Л.: Государственное издательство, 1931.
Аннотация:
Применение практико-ориентированных заданий позволяет превратить ученика из пассивного объекта педагогического воздействия в активный субъект учебно-познавательной деятельности. В статье раскрыты возможности и особенности применения практико-ориентированных задач для мотивации учебно-познавательной деятельности по химии, предложены практико-ориентированные задачи разных типов.
Заголовок:

О реализации контекстного обучения при подготовке будущих учителей

Спиоск литературы:
  1. 1. Борисевич И. С. Методическая система подготовки будущего учи-теля в процессе контекстного обучения химическим дисциплинам: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. – Минск, 2018.
  2. 2. Борисевич И. С., Аршанский Е. Я. Физическая и коллоидная хи-мия: учеб. пособие / Под ред. Е. Я. Аршанского. – Минск: Аверсэв, 2017.
  3. 3. Шалашова М. М. Развитие профессиональных компетенций учителя-предметника // Химия в школе. – 2019. - № 6. - С. 30-31.
Аннотация:
В статье представлена методическая система контекстного обучения будущих учителей химическим дисциплинам (на примере физической и коллоидной химии) и приведены примеры применения контекстного подхода при изучении общей и неорганической, органической и аналитической химии. Использование предложенного подхода способствует улучшению профессиональной подготовки будущих учителей химии.
Заголовок:

Химические изображения в геральдике городов России

Спиоск литературы:
  1. 1. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. Репринтное воспроизведение издания 1899 г. — М.: Планета, 1990.
  2. 2. Символика регионов России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://geraldika.ru
  3. 3. Лукьянов П. М. Краткая история химической промышленности СССР. — М.: Изд-во АН СССР, 1959.
  4. 4. Из истории мыловарения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.okrugshuya.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=45841
  5. 5. Никитина Н. Шведские тайны русского города. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kashin-grad.ru/ugolok-kraeveda/statya85/
  6. 6. Беленький Е. Ф., Рискин И. В. Химия и технология пигментов. — Ленинград: Госхимиздат, 1949.
Аннотация:
В статье раскрывается химическая составляющая в геральдике городов России. Рассмотрены встречающиеся на гербах городов символические изображения веществ и материалов, отражающих развитие исторических химических промыслов и химической промышленности страны.
Заголовок:

Как мы организуем проектную деятельность

Спиоск литературы:
  1. 1. Кузьмина Т. В. Мини-проекты на уроках // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 11-14.
  2. 2. Мордвинова Н. В. Урок по теме «Многоликий углерод» // Химия в школе. – 2017. - № 1. - С. 28-31.
  3. 3. Самофалова Н. Н. Из опыта организации проектной деятельности // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 55-58.
Аннотация:
Эссе о химическом элементе написано ученицей к 150-летию создания периодического закона и Периодической системы химических элементов. Это результат творческого проекта, реализующего межпредметные связи между химией и литературой, объединяющего химические знания и литературные способности учащегося. Аналогичные проекты могут использоваться как на уроках, так и во внеурочной деятельности по химии.
Заголовок:

О таблицах растворимости неорганических и органических веществ

Спиоск литературы:
  1. 1. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Под. ред. проф. Н. Е. Кузьменко и акад. РАН В. В. Лунина. – М.: Дрофа, 2012.
  2. 2. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
  3. 3. Дроздов А. А., Зломанов В. П., Мазо Г. Н., Спиридонов Ф. М. Неорганическая химия: В 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. - Т. 2: Химия непереходных элементов: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004.
  4. 4. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химические свойства неорганических веществ: учеб. пособие для вузов ; Под ред. Р. А. Лидина. – М.: Химия, 2000.
  5. 5. Коган В. Б., Фридман В. М., Кафаров В. В. Справочник по растворимости. Т. 1. Бинарные системы. Книга первая. – М. – Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1961.
  6. 6. Лукьянова Л. А. Готовность учителей к организации исследовательской деятельности школьников // Вестник ЧГПУ им И. Я. Яковлева. – 2016. - № 1 (89). – С. 122-130.
  7. 7. Лебедева О. В. Формирование методической компетентности учителя в области организации исследовательской деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2010. - № 5 (2). – С. 403-406.
  8. 8. Коган В. Б., Фридман В. М., Кафаров В. В. Справочник по растворимости. Т. 1. Бинарные системы. Книга вторая. – М. – Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1962.
  9. 9. Справочник химика. Основные свойства неорганических и органических соединений. Изд. 3-е испр. Т. 2. / Под ред. Б. П. Никольского. Л.: Химия, 1971.
Аннотация:
Таблица растворимости – важное справочное средство, используемое при обучении химии в школе. В отличие от других справочных материалов, таблицы растворимости из различных источников зачастую могут содержать противоречивые данные о растворимости. В статье приводятся некоторые противоречия, которые часто встречаются в таблицах растворимости неорганических веществ, а также предлагается вниманию читателей вариант реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся, заключающийся в составлении таблицы растворимости органических кислот и их солей в воде.
Заголовок:

Об использовании в учебном процессе элементов исследования

Спиоск литературы:
  1. 1. Аббасов В. М. и др. Химия: учебник для 7-11 классов общеобразовательных школ. - Баку, 2019.
  2. 2. Байбакова Ю. А. Из опыта проведения урока-исследования // Химия в школе. – 2017. - № 4. - С. 32-35.
  3. 3. Дранишникова Л. И., Плотникова М. Н. Универсальные методы развития исследовательских умений обучающихся // Химия в школе. – 2018. - № 8. - С. 27-30.
  4. 4. Общая методика обучения химии: пособие для учителей / под ред. Л. А. Цветкова. – М., 1981.
  5. 5. Тагиев Т. И. Методика преподавания химии: ч. 1-2. - Баку, 2014-2015.
Аннотация:
В результате исследования установлено, что систематическое применение элементов исследования на уроках способствует не только умственному развитию, но и формированию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, творческие способности.
Заголовок:

Решение задач с буквенными обозначениями

Спиоск литературы:
  1. 1. Злотников Э. Г. Решение задач по стехиометрической схеме // Химия в школе. – 2012. - № 5. – С. 37-41.
  2. 2. Злотников Э. Г. Решение стандартных задач нестандартным способом // Химия в школе. – 2011. - № 2. – С. 42-46.
  3. 3. Жукова Н. И. Основные подходы к решению расчётных задач // Химия в школе. – 2017. - № 6. - С. 41-42.
Аннотация:
В статье приводятся тексты задач с буквенными обозначениями, а иногда даже и без буквенных обозначений, но с запросом цифрового ответа. Приведены подробные решения этих задач на основе ранее опубликованных приёмов.
Заголовок:

Эти нелюбимые задачи на «избыток-недостаток»

Аннотация:
Задачи, в условии которых указано избыточное количество одного из реагентов, вызывают у обучающихся затруднения. Автор делится приёмами обучения решению таких задач.
Заголовок:

Фонд Андрея Мельниченко: методические мастер-сессии для учителей

Аннотация:
Заголовок:

Прогнозирование продуктов ОВР

Аннотация:
Статья посвящена совершенствованию умений прогнозировать продукты ОВР при выполнении выпускниками задания № 30 ЕГЭ по химии.
Заголовок:

Окислительно-восстановительные реакции, степень окисления, восстановитель, окислитель, прогнозирование, продукты реакции.

Спиоск литературы:
  1. 1. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. Учебник. — СПб.: Лань, 2014.
  2. 2. Веколова В. В. К изучению ОВР в курсе неорганической химии // Химия в школе. — 2018. — № 10. — С. 44-46.
  3. 3. Шульчус A. О взаимодействии металлов с кислотами. // Химия в школе. —2018. — № 2. — С. 39-42.
Аннотация:
Заголовок:

Физико-химические методы исследования состава биологических объектов

Спиоск литературы:
  1. 1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 (в редакции от 29.06.2017).
  2. 2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования — Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з).
  3. 3. Северина Е. С. Биохимия: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — С. 592-597.
  4. 4. Дроздова Т. М., Влощинский П. Е., Позняковский В. М. Физиология питания: Учебник. — М.: ДеЛи плюс, 2012.
  5. 5. Lowry O. H. et al. Protein Measurement with the Folin Phenol Reagent // Journal of Biological Chemistry. — 1952. — Vol. 193. — P. 265-275.
  6. 6. Bradford M. M. A Rapid and Sensitive Method for the Quantitation of Microgram Quantities of Protein Utilizing the Principle of Protein-Dye Binding // Anal. Biochem. — 1976. — Vol. 72. — P. 248-254.
  7. 7. Биссвангер Х. Практическая энзимология. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — С. 182-184.
  8. 8. Воскресенская О. Л., Алябышева Е. А., Половникова М. Г. Большой практикум по биоэкологии. Учебное пособие. Часть 1. — Йошкар-Ола: Мар.ГУ, 2006.
Аннотация:
В статье рассматриваются спектрофотометрические и колориметрические методы исследования белковых молекул, имеющие многолетнюю историю и широко используемые в лабораторной практике. Но существует ряд принципиальных моментов, которые следует учитывать при выборе метода, и это позволит определять содержание белка с высокой степенью чувствительности и надёжности. Приведены также описания научно-исследовательского проекта с примерными расчётами и калибровочными графиками содержания белка в растворе для дальнейшего использования в проектной деятельности учащихся старших классов.
Заголовок:

Исследовательский проект «Определение содержания нитратов в овощах»

Спиоск литературы:
  1. 1. Ляндзберг А. Р., Ашик Е. В., Кокорева А. В. Экологическая химия: дополнительные материалы к урокам // Химия в школе. — № 9. — 2015. — С. 18-22.
  2. 2. Миронов А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический. — Волгоград: Учитель, 2019.
  3. 3. Нечаева Г. А. Элементы экологического мониторинга на уроках // Химия в школе. — 2015. — № 9. — С. 52-57.
  4. 4. Самойленко Г. Ю., Бондаревич Е. А., Коцюржинская Н. Н. Исследовательский проект экологической направленности // Химия в школе. — 2017. — № 4. — С. 55-57.
  5. 5. Алексеенко А. А., Баян Е. М., Сажнева Т. В. Эколого-химическая характеристика родников: исследовательская работа // Химия в школе. — 2014. — № 1. — С. 70-73.
Аннотация:
Курс химии средней школы обладает большим потенциалом для экологического воспитания и формирования экологической культуры учащихся. В статье предложено описание учебно-исследовательского проекта по определению содержания нитратов в различных овощах (картофель, морковь и т.д.).
Заголовок:

Из опыта работы предметной школы «Юный химик»

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/
  2. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое обра-зование (с двумя профилями подготовки). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2018/03/16/minobr-prikaz-125-site-dok.html
  3. 3. Короткова А. В. Лабораторный практикум по био-логической химии для студентов фармацевтического факультета. Учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий студентов фармацевтического факультета по биологической химии. — ГГТУ, 2015.
  4. 4. Биохимия: Учебник. Под ред. чл.-корр. РАН. проф. Е. С. Северина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
Аннотация:
В статье приводятся пример занятия в предметной школе по химии для учащихся 10-11 классов по теме «Цветные реакции на белки и аминокислоты». Предложена техника и методика учебного эксперимента по данной теме.
Заголовок:

Естественно-научный эксперимент в организации работы с младшими школьниками

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2011.
  2. 2. Мычко Е. И., Павлютенко А. И. Исследовательская активность младшего школьника в контексте требований современного образования. Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования / Под ред. Е. А. Левановой. — Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта. — 2015. — Вып. 35. — С. 38-41.
  3. 3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
  4. 4. Комплект лабораторного оборудования Cornelsen Experimenta. Тепловые явления. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/Hjqin
  5. 5. Комплект лабораторного оборудования Mekruphy GMBH. Тепловые явления. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mekruphy.de/waerme-1.html
Аннотация:
В статье раскрываются дидактические и методологические особенности естественнонаучного эксперимента в системе начального общего образования. Устанавливается роль эксперимента в качестве метода исследовательской деятельности в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Заголовок:

Качественные реакции в учебно-исследовательской деятельности

Спиоск литературы:
  1. 1. Бирюкова Е. Г., Савин Г. А. Исследовательские опыты с соединениями железа(III) // Химия в школе. – 2018. - № 3. – С. 41-44.
  2. 2. Самофалова И. А., Рогизная Ю. А. Лабораторно-практические занятия по химическому анализу почв: учебное пособие. — Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2013.
  3. 3. Прожорина Т. И., Затулей Е. Д. Лабораторный практикум для вузов. В 2 ч. — Воронеж, Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2009.
  4. 4. Пустовит С. О. Экспресс-анализ объектов окружающей среды: формирование познавательных умений учащихся // Химия в школе. – 2017. - № 9. – С. 49-52.
Аннотация:
В статье дано описание эксперимента по приготовлению почвенной вытяжки и проведению качественных реакций на катионы и анионы. Данный эксперимент рекомендуется для начальной стадии организации учебно-исследовательской работы по химии.
Заголовок:

Роман инженера Толстого

Спиоск литературы:
  1. 1. Rutherford E. Radio-activity. Cambridge, 1905.
  2. 2. Данин Д. С. Резерфорд. — М.: Молодая гвардия, 1966.
  3. 3. Аксёнов Г. П. Вернадский. — М.: Молодая гвардия, 2010.
  4. 4. Толстой А. Н. Гиперболоид инженера Гарина. — Махачкала, Дагестанское кн. изд-во, 1970.
  5. 5. Свердлов М. Как читать А. Н. Толстого? [Электрон-ный ресурс]. — Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=199900401
  6. 6. Толстой А. Н. Аэлита. Союз пяти. — Ростов-на-Дону, Кн. изд-во, 1981.
  7. 7. Гаврилов В. П. Путешествия в прошлое Земли. — М.: Недра, 1987.
  8. 8. Герасимов В. Писатели и наука. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=199900701
Аннотация:
В статье даётся представление о геохимической модели внутреннего строения Земли и её отражении в научно-фантастической литературе.
Title:

Traveling round the native land: the world of chemical elements and substances

Summary:
One of the winners of the All-Russian contest of essays–2019 is presenting her essay.
Title:

How much math is necessary for the school course of chemistry?

Summary:
The article deals with the problems that arise in students, which are associated with insufficient mathematical training and affect studying chemistry. The author provides examples of tasks in chemistry, physics and mathematics, which illustrate the requirements of the Federal state educational standard of basic General education and the Federal state educational standard of secondary (complete) General education.
Title:

Attention: misconceptions in high school chemistry

Summary:
The article deals with common misconceptions in the school chemistry course. The most typical errors and their reasons are discussed, the correct point of view is specified, and conclusions are drawn.
Title:

Practice-oriented tasks as a means of motivation of educational-cognitive activity

Summary:
The use of practice-oriented tasks allows turning a student from a passive object of pedagogical influence into an active subject of educational and cognitive activity. The article reveals the possibilities and features of the use of practice-oriented tasks for motivation of educational and cognitive activity in chemistry, the author proposes practice-oriented tasks of different types.
Title:

On context-based teaching for future teachers

Summary:
The article presents a methodological system for the context-based teaching of future teachers in chemical disciplines (considering physical and colloid chemistry) and examples of applying the context-based approach to the study of general and inorganic chemistry, organic chemistry, and analytical chemistry. Using the proposed approach helps improve the professional training of future chemistry teachers.
Title:

Chemical images in heraldry of Russian cities

Summary:
The article reveals the chemical component in the heraldry of Russian cities. The symbolic images of substances and materials occurring on the emblems of cities reflecting the development of the historical chemical industries and the chemical industry of the country are examined.
Title:

Our organizing students’ project activity

Summary:
The essay presented in the paper was written by a student as a result of a creative project devoted to the 150th anniversary of the creation of the Periodic Law and the Periodic System and realizing interdisciplinary connections of chemistry and literature. Similar projects will be useful in class as well as in students’ extracurricular activity.
Title:

Solubility Tables of inorganic and organic substances

Summary:
The solubility table is an important reference tool used in teaching chemistry at school. Unlike other reference materials, solubility tables from different sources can often contain conflicting solubility data. The article presents some contradictions that are often found in the solubility tables of inorganic substances, and also offers to the readers the option of implementing the design and research activities of students, which consists in compiling a table of solubility of organic acids and their salts in water.
Title:

On using research elements in teaching chemistry

Summary:
The results of the study show that the systematic use of elements of research in the classroom contributes not only to mental education, but also to the development of such aspects of the personality as autonomy, initiative, creativity.
Title:

Solving problems with letter designations

Summary:
The article presents the tasks with letter notation, and sometimes even without letter notation, but with a request for a numerical answer. Detailed solutions of these problems on the basis of previously published methods are given.
Title:

These unloved tasks on “excess or lack” of reactants

Summary:
Tasks in which an excess of one of the reagents is indicated cause difficulties for students. The author shares teaching methods for solving such problems.
Title:

The Andrey Melnichenko foundation: methodical master sessions for teachers

Summary:
A brief review informs the readers about methodical master sessions for chemistry and physics teachers, organized in Kemerovo, Nevinnomysk and Novomoskovsk by Andrei Melnickenko Foundation with the support of the Chemistry at School journal, the Department of Education and Science of the Kemerovo Region and the Departments of Education of the Administrations of Nevinnomysk and Novomoskovsk.
Title:

Predicting products of redox reactions

Summary:
The article is devoted to improving students’ ability to predict the products of redox reactions while doing Task 30 in the Uniform State Exam in chemistry.
Title:

Physical and chemical methods of research into the composition of biological objects

Summary:
The article explores the spectrophotometric and colorimetric methods for studying protein molecules, which have a long history and are widely used in laboratory practice. But there are a number of fundamental points that should be considered when choosing a method, so this will allow determining the protein content with a high degree of sensitivity and reliability. The research project descriptions with approximate calculations and calibration graphs of the protein content in the solution for further use in the high school students’ project activities are also given.
Title:

Research project “Determination of nitrate content in vegetables”

Summary:
The chemistry course of secondary school has a great potential for ecological education and formation of students’ ecological culture. The article proposes a description of a students’ research project to determine the content of nitrates in various vegetables (potatoes, carrots, etc.).
Title:

From the experience of work of the subject school “Young chemist”

Summary:
The article gives an example of a class in subject school in chemistry for students in grades 10-11 on the topic “Color reactions to identify proteins and amino acids”. The technique of training experiment on this topic is proposed.
Title:

Science experiment in organizing classes for primary school students

Summary:
The paper reveals and discusses methodological and didactic features of science projects in primary education. The role of experiment as a research activity method in the context of Federal State Educational Standards for Primary General Education requirements is being established.
Title:

Characteristic reactions in students’ research activity

Summary:
The article describes the experiment on preparation of soil extract and carrying out qualitative reactions to identify cations and anions. This experiment is recommended for the initial stage of organizing students’ research work in chemistry.
Title:

The Novel by engineer Tolstoy

Summary:
The idea of the geochemical model of the internal structure of the Earth and its reflection in the science fiction literature is given.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.