Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2019 № 1

Русская версия
English version
Заголовок:

О создании индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников

Спиоск литературы:
  1. 1. Днепров Э. Д., Аркадьев А. Г. Сборник нормативных документов. Химия. - М.: Дрофа, 2007.
  2. 2. Якунина И. И. Из опыта использования личностно ориентированных технологий обучения // Химия в школе. — 2017. — № 8. — С. 19–22.
  3. 3. Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении. – Казань. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kazanоbr.ru/nоdе/78 (дата обращения: 09.03.2018).
  4. 4. Анкушева Н. П. Проблемное обучение как средство повышения учебной мотивации // Химия в школе. — 2014. — № 4. — С. 37–39.
  5. 5. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М.: Просвещение, 2012.
Аннотация:
В статье рассматривается необходимость внедрения в образовательный процесс школы элективных курсов по химии как индивидуальных образовательных маршрутов на старшей ступени обучения школьников. Описаны методические рекомендации к проведению занятий элективных курсов по химии в разных формах, а также описано, как активизировать мыслительную деятельность учащихся на занятиях.
Заголовок:

Угольная энергетика России

Спиоск литературы:
  1. 1. Итоговое заседание расширенной Коллегии Минэнерго России. 06.04.2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://energybase.ru/
  2. 2. Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// rg.ru/ 2014/06/27/ ugol-site-dok.html
  3. 3. Плакиткина Л.С. Кузнецкий угольный бассейн: состояние в 2015 г. и перспективы развития добычи угля в период до 2035 г. // Уголь Кузбасса. — 2016. — № 01. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uk42.ru/index.php?id=2667.
  4. 4. О перспективах добычи в России угольного газа, перспективный газ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/ production/extraction/metan/
  5. 5. Усольцева И.О., Передерин Ю.В., Крайденко Р.И. Обогащение углей: современное состояние технологий // Ползуновский вестник. — 2017. — № 3. — С. 131-136.
  6. 6. ГОСТ Р 54204-2010 Ресурсосбережение. Каменные и бурые угли. Наилучшие доступные технологии сжигания.
  7. 7. Бурдуков А.П. и др. Использование механоактивированных углей микропомола в энергетике // Ползуновский вестник. — 2010. — № 1. — С. 93-98.
  8. 8. Долинский А.А., Халатов А.А. Водоугольное топливо: перспективы использования в теплоэнергетике и жилищно-коммунальном секторе // Ком-мунальная и промышленная теплоэнергетика. — 2007. — № 5. — С. 70-79.
  9. 9. Промтов М.А. Перспективы применения кавитационных технологий для интенсификации химико-технологических процессов // Вестник ТГТУ. — 2008. — Т. 14. — № 4. — С. 861-869.
  10. 10. Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1984.
  11. 11. Исламов С. В топку с пользой. Уголь не навредит природе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rg.ru/gazeta/rg-spec/2016/12/22/2.html
  12. 12. OOO «Термококс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: termokoks.ru
Аннотация:
В статье рассмотрены современные способы добычи и обогащения угля, классические и отечественные технологии его использования в теплоэнергетике.
Заголовок:

О способах получения водорода

Спиоск литературы:
  1. 1. Осадченко И.М. Основные направления развития способов получения газообразного водорода, его свойства и применение // Альманах-2017. – Волгоград: Изд. ВолГУ, 2017. — С. 135-144.
  2. 2. Тунгусова Л.И. и др. Сравнительные оценки различных методов гидролизного получения водорода // Химическая промышленность. — 2003. — Т. 80 — № 9 — С. 14-18.
Аннотация:
В статье приведены сведения о различных методах получения водорода, используемых в лаборатории и в промышленности.
Заголовок:

О реализации метапредметного подхода при обучении химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Баринова Е. А. Метапредметный подход в образовании и метапредметные навыки // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 8. – С. 9 – 14.
  2. 2. Хуторской А. В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование. – 2013. – № 4. – С. 157–171.
  3. 3. Кононенко Л. В., Самбурова Е. В., Юнусов Х. Б. Метапредметность: опыт, реализуемый в жизни // Химия в школе. – 2018. - № 5. - С. 50-54.
  4. 4. Прокудина Ю. А. Концептуальные подходы к формированию метапредметных знаний старшеклассников в условиях профильного обучения // Вестник Университета Российской академии образования. – 2012. – № 1. – С. 35–37.
  5. 5. Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001.
  6. 6. Панькина В. В., Жукова Н. В., Синичкин Д. Е. Формирование исследовательских умений у учащихся 9-х классов на уроках химии // Перспективы науки и образования. – №2 (32). - 2018. – С. 129-133. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/
  7. 7. Каверина А. А. Содержание курса химии: подходы к определению соотношения теории и фактов // Химия в школе. – 2017. - № 10. - С. 11-18.
Аннотация:
Авторы статьи указывают на необходимость использования метапредметного подхода при изучении химии. На основе анализа литературы представлены структура и содержание метапредметов «Знание» и «Знак». С использованием обозначенных категорий рассматривается учебно-познавательная деятельность учащихся на уроках химии при изучении темы «Оксиды».
Заголовок:

Учим выпускников размышлять

Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые типичные ошибки выпускников при выполнении заданий ЕГЭ по химии, причины этих ошибок и способы их профилактики.
Заголовок:

О формировании навыков смыслового чтения

Спиоск литературы:
  1. 1. Асанова Л.И., Снигирёва Е.М. Формирование навыков смыслового чтения при решении ситуационных задач // Химия в школе. — 2016. — № 9. — С. 10-14.
  2. 2. Горбенко Н. В. О приёмах формирования навыков смыслового чтения // Химия в школе. — 2018. — № 8. — С. 20–26.
  3. 3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. — М.: Дрофа, 2012.
  4. 4. Мёртвое море / Энциклопедия Кругосвет: Универсальная научно-популярная энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/MERTVOE_MORE.html
  5. 5. Лопатина А.Б. Особенности химического состава Мёртвого моря и свойства комплекса DN-1 // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 11-2. — С. 149-152.
  6. 6. Мёртвое море умирает вновь / Энциклопедия Кругосвет: Универсальная научно-популярная энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/strany-mira/mertvoe-more-umiraet-vnov
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности развития навыков смыслового чтения при работе с химическими текстами. В качестве примера автор приводит короткий текст о Мёртвом море и разнообразные учебные задания на основе данного текста.
Заголовок:

Развитие регулятивных умений для повышения качества химических знаний

Спиоск литературы:
  1. 1. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). – М.: Когито-Центр, 2004.
  2. 2. Seyhan S. G. Effects of self-regulatory strategy on prospective teachers’ chemistry self-efficacy according to class level and gender // Journal of Education and Training Studies. – 2016. – Vol. 4. – № 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dx.doi.org/10.11114/jets.v4i3.1213
  3. 3. Кортунов Г.М., Боровских Т.А. Как определить сформированность регулятивных УУД // Химия в школе. – 2017. – № 6. – С. 18-21.
  4. 4. Кортунов Г.М., Боровских Т.А. Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2018. – № 5. – С. 9-12.
Аннотация:
В статье дано краткое описание методики развития саморегуляции учебной деятельности учащихся при освоении школьного курса химии. Приведены примеры заданий с предметным содержанием, ориентированных также на оценку регулятивных умений.
Заголовок:

Об организации учебно-исследовательской деятельности

Спиоск литературы:
  1. 1. Дранишникова Л. И., Плотникова М. Н. Универсальные методы развития исследовательских умений обучающихся // Химия в школе. - 2018. - № 8. - С. 27-30.
  2. 2. Миронова А. М. Исследовательская деятельность как способ развития интеллектуально одарённых школьников // Вестник ТГПУ. – 2016. - № 12 (177). – С. 28-32.
  3. 3. Ушаков А. А. Развитие исследовательской компетентности учащихся профильной школы как личностно-осмысленного опыта осуществления учебно-исследовательской деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2008. - № 5. – С. 123-126.
  4. 4. Паршутина Л. А. Формирование естественно-научной грамотности учащихся в процессе организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. - № 2. – Т. 1. – С. 58-64.
  5. 5. Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. - № 42. – С. 30-35.
  6. 6. Семёнова Е. А. Возможности школьной естественно-научной лаборатории для организации исследовательской деятельности // Химия в школе. – 2017. - № 1. - С. 60-64.
  7. 7. Галахова О. Б. Исследовательская деятельность учащихся в условиях дополнительного образования // Химия в школе. – 2017. - № 7. - С. 70-74.
Аннотация:
Учебно-исследовательская деятельность в школе – один из эффективных инновационных способов обучения, дающий хорошие результаты как в плане мотивации учащихся, так и в плане развития их исследовательских навыков, исследовательского поведения личности в целом. В статье описаны дидактические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности по таким видам, как проектная, проектно-исследовательская, исследовательская. Приводятся цели и образовательные результаты по каждому виду учебно-исследовательской деятельности, их сходства и различия.
Заголовок:

Из опыта изучения комплексных соединений

Спиоск литературы:
  1. Бабков А. В., Доброхотов Д. А., Попков В. А. Комплексные соединения с полидентатными лигандами // Химия в школе. – 2017. - № 5. - С. 4-7.
  2. Дубцова Ю. Ю., Дубинин Ю. В. Химический практикум как элемент профильного естественно-научного образования // Химия в школе. – 2017. -. № 2. - С. 51-53.
  3. Медведев Ю. Н., Исайчев М. В. Изополисоединения в современной координационной химии // Химия в школе. – 2017. - № 6. - С. 4-10.
Аннотация:
Автор предлагает разработку трёх уроков по данной теме. Приведено содержание лекции, задания для закрепления материала и методика проведения опытов по получению комплексных соединений.
Заголовок:

Расчётные задачи: химические превращения в газовых смесях

Спиоск литературы:
  1. Врублевский А. И. Тренажёр по химии. - Минск: Красико-Принт, 2009.
  2. Дерябина Н. Е., Молчанова Г. Н. Нестандартные решения стандартных задач // Химия в школе. – 2016. - № 9. – С. 25-32.
  3. Дерябина Н. Е. Сравнительный анализ способов решения расчётных задач // Химия в школе. – 2016. - № 10. – С. 33-38.
Аннотация:
В статье рассмотрена методика решения задач на химические превращения в газовых смесях, обозначены основные ошибки, возникающие в ходе решения, а также даны рекомендации, которые позволяют упростить решение задач. На конкретных примерах рассмотрены типовые задачи, в ходе описания которых можно отследить логику решения.
Заголовок:

Формирование элементов медицинских знаний при обучении химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Аббасов В. М. и др. Химия: учебник для 7 класса общеобразовательных школ. - Баку, 2017.
  2. 2. Тагиев Т. И. Использование основ медицинских знаний при изучении химии // Химия в школе. – 2017. - № 2. - С. 8-00.
  3. 3. Тагиев Т. И. Методика преподавания химии: Учебник для студентов. - Баку, 2014.
Аннотация:
В результате проведённых исследований установлено, что на уроках химии в общеобразовательных школах возможно осуществлять обобщение медицинских знаний.
Заголовок:

О системе домашних заданий с использованием Интернета

Спиоск литературы:
  1. Городенская А. С. Развитие познавательной активности при работе в информационной среде // Химия в школе. — 2018. — № 5. — С. 21–23.
  2. Нечитайлова Е. В. Интернет как средство обучения: проблемы и перспективы // Химия в школе. — 2018. — № 7. — С. 18–??.
  3. Пухальская Н. В., Шерман М. М. Дистанционный межшкольный исследовательский проект // Химия в школе. — 2017. — № 7. — С. 74–79.
Аннотация:
Статья посвящена проблеме выполнения учащимися домашних заданий по химии. Показана важность самостоятельного выполнения домашних заданий не только для успешного освоения предмета, но и для развития познавательной активности школьника. Представлены способы повышения интереса к домашней работе по химии и вовлечения всех учащихся в активную, самостоятельную познавательную деятельность.
Заголовок:

О квантово-химических моделях атомов и молекул

Спиоск литературы:
  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: «Лабиринт», 1999.
  2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: «Смысл», 2000.
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: «Альянс «Дельта», 2003.
  4. Прокофьев В.Ф. Человек — управляемый биокомпьютер? // Вестник международной академии наук (русская секция). — 2008. — №1. — С. 1-21.
  5. Яблоков В.А., Захарова О.М. Системная организация содержания обучения химии // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. —2016. — № 5(23). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3174.
  6. Яблоков В.А., Захарова О.М. Квантово-химические модели атомов и молекул // Universum: Психология и образование: научный журнал. — 2017. — №5 (35). — С. 20-26.
Аннотация:
В статье рассматриваются квантово-химические модели атомов, молекул, позволяющие понять сущность химических превращений вещества на атомном и молекулярном уровне его организации.
Заголовок:

Исследование средств для бритья на занятиях элективного курса

Спиоск литературы:
  1. 1. Алёхина Е.А. Изучение состава и определение качества губных помад // Химия в школе, – 2010, – № 1. – С. 52-59.
  2. 2. Алёхина Е.А. Исследование парфюмерно-косметической продукции на занятиях элективного курса по химии // Химия в школе. – 2018. – № 8. – С. 51-58.
  3. 3. ГОСТ 31692-2012. Продукция косметическая для бритья. Общие технические условия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200098758.
  4. 4. ГОСТ 28303-89. Изделия парфюмерно-косметические. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200008312.
  5. 5. ГОСТ 29188.2-91. Изделия косметические. Метод определения водородного показателя, рН. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/1200022365.
Аннотация:
В статье представлены материалы для организации учебного исследования косметической продукции для бритья. Теоретические сведения включают описание классификации, органолептических и физико-химических показателей средств для бритья. Экспериментальная часть содержит методики изучения упаковок, органолептического исследования, обнаружения некоторых компонентов (непредельные карбоновые кислоты, глицерин, этанол), количественного определения показателей качества (водородный показатель (рН), пенное число и устойчивость пены, плотность масел для бритья).
Заголовок:

Исследуем качество мёда

Спиоск литературы:
  1. 1. ГОСТ 19792-2017. Мёд натуральный. Технические условия.
  2. 2. ГОСТ25629-2014. Пчеловодство. Термины и определения.
  3. 3. Захарова Н.И. Советы покупателю при выборе мёда. – М.: Просвещение, 2004.
  4. 4. Чепурной И.П. Заготовка и переработка мёда. – М.: Агропромиздат, 1987.
  5. 5. Солодова Н.И., Волкова Н.А., Волков В.Н. Как определить качество мёда // Химия в школе. – 2001. – № 2. – С. 64–68.
  6. 6. ГОСТ 31774-2012. Мёд. Рефрактометрический метод определения воды.
  7. 7. Микеладзе И.П. Исследование качества мёда // Химия в школе. – 2013. – № 1. – С. 54-59.
  8. 8. ГОСТ 31770-2012. Мёд. Метод определения электропроводности (с поправкой).
  9. 9. ГОСТ Р 54386-2011 Мёд. Методы определения активности сахаразы, диастазного числа, нерастворимого вещества.
  10. 10. ГОСТ 32167-2013. Мёд. Метод определения сахаров.
Аннотация:
В статье предложен материал для организации исследовательской деятельности школьников. Авторы описывают исследование органолептических и некоторых физико-химических свойств мёда с целью оценки качества этого полезного пищевого продукта.
Заголовок:

Периодический закон: история и современность

Спиоск литературы:
  1. 1. Менделеев Д. И. Основы химии. Изд.13-е (5-е посмертное). – М.- Л.: Гос. научно-техническое издательство химической литературы, 1947. – Т. 2 – С. 80.
  2. 2. Менделеев Д. И. Основы химии. 8-е издание, вновь исправленное и дополненное, – СПб., Типо-литография М. П. Фроловой, 1906.
  3. 3. Баринов С. М. и др. Толковый словарь по химии и химической технологии. Основные термины. // Под ред. Ю. А. Лебедева. – М.: Русский язык, 1987. – С. 478.
  4. 4. Anderson C. D. The positive electron // Phys. Rev. – 1933. – Vol. 43. – P. 491.
  5. 5. Chamberlain O. et al. Observation of Antiprotons // Phys. Rev. – 1955. – Vol.100. – P.947.
  6. 6. Грушина А. Антиводород: новая эра экспериментов с антиматерией // Наука и жизнь. – 2017. – №1.
  7. 7. Ahmadi M. et al. Observation of the 1S–2S transition in trapped antihydrogen // Nature. – 2017. – Vol. 541. – Pp. 506-510.
Аннотация:
Статья посвящена 150-летию открытия Д.И. Менделеевым периодического закона. Подробно рассмотрены история открытия, три периода в изучении периодичности, современное понимание периодического закона.
Title:

About creating students’ individual educational routes

Summary:
The article discusses the need for introducing into the school educational process elective courses in chemistry as individual educational routes at the high stage of school education. Methodical recommendations for conducting classes in elective courses in chemistry in various forms and ways of activating mental activity of students in the classroom are described.
Title:

Coal energetics of Russia

Summary:
The article describes modern methods of mining and concentration of coal, classical end home industry technologies of its use in heat-power engineering.
Title:

On methods of obtaining hydrogen

Summary:
The material about various methods of obtaining hydrogen used in laboratory and in the industry is provided.
Title:

On the realization of interdisciplinary approach to learning chemistry

Summary:
The authors of the article show the importance of using meta-subject approach in studying chemistry. On the basis of the literature analysis the structure and content of meta-subjects “Knowledge” and “Sign” are presented. With the use of these categories, educational and cognitive activity of students in chemistry lessons on the theme “Oxides” is considered.
Title:

Teaching graduates to think

Summary:
The article deals with some typical mistakes made by school graduates while solving chemistry problems in the Russian State exam. We discuss the causes and the ways to prevent such mistakes.
Title:

About forming skills of meaningful reading

Summary:
The article deals with the development of skills of meaningful reading while working with texts in chemistry. As an example the author provides a short text about the Dead Sea and various educational tasks based on this text.
Title:

Developing students’ regulatory abilities for improving the quality of chemical knowledge

Summary:
A short description of a technique of development of students’ self-regulation in studying chemistry at school is given. Examples of the tasks in chemistry which allow assessing students’ regulatory abilities are offered.
Title:

About organizing educational research activities

Summary:
The educational and research activity of schoolchildren is one of the most effective innovative methods of teaching which gives good results both in terms of motivation for learning, developing the student's research skills, and the investigative behavior of the individual as a whole. The didactic aspects of organizing educational and research activities for such types as project, project-research, research are described in the article. The purposes and educational results for each type of educational and research activity, their similarities and differences are given.
Title:

From experience of studying complex compounds

Summary:
The author offers the description of three lessons on this subject. Content of a lecture, tasks for training and a technique of carrying out experiments on obtaining complex compounds are given.
Title:

Calculation tasks on the topic “Chemical transformations in gas mixtures”

Summary:
The methodology of solving tasks on chemical transformations in gas mixtures is considered, the main errors that arise during the solution are identified. Recommendations that simplify solving calculation tasks are offered.
Title:

Forming elements of medical knowledge in studying lessons

Summary:
The research conducted by the author proves that it is possible to carry out generalization of medical knowledge in chemistry lessons at comprehensive schools.
Title:

About the system of home assignments with use of the Internet

Summary:
The article is devoted to the problem of students doing their homework in chemistry. The importance of self-addressing homework is shown not only for the successful development of the subject, but also for the development of the cognitive activity of the student. The author presents ways to make homework in chemistry interesting and thus engage all students in an active independent cognitive activity.
Title:

About quantum chemical models of atoms and molecules

Summary:
The article is devoted to a detailed consideration of graphic quantum-chemical models of atoms, molecules and chemical bonds. This approach allows understanding the nature of chemical processes and laws of their proceeding.
Title:

Research of quality of shaving products in elective course classes

Summary:
The article presents materials for the organization of educational research of cosmetic products for shaving. Theoretical information includes a description of the classification, organoleptic, physical and chemical parameters of shaving products. The experimental part contains methods of studying packages, organoleptic research, detection of some components (unsaturated carboxylic acids, glycerin, ethanol) and quantitative determination of indicators of quality of products for shaving (pH, foam number and foam stability, density of shaving oils).
Title:

Studying the quality of honey

Summary:
The material for the organizing students’ research activity is offered. The authors describe techniques of studying organoleptic and some physical and chemical properties of honey for the assessment of its quality.
Title:

Periodic law: history and modern interpretation

Summary:
The article is devoted to the 150th anniversary of the discovery made by D.I. Mendeleyev. The history of the discovery, three periods in studying periodicity, and modern understanding of the Periodic law are considered in detail.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.