Заголовок:
Картинки с конкурса
Аннотация:
Члены жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» делятся своими впечатлениями о финале конкурса 2018 г., проходившего в Санкт-Петербурге. Показано, как увидеть в педагогическом опыте учителя ведущую идею, которую стоит продемонстрировать на конкурсе. Даны советы будущим участникам конкурса.
Ключевые слова:
Всероссийский конкурс «учитель года», конкурсные уроки, система работы учителя, осмысление личного пути в профессии, радость самопознания.
Заголовок:
Методологические аспекты формирования познавательных УУД
Список литературы:
- 1. Левина С. Г., Меньшиков В. В., Лисун Н. М., Симонова М. Ж., Сутягин А. А., Сычёв В. А., Карпенко И. Г. Новые подходы к организации химического эксперимента // Химия в школе. – 2015. - № 1. - С. 43-49.
- 2. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. - М.: СИНЕТЕГ, 2007.
- 3. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. – М.: КНОРУС, 2008.
- 4. Кедров Б. М. Эволюция понятия элемента в химии. - М.: АПН РСФСР, 1956.
- 5. Бирюкова Е. Г, Савин Г. А. Принцип аналогии при обучении органической химии // Химия в школе. – 2018. - № 2. - С. 36-38.
- 6. Химическая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - Т. 1. - С. 664-665.
- 7. Титов Н. А. Об изучении теоретических положений в курсе 9-го класса // Химия в школе. – 2018. - № 4. - С. 50-54
Аннотация:
Достижение метапредметных результатов обучения предполагает, в частности, формирование у учащихся познавательных УУД, которое во многом связано с обучением научным методам познания. В этом проявляется влияние методов науки на методы обучения. Авторы рассматривают сущность эмпирических (наблюдение, эксперимент) и теоретических (общенаучные логические действия и моделирование) методы познания.
Ключевые слова:
Метапредметные результаты, познавательные УУД, эмпирические и теоретические методы познания.
Заголовок:
Взаимосвязь неорганических веществ в задании № 32 ЕГЭ
Список литературы:
- 1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 г. единого государственного экзамена по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
- 2. Химия. Тематические тесты. Новые задания ЕГЭ-2012. Химический эксперимент (С2): учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
- 3. Овчинникова О. В. Задача С2 на ЕГЭ по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/himiya/zadanie-s2/
Аннотация:
В статье обозначены основные этапы обновления содержания и структуры задачи на выявление связей между неорганическими веществами единого государственного экзамена по химии. Выявлены типичные ошибки, которые допускают учащиеся. Рассмотрены основные причины затруднений обучающихся и возможные пути их преодоления.
Ключевые слова:
Единый государственный экзамен по химии, связь между неорганическими веществами, технические операции.
Заголовок:
К вопросу о составлении заданий ЕГЭ
Список литературы:
- 1. Лидин Р. А., Андреева Л. Л., Молочко В. А. Константы неорганических веществ: справочник / Под ред. Р. А. Лидина. − М.: Дрофа, 2006.
- 2. Химия. Большой энциклопедический словарь / Гл. редактор И. Л. Кнунянц. – 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
- 3. Реми Г. Курс неорганической химии. - М.: Мир, 1966.
Аннотация:
Выполнен разбор 31 задания ЕГЭ 2018 г., отмечаются некоторые недостатки задания.
Ключевые слова:
Задание 31, ЕГЭ 2018 г.
Заголовок:
О способах формирования осознанной мотивации к изучению химии
Список литературы:
- Халикова Ф. Д., Халиков А. В. Практическая направленность преподавания химии для одарённых детей в системе непрерывного химического образования // Европейский журнал социальных наук. - 2017. - № 5. - С. 312-317.
- Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии. – М.: Просвещение, 1987. - С. 10-12.
Аннотация:
Автор описывает свой опыт повышения мотивации к изучению химии.
Ключевые слова:
Мотивация изучения химии, рабочая программа, ФГОС, ГИА, олимпиадное движение.
Заголовок:
Система заданий в курсе органической химии
Список литературы:
- 1. Пильникова Н. Н. О скрытом резерве времени при изучении химии на базовом уровне // Химия в школе. – 2017. - № 5. - С.18-20.
- 2. Пильникова Н. Н. Шаблоны для оформления конспектов по основным классам органических веществ // Химия. Первое сентября. - 2015. - № 9. - С. 17-24.
- 3. Воловик В. Б., Крутецкая Е. Д. Органическая химия: Вопросы, упражнения, задачи, тесты: Пособие для старшеклассников. – СПб: СМИО Пресс, 2012.
- 4. Габриелян О. С. Настольная книга учителя химии. 10 кл. – М.: Дрофа, 2003.
- 5. Радецкий А. М. Химический тренажёр: Задания для организации самостоят. работы учащихся 8-9 и 10-11 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
- 6. Никитина Ф. В. Как мы изучаем альдегиды и кетоны // Химия в школе. — 2017. — № 8. — С.15–18.
Аннотация:
Представлена система заданий по основным классам органических веществ, позволяющая систематизировать знания учащихся по органической химии.
Ключевые слова:
Органические вещества, система заданий.
Заголовок:
Интегрированный урок по теме «Белки»
Список литературы:
- Азаренкова Е. М., Беляева Е. Н. Интегрированный урок закрепления изученного материала по теме «gm food: good or bad» в 10 классе // Иностранные языки в школе. — 2013. — № 2. — С. 17–19.
- Ибрагимова Д. Ш. Интегрированные уроки как средство развития познавательной активности младших школьников // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 2. — С. 23–26.
- Королёва О. Б. Интеграция учебных предметов как способ формирования мировоззрения // Химия в школе. — 2015. — № 9. — С. 31–35.
- Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113–115.
- Муратова Н. Т. Эффективность внедрения интегрированных уроков биологии и химии с целью создания целостного знания об окружающем мире // Республиканский научно-методический журнал «Просвещение». — 2017. — Вып 4 (6). — С. 58–59.
- Шкляренко А. П., Дегтяренко Ю. Г. Развивающее обучение с применением интегрированного метода на уроках биологии и химии, его влияние на качество знаний и психофизиологическое состояние школьников // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 14. — С. 137–140.
Аннотация:
Статья посвящена применению инновационных образовательных технологий, в частности метода интегрированного обучения на уроках химии и биологии. Сформулированы цели урока, выделены этапы изучения нового материала, приведены схемы, рисунки, вопросы и задания для учащихся, акцентировано внимание на подведение итогов урока.
Ключевые слова:
Белок, протеин, аминокислоты, пептидная связь, фермент, валин, лизин, температура.
Заголовок:
Окислительно-восстановительные реакции в гальванических элементах
Список литературы:
- 1. Краткая химическая энциклопедия. – Т. 5. - С. 644. - М., 1967.
- 2. Прикладная электрохимия / Под ред. Н. П. Федотьева. - Л., 1962. - С. 492.
Аннотация:
В статье содержатся сведения о принципе действия гальванических элементов. Приведены основные окислительно-восстановительные реакции, лежащие в основе работы этих устройств.
Ключевые слова:
Окислительно-восстановительные реакции, гальванический элемент, электродвижущая сила.
Заголовок:
О формировании коммуникативных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Список литературы:
- 1. Григорьева И. А, Нелюбина Е. Г. Особенности составления адаптированных программ по химии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Сборник материалов научно-практического семинара «Диссеминация передового педагогического опыта деятельности учителей Самарской области». 18 октября 2017 г. – Самара: Изд-во СГСПУ, 2017. - С. 7-10.
- 2. Григорьева И. А., Нелюбина Е. Г. Нестандартные задания по химии как средство формирования коммуникативных ценностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей химии и учителей начальной школы. Самара: Изд-во СГСПУ, 2018.
- 3. Кекнохаева Л. Д. Об использовании рельефно-графических пособий // Химия в школе. – 2016. - № 10. – С. 27-30.
- 4. Нефёдова М. П., Бычкова Н. А. Педагогика сотрудничества в организации учебного занятия // Химия в школе. – 2015. - № 8. – С. 5-9.
Аннотация:
В работе рассмотрены нормативно-правовые основы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Дана характеристика коммуникативных ценностей учащихся согласно ФГОС. Разработаны методические рекомендации по организации и проведению уроков химии в 8 классе по теме «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с использованием нестандартных заданий, направленных на формирование коммуникативных ценностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова:
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, химия, методика обучения химии, коммуникативные навыки.
Заголовок:
Пероксид водорода: история и современность
Список литературы:
- 1. Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. Окисленная вода. Открытие профессора Тенара // Техника – молодёжи. – 1958. – № 10. – С. 25.
- 2. Уэллс А. Структурная неорганическая химия: В 3-х т. Т. 1: Пер с англ. – М.: Мир, 1987.
- 3. Леенсон И. А. Водорода пероксид. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/VODORODA_PEROKSID.html
Аннотация:
В статье рассмотрены история открытия, строение молекулы, свойства и применение перекиси водорода.
Ключевые слова:
Пероксиды, пероксид водорода, энергия связи, электролиз серной кислоты, пероксосерная кислота, реакция диспропорционирования.
Заголовок:
Театрализованное представление «История открытия Периодического закона»
Список литературы:
- 1. Петрянов И. В., Трифонов Д. Н. Великий закон. – М., «Педагогика», 1976.
- 2. Соловьев Ю. И. и др. История химии: Развитие основных направлений соврем. химии. Кн. для учителя / Ю. Н. Соловьев, Д. Н. Трифонов, А. Н. Шамин. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984.
- 3. Макареня А. А., Рысев Ю. В. Д. И. Менделеев: Кн. для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983.
- 4. Каверина А. А. Содержание курса химии: подходы к определению соотношения теории и фактов // Химия в школе. – 2017. – № 10. – С. 11-18.
- 5. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Продуктивная модель обучения: содержание опыта познания // Химия в школе. – 2018. – № 2. – С. 5-9.
Аннотация:
В статье предлагается сценарий театрализованного внеурочного мероприятия, посвящённого 150-летию открытия Периодического закона. Исследования, проекты, творческие работы позволяют не только создать «ситуацию удивления», но и заставляют учащихся глубже знакомиться с изучаемыми фактами и материалами, что позволяет ребятам каждый раз делать для себя небольшое открытие. Это, безусловно, является основным и важным условием повышения эффективности обучения, поддерживает их мотивацию к изучению предмета на должном уровне, формирует у них четкие представления о науке и ее развитии, воспитывают твердую гражданскую позицию и чувство гордости за свою Родину, стимулирует их к развитию познавательной активности.
Ключевые слова:
Д и менделеев, наука, Периодический закон, Периодическая система.
Заголовок:
Химия электронных сигарет
Список литературы:
- 1. Westenberger B.J. Evaluation of e-cigarettes // U.S. Food and Drug Administration, 05.04.2009.
- 2. Электронные системы доставки никотина. Доклад ВОЗ. Конференция Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака от 21 июля 2014.
- 3. Электронные системы доставки никотина. Конференция Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) от 26 августа 2014 г.
- 4. FDA and Public Health Experts Warn About Electronic Cigarettes // U.S. Food and Drug Administration, July 22, 2009.
- 5. Иванов В.Г., Горленко В.А., Гева О.Н. Органическая химия. – М., Мастерство, 2003.
- 6. Березин Б.Д., Березин Д.Б. Курс современной органической химии: учебное пособие, 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2003.
- 7. Физико-химические свойства органических соединений: справочник / Под общ. ред. А.М. Богомольного. – М.: Химия: Колос, 2008.
Аннотация:
В настоящее время, употребление электронных сигарет стало популярным среди учащихся школ, при этом, данная привычка считается безвредной. В ходе исследования был изучен состав жидкостей для курения, проведены качественные реакции на многоатомные спирты и никотин, определено наличие никотина в них методом спектроскопии в ультрафиолетовой области света и оценён потенциальный вред электронных сигарет методом биоиндикации.
Ключевые слова:
Электронные сигареты, жидкости для вейпинга, вейп и молодежь, многоатомные спирты, качественные реакции, никотин, биоиндикация.
Заголовок:
О научной деятельности Д. И. Меделеева
Список литературы:
- 1. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. ХI. Топливо. – Л.-М.: Изд. АН СССР, 1949.
- 2. Менделеев Д .И. Сочинения. Т. Х. Нефть. – Л.-М.: Изд. АН СССР, 1949.
- 3. Локтев С. М. Академик В. Н. Ипатьев – зачинатель каталитического органического синтеза и нефтехимии // Журн. ВХО им. Д. И. Менделеева. – 1989. – Т. 34. – № 6. – С. 698.
- 4. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. IХ. Пороха. – Л.-М.: Изд. АН СССР, 1949.
- 5. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. ХХI. Метрологические работы. – Л.-М.: Изд. АН СССР, 1950.
- 6. Космодемьянский А. А. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). 2-е изд. – М.: Наука, 1987. – С. 88.
- 7. Авдеев Я. Г., Савиткин Н. И. Малоизвестные страницы из жизни и творчества Константина Эдуардовича Циолковского. // История науки и техники. – 2007. – №3. – С. 2.
Аннотация:
В статье приводятся некоторые интересные факты из жизни и деятельности нашего выдающегося соотечественника Д. И. Менделеева. Рассказывается о его деятельности по организации в Российской империи добычи нефти и угля, производства пороха, создании Палаты мер и весов, о первом полете на воздушном шаре.
Ключевые слова:
История науки, история химии, Д И Менделеев.
Заголовок:
Цифровая лаборатория на уроках и во внеурочной деятельности
Список литературы:
- 1. Коровин Н. В. Общая химия. Лабораторный практикум: учебное пособие / Н. В. Коровин, В. К. Камышова, Е. Я. Удрис; под общ.ред. Н. В. Коровина. – М.:КНОРУС, 2015.
- 2. Жилин Д. М. Учебные проекты AFSТМ. Химия. Методическое пособие для учителя. – М., 2011
- 3. Logger Pro. Описание программного обеспечения. Краткое руководство пользователя. Производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем», 2011.
Аннотация:
В статье представляет опыт использования измерений электрической проводимости растворов в демонстрационных целях и в исследовательской деятельности учащихся средней школы. Показан ход работы при определении количества вещества с применением датчика цифровой лаборатории «Vernier» и приложения «LogerPro».
Ключевые слова:
Современные цифровые лаборатории, датчики, кондуктометрия, учебный проект.