Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2018 № 9

Русская версия
English version
Заголовок:

Картинки с конкурса

Аннотация:
Члены жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» делятся своими впечатлениями о финале конкурса 2018 г., проходившего в Санкт-Петербурге. Показано, как увидеть в педагогическом опыте учителя ведущую идею, которую стоит продемонстрировать на конкурсе. Даны советы будущим участникам конкурса.
Заголовок:

Методологические аспекты формирования познавательных УУД

Спиоск литературы:
  1. 1. Левина С. Г., Меньшиков В. В., Лисун Н. М., Симонова М. Ж., Сутягин А. А., Сычёв В. А., Карпенко И. Г. Новые подходы к организации химического эксперимента // Химия в школе. – 2015. - № 1. - С. 43-49.
  2. 2. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. - М.: СИНЕТЕГ, 2007.
  3. 3. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. – М.: КНОРУС, 2008.
  4. 4. Кедров Б. М. Эволюция понятия элемента в химии. - М.: АПН РСФСР, 1956.
  5. 5. Бирюкова Е. Г, Савин Г. А. Принцип аналогии при обучении органической химии // Химия в школе. – 2018. - № 2. - С. 36-38.
  6. 6. Химическая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - Т. 1. - С. 664-665.
  7. 7. Титов Н. А. Об изучении теоретических положений в курсе 9-го класса // Химия в школе. – 2018. - № 4. - С. 50-54
Аннотация:
Достижение метапредметных результатов обучения предполагает, в частности, формирование у учащихся познавательных УУД, которое во многом связано с обучением научным методам познания. В этом проявляется влияние методов науки на методы обучения. Авторы рассматривают сущность эмпирических (наблюдение, эксперимент) и теоретических (общенаучные логические действия и моделирование) методы познания.
Заголовок:

Взаимосвязь неорганических веществ в задании № 32 ЕГЭ

Спиоск литературы:
  1. 1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 г. единого государственного экзамена по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
  2. 2. Химия. Тематические тесты. Новые задания ЕГЭ-2012. Химический эксперимент (С2): учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
  3. 3. Овчинникова О. В. Задача С2 на ЕГЭ по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/himiya/zadanie-s2/
Аннотация:
В статье обозначены основные этапы обновления содержания и структуры задачи на выявление связей между неорганическими веществами единого государственного экзамена по химии. Выявлены типичные ошибки, которые допускают учащиеся. Рассмотрены основные причины затруднений обучающихся и возможные пути их преодоления.
Заголовок:

К вопросу о составлении заданий ЕГЭ

Спиоск литературы:
  1. 1. Лидин Р. А., Андреева Л. Л., Молочко В. А. Константы неорганических веществ: справочник / Под ред. Р. А. Лидина. − М.: Дрофа, 2006.
  2. 2. Химия. Большой энциклопедический словарь / Гл. редактор И. Л. Кнунянц. – 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  3. 3. Реми Г. Курс неорганической химии. - М.: Мир, 1966.
Аннотация:
Выполнен разбор 31 задания ЕГЭ 2018 г., отмечаются некоторые недостатки задания.
Заголовок:

О способах формирования осознанной мотивации к изучению химии

Спиоск литературы:
  1. Халикова Ф. Д., Халиков А. В. Практическая направленность преподавания химии для одарённых детей в системе непрерывного химического образования // Европейский журнал социальных наук. - 2017. - № 5. - С. 312-317.
  2. Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии. – М.: Просвещение, 1987. - С. 10-12.
Аннотация:
Автор описывает свой опыт повышения мотивации к изучению химии.
Заголовок:

Система заданий в курсе органической химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Пильникова Н. Н. О скрытом резерве времени при изучении химии на базовом уровне // Химия в школе. – 2017. - № 5. - С.18-20.
  2. 2. Пильникова Н. Н. Шаблоны для оформления конспектов по основным классам органических веществ // Химия. Первое сентября. - 2015. - № 9. - С. 17-24.
  3. 3. Воловик В. Б., Крутецкая Е. Д. Органическая химия: Вопросы, упражнения, задачи, тесты: Пособие для старшеклассников. – СПб: СМИО Пресс, 2012.
  4. 4. Габриелян О. С. Настольная книга учителя химии. 10 кл. – М.: Дрофа, 2003.
  5. 5. Радецкий А. М. Химический тренажёр: Задания для организации самостоят. работы учащихся 8-9 и 10-11 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
  6. 6. Никитина Ф. В. Как мы изучаем альдегиды и кетоны // Химия в школе. — 2017. — № 8. — С.15–18.
Аннотация:
Представлена система заданий по основным классам органических веществ, позволяющая систематизировать знания учащихся по органической химии.
Заголовок:

Интегрированный урок по теме «Белки»

Спиоск литературы:
  1. Азаренкова Е. М., Беляева Е. Н. Интегрированный урок закрепления изученного материала по теме «gm food: good or bad» в 10 классе // Иностранные языки в школе. — 2013. — № 2. — С. 17–19.
  2. Ибрагимова Д. Ш. Интегрированные уроки как средство развития познавательной активности младших школьников // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 2. — С. 23–26.
  3. Королёва О. Б. Интеграция учебных предметов как способ формирования мировоззрения // Химия в школе. — 2015. — № 9. — С. 31–35.
  4. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113–115.
  5. Муратова Н. Т. Эффективность внедрения интегрированных уроков биологии и химии с целью создания целостного знания об окружающем мире // Республиканский научно-методический журнал «Просвещение». — 2017. — Вып 4 (6). — С. 58–59.
  6. Шкляренко А. П., Дегтяренко Ю. Г. Развивающее обучение с применением интегрированного метода на уроках биологии и химии, его влияние на качество знаний и психофизиологическое состояние школьников // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 14. — С. 137–140.
Аннотация:
Статья посвящена применению инновационных образовательных технологий, в частности метода интегрированного обучения на уроках химии и биологии. Сформулированы цели урока, выделены этапы изучения нового материала, приведены схемы, рисунки, вопросы и задания для учащихся, акцентировано внимание на подведение итогов урока.
Заголовок:

Окислительно-восстановительные реакции в гальванических элементах

Спиоск литературы:
  1. 1. Краткая химическая энциклопедия. – Т. 5. - С. 644. - М., 1967.
  2. 2. Прикладная электрохимия / Под ред. Н. П. Федотьева. - Л., 1962. - С. 492.
Аннотация:
В статье содержатся сведения о принципе действия гальванических элементов. Приведены основные окислительно-восстановительные реакции, лежащие в основе работы этих устройств.
Заголовок:

О формировании коммуникативных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Спиоск литературы:
  1. 1. Григорьева И. А, Нелюбина Е. Г. Особенности составления адаптированных программ по химии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Сборник материалов научно-практического семинара «Диссеминация передового педагогического опыта деятельности учителей Самарской области». 18 октября 2017 г. – Самара: Изд-во СГСПУ, 2017. - С. 7-10.
  2. 2. Григорьева И. А., Нелюбина Е. Г. Нестандартные задания по химии как средство формирования коммуникативных ценностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей химии и учителей начальной школы. Самара: Изд-во СГСПУ, 2018.
  3. 3. Кекнохаева Л. Д. Об использовании рельефно-графических пособий // Химия в школе. – 2016. - № 10. – С. 27-30.
  4. 4. Нефёдова М. П., Бычкова Н. А. Педагогика сотрудничества в организации учебного занятия // Химия в школе. – 2015. - № 8. – С. 5-9.
Аннотация:
В работе рассмотрены нормативно-правовые основы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Дана характеристика коммуникативных ценностей учащихся согласно ФГОС. Разработаны методические рекомендации по организации и проведению уроков химии в 8 классе по теме «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с использованием нестандартных заданий, направленных на формирование коммуникативных ценностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Заголовок:

Пероксид водорода: история и современность

Спиоск литературы:
  1. 1. Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. Окисленная вода. Открытие профессора Тенара // Техника – молодёжи. – 1958. – № 10. – С. 25.
  2. 2. Уэллс А. Структурная неорганическая химия: В 3-х т. Т. 1: Пер с англ. – М.: Мир, 1987.
  3. 3. Леенсон И. А. Водорода пероксид. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/VODORODA_PEROKSID.html
Аннотация:
В статье рассмотрены история открытия, строение молекулы, свойства и применение перекиси водорода.
Заголовок:

Театрализованное представление «История открытия Периодического закона»

Спиоск литературы:
  1. 1. Петрянов И. В., Трифонов Д. Н. Великий закон. – М., «Педагогика», 1976.
  2. 2. Соловьев Ю. И. и др. История химии: Развитие основных направлений соврем. химии. Кн. для учителя / Ю. Н. Соловьев, Д. Н. Трифонов, А. Н. Шамин. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984.
  3. 3. Макареня А. А., Рысев Ю. В. Д. И. Менделеев: Кн. для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983.
  4. 4. Каверина А. А. Содержание курса химии: подходы к определению соотношения теории и фактов // Химия в школе. – 2017. – № 10. – С. 11-18.
  5. 5. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Продуктивная модель обучения: содержание опыта познания // Химия в школе. – 2018. – № 2. – С. 5-9.
Аннотация:
В статье предлагается сценарий театрализованного внеурочного мероприятия, посвящённого 150-летию открытия Периодического закона. Исследования, проекты, творческие работы позволяют не только создать «ситуацию удивления», но и заставляют учащихся глубже знакомиться с изучаемыми фактами и материалами, что позволяет ребятам каждый раз делать для себя небольшое открытие. Это, безусловно, является основным и важным условием повышения эффективности обучения, поддерживает их мотивацию к изучению предмета на должном уровне, формирует у них четкие представления о науке и ее развитии, воспитывают твердую гражданскую позицию и чувство гордости за свою Родину, стимулирует их к развитию познавательной активности.
Заголовок:

Химия электронных сигарет

Спиоск литературы:
  1. 1. Westenberger B.J. Evaluation of e-cigarettes // U.S. Food and Drug Administration, 05.04.2009.
  2. 2. Электронные системы доставки никотина. Доклад ВОЗ. Конференция Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака от 21 июля 2014.
  3. 3. Электронные системы доставки никотина. Конференция Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) от 26 августа 2014 г.
  4. 4. FDA and Public Health Experts Warn About Electronic Cigarettes // U.S. Food and Drug Administration, July 22, 2009.
  5. 5. Иванов В.Г., Горленко В.А., Гева О.Н. Органическая химия. – М., Мастерство, 2003.
  6. 6. Березин Б.Д., Березин Д.Б. Курс современной органической химии: учебное пособие, 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2003.
  7. 7. Физико-химические свойства органических соединений: справочник / Под общ. ред. А.М. Богомольного. – М.: Химия: Колос, 2008.
Аннотация:
В настоящее время, употребление электронных сигарет стало популярным среди учащихся школ, при этом, данная привычка считается безвредной. В ходе исследования был изучен состав жидкостей для курения, проведены качественные реакции на многоатомные спирты и никотин, определено наличие никотина в них методом спектроскопии в ультрафиолетовой области света и оценён потенциальный вред электронных сигарет методом биоиндикации.
Заголовок:

О научной деятельности Д. И. Меделеева

Спиоск литературы:
  1. 1. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. ХI. Топливо. – Л.-М.: Изд. АН СССР, 1949.
  2. 2. Менделеев Д .И. Сочинения. Т. Х. Нефть. – Л.-М.: Изд. АН СССР, 1949.
  3. 3. Локтев С. М. Академик В. Н. Ипатьев – зачинатель каталитического органического синтеза и нефтехимии // Журн. ВХО им. Д. И. Менделеева. – 1989. – Т. 34. – № 6. – С. 698.
  4. 4. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. IХ. Пороха. – Л.-М.: Изд. АН СССР, 1949.
  5. 5. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. ХХI. Метрологические работы. – Л.-М.: Изд. АН СССР, 1950.
  6. 6. Космодемьянский А. А. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). 2-е изд. – М.: Наука, 1987. – С. 88.
  7. 7. Авдеев Я. Г., Савиткин Н. И. Малоизвестные страницы из жизни и творчества Константина Эдуардовича Циолковского. // История науки и техники. – 2007. – №3. – С. 2.
Аннотация:
В статье приводятся некоторые интересные факты из жизни и деятельности нашего выдающегося соотечественника Д. И. Менделеева. Рассказывается о его деятельности по организации в Российской империи добычи нефти и угля, производства пороха, создании Палаты мер и весов, о первом полете на воздушном шаре.
Заголовок:

Цифровая лаборатория на уроках и во внеурочной деятельности

Спиоск литературы:
  1. 1. Коровин Н. В. Общая химия. Лабораторный практикум: учебное пособие / Н. В. Коровин, В. К. Камышова, Е. Я. Удрис; под общ.ред. Н. В. Коровина. – М.:КНОРУС, 2015.
  2. 2. Жилин Д. М. Учебные проекты AFSТМ. Химия. Методическое пособие для учителя. – М., 2011
  3. 3. Logger Pro. Описание программного обеспечения. Краткое руководство пользователя. Производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем», 2011.
Аннотация:
В статье представляет опыт использования измерений электрической проводимости растворов в демонстрационных целях и в исследовательской деятельности учащихся средней школы. Показан ход работы при определении количества вещества с применением датчика цифровой лаборатории «Vernier» и приложения «LogerPro».
Title:

Pictures from the competition

Summary:
Judges of the All-Russian competition “Teacher of the Year” share the impressions about the final of the competition-2018 that took place in St. Petersburg. It is shown how to see the leading idea to be shown in a competition in pedagogical experience of a teacher. Advice to future participants of a competition is given.
Title:

Methodological aspects of forming cognitive universal learning abilities

Summary:
Achievement of metasubject results of education assumes, in particular, forming students’ informative universal learning abilities which is connected with training in scientific methods of knowledge. The essence of empirical (observation, experiment) and theoretical (general scientific logical abilities and modeling) cognitive methods are discussed.
Title:

Interrelation of inorganic substances in the USE Task 32

Summary:
The article describes the main stages of updating the content and structure of the USE chemistry task on demonstrating the relations among inorganic substances. Typical mistakes made by school students are revealed. The main reasons of difficulties of students and possible ways to overcome them are considered.
Title:

On designing USE tasks

Summary:
Tasks 31of the unified state exam-2018 are analyzed, some shortcomings of the task are discussed.
Title:

On ways of forming conscious motivation to studying chemistry

Summary:
The author describes the experience of increasing motivation to studying chemistry.
Title:

System of tasks in the course organic chemistry

Summary:
The article presents a system of tasks on the main classes of organic substances, which allows to systematize the knowledge of students in organic chemistry.
Title:

Integrated lesson “Proteins”

Summary:
The article is devoted to the actual topic related to the use of innovative educational technologies, in particular the method of integrated learning in chemistry and biology. The objectives of the lesson are formulated, the stages of studying new material are highlighted, the schemes, drawings, questions and tasks for students are provided, focusing on the students’ attention to summarizing the material.
Title:

Redox reactions in galvanic cells

Summary:
The article contains information on the principle of the action of galvanic cells. The main redox reactions underlying the work of these devices are given.
Title:

Formation of communicative skills of students with disabilities

Summary:
The following issues are considered: the legal framework for the education of children with disabilities; psychological and pedagogical features of educational activities of children with disabilities; the characteristic of communicative values of pupils according to GEF is given; developed methodical recommendations for the organization and conduct of lessons in chemistry in the 8th grade on the topic « D. I. Mendeleev Periodic Table » with the use of non-standard tasks aimed at the formation of communicative values in students with disabilities.
Title:

Hydrogen peroxide: history and present days

Summary:
The discovery of hydrogen peroxide as well as the structure of its molecule, properties and uses are considered.
Title:

Performance “Discovery of the Periodic law”

Summary:
The scenario of the performance devoted to the 150 anniversary of the discovery of the Periodic law is offered. Research, projects, creative works can not only create the «wow» effect but also make students get profound knowledge. Students’ investigations motivate them to studying the subject and getting high results; form their views on the science being studied and its development; raise their civil position and the sense of being proud of their Motherland; encourage them to develop their cognitive activity.
Title:

Сhemistry of electronic cigarettes

Summary:
Currently, the use of electronic cigarettes has become popular among schoolchildren, while this habit is considered harmless. In the research, the composition of smoking liquids was studied, qualitative reactions to polyhydric alcohols and nicotine were carried out, the presence of nicotine in them was determined by spectroscopy in the ultraviolet region of light, and the potential harm of electronic cigarettes was estimated by bioindication.
Title:

About the scientific activity of D. I. Mendeleev

Summary:
The article reveals some interesting facts from the life and work of our distinguished compatriot D. I. Mendeleev. His activities to organize in the Russian Empire the production of oil and coal, the production of gunpowder, the creation of the Chamber of Weights and Measures, the first flight using a balloon are discussed.
Title:

Digital laboratory at the lessons and in extracurricular activities

Summary:
The article presents the experience of using a conductometry gauge (electrical conductivity) both for demonstration purposes and in the design and research activity of high school students. The article shows the sequence of the work to determine the amount of substance using the sensor of the digital laboratory «Vernier» and the software application «LogerPro».
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.