Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2018 № 8

Русская версия
English version
Заголовок:

Российскому химическому обществу – 150 лет!

Спиоск литературы:
  1. 1. Козлов В. В. Очерки истории химических обществ СССР. – М.: Изд-во АН СССР, 1958.
  2. 2. Старосельский П. И., Соловьев Ю. И. Николай Александрович Меншуткин. – М.: Изд-во «Наука», 1969.
  3. 3. Музей-архив Д. И. Менделеева (СПбГУ). [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7491234
  4. 4. Воробьёва О. Кто создавал Русское химическое общество? // Наука и жизнь, 2014. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://www.nkj.ru/open/24947/
  5. 5. Архив Д. И. Менделеева. Автобиографические материалы. Сборник документов, т. 1. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1951.
  6. 6. Русанов А. И. Российское химическое общество на пороге XXI века. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://www.chem.msu.su/rus/jvho/1998-3/rusan.html
Аннотация:
В статье рассматривается история создания Русского химического общества (впоследствии Русского физико-химического общества, Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева, Российского химического общества им. Д. И. Менделеева). Приводятся сведения о химиках – основателях общества, основных этапах деятельности и современном дне РХО им. Д. И. Менделеева.
Заголовок:

Из опыта реализации деятельностного подхода

Спиоск литературы:
  1. 1. Демидова М. Ю. и др. Основные результаты международного исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2011: Аналитический отчёт / Под науч. ред. Г. С. Ковалевой. - М.: МАКС Пресс, 2013.
  2. 2. Фёдоров Б. И. Курс повышения квалификации учителей «Логико-информационные технологии обучения» ЛИТО. - СпбАППО, 2010.
  3. 3. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. ‒ М.: Академия, 1998.
  4. 4. Миренкова Е. В. Система методического обеспечения формирования познавательных универсальных умений учащихся при обучении химии: Монография. ‒ Смоленск: СмолГУ, 2016.
  5. 5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. ‒ М.: Логос, 2000.
  6. 6. Миренкова Е. В., Пак М. С. Система заданий в формировании универсальных познавательных умений // Химия в школе. – 2015. - № 7. – С. 17-22.
  7. 7. Миренкова Е. В. Виды и функции иллюстративного материала в процессе обучения // Химия в школе. – 2017. - № 6. – С. 11-17.
  8. 8. Миренкова Е. В. Средства наглядности в организации учебного процесса // Химия в школе. – 2017. - № 8. – С. 7-15.
  9. 9. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2014.
Аннотация:
Основой современного урока химии следует считать организуемую и направляемую учителем познавательную деятельность учеников. Её внешним стимулом служат познавательные задания. Важнейшими являются задания, в процессе выполнения которых школьники открывают новые для себя знания. В статье приводятся примеры познавательных заданий по теме «Металлы главных подгрупп».
Заголовок:

Современные требования к контролю образовательных достижений учащихся

Спиоск литературы:
  1. 1. Добротин Д. Ю. Особенности стандартизированного контроля образовательных достижений учащихся по химии // Наука и школа. - 2018. - № 2. - С. 21-27.
  2. 2. Борунова Е. Б., Медведев Ю. Н. Всероссийская проверочная работа: единый стандарт оценки знаний // Химия в школе. - 2017. - № 4. – С. 16-23.
  3. 3. Добротин Д. Ю. Предметно-компетентностный подход к контрольно-оценочной деятельности в школьном химическом образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. - 2017. - № 2 (26). - С. 100-105.
  4. 4. Медведев Ю. Н., Стаханова С. В. Контрольные измерительные материалы: реальность и перспективы // Химия в школе. - 2018. - № 1. - С. 23-29.
  5. 5. Каверина А. А., Медведев Ю. Н., Молчанова Г. Н. и др. Я сдам ЕГЭ! Химия. Практикум и диагностика. – М.: Просвещение, 2017.
  6. 6. Каверина А. А., Молчанова Г. Н., Свириденкова Н. В., Стаханова С. В. Химия. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ. – М.: Интеллект-Центр, 2015.
  7. 7. Добротин Д. Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по химии // Педагогические измерения. - 2017. - № 4. - С. 46-69.
Аннотация:
В статье рассматриваются подходы к разработке контрольных измерительных материалов для Государственной итоговой аттестации по химии, подчёркивается важная роль ФГОС и процесса стандартизации, а также учёта современных тенденций в контрольно-оценочной деятельности для совершенствования моделей заданий ЕГЭ по химии.
Заголовок:

О приёмах формирования навыков смыслового чтения

Спиоск литературы:
  1. Абрамович И. В. Приёмы технологии критического мышления на уроках биологии // Биология в школе. – 2015. - № 3. – С. 21-29.
  2. Асанова Л. И., Снигирёва Е. М. Формирование навыков смыслового чтения при решении ситуационных задач // Химия в школе. – 2016. - № 9. – С. 10-15.
  3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Карцова А. А., Лёвкин А. Н. Химия: 11 класс: профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  5. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  6. Маршанова Г. Л., Пичугина Г. В. Использование кластеров в процессе обучения // Химия в школе. – 2014. - № 1. – С. 15-21.
  7. Трошина Г. В. Из опыта использования технологии развития критического мышления // Химия в школе. – 2017. - № 5. – С. 23-28.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu. ги/
Аннотация:
В статье представлены приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, приведены примеры их использования при изучении школьного курса химии для формирования навыка смыслового чтения.
Заголовок:

Универсальные методы развития исследовательских умений обучающихся

Спиоск литературы:
  1. Заграничная Н. А., Коротаева А. И. Из опыта использования научного метода познания // Химия в школе. – 2017. - № 9. – С. 9-16.
  2. Неводчикова Н. П. Урок-исследование по теме «Алюминий» // Химия в школе. – 2017. - № 6. – С. 22-26.
Аннотация:
В статье показано, как, используя одинаковые методы обучения, можно формировать исследовательские умения обучающихся на уроках разных учебных дисциплин. Приведены конкретные примеры применения таких методов на уроках химии и русского языка.
Заголовок:

О формировании опыта самообучения

Спиоск литературы:
  1. 1. Журин А. А., Заграничная Н. А. Химия: метапредметные результаты обучения. 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2014.
  2. 2. Маршанова Г. Л., Пичугина Г. В. Использование кластеров в процессе обучения // Химия в школе. – 2014. - № 1. – С. 15-21.
  3. 3. Говорун С. И. Виды учебного аудирования и методы контроля аудитивных умений // Научное мнение: Санкт-Петербургский университетский консорциум. – Санкт-Петербург, 2015. – №6-2. – С. 140-144.
  4. 4. Новичкова Е. С., Боровских Т. А. Аудирование как способ развития универсальных учебных действий на уроках химии // Актуальные проблемы химического и биологического образования: сборник материалов IX Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Под ред. П.А. Оржековского. – Москва: МПГУ, 2018. – С. 219-222.
Аннотация:
В статье рассматривается обучение учащихся приёмам самостоятельной работы с химическими текстами, аудио и видеоинформацией. Авторы приводят примеры заданий для работы с текстами по теме «Кислород».
Заголовок:

Урок по теме «Влияние спиртов на организм человека»

Спиоск литературы:
  1. 1. Порошина Л. А. Из опыта изучения спиртов // Химия в школе. – 2016. - № 3. – С. 16-21.
  2. 2. История алкоголя. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.medicinform.net/narco/alco11.htm
  3. 3. Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
  4. 4. Биология. Общая биология. 10–11 классы: Учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень: в 2 ч., ч. 1 / Под общ. ред. П. М. Бородина. – М.: Просвещение, 2012.
  5. 5. Единая коллекция ЦОР: информационная система: [сайт]. URL: http://www.school-collection.edu.ru. Окисление этанола (тест на алкоголь) (№54508).
Аннотация:
Авторы статьи предлагают пример урока для учащихся 10-го класса после изучения темы спирты. На нём учащиеся в группах самостоятельно проводят теоретическое, экспериментальное исследования и изучают влияние спиртов на организм человека. Большое внимание уделено межпредметным связям.
Заголовок:

Реализация эффективной модели урока при изучении белков

Спиоск литературы:
  1. Марчукова О. Ю. Проблемно-развивающее обучение на уроке по теме «Аминокислоты» // Химия в школе. – 2017. - № 3. – С. 23-28.
  2. Современный урок: принципы, требования, анализ: Учебно-методическое пособие для педагогов, проходящих курсовую подготовку / Под ред. О. Е. Морозовой. – Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2017.
Аннотация:
В статье приведена разработка современного урока химии, построенного на основе системно-деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов для повышения качества подготовки выпускников школы.
Заголовок:

Конкурс дидактических игр «Химическая игротека»

Спиоск литературы:
  1. 1. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Региональная ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт, проблемы, перспективы // Химия в школе. – 2016. – № 9. – С. 33-37.
  2. 2. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Региональная ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт решения тактических задач // Химия в школе. – 2017. – № 3. – С. 2-5.
  3. 3. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Опыт Ассоциации учителей и преподавателей химии Тверской области по развитию потенциала региональной системы химического образования // Вестник образования. – 2016. – № 18. – С. 19-23.
  4. 4. Исаев Д. С., Пак М. С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. – 2018. – № 2.– С. 54-58.
  5. 5. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Внеурочная деятельность школьников по химии: теоретический и прикладной аспекты. – Тверь: Издательство «СФК-офис», 2018.
  6. 6. Исаев Д. С. Система дидактических игр при обучении химии // Химия в школе. – 2003. – № 6. – С. 46-49.
  7. 7. Химическая игротека: сборник дидактических игр по химии / Д.С. Исаев [и др.]; под ред. А. Е. Соболева. – Тверь: Издательство «СФК-офис», 2017. – Вып.4. – 100 с.
  8. 8. Исаев Д. С., Соболев А. Е., Пак М. С. Программа «Химия для любознательных» // Химия в школе. – 2018. – № 3. – С. 50-55.
  9. 9. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Возможности внеурочной деятельности школьников для подготовки итогового проекта по химии // Актуальные проблемы химического и биологического образования: сборник материалов IX Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. – М.: МГПУ, 2018. – С. 135-138.
  10. 10. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Инновационный подход к внеурочной деятельности школьников по химии // Актуальные проблемы науки, производства и химического образования: Сб. материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2017. – С. 138-142.
Аннотация:
В данной статье конкурс дидактических игр по химии «Химическая игротека», ежегодно организуемый Тверским региональным отделением Межрегиональной общественной организации «Ассоциация учителей и преподавателей химии», рассматривается не только как конкурс профессионального мастерства для учителей химии, но и как инновационная форма организации внеурочной деятельности школьников, позволяющая формировать познавательный интерес воспитанников, вовлекая последних в разработку итоговых проектов по химии в соответствии с требованиями ФГОС.
Заголовок:

Исследование парфюмерно-косметической продукции на занятиях элективного курса

Спиоск литературы:
  1. 1. Алёхина Е. А. Изучение состава и определение качества губных помад // Химия в школе. – 2010. – № 1. – С. 52-59.
  2. 2. ГОСТ Р 51391-99. Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200006320
  3. 3. ГОСТ 28303-89. Изделия парфюмерно-косметические. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200008312
  4. 4. ГОСТ 31678-2012. Продукция парфюмерная жидкая. Общие технические условия. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200098754
  5. 5. Вилкова С. А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров: Учебник для вузов. – М: Издательский дом «Деловая литература», 2000.
  6. 6. Мельниченко Т. А. Товароведение парфюмерно-косметических товаров. / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  7. 7. Шепелев А. Ф., Туров А. С., Елизаров Ю. Д. Технология производства непродовольственных товаров. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  8. 8. Р 50.2.041- 2004. Государственная система обеспечения единства измерений. Ареометры стеклянные. Методика поверки. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200038330
Аннотация:
В статье приведены определение и классификация парфюмерно-косметических изделий, описана методика исследования их упаковок. Далее представлены классификации и описаны методики органолептического исследования парфюмерных жидкостей и качественного и количественного определения в их составе этилового спирта.
Заголовок:

Лактоза в молочных продуктах: свойства, применение и методы определения

Спиоск литературы:
  1. 1. Синельников Б. М., Храмцов А. Г. и др. Лактоза и её производные. – С. Петербург, 2007.
  2. 2. Как производится безлактозное молоко? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.valio.ru.
  3. 3. ГОСТ 29248-91. Консервы молочные. Иодометрический метод определения сахаров.
  4. 4. ГОСТ 3628-78. Молочные продукты. Методы определения сахара.
  5. 5. Ермакова Н. В. Химия и физика молока: лабораторный практикум. Учебное пособие для студентов аграрных вузов. – Орёл, Орловский ГАУ им. Н. В. Парахина, 2013.
  6. 6. Жванко Ю. Н., Панкратова Г. В., Мамедова З. И. Аналитическая химия и технологический контроль в общественном питании. – М.: Высшая школа, 1989.
Аннотация:
В статье описаны строение, свойства и применение лактозы и её производных, а также определение лактозы в молочных продуктах методами объёмного анализа. Данные материалы могут быть использованы при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Title:

The Russian Chemical Society – 150!

Summary:
The foundation and history of the Russian Chemical Society are considered. The information about the founders of society, the main stages of its activity and modern day of the D. I. Mendeleyev Russian Chemical Society is provided.
Title:

From experience of using the activity approach

Summary:
The basis of the modern lesson of chemistry is organized and directed by the teacher cognitive activity of students. Its external stimulus can be provided in the form of cognitive tasks. The most important are the tasks which help students discover new knowledge. The article gives examples of cognitive tasks on the topic «Metals of the main subgroups».
Title:

Modern requirements for the control of educational achievements of students

Summary:
The article considers the approaches to the development of control measuring materials for the state final certification in chemistry, emphasizes the important role of the GEF and the standardization process, as well as taking into account modern trends in control and evaluation activities.
Title:

About methods of forming skills of meaningful reading

Summary:
In the article techniques of development of critical thinking through reading and writing are presented, examples of their use in studying the school chemistry course for forming the skill of meaningful reading are given.
Title:

Universal methods of developing students’ research abilities

Summary:
The article shows how, using the same methods of training, it is possible to develop research abilities of students in the lessons of different disciplines. Specific examples of the application of such methods in the lessons of chemistry and the Russian language are given.
Title:

About forming experience of self-training

Summary:
Training of students in methods of independent work with chemical texts, audio and video information is considered. Examples of tasks for working with texts on the subject “Oxygen” are provided.
Title:

Lesson on the topic “Influence of alcohols on human organisms”

Summary:
The authors offer the example of a lesson for 10-graders to be given in conclusion of studying the topic “Alcohols”. Student groups independently conduct theoretical and experimental research and study the influence of alcohols on the organism. Much attention is paid to interdisciplinary connections.
Title:

Realization of the effective model of a lesson when studying proteins

Summary:
The article describes the structure of a modern lesson in chemistry, developed on the basis of system activity, competence-based and student-centered approaches to improve the quality of training of school graduates.
Title:

Contest of didactic games in chemistry “Chemical games store”

Summary:
This article describes the competition of didactic games in chemistry ”Chemical games store”, annually organized by the Tver regional branch of the Interregional non-government organization “Association of chemistry teachers and lecturers”. The contest is considered not only as a competition of professional skills of chemistry teachers but also as an innovative form of organization of the extracurricular activities of students. Participation in this competition promotes forming the cognitive interest of students, involving them in the development of final projects in chemistry in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard.
Title:

The study of perfumery and cosmetic products in the elective course

Summary:
The definition and classification of perfume and cosmetic products are given, the technique of studying their packaging is provided. The classifications and techniques of organoleptic research of perfumery liquids are described. Methods of qualitative and quantitative determination of ethyl alcohol in their composition are given.
Title:

Lactose in dairy products: properties, application and methods of definition

Summary:
The article presents a brief review on structure, characteristics and application of lactose and its derivatives. Lactose was detected in diary products with methods of volumetric analysis. These materials can be used in organizing students’ project and research activity.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.