Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2018 № 7

Русская версия
English version
Заголовок:

Как слово наше отзовётся

Спиоск литературы:
  1. 1. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999.
  2. 2. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003.
  3. 3. Выготский Л. С. Умственное развитие ребёнка в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1983.
Аннотация:
Развитие слова и развитие мысли происходит параллельно и одновременно. Это необходимо учитывать на всех этапах обучения школьников. От того, как построен учебный процесс, зависит развитие школьников.
Заголовок:

Об особенностях методических систем развивающего обучения химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
  2. 2. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: Современное слово, 2001.
  3. 3. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  4. 4. Практическая психология образования: Учебное пособие. / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2006.
  5. 5. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  6. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010г.).
  7. 7. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсаль-ных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  8. 8. Шаталов М. А., Лебедева М. Б. Урок в современной школе: учеб. пособие / Под общ. ред. М.А. Шаталова. – СПб.: ЛОИРО, 2015.
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению особенностей проектирования и реализации методических систем развивающего обучения химии в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Заголовок:

Интернет как средство обучения: проблемы и перспективы

Спиоск литературы:
  1. 1. Якушина Е. В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия // Педагогика. – 2001.- № 4. – С. 55-62.
  2. 2. Раянов М. Р. Формирование интернет-культуры будущего учителя: Дис. ... канд. пед. наук. — Самара, 2004.
  3. 3. Журин А. А. Компьютер в кабинете химии: пособие для учителя. - М.: Школьная пресса, 2004.
  4. 4. Господарик Ю. П. Интернет на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 5. – С. 33-38.
  5. 5. Журин А. А. Интегрированное медиаобразование в средней школе (предметы естественно-научного цикла): монография. — М.: Саров: СГТ, 2009.
  6. 6. Красильникова В. А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. – 2003.- № 4. – С. 21-27.
  7. 7. Нечитайлова Е. В. Информационные технологии на уроках химии // Химия в школе. – 2005. - № 3. – С. 13-15.
  8. 8. Андреев А. А. Введение в интернет-образование: Учебное пособие. — М.: Логос, 2003.
  9. 9. Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 1999.
  10. 10. Бэкон Ф. Заблуждения людей // Хрестоматия по философии: учеб. пособие / Сост. П. В. Алексеев. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007, — С. 270-273.
  11. 11. Оспенникова Е. В. Методологическая функция виртуального лабораторного эксперимента // Информатика и образование. – 2002. - № 11. – С. 83-89.
  12. 12. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Сайт Совета безопасности Российской Федерации http://www.scrf.gov.ru/documents/5.html
  13. 13. Толкачёв А. В., Толкачёва Т. К. Школа и СМИ в XXI в.: организация информационно-коммуникативной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2009. - № 3. – С. 2-4.
  14. 14. Журин А. А. Медиаобразование не уроках естественно-научного цикла // Естествознание в школе. – 2004. - № 5. – С. 23-27.
  15. 15. Журин А. А. «Параллельная школа» СМИ: искажение картины мира // Народное образование. – 2004. - № 1. – С. 240-247.
  16. 16. Журин А. А. Научно недостоверная информация: не во вред, а во благо // Химия в школе. – 2002. - № 2. – С. 48-52.
  17. 17. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980.
Аннотация:
В статье рассматриваются преимущества использования Интернета как средства обучения в средней школе на основе его дидактических свойств. Также представлены возможные риски и необходимость формирования основ информационной безопасности школьников. Представлена идея развития критического мышления школьников на основе использования медиатекстов Интернета.
Заголовок:

Урок-исследование по теме «Аммиак»

Спиоск литературы:
  1. Горбенко Н. В., Карпов Г. М. Из опыта формирования и развития универсальных учебных действий при изучении темы «Неметаллы» // Химия в школе. – 2014. - № 7. – С. 16-19.
  2. Коновалова И. М. Урок по теме «Реакции ионного обмена» // Химия в школе. – 2016. - № 4. – С. 11-17.
  3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2011.
  4. Пильникова Н. Н. Из опыта изучения непредельных углеводородов // Химия в школе. – 2015. - № 4. – С. 25-29.
  5. Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: Аркти, 1999.
  6. Шалашова М. М. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: проблемы и пути решения // Химия в школе. – 2014. - № 7. – С. 10-16.
  7. Шалашова М. М. О создании условий для достижения требований ФГОС // Химия в школе. – 2015. - № 4. – С. 14-15.
  8. Шалашова М. М. О средствах достижения предметных и метапредметных результатов обучения // Химия в школе. – 2016. - № 4. – С. 7-10.
Аннотация:
Представленный урок химии по теме «Аммиак» для 9 класса разработан согласно требованиям ФГОС. Для создания проблемной ситуации использовано ситуационное задание. Аналогичные задания можно использовать при изучении различных тем школьного курса химии. Опыт показал, что в результате материал усваивается легко и запоминается надолго.
Заголовок:

Валеологический подход при изучении органической химии

Спиоск литературы:
  1. Бережной Р. В. Судебно-медицинская экспертиза отравлений техническими жидкостями. – М.: Медицина, 1977.
  2. Бубнова В. И. и др. Влияние химических факторов среды на здоровье человека. – Ростов-на-Дону, 1980.
  3. Колычева З. И., Суртаева Н. Н., Егорова Г. И. Валеологический императив современной школы // Тезисы международной научно-практической конференции «Валеология: проблемы и перспективы развития». – Ижевск, 1998.
  4. Макулова И. Д., Филичева А. П. Профессиональные интоксикации. – Л.: Лен. ин-т гиг. труда и проф. заболев., 1966.
  5. Предельные алифатические углеводороды (алканы). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chemanalytica.com/book/novyy_spravochnik_khimika_i_tekhnologa/11_radioaktivnye_veshchestva_vrednye_veshchestva_gigienicheskie_normativy/5171
  6. Углеводороды, насыщенные и алициклические // Документ из ИПС «Кодекс». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.safework.ru/iloenc?print&nd=857300050
  7. Химия и токсикология. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chemister.ru/index.html
Аннотация:
В статье показана необходимость получения обучающимися валеологических знаний на уроках химии на примере изучения алканов. Валеологическая составляющая уроков химии может представлять собой часть самостоятельной работы обучающихся исследовательского характера.
Заголовок:

Механизмы органических реакций: реакции электрофильного и нуклеофильного присоединения и замещения

Аннотация:
В статье дано подробное описание механизмов протекания реакций электрофильного и нуклеофильного присоединения и замещения, приведены примеры заданий по органической химии, для выполнения которых необходимы знания о механизмах протекания реакций.
Заголовок:

Как получить наночастицы серебра

Спиоск литературы:
  1. Markin A. V. Introduction to nanotechnology: a short course for high school students // Proc. SPIE. — 2016. — Vol. 9917. — P. 99171N (1–6).
Аннотация:
В статье приведено описание простой и доступной методики приготовления наночастиц серебра в условиях школьной лаборатории. Для синтеза понадобятся обычная микроволновая печь, нитрат серебра, питьевая сода и лимонная кислота. Предложенную методику можно использовать на внеурочных занятиях с учащимися, в элективных курсах.
Заголовок:

Конвергентное занятие «Тридцать пять оттенков синего, или Цианотипия»

Спиоск литературы:
  1. 1. Смелова В. Г. Конвергентное образование: основные идеи и терминология // Школа и производство. – 2017. – № 7. – С. 8–12.
  2. 2. Смелова В. Г. Место и роль биологии в конвергентном образовании школьников // Биология в школе. – 2018. – №2. – С. 62–71.
  3. 3. Первая женщина фотограф – Анна Аткинс (Anna Atkins) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://photopoint.com.ua/066332-pervaya-zhenshhina-fotograf-anna-atkins/
  4. 4. Савина А. Цианотипия: как напечатать фотографию своими руками: Репортаж [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lookatme.ru/mag/live/experience-reports/196481-cyanotype
  5. 5. Фотография. Всемирная история / Под ред. Дж. Хэкинг. – М.: Магма, 2016. – С. 18–25.
  6. 6. Азбель А. А. Тетрадь кейсовых практик. Опыт самостоятельных исследований. – М.: Изд-во МГПУ, 2015.
Аннотация:
Представлены методические рекомендации проведения конвергентного занятия в системе дополнительного образования школьников на примере получения цианотипийных изображений.
Заголовок:

Практико-ориентированный проект «Исследование состава йогурта»

Спиоск литературы:
  1. ГОСТ 31981-2013 Йогурты. Общие технические условия.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
  3. Иванов В. Г., Горленко В. А., Гева О. Н. Органическая химия. Учебник для ВУЗов. – М.: Мастерство, 2003.
Аннотация:
В статье дано описание исследовательского проекта для учащихся старших классов по установлению соответствия заявленного на упаковке качественного состава наиболее популярных марок йогуртов с фактическим содержанием белка, жиров, лактозы, сахарозы, крахмала.
Заголовок:

К методике формирования опыта познания

Спиоск литературы:
  1. 1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М., Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956. – С. 118.
  2. 2. Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. – № 6. – С. 6-12.
  3. 3. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. – 2018. – № 1. – С. 6-10.
  4. 4. Елизарова Е. В. Формирование опыта познания учащихся на пропедевтическом этапе обучения химии // Химия в школе. – 2017. – № 10. – С. 26-29.
  5. 5. Елизарова Е. В. Один вопрос – сто открытий // Химия в школе. – 2018. – № 5. – С. 18-20.
  6. 6. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Содержание опыта познания обучающихся при реализации продуктивной модели обучения химии // Химия в школе. – 2018. – № 2. – С. 5-9.
Аннотация:
В статье показано, как у учащихся происходит формирование опыта познания в процессе включения их в активную самостоятельную исследовательскую деятельность на пропедевтическом этапе изучения химии.
Заголовок:

Жизнь, отданная школе

Спиоск литературы:
  1. Дядинчук Т. Г. Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников // Молодой учёный. — 2014. — №18. — С. 553-556.
  2. Дружинин И. А. Судьба одного выпуска. – Л., Лениздат, 1981.
  3. Дружинин И. А. Школьные годы чудесные. – Л., Лениздат, 1986.
  4. Злотников Э. Г. Урок окончен – занятия продолжаются. – М., Просвещение, 1992.
  5. Махова Л. В. Развитие мыслительной деятельности учащихся в преподавании химии. – Ленуприздат, 1990.
  6. Махова Л. В. Минутки школьного урока. – Сыктывкар, 1994.
  7. Махова Л. В. Опыт, поиск, раздумья… – Иваново, 1995.
Аннотация:
Статья посвящена 90-летию со дня рождения Заслуженного учителя РФ Л. В. Маховой. Авторы рассказывают о биографии и педагогическом наследии Людмилы Васильевны, раскрывают секрет уникальности этого педагога.
Title:

The echo of the word we place

Summary:
Development of speech and thought happens in parallel and simultaneously. It should be considered at all stages of teaching at school. The development of school students is highly affected by the design of the educational process.
Title:

On features of methodical systems of the developing education in chemistry

Summary:
Design and realization of methodical systems of the developing education in chemistry in the context of requirements of the Federal state educational standard of the general education are considered.
Title:

Internet as a teaching tool: problems and prospects

Summary:
This article discusses the benefits of using the Internet as a teaching tool in secondary schools on the basis of its didactic qualities. Also the possible risks and the importance of forming the foundations of students’ information security are considered. The authors presented the idea of the development of students’ critical thinking through using of Internet media texts.
Title:

Research lesson on the topic “Ammonia”

Summary:
The presented chemistry lesson on the topic “Ammonia” is developed for the 9th class according to the FSES requirements. A situational task is used for creating a problem situation. Similar tasks can be used when studying various subjects of a school chemistry course.
Title:

Valeological approach to teaching organic chemistry

Summary:
The importance of obtaining valeological knowledge by students at chemistry lessons is shown. The theme “Alkanes” is considered as an example. The valeological component of a chemistry lessons can be included as an independent research work of students.
Title:

Mechanisms of organic reactions: electrophilic and nucleophilic addition and substitution

Summary:
The author gives a detailed description of mechanisms of electrophilic and nucleophilic addition and substitution. Examples of tasks based on the knowledge of mechanisms of organic reactions are provided.
Title:

How to obtain silver nanoparticles

Summary:
A simple technique of preparation of silver nanoparticles in a school laboratory is described in article. A common microwave oven, silver nitrate, baking soda and citric acid will be necessary for the synthesis. The offered technique can be used in extracurricular classes, elective courses
Title:

Convergent class “Thirty-five Shades of Blue or Cyanotype”

Summary:
The article provides methodological recommendations for the implementation of convergent education in the system of additional education for school students. The educational scenario “Thirty-five Shades of Blue or Cyanotype” is presented.
Title:

Practice-oriented project “The composition of yogurt”

Summary:
The authors describe a students’ research project to establish the equivalency of the qualitative composition of the most popular brands of yoghurts with the actual content of protein, sucrose, starch, lactose, fat in them.
Title:

On the technique of formation of cognitive experience

Summary:
Formation of pupils’ cognitive experience by means of their inclusion in vigorous independent research activity at a propaedeutic stage of studying of chemistry is discussed in the article.
Title:

Life, dedicated to school

Summary:
The article is devoted to the 90-th anniversary of the honorary teacher of RF Lyudmila Mahova. The authors narrate the life story and discuss the pedagogical heritage of Lyudmila Vasilyevna, reveal the secret of her uniqueness.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.