Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2018 № 6

Русская версия
English version
Заголовок:

Естественно-научная школа: от идеи к воплощению

Аннотация:
На формирование мотивации к успешному изучению того или иного учебного предмета значительное влияние оказывают профессиональные и личностные качества учителя, собственный опыт учащихся и предпочтения родителей. Однако велика роль и школьной среды, традиций и отлаженной системы работы образовательной организации.
Заголовок:

Метод научного познания как основа изучения школьного курса химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Общая методика обучения химии: Содержание и методы обучения химии: Пособие для учителей / Под ред. Л. А. Цветкова. - M.: Просвещение, 1981.
  2. 2. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе. - М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР: Учпедгиз, 1963.
  3. 3. Разумовский В. Г. Проблемы теории и практики школьного физического образования: Избранные научные статьи / Сост. Ю. А. Сауров. – М.: Из-во РАО, 2016.
  4. 4. Заграничная Н. А. Принцип научности в современном содержании обучения // Химия в школе. - 2017. - № 4. - С. 4-8.
  5. 5. Заграничная Н. А., Коротаева А. И. Из опыта использования научного метода познания // Химия в школе. - 2017. - № 9. - С. 9-16.
Аннотация:
В статье показано, что естественно-научное образование призвано обеспечивать формирование естественно-научной грамотности выпускников, знакомить со спецификой научного мышления и научного метода познания. С целью реализации этих подходов автором выделены два методических направления реализации научного метода познания в курсе химии основной школы. При рассмотрении этих направлений доказано, что опора на научный метод познания является эффективным методическим приёмом формирования естественно-научной грамотности и достижения результатов образования при изучении химии.
Заголовок:

Формирующее оценивание при обучении в стационаре

Спиоск литературы:
  1. 1. Дзенис А. В., Оржековский П. А. К методике обучения детей в условиях стационара // Химия в школе. – 2017. - № 3. – С. 11-16.
  2. 2. Крылова О. Н., Бойцова Е. Г. Технология формирующего оценивания в современной школе. - СПб.: Каро, 2015.
  3. 3. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. - Narva: TartuUlikool, 2012.
  4. 4. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. - М.: Логос, 2010.
  5. 5. https://learningapps.org/
  6. 6. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Методика обучения химии в условиях информатизации образования: учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2016. - С. 204-206.
  7. 7. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Создание электронных дидактических материалов по химии // Химия в школе. – 2016. - № 8. – С. 28-31.
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности использования электронных дидактических материалов, созданных с помощью сервиса LearningApps.org, в практике обучения химии школьников, находящихся на длительном лечении в медицинском стационаре.
Заголовок:

Из опыта проведения интегрированного урока с региональным компонентом

Спиоск литературы:
  1. Воотчель М. А. Семинар по теме «Производство серной кислоты» // Химия в школе. – 2011. - № 7. – С. 29-35.
  2. Мастюга С. С., Ревазова И. Дз. Интегрированный урок химии и географии // Химия в школе. – 2014. - № 1. – С. 37-42.
  3. Каустическая сода (NaOH). Способы получения, марки и применение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5922504/page:44/
  4. Обзор рынка каустической соды в СНГ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing-ervices.ru/imgs/goods/851/rynok_kaust_sody.pdf
  5. Полезные ископаемые Волгоградской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://volgograd-area.narod.ru/polezn.htmс
  6. Подвязный В. И., Навроцкий В. А., Ускач Я. Л. Экономическая и экологическая оценка модернизации оборудования в производстве хлора и каустической соды в электролизёрах с ртутным катодом // Известия ВолГТУ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/ekonomicheskaya-i-ekologicheskaya-otsenka-modernizatsii-oborudovaniya-v-proizvodstve-hlora-i-kausticheskoy-sody-v-elektrolizerah-s.pdf
  7. Химическое производство ОАО «Каустик». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kaustik.ru/rus/index.php?option=com_zoom&Itemid=151&catid=2
  8. Экологические проблемы в ОАО «Каустик» и экономические пути их решения: Дипломная работа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.allbest.ru/
Аннотация:
Изучение научных основ современного производства, в том числе химического, – одно из важнейших средств политехнической подготовки учащихся. Это позволяет учащимся связать теорию с практикой, конкретизировать, углубить и закрепить знание теоретических основ химии, а также сориентироваться в выборе профессии. При этом каждый учитель должен корректировать содержание курса химии, рассматривая наиболее подробно основные химические производства, находящиеся на территории родного города или области. Для Красноармейского района Волгограда важнейшим является предприятие «Каустик», производящее каустическую соду, поэтому я провожу ролевую игру, содержание которой направлено на изучение данного химического производства, его закономерностей.
Заголовок:

Урок по теме «Кислоты»

Спиоск литературы:
  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М.: Прогресс, 1980.
  2. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
Аннотация:
Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и с учётом психологических закономерностей запоминания.
Заголовок:

Из опыта изучения солей аммония

Аннотация:
Автор делится опытом проведения урока открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков для учащихся 9-го класса по теме «Соли аммония».
Заголовок:

Задания по теме «Гидролиз солей»

Аннотация:
Приведены вопросы для самоконтроля, которые можно применять как для закрепления изученного материала, так и для текущего дифференцированного контроля.
Заголовок:

Учим составлять уравнения ОВР

Спиоск литературы:
  1. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: Учебник для 10 (11) класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.
  2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Готовимся к Единому государственному экзамену: неорганическая химия: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных органи¬заций. — М.: Русское слово, 2017.
  3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Готовимся к Единому государственному экзамену: органическая химия: пособие для учащихся: теория, упражнения, задачи, тесты. — М.: Русское слово, 2013.
  4. http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
  5. https://chem-ege.sdamgia.ru
Аннотация:
Приведена разработка занятия факультативного курса для учащихся 10-11-го классов по теме «Составление уравнений ОВР на ЕГЭ по химии».
Заголовок:

О международном медицинском вступительном экзамене (IMAT)

Спиоск литературы:
  1. 1. Кузнецова Е. В. Подготовка врача начинается в школе // Химия в школе. — 2017. — № 7. — С. 2–3.
  2. 2. The IMAT Test Specifi cation. — Cambridge: UCLES, 2017.
  3. 3. Admission Test for the Degree Course in Medicine and Surgery. Academic Year 2017/2018. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://www.admissionstesting.org/images/462135-imat-past-paper-2017.pdf
  4. 4. Admission Test for the Degree Course in Medicine and Surgery. Academic Year 2016/2017. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://www.admissionstesting.org/images/370030-imat-specimen-paper-.pdf
  5. 5. Derry L., Connor M., Jordan C. Chemistry: For use with the IB Diploma Programme Standard Level. — Melbourne: Pearson Education Australia, 2008.
  6. 6. Краткий англо-русский русско-английский словарь-справочник химических терминов с произношением / Под ред. к.п.н. доцента М. М. Кутеповой. — М.: Издательство «Экзамен», 2006.
Аннотация:
В статье рассмотрено содержание блока «Химия» международного медицинского вступительного экзамена IMAT, даны примеры заданий. По результатам этого экзамена проводят приём студентов на Международный факультет РНИМУ им. Н. И. Пирогова, а также на медицинские факультеты многих европейских университетов.
Заголовок:

Из опыта обучения решению задач повышенной сложности

Спиоск литературы:
  1. Методическое пособие к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия». 10 (11) класс. Углублённый уровень / авт.-сост. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
  2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: Учебник для 10 (11) класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.
  3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Текущий и итоговый контроль по курсу «Химия. 10 (11) класс. Углублённый уровень». - М.: Русское слово, 2015.
  4. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 классы. - М.: Русское слово, 2013. (Серия «Подготовка к ЕГЭ»).
Аннотация:
Приведён пример организации одного из занятий в рамках элективного курса для старшеклассников «Решение задач по химии повышенной сложности». На данном занятии рассматривается решение задач, в условиях которых речь идёт о протекании нескольких последовательных реакций.
Заголовок:

Механизмы органических реакций: реакции радикального присоединения и замещения

Аннотация:
В статье дано подробное описание механизмов протекания реакций радикального присоединения и замещения, приведены примеры заданий по органической химии, для выполнения которых необходимы знания о механизмах протекания реакций.
Заголовок:

Использование мобильных приложений для фотоколориметрии в школьных исследованиях

Спиоск литературы:
  1. 1. Меньшиков В. В., Лисун Н. М., Сутягин А. А., Стерлигов Г. Самодельный спектрофотометр для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся // Химия в школе. — 2017. — № 8. — С. 60–63.
  2. 2. Smartphones in science teaching / The European platform for science teachers [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.science-on-stage.eu/page/
  3. 3. Kehoe E., Penn R.L. Introducing colorimetric analysis with camera phones and digital cameras: an activity for high school or general chemistry // J. Chem. Educ., 2013. — V. 90. — № 9. — Pp. 1191–1195.
  4. 4. Montangero M. Determining the amount of copper(II) ions in a solution using a smartphone // J. Chem. Educ.,2015. — V. 92. — № 10. — Pp. 1759–1762.
  5. 5. Tu San Park et al. Paper microfluidics for red wine testing // The Royal Society of Chemistry, 2014. — № 4. — Pp. 24356–24362/
  6. 6. Schafer M., Ulber R. Biosensorischer Schwermetallnachweis am Smartphone-Photometer // Dresdner Sensor-Symposium, 2017. — Pp. 114–119.
  7. 7. Qingshan Wei et al. Fluorescent Imaging of Single Nanoparticles and Viruses on a Smart Phone // ACS Nano, 2013. — V. 7. — № 10. — Pp. 9147–9155.
Аннотация:
В статье рассмотрена возможность применения программного обеспечения смартфонов для аналитических целей в химической лаборатории. На примере количественного определения ионов меди и кобальта показана возможность замены смартфоном лабораторного спектрофотометра для проведения фотометрического анализа. Применение смартфонов для этих целей позволит расширить возможности аналитических исследований при организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Заголовок:

Как организовать самостоятельное исследование

Спиоск литературы:
  1. 1. Байбакова Ю. А. Из опыта проведения урока-исследования // Химия в школе. — 2017. — № 4. — С. 32–34.
  2. 2. Неводчикова М. П. Урок-исследование по теме «Алюминий» // Химия в школе. — 2017. — № 8. — С. 22–26.
  3. 3. Нгуен Суан Чыонг и др. Химия: учебник: 10 класс. — М.: Изд: Просвещение, 2006.
  4. 4. Нгуен Суан Чыонг и др. Химия: учебник: 12 класс. — М.: Изд: Просвещение, 2016.
  5. 5. Химия и жизнь (Солтерсовская химия). Часть III. Практикум: пер. с англ. — М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 1997.
  6. 6. Чан Тхи Тхань, Боровских Т. А. Химический эксперимент в технологии развития критического мышления // Химия в школе. — 2017. — № 10. — С. 47–50.
Аннотация:
В статье рассматривается пример самостоятельной работы в практикуме по химии - организация самостоятельного исследования на примере изучения темы «Скорость химической реакции. Равновесие» в старших классах средней школы. При выполнении исследования школьники учатся планировать и проводить самостоятельно исследование химических явлений и процессов, делать выводы на основании наблюдений, что способствует повышению учебной мотивации и, как следствие, развитию их познавательной активности. Самостоятельная работа в практикуме по химии обеспечивает также развитие целого ряда универсальных учебных действий когнитивной и регулятивной групп.
Заголовок:

Региональная олимпиада «Химоня»: формирование познавательного интереса

Спиоск литературы:
  1. 1. Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2122 «Химия». — М.: Просвещение, 1987. — С. 141.
  2. 2. Исаев Д.С., Соболев А. Е. Региональная ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт решения тактических задач // Химия в школе. — 2017. — № 3. — С. 2–5.
  3. 3. Isaev D., Sobolev А. Educational project «Khimonya» as one of the components of the regional system of extracurricular work in chemistry // 8th International Conference on Education and New Learning Technologies EDULEARN16
  4. 4. Соболев А. Е. и др. Оригинальная задача: Сборник олимпиадных задач по химии. — Тверь: Издательство «СФК-офис», 2013.
  5. 5. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Основные направления воспитательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по химии // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научн. тр. 64-й Все-
  6. российской научно-практической конференции химиков с международным участием (Санкт-Петербург, 13–15 апреля 2017 года). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. — С. 79–88.
Аннотация:
В статье представлена новая, адекватная современным условиям научно-методическая разработка формирования познавательного интереса школьников к химии посредством проведения Региональной олимпиады «Химоня». Олимпиада, куратором которой выступает Тверское региональное отделение Ассоциации учителей и преподавателей химии России, организуется в рамках системы внеурочной деятельности школьников в Тверской области. В статье обобщен опыт организации олимпиады «Химоня» за пять лет её проведения, даны подробные методические рекомендации по организации олимпиады, представлены результаты апробации научно-методической разработки.
Заголовок:

Из опыта организации проектной деятельности

Спиоск литературы:
  1. Новошинский И. И. Химия. 8 класс. Учебник — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2013.
  2. Пёрышкин А. В. Физика. 7 класс. Учебник. — М.: Дрофа, 2013.
  3. Школа реальных дел. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://www.leaducation.ru/programms/shkolanovogo-pokoleniya/shkola-realnykh-del/
  4. Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов. Методические рекомендации для подготовки к государственному экзамену по специальности 310700 «Зоотехния» / Под ред. Н. В. Пристача. — СПб.- Пушкин, 2008.
  5. Насколько связаны между собой водопоение животных и их продуктивность? [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://big-fermer.ru/naskolko-svyazany-mezhdusoboi-vodopoenie-zhivotnyh-i-ih-produktivnost
  6. Очистка воды из скважины. Основные способы. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://recn.ru/ochistka-vody-iz-skvazhiny-osnovnye-sposoby
  7. Рудометов В. Н. и др. Бесконечный фильтр воды. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://www.findpatent.ru/patent/234/2343954.html
  8. Обманчивая альтернатива — фильтрация воды. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://us-in.net/voda/voda_14.php
Аннотация:
Проект «Школа реальных дел» – это модель организации проектно-исследовательской деятельности и профессиональной ориентации обучающихся 7-11 классов школы через работу с конкретными ситуациями (кейсами), которые предлагают реальные работодатели из разных секторов экономики, организаций науки и культуры, органов местного управления.
Заголовок:

Крымский период в биографии Н. И. Зелинского

Спиоск литературы:
  1. 1. Волков В. А. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. — М.: Высшая школа, 1991.
  2. 2. Нилов Е. Зелинский / Под ред. О. Писаржевского. — М.: Молодая гвардия, 1964.
  3. 3. Фигуровский Н. А. История химии. — М.: Просвещение, 1979.
  4. 4. Зелинский Н. Д. Избранные труды. — М.: Наука, 1968.
  5. 5. Балезин С. А., Бесков С. Д. Выдающиеся русские учёные химики. — Гос. Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953.
  6. 6. Ена В. Г. и др. Открыватели земли Крымской. — Симферополь: Бизнес — Информ, 2007.
  7. 7. Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели — исследователи морей и океанов. — М.: Государственное издательство географической литературы, 1954.
Аннотация:
В статье представлены материалы об участии выдающегося химика Н.Д. Зелинского в глубоководной океанографической экспедиции (1891) и его роли в химическом исследовании воды и ила Чёрного моря. Данная историко-химическая информация будет полезна учителям для достижения на уроке метапредметных результатов химического образования средствами представленного межпредметного материала об учёном Н. Д. Зелинском; разработки ситуационных задач, проблемных вопросов, а также для проведения внеурочных региональных мероприятий.
Title:

Natural science school: from the idea to its realization

Summary:
On formation of motivation to successful studying of this or that subject considerable influence is rendered by Professional and personal qualities of the teacher, students’ previous experience and preferences of their parents are major factors to motivate students’ efforts aimed at studying school subjects. However, the school environment, traditions and the system of work of the educational organization are important as well.
Title:

The Scientific method as the basis of studying chemistry at school

Summary:
The article shows that science education is intended to ensure the formation of scientific literacy among graduates; to acquaint them with the specifics of scientific thinking and the scientific method of cognition. To implement these approaches, the author identified two methodological areas of implementation of the scientific method of cognition in the school chemistry course. In considering these trends it is proven that reliance on the scientific method of cognition is an effective methodological technique of formation of natural-science literacy and achievement of educational outcomes in studying chemistry.
Title:

Formative assessment in studying chemistry in a hospital

Summary:
The use of electronic teaching materials created by means of LearningApps.org for teaching chemistry to chronically ill children in a medical hospital is discussed.
Title:

Integrated lesson with a regional component

Summary:
The scientific principles of modern chemical production are important components of the content of the students’ polytechnical training. The process of studying chemical technology basics enables students to connect theory with practice, deepens and reinforces the knowledge of the theoretical foundations of chemistry, helps graduates choose their future careers. Each teacher needs to make corrections to the content of the chemistry course and introduce a regional component, including the study of basic chemical production of the city or region. The "Caustic" company, which produces caustic soda and other chemical substances, is the most important industrial site in the Krasnoarmeyskiy district of Volgograd.
Title:

Lesson “Acids”

Summary:
The lesson was developed in accordance with the requirements of the Federal state educational standard of basic general education and with the consideration of psychological patterns of memorization.
Title:

Ammonium salts: from the experience of teaching the topic

Summary:
The author describes her experience of giving a lesson for the 9th-graders on the topic “Ammonium Salts”.
Title:

«The hydrolysis of salts» tasks

Summary:
The questions for self-control which can be used for revising material as well as for the differential control are given.
Title:

Teaching to write the equations of redox reactions

Summary:
The author presents the description of a class for 10-11th-graders on “Writing equations of redox reactions while taking the Unified State Examination in Chemistry”.
Title:

About International Medical Admission Test (IMAT)

Summary:
The International Medical Admissions Test (IMAT) is an aptitude test used as part of the admissions process for International Medical School at N. I. Pirogov Russian National Research Medical University as well as for several European universities. The Chemistry Section of IMAT is described, examples of tasks are given.
Title:

From experience of training in solving calculation problems of the advanced level

Summary:
The description of a class within an elective course for senior students “Solving chemistry calculation problems of the advanced level” is given. Strategies of implementing tasks concerning several consecutive reactions are considered.
Title:

Mechanisms of organic reactions: radical addition and substitution

Summary:
The author gives a detailed description of mechanisms of radical addition and substitution. Examples of tasks based on the knowledge of mechanisms of organic reactions are provided.
Title:

Using mobile applications for photocolorimetry in school research

Summary:
The article considers the possibility of using smartphone software for analytical purposes in a chemical laboratory. Using the example of quantitative determination of copper and cobalt ions, the possibility of replacing a laboratory spectrophotometer to the smartphone for performing photometric analysis is shown. The use of smartphones for these purposes will expand the possibilities of analytical research in the organization of students’ research and project activities.
Title:

How to organize an independent research

Summary:
The authors describe the organization of students’ independent research on the theme “The rate of a chemical reaction, chemical equilibrium”. When performing a research school students learn to plan and conduct independently a research of chemical phenomena and processes, to draw conclusions on the basis of observations that promotes increasing their motivation to study and, as a result, developing their informative activity. Independent work in a chemistry workshop provides the development of a number of cognitive and regulatory universal learning abilities actions.
Title:

Regional Olympiad «Khimonya»: forming cognitive interest in chemistry

Summary:
The authors present a new technique of forming students’ cognitive interest to chemistry by organizing the Regional Chemistry Olympiad “Khimonya”. The Olympiad is conducted by the Tver regional branch of the Association of Chemistry Teachers and Lecturers of Russia in the framework of the system of students’ extracurricular activities in the Tver region. The article summarizes the experience of organizing the Chemistry Olympiad “Khimonya” for the five years of its implementation. The detailed methodical recommendations on the organization of the Olympiad are given, and the results of approbation of this technique are presented.
Title:

From experience of organizing students’ project activity

Summary:
The School of Real Deeds project is a model of the organization of project and research activity and vocational guidance for the 7-11-graders through working with concrete situations (cases) which are offered by real employers from different sectors of economy, scientific and cultural organizations, local authorities.
Title:

The Crimean period in N. I. Zelinsky’s biography

Summary:
The article presents materials on the participation of outstanding chemist H. E. Zelinsky in the deep Oceanographic expedition (1891) and his role in the chemical analysis of water and silt of the Black sea. This historical and chemical information will be useful for teachers to achieve the lesson meta-subject results of chemical education by means of the submitted interdisciplinary material about the scientist N. E. Zelinsky; development of context-based tasks, problematic questions, as well as for organizing extracurricular regional events.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.