Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2018 № 5

Русская версия
English version
Заголовок:

Региональная ассоциация учителей: профессиональное взаимодействие педагогов

Спиоск литературы:
  1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/5930
Аннотация:
В статье рассматривается роль ассоциаций учителей-предметников в профессиональном взаимодействии учителей химии. На примере деятельности ассоциации учителей и преподавателей химии Тюменской области показана возможность использования потенциала ассоциации для профессионального роста педагога, в частности повышение уровня педагогической компетентности учителей химии на основе сотрудничества и взаимодействия, обмена опытом.
Заголовок:

Образные сравнения в общей химии как метапредметный концепт

Аннотация:
В статье рассказано о метапредметном подходе, который реализуется на начальных этапах изучения химии в профильных классах при МГУ имени М.В. Ломоносова в школе № 171 г. Москвы. Приведены примеры образных сравнений химических процессов и явлений с повседневной действительностью.
Заголовок:

Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся

Спиоск литературы:
  1. 1. Davies A., Filder D., Gorbis M. Future Work Skills 2020. – Institute for the Future for the University of Phoenix Research Institute, 2011.
  2. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.
  3. 3. Кортунов Г. М., Борунова Е. Б. Конференция «Химия в кино»: от содержания к развитию регулятивных УУД // Химия в школе. – 2017. – № 8. – С. 18-25.
  4. 4. Кортунов Г. М., Боровских Т. А. Как определить сформированность регулятивных УУД // Химия в школе. – 2017. – № 6. – С. 18-21.
  5. 5. Кортунов Г. М. Диагностика и развитие у учащихся навыков саморегуляции при обучении химии в средней школе // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. Под ред. Е. Я. Аршанского. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2018. – С. 74-75.
Аннотация:
Способности к саморегуляции учебной деятельности очень важны для успешного и осознанного обучения современных школьников. В статье представлено описание структуры саморегуляции учебной деятельности, даны рекомендации по развитию у учащихся способностей к саморегуляции. Предложены разнообразные задания для развития саморегуляции деятельности обучающихся на уроках химии.
Заголовок:

Опорные конспекты как средство повышения эффективности обучения

Спиоск литературы:
  1. Гурьянов П. В. Методика сверхэффективного и быстрого обучения, используя опорные сигналы по В. Ф. Шаталову. – М., 2010.
  2. Искра О. Ю. Интегрированный урок по теме «Липиды» // Химия в школе. – 2018. – № 2. – С. 31-36.
  3. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Владос, 1998. – С. 123–127.
  4. Резников Л. О. О роли знаков в процессе познания // Вопросы философии. – 1991. – № 8.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998. – С. 54–59.
  6. Селеменев С. В. Новая наглядность // Педагогические технологии. – 2002. – № 4.
  7. Супоницкая И. И., Гоголевская Н. И. Обобщающие опорные схемы по химии: методика конструирования и использования, примеры схем с описанием. – М.: МПГУ, 2003.
  8. Суртаева Н. Н. Педагогические технологии: технология естественного обуче¬ния // Химия в школе. – 1998. – № 7. – С. 13-16.
  9. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается // Педагогика. – 1989. – № 4.
  10. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. – М.: Владос, 1991.
Аннотация:
В статье представлены понятие опорного конспекта, требования, предъявляемые к опорным сигналам, даны методические рекомендации по использованию технологии опорных схем-конспектов в образовательном процессе. Приведён пример опорного конспекта по теме «Кислород. Оксиды. Горение».
Заголовок:

Один вопрос – сто открытий

Спиоск литературы:
  1. 1. Елизарова Е. В. О формировании у учащихся опыта познания // Химия в школе. - 2017. - № 10. – С. 26-29.
  2. 2. Степанов С. Ю., Оржековский П. А. О «кольцевой детерминации» естественно-научного образования // Образовательная политика. - 2017. - № 1 (75).
Аннотация:
В статье разбирается один тематический модуль и на его примере показывается как происходит формирование опыта познания, формирование универсальных учебных действий и устойчивой мотивации к обучению и познанию, готовности к саморазвитию при использовании продуктивной модели обучения. Раскрывается методика формирования опыта познания учащихся в процессе включения их в активную самостоятельную исследовательскую деятельность, которая является продолжением познания мира, которое осуществляет ребенок еще до школы.
Заголовок:

Развитие познавательной активности при работе в информационной среде

Аннотация:
В статье описан опыт использования заданий для домашней работы, которые учащиеся выполняют в информационной среде, для развития познавательной активности. Приведены примеры таких заданий для 8-х классов.
Заголовок:

Особенности изучения нового материала в современной школе

Спиоск литературы:
  1. 1. Методическое пособие к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия» 9 класс / авт.-сост. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М.: Русское слово, 2013.
  2. 2. Самойленко А., Чуприна В., Черновол Э. Красавица Кубань (достопримечательности Краснодарского края и Республики Адыгея): Фотоальбом. – М.: Когорта, 2007.
  3. 3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Текущий и итоговый контроль по курсу «Химия. 9 класс». – М.: Русское слово, 2013. - С. 68-77.
Аннотация:
Для успешного формирования понятий и обобщённых способов действий необходимо многократное их повторение и применение на разных этапах изучения предмета. Даже при объяснении нового материала важно опираться на уже известные школьникам факты, предоставлять им возможность применить освоенные умения и способы действий. В таком случае новые знания будут самостоятельно получены учащимися в ходе познавательной деятельности.
Заголовок:

Об усилении практической направленности учебного процесса

Спиоск литературы:
  1. Кузнецова Н. Е. Методика преподавания химии. – М., 1984.
  2. Тагиев Т. И. Методика преподавания химии. Ч. 1-2. - Баку, 2014.
Аннотация:
В Азербайджанской Республике в содержании химического образования на передний план выдвигаются практические умения и навыки приложения усвоенных знаний и умений в практической деятельности. Автор рассказывает о путях усиления практической направленности преподавания химии.
Заголовок:

На грани химического курьёза: дробные степени окисления

Спиоск литературы:
  1. 1. Химический энциклопедический словарь / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. – М.: Советская энциклопедия, 1983.
  2. 2. Химическая энциклопедия: в 5 т. Т. 2, 4. / Под ред. Н. С. Зефирова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
  3. 3. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Учебное пособие по химии. Школьный курс. – М.: ОНИКС 21 век, 2005.
  4. 4. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Лунин В. В. и др. Химия. 10 класс. Профильный уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
  5. 5. Химия. Справочные материалы / Под ред. Ю. Д. Третьякова. – М.: Просвещение, 1984.
  6. 6. Karen P., McArdle P., Takats J. Comprehensive definition of oxidation state (IUPAC Recommendations 2016). // Pure Appl. Chem. – 2016.– Vol. 88. – № 8. – Р. 831.
  7. 7. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 1981.
  8. 8. Хомченко Г. П. Окислительно-восстановительные реакции: В сб. «Книга для чтения по неорганической химии. Ч. 2. / Под ред. В. А. Крицмана. – М.: Просвещение, 1984.
  9. 9. Fleet M. The structure of magnetite: Symmetry of cubic spinels. // Journal of Solid State Chemistry. – 1986. – Vol. 62. – P. 75.
  10. 10. Гринвуд Н., Эрншо А. Химия элементов. Т.2. – М.: БИНОМ. – 2008.
  11. 11. Кузменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа. – 1999.
  12. 12. Волкова С. А. О развитии умения составлять уравнения ОВР // Химия в школе. – 2017. – № 10. – С. 2226.
Аннотация:
В статье освещена проблема нахождения степеней окисления химических элементов в сложных неорганических и органических веществах. На конкретных примерах проиллюстрированы правила ИЮПАК для нахождения степеней окисления. Показано, что дробных степеней окисления существовать не может.
Заголовок:

Интегрированный подход при подготовке к ЕГЭ

Аннотация:
В статье рассмотрен интегрированный подход к изучению химии и физики на примере темы «Электролиз». Показаны преимущества такого подхода и проведения соответствующего химического эксперимента при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Заголовок:

Химический эксперимент при изучении нового материала

Спиоск литературы:
  1. 1. Александр Бутлеров: интересные факты // Кратко обо всём, 2016-2018, Электронный ресурс. – Режим доступа: http://kratkoe.com/aleksandr-butlerov-interesnyie-faktyi/
  2. 2. Александр Михайлович Бутлеров // Энциклопедия России, 2009-2018. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=462
  3. 3. Будущим химикам // LiveJournal, 1999-2018. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://aa-fedoseeva.livejournal.com/970.html
  4. 4. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2013.
  5. 5. Рудзитис Г. Е. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразоват. организаций / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М.: Просвещение, 2016.
  6. 6. Кузнецова Н. Е. Химия. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара. – М.: Вентана-Граф, 2015. – С. 133, 136, 150.
  7. 7. Кузнецова Н. Е. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара. – М.: Вентана-Граф, 2015. – С. 122, 226.
  8. 8. Ковалёв Е. Г. Достижение личностных образовательных результатов в ходе изучения углеводов // Химия в школе. – 2017. – № 9. – С. 16-18.
Аннотация:
Авторы статьи рассуждают о применении химического эксперимента как источника новых знаний на уроках в современной школе. Приведены примеры из опыта использования эксперимента при изучении нового материала на уроках химии в 8-9-х классах.
Заголовок:

Метапредметность: опыт, реализуемый в жизни

Спиоск литературы:
  1. Громыко Н. В. Метапредметный подход как ядро российского образования / Н. В. Громыко, М. В. Половкова // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – СПб, 2009.
  2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика. — Минск, 2000.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.
  4. Журин А. А., Заграничная Н. А. Химия: метапредметные результаты обучения. 8-11 кл. – М.: ВАКО, 2014.
  5. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.
  6. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики / Под ред. Л. Н. Алексеевой, А. А. Устиловской — М., 2007.
  7. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В.Современная дидактика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182.
  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования: Проект / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009.
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы метапредметного содержания образования как одного из центральных педагогических понятий. Авторы приводят практический пример использования метапредметного подхода в обучении химии (при проведении метапредметной олимпиады).
Заголовок:

Интеллектуальная игра «Здоровье дороже золота»

Спиоск литературы:
  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Органическая химия – 10 класс с углублённым изучением химии. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Машковский М. Д. Лекарственные средства. – Харьков: Торсинг, 1998.
  3. Сомин Л. Е. Увлекательная химия. – М.: Просвещение, 1978.
  4. Курганский С. М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: Методическая библиотека, 2006.
Аннотация:
Автор предлагает описание познавательно-интеллектуальной игры для учащихся 9-10-х классов «Звёздный час» на тему «Здоровье дороже золота». При разработке заданий игры использована информация о химических веществах, применяемых в медицине, и витаминах.
Заголовок:

История химии на карте Москвы

Спиоск литературы:
  1. Агеева Р. А. и др. Имена московских улиц: Топонимический словарь. – М.: ОГИ, 2007.
  2. История Москвы. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://moscowchronology.ru/mosstreets.html
  3. Кунаева А. П. Химия на карте Санкт-Петербурга // Химия в школе. – 2017. – № 10. – С. 57 – 62.
  4. Улицы Москвы: Иллюстрированный путеводитель. – М.: АСТ-Астрель, 2011.
  5. Химический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Аннотация:
В статье приведена информация о происхождении названий московских улиц, которая может быть использована для актуализации регионально-исторических знаний на уроках химии и при организации внеурочной и проектной деятельности учащихся.
Title:

Regional association of teachers in the professional interaction of teachers

Summary:
The article discusses the role of associations of subject teachers in the professional interaction of chemistry teachers. For example, the activities of the Association of teachers and professors of chemistry of the Tyumen region show the possibility of using the potential of the Association for the professional development of teachers, in particular raising the level of pedagogical competence of teachers of chemistry on the basis of cooperation and collaboration, exchange of experience.
Title:

Figurative comparisons in the general chemistry as a metasubject concept

Summary:
The metasubject approach which is implemented at the initial stages of studying chemistry in profile classes in the secondary school № 171 of Moscow is discussed. Examples of figurative comparisons of chemical processes and the phenomena and everyday life are given.
Title:

Developing self-regulation in students’ learning activity

Summary:
Self-regulated learning abilities are critical for students to be able to learn successfully and meaningfully. This paper presents a formal framework that describes the self-regulated learning process, related skills, and guidelines. A variety of tasks is presented to promote students’ self-regulated learning activities while studying chemistry at secondary school.
Title:

Technology support schemes as a tool for effective learning

Summary:
The paper presents the concept of technology support schemes, requirements for reference signals, guidelines on the use of technology support schemes in the educational process. An example of the scheme on «Oxygen. Oxides. Burning» is given.
Title:

One question – one hundred discoveries

Summary:
The article delves into one thematic module and, as an example, it shows the formation of learning experience, universal educational actions and sustainable motivation for learning and cognition, readiness for self-development when using the productive model of learning. It discloses the technique of students' knowledge experience formation in their inclusion into an active independent research activity, which is a continuation of the exploration of the world a child carries out before starting school.
Title:

Development of cognitive activity while working in the information environment

Summary:
The experience of using home tasks in the information environment, for the development of students’ cognitive activity is described. Examples of such tasks for the 8th class are given.
Title:

Features of studying new material at modern school

Summary:
Successful formation of concepts and generalized ways of actions requires their repeated repetition and application at different stages of studying a subject. In explaining new material it is important to refer to the facts known to school students, to give them an opportunity to apply the mastered abilities and ways of actions. In that case a new knowledge will be independently gained by pupils during cognitive activity.
Title:

On promoting of practical orientation of the educational process

Summary:
In the Azerbaijan Republic, practical skills of application of the acquired knowledge and abilities in practical activities are being put in the forefront in the content of chemical education. The author discusses the ways of increasing practical orientation in teaching chemistry.
Title:

On the verge of a chemical oddity: fractional oxidation numbers

Summary:
The problem of defining oxidation numbers of chemical elements in complex inorganic and organic substances is discussed. The IUPAC rules for defining oxidation numbers are illustrated by several examples. It is shown that fractional oxidation states shouldn’t be used.
Title:

Integrated approach to getting ready for the USE

Summary:
An integrated approach to studying chemistry and physics on the example of the subject "Electrolysis" is considered. Advantages of this approach and carrying out the corresponding chemical experiment are shown when training students for the USE.
Title:

Chemical experiment in studying new material

Summary:
Chemical experiment as a source of students’ new knowledge in the modern classroom is discussed. Examples from the experience of using experiment when studying new material in the 8-9th grades are given.
Title:

Metasubject approach: the experience realized in life

Summary:
Metasubject content of education as one of the central pedagogical concepts is considered. Organizing metasubject Olympiad as an example of using metasubject approach in teaching chemistry is described.
Title:

Intellectual game "Health is better than wealth"

Summary:
The author offers the description of an informative and intellectual game for the 9-10-graders "Hour of triumph" on the subject "Health Is More Expensive than Gold". The tasks of the game include information on chemicals applied in medicine and vitamins.
Title:

History of chemistry on the map of Moscow.

Summary:
The origins of the street names in Moscow are reviewed. The information provided is useful for forming historical and regional knowledge in a chemistry classroom as well as students’ project activity.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.