Заголовок:
Региональная ассоциация учителей: профессиональное взаимодействие педагогов
Список литературы:
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/5930
Аннотация:
В статье рассматривается роль ассоциаций учителей-предметников в профессиональном взаимодействии учителей химии. На примере деятельности ассоциации учителей и преподавателей химии Тюменской области показана возможность использования потенциала ассоциации для профессионального роста педагога, в частности повышение уровня педагогической компетентности учителей химии на основе сотрудничества и взаимодействия, обмена опытом.
Ключевые слова:
Модернизация образования, ассоциация учителей, профессиональное взаимодействие.
Заголовок:
Образные сравнения в общей химии как метапредметный концепт
Аннотация:
В статье рассказано о метапредметном подходе, который реализуется на начальных этапах изучения химии в профильных классах при МГУ имени М.В. Ломоносова в школе № 171 г. Москвы. Приведены примеры образных сравнений химических процессов и явлений с повседневной действительностью.
Ключевые слова:
Общая химия, образные сравнения, метапредметный подход.
Заголовок:
Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся
Список литературы:
- 1. Davies A., Filder D., Gorbis M. Future Work Skills 2020. – Institute for the Future for the University of Phoenix Research Institute, 2011.
- 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.
- 3. Кортунов Г. М., Борунова Е. Б. Конференция «Химия в кино»: от содержания к развитию регулятивных УУД // Химия в школе. – 2017. – № 8. – С. 18-25.
- 4. Кортунов Г. М., Боровских Т. А. Как определить сформированность регулятивных УУД // Химия в школе. – 2017. – № 6. – С. 18-21.
- 5. Кортунов Г. М. Диагностика и развитие у учащихся навыков саморегуляции при обучении химии в средней школе // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. Под ред. Е. Я. Аршанского. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2018. – С. 74-75.
Аннотация:
Способности к саморегуляции учебной деятельности очень важны для успешного и осознанного обучения современных школьников. В статье представлено описание структуры саморегуляции учебной деятельности, даны рекомендации по развитию у учащихся способностей к саморегуляции. Предложены разнообразные задания для развития саморегуляции деятельности обучающихся на уроках химии.
Ключевые слова:
Саморегуляция учебной деятельности, целеполагание, планирование, контроль и самоконтроль, коррекция, рефлексия.
Заголовок:
Опорные конспекты как средство повышения эффективности обучения
Список литературы:
- Гурьянов П. В. Методика сверхэффективного и быстрого обучения, используя опорные сигналы по В. Ф. Шаталову. – М., 2010.
- Искра О. Ю. Интегрированный урок по теме «Липиды» // Химия в школе. – 2018. – № 2. – С. 31-36.
- Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Владос, 1998. – С. 123–127.
- Резников Л. О. О роли знаков в процессе познания // Вопросы философии. – 1991. – № 8.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998. – С. 54–59.
- Селеменев С. В. Новая наглядность // Педагогические технологии. – 2002. – № 4.
- Супоницкая И. И., Гоголевская Н. И. Обобщающие опорные схемы по химии: методика конструирования и использования, примеры схем с описанием. – М.: МПГУ, 2003.
- Суртаева Н. Н. Педагогические технологии: технология естественного обуче¬ния // Химия в школе. – 1998. – № 7. – С. 13-16.
- Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается // Педагогика. – 1989. – № 4.
- Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. – М.: Владос, 1991.
Аннотация:
В статье представлены понятие опорного конспекта, требования, предъявляемые к опорным сигналам, даны методические рекомендации по использованию технологии опорных схем-конспектов в образовательном процессе. Приведён пример опорного конспекта по теме «Кислород. Оксиды. Горение».
Ключевые слова:
Технология обучения, опорные схемы-конспекты, система опорных сигналов, требования к опорным сигналам.
Заголовок:
Один вопрос – сто открытий
Список литературы:
- 1. Елизарова Е. В. О формировании у учащихся опыта познания // Химия в школе. - 2017. - № 10. – С. 26-29.
- 2. Степанов С. Ю., Оржековский П. А. О «кольцевой детерминации» естественно-научного образования // Образовательная политика. - 2017. - № 1 (75).
Аннотация:
В статье разбирается один тематический модуль и на его примере показывается как происходит формирование опыта познания, формирование универсальных учебных действий и устойчивой мотивации к обучению и познанию, готовности к саморазвитию при использовании продуктивной модели обучения. Раскрывается методика формирования опыта познания учащихся в процессе включения их в активную самостоятельную исследовательскую деятельность, которая является продолжением познания мира, которое осуществляет ребенок еще до школы.
Ключевые слова:
Продуктивная модель обучения, опыт познания, формирование универсальных учебных действий, заполнение знаниевых дефицитов, личностный рост и развитие.
Заголовок:
Развитие познавательной активности при работе в информационной среде
Аннотация:
В статье описан опыт использования заданий для домашней работы, которые учащиеся выполняют в информационной среде, для развития познавательной активности. Приведены примеры таких заданий для 8-х классов.
Ключевые слова:
Познавательная активность, самостоятельная работа, домашняя работа, информационная среда.
Заголовок:
Особенности изучения нового материала в современной школе
Список литературы:
- 1. Методическое пособие к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия» 9 класс / авт.-сост. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М.: Русское слово, 2013.
- 2. Самойленко А., Чуприна В., Черновол Э. Красавица Кубань (достопримечательности Краснодарского края и Республики Адыгея): Фотоальбом. – М.: Когорта, 2007.
- 3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Текущий и итоговый контроль по курсу «Химия. 9 класс». – М.: Русское слово, 2013. - С. 68-77.
Аннотация:
Для успешного формирования понятий и обобщённых способов действий необходимо многократное их повторение и применение на разных этапах изучения предмета. Даже при объяснении нового материала важно опираться на уже известные школьникам факты, предоставлять им возможность применить освоенные умения и способы действий. В таком случае новые знания будут самостоятельно получены учащимися в ходе познавательной деятельности.
Ключевые слова:
Вода, урок изучения нового материала, самостоятельная познавательная деятельность, ученическое исследование.
Заголовок:
Об усилении практической направленности учебного процесса
Список литературы:
- Кузнецова Н. Е. Методика преподавания химии. – М., 1984.
- Тагиев Т. И. Методика преподавания химии. Ч. 1-2. - Баку, 2014.
Аннотация:
В Азербайджанской Республике в содержании химического образования на передний план выдвигаются практические умения и навыки приложения усвоенных знаний и умений в практической деятельности. Автор рассказывает о путях усиления практической направленности преподавания химии.
Ключевые слова:
Теоретические знания, их практическое применение, проблемная ситуация, химическое производство, минеральные удобрения, обратимая химическая реакция, кислотный оксид.
Заголовок:
На грани химического курьёза: дробные степени окисления
Список литературы:
- 1. Химический энциклопедический словарь / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. – М.: Советская энциклопедия, 1983.
- 2. Химическая энциклопедия: в 5 т. Т. 2, 4. / Под ред. Н. С. Зефирова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
- 3. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Учебное пособие по химии. Школьный курс. – М.: ОНИКС 21 век, 2005.
- 4. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Лунин В. В. и др. Химия. 10 класс. Профильный уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
- 5. Химия. Справочные материалы / Под ред. Ю. Д. Третьякова. – М.: Просвещение, 1984.
- 6. Karen P., McArdle P., Takats J. Comprehensive definition of oxidation state (IUPAC Recommendations 2016). // Pure Appl. Chem. – 2016.– Vol. 88. – № 8. – Р. 831.
- 7. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 1981.
- 8. Хомченко Г. П. Окислительно-восстановительные реакции: В сб. «Книга для чтения по неорганической химии. Ч. 2. / Под ред. В. А. Крицмана. – М.: Просвещение, 1984.
- 9. Fleet M. The structure of magnetite: Symmetry of cubic spinels. // Journal of Solid State Chemistry. – 1986. – Vol. 62. – P. 75.
- 10. Гринвуд Н., Эрншо А. Химия элементов. Т.2. – М.: БИНОМ. – 2008.
- 11. Кузменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа. – 1999.
- 12. Волкова С. А. О развитии умения составлять уравнения ОВР // Химия в школе. – 2017. – № 10. – С. 2226.
Аннотация:
В статье освещена проблема нахождения степеней окисления химических элементов в сложных неорганических и органических веществах. На конкретных примерах проиллюстрированы правила ИЮПАК для нахождения степеней окисления. Показано, что дробных степеней окисления существовать не может.
Ключевые слова:
Степень окисления, формальный заряд, дробные степени окисления, окислительно-восстановительные реакции, магнетит, тиосерная кислота, азиды, окисление органических веществ.
Заголовок:
Интегрированный подход при подготовке к ЕГЭ
Аннотация:
В статье рассмотрен интегрированный подход к изучению химии и физики на примере темы «Электролиз». Показаны преимущества такого подхода и проведения соответствующего химического эксперимента при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Ключевые слова:
подход к изучению химии и физики, химический эксперимент, задания ЕГЭ, электролиз
Заголовок:
Химический эксперимент при изучении нового материала
Список литературы:
- 1. Александр Бутлеров: интересные факты // Кратко обо всём, 2016-2018, Электронный ресурс. – Режим доступа: http://kratkoe.com/aleksandr-butlerov-interesnyie-faktyi/
- 2. Александр Михайлович Бутлеров // Энциклопедия России, 2009-2018. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=462
- 3. Будущим химикам // LiveJournal, 1999-2018. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://aa-fedoseeva.livejournal.com/970.html
- 4. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2013.
- 5. Рудзитис Г. Е. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразоват. организаций / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М.: Просвещение, 2016.
- 6. Кузнецова Н. Е. Химия. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара. – М.: Вентана-Граф, 2015. – С. 133, 136, 150.
- 7. Кузнецова Н. Е. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара. – М.: Вентана-Граф, 2015. – С. 122, 226.
- 8. Ковалёв Е. Г. Достижение личностных образовательных результатов в ходе изучения углеводов // Химия в школе. – 2017. – № 9. – С. 16-18.
Аннотация:
Авторы статьи рассуждают о применении химического эксперимента как источника новых знаний на уроках в современной школе. Приведены примеры из опыта использования эксперимента при изучении нового материала на уроках химии в 8-9-х классах.
Ключевые слова:
Химический эксперимент, изучение нового материала, познавательный интерес.
Заголовок:
Метапредметность: опыт, реализуемый в жизни
Список литературы:
- Громыко Н. В. Метапредметный подход как ядро российского образования / Н. В. Громыко, М. В. Половкова // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – СПб, 2009.
- Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика. — Минск, 2000.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.
- Журин А. А., Заграничная Н. А. Химия: метапредметные результаты обучения. 8-11 кл. – М.: ВАКО, 2014.
- Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.
- Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики / Под ред. Л. Н. Алексеевой, А. А. Устиловской — М., 2007.
- Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В.Современная дидактика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования: Проект / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009.
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы метапредметного содержания образования как одного из центральных педагогических понятий. Авторы приводят практический пример использования метапредметного подхода в обучении химии (при проведении метапредметной олимпиады).
Ключевые слова:
Метапредметные результаты обучения, информационная деятельность, коммуникативная деятельность, проектная деятельность, деятельность по решению проблем, метапредметная олимпиада.
Заголовок:
Интеллектуальная игра «Здоровье дороже золота»
Список литературы:
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Органическая химия – 10 класс с углублённым изучением химии. – М.: Просвещение, 2007.
- Машковский М. Д. Лекарственные средства. – Харьков: Торсинг, 1998.
- Сомин Л. Е. Увлекательная химия. – М.: Просвещение, 1978.
- Курганский С. М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: Методическая библиотека, 2006.
Аннотация:
Автор предлагает описание познавательно-интеллектуальной игры для учащихся 9-10-х классов «Звёздный час» на тему «Здоровье дороже золота». При разработке заданий игры использована информация о химических веществах, применяемых в медицине, и витаминах.
Ключевые слова:
Игра, соревнование, эрудиция, интеллект, здоровье.
Заголовок:
История химии на карте Москвы
Список литературы:
- Агеева Р. А. и др. Имена московских улиц: Топонимический словарь. – М.: ОГИ, 2007.
- История Москвы. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://moscowchronology.ru/mosstreets.html
- Кунаева А. П. Химия на карте Санкт-Петербурга // Химия в школе. – 2017. – № 10. – С. 57 – 62.
- Улицы Москвы: Иллюстрированный путеводитель. – М.: АСТ-Астрель, 2011.
- Химический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Аннотация:
В статье приведена информация о происхождении названий московских улиц, которая может быть использована для актуализации регионально-исторических знаний на уроках химии и при организации внеурочной и проектной деятельности учащихся.
Ключевые слова:
Гуманитаризация обучения химии, регионально-исторические знания, проектная деятельность учащихся.