Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2018 № 4

Русская версия
English version
Заголовок:

Учебник: вчера, сегодня, завтра

Аннотация:
Учебник всегда реализовал основные дидактические задачи образования. Учебник — наработанная десятилетиями конструкция комплексного обеспечения всех участников сложного процесса учения, дидактически, методически выверенный инструмент учителя для работы с учащимися. Вариативность и авторский подход к созданию учебников позволяют педагогам найти свой вариант УМК.
Заголовок:

Химия XXI века в школьных учебниках

Аннотация:
Обсуждается вопрос о влиянии достижений науки на школьную программу и содержание школьных учебников по химии. Рассмотрены особенности современной химии и её роль в обществе, затронуты нравственные аспекты применения химии. На примере учебно-методического комплекса (УМК) по химии, созданного в Московском университете, показана возможность сочетания в школьных учебниках современной химии и классических принципов химического образования. Изложены основные идеи и задачи УМК, обсуждены его методические особенности и дидактические принципы.
Заголовок:

Школьное химическое образование: проблемы и пути их решения

Аннотация:
Автор УМК по химии обсуждает важнейшие проблемы химического образования.
Заголовок:

Реализация продуктивной модели обучения в школьных учебниках

Спиоск литературы:
  1. 1. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: АСТ: Астрель, 2013.
  2. 2. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: АСТ: Астрель, 2013.
  3. 3. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Обучение химии в 8-9 классах по учебникам П. А. Оржековского, Л. М.Мещеряковой, М. М. Шалашовой «Химия» 8-9 классы. М.: АСТ: Астрель, 2014.
  4. 4. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. – 2018. - № 1.
  5. 5. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Содержание опыта познания обучающихся при реализации продуктивной модели обучения химии // Химия в школе. – 2018. - № 2.
Аннотация:
Основное отличие представляемого УМК заключается в его ориентации на продуктивную модель обучения, направленную на формирование у обучающихся опыта познания реальных объектов. Важно не только то, что каждый ученик знает и умеет, но и то, как он получил эти знания и умения.
Заголовок:

УМК по химии как средство достижения личностных и метапредметных результатов

Спиоск литературы:
  1. 1. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Шипарёва Г. А. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Ерёмина и др. «Химия». 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.
  2. 2. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Шипарёва Г. А. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Ерёмина и др. «Химия». 9 класс. – М.: Дрофа, 2015.
  3. 3. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.
  4. 4. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. Углублённый уровень. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.
  5. 5. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.
  6. 6. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. Углублённый уровень. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.
  7. 7. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. Базовый уровень. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.
  8. 8. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. Базовый уровень. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.
  9. 9. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Шипарёва Г. А. Химия. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Ерёмина и др. «Химия». 10 класс. – М.: Дрофа, 2014.
Аннотация:
В статье представлен анализ предметного содержания и методического обеспечения УМК «Химия» В. В. Ерёмина, В. В. Лунина и др. на предмет возможности формирования личностных и метапредметных образовательных результатов.
Заголовок:

О формировании естественно-научной грамотности

Спиоск литературы:
  1. 1. Симонов В. М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма. — Волгоград: Перемена, 2000.
  2. 2. Зорина Л. Я. Ценности естественнонаучного образования // Педагогика. — 1995. — № 3. — С. 29–33.
  3. 3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие. — Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013.
  4. 4. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О. С. Габриелян, С. А. Сладков. — М.: Дрофа, 2018.7
  5. 5. Физика 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику А. В. Пёрышкина / Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов. — М.: Дрофа, 2017.
  6. 6. Физика 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику А. В. Пёрышкина / Т.А. Ханнанова. — М.: Дрофа, 2017.
  7. 7. Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О. С. Габриелян, С. А. Сладков. — М.: Дрофа, 2017.
  8. 8. Шахматова В. В., Шефер О. Р. Физика. Диагностические работы к учебнику А. В. Пёрышкина. 9 класс. Физика. 9 класс. Рабочая тетрадь. Диагностические работы. — М.: Дрофа, 2017.
Аннотация:
В статье показаны роль и место учебных заданий компетентностного типа при формировании естественно-научной картины мира, в рамках преподавания естественно-научных предметов. Даётся характеристика естественно-научной компетенции и грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире.
Заголовок:

Как формировать осознанные знания о веществе и химической реакции

Спиоск литературы:
  1. 1. Сиборг Г. Химия. Лабораторный практикум для средней школы. - М.: Мир, 1973.
  2. 2. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: АСТ: Астрель, 2013/
  3. 3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c435309-4e2a-480c-a037-886bd1dda542/069.wmv
Аннотация:
Автор показывает, как на отдельных уроках можно создать эффективную образовательную среду, т. е. создать условия для формирования сложных химических модельных представлений путём их построения и перестроения самими учащимися.
Заголовок:

Обучение моделированию как методу познания

Спиоск литературы:
  1. 1. Оржековский П. А. Система методов обучения, ориентированных на выполнение требований ФГОС // Химия в школе. – 2015. – № 1. – С. 16-17.
  2. 2. Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. – № 6. – С. 6-12.
  3. 3. Оржековский П. А. Обучение в 8-9 классах по учебникам П. А. Оржековского, Л. М. Мещеряковой, М. М. Шалашовой «Химия». 8-9 классы / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014.
  4. 4. Оржековский П. А. Химия: 8-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – Москва: АСТ: Астрель, 2013.
  5. 5. Мещерякова Л. М. Использование метода теоретического моделирования для повышения осознанности знаний по химии / автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (химия в общеобразовательной и высшей школе). – М.: Изд-во МИОО, 2008.
  6. 6. Оржековский П. А. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – М.: АСТ: Астрель, 2013.
  7. 7. Оржековский П. А. О самостоятельной постановке целей познания и их достижении // Химия в школе. – 2017. – №5. – С. 8-13.
Аннотация:
В статье рассматривается моделирование как метод познания при обучении химии. На конкретных примерах рассмотрено построение и перестроение теоретических моделей в курсе химии.
Заголовок:

К методике изучения классов неорганических веществ

Спиоск литературы:
  1. 1. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. - 2018. - № 2. - С. 5-9.
  2. 2. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: АСТ: Астрель, 2013.
Аннотация:
Автор раскрывает методику изучения классификации неорганических веществ как общенаучного метода познания в соответствии с продуктивной моделью обучения химии.
Заголовок:

Методические рекомендации к уроку «Сероорганические соединения»

Спиоск литературы:
  1. 1. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Ерёмина И. В., Керимов Э. Ю. Химия. Углублённый уровень. 10–11 классы: рабочая программа к линии УМК В. В. Лунина: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2017.
  2. 2. Ерёмин В. В. и др. Методическое пособие к учебнику В. В. Ерёмина, Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина и др. «Химия. Базовый уровень». 10 класс. – М.: Дрофа, 2018.
  3. 3. Химия. 10 класс. Углублённый уровень: учебник / В. В. Ерёмин, Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренин, А. А. Дроздов, В. В. Лунин. – М.: Дрофа, 2014.
  4. 4. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия. Т.2. – М.: Бином, 2004.
  5. 5. Робертс Дж., Кассерио М. Основы органической химии. Т. 2. Изд. 2-е, доп. – М.: Мир, 1978.
  6. 6. Волкова Н. В., Фирстова Н. В. Об изучении темы «Бытовая химия» по учебнику «Химия. 11 класс. Учебник. Углублённый уровень» В. В. Ерёмина и соавторов / Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации: сб. ст. научн. конф., посвящ. 77-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского ПГУ (Пенза, 20 декабря, 2016). – Пенза: ПГУ, 2016. – С. 32 – 35.
Аннотация:
В статье предложена методика обучения теме «Сероорганические соединения» по УМК В. В. Лунина и соавторов. На уроке обсуждаются строение и реакционная способность, сопоставляются химические свойства сероорганических соединений с областями их применения.
Заголовок:

Использование дифференцированных заданий на уроках в 9-м классе

Спиоск литературы:
  1. Асанова Л. И. Метапредметные результаты обучения химии: средства достижения и диагностика. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vgf.ru/pedagogu/Webinars.aspx
  2. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Валединская О. Р. Знакомьтесь: азот и его круговорот. – Химия. «Первое сентября». – 2002. – № 43. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://him.1september.ru/article.php?ID=200204302
  4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2008.
  5. Габриелян О. С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2014.
  6. Габриелян О. С. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс». – М.: Дрофа, 2011.
  7. Габриелян О. С. и др. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2007.
  8. Шаталов М. А., Кузнецова Н. Е. Достижение метапредметных результатов обучения. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Аннотация:
В статье приведены методические рекомендации по применению дифференцированных заданий и рассмотрены критерии их оценивания на примере задания по теме «Азот. Круговорот азота в природе».
Заголовок:

Из опыта проведения контекстных уроков

Спиоск литературы:
  1. 1. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии: дис. … доктора пед. наук. - Ульяновск, 2012.
  2. 2. Ахметов М. А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. - № 4. – С. 23-27.
  3. 3. Ахметов М. А. От контекстных заданий к контекстным урокам // Химия в школе. – 2014. – № 4. – С. 24-27.
  4. 4. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2017.
  5. 5. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  6. 6. Габриелян О. С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Дрофа, 2016.
  7. 7. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2018.
  8. 8. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Пономарёв С. Ю. Химия. 10 класс. Углублённый уровень. – М.: Дрофа, 2014.
Аннотация:
Контекстное обучение наиболее ярко можно реализовать на контекстных уроках, которые представляют собой игровую форму учебного занятия, предполагающую групповую деятельность и сотрудничество всех участников образовательного процесса.
Заголовок:

Методические подходы к изучению ОВР в основной школе

Спиоск литературы:
  1. 1. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
  2. 2. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
  3. 3. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Шипарёва Г. А. Рабочая тетрадь к учебнику В. В. Ерёмина, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздова, В. В. Лунина «Химия». 9 класс. - М.: Дрофа, 2013.
Аннотация:
Рассмотрены этапы развития представлений об окислительно-восстановительных реакциях в учебниках, написанных авторским коллективом МГУ имени М. В. Ломоносова.
Заголовок:

Пропедевтический курс химии в условиях реализации ФГОС

Спиоск литературы:
  1. 1. Проект «Концепция преподавания учебного предмета “Химия” в Российской Федерации». – М.: ФГБУ РАО, 2017.
  2. 2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. Химия. Вводный курс. 7 класс. Пропедевтический курс. – М.: ДРОФА-ВЕНТАНА, 2016.
  3. 3. Габриелян О. С., Шипарёва Г. А. Химия. Вводный курс. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ДРОФА-ВЕНТАНА, 2016.
  4. 4. Габриелян О. С., Шипарёва Г. А. Химия. Вводный курс. Методическое пособие. 7 класс. – М.: ДРОФА-ВЕНТАНА, 2016.
  5. 5. Габриелян О. С., Аксёнова И. В. Химия. Вводный курс. Практикум. 7 класс. – М.: ДРОФА-ВЕНТАНА, 2016.
  6. 6. Аксёнова И. В. Роль пропедевтического курса химии в 7 классе для формирования основных предметных понятий и достижении метапредметных результатов // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов 64 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Санкт – Петербург, 13-15 апреля 2017. – СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2017.
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности формирования естественно-научного мировоззрения обучающихся и продуктивной деятельности школьников на раннем этапе обучения химии в 7 классе с целью достижения высокого качества обучения школьного химического образования. Раскрывается отношение к пропедевтике химического образования в школьном курсе как одного из обозначенных направлений в содержании проекта «Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в Российской Федерации». Описывается значение, структура и содержание учебно-методического комплекса по химии (7 класс), изданного в Корпорации «Российский учебник» для использования в работе семиклассников и учителя.
Заголовок:

Вклад М. В. Ломоносова в развитие отечественного стеклоделия

Спиоск литературы:
  1. Ломоносов М. В. Сочинения. Том II. Труды по физике и химии. 1747–1752. – Ленинград, Издательство АН СССР, 1951.
  2. Сидоров Н. И. Усть-Рудицкая фабрика М. В. Ломоносова. // Известия АН СССР. – 1937. – № 1. – С. 149–174.
  3. Безбородов М. А. Работы М. В. Ломоносова в области химии и технологии силикатов. – М.: Наука, 1948.
  4. Безбородов М. А. «Золотой рубин» М. В. Ломоносова. // Доклады АН СССР. – 1946. – Т. LI. – № 7. – С. 525–527.
  5. Осипов Д. В. Усадьба Ломоносова Усть-Рудица – фабрика цветного стекла. – СПб.: Серебряный век, 2011.
Аннотация:
В статье изложены наиболее значимые факты о роли М. В. Ломоносова в развитии учения о стекле. Первые экспериментальные варки стёкол учёный провел в 1748 г., в дальнейшем он не оставлял экспериментальную работу в этом направлении вплоть до своей кончины. Учёный разработал составы смальтовых стекол различной окраски, вызванной как ионами переходных металлов, так и наночастами золота (стекло «золотой рубин»). Изучение состава и микроструктуры стекол, полученных в лаборатории Ломоносова и на Усть-Рудицкой фабрике, позволило разработать методику их воссоздания в современных условиях.
Title:

Textbooks: yesterday, today, tomorrow

Summary:
Textbooks have always realized the main didactic objectives of education. The Textbooks are special complexes that meet the needs of all participants of educational process. They are didactically and methodically verified teacher's tools for working with students. The variability and author's approach to creation of textbooks allow teachers to find the optional one according to their views and inclinations.
Title:

Chemistry of 21th century in school textbooks

Summary:
The influence of achievements of science on the school curriculum and contents of school textbooks in chemistry is discussed. Features of modern chemistry and its role in society are described, moral aspects of application of chemistry are considered. The possibility of combination of modern chemistry and the classical principles of chemical education in school textbooks is shown, it is illustrated by the example of the educational and methodical complex (EMC) in chemistry created at the Moscow university. The main ideas and problems of the EMC are stated, its methodical features and didactic principles are discussed.
Title:

School chemical education: problems and ways of their solving

Summary:
The author of the educational and methodical comlex in chemistry discusses the most important problems of chemical education.
Title:

Realization of the productive model of training in school textbooks

Summary:
The main distinguishing feature of the presented educational and methodical complex is its orientation to the productive model of training aimed at students getting cognitive experience while studying real objects. Not only students’ knowledge and skills are important but also the way they have been acquired.
Title:

Educational and methodical complex in chemistry as a tool for achieving personal and metasubject results

Summary:
The article presents the analysis of the content and methodical support of teaching materials “Chemistry” by V. Eremin, V. Lunin for the possibility of forming personal and metasubject educational results.
Title:

On forming natural-science literacy

Summary:
The role and place of competence-based educational tasks when forming a natural science picture of the world are shown. The natural science competence and literacy as key competence of the person of the modern world is described.
Title:

How to form conscious knowledge of substance and chemical reaction

Summary:
The author shows how it is possible to create an effective educational environment at the lesson, i.e. to create conditions for forming complex chemical models by means of students’ activity.
Title:

Teaching modeling as a cognitive method

Summary:
The article discusses simulation as a cognitive method in teaching chemistry. Specific examples considered are the construction and rebuilding theoretical models in the course of chemistry.
Title:

On studying classes of inorganic compounds

Summary:
The author reveals a technique of studying classification of inorganic compounds as a general scientific method of cognition according to the productive model of studying chemistry.
Title:

Guidelines for the lesson “Sulfur-organic compounds”

Summary:
The article discusses methods of teaching the topic of “Sulfur-organic compounds” using the textbook by V. V. Lunin and co-authors. Structure, reactivity chemical properties and areas of application of organic sulfur compounds are considered.
Title:

On using differentiated tasks at the 9th grade lessons

Summary:
Methodical recommendations and assessment criteria for using differentiated tasks are provided. The task “Nitrogen. Nitrogen cycle in the nature” is given as an example.
Title:

From experience of contextual lessons

Summary:
Context-based learning can be efficiently realized at contextual lessons representing the entertaining form of organizing classes in chemistry. Working in groups and cooperation of all participants of educational process are essential.
Title:

Approaches to studying redox reactions at school

Summary:
The authors discuss the stages of development of ideas about redox reactions in the textbooks written by the group of authors at Lomonosov Moscow State University.
Title:

The propaedeutic chemistry course in the conditions of implementation of federal state educational standards

Summary:
The article deals with the possibilities of forming a natural science worldview in students and their productive activity at the early stage of chemistry education in the 7th grade aimed at achieving the high quality of school chemical education. The attitude to the propaedeutics of chemical education in the school course is disclosed as one of the directions indicated in the content of the project “The concept of teaching the academic subject “Chemistry” in the Russian Federation”. The article describes the meaning, structure and content of the teaching and methodological complex for chemistry (grade 7) published by the Russian Textbook Corporation.
Title:

M.V. Lomonosov’s contribution into the development of glass making in Russia

Summary:
The role of M. V. Lomonosov in the development of Russian glass science and technology is discussed. The first experiments in glass making conducted in 1748 were continued in subsequent years till the time of his death. The compositions of opaque glasses for mosaic tiles colored by metal ions (copper, iron, manganese, cobalt) and gold nanoparticles (“gold ruby glass”) were thoroughly elaborated. The study of mosaic tiles from museum collections made it possible their replication using modern equipment.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.