Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2018 № 3

Русская версия
English version
Заголовок:

От реформы содержания образования к УМК по химии

Аннотация:
Главный редактор журнала представляет новый проект, в рамках которого будут представлены методические материалы различных издательств, выпускающих УМК по химии.
Заголовок:

Активные формы обучения в условиях интеграции естественно-научных дисциплин

Спиоск литературы:
  1. 1. Аксёнова И. В. Виды познавательной деятельности учащихся при проведении различных форм занятий элективных курсов // Вопросы естествознания: межвузовский сборник научных работ. Выпуск 13. – Липецк: ЛГПУ, 2005. – С. 215-216.
  2. 2. Аксёнова И. В., Ковешникова О. С., Хвостова Е. И. Инновационная модель аудиторных и внеаудиторных занятий для успешной организации учебно-познавательной деятельности в условиях интеграции естественно-математического образования // Приоритетные направления развития естественно-математического образования в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования: Материалы 18-й ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы естественно-математического образования». - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2015. – С. 8-11.
  3. 3. Аксёнова И. В. Формирование и развитие познавательной деятельности учащихся на уроке и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе». - Республика Беларусь: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2016. – С. 3-6.
Аннотация:
Статья посвящена взаимосвязи содержания видов познавательной деятельности обучающихся и активных форм аудиторных и внеаудиторных занятий, организуемых учителем при обучении химии в условиях интеграции естественно-научных дисциплин. Предложенная образовательная модель аудиторных и внеаудиторных занятий с целью формирования и развития познавательной деятельности учащихся включает комбинацию уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов и других разнообразных занятий, необходимых для создания условий сохранения здоровья и достижения высоких результатов обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС.
Заголовок:

Дидактические задания для формирования и развития познавательных УУД

Спиоск литературы:
  1. 1. http://www.centeroko.ru/index.html
  2. 2. Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников // Педагогическая диагностика. – М., 2008. - №
Аннотация:
В статье приведены примеры продуктивных заданий, направленных на формирование и развитие при изучении химии таких важных интеллектуальных операций и обобщённых (универсальных) способов деятельности, как умение сравнивать, классифицировать, устанавливать серии объектов. Дидактические задания охватывают разные темы курса химии средней общеобразовательной школы (8-11 классы) и предлагаются для использования в двух направлениях: как готовый материал или как определённый образец для составления авторских заданий педагогами-предметниками.
Заголовок:

Формирование и оценивание логических УУД

Спиоск литературы:
  1. Журин А. А., Заграничная Н. А. Химия: метапредметные результаты обучения: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2014.
  2. Ковель М. И. Как мы формируем и оцениваем логические УУД // Химия в школе. - 2015. - № 5. - С. 24-28.
  3. Шаталов М. А. Методическая программа формирования УУД и её реализация в процессе обучения // Химия в школе. - 2014. - № 6. – С. 13-22.
Аннотация:
С целью формирования, развития и оценивания логических УУД разработаны индивидуальные критериальные продуктивные задания. Они нацелены на достижение личностных и метапредметных результатов обучения. Для каждого задания разработаны и описаны критерии оценки сформированности логических познавательных действий учащихся.
Заголовок:

Учим учиться самостоятельно

Спиоск литературы:
  1. 1. https://pedsovet.org/beta/article/rosobrnadzor-vyavil-nevysokij-uroven-znania-skolnikov-po-himii-i-biologii или http://tass.ru/obschestvo/4831615 Что лучше?
  2. 2. Голодникова Н. В.; Лукинова И. Ю. Об учебниках, которые мы выбрали // Химия в школе. – 2005. – № 7.
  3. 3. Голодникова Н. В. Систематизация знаний в процессе изучения нового материала // Химия в школе. – 2011. – № 7.
  4. 4. Масленникова Л. В. К методике изучения окислительно-восстановительных реакций // Химия в школе. – 2013. – № 9.
  5. 5. Масленникова Л. В. Из опыта работы с УМК Новошинских // Учитель Башкортостана. – 2013. – № 12.
  6. 6. Шмелёва Л. Г. О месте курса органической химии в средней школе // Химия в школе. – 2008. – № 5.
  7. 7. Усачёва В. Г. О целесообразности изучения курса органической химии в 11-м классе // Химия в школе. – 2010. – № 1.
  8. 8. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Внутрипредметная интеграция при изучении органической химии // Химия в школе. – 2011. - № 8.
  9. 9. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Особенности построения курса химии в современных условиях // Методологические и методические проблемы подготовки учителя химии на современном этапе: Материалы международной научно-практической конференции. 29 сентября – 1 октября 2008 г. – Липецк: Липецкий госпедуниверситет, 2008. – С. 178-186.
Аннотация:
Авторы УМК рассказывают об особенностях своих учебников и результатах их использования в школьной практике.
Заголовок:

Когда учиться легко

Спиоск литературы:
  1. 1. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. Пропедевтический курс: Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2017.
  2. 2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С., Костенчук И. А. Тетрадь для практических работ и опытов к учебному пособию И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия. Пропедевтический курс» для 7 класса общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2017.
Аннотация:
Автор обосновывает важность проведения пропедевтического курса химии, делится опытом проведения занятий в 7-м классе.
Заголовок:

О развитии интереса к предмету у семиклассников

Спиоск литературы:
  1. 1. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Программа курса: Химия. Пропедевтический курс // http://русское-слово.рф/methodical/methodicalteachers/khimiya/Chem_Pr_Propedevtika.pdf
  2. 2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: пропедевтический курс: учебное пособие для 7 класса общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2017.
  3. 3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С., Костенчук И. А. Тетрадь для практических работ и опытов к учебному пособию И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия. Пропедевтический курс» для 7 класса общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2017.
Аннотация:
Изучение первоначальных химических понятий в 7-м классе даёт возможность разгрузить программу 8-го класса, пробудить у школьников интерес и выявить склонности к этой науке.
Заголовок:

Об учебно-дидактическом обеспечении курса органической химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Органическая химия: учебник для 11 (10) класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. – М.: Русское слово, 2015.
  2. 2. Рабочая программа к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Органическая химия» 11 (10) класс. Углублённый уровень / авт.-сост. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М.: Русское слово, 2015.
  3. 3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Текущий и итоговый контроль по курсу «Органическая химия». 11 (10) класс. Углублённый уровень. – М.: Русское слово, 2015.
  4. 4. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Готовимся к Единому государственному экзамену: органическая химия: пособие для учащихся: теория, упражнения, задачи, тесты. – М.: Русское слово, 2018.
  5. 5. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Готовимся к Единому государственному экзамену: типы химических задач и способы их решения: 8-11 классы: пособие для учащихся. – М.: Русское слово, 2014.
Аннотация:
Для учащихся, желающих изучать химию на углублённом уровне, мы уже более десяти лет выбираем УМК И. И. Новошинского и Н. С. Новошинской. И учителя, и школьники отмечают их несомненные достоинства. Кроме того, к учебникам прилагается исчерпывающий учебно-вспомогательный материал.
Заголовок:

Из опыта изучения металлов

Спиоск литературы:
  1. 1. Методическое пособие к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия». 10 (11) класс. Углублённый уровень / авт.-сост. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
  2. 2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: Учебник для 10 (11) класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.
  3. 3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Текущий и итоговый контроль по курсу «Химия. 10 (11) класс. Углублённый уровень». - М.: Русское слово, 2015.
  4. 4. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 классы. - М.: Русское слово, 2013. (Серия «Подготовка к ЕГЭ»).
Аннотация:
Предложена разработка урока по теме «Общая характеристика и способы получения металлов» (10 или 11 класс, углублённый уровень). Цели урока: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся об особенностях строения атомов элементов, которым соответствуют простые вещества - металлы, о нахождении металлов в природе и способах их получения; сравнить строение атомов элементов, образующих металлы и неметаллы.
Заголовок:

Обзорный урок по теме «Переходные элементы»

Спиоск литературы:
  1. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: Учебник для 10 (11) класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.
Аннотация:
Предложена разработка урока, на котором рассматриваются образцы заданий из контрольных измерительных материалов ЕГЭ, проверяющих знание химии d-элементов (меди, железа, цинка, хрома и марганца).
Заголовок:

Химико-технологические принципы в решении проблем экологии

Спиоск литературы:
  1. 1. Зайцев В. А. Промышленная экология: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  2. 2. Голубина Е. В. Зеленая химия в вопросах и ответах. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://www.greenchemistry.ru
  3. 3. Зелёная химия в России. Сборник статей. Под ред. В. В. Лунина, П. Тундо, Е. С. Локтевой. – М.: Издательство Московского университета, 2004.
Аннотация:
В статье описаны принципы промышленной экологии, которые учитываются при организации современных химических производств.
Заголовок:

Исследовательские опыты с соединениями железа(III)

Аннотация:
Авторами предложены учебно-исследовательские опыты с соединениями железа(III). Описаны реакции как с неорганическими, так и с органическими реагентами. Работа рекомендована для занятий факультативов, элективных курсов, химических кружков.
Заголовок:

Химические опыты с панкреатическими ферментами

Спиоск литературы:
  1. 1. Северин Е. С., Алейникова Т. Л., Осипов Е. В., Силаева С. А. Биологическая химия. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008.
  2. 2. Яковишин Л. А. Химические опыты с ферментами и чаем каркаде // Химия в школе. — 2011. — № 6. — С. 67–68.
  3. 3. Мезим®. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://mezimforte.ru/
Аннотация:
В статье описаны методики проведения химических опытов с панкреатическими ферментами, выделенными из лекарственных препаратов (мезим форте и др.): расщепление гликозидных, пептидных и сложноэфирных связей, а также инактивация. Рассмотрены особенности специфичности панкреатических ферментов.
Заголовок:

Определение качества продуктов классическими аналитическими методами

Спиоск литературы:
  1. Бурштейн А. И. Методы исследований пищевых продуктов. — Киев: Госмедиздат, 1963.
  2. Евдокимова В. С. Определение кофеина в напитках // Химия в школе. — 1995. — No 5. — С. 32-33.
  3. Нахмедов Ф. Т. Технология кофепродуктов. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность,1984.
  4. Николаев М. А. Теоретические основы товароведения. — М.: Норма, 2007.
  5. Ольгин О. М. Опыты без взрывов. — М.: Химия, 1986.
  6. Трапезникова Н. Н. Демонстрационные опыты по органической химии: учебно-методическое пособие / Н. Н. Трапезникова, Н. Н. Яганова; ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА. — Пермь: Пермская ГСХА, 2012.
  7. Практикум по органической химии: практикум / Н. Н. Яганова, Я. В. Быков, Н. Н. Трапезникова. ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА. — Пермь: Пермская ГСХА, 2016/
Аннотация:
Изучение естественных наук, в том числе химии – основа подготовки специалистов в области ветеринарии и зоотехнии. Одной из задач подготовки будущих специалистов является овладение методиками экспертизы качества продуктов питания, но в новых «ФГОС 3+» сокращены часы, отведённые на изучение химии, что затрудняет подготовки компетентных специалистов. Авторы предлагают химический эксперимент для повышения мотивации и интереса к изучению химии и развития практических умений учащихся.
Заголовок:

Программа «Химия для любознательных»

Спиоск литературы:
  1. 1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2014.
  2. 2. Внимание, конкурс! // Химия в школе. — 2017. — № 9. — С. 18–19.
  3. 3. Пак М. С. Теория и методика обучения химии: Учебник. — СПб.: Издательство «Лань», 2017.
  4. 4. Химическая игротека: Сборник дидактических игр по химии — Тверь: Издательство «СФК-офис», 2014.
  5. 5. Оригинальная задача: Сборник олимпиадных задач по химии. — Тверь: Издательство «СФК-офис», 2013.
  6. 6. Химическая лаборатория: сборник творческих работ по химии. — Тверь: Издательство «СФК-офис», 2017.
Аннотация:
В данной статье представлена программа внеурочной деятельности, направленная на формирование познавательного интереса школьников к химии и достижение ценностных, метапредметных и предметных результатов. Данная программа позволит учителю выстроить образовательный процесс в логике «от урока к внеурочной деятельности» в соответствии с ведущей идеей «от познания к интересу». Программа построена по модульному принципу. Структура полностью соответствует требованиям к программам подобного вида.
Заголовок:

Исследование качества творога

Спиоск литературы:
  1. 1. Химический состав пищевых продуктов. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1984.
  2. 2. ГОСТ 3623-73 Молоко и молочные продукты. Методы определения пастеризации.
  3. 3. Ширяева М. Ю. Проектно-исследовательская работа «Определение качества творога» // Химия в школе. — 2015. — № 4. — С. 52–54.
  4. 4. ГОСТ Р 51458 — 99 Сыр и сыр плавленый. Метод определения массовой доли общего фосфора.
Аннотация:
В работе приводятся методики и результаты определения эффективности пастеризации и содержания кальция и фосфора в твороге. Объектом исследования стал творог «Простоквашино» жирностью 2% и 9%, произведённый в АО «Данон Россия».
Заголовок:

Практико-ориентированный проект «Пигменты растений»

Спиоск литературы:
  1. 1. Грищенко А., Кадацкая С. В. Игра цветов, или Пигменты в нашей жизни. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bio.1september.ru
  2. 2. Никитюк В. Г. Каротиноиды и их значение в живой природе и для человека. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.provisor.com.ua
  3. 3. Кретович В. Л. Биохимия растений. — М.: Высшая школа, 2000.
  4. 4. Растения для нас: Справочное издание / Под ред. Г. П. Яковлева и К. Ф. Блинова. — СПб.: Учебная книга, 1996.
  5. 5. Антоцианы — красящие вещества в клетках растений. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.valleyflora.ru
  6. 6. Лебедев С. И. Физиология растений. — М.: Колос, 2008.
Аннотация:
В статье предлагается методика определения флавоноидов и антоцианов в лепестках роз с использованием качественных реакций на пигменты и метода бумажной хроматографии.
Title:

From reforming the content of education to educational and methodical complexes in chemistry

Summary:
The Editor-in-chief presents a new project aimed at demonstrating various materials of publishing houses producing educational and methodical complexes in chemistry.
Title:

Active forms of teaching in the context of integration of natural sciences

Summary:
The article is devoted to the relationship of the content of students’ cognitive activity and active forms of classroom and extracurricular activities in the context of integration of natural sciences. The proposed educational model of classroom and extracurricular activities aimed at the formation and development of cognitive ability of students includes the combination of lessons, theater, sports, individual classes, excursions and trips, social projects and a variety of other activities providing the conditions for the preservation of health and the achievement of high results of training and education in accordance with the requirements of the GEF.
Title:

Didactic tasks for forming and developing cognitive universal learning abilities

Summary:
The article describes productive tasks directed at forming and developing such important intellectual operations as the ability to compare, classify and determine series of objects. The didactic tasks discussed in the article cover various topics of the chemistry course studied in secondary schools (8-11 grades). They may be used by chemistry teachers either as ready-made tasks for students or as the sample for composing authors' tasks in the process of teaching chemistry.
Title:

Forming and evaluating logical universal learning abilities

Summary:
Individual criteria-based productive tasks for forming, developing and evaluating students’ logical universal learning abilities are given. They are aimed at the achievement of personal and meta-subject results of training. For each task the criteria for evaluation of formation of logical informative actions are described.
Title:

We teach to study independently

Summary:
The authors of the methodical and educational complex tell the readers about the features of their textbooks and results of their use in school practice.
Title:

When studying is easy

Summary:
The author discusses the importance of carrying out a propaedeutic course of chemistry and the experience of organizing classes in the 7th grade.
Title:

About the development of interest in the subject in seventh-graders

Summary:
Studying initial chemical concepts in the 7th grade gives the chance to ease the off the program of the 8th class, to awaken interest in school students and to reveal personal inclinations to this science.
Title:

About educational and didactic tools for the course of organic chemistry

Summary:
For those pupils wishing to study chemistry at the advanced level we have chosen the educational and methodical complexrs by I. I. Novoshinsky and N. S. Novoshinskaya. Both teachers and school students note their advantages. Besides, comprehensive auxiliary materials to these textbooks are provided.
Title:

From the experience of studying metals

Summary:
The description of a lesson “General characteristics and ways of obtaining metals” (10th or 11th grade, advanced level) is given. The lesson is aimed at developing systematic and deep students’ knowledge he structure of atoms of metallic elements, the abundance of metals in nature and ways of their obtaining; comparing structures of atoms of metallic and nonmetallic elements.
Title:

Lesson-overview “Transitional Elements”

Summary:
The author offers a lesson at which samples of the Unified State Exam tasks on chemical properties of d-elements (copper, iron, zinc, chrome and manganese) are discussed.
Title:

Principles of industrial ecology in solving environmental problems

Summary:
The principles of industrial ecology which are considered in the organization of modern production sites of chemical industry are described in the article.
Title:

Research experiments with iron(III) compounds

Summary:
The authors offer research experiments involving compounds of iron(III) and inorganic as well as organic reagents. The experiments are recommended for elective courses and chemical clubs.
Title:

Chemical experiments with pancreatic enzymes

Summary:
The article describes the methods of chemical experiments with pancreatic enzymes isolated from drugs (Mezym forte et al.): cleavage of glycoside, peptide and ester bonds as well as inactivation. The features of pancreatic enzymes specificity are considered.
Title:

Determining the quality of food with classical analytical methods

Summary:
The study of natural sciences, including chemistry, is the foundation of training specialists in the areas of veterinary and zootechnie. One of the tasks of training future specialists is mastering the methods of examining the quality of food, but the new "GEF 3+" reduces the hours for the subject studied, which makes it difficult to train competent specialists. Therefore, it is important to motivate students to master their skills in chemistry and increase their cognitive activity.
Title:

The program «Chemistry for the Curious»

Summary:
This article presents the program of extracurricular activities aimed at the formation of schoolchildren’s cognitive interest to chemistry and the achievement of value results of education as well as metasubject and subject ones. This program will allow a teacher to build the educational process in the logic “from lesson to extracurricular activities” in accordance with the leading idea “from the knowledge to the interest”. The program has a modular design. Its structure meets all the necessary requirements.
Title:

Testing cottage cheese quality

Summary:
The article describes procedures and results of measuring pasteurization efficiency, content of calcium and phosphorus in cottage cheese. Cottage cheese «Prostokvashino» with fat content of 2% and 5%, produced by joint-stock company «Danone Russia» was a test subject.
Title:

Practice-oriented project “Plant pigments”

Summary:
The authors describe a technique for the determination of flavonoids and anthocyanins in rose petals by characteristic reactions and the method of paper chromatography.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.