Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2018 № 2

Русская версия
English version
Заголовок:

О способах повышения познавательной активности обучающихся

Спиоск литературы:
  1. Селевко Г. Г. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  2. Педагогические технологии: Методические рекомендации / Сост. А. П. Чернявская. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002.
  3. Чернявская А. П., Байбородова Л. В.,.Серебренников Л. Н, Харисова И. Г., Белкина В. В., Гаибова В. Е. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.
Аннотация:
Студенты должны осваивать новый материал, получать новые знания через свою познавательную деятельность и уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности. С целью формирования общих компетенций выпускника, активизации учебно-познавательной деятельности студентов, совершенствования методики преподавания необходимо на учебно-воспитательных занятиях применять современные образовательные педагогические технологии, в частности технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Данная технология носит универсальный характер, позволяет эффективно работать любому учителю-предметнику. Каждый урок с применением данной технологии обеспечивает постепенное продвижение студентов к запланированным образовательным результатам. Данная технология позволяет представлять каждый этап урока в виде законченного модуля с чётко определёнными целями и задачами, а также планируемыми образовательными результатами. Такой подход даёт возможность отслеживать результаты деятельности каждого студента в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.
Заголовок:

Продуктивная модель обучения: содержание опыта познания

Спиоск литературы:
  1. 1. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. - 2018. - № 1. - С. 6-10.
  2. 2. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. – М.: Наука, 2000.
  3. 3. Оржековский П. А., Шалашова М. М., Мещерякова Л. М. О структуре курса химии // Химия в школе. – 2012. – № 8. – С. 12-18.
Аннотация:
В статье проводятся аргументы в пользу реализации продуктивной модели обучения химии. Авторы раскрывают содержание опыта познания учеников при реализации учителем продуктивной модели обучения.
Заголовок:

Из опыта проведения урока-конференции

Спиоск литературы:
  1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя: Химия: 9 класс. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Сгибнева Е. П., Скачков А. В. Современные уроки химии: 8-9 классы. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. - (Серия «Школа радости»).
Аннотация:
Приведён конспект урока повторения курса химии 9 класса. Урок направлен на развитие познавательных интересов, на патриотическое воспитание обучающихся.
Заголовок:

Контекстные задачи с межпредметным содержанием

Спиоск литературы:
  1. 1. Марчик Т. П., Ефремов А. Л. Почвоведение с основами растениеводства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/pochva_s_osn_rast/glava-8-pochvennyj-vozdukh.htm
  2. 2. Дрознин В. А., Карпов Г. А., Леонов В. Л., Сугробов В. М., Сугробова Н. Г. Жемчужина Камчатки - Долина гейзеров. Научно-популярный очерк, путеводитель. - Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2009.
Аннотация:
В статье представлены примеры контекстных задач с межпредметным содержанием. Предложены критерии оценивания задач, позволяющие определить уровень сформированности метапредметных результатов обучающихся.
Заголовок:

Деятельностный подход при изучении нового материала

Спиоск литературы:
  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
  2. Банников С. В., Новикова С. Н., Костенчук И. А. О типологии уроков в свете требований ФГОС // Химия в школе. – 2015. - № 2. – С. 16-20.
  3. Гузеев В. В. Структура образовательного процесса. Типы и структуры уроков // Химия в школе. – 2002. - № 1. - С. 17-25.
Аннотация:
Уроки с использованием деятельностного подхода позволяют не только повысить познавательную активность учащихся, но и критически осмысливать информацию, формулировать собственные заключения и оценочные суждения, аргументировать их. Использование таких уроков способствует личностному, познавательному и коммуникативному развитию учащихся, что в полной мере позволяет реализовывать элементы технологии сотрудничества - умению строить продуктивное взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, обеспечивающее образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Заголовок:

Расчётные задачи как объект ученического исследования

Спиоск литературы:
  1. 1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс.] URL: http://www.rg.ru/2013/12/13/matematika-site-dok/.html
  2. 2. Хрусталёв А. Ф. Информатика в задачах математики и химии // Информатика в школе. – 2014. - № 9.
  3. 3. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: 10 класс: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014.
  4. 4. Химия: Курс для средней школы // Под общ. руководством Г. Сиборга. – М.: Мир, 1971. - С. 22
  5. 5. Печерий А. А. Методика подготовки учащихся к решению расчётных задач при выполнении заданий ЕГЭ по химии // Актуальные проблемы химического образования: Сб. материалов VI Всероссийской научно-методической конференции с международным участием ГАОУ ВПО г. Москвы «Московский институт открытого образования». – М.: ИМИР, 2015. - С. 179-186.
  6. 6. Печерий А. А. К методике решения расчётных задач // Химия в школе. - 2015. - № 10. - С. 24-29.
  7. 7. Добротин Д. Ю., Гончарук О. Ю., Медведев Ю. Н. Химия: Тематические и типовые экзаменационные варианты. – М.: Национальное образование, 2016.
  8. 8. Ерыгин Д. П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии. – М.: Просвещение,1989.
  9. 9. Ерыгин Д. П., Грабовый А. К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием. – М.: Высш. шк.,1989.
  10. 10. Steven S. Zumdahl, Donald J. DeCoste. Introductory Chemistry: Sixth Edition. Boston, New York, Houghton Mifflin Company, 2008.
Аннотация:
Рассмотрены задачи из действующего учебника химии и приведены их оптимальные решения. Анализируются методические подходы к решению задач на расчёты по уравнениям химических реакций методом пропорций.
Заголовок:

Химия в школах Вьетнама: особенности организации самостоятельной работы учащихся

Спиоск литературы:
  1. 1. Нгуен Суан Чыонг и соавт. Химия: учебник: 10 класс. – М.: Просвещение, 2006. – С.140-143.
  2. 2. Боровских Т. А. Рабочая тетрадь по химии:9 класс к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 9 класс». – М.: Экзамен, 2015.
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема организации самостоятельной работы по химии учащихся школ Вьетнама. Предложены примеры заданий для самостоятельной работы по семе «Серная кислота. Сульфаты».
Заголовок:

Интегрированный урок по теме «Липиды»

Спиоск литературы:
  1. Егоров А. С. Химия. Новое учебное пособие для поступающих в вузы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  2. Осипова О. В., Шустов А. В. Биоорганическая химия. – М.: Эксмо, 2011.
  3. Потапов В. М. Органическая химия. – М.: Химия, 2007.
  4. Габриелян О. С., Пономарев С. Ю. Органическая химия: Задачи и упражнения. – М.: Просвещение, 2007.
Аннотация:
Данная методическая разработка урока по органической химии является инновационной, так как в ней предусмотрена технология интегрированного учебного занятия по химии и биологии с помощью учебных схем (логико-структурных, схем-программ; информационных, проверочных и обобщающих опорных конспектов), а также предусмотрено применение информационно-коммуникационных технологий. Тема «Липиды» – сложная и важная тема курса органической химии, поэтому учителю необходимо мотивировать обучающихся к изучению данной темы в ходе организации их самостоятельной учебно-познавательной деятельности, что существенно повышает интерес к изучаемым предметам – химии и биологии. Разработка содержит много интересных и занимательных фактов, связанных со свойствами липидов. Она может оказать существенную помощь в организации уроков в профильных классах.
Заголовок:

Принцип аналогии при обучении органической химии

Аннотация:
В статье авторы рассматривают принцип аналогии в строении и свойствах неорганических и органических веществ и рекомендуют применять этот принцип в процессе преподавания органической химии.
Заголовок:

О взаимодействии металлов с кислотами

Спиоск литературы:
  1. 1. Постников А. Ю. Об использовании метода полуреакций // Химия в школе. – 2011.  №10.  С. 48-51.
  2. 2. Раткевич Е. Ю. и др. Об использовании понятия «Степень окисления» в курсе химии средней школы // Химия в школе. – 2012.  № 4.  С. 8-12.
  3. 3. Турчен Д. Н. Наш подход к определению коэффициентов в уравнениях ОВР // Химия в школе. – 2012.  №2.  С.42-48.
  4. 4. Шульчус А. О растворении меди в кислотах // Химия в школе.  2014.  № 5.  С. 26-28.
  5. 5. Неорганическая химия. В 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова / T. 2: Химия переходных металлов.– М.: Академия, 2004. – C. 368.
  6. 6. Mahadeo M. T. The action of nitric acid on metals // Journal of Chemical Education. – 1953.  Vol. 30. № 6.  P. 290.
  7. 7. Pannu S. S. Nitric acid // Journal of Chemical Education. – 1984.  Vol. 61. № 2.  P.174176.
  8. 8. Шульчус А. Расчёты с использованием стандартных потенциалов металлов // Химия в школе.  2013.  № 2.  С. 42-46.
  9. 9. Шульчус А. ЭДС в теоритическом обосновании экспериментальных данных // Химия в школе.2013. № 8.С. 65-68.
  10. 10. Sulcius A. Calculation of electromotive force in redox processes // World journal of chemical education. 2014.  Vol. 2 (2).  P. 21-25.
  11. 11. Jensen W. B. The importance of kinetic metastability: some common everyday examples // Journal of Chemical Education. – 2015.  Vol. 92.  № 4. P. 649−654.
  12. 12. DeMeo S. Does Copper Metal React with Acetic Acid? // Journal of Chemical Education.1997. № 74 (7).P. 884-886.
  13. 13. Massey A. G. Comprehensive Inorganic Chemistry.London: Pergamon, 1973.  Vol. 3.  P. 18.
  14. 14. Лёвкин А. Н., Кузнецова Н. Е. Химия: 11 класс. Задачник. М.: Вентана-Граф, 2014.
  15. 15. Sulcius A. Reactions of metals in nitric acid: writing equations and calculating electromotive force of redox reaction // Journal of chemical education. 2015.  Vol. 92.  № 12. P. 1971-1972.
  16. 16. Курамшин Б. К. О решении олимпиадных задач на вывод формулы вещества // Химия в школе. 2017. №6. С. 59-63.
  17. 17. Рипан Р., Четяну И. Неорганическая химия. В 2-х т. – Т.1. Химия металлов. – М.: Мир, 1972.
  18. 18. Naderi H., Abdollahy M., Mostoufi N. Kinetics of chemical leaching of chalcocite from low-grade copper ore: size-distribution behavior // Journal of Mining&Environment.2015. Vol.6.  № 1. P. 109-118.
  19. 19. Vračar R., Vučkovic N., Kamberovic Ž. Leaching of copper(I) sulphide by sulphuric acid solution with addition of sodium nitrate // Hydrometallurgy 70. 2003. № 70. P. 143–151.
  20. 20. Marcantonio P. Kinetics of dissolution of chalcocite in ferric sulfate solutions. Ph. D. thesis.  University of Utah, USA, 1975.
Аннотация:
Предложенная усовершенствованная методика изучения реакций металлов с сильными кислотами позволяет ученикам систематизировать и расширить знания об окислительно-восстановительных реакциях в неорганической химии. Для улучшения усвоения знаний о растворении металлов в азотной кислоте предложены мнемонические схемы, позволяющие лучше понять состав образующихся газообразных продуктов.
Заголовок:

Подготовка к ГИА: использование экспериментальных заданий

Спиоск литературы:
  1. 1. Головнер В. Н. Семь превращений в одной пробирке // Химия в школе. — 2000. — № 3. — С. 61–64.
Аннотация:
Предложена методика экспериментальной подготовки учащихся к итоговой аттестации по химии. Разработана серия опытов, нацеленных на изучение химических свойств соединений различных металлов, представленных в кодификаторе ЕГЭ.
Заголовок:

Об организации метапредметных практикумов

Спиоск литературы:
  1. 1. Подходова Н. С., Титова И. М. Метаметодика как новое научное направление // Сборник научных трудов по непрерывному образованию. Метаметодика: продуктивный диалог предметных методик обучения. – СПб., 2004.
  2. 2. Телешов С. В. История химического школьного эксперимента / Сборник научных статей VIII Международной научно-методической конференции «Методика преподавания химических и экологических дисциплин». 26-27 ноября 2015 г. – Брест: БрГТУ, 2015. – С. 184-187.
  3. 3. Румянцев Б. В., Пояркова О. Ю. Формирование представлений о точности измерений с помощью лабораторных опытов на уроках химии / Chemistry education – 2017 / International scientific practical conference proceedings. 18 April 2017. – Каunas, 2017. – P. 22-25.
  4. 4. Петрушевский В. Ф. Практические занятия по химии в старшем специальном классе Пажеского Его Императорского Величества корпуса курса 1868/69 учебн. года // Педагогический сборник. Книжка X. – Санкт-Петербург, 1869. – С. 545-549.
  5. 5. Телешов С. В. Новые идеи столетней давности // Директор школы. – 1999. – № 7. – С. 49-54.
Аннотация:
В статье рассмотрен потенциал метапредметных практикумов для достижения метапредметных результатов обучения. Приведено содержание практикума «Индикация. Виды индикаторов».
Заголовок:

Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися

Спиоск литературы:
  1. 1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
  2. 2. Давыдов В. Н. Теория и методика интегративно-проектного подхода в процессе внеурочной работы по химии: Дис. … докт. пед. наук. – СПб., 2002.
  3. 3. Внеклассная работа по химии. 8-11 кл. / Под ред. Э. Г. Злотникова. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004.
  4. 4. Пак М. С., Давыдов В. Н., Толетова М. К., Зелезинский А. Л. Внеурочная работа по химии в современной школе. Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
  5. 5. Пак М. С. Теоретические основы внеурочной работы по химии // Дидактика химии: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004. – С. 191-203.
  6. 6. Пак М. С. Внеурочная работа как форма организации обучения химии // Теория и методика обучения химии: Учебник. – СПб.: Издательство «Лань», 2017. – С. 246-264.
  7. 7. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности // Вестник образования России. – 2017 – № 19. – С. 25-40.
  8. 8. Шульгин А. Т. Формирование творческих способностей старшеклассников в системе дополнительного химического образования детей: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2009.
  9. 9. Исаев Д. С., Пак Е. Б., Егорова Н. Ю. Положение о порядке и условиях установления выплат стимулирующего характера педагогическим работникам школы // Инновации в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тверь: Тверской государственный технический университет, 2011. – С. 104-118.
  10. 10. Isaev D., Sobolev A. Educational project «Khimonya» as one of the components of the regional system of extracurricular work in chemistry // 8th International Conference on Education and New Learning Technologies EDULEARN16 (4-6 July, 2016; Barcelona, Spain): Proceedings, 2016. – Pp. 2284-2289.
  11. 11. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Организация системы внеурочной работы по химии в соответствии с ФГОС: опыт Тверского региона // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научн. тр. 63-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – С. 20-27.
  12. 12. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Инновационный подход к внеурочной деятельности школьников по химии // Актуальные проблемы науки, производства и химического образования: Сб. материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. Э. Ф. Матвеевой. – Астрахань, 2017. – С. 138-142.
  13. 13. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Региональная Ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт, проблемы, перспективы // Химия в школе. – 2016. – № 9. – С. 35.
Аннотация:
Авторы уточняют понятие «внеурочная деятельность по химии» в соответствии с новыми вызовами в образовании, формулируют главную цель внеурочной деятельности по химии и рассматривают её понятийный аппарат, назначение и связь с другими организационными формами современного химического образования. Вычленены важнейшие этапы и содержание внеурочной деятельности по химии.
Заголовок:

Практико-ориентированные задачи при подготовке к олимпиадам

Спиоск литературы:
  1. 1. Арзамасцев А. П. Фармацевтическая химия. – М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2004.
  2. 2. Беликов В. Г. Фармацевтическая химия. – М.: «Медпресс-информ», 2007.
  3. 3. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия в 4-х т.Т.3. – М.: Бином, 2014.
  4. 4. Белобородов В. Л., Зурабян С. Э., Лузин А. П., Тюкавкина Н. А. Органическая химия. В 2 кн. Кн. 1: Основной курс. – М.: Дрофа, 2002.
Аннотация:
Авторы предлагают задачу повышенной сложности, в условии которой подробно обсуждается химия стрептоцида как полифункционального органического соединения, и ответы к ней. Химические реакции рассматриваются с позиций органической и аналитической химии.
Title:

On ways of improving the cognitive activity of students

Summary:
Students should master the new material, acquire new knowledge through their cognitive activity and be able to use the acquired knowledge in practice. Modern educational teaching technologies, and in particular the teaching technology "Development of critical thinking through reading and writing" should be applied in teaching in order to form the overall competence of a graduate, to strengthen the educational and cognitive activity of students and to improve the methods of teaching. This technology is universal, it allows any teacher to work effectively. Each lesson with the use of this technology provides a gradual promotion of students to the planned educational outcomes. This teaching technology allows representing each step of the lesson in the form of a complete «module» with clearly defined goals and objectives, as well as the planned educational outcomes. This approach makes it possible to track the performance of each student throughout the lesson at each stage, and also allows you to observe the principle of continuity of learning in the class.
Title:

The productive model of teaching: the cognitive experience content

Summary:
The article provides the arguments in favor of implementation of the productive model of teaching chemistry. The authors reveal the nature of the students’ cognitive experience when the productive teaching model is implemented by the teacher.
Title:

From the experience of organizing a class conference

Summary:
The author suggests the description of a lesson for the revision of the chemistry course chemistry in the 9th grade aimed at developing cognitive interests and patriotic education of students.
Title:

Interdisciplinary context-based tasks

Summary:
Examples of context-based problems with interdisciplinary content are presented. The authors propose the assessment criteria for the tasks for evaluating the level of formation of meta-subject results in students.
Title:

The activity approach when learning new material

Summary:
Lessons using the activity approach allow not only to increase cognitive activity of students, but also to think critically about information, to formulate their own conclusions and value judgments, to argue them. Use of these lessons contributes to the personal, cognitive and communicative development of pupils, which fully allows to implement the technology elements of cooperation - the ability to build productive relationship with peers and adults, providing educational needs of each student in accordance with his individual characteristics.
Title:

Calculation problems as a subject of students’ research

Summary:
The calculation tasks given in modern textbooks are considered, their best solutions are provided. This article considers methodical approaches to the solution of calculation problems in chemistry with the use of the proportion method.
Title:

Chemistry at Vietnamese schools: organizing students’ independent work

Summary:
The problem of organizing students’ independent work in chemistry at Vietnamese schools is considered. The examples of tasks for studying the theme “Sulfuric acid. Sulfates” are given.
Title:

The integrated lesson on the topic «Lipids»

Summary:
The authors suggest the description of a lesson in organic chemistry with the use of innovative technology of integrated training session in chemistry and biology through the educational schemes (structural schemes, flowcharts, concept maps) as well as the application of Information and Communication Technologies. The scenario includes many interesting and exciting facts which are related to properties of lipids. It will help the teacher of chemistry in organizing lessons in specialized classes.
Title:

Principle of analogy in teaching organic chemistry

Summary:
The authors consider the principle of analogy in structure and properties of inorganic and organic substances and recommend applying this principle in the process of teaching organic chemistry.
Title:

On the interaction of metals and acids

Summary:
The advanced technique of studying reactions of metals with strong acids allows students to systematize and expand their knowledge of redox reactions in inorganic chemistry. To improve the assimilation of knowledge of dissolution of metals in nitric acid the mnemonic schemes allowing to better memorize the structure of the forming gaseous products are offered.
Title:

Preparing for State Final Assessment: using experimental tasks

Summary:
The method of experimental preparation of students for the final assessment in chemistry is considered. The authors describe the series of experiments aimed at studying chemical properties of compounds of various metals presented in the codifier of the Unified State Exam.
Title:

On organizing meta-subject workshops

Summary:
The potential of meta-subject workshops for achieving meta-subject educational results is discussed. The content of the workshop “Iindication. Types of indicators” is given.
Title:

Modern approaches to organizing extracurricular work with students

Summary:
The article attempts to clarify the concept of «extracurricular activities in chemistry» in accordance with new challenges in education. The main goal of extracurricular activities in chemistry and its conceptual framework are formulated. Its purpose and relationship with other organizational forms of modern chemical education are defined. The most important stages and content of extracurricular activities in chemistry are discussed.
Title:

Practice-oriented tasks in preparing students for Olympiads

Summary:
The authors suggest the task based on chemical properties of sulfanilamide as a multifunctional organic compound. Chemical reactions of sulfanilamide as for (conditions, mechanisms, effects, stoichiometry) are discussed in the aspects of organic as well as analytical chemistry.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.