Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2018 № 10

Русская версия
English version
Заголовок:

Химические мифы и реальность: «водородная» вода

Спиоск литературы:
  1. Химическая энциклопедия. Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — С. 400.
Аннотация:
Автор разоблачает рекламный миф о целительных свойствах так называемой водородной воды.
Заголовок:

Из опыта гуманитаризации обучения химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Пак М. С., Орлова И. А. Гуманитарное обновление химического образования: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Издательский дом «МИРС», 2010.
  2. 2. Интернет-энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 15.10.2017).
  3. 3. Распутин В. Г. Прощание с Матёрой [Электронный ресурс]. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=22933&p=1 (дата обращения: 01.10.2017).
  4. 4. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
  5. 5. Альберт Великий. Малый алхимический свод [Электронный ресурс]. – URL: http://www.theosophy.ru/lib/albert.htm (дата обращения: 01.10.2017).
Аннотация:
Предложены методическая разработка из опыта изучения классификации химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции посредством интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний.
Заголовок:

Информационно-обучающие карты-алгоритмы по органической химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Каверина А. А., Снастина М. Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 г. по химии. Москва, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1440158231/metod-rek_himiya_2016.pdf
  2. 2. Каверина А. А., Снастина М. Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 г. по химии. Москва, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1471851308/himiya.pdf
  3. 3. Добротин Д. Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 г. по химии. Москва, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1503951371/himiya_2017.pdf
  4. 4. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС. 2000.
  5. 5. Турчен Д. Н. Графические схемы при решении расчётных задач // Химия в школе. - 2010. - № 6. - С. 50-56.
  6. 6. Голубев А. М., Романко О. И., Смирнов А. Д. Алгоритмы решения задач по курсу химии для технических университетов. Общие законы химии // Инженерный журнал: наука и инновации.- 2013. - Выпуск 6. [Электронный ресурс]. URL: http://engjournal.ru/articles/786/html/files/assets/basic-html/page14.html
Аннотация:
Представлены алгоритмы решения задач по органической химии. Показано, что алгоритмы могут быть реализованы в процессе изучения химии при установлении молекулярных формул органических веществ. Особое внимание уделено основным законам химии и количественным расчетам по уравнениям реакций горения. Приведены примеры применения алгоритмов при решении задач путем составления таблиц, распределения хода решения по стадиям.
Заголовок:

Адаптивно-инновационный подход при использовании презентаций

Спиоск литературы:
  1. 1. Калинова Г. С. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и содержание обучения биологии // Биология в школе. – 2012. – № 5. – С. 29–37.
  2. 2. Титов Е. В., Морозова Л. В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2010.
  3. 3. Казарова О. А., Пчёлина Е. А., Егорова В. А. Методические аспекты применения адаптивно-инновационных методов и инструментов оценивания в обучении химии // Наука в современном мире: материалы XXVIII Междунар. науч.-практ. конф. (31 октября 2016 г.): сб. науч. тр. – М.: Перо, 2016. – С. 43–51.
  4. 4. Казарова О. А., Пчёлина Е. А. Оценивание УУД адаптивно-инновационными методами // Химия в школе. — 2016. — № 8. — С. 6–9.
  5. 5. Казарова О. А., Ледяева Ю. Н. Организация исследовательской деятельности школьников // Проблемы и перспективы формирования инновационной системы образования в XXI веке: I Междунар. науч.-практ. конф. (2012; Йошкар-Ола). – Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2012. – С. 43–47.
  6. 6. Казанина С. М. Технология интеллектуального развития учащихся: учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НРЦРО, 2008.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности адаптивно-инновационного подхода при использовании презентаций в учебном процессе. Этот подход обеспечивает достижение качественно новых результатов обучения благодаря обоснованному, системному применению педагогических технологий, индивидуализации обучения, использованию оригинальных методов и инструментов оценивания достижений обучающихся.
Заголовок:

Основной государственный экзамен: отражение современных тенденций в контрольно-оценочной деятельности

Спиоск литературы:
  1. 1. Добротин Д. Ю. Современные требования к контролю образовательных достижений учащихся // Химия в школе. - 2018. - № 8. - С. 14-20.
  2. 2. Каверина А. А. Моделирование учебно-познавательных и учебно-практических задач по химии для оценки учебных достижений выпускников основной школы // Педагогические измерения. - 2016. - № 1. - С. 59–65.
  3. 3. Добротин Д. Ю. Государственная итоговая аттестация: мнения, предложения, вопросы // Химия в школе. - 2012. - № 7. - С. 38-41.
  4. 4. Добротин Д. Ю. Предметно-компетентностный подход к контрольно-оценочной деятельности в школьном химическом образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. - 2017. - № 2 (26).- С. 100-105.
  5. 5. Добротин Д. Ю., Молчанова Г. Н. Я сдам ОГЭ! Химия. Практикум и диагностика: Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2018.
  6. 6. Каверина А. А., Иванова Р. Г., Добротин Д. Ю. Химия. Планируемые результаты. Система заданий 8-9 класс. (Работаем по новым стандартам). – М.: Просвещение, 2013.
  7. 7. Добротин Д. Ю. Системный подход при формировании понятия «вещество» // Химия в школе. - 2005. - № 7. - С. 11-16.
Аннотация:
В статье рассматриваются перспективные модели заданий, планирующиеся для включения в контрольные измерительные варианты Основного государственного экзамена по химии, обращено внимание на их содержательную и умениевую направленность, а также приведены подходы к оцениванию заданий с развёрнутым ответом.
Заголовок:

Приёмы развития логического мышления

Аннотация:
В статье представлен материал из собственной методической копилки учителя – подходы к развитию логического мышления на уроках химии и биологии.
Заголовок:

Об ознакомлении с физикой и химией в курсе естествознания

Аннотация:
Большие возможности для организации активной самостоятельной деятельности учащихся предоставляет изучение окружающего мира и его законов в рамках пропедевтического курса естествознания (физика и химия) в 5-6 классах. Учащиеся знакомятся с широким кругом явлений, с которыми непосредственно сталкиваются в повседневной жизни.
Заголовок:

Краеведческий аспект изучения металлов

Спиоск литературы:
  1. 1. Фетисов Г.П. Материаловедение и технология металлов. – М.: Высшая школа, 2006.
  2. 2. Храмков Л.В. Введение в самарское краеведение. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2003.
  3. 3. Площадь Чекистов и памятник чекистам (Волгоград). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vetert.ru/rossiya/volgograd/sights/327-pamyatnik-chekistam.php
Аннотация:
Статья посвящена изучению темы металлов в школьном курсе химии на основе краеведческого материала, являющегося необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Использованы примеры памятников истории и культуры города Волгограда, выполненные из бронзы. Используемый материал позволяет формировать уважение к истории, традициям, святыням родного края.
Заголовок:

Фантастические сюжеты как контекст химических задач

Спиоск литературы:
  1. 1. Павлов И. И., Кузнецова Н. О., Данилова М. П. и др. Мотивационные технологии обучения в системе школьного образования. Учебно-методическое пособие. – Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2017.
  2. 2. Павлов И. И. Технология составления и применения задач на основе видеофрагментов из научной фантастики. Свидетельство о государственной регистрации базы данных. № 2018620623 от 23 апреля 2018 г.
  3. 3. Павлов И. И., Яковлева А. В. Развитие критического мышления на уроках биологии при решении задач на основе научной фантастики // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – Т. 64. – №3. – С. 156-160.
  4. 4. Швец М. Е. Ситуационная задача «Один на всем Марсе» // Химия в школе. - 2018. - № 2. - С. 19.
Аннотация:
В статье описываются возможности использования сюжетов из научной фантастики для составления задач по химии, способствующих повышению положительной мотивации школьников к учебному процессу. Представлена методика презентации отрывков из кинофильмов, их обоснование и опровержение на основе научных знаний. Образовательная цель предлагаемой методики заключается в создании условий для повышения положительной мотивации у школьников, способствующей систематизацию и практическому применению приобретенных знаний при решении проблемных задач, основанных на сюжетах научной фантастики.
Заголовок:

Организация групповой работы при изучении химической связи

Спиоск литературы:
  1. Кандаурова А. В., Кравченко М. В. Формирование опыта социального взаимодействия в процессе интерактивного обучения // Химия в школе. — 2014. — № 1. — С. 27–31.
  2. Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. — 2015. — № 6. — С. 6–12.
Аннотация:
В статье представлена методическая разработка урока по теме «Химическая связь» для учащихся 8 класса, которые начинают изучать эту тему. Урок разработан в соответствии с программой О.С. Габриеляна, но также может быть использован и при изучении химии по программам других авторов.
Заголовок:

Урок-обобщение по теме «Химические свойства органических веществ»

Спиоск литературы:
  1. Игошева Е. В., Трапезникова Н. Н. Из опыта обучения приёмам сравнения и прогнозирования // Химия в школе. – 2017. - № 5. - С. 21-00.
  2. Иоанидис Н. В. Кислородсодержащие органические соединения в заданиях ЕГЭ // Химия в школе. — 2013. — № 5. — С. 31–37.
  3. Макаров Ю. Б. Контролирующий семинар по теме «Альдегиды и карбоновые кислоты» // Химия в школе. — 2015. — № 5. — С. 34–36.
Аннотация:
Предложен обобщающий урок по теме «Химические свойства органических веществ». Урок рассчитан на 2 ч и проводится после изучения кислородсодержащих органических соединений.
Заголовок:

К изучению ОВР в курсе неорганической химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Никольский А. Б., Суворов А. В. Химия: учебник для вузов. – СПб.: Химиздат, 2001.
  2. 2. Неорганическая химия в 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. Т.2: Дроздов А. А., Зломанов В. П., Мазо Г. Н., Спиридонов Ф. М. Химия непереходных элементов. – М.: Академия, 2004.
  3. 3. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химические свойства неорганических веществ. – М.: Химия, 2000.
  4. 4. Глинка Н. Л. Общая химия: учебник для бакалавров / Под редакцией В. А. Попкова, А. В. Бабкова. – М.: Юрайт, 2014.
  5. 5. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 2008.
  6. 6. Угай Я. А. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 1997.
  7. 7. Павлов Н. Н. Общая и неорганическая химия. – М.: Дрофа, 2002.
  8. 8. Неорганическая химия в 3 т./ Под ред. Ю. Д. Третьякова. Т. 3, Кн. 1: Дроздов А. А., Зломанов В. П., Мазо Г. Н., Спиридонов Ф. М. Химия переходных элементов. – М.: Академия, 2007.
Аннотация:
В статье рассмотрены следующие проблемы: зависимость окислительно-восстановительной активности системы от значения её окислительно-восстановительного потенциала; окислительная способность азотной и концентрированной серной кислот; окислительно-восстановительные свойства соединений марганца, хрома и пероксида водорода.
Заголовок:

Лабораторный эксперимент для подготовки учащихся к выполнению задания № 32 ЕГЭ

Спиоск литературы:
  1. 1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 г. единого государственного экзамена по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
  2. 2. Ларионова В. М., Лазыкина Л. Г., Пустовит С. О. Взаимосвязь неорганических веществ в задании № 32 ЕГЭ // Химия в школе. – 2018. – № 9. – С. 13-17.
  3. 3. Гайдукова А. П. Методика подготовки учащихся к ЕГЭ с помощью химического эксперимента // Химия в школе. — 2014. — № 5. — С. 43–47.
  4. 4. Прокаливание. Химический портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.himikatus.ru/art/tecnik_lab/0225.php
  5. 5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012.
Аннотация:
В статье даны методические рекомендации по использованию лабораторного эксперимента для подготовки учащихся к выполнению задания № 32 ЕГЭ. Рассмотрены типичные трудности, возникающие у учащихся, и пути их преодоления.
Заголовок:

Интернет-тур межрегиональных олимпиад Казанского университета

Спиоск литературы:
  1. 1. Курамшин А. И., Гуревич П. А., Сафиуллина Т. Р., Багаутдинова Д. Б. Химия в задачах республиканских олимпиад (с решениями и пояснениями) – 2013. – Казань. Изд-во КНИТУ. 180 с.
  2. 2. Гильманшина С. И., Курамшин А. И., Халикова Ф. Д. Методика решения заданий единого государственного экзамена по общей и неорганической химии: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.
  3. 3. Гильманшина С. И., Халикова Ф. Д. Формы работы с одаренной молодежью в системе университетского образования // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 4. – Ч.2. – С. 294-297.
  4. 4. Малый химический институт КФУ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kpfu.ru/chemistry/malyj-himicheskij-institut
  5. 5. Межрегиональные предметные олимпиады [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kpfu.ru/edu/dovuzovskoe-obrazovanie-v-kfu/centr-dovuzovskogo-obrazovaniya/mezhregionalnye-predmetnye-olimpiady
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией, проведением и оцениванием заданий межрегиональных предметных олимпиад КФУ по химии, проводится анализ уровня компетентности учащихся при решении заданий первого (заочного) тура олимпиады, делается вывод о разрыве между уровнем знаний учащихся и осознанным умением их применять.
Заголовок:

Менделеевские среды

Аннотация:
В статье рассказывается о Меделеевских «средах» – встречах учёных и художников, проходивших дома у Д.И. Менделеева. Предложена тематика учебных проектов, связанных с разными аспектами жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Автор предлагает проводить с учащимися обсуждение проектных работ регулярно по средам, в память о традиции, которая сложилась среди друзей Д.И. Менделеева.
Заголовок:

Знакомство с минералами с помощью игры

Аннотация:
Автор предлагает описание внеурочного мероприятия в форме игры, позволяющей познакомить учащихся с названиями и свойствами наиболее распространённых минералов.
Title:

Chemical myths and reality: “hydrogen” water

Summary:
The author exposes the advertising myth about healing properties of so-called “hydrogen” water.
Title:

From the experience of humanization of teaching chemistry

Summary:
The authors suggest methodological recommendations for studying types of chemical reactions using integration of scientific and humanitarian spheres of knowledges.
Title:

Information learning maps-algorithms in organic chemistry

Summary:
Algorithms for solving problems in organic chemistry are presented. It is shown that algorithms can be realized in the establishment of molecular formulas of organic substances. Particular attention is paid to the basic laws of chemistry and quantitative calculations on the equations of combustion reactions. Examples of the application of algorithms for solving problems by means of tabulation, distribution of the solution progress by stages are given.
Title:

Adaptive-innovative approach in using presentations

Summary:
In the article features of adaptive-innovative approach are considered in using presentations for educational purposes, providing achievement of qualitatively new results due to the systematic application of pedagogical technologies and individualization of training.
Title:

The main state exam in chemistry as a reflection of modern trends in control and evaluation activities

Summary:
The article discusses the promising models of tasks planned for inclusion in the control measurement versions of the main state exam in chemistry, paid attention to their content and skill orientation, as well as approaches to the evaluation of tasks with a detailed answer.
Title:

Ways of developing logical thinking

Summary:
The material from the author’s personal experience is suggested. Approaches to developing logical thinking in lessons of chemistry and biology are presented.
Title:

From experience of studying elements of physics and chemistry in the course of natural science

Summary:
Great opportunities for the organization of vigorous independent activity of students are given by studying the world around us and its laws within a propaedeutic course of natural science (physics and chemistry) in 5-6 grades. Students get initial information about a wide range of various phenomena occurring in their everyday life.
Title:

Local historical aspect of studying metals

Summary:
The article is devoted to the study of metals in the school course of chemistry on the basis of the local history material, which is the essential integral part of the regional component of the state educational standard. The examples of Volgograd historical and cultural monuments made of bronze are used. The utilized material makes it possible to form the respect for the history, traditions, relics of the native land.
Title:

Science fiction plots as a context for tasks in chemistry

Summary:
The article describes the possibilities of using scenes from science fiction to compose tasks in chemistry that contribute to increasing the positive motivation of schoolchildren for the learning process. A technique is presented for the presentation of excerpts from movies, their justification and refutation based on scientific knowledge. The educational goal of the proposed methodology is to create conditions for increasing the positive motivation of schoolchildren, contributing to the systematization and practical application of acquired knowledge in solving problem problems based on the science fiction plot.
Title:

Working in groups in studying the material about chemical bonds

Summary:
Methodical scenario of the lesson “Chemical Bond” for 8th-graders is presented. The lesson is developed in accordance with the program of O.S. Gabrielyan, but may also be used in chemical education following programs of other authors.
Title:

Generalization of knowledge in the lesson “Chemical properties of organic substances”

Summary:
The scenario of a lesson “Chemical properties of organic substances” is suggested. The lesson is designed for 2 h and given after studying the theme “Oxygen-containing organic compounds”.
Title:

On studying redox reactions in the course of inorganic chemistry

Summary:
The article deals with the dependence of oxidation-reduction activity of a system on its redox potential. The oxidizing power (OP) of nitric and concentrated sulphuric acids; oxidizing and reducing properties of manganese and chromium compounds, hydrogen peroxide are discussed.
Title:

Laboratory experiment in training pupils for implementing the USE Task 32

Summary:
Recommendations for using laboratory experiment in training students for implementing the USE Task 32 are given. The main reasons of difficulties of students and possible ways to overcome them are considered.
Title:

The on-line tour of inter-regional Olympiads held by Kazan university

Summary:
This article discusses issues related to the organization, conduct and evaluation of inter-regional Science Olympiads in chemistry held by Kazan Federal University, analyzes the level of competence of students in solving the tasks of the first (distant) tour of the Science Olympiad, and makes a conclusion about the gap between the level of students' knowledge and ability to apply them consciously.
Title:

Mendeleev’s Wednesdays

Summary:
Meetings of scientists and artists organized by D.I. Mendeleyev called “Mendeleev Wednesdays” are described. Themes for educational projects studying different aspects of D.I. Mendeleyev's life activity are offered. The author suggests organizing regular “Wednesday” discussion of these project works in memory of the tradition held by D.I. Mendeleyev's friends.
Title:

Getting to know minerals through a game activity

Summary:
The author offers the description of an extracurricular activity in the form of a game in which students get their initial knowledge of names and properties of the most abundant minerals.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.