Заголовок:
Химические мифы и реальность: «водородная» вода
Список литературы:
- Химическая энциклопедия. Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — С. 400.
Аннотация:
Автор разоблачает рекламный миф о целительных свойствах так называемой водородной воды.
Ключевые слова:
«водородная» вода, растворимость водорода в воде, реклама.
Заголовок:
Из опыта гуманитаризации обучения химии
Список литературы:
- 1. Пак М. С., Орлова И. А. Гуманитарное обновление химического образования: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Издательский дом «МИРС», 2010.
- 2. Интернет-энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 15.10.2017).
- 3. Распутин В. Г. Прощание с Матёрой [Электронный ресурс]. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=22933&p=1 (дата обращения: 01.10.2017).
- 4. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
- 5. Альберт Великий. Малый алхимический свод [Электронный ресурс]. – URL: http://www.theosophy.ru/lib/albert.htm (дата обращения: 01.10.2017).
Аннотация:
Предложены методическая разработка из опыта изучения классификации химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции посредством интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний.
Ключевые слова:
Гуманитаризация обучения химии, типы химических реакций, познавательные задания по химии.
Заголовок:
Информационно-обучающие карты-алгоритмы по органической химии
Список литературы:
- 1. Каверина А. А., Снастина М. Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 г. по химии. Москва, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1440158231/metod-rek_himiya_2016.pdf
- 2. Каверина А. А., Снастина М. Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 г. по химии. Москва, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1471851308/himiya.pdf
- 3. Добротин Д. Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 г. по химии. Москва, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1503951371/himiya_2017.pdf
- 4. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС. 2000.
- 5. Турчен Д. Н. Графические схемы при решении расчётных задач // Химия в школе. - 2010. - № 6. - С. 50-56.
- 6. Голубев А. М., Романко О. И., Смирнов А. Д. Алгоритмы решения задач по курсу химии для технических университетов. Общие законы химии // Инженерный журнал: наука и инновации.- 2013. - Выпуск 6. [Электронный ресурс]. URL: http://engjournal.ru/articles/786/html/files/assets/basic-html/page14.html
Аннотация:
Представлены алгоритмы решения задач по органической химии. Показано, что алгоритмы могут быть реализованы в процессе изучения химии при установлении молекулярных формул органических веществ. Особое внимание уделено основным законам химии и количественным расчетам по уравнениям реакций горения. Приведены примеры применения алгоритмов при решении задач путем составления таблиц, распределения хода решения по стадиям.
Ключевые слова:
Дидактические карточки, алгоритмы, органическая химия, методика преподавания химии, молекулярные формулы, расчётные задачи, Единый государственный экзамен.
Заголовок:
Адаптивно-инновационный подход при использовании презентаций
Список литературы:
- 1. Калинова Г. С. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и содержание обучения биологии // Биология в школе. – 2012. – № 5. – С. 29–37.
- 2. Титов Е. В., Морозова Л. В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2010.
- 3. Казарова О. А., Пчёлина Е. А., Егорова В. А. Методические аспекты применения адаптивно-инновационных методов и инструментов оценивания в обучении химии // Наука в современном мире: материалы XXVIII Междунар. науч.-практ. конф. (31 октября 2016 г.): сб. науч. тр. – М.: Перо, 2016. – С. 43–51.
- 4. Казарова О. А., Пчёлина Е. А. Оценивание УУД адаптивно-инновационными методами // Химия в школе. — 2016. — № 8. — С. 6–9.
- 5. Казарова О. А., Ледяева Ю. Н. Организация исследовательской деятельности школьников // Проблемы и перспективы формирования инновационной системы образования в XXI веке: I Междунар. науч.-практ. конф. (2012; Йошкар-Ола). – Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2012. – С. 43–47.
- 6. Казанина С. М. Технология интеллектуального развития учащихся: учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НРЦРО, 2008.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности адаптивно-инновационного подхода при использовании презентаций в учебном процессе. Этот подход обеспечивает достижение качественно новых результатов обучения благодаря обоснованному, системному применению педагогических технологий, индивидуализации обучения, использованию оригинальных методов и инструментов оценивания достижений обучающихся.
Ключевые слова:
Инновации, адаптивно-инновационный подход, презентации, классификации презентаций, функции презентаций, педагогические технологии, индивидуализация обучения, оригинальные методы и инструменты оценивания достижений обучающихся.
Заголовок:
Основной государственный экзамен: отражение современных тенденций в контрольно-оценочной деятельности
Список литературы:
- 1. Добротин Д. Ю. Современные требования к контролю образовательных достижений учащихся // Химия в школе. - 2018. - № 8. - С. 14-20.
- 2. Каверина А. А. Моделирование учебно-познавательных и учебно-практических задач по химии для оценки учебных достижений выпускников основной школы // Педагогические измерения. - 2016. - № 1. - С. 59–65.
- 3. Добротин Д. Ю. Государственная итоговая аттестация: мнения, предложения, вопросы // Химия в школе. - 2012. - № 7. - С. 38-41.
- 4. Добротин Д. Ю. Предметно-компетентностный подход к контрольно-оценочной деятельности в школьном химическом образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. - 2017. - № 2 (26).- С. 100-105.
- 5. Добротин Д. Ю., Молчанова Г. Н. Я сдам ОГЭ! Химия. Практикум и диагностика: Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2018.
- 6. Каверина А. А., Иванова Р. Г., Добротин Д. Ю. Химия. Планируемые результаты. Система заданий 8-9 класс. (Работаем по новым стандартам). – М.: Просвещение, 2013.
- 7. Добротин Д. Ю. Системный подход при формировании понятия «вещество» // Химия в школе. - 2005. - № 7. - С. 11-16.
Аннотация:
В статье рассматриваются перспективные модели заданий, планирующиеся для включения в контрольные измерительные варианты Основного государственного экзамена по химии, обращено внимание на их содержательную и умениевую направленность, а также приведены подходы к оцениванию заданий с развёрнутым ответом.
Ключевые слова:
Основной государственный экзамен по химии, контрольные измерительные материалы, критерии оценивания, умения, вещество, химическая реакция.
Заголовок:
Приёмы развития логического мышления
Аннотация:
В статье представлен материал из собственной методической копилки учителя – подходы к развитию логического мышления на уроках химии и биологии.
Ключевые слова:
Логическое мышление, активизация познавательной деятельности учащихся, активизация мышления.
Заголовок:
Об ознакомлении с физикой и химией в курсе естествознания
Аннотация:
Большие возможности для организации активной самостоятельной деятельности учащихся предоставляет изучение окружающего мира и его законов в рамках пропедевтического курса естествознания (физика и химия) в 5-6 классах. Учащиеся знакомятся с широким кругом явлений, с которыми непосредственно сталкиваются в повседневной жизни.
Ключевые слова:
Естествознание, пропедевтическое изучение химии, явления.
Заголовок:
Краеведческий аспект изучения металлов
Список литературы:
- 1. Фетисов Г.П. Материаловедение и технология металлов. – М.: Высшая школа, 2006.
- 2. Храмков Л.В. Введение в самарское краеведение. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2003.
- 3. Площадь Чекистов и памятник чекистам (Волгоград). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vetert.ru/rossiya/volgograd/sights/327-pamyatnik-chekistam.php
Аннотация:
Статья посвящена изучению темы металлов в школьном курсе химии на основе краеведческого материала, являющегося необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Использованы примеры памятников истории и культуры города Волгограда, выполненные из бронзы. Используемый материал позволяет формировать уважение к истории, традициям, святыням родного края.
Ключевые слова:
Металлы, сплавы, бронза, краеведческий материал, региональный компонент, традиции родного края, дидактические карточки.
Заголовок:
Фантастические сюжеты как контекст химических задач
Список литературы:
- 1. Павлов И. И., Кузнецова Н. О., Данилова М. П. и др. Мотивационные технологии обучения в системе школьного образования. Учебно-методическое пособие. – Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2017.
- 2. Павлов И. И. Технология составления и применения задач на основе видеофрагментов из научной фантастики. Свидетельство о государственной регистрации базы данных. № 2018620623 от 23 апреля 2018 г.
- 3. Павлов И. И., Яковлева А. В. Развитие критического мышления на уроках биологии при решении задач на основе научной фантастики // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – Т. 64. – №3. – С. 156-160.
- 4. Швец М. Е. Ситуационная задача «Один на всем Марсе» // Химия в школе. - 2018. - № 2. - С. 19.
Аннотация:
В статье описываются возможности использования сюжетов из научной фантастики для составления задач по химии, способствующих повышению положительной мотивации школьников к учебному процессу. Представлена методика презентации отрывков из кинофильмов, их обоснование и опровержение на основе научных знаний. Образовательная цель предлагаемой методики заключается в создании условий для повышения положительной мотивации у школьников, способствующей систематизацию и практическому применению приобретенных знаний при решении проблемных задач, основанных на сюжетах научной фантастики.
Ключевые слова:
Мотив, мотивация, научная фантастика, химические задачи, неорганическая химия, урок, видео, средства обучения.
Заголовок:
Организация групповой работы при изучении химической связи
Список литературы:
- Кандаурова А. В., Кравченко М. В. Формирование опыта социального взаимодействия в процессе интерактивного обучения // Химия в школе. — 2014. — № 1. — С. 27–31.
- Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. — 2015. — № 6. — С. 6–12.
Аннотация:
В статье представлена методическая разработка урока по теме «Химическая связь» для учащихся 8 класса, которые начинают изучать эту тему. Урок разработан в соответствии с программой О.С. Габриеляна, но также может быть использован и при изучении химии по программам других авторов.
Ключевые слова:
Атом, электрон, внешний энергетический уровень, благородные газы, ковалентная химическая связь, работа в группах, алгоритм.
Заголовок:
Урок-обобщение по теме «Химические свойства органических веществ»
Список литературы:
- Игошева Е. В., Трапезникова Н. Н. Из опыта обучения приёмам сравнения и прогнозирования // Химия в школе. – 2017. - № 5. - С. 21-00.
- Иоанидис Н. В. Кислородсодержащие органические соединения в заданиях ЕГЭ // Химия в школе. — 2013. — № 5. — С. 31–37.
- Макаров Ю. Б. Контролирующий семинар по теме «Альдегиды и карбоновые кислоты» // Химия в школе. — 2015. — № 5. — С. 34–36.
Аннотация:
Предложен обобщающий урок по теме «Химические свойства органических веществ». Урок рассчитан на 2 ч и проводится после изучения кислородсодержащих органических соединений.
Ключевые слова:
Обобщение знаний, сравнение свойств веществ, классы органических веществ, групповая работа.
Заголовок:
К изучению ОВР в курсе неорганической химии
Список литературы:
- 1. Никольский А. Б., Суворов А. В. Химия: учебник для вузов. – СПб.: Химиздат, 2001.
- 2. Неорганическая химия в 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. Т.2: Дроздов А. А., Зломанов В. П., Мазо Г. Н., Спиридонов Ф. М. Химия непереходных элементов. – М.: Академия, 2004.
- 3. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химические свойства неорганических веществ. – М.: Химия, 2000.
- 4. Глинка Н. Л. Общая химия: учебник для бакалавров / Под редакцией В. А. Попкова, А. В. Бабкова. – М.: Юрайт, 2014.
- 5. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 2008.
- 6. Угай Я. А. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 1997.
- 7. Павлов Н. Н. Общая и неорганическая химия. – М.: Дрофа, 2002.
- 8. Неорганическая химия в 3 т./ Под ред. Ю. Д. Третьякова. Т. 3, Кн. 1: Дроздов А. А., Зломанов В. П., Мазо Г. Н., Спиридонов Ф. М. Химия переходных элементов. – М.: Академия, 2007.
Аннотация:
В статье рассмотрены следующие проблемы: зависимость окислительно-восстановительной активности системы от значения её окислительно-восстановительного потенциала; окислительная способность азотной и концентрированной серной кислот; окислительно-восстановительные свойства соединений марганца, хрома и пероксида водорода.
Ключевые слова:
Окислительно-восстановительный потенциал, окислитель, восстановитель, азотная кислота, серная кислота, соединения марганца и хрома, пероксид водорода.
Заголовок:
Лабораторный эксперимент для подготовки учащихся к выполнению задания № 32 ЕГЭ
Список литературы:
- 1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 г. единого государственного экзамена по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
- 2. Ларионова В. М., Лазыкина Л. Г., Пустовит С. О. Взаимосвязь неорганических веществ в задании № 32 ЕГЭ // Химия в школе. – 2018. – № 9. – С. 13-17.
- 3. Гайдукова А. П. Методика подготовки учащихся к ЕГЭ с помощью химического эксперимента // Химия в школе. — 2014. — № 5. — С. 43–47.
- 4. Прокаливание. Химический портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.himikatus.ru/art/tecnik_lab/0225.php
- 5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012.
Аннотация:
В статье даны методические рекомендации по использованию лабораторного эксперимента для подготовки учащихся к выполнению задания № 32 ЕГЭ. Рассмотрены типичные трудности, возникающие у учащихся, и пути их преодоления.
Ключевые слова:
Единый государственный экзамен по химии, связь между неорганическими веществами, химический эксперимент, технические операции.
Заголовок:
Интернет-тур межрегиональных олимпиад Казанского университета
Список литературы:
- 1. Курамшин А. И., Гуревич П. А., Сафиуллина Т. Р., Багаутдинова Д. Б. Химия в задачах республиканских олимпиад (с решениями и пояснениями) – 2013. – Казань. Изд-во КНИТУ. 180 с.
- 2. Гильманшина С. И., Курамшин А. И., Халикова Ф. Д. Методика решения заданий единого государственного экзамена по общей и неорганической химии: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.
- 3. Гильманшина С. И., Халикова Ф. Д. Формы работы с одаренной молодежью в системе университетского образования // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 4. – Ч.2. – С. 294-297.
- 4. Малый химический институт КФУ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kpfu.ru/chemistry/malyj-himicheskij-institut
- 5. Межрегиональные предметные олимпиады [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kpfu.ru/edu/dovuzovskoe-obrazovanie-v-kfu/centr-dovuzovskogo-obrazovaniya/mezhregionalnye-predmetnye-olimpiady
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией, проведением и оцениванием заданий межрегиональных предметных олимпиад КФУ по химии, проводится анализ уровня компетентности учащихся при решении заданий первого (заочного) тура олимпиады, делается вывод о разрыве между уровнем знаний учащихся и осознанным умением их применять.
Ключевые слова:
Предметные олимпиады, контрольно-измерительные материалы, педагогические измерения, компетентность, знания, умения, навыки.
Заголовок:
Менделеевские среды
Аннотация:
В статье рассказывается о Меделеевских «средах» – встречах учёных и художников, проходивших дома у Д.И. Менделеева. Предложена тематика учебных проектов, связанных с разными аспектами жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Автор предлагает проводить с учащимися обсуждение проектных работ регулярно по средам, в память о традиции, которая сложилась среди друзей Д.И. Менделеева.
Ключевые слова:
Исследовательский проект, индивидуальная работа, темы проектов, экскурсия.
Заголовок:
Знакомство с минералами с помощью игры
Аннотация:
Автор предлагает описание внеурочного мероприятия в форме игры, позволяющей познакомить учащихся с названиями и свойствами наиболее распространённых минералов.
Ключевые слова:
Внеклассное мероприятие, игра, минерал.