Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2018 № 1

Русская версия
English version
Заголовок:

Образовательные программы СИБУРа для школьников и учителей

Аннотация:
Компания СИБУР обращает большое внимание на реализацию различных программ в области образования, нацеленных на стимулирование у школьников интереса к предметам естественно-научного цикла, в частности, выделяет гранты на реализацию образовательных проектов в рамках программы «Формула хороших дел». В статье представлены эти проекты.
Заголовок:

О моделях обучения химии в современной школе

Аннотация:
В статье рассматривается сущность репродуктивной и продуктивной моделей обучения химии, а также последствия реализации учителем этих моделей.
Заголовок:

Мини-проекты на уроках

Спиоск литературы:
  1. Химия: проектная деятельность учащихся / Авт.-сост. Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. http://www.metod-kopilka.ru/proekt_uroka_po_himii_v_8_klasse_po__teme_klassifikaciya_himicheskih_reakciy_po_chislu_i-24926.htm
  3. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2012/01/07/publichnaya-prezentatsiya-po-teme-proektnaya-deyatelnost-na
Аннотация:
Чаще всего учащиеся разрабатывают проекты во внеурочное время в течение нескольких месяцев, а то и года. На уроках же можно организовать работу школьников над мини-проектами. В качестве примера приведён урок усвоения новых знаний по теме «Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакций».
Заголовок:

К методике обучения решению задач на вывод формулы вещества

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx
  2. 2. Государственная итоговая аттестация в Калужской области в 2014 г.: итоги и результаты: Статистический сборник. – Калуга: Калужский государственный институт развития образования, 2014.
  3. 3. Государственная итоговая аттестация в Калужской области в 2015 г.: итоги и результаты: Статистический сборник. – Калуга: Калужский государственный институт развития образования, 2015.
  4. 4. Ерыгин Д. П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по биол. и хим. спец. – М.: Просвещение, 1989.
  5. 5. Подрезова И. М. Методы решения задач по химии. Задачи на вывод химической формулы вещества. Открытый урок. «Первое сентября». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/529470/по УВР
  6. 6. Ахметов М. А. Задачи на вывод формулы вещества: самоучитель (Серия: готовимся к ЕГЭ по химии). – Ульяновск: УИПКПРО, 2010.
  7. 7. Гольдфарб Я. Л., Ходаков Ю. В., Додонов Ю. В. Задачник. 8-11 кл.: – М.: Дрофа, 2002.
  8. 8. Шатенштейн А. И. Теории кислот и оснований: История и современное состояние. – М., Л.: Государственное научно-техническое издательство химической литературы, 1949.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности структуры и содержания задач на вывод формулы вещества, предлагаемых выпускникам на ЕГЭ по химии. Раскрываются затруднения, возникающие у учащихся Калужской области при решении задач данного типа, и возможные причины допускаемых ошибок. С учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и содержания школьного курса химии обозначены возможности и основные направления совершенствования умений решать расчётные задачи на вывод формулы вещества.
Заголовок:

Контрольные измерительные материалы: реальность и перспективы

Спиоск литературы:
  1. 1. Демонстрационный вариант Контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 г. по химии. [Электронный ресурс.] URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
  2. 2. Добротин Д. Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 г. по химии. [Электронный ресурс.] URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy
Аннотация:
В статье рассматриваются изменения в экзаменационной модели Единого государственного экзамена по химии, имевшие место в 2017 г. Приводится информация о новых типах заданий в экзаменационной работе 2018 г., рассматриваются методические подходы к оцениванию новых заданий. Статья будет полезна не только для учителей, но и для старшеклассников, готовящихся к сдаче ЕГЭ по химии в 2018 г.
Заголовок:

Учебные тексты и тестовые задания по теме «Получение и собирание газов»

Спиоск литературы:
  1. 1. Аванесов В. С. Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях // Педагогические измерения. – 2012. – № 2. – С. 75–91.
  2. 2. Аванесов В. С. Применение тестовых форм в новых аттестационных технологиях // Педагогические измерения. – 2014. – № 4. – С. 3–15.
  3. 3. Ганина Н. В. Тексты и задания в тестовой форме по теме «Промышленные способы получения веществ» // Педагогические измерения. – 2012. – № 1. – С. 90–97.
  4. 4. Ганина Н. В. Учебные тексты и тестовые задания к ним // Химия в школе. – 2012. – № 9. – С. 41–46.
  5. 5. Ганина Н. В. Квантованные учебные тексты по химии как новая учебная технология в системе самоподготовки // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2013. – т.1. – С. 169–170.
  6. 6. Ганина Н. В. Тестовые задания при смешанном обучении // Химия в школе. – 2016. – № 6. – С. 28–31.
Аннотация:
Предлагаются краткие учебные тексты и задания в тестовой форме по теме «Получение и собирание газов». Показаны преимущества использования данной образовательной технологии.
Заголовок:

О реализации принципов индивидуализации и дифференциации обучения

Спиоск литературы:
  1. 1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998.
  2. 2. Суворова Г. Ф. Своё неповторимое лицо // Народное образование. – 1996. – № 7. – С. 51-53.
  3. 3. Броневщук С. Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе: Пособие для рук. и учителей сел. шк. – М.: АРКТИ, 2000.
  4. 4. Хайрутдинова Р. С. Технологический подход как средство индивидуализации обучения в сельской школе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Казань, 2002.
Аннотация:
В статье рассмотрено использование принципа индивидуализации обучения в условиях преподавания химии в малочисленной сельской школе, приведены дифференцированные задания на примере раздела «Атомы химических элементов» (8 класс).
Заголовок:

Химия без логических разрывов. Гидролиз солей как реакция, обратная реакции нейтрализации

Спиоск литературы:
  1. 1. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов. Скорость реакции и химическое равновесие // Химия в школе. – 2016. – № 2. – С. 9-17.
  2. 2. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов. Кислотно-основное равновесие в растворах и шкала рН // Химия в школе. – 2017. – № 8. – С. 45-52.
  3. 3. Справочник биохимика: Пер. с англ. / Досон Р., Элиот Д., Элиот У., Джонс К. – М.: Мир, 1991. – С. 371.
  4. 4. Справочник химика / Под ред. Никольского Б. П. - М.: Химия, 1965, том III. – С. 79-80, 176.
  5. 5. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов. Превращения энергии в химических реакциях // Химия в школе. – 2015. – № 4. – С. 6-13.
  6. 6. Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2006. – С. 113.
  7. 7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru / Коллекции / Предметные коллекции. Химия / Неорганическая химия. Видеоопыты / Гидролиз / Гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой.
Аннотация:
Гидролиз солей в водных растворах рассматривается с позиций химического равновесия – как реакция, обратная реакции нейтрализации. Приведены ионно-молекулярные уравнения гидролиза, в том числе ступенчатого. Обсуждается применимость основных качественных и количественных закономерностей химического равновесия к описанию гидролиза солей. Приведён метод расчёта рН в растворе гидролизующейся соли.
Заголовок:

Использование моделирования на занятиях с экологическим содержанием

Спиоск литературы:
  1. Нелюбина Е. Г., Сафина Л. Г., Кузнецова Г. В. Современные педагогические технологии обучения химии: учебно-методическое пособие. – Самара: Из-во СГСПУ, 2016.
  2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/
  4. Штофф В. А. Моделирование и философия. – М.: Специалист, 2009.
  5. Nelyubina E. G., Safina L.G., Panfilova L. V. et al. In-University quality management system of education based on the competence approach // International Review of Management and Marketing. Socio-Economic and Humanity-Philosophical Problems of Modern Sciences. – 2016. – No. 1S. – Vol 6. – рp. 165-171.
Аннотация:
В статье рассматривается проблема применения моделирования при проведении практических работ на внеурочных занятиях с экологическим содержанием. Даны рекомендации по проведению практических работ по моделированию экологического состояния водоёма, воздуха, почвы, состояния деревьев в окрестностях автодороги; элементов экосистемы по выбору.
Заголовок:

Школьный химический эксперимент с применением цифровой лаборатории

Спиоск литературы:
  1. 1. Аринушкина Е. В. Руководство по химическому анализу почв – Изд-во Московского ун-та, 1961.
  2. 2. Жилин Д. М. Учебные проекты С AFSТМ. Химия. Методическое пособие для учителя. – Москва, 2011.
  3. 3. Logger Pro. Описание программного обеспечения. Краткое руководство пользователя. – Производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем», 2011.
Аннотация:
В статье представлен опыт использования современного цифрового оборудования в проектно-исследовательской деятельности учащихся старших классов. Приведена последовательность выполнения работы по определению количества вещества с использованием датчика цифровой лаборатории Vernier и программного приложения LogerPro.
Заголовок:

Адаптивно-инновационный подход при организации лабораторных работ

Спиоск литературы:
  1. 1. Казарова О. А. Адаптивно-инновационные технологии в экологическом образовании: монография / О. А. Казарова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2016.
  2. 2. Казарова О. А. Система адаптивно-инновационных педагогических технологий в вузе и школе: учебное пособие / О.А. Казарова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2014.
  3. 3. Морева Н. А. Технология профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  4. 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. В. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности адаптивно-инновационного подхода при организации лабораторных работ по химии: обоснованного и системного применения педагогических технологий; индивидуализации обучения; использования оригинальных методов и инструментов диагностики универсальных учебных действий.
Заголовок:

Микромасштабные опыты для внеурочной деятельности

Спиоск литературы:
  1. 1. Обендрауф В. Микромасштабный эксперимент по-австрийски // Химия в школе. – 2005. – №3. – С. 57-63.
  2. 2. Верховский В. Н., Смирнов А. Д. Техника химического эксперимента. Пособие для учителей. Т. II. – М.: Просвещение, 1975.
  3. 3. Воскресенский П. И. Техника лабораторных работ. – М.: «Химия», 1969.
Аннотация:
В статье описаны разработанные автором эксперименты, выполняемые по микромасштабной технологии, позволяющей значительно сократить расход реактивов, а также время на подготовку и проведение опытов. Микромасштабные опыты по сжиганию железа в кислороде, а также получению и химическим реакциям хлора рекомендуются для использования во внеурочной работе по химии.
Title:

SIBUR educational programs for students and teachers

Summary:
The SIBUR company pays great attention to implementation of various programs in the field of education aimed at stimulating students’ interest in natural sciences. SIBUR allocates grants for implementation of educational projects within the «Formula of Good Affairs» program. These projects are presented in article.
Title:

On models of teaching chemistry in modern school

Summary:
The article considers the essence of reproductive and productive models of teaching chemistry as well as the consequences of these models being implemented by the teacher.
Title:

Mini-projects at the lessons

Summary:
As a rule, students’ projects are carried out in the extracurricular activity during several months or a year. The work on mini-projects can be organized during the lessons. The description of the lesson on the theme “Classification of chemical reactions according to the number and composition of reactants and products” is given as an example.
Title:

On teaching to solve calculation problems on deriving the formula of the compound

Summary:
The article discusses the structure and content of tasks on deriving the formulas of substances offered to students at the exam in chemistry. The authors reveal the difficulties arising in students of Kaluga region while doing tasks of this type, and possible causes of mistakes. According to the requirements of Federal state educational standard and the content of the school chemistry course, opportunities and main directions of improving skills for solving calculation problems on deriving the formula of the substance are identified.
Title:

Assessment tests: reality and prospects

Summary:
The changes in the examination model of the Unified State Examination in chemistry in 2017 are considered. Information on new types of tasks is provided in the examination-paper of 2018 is provided. Methodical approaches to the assessment of new tasks are considered. The article will be useful not only to teachers, but also to seniors preparing for a Unified State Examination in chemistry in 2018.
Title:

Educational texts and testing tasks on the topic «Obtaining and collecting gases»

Summary:
Short educational texts and testing tasks on the topic «Obtaining and collecting gases» are offered. Advantages of using this educational technology are considered.
Title:

Realization of principles of individualization and differentiation in educating students

Summary:
In the article the use of principle of individualization of educating is considered in the conditions of teaching of chemistry at rural school. Differentiated tasks on the theme «Atoms of chemical elements» (8th grade) are given.
Title:

Chemistry without logical gaps. Hydrolysis of salts as a reaction, reverse to the neutralization reaction

Summary:
Hydrolysis of salts in aqueous solutions is considered with a view to chemical equilibrium – as the reverse reaction of neutralization. Molecular and ionic equations of hydrolysis, including stepwise processes, are presented. The applicability of the basic qualitative and quantitative laws of chemical equilibrium to the description of the hydrolysis of salts is discussed. A method for calculating pH in a solution of hydrolysing salt is presented.
Title:

The use of modeling in extracurricular environmental classes

Summary:
The problem of application of modeling when giving extracurricular environmental classes is considered. The recommendations on organizing practical works on modeling of an environmental description of water, air, soil, trees in the neighborhood of the highway are given.
Title:

School chemical experiment with the use of digital laboratory

Summary:
The article presents the experience of using modern digital equipment in research activities of high school students. The workshop on determining the amount of substance with the use of the Vernier digital laboratory sensor and the LogerPro software application is described.
Title:

Adaptive and innovative approach to organizing laboratory practice in chemistry

Summary:
The authors discuss the features of adaptive-innovative approach in organizing students’ laboratory practice in chemistry: systematic application of pedagogical technologies; individualized learning; use of original methods and tools for the diagnostics of universal learning activities.
Title:

Microscale experiments for extracurricular activities

Summary:
The article describes the microscale experiments developed by the author. Microscale technology makes it possible to significantly reduce the consumption of reactants, as well as the time required to prepare and conduct experiments. Microscale experiments on combustion of iron in oxygen as well as obtaining and chemical reactions of chlorine are recommended for extracurricular work in chemistry.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.