Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2017 № 9

Русская версия
English version
Заголовок:

Радость познания – залог успеха в обучении

Аннотация:
Одна из главных задач учителя - продумать учебный процесс, чтоб не пропал интерес к изучению химии. Учебный материал воспринимается легче, если использовать элементы занимательности.
Заголовок:

Переработка нефти в России

Список литературы:
  1. 1. Новак А. В. ТЭК России. Итоги-2015. Впереди – время эффективных действий по развитию отрасли // Бурение и нефть. – 2016. – № 5. – С. 4-11.
  2. 2. Чернышёва Е. Проблемы и пути развития глубокой переработки нефти в России // Бурение и нефть. – 2011. – № 5. – С. 8-13.
  3. 3. Сафин З. И., Кемалов А. Ф. и др. Комплексная оценка НПЗ и заводов по переработке тяжёлых нефтей и природных битумов // Вестник КТУ. – 2011. – № 9. – С. 188-191.
  4. 4. Нефть. Просто о сложном // Приложение к журналу «Сибирская нефть». – 2016. – № 3. – С. 2-27.
  5. 5. Габриэлян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарёв С. Ю., Теренин В. И. Химия. 10 класс. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2011.
  6. 6. Кузьмина Р. И., Фролов М. П. Изомеризация – процесс получения экологически чистых бензинов. Учебно-методическое пособие. – Саратов: СГУ, 2008.
  7. 7. Капустин В., Чернышёва Е. «ИЗОМАЛК-2»: Лидер среди российских конкурентноспособных технологий производства бензинов класса 5 // Технополис XXI. – 2016. – № 33. – С. 20-21.
Аннотация:
В статье рассмотрены пути углубления переработки нефти, основные характеристики моторных топлив Евро-5 и отечественные технологии изомеризации лёгких бензиновых фракций в производстве высокооктановых автомобильных бензинов.
Заголовок:

Из опыта использования научного метода познания

Список литературы:
  1. 1. Пентин А. Ю. Некоторые направления модернизации содержания естественно-научных предметов основной школы // Опыт преподавания естествознания в России и за рубежом. – М., 2015. - С. 78-105.
  2. 2. Разумовский В. Г. Проблемы теории и практики школьного физического образования: Избранные научные статьи / Сост. Ю. А. Сауров. – М.: Изд-во РАО, 2016.
  3. 3. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. - М.: Педагогика, 1981.
  4. 4. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-пресс, 1995.
Аннотация:
В статье рассматривается возможность применения метода научного познания на уроке химии в 9 классе. Опора на метод научного познания в педагогической практике является эффективным методическим приёмом формирования естественно-научной грамотности выпускников основной школы, а также фактором интеграции методик изучения всех естественно-научных предметов.
Заголовок:

Достижение личностных образовательных результатов в ходе изучения углеводов

Аннотация:
Представлена методическая разработка урока «Углеводы», изучаемого в 10 классе на базовом уровне. Каждый этап урока рассмотрен с позиции достижения личностных образовательных результатов. Описана авторская методика проведения химического эксперимента по изучению процесса гидролиза крахмала.
Заголовок:

К методике формирования понятия о химической реакции

Список литературы:
  1. 1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.
  2. 2. Цукерман Г.А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский Клуб», 2015. – С. 9.
  3. 3. Высоцкая Е. В., Рехтман И. В. Деятельностный подход к построению учебных предметов. Химия как учебный предмет. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский Клуб», 2015. – С. 29.
  4. 4. Чернобельская Г. М., Дементьев А. И. Введение в химию. Мир глазами химика. 7 класс. – М.: ВЛАДОС, 2008.
  5. 5. Габриелян О.С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. Химия: Вводный курс: 7 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2015.
  6. 6. Ткаченко Л. Т. Пропедевтический курс «Мир химии» // Химия в школе. – 2017. – № 3. – С. 32-36.
  7. 7. Высоцкая Е. В., Рехтман И. В., Хребтова С. Б. Лаборатория загадок. Введение в химию (первый год обучения). Рабочие материалы. – М.: «Авторский Клуб», 2015.
  8. 8. Высоцкая Е. В., Рехтман И. В. Слово о фундаментальном понятии // Химия. Методика преподавания в школе. – 2001. – № 1. – С. 51-57.
Аннотация:
В статье обосновывается необходимость формирования ключевых химических понятий на пропедевтическом этапе изучения химии в 5-6 классе, начиная с системы понятий о химической реакции, так как именно эта система понятий, по нашему мнению, определяет становление и функционирование остальных понятийных систем – «вещество» и «химический элемент». В статье приведены результаты исследования формирования у шестиклассников первоначальных представлений о превращениях веществ и интерпретации ими (на «молекулярном» уровне) различных физических и химических процессов. Обосновано, что такие средства обучения, как знаково-символические схемы («молекулярные схемы»), применяемые на пропедевтическом этапе обучения, с одной стороны, способствуют организации продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся, с другой стороны, обеспечивают глубокое понимание ключевых химических понятий в дальнейшем.
Заголовок:

Учебная задача: число ответов полнота условий, корректность

Список литературы:
  1. 1. Дерябина Н. Е. Обобщённый метод решения расчётных задач // Химия в школе. — 2008. — № 1. — С. 18–26.
  2. 2. Турчен Д. Н. От закрытых задач к открытым. Методика обучения // Интернет-журнал «Науковедение»: Том 7, № 3 (2015) // http://naukovedenie.ru/PDF/42PVN315.pdf (доступ свободный).
  3. 3. Спиридонов В. Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2006.
  4. 4. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. 5. Дерябина Н. Е. Сравнительный анализ способов решения расчётных задач // Химия в школе. — 2016. — № 10. — С. 32–38.
  6. 6. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - С. 272-317.
  7. 7. Безусова Т. А. Некорректные задачи как средство развития культуры математического и естественно-научного мышления школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Тюмень, 2008.
  8. 8. Куприянова М. А. Составление математических задач как инструмент развития универсальных учебных действий на уроках математики основной школы // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2012. - № 150. – С. 207-212.
  9. 9. Яремко Н. Н. Понятие корректности в математике и его реализация в процессе формирования математической деятельности обучающихся // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2010. - № 18 (22). - С. 244-249.
  10. 10. Фридман Л. М. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся 9-11 кл. - М.: Просвещение, 2005.
  11. 11. Шпильберг Л. Учить учиться // http://as2x2.com/content/52-metodika-korrektor-uchebnika
Аннотация:
В статье анализируются существующие подходы и предлагается авторский взгляд на определение и описание таких свойств учебных задач как число ответов, полнота условий и корректность, а также на классификации учебных задач по указанным критериям.
Заголовок:

Логарифмы и показательные функции в конкурсных и олимпиадных задачах

Список литературы:
  1. 1. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Математическая составляющая конкурсных химических задач // Химия в школе. – 2014. - № 6.
  2. 2. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Квадратные уравнения в конкурсных и олимпиадных задачах // Химия в школе. – 2015. - № 4.
  3. 3. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии. – М.: Экзамен, 2001.
  4. 4. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.
  5. 5. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
  6. 6. Кузьменко Н. Е., Белевцова Е. А., Рыжова О. Н. Четыре функции математической составляющей химических задач вступительных экзаменов в вузы и школьных олимпиад // Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции учителей химии и преподавателей вузов «Актуальные проблемы химического образования». - Пенза, 2014.
Аннотация:
Работа посвящена определению места задач, решение которых требует владения логарифмами и показательными функциями, среди расчетных химических задач, которые предлагались школьникам и абитуриентам на химических олимпиадах («Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы!») и на письменных вступительных экзаменах в МГУ. С этой целью проанализирован массив заданий с 1990 г. по настоящее время. Приведены примеры задач с логарифмами и показательными функциями и их решение. Показано, что большую их часть составляют задачи, связанные с уравнением Аррениуса и водородным показателем рН, которые традиционно вызывают затруднения у школьников и абитуриентов. Показано, что владение логарифмами и показательными функциями входит в число необходимых математических навыков при решении конкурсных и олимпиадных химических задач.
Заголовок:

Химический пасьянс

Аннотация:
Предложена дидактическая игра по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
Заголовок:

Химические мифы и реальность

Аннотация:
Автор объясняет типичные заблуждения, связанные со свойствами веществ и их использованием.
Заголовок:

Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие в мир химии»

Список литературы:
  1. Зинченко Н. Н., Звонцова Л. А. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет викторины. – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Курганский С. М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: 5 за знания, 2007.
  3. Павлова Н. С. Обучающие игры на уроках химии // Химия в школе. – 2000. – № 6. – С. 35-37.
  4. Рунов Н. Н., Щенев А. В. Кроссворды для школьников. Химия. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  5. Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2005.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы учителей Красносельского района Санкт-Петербурга по подготовке и проведению интеллектуально-познавательной игры «Путешествие в мир химии» для учащихся 9 классов. Применение игровой педагогической технологии создаёт благоприятный психологический климат во время учебной деятельности, снимает излишнее напряжение, повышает познавательную активность и интерес к изучению предмета. Приведены примеры заданий, предложенных участникам в разные годы проведения данного внеурочного мероприятия.
Заголовок:

Формирование УУД в рамках взаимодействия школы и вуза

Список литературы:
  1. 1. Александрова М. А. Коррозия металлов. // Химия: приложение к газете «1 сентября», 2006. – №17. – с. 32-36.
  2. 2. Скопинцев В. Д. Оксидирование алюминия и его сплавов. – М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2015.
  3. 3. Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч. – М.: Мир, 1998.
  4. 4. Химия и общество. – М.: Мир, 1995.
Аннотация:
В статье рассмотрены возможности использования проектных задач для формирования УУД в рамках программы образовательного туризма. Данные задачи могут быть использованы для подготовки учащихся к дальнейшей проектной деятельности на базе своего образовательного учреждения.
Заголовок:

Экспресс-анализа объектов окружающей среды: формирование познавательных умений учащихся

Список литературы:
  1. 1. Егорова Л. С., Бобина Ю. П. Тест-методы определения активного хлора в водах // Известия Алтайского государственного университета. – 2012. – №3. – 1. – С. 164-166.
  2. 2. Милованова Н. Г, Прудаева В. Н. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий. Методические рекомендации. – Тюмень: ТОГИРРО, 2008.
  3. 3. Муравьёв А. Г., Пугал Н. А., Лаврова В. Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва. – 5-е изд. – СПб.: Крисмас+, 2017.
  4. 4. Новицкая А. М., Машутова А. К., Егорова Л. С. Тест-определение алюминия(III) и железа(III) в водных объектах // Технологии и оборудование химической, биотехнологической и пищевой промышленности: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных с международным участием. – Бийск: Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, 2015. – С. 27-31.
  5. 5. Руководство по применению мини-экспресс-лаборатории «Пчёлка-У» и её модификаций при учебных экологических исследованиях / Под ред. к.х.н. А. Г. Муравьёва. – СПб.: Крисмас+, 2016.
  6. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx
  7. 7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности применения методов химического экспресс-анализа для формирования познавательных умений учащихся. Раскрываются особенности использования полевой лаборатории в решении задачи повышения качества школьного химического образования через усиление его прикладного характера. На примере исследования различных объектов природного происхождения показаны возможности и основные направления проведения обучающимися химического эксперимента в полевых условиях.
Заголовок:

Ирен Жолио-Кюри: выдающийся учёный и общественный деятель

Список литературы:
  1. Кюри Е. Мария Кюри. – М.: Атомиздат, 1977.
  2. Кедров Ф. Ирэн и Фредерик Жолио-Кюри. M.: Атомиздат, 1973.
  3. Храмов Ю. А. Жолио-Кюри Ирен // Физики: Биографический справочник. – М.: Наука, 1983.
  4. Лоуренс У. Л. Люди и атомы. Открытие, использование и будущее атомной энергии. – М.: Атомиздат, 1966.
  5. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992.
  6. Irene Joliot-Curie. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.famousscientists.org/irene-joliot-curie/
  7. Frederick and Irene Joliot-Curie. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.britannica.com/biography/Frederic-and-Irene-Joliot-Curie
Аннотация:
Статья посвящена жизни и достижениям в науке нобелевского лауреата по химии Ирен Жолио-Кюри, старшей дочери Марии Кюри. Рассказывается о её детских и юношеских годах, работе в Институте радия, совместной работе с Ф. Жолио-Кюри по изучению атомных ядер и обнаружению искусственной радиоактивности. Особый акцент делается на работы Ирен и Фредерика Жолио-Кюри, подготовивших почву для открытия другими учеными нейтрона (Чедвик) и деления ядер урана (Ган и Штрассман). Рассматривается также послевоенная деятельность И. Жолио-Кюри в Комиссариате по атомной энергии, Национальном комитете Союза французских женщин, во Всемирном Совете Мира, в том числе борьбе против использования атомной энергии в военных целях, за ликвидацию угрозы ядерной войны.
Title:

The joy of cognition as the condition of successful learning

Summary:
One of the teacher’s main tasks is to think over the learning process in order to preserve students’ interest to studying chemistry. The material being studied is readily understood if the entertaining elements are used.
Title:

Oil processing in Russia

Summary:
The article describes different ways of increasing oil processing depth, basic features of fuels which confirm to standard Euro-5 and domestic technologies of light petrol content isomerization in high-octane fuels production.
Title:

From the experience of using the scientific method

Summary:
The article considers the possibility of application of the scientific method at chemistry lessons in the 9th grade. Reliance on the scientific method in pedagogical practice is an efficient method of formation of scientific literacy in secondary school graduates as well as a factor of integration of studying techniques for all science subjects.
Title:

Attaining personal educational results in studying carbohydrates

Summary:
The methodical synopsis of the 10th Grade basic level lesson “Carbohydrates” is presented. Every lesson stage is considered from the point of the achievement of personal educational results. The author’s technique of chemical experiment on studying starch hydrolysis is described.
Title:

On the technique of the formation of chemical reaction concept

Summary:
The necessity of the formation of key chemical concepts on the propaedeutic stage of studying chemistry in the 5th-6th class starting from the system of concepts of the chemical reaction is discussed. The results of investigation of forming the initial views on transformation of substances and interpretation of physical and chemical processes by the sixth-grader are presented. Such means of teaching as the sign-symbolic (“molecular”) schemes used on the propaedeutic stage are shown to facilitate educational and cognitive activities of students and provide a deep understanding of key chemical concepts in the future.
Title:

The learning task: the number of solutions data completeness, correctness

Summary:
The article analyzes the existing approaches and the author’s view on the definition and description of properties of a learning task such as the number of responses, data completeness and correctness of the learning tasks. The classification of learning tasks based on the specified criteria was discussed.
Title:

Logarithms and exponential functions in the tasks of olympiads and entrance exams

Summary:
The paper is devoted to the chemical tasks with logarithms and exponential functions offered at Chemistry Olympiads (such as “Lomonosov” and “Conquer the Vorobyovy Gory!”) and written entrance exams at MSU. To this purpose, all the tasks have been analyzed from 1990 to the present. The examples of tasks with logarithms and exponential functions as well as their solutions are presented. It is demonstrated that most of these problems are related with the Arrhenius equation and calculation of pH values, which traditionally cause difficulties for school students and applicants. It is shown that skills to work with logarithms and exponential functions are necessary in solving Olympiad problems and competitive tasks at written entrance exams.
Title:

Chemical patience

Summary:
The didactic game on the topic “The main classes of inorganic compounds” is suggested.
Title:

Chemical myths and reality

Summary:
The author reveals typical mistakes connected with properties and uses of substances.
Title:

Educational and cognitive game “Journey to the World of Chemistry”

Summary:
The article presents the experience of the teachers of the Krasnoselsky district of St. Petersburg in organizing intellectual and cognitive game “Journey to the World of Chemistry” for 9-graders. Game-based learning is one of the types of pedagogical techniques. It creates a favorable psychological climate during the learning activities, removes unnecessary stress, improves cognitive activity and interest in the study of the subject. Examples of tasks offered to the participants are given.
Title:

Forming universal learning activities in the frame of the school-university interaction

Summary:
The article considers the possibilities of using project tasks for the formation of universal learning activities as a part of educational tourism program. These tasks can be used to prepare students for further project activities on the basis of their educational institution.
Title:

Express-analysis of environmental objects: forming cognitive skills

Summary:
The article deals with peculiarities of application of methods of chemical express-analysis for the formation of cognitive skills of students. The use of the field laboratory in meeting the challenge of improving the quality of school chemical education through the increase of its applied nature is shown. Investigation of various natural objects in students’ field chemical experiments is described.
Title:

Irene Joliot-Curie: outstending scientist and public figure

Summary:
The article is devoted to the life and scientific achievements of the Nobel Prize winner in chemistry Irene Joliot-Curie, the daughter of M. Curie. Her childhood and youth, work at the Radium Institute, joint work with F. Joliot-Curie on the study of atomic nuclei and the discovery of artificial radioactivity are described. Particular emphasis is placed on the work of Irene and Frederic Joliot-Curie, who paved the way for the discovery by other scientists of the neutron (Chadwick) and fission of uranium nuclei (Hahn and Strassmann). The postwar activities of I. Joliot-Curie in the Commissariat for Atomic Energy, the National Committee of the Union of French Women, in the World Peace Council, including the struggle against the use of atomic energy for military purposes, for the elimination of the threat of nuclear war are also considered.
Связаться с нами