Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2017 № 7

Русская версия
English version
Заголовок:

Подготовка врача начинается в школе

Аннотация:
Для подготовки будущих врачей необходимо создать систему предпрофессиональной подготовки в школе, которая ведёт к осознанному выбору профессии. По инициативе Департамента образования Москвы и Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова 1 сентября 2015 г. стартовал городской образовательный проект «Медицинский класс в московской школе».
Заголовок:

Инновационные технологии на уроках химии

Спиоск литературы:
  1. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1987.
  2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Рост. н/Д: РГПИ, 2000. - С. 3.
  3. Занков JI. B. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование. - М.: Педагогика, 1975.
  4. Зорина Л. Я. Отражение науки в содержании образования // Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1983.
  5. Левчук Л., Жинжило В. Проектное обучение и российская школа // Экологическое образование. - 2001. - № 4. - С. 9-14.
  6. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980.
  7. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1988.
Аннотация:
В статье изложен опыт автора по использованию инновационных технологий как условия достижения высокого качества образования и выполнения требований новых стандартов. Предложено несколько вариантов уроков, нацеленных на достижение метапредметных результатов.
Заголовок:

О формировании функциональной грамотности

Спиоск литературы:
  1. 1. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. — М.: Педагогика, 1981.
  2. 2. Чернобай Е. В. Логика изменений в системе образования города Москвы. — М.: Просвещение, 2015.
  3. 3. Сборник технических нормативов: Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания школьников / Под ред. М. П. Могильного. — М.: ДеЛи принт, 2005.
  4. 4. СанПиН 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» (в редакции от 23.12.2010).
Аннотация:
В статье представлен опыт по формированию функциональной грамотности учащихся на основе компетентностного подхода с использованием объектов городской социокультурной среды. Приведены общие указания и примерное содержание междисциплинарного интеграционного занятия «Рациональный потребитель – это я!», проводимого на базе супермакета.
Заголовок:

Развитие познавательной активности: городская социальная среда как образовательный ресурс

Спиоск литературы:
  1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школы. – СПб.: Каро, 2008.
  2. Мещерякова Л. М., Оржековский П. А., Шалашова М. М. Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий // Химия в школе. – 2013. – № 1.
  3. Оржековский П. А., Шалашова М. М. Новые средства достижения требований ФГОС // Химия в школе. – 2013. – № 4.
Аннотация:
В статье представлен опыт методистов Городского методического центра по созданию конструкторов уроков с использованием социокультурного потенциала столицы для достижения более высоких образовательных результатов: предметных, личностных и метапредметных.
Заголовок:

Элективный курс «Химия биогенных элементов-неметаллов в организме человека»

Спиоск литературы:
  1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. ― М.: Просвещение, 1995.
  2. Аликберова Л. Ю., Хабарова Е. И. Задачи по хи¬мии с экологическим содержанием. ― М.: Центрхимпресс, 2001.
  3. Аспицкая А. Ф. Химические элементы в жизни человека: Методическое пособие для учителя. ― ПОИПКРО, 1998.
  4. Афиногенов Ю. П., Бусыгина И. А., Гончаров Е. Г. Биогенные элементы и их физиологическая роль: Учебное пособие. — Воронеж: ВГУ, 2008.
  5. Бирюлина Е. В. Эколикбез по теме «Лекарства» // Химия в школе. - 2005. - № 1. - С. 25-28.
  6. Глушенков В. В. Фармацевтическая химия. ― М.: Академия, 2005.
  7. Ершов Ю. А., Попков В. А., Берлянд А. С. и др. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. – М.: Высшая школа, 2000.
  8. Ерыгин Д. П., Грабовой Л. К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием. ― М.: Высшая школа, 1989.
  9. Золотые купола химии [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.superhimik.com.
  10. Калибабчук В. А. Медицинская химия. ― М.: Медицина 2006.
  11. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. ― М: Высшая школа, 1992.
  12. Кушнарёв А. А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Школа-Пресс, 1999.
  13. Ленский А. С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию: Учеб. пособие для студентов медицинских вузов. — M.: Высшая школа, 1989.
  14. Медведев Ю. Н. Что такое буферные растворы // Химия в школе. - 2006. - № 2. - С. 46-53.
  15. Николаев А. А., Луцкий Д. Л. Химия биоэлементов-неметаллов: Учебное пособие. — Астрахань, АГМА, 2009.
  16. Петровский К. С. Минеральные вещества внутри нас // Химия и жизнь. – 1981. - № 2. ― С. 47-48.
  17. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. ― М.: Дрофа, 2006.
  18. Энциклопедия для детей Аванта+. Химия. ― М.: Мир энциклопедий Аванта+, Сергеев Б. Д. Занимательная физиология: Книга для чтения. ― М.: Просвещение, 2011.
  19. Скальный А. В. Химические элементы в физиологии и экологии человека. ― М.: Оникс, 2004.
  20. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. ― М.: Дрофа, 2002.
  21. Хухрянский В. Г., Цыганенко А. Я. Химия биогенных элементов. ― Киев: Вища школа, 1990.
  22. Астрель, 2007.
Аннотация:
В статье представлен опыт по формированию первоначальных медико-биологических знаний о физиологических процессах в организме человека и по профориентации учащихся 9 класса при изучении элективного курса «Химия биогенных элементов-неметаллов в организме человека». Курс построен на основе межпредметной интеграции различных школьных предметов и деятельностного подхода в рамках проекта «Медицинский класс в московской школе». Приведена программа разработанного элективного курса.
Заголовок:

Задание № 22: от «мысленного» эксперимента к реальному

Спиоск литературы:
  1. 1. Химия. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом / Авт.-сост. Добротин Д. Ю., ФИПИ.
  2. http://down.ctege.info/gia9/2016/metod-rekom-slojno/himiya2016oge9metod-rekom-slojno.pdf
  3. 2. Маршанова Г. Л. Анализ результатов экзамена: проблемы, выводы и рекомендации // Химия в школе. – 2016. - № 8.
  4. 3. Асанова Л. И. Организация подготовки к ОГЭ по химии: «мысленный» и реальный эксперимент. https://drofa-ventana.ru/upload/iblock/087/08772bc3aa959bd18c2b24229b86df9e.pdf
Аннотация:
В статье даны рекомендации по подготовке учащихся к решению задания № 22 ОГЭ по химии. Предложена разработка практической работы, приведена схема для анализа задания и структурирования и записи решения, подобраны разнообразные задания.
Заголовок:

Учим выполнять задание № 33

Спиоск литературы:
  1. Белавин И. Ю. Решение задач по химии: Учебное пособие для поступающих в вузы. - М.: Изд-во РГМУ, 2006.
  2. Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия: Современное пособие для школьников и абитуриентов. - М.: Илекса, 2013.
  3. Глинка Н. Л. Общая химия. - М.: Кнорус, 2016.
  4. Доронькин В. Н., Сажнева Т. В., Февралева В. А. Химия: Подготовка к ЕГЭ-2017. Тематический тренинг. Базовый и повышенный уровень. - Ростов-на-Дону: Легион, 2016.
  5. Доронькин В. Н., Сажнева Т. В., Февралева В. А. Химия: Подготовка к ЕГЭ-2017. Задания высокого уровня сложности. - Ростов-на-Дону: Легион, 2016.
  6. Доронькин В. Н., Сажнева Т. В., Февралева В. А. Химия: Большой справочник для подготовки к ЕГЭ. - Ростов-на-Дону: Легион, 2016.
  7. Ерёмина Е. А., Рыжова О. Н. Химия: Справочник школьника. - М.: Изд-во МГУ, 2014.
  8. Кузнецова Н. Е., Лёвкин А. Н. Задачник по химии. 11 класс. - М.: Вентана-Граф, 2012.
  9. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. Начала химии: Современный курс для поступающих в вузы. - М.: Экзамен, 2013.
  10. Теренин В. И., Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н. Вступительные экзамены и олимпиады по химии. - М.: Изд-во МГУ, 2011.
Аннотация:
В статье представлен опыт по формированию навыков решения расчётных задач по химии. Приведены некоторые приёмы, используемые автором в работе с учащимися, показано как на каждом этапе решения можно добиться требуемого результата.
Заголовок:

Методы расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР

Аннотация:
В статье рассмотрены как стандартные, так и различные нестандартные методы расстановки коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций в органической и неорганической химии. Идеи, изложенные в данной статье, пригодятся как учителям, так и ученикам при подготовке к ЕГЭ по химии и к олимпиадам.
Заголовок:

Реализация принципа конвергентности в классах химико-биологического профиля

Спиоск литературы:
  1. Ковальчук М. В., Нарайкин О. С., Яцишина Е. Б. Конвергенция наук и технологий — новый этап научно-технического развития // Вопросы философии» — 2013. — № 3. — С. 3-11.
  2. Ковальчук М. В. Наука и жизнь: Моя конвергенция: Т. 1: Автобиографические наброски: Научно-популярные и концептуальные статьи. — М.: Академкнига, 2011.
  3. Лекция член-корреспондента РАН, президента НИЦ «Курчатовский институт» М. В. Ковальчука на тему: «Природоподобные (конвергентные) технологии – глобальные угрозы и вызовы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=tt6QNM12nh4
  4. Черниговская Т. В. Когнитивные процессы и мозг // Учебные программы по специализации «Психолингвистика» 021728. СПбГУ, филологический факультет, кафедра общего языкознания. — Санкт-Петербург, 2002.
  5. Черниговская Т. В. Нейролингвистика // Учебные программы по специализации «Психолингвистика» 021728. СПбГУ, филологический факультет, кафедра общего языкознания. — Санкт-Петербург, 2002.
Аннотация:
В статье представлен опыт реализации конвергентного и междисциплинарного подходов в обучении в классе химико-биологического профиля.
Заголовок:

Использование цифровых лабораторий в проектной деятельности

Аннотация:
В статье представлен опыт использования современного цифрового оборудования в проектной деятельности учащихся медицинских классов. Приведены темы проектных работ и содержание практической части двух выполненных проектных работ, с использование цифровых лабораторий PROlog и Relab.
Заголовок:

Исследовательская работа «Определение состава пигментов желтка куриных яиц»

Спиоск литературы:
  1. 1. Карнаухов В. Н. Функции каротиноидов в клетках животных. – М.: Мир, 1973.
  2. 2. Кольман Я., Рем К.-Г. Наглядная биохимия. – М.: Мир, 2009.
  3. 3. Никитюк В. Г. Каротиноиды и их значение в живой природе и для человека // Провизор. – 1999. – № 6. – С. 30-32.
  4. 4. Зак П., Донцов А. Перепелиная слепота // Химия и жизнь. – 2013. – №7.– С. 16-20.
  5. 5. Сахаров О. В. Определение пигментов в пластидах зеленых растений // Методы комплексного изучения фотосинтеза. – Л.: Наука, 1969. – С. 165-180.
  6. 6. Землякова Е. С. Использование метода спектрофотометрии при определении наличия биологически активных веществ // Спектрометрические методы анализа в науке и технике: электронный научный журнал. – 2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.paxgrid.ru/proceedings_spectro2014.pdf
Аннотация:
В статье представлен опыт по формированию универсальных учебных действий учащихся на всех этапах исследовательской деятельности, ставшей неотъемлемой частью школьного образования. Приведена методика организации конкретного исследования для учащихся старшей школы по теме «Определение количественного и качественного состава пигментов желтка куриных яиц различных производителей».
Заголовок:

Научно-практическая конференция «Старт в медицину»

Спиоск литературы:
  1. 1. Портал медицинских классов [Электронный ресурс] URL: http://profil.mos.ru/med.html (дата обращения: 25.05.2017).
  2. 2. Леонтович А., Саввичев А. Исследовательская и проектная работа школьников. — М.: ВАКО, 2014.
  3. 3. Государственная Фармакопея Российской Федерации. XIII издание. М.: 2015 [Электронный ресурс] URL: http://femb.ru/feml (дата обращения: 25.05.2017).
  4. 4. Химия и жизнь. Научно-популярный журнал [Электронный ресурс] URL: http://www.hij.ru/ (дата обращения: 25.05.2017).
  5. 5. Популярная механика [Электронный ресурс] URL: http://www.popmech.ru/ (дата обращения: 25.05.2017).
  6. 6. Кот Шредингера. Живой научно-популярный журнал [Электронный ресурс] URL: http://kot.sh/ (дата обращения: 25.05.2017).
  7. 7. Колясников О. В. Биоинформатика в современной школе // Потенциал. Химия. Биология. Медицина. — 2011. — № 4. — С. 68–73.
Аннотация:
В Москве состоялась очередная научно-практическая конференция «Старт в медицину». В представляемом материале проведен анализ работ обучающихся, представленных на секции «Химия и биохимия», а также «Фармация и лекарственные растения». Освещена тематика работ, подчеркнуты их основные особенности, как общие, так и вытекающие из специфики конференции.
Заголовок:

Программа практикума по химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. — М.: Просвещение, 2014.
  2. 2. Ерёмин В. В. и др. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2008.
  3. 3. Ерёмин В. В. и др. Химия. 10 класс. Углублённый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2015.
  4. 4. Ерёмин В. В. и др. Химия. 11 класс. Углублённый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2015.
  5. 5. Артемьева Н. Н. и др. Руководство к лабораторным работам по биоорганической химии. — М.: Дрофа, 2008.
  6. 6. Бабков А. Б., Попков В. А. Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. — М.: Просвещение, 2004.
  7. 7. Батраков В. В. и др. Практикум по общей и неорганической химии. — М.: КолосС, 2007.
  8. 8. Глинка Н. Л. Общая химия. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
  9. 9. Леенсон И. А. Занимательная химия. 8 – 11 кл.: в 2 ч. — М.: Дрофа, 1996.
  10. 10. Пузаков С. А., Попков В. А. Пособие по химии. Вопросы, упражнения, задачи. — М.: Высшая школа, 2009.
Аннотация:
В статье приводится содержание спецкурса для учащихся медицинских классов естественно-научного профиля, изучающих химию по УМК В. В. Ерёмина и др. Спецкурс апробирован при обучении химии в ГБОУ «Школа № 1253».
Заголовок:

Исследовательская деятельность учащихся в условиях дополнительного образования

Спиоск литературы:
  1. 1. Green V. S., Stott D. E., Diack M. Assay for fluorescein diacetate hydrolytic activity: optimization for soil samples // Soil Biology and Biochemistry. – 2006. – Vol. 38. – №. 4. – P. 693-701.
  2. 2. Якушев А. В., Бызов Б. А. Гидролазная активность как показатель состояния микробного сообщества вермикомпоста // Вестник Московского университета. – 2009. – №. 2. – С. 41-46.
  3. 3. Fluorescein Diacetate (FDA) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.thermofisher.com/order/catalog/product/F1303
Аннотация:
Исследовательская деятельность способствует эффективному формированию метапредметных компетенций школьников. В свете обновления содержания образования актуально внедрение современных экспрессных методов в формат дополнительного естественнонаучного образования. Одним из таких методов является метод гидролиза диацетата флуоресцеина, который достаточно прост в освоении школьниками и может применяться при решении достаточно широкого круга задач конвергентного характера.
Заголовок:

Дистанционный межшкольный исследовательский проект

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего общего образования. – Москва, 2012.
  2. 2. Старкова Е. А. Обучение будущих учителей организации проектной и исследовательской деятельности учащихся // В мире научных открытий. — 2011.
  3. 3. Knoll M. “I Had Made a Mistake”: William H. Kilpatrick and the Project Method. Teachers College Record 114. — 2012. — № 2.
  4. 4. Звякина Л. В., Кадулина Т. С., Дементьева О. С. Проектная деятельность в системе профессионального образования // Педагогическая мастерская. Научно-методический сборник. Чувашский государственный пед. университет им. И. Я. Яковлева. — Выпуск IV. — 2015. — С. 8-11.
  5. 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  6. 6. Пашкова Л. И., Кузнецова Л. В., Власенко К. К. Целесообразное соотношение теории и фактов в образовании как условие устранения формализации знаний // Сборник материалов II Всероссийской научно-методической конференции "Актуальные проблемы химического образования. Москва, 28-29 апреля 2011 г. — С. 152-156.
Аннотация:
Рассмотрен эксперимент по организации дистанционного обучающего проекта с участием командам нескольких школ. Учащиеся проводили исследование влияния ионов алюминия в присутствии азотных удобрений на гречиху.
Title:

Training of a doctor starts at school

Summary:
For training future doctors it is necessary to create at school the system of prevocational training which leads to the conscious choice of profession. The city educational project "Medical Class at the Moscow School" initiated by the Moscow Department of Education and the First Moscow state medical university named after I. M. Sechenov started on September 1, 2015.
Title:

Innovative technologies at the chemistry lessons

Summary:
The article presents the author's view on the use of meta-subject technologies as a condition for the achievement of high quality education and meeting the requirements of the new standards. Several options for the achievement of meta-subject results in chemistry classes are offered.
Title:

On the formation of functional literacy

Summary:
This article reflects an experience of functional literacy skills formation in secondary school students. This experience is based on a competence approach using the objects of the urban socio-cultural environment. General instructions and an approximate content of the interdisciplinary integrated lesson "Rational consumer – it's me!" are suggested.
Title:

Formation of cognitive activity: urban social environment as an educational resource

Summary:
The article presents the experience of the methodologists of the City Methodological Center in creating constructors of lessons using the sociocultural potential of the capital to achieve higher subject, personal and meta-subject educational results.
Title:

Elective course “Chemistry of biogenic elements-nonmetals in the human body”

Summary:
The article presents the experience in the initial formation of biomedical knowledge of the basic physiological processes in the human body and career counseling of students grade 9 through the study of elective course "Chemistry of biogenic elements-nonmetals in the human body" on the basis of interdisciplinary integration of different school subjects using the activity approach in the framework of the project "Medical class at the Moscow school". The program of the developed elective course is given.
Title:

Task 22: from a "mental" experiment to a real one

Summary:
The article provides recommendations for preparing students for solving Task 22 of the OGE Chemistry. The practical work is proposed, the scheme for the analysis of tasks and structuring and writing the solution is given, a variety of tasks is created.
Title:

Teaching to solve Task 33

Summary:
This article deals with the experience on formation of skills of solving calculation problems in chemistry. Several recommendations for working with students are given. The way of achieving the required result at each stage of solving a calculation problem is shown.
Title:

Methods of balancing redox reactions

Summary:
In the paper standard and various non-standard methods of balancing redox reactions in organic and inorganic chemistry are considered. The ideas outlined in this article will be useful to teachers and students in preparing for the USE in chemistry and olympiads.
Title:

Implementing the convergence principle in chemical-biological classes

Summary:
The experience of implementing convergent and interdisciplinary approaches in teaching secondary school students in the chemical-biological classes is presented.
Title:

Using digital laboratories in the project activity

Summary:
The article presents the experience of using modern digital equipment in the project activity of students of medical classes. Two projects carried out with the use of PROlog and Relab digital laboratories are discribed.
Title:

Research work “Determination of the composition of pigments of the chicken egg yolk”

Summary:
The article presents the experience in forming universal learning activities of students at all stages of research activities which has become an integral part of school education. The article thoroughly describes the methodology of organization of the specific research work for senior school students “Determination of the composition of pigments of the chicken egg yolk”.
Title:

Scientific practical conference “Start into the medicine”

Summary:
The annual scientific practical conference “Start into the medicine” was held in Moscow. In the paper the analysis of projects presented at the sections “Chemistry and biochemistry” and “Pharmacy and medicinal herbs”, was given. The main topics of projects are discussed, the common and specific features of projects are considered.
Title:

The “Workshop in chemistry” program

Summary:
The article presents the contents of the special course for students of medical classes of natural Sciences studying chemistry with the use of the UMK by V. V. Eremin et al. The course was tested in teaching chemistry in the secondary School № 1253.
Title:

Extracurricular scientific research activities

Summary:
Research activity in secondary education contributes effective formation of functional competencies. In the light of updating the content of education, it is urgent to introduce modern express techniques into extracurricular scientific activities. One of such techniques is the method of fluorescein diacetate hydrolysis, which can be applied to a rather wide range of convergent tasks and easily be learned by secondary students.
Title:

Distance interschool research project

Summary:
The experiment on the organization of the distance educational project is considered. Teams of several schools participated in the project. Students studied the influence of aluminum ions on buckwheat in the presence of nitrogen fertilizers.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.