Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2017 № 6

Русская версия
English version
Заголовок:

Кабинет химии: а как по закону?

Аннотация:
На вопросы наших читателей, связанные с правилами безопасности при работе в кабинете химии, отвечает П. И. Беспалов, доцент кафедры естественно-научного образования Московского института открытого образования.
Заголовок:

Изополисоединения в современной координационной химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Гринберг А. А. Введение в химию комплексных соединений, 3 изд. – М., Л.: Химия. – 1966.
  2. 2. Коттон Ф., Уилкинсон Дж.. Современная неорганическая химия, пер. с англ., т. 3. – М., Мир. – 1969.
  3. 3. Медведев Ю. Н. Избранные главы общей химии. – М.: издат-во МГПИ. – 2002.
  4. 4. Гринвуд Н., Эрншо А. Химия элементов, т.2. – М.: Бином. Лаборатория знаний. – 2008.
  5. 5. Уэллс А. Структурная неорганическая химия, т.2. – М.: Мир. – 1987.
  6. 6. Muller A., Fenske D., Kogerler P. ChemInform Abstract: From Giant Molecular Clusters and Precursors to Solid-State Structures // Current Opinion in Solid State and Materials Science. – 1999. – № 4. – P. 141.
Аннотация:
В статье содержится обзор важнейших сведений по свойствам изополисоединений (полиоксометаллатов) как представителей координационных соединений. Рассматриваются равновесия в водных растворах ванадатов, молибдатов и вольфраматов. Обсуждаются состав, структурные формулы и полиэдрическое строение изополисоединений, а также основные направления их практического применения.
Заголовок:

Виды и функции иллюстративного материала в процессе обучения

Спиоск литературы:
  1. 1. Боровских Т. А. Анализ опыта обучения химии в странах Юго-Восточной Азии // Химия в школе. - 2016. - № 5. - С. 29-34.
  2. 2. Болотина Т. В. и др. Основные приёмы и технологии в работе преподавателя курса ОРКСЭ. Методика работы с иллюстративным материалом // Методист. – 2013. - № 1. – С. 11-19.
  3. 3. Антонов А. В. Информация: восприятие и понимание. - Киев: Наукова думка, 1988.
  4. 4. Зуев Д. Д. Школьный учебник. - М.: Педагогика, 1983.
Аннотация:
В статье раскрыты различные варианты систематизации иллюстративного материала, применяемого в обучении химии. Описаны свойства выделенных групп наглядных средств и охарактеризованы их отличительные особенности. Раскрыты функции основных видов наглядности.
Заголовок:

Как определить сформированность регулятивных УУД

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.
  2. 2. Judd J. S. The relationship between self-regulatory learning strategies and the academic achievement of high school chemistry students. Master’s thesis. University of Hawaii (USA), 2005. – 52 p.
  3. 3. Seyhan S. G. Effects of self-regulatory strategy on prospective teachers’ chemistry self-efficacy according to class level and gender // Journal of Education and Training Studies. – 2016. – Vol. 4. - № 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://dx.doi.org/10.11114/jets.v4i3.1213
  4. 4. Макаров Ю. Б. Универсальные учебные действия на уроках химии и биологии // Первое сентября. Химия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/603240/
Аннотация:
В статье рассматриваются способы определения у учащихся уровня сформированности регулятивных УУД при обучении химии. Предложены авторские разработки, описан зарубежный опыт по выявлению владения стратегиями саморегуляции при обучении химии.
Заголовок:

Урок-исследование по теме «Алюминий»

Аннотация:
Автор предлагает урок для учащихся 9 класса по теме «Алюминий». Используя элементы проблемного обучения, проектной деятельности учитель даёт возможность обучающимся исследовать свойства алюминия и области его применения.
Заголовок:

Урок-практикум по изучению свойств и способов получения соляной кислоты

Аннотация:
Предложена разработка урока комплексного применения знаний по теме «Соляная кислота и её свойства. Получение соляной кислоты» (9-й класс). На нем учащихся в группах выполняют химический эксперимент. При этом они работают в знакомой ситуации, в изменённой ситуации, а также в новой ситуации.
Заголовок:

Развитие экологической культуры методом проектов

Спиоск литературы:
  1. Калабина А. А. Урок-игра по теме «Природные источники углеводородов» // Химия в школе. - 1999. - № 6. - С. 32-39.
  2. Новикова Т. Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - № 7. – С. 15.
Аннотация:
Автор представляет учебный проект «Обвиняются природные источники углеводородов» - урок изучения нового материала с использованием мультимедийной технологии, метода проектов.
Заголовок:

Как мы изучаем применение спиртов

Аннотация:
Предложен урок в форме ролевой игры после изучения темы «Спирты». Цель урока - показать, что спирты - большая группа органических соединений, имеющих широкий спектр применения. На уроке уделено внимание проблеме алкоголизма.
Заголовок:

Урок-конференция по теме «Средства бытовой химии и здоровье человека»

Аннотация:
Статья посвящена одной из современных педагогических технологий - проектному обучению. Автор предлагает методическую разработку урока в форме конференции, на котором подводятся итоги обучающего проекта для учащихся 9-10 классов.
Заголовок:

Об использовании на уроках философского словаря

Спиоск литературы:
  1. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.
Аннотация:
В статье предложен вариант изучения химических понятий, исходя из общей характеристики понятия, представленной в философском энциклопедическом словаре, проанализированы основные понятия химии с точки зрения объёма и содержания, отмечена межпредметная связь с курсом физики.
Заголовок:

Основные подходы к решению расчётных задач

Аннотация:
Работа посвящена решению одной задачи школьного курса химии различными методами.
Заголовок:

Расчётные задачи: корректная запись ответов

Спиоск литературы:
  1. 1. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Домашняя работа по химии за 10 класс к учебнику «Химия. 10 класс», Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. – М.: Просвещение, 2000.
  2. 2. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD). – М.: Просвещение, 2014.
  3. 3. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD): базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014.
  4. 4. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
  5. 5. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD). – М.: Просвещение, 2014.
  6. 6. Хрусталёв А. Ф. Информатика в задачах математики и химии // Информатика в школе. - 2014. - № 9.
Аннотация:
Рассмотрены задачи из действующих учебников химии и приведены корректные записи ответов к ним.
Заголовок:

Химия без логических разрывов. Кислотно-основное равновесие в растворах и шкала рН

Спиоск литературы:
  1. 1. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов. Скорость реакции и химическое равновесие // Химия в школе. – 2016. – № 2. – С. 9-17.
  2. 2. Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2006. – С. 104.
  3. 3. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 9 класс. – М.: Вентана-Граф, 2015. – С. 28, 31-32.
  4. 4. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 10 (11) класс. Профильный уровень. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – С. 145.
  5. 5. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А. Лунин В. В. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009. – С. 42, 57-63.
  6. 6. Гордон А., Форд Р. Спутник химика. – М.: Мир, 1976. – С. 71-72, С. 92.
  7. 7. CRC Handbook of Chemistry and Physics / Ed. D.R. Lide. – Taylor & Francis: CRC Press, 2007. – Sect. 8: Analytical Chem., Dissociation Constants of Organic Acids and Bases.
  8. 8. Lange’s Handbook of Chemistry, 15th Edition / Ed. J. A. Dean. – McGraw-Hill, Inc., 1999. – Table. 8.7.
  9. 9. Справочник химика / Под ред. Никольского Б.П. / М.: «Химия», 1965, том III, С. 77, 87, 95, 98, 102.
  10. 10. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов. Единая природа химической связи // Химия в школе. – 2014. – № 2. – С. 51-58.
  11. 11. Загорский В. В., Морозова Н. И. Задачи на вступительных экзаменах в МГУ на тему «Равновесие» и «Равновесие в растворах» – М.: МГУ, Электронная библиотека учебных материалов по химии. – Режим доступа: www.chem.msu.su/rus/elibrary, раздел «Задачи для подготовки к вступительным экзаменам на химический фак-тет МГУ».
  12. 12. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Квадратные уравнения в конкурсных и олимпиадных задачах // Химия в школе. – 2015. – № 4. – С. 36-42.
  13. 13. Чупахин А. П., Коренев С. В., Федотова Т. Д. Химия в НГУ. Физическая химия. – Новосибирск: НГУ, 2011. – С. 106-108.
  14. 14. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, разделы: Коллекции / Предметные коллекции / Химия / Неорганическая химия. Видеоопыты: а) / Водород. Кислоты / Свойства кислот / 3. Действие кислот на индикаторы. б) Растворы. Вода. Основания. Соли / Основания / 1. Действие щелочей на индикаторы.
  15. 15. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, разделы: Коллекции / Предметные коллекции / Химия / Неорганическая химия. Видеоопыты: / Теория электролитической диссоциации / Электролиты и неэлектролиты / Зависимость электропроводности растворов от концентрации.
Аннотация:
В статье рассматривается кислотно-основное равновесие в водных растворах как частный случай равновесных химических процессов. Обсуждаются такие понятия как электролитическая диссоциация, сильные и слабые электролиты, кислотность и основность, константа и степень диссоциации. Рассматривается шкала рН. На основе закона разбавления даётся вывод формул для вычисления рН и α в растворах слабых кислот и оснований. Приведены примеры задач.
Заголовок:

Определение тяжёлых металлов методом хроматографии на бумаге

Спиоск литературы:
  1. 1. Белявская Т. А., Большова Т. А., Брыкина Г. Д. Хроматография неорганических веществ (практическое руководство): Учеб. Пособие для хим. фак. ун-тов и хим.-технол. вузов. – М., Высшая школа, 1986.
  2. 2. Харитонов Ю. Я. Аналитическая химия (аналитика). В 2 кн. Кн.1.Общие теоретические основы. Качественный анализ: Учеб, для вузов. - М., Высшая школа, 2001.
  3. 3. Харитонов Ю. Я. Аналитическая химия (аналитика). В 2 кн. Кн.2. Количественный анализ. Физико-химические (инструментальные) методы анализа: Учеб, для вузов. - М., Высшая школа, 2003.
Аннотация:
Рассмотрена методика проведения хроматографии на бумаге для аналитического определения содержания тяжёлых металлов. Идентификацию соединения проводят по индексу подвижности в определённом элюенте, с применением качественных реакций соответствующих реагентов на катионы.
Заголовок:

Мини-квест как форма проведения практической работы

Спиоск литературы:
  1. Габриелян О. С. Химия 9 кл. Учебник для образовательных учреждений. - М., Дрофа, 2009. – с. 84-85.
  2. Никулина Н. В. Химический квест: увлекательно и полезно // Химия в школе. - 2016. - №10. - с.58-60.
Аннотация:
Предложена методическая разработка проведения практической работы «Получение и свойства соединений металлов» (9 класс) в форме мини-квеста.
Заголовок:

О решении олимпиадных задач на вывод формулы вещества

Спиоск литературы:
  1. Лисицын А. З., Зейфман А. А. Очень нестандартные задачи по химии / под ред. В. В. Еремина. – М.: МЦНМО, 2015.
Аннотация:
В статье рассмотрен алгоритм решения олимпиадных задач на вывод формулы вещества. Приведены примеры задач и их подробные решения.
Title:

Schoollaboratory: according to the refgulations

Summary:
P. I. Bespalov, from the Chair of Science Education of Moscow Institute of Open Education, answer our readers' questions concerning safety guidelines for a school chemistry lab.
Title:

Isopolycompounds in modern coordination chemistry

Summary:
The article contains an overview of the most important information on the properties of isopolycompounds (polyoxometallates) as representatives of coordination compounds. Equilibria in aqueous solutions of vanadates, molybdates and tungstates are considered. The composition, structural formulas and polyhedral structure of isopolycompounds are discussed as well as the main directions of their practical application.
Title:

Types and functions of illustrations in teaching chemistry

Summary:
The article reveals options for systematization of illustrative material used in teaching chemistry. The distinguishing features of various types of visual images are described. Functions of the main types of images are considered.
Title:

How to assess the level of regulatory universal learning actions

Summary:
Methods of assessing the level of regulatory universal learning actions in students in the course of studying chemistry are discussed. Specific tasks are suggested. Foreign experience in assessing students’ self-regulatory strategies is described.
Title:

Classroom research on the theme “Aluminum”

Summary:
The author offers a lesson for 9-graders on the theme “Aluminum”. Using elements of problem-based learning and project work, the teacher gives students the opportunity to explore the properties of aluminum and its application.
Title:

Classroom workshop on studying properties and methods of obtaining hydrochloric acid

Summary:
The description of a lesson «Hydrochloric acid and its properties. Obtaining hydrochloric acid» (9th grade) is suggested. Working in groups during the lesson, students carry out chemical experiments. They apply their knowledge in a familiar, changed and new situations.
Title:

Developing environmental culture by means of the project method

Summary:
The author presents the educational project “Natural Sources of Hydrocarbons Are Accused”. This is a lesson of studying new material with the use of multimedia technology and the project method.
Title:

How we study the application of alcohols

Summary:
The lesson on the topic “Alcohols” in the form of a role play is suggested. The main purpose of the lesson is to show that alcohols are a large group of chemical compounds with a vast range of application. Much attention is paid to a social problem of alcoholism.
Title:

Classroom conference on the theme “Household Chemicals and Human Health»

Summary:
The article is devoted to the project learning as one of the modern pedagogical technologies. The author proposes methodological description of the lesson in the form of a conference in which the results of the training project for students in for 9-10-graders are discussed.
Title:

On using a philosophical dictionary in a lesson

Summary:
The option of studying chemical concepts is offered, proceeding from the general characteristic of a concept presented in a philosophical encyclopedic dictionary. Basic concepts of chemistry are analyzed from the point of view of the volume and content. Interdisciplinary connections with the course of physics are considered.
Title:

Main approaches to solving calculation tasks

Summary:
The work is devoted to solving one school chemical task by different methods.
Title:

Calculation tasks: correct answers

Summary:
Tasks from chemistry textbooks used at present and correct answer keys for them are considered.
Title:

Chemistry without logical gaps. Acid-base balance and pH of solutions

Summary:
The article deals with the acid-base equilibrium in aqueous solution as a special case of equilibrium in chemical processes. Concepts of electrolytic dissociation, strong and weak electrolytes, acidity, dissociation constant and degree of dissociation are discussed, the pH scale is considered. The formulas to calculate the pH and α in the solutions of weak acids and bases are given with the account of the law of the dilution. Examples of problems are given.
Title:

Determination of heavy metals by means of paper chromatography

Summary:
The technique of paper chromatography for analytical determination of heavy metals is considered. Identification of the compound is carried out by the mobility index in a certain eluent, and also by using qualitative reaction for the cations studied.
Title:

Mini-quest as a form of practical work

Summary:
The description of a practical work “Obtaining and properties of compounds of metals” in the form of a mini-quest is suggested.
Title:

Solving Olympiad tasks on deriving the formula for a substance

Summary:
The algorithm of solving Olympiad tasks on deriving the formula for a substance is discussed. The examples of tasks and their detailed solutions are given.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.