Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2017 № 5

Русская версия
English version
Заголовок:

Как поддержать познавательный интерес к предмету

Спиоск литературы:
  1. Нечитайлова Е. В. Технология смешанного обучения: инклюзивное образование на основе модели «Автономная группа» // Химия в школе. – 2015. - № 2 – С. 10-11.
  2. Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. - № 6 – С. 6-7.
Аннотация:
Одна из главных задач учителя - продумать учебный процесс, чтоб не пропал интерес к изучению химии. Учебный материал воспринимается легче, если использовать элементы занимательности.
Заголовок:

Комплексные соединения с полидентатными лигандами

Спиоск литературы:
  1. 1. Дятлова Н. М., Темкина В. Я., Попов К. И. Комплексоны и комплексонаты металлов. — М., «Химия» — 1988.
  2. 2. Вебер Э. и др. Химия комплексов «гость — хозяин». Под. ред. Фёгтле Ф., Вебер Э. — М, «Мир» — 1988.
Аннотация:
Рассмотрены комплексные соединения ионов металлов с органическими лигандами в терминах электронной теории кислот и оснований. Дано описание хелатных комплексов, а также комплексов с макроциклическими лигандами – краун-эфирами и криптандами.
Заголовок:

О самостоятельной постановке целей познания и их достижении

Спиоск литературы:
  1. 1. Васюкова Е. Ю., Оржековский П. А. Повышение у учащихся осознанности знаний теории строения органических соединений путём формирования личностных смыслов познания // Химия в школе. – 2010. - № 6. - С. 18-23.
  2. 2. Психология одарённости детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Академия, 1996.
  3. 3. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учебное пособие. — Новосибирск: НГПИ, 1987.
  4. 4. Семёнов И. Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества. — М.: Наука, 1983. — С. 27-61.
  5. 5. Степанов С. Ю. Место личностной рефлексии в решении творческих задач. Диссертация ... канд. псих. наук. - М., 1984.
  6. 6. Маршанова Г. Л. Рефлексивные умения: сущность, содержание и приёмы формирования // Химия в школе. – 2012. - № 2. – С. 4-10.
Аннотация:
Показана важность работы над проблемой осуществления обучающимися целеполагания своей учебной деятельности. Поиск путей решения этой проблемы можно признать как положительную тенденцию развития методики обучения химии. В статье рассматриваются условия возникновения у школьников личностных смыслов познания, а также приводятся примеры.
Заголовок:

К обновлению содержания школьного курса химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Заграничная Н. А. О содержании химического образования в свете требований ФГОС // Химия в школе. - 2012. - № 10. - С. 18-23.
  2. 2. Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Как формировать естественно-научную грамотность учащихся при изучении химии и биологии // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XXVII Международной научно-практической конференции. - Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2016. - С. 31-36.
  3. 3. Пентин А. Ю., Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Комплексные межпредметные задания с химической составляющей как инструмент формирования и диагностики естественно-научной грамотности учащихся // Международный журнал экспериментального образования. -2016. - № 9-2. - С. 196-200.
Аннотация:
В статье рассматриваются возможные подходы к обновлению содержания учебного предмета «Химия». Выделены концептуальные подходы к обновлению как содержания школьного химического образования, так и структуры курсов 8-11 классов.
Заголовок:

О скрытом резерве времени при изучении химии на базовом уровне

Спиоск литературы:
  1. 1. Биология. 10-11 классы: Рабочие программы / Сост. И. Б. Морзунова, Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015.
  2. 2. Каменский А. А., Криксунов Е. А.,. Пасечник В. В. Биология. Общая биология. 10-11 классы: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2015.
  3. 3. Химия. 10-11 классы: Рабочие программы к УМК О. С. Габриеляна: Учебно-методическое пособие / Сост. Т. Д. Гамбурцева. – М.: Дрофа, 2015.
  4. 4. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2015.
  5. 5. Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2015.
Аннотация:
В статье затрагивается проблема недостатка времени при изучении химии на базовом уровне в 10-11 классах школы. Рассмотрен вариант согласованного построения курсов химии и биологии с распределением соответствующего химического эксперимента, что позволяет выделить время для более детального изучения сложных вопросов химии.
Заголовок:

Из опыта обучения приёмам сравнения и прогнозирования

Аннотация:
Предложен урок по теме «Сравнение физических свойств карбоновых кислот и сложных эфиров». На этом занятии важно объяснить некоторые физические свойства карбоновых кислот и эфиров с точки зрения строения их молекул, т. е. определить влияние функциональных групп на физические свойства соединений.
Заголовок:

Из опыта использования технологии развития критического мышления

Спиоск литературы:
  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя химии. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010.
  2. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 9 классе. - М.: Блик и К, 2001.
  3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
  4. Рябов М. А., Невская Е. Ю. Тесты по химии. 9 класс. - М.: Экзамен, 2011.
Аннотация:
Предложена методическая разработка урока изучения нового материала по теме «Многоликий углерод» (9-й класс). Он построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Одна из основных задач этой технологии – научить школьников самостоятельно мыслить, анализировать, структурировать и передавать полученную информацию.
Заголовок:

Как мы исследуем свойства воды

Спиоск литературы:
  1. Мустафин Д. И., Оганесян Е. С. Чтобы принимать правильные решения (интервью с профессором Р. Хофманном) // Химия в школе. -2014. - № 9. - С. 2-5.
  2. Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления / Сост. М. Тируман. – Казань: ИРО РТ, 2014. – С. 120.
  3. Сурин Ю. В. Роль проблемного эксперимента в совершенствовании теоретических знаний учащихся // Химия в школе. - 2014. - № 7. - С. 66-71.
  4. Ширяева М. Ю. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» // Химия в школе. - 2014. - № 9. - С. 45-47.
Аннотация:
Урок построен в формате исследования, которое выполняют сами ученики, направляемые учителем. Элементы занимательности, развитие образного и ассоциативного мышления, формирование экспериментальных навыков учащихся призваны пробудить и поддержать познавательный интерес.
Заголовок:

Формирование предметных умений: обучающие тренажёры

Спиоск литературы:
  1. 1. Белохвостов А. А. Электронные дидактические материалы: методика разработки и использования // Химия в школе. – 2016. - № 8. – С. 31-34.
  2. 2. Дзенис А. В., Оржековский П. А. К методике обучения детей в условиях стационара // Химия в школе. – 2017. - № 3. – С. 11-16.
  3. 3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2013.
Аннотация:
Для отработки базовых умений удобно использовать тренажёры. Их можно создавать, например в программе PowerPoint как презентации-тренажёры со скрытыми подсказками. В статье рассмотрено, каким образом можно составлять задания тестового типа с обратной связью в программе PowerPoint.
Заголовок:

Направления развития школьного химического эксперимента

Спиоск литературы:
  1. 1. Габриелян О. С. Химия: 8 кл.: учебник для общеобраз. учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
  2. 2. Жилин Д. М. Химический эксперимент в российских школах // Рос. хим. ж. – 2011. – т. LV - № 4. – С. 48-56.
  3. 3. Экспериментальная химия в системе проблемно-развивающего обучения. 8-11 кл. Инструктивные карты практических работ и опытов / авт-сост. Е. В. Киселева. – Волгоград: Учитель, 2015.
  4. 4. Верховский В. Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. Т.1. – М: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1959.
  5. 5. Назарова Т. С. Химический эксперимент в школе / Т.С.Назарова, А. А. Грабецкий, В. Н. Лаврова. – М.: Просвещение, 1987.
  6. 6. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии: методика и техника. Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2000.
  7. 7. Ерёмин В. В. и др. Химия. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2012.
  8. 8. Кузнецова Н. Е. Химия: 8 кл: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  9. 9. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии: Развивающий эксперимент. - М.: Школа-Пресс, 1998.
  10. 10. Беспалов П. И. Новое в методике химического эксперимента // Журнал «Химия». – 2003. - № 26. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://him.1september.ru/article.php?ID=200302601 – 02.03.2017.
  11. 11. Жилин Д. М. Как на самом деле реагирует метан с хлором // Химия в школе. – 2011. – №3. – С. 64-67.
  12. 12. Габриелян О. С. Химия: 9 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
  13. 13. Парменов К. Я. Химический эксперимент в средней школе. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1959.
  14. 14. Пак М. С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов. – СПб: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2015.
  15. 15. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения / Под ред. проф. А. А. Красновского. - М.: Учпедгиз, 1955.
  16. 16. Борисов И. Н. Методика преподавания химии. – М.: Учпедгиз, 1956.
Аннотация:
В статье проанализирована роль школьного химического эксперимента в обучении химии, дана критика методики проведения химических опытов в школьной практике. Определены основные направления развития школьного химического эксперимента: разработка опытов, которые могут быть использованы в качестве первоначального источника познания или средства проверки истинности или ложности суждений; подготовка программ деятельности учащихся, направленных на запоминание и осмысление демонстрационного эксперимента.
Заголовок:

Химические модели государственных флагов

Спиоск литературы:
  1. 1. Бургер К. Сольватация, ионные реакции и комплексообразование в неводных средах. – М.: Мир, 1984.
  2. 2. Райхардт К. Растворители и эффекты среды в органической химии. – М.: Мир, 1991.
Аннотация:
В статье представлен опыт разработки химических моделей Государственных флагов России и Татарстана. Даны теоретическое обоснование и методика получения многослойных жидкостей с разной окраской слоёв. Химическое моделирование флагов рассматривается в качестве новой живой формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащейся молодежи во внеурочное время.
Заголовок:

Мир вокруг нас через призму искусства и научных знаний

Аннотация:
В статье приведён сценарий интегрированного внеурочного мероприятия, показывающего учащимся красоту природы при помощи музыки, поэзии, живописи, демонстрационных химических опытов.
Заголовок:

Практико-ориентированный проект «Свойства чая»

Спиоск литературы:
  1. Краснодарский чай, вкусный, ароматный, бодрящий — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://worldofteacher.com/3977-1452.html.
  2. Определение качества чайного сырья — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://znanie.podelise.ru (дата обращения 26.11.2015)
  3. Чайный калейдоскоп — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://nsportal.ru
  4. Турова А. Д., Сапожникова Э. Н. «Лекарственные растения СССР и их применение», М: «Медицина» — 1984.
Аннотация:
В статье предлагается разработка практико-ориентированного проекта для школьников, посвящённого сравнению разных видов чая. Представлены результаты органолептических исследований, эксперимента по определению кофеина, танина, витамина С и оценке влияния кислот и щелочей на окраску чая.
Заголовок:

Научно-практическая конференция «Шоколад: польза или вред?»

Спиоск литературы:
  1. Крутошикова А., Угер М. Природные и синтетические сладкие вещества. — М.: Мир, 1988.
  2. Пищевая химия / Под. ред. А. П. Нечаева. — СПб.: ГИОРД, 2012.
  3. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Всё о пище с точки зрения химика: Справочное издание. — М.: Высшая школа, 1991.
  4. Угошева Е. В., Трапезникова Н. Н. Какой шоколад вкуснее и полезнее? // Химия в школе. — 2011. — № 10. — С. 59–62.
Аннотация:
В статье предложен сценарий научно-практической конференции, посвящённой шоколаду. Авторы приводят интересную информацию об истории открытия и применения, классификации, пищевой ценности, химическом составе шоколада, его воздействии на организм человека. Даны методики проведения экспериментов по определению некоторых свойств шоколада.
Заголовок:

Из истории открытия элемента № 44 в Казанском университете

Спиоск литературы:
  1. 1. Федоренко Н. В. Развитие и исследований платиновых металлов в России. – М.: Наука, 1985.
  2. 2. Казанский университет хронология становления химической лаборатории и Казанской химической школы Т.1. / сост. А. В. Захаров. – Казань: Казанский университет, 2011.
  3. 3. Химия рутения. – М.: Наука, 1965.
  4. 4. Русский элемент. – М.: Изд-во МИТХТ им. М. В. Ломоносова, 2014.
Аннотация:
В статье представлена история открытия химического элемента рутения Карлом Клаусом в стенах химической лаборатории Казанского университета. Описано значение этого открытия для мировой химической науки и промышленности.
Title:

How to maintain the interest to the subject

Summary:
One of the main tasks of the teacher is to think over educational process so that students should be interested in studying chemistry. The training material is perceived better due to the use of entertaining elements.
Title:

Complexes of polydentate ligands

Summary:
We investigated compounds of metal ions with organic ligands in terms of acid and bases electronic theory. Chelate complexes as well as complexes with crown-ethers and cryptands are described.
Title:

On independent definition of cognitive goals and their achievement

Summary:
The research demonstrates the importance of goal-setting by students in their educational activities. The search of ways for approaching the challenge can be regarded as a positive tendency in the training methodology for chemistry. The article considers the conditions under which school students acquire personal values of cognition and provides examples respectively.
Title:

New content of school chemistry course

Summary:
The article considers possible approaches to renewal of the chemistry course content. The article highlights conceptual approaches to the renewal of the content of chemistry education in school as well as to the structure of courses in 8-11 grades.
Title:

On hidden time reserves in studying chemistry at a basic level

Summary:
The article touches upon the problem of a lack of time in studying chemistry at a basic level in grades 10-11. The version of the joint construction of courses of chemistry and biology with the distribution of the corresponding chemical experiment that allows teachers to allocate time for a more detailed study of complex issues of chemistry is considered.
Title:

From the experience of training in methods of comparison and forecasting

Summary:
The lesson “Comparison of Physical Properties of Carbonic Acids and Esters” is offered. In this class it is important to explain some physical properties of carbonic acids and esters from the point of view of structures of their molecules, i.e. to define influence of functional groups on physical properties of compounds.
Title:

From the experience of using the technology of development of critical thinking

Summary:
The scenario of a lesson of studying new material on the topic “Many faces of carbon” (9th grade) is offered. The technology of development of critical thinking through reading and writing is used. One of the main objectives of this technology is to teach school students to think, analyze, structure and transfer independently obtained information.
Title:

How we investigate properties of water

Summary:
The lesson is organized as an investigation performed by the students, directed by the teacher. Elements of entertainment, development of imagery and associative thinking as well as formation of experimental skills of the students are intended to arouse and maintain students’ interest.
Title:

Formation of subject abilities: the training sumulators

Summary:
The use of training simulators is convenient for the development of basic abilities. They can be created, for example in the PowerPoint program in the form of presentation simulators with the hidden hints. The possibility of creating testing tasks with feedback in the PowerPoint program is discussed in the paper.
Title:

Directions in school chemical experiment development

Summary:
This article focuses on the role of school chemical experiment in theory and practice of teaching chemistry. The chemical experiments practice at secondary school is critically reviewed. The authors describe three directions in development of school chemical experiment: using experiments as an initial source of knowledge; applying experiments for verifying the truth or falsity of a hypothesis; designing programs of students’ activities during chemical demonstrations for remembering and understanding it.
Title:

Chemical models of national flags

Summary:
The article presents the experience of developing chemical models of the national flags of Russia and Tatarstan. Theoretical basis and methodology for producing multilayer colored liquids are discussed. Chemical modeling of flags is seen as a new form of live work on civil-patriotic education of schoolchildren in extracurricular actinities.
Title:

The surrounding world through a prism of art and scientific knowledge

Summary:
The authors offer the scenario of the integrated extracurricular activity showing the beauty of nature by means of music, poetry, art, chemical demonstrations.
Title:

Practice-focused project “Properties of tea”

Summary:
The practice-focused project for school students devoted to the comparison of different types of tea is offered. The results of organoleptic investigation, experimental determination of caffeine, tannin, vitamin C and influence of acids and alkalis on tea coloring are presented.
Title:

Scientific-practical conference “Chocolate: friend or foe?”

Summary:
The scenario of the students’ conference devoted to chocolate is offered. The authors provide interesting information on history of discovery and application, classification, nutrition value, chemical composition of chocolate, its impact on a human body. The experimental techniques of definition of some properties of chocolate are described.
Title:

From the history of the discovery of the element № 44 at Kazan University

Summary:
The article presents the history of the discovery of the chemical element ruthenium by Karl Klaus the chemical laboratory of Kazan University. The importance of this discovery for the global chemical science and industry is described.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.