Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2017 № 4

Русская версия
English version
Заголовок:

Региональная ассоциация учителей: профессиональная среда для непрерывного повышения квалификации

Аннотация:
Статья посвящена работе региональной ассоциации учителей химии в рамках педагогического сообщества учителей-предметников естественно-математического цикла. Показана структура регионального сообщества: региональные ассоциации учителей-предметников, муниципальная методическая служба в лице руководителей методических объединений, учителя-предметники Липецкой области, Институт развития образования; роль института развития образования в создании условий для непрерывного повышения квалификации педагогов при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Заголовок:

Принцип научности в современном содержании обучения

Спиоск литературы:
  1. 1. Перминова Л. М. Развитие дидактического принципа научности в контексте современности (к 115-летию со дня рождения М. Н. Скаткина) // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. - № 4 (25).- С. 63-74.
  2. 2. Перминова Л. М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок. - М.: МИОО, 2009.
  3. 3. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. – М.: Педагогика. 1981.
  4. 4. Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Содержание базового химического образования в современном социуме // Химия в школе. - 2010. - № 1. – С. 20–23.
  5. 5. Разумовский В. Г. Проблемы теории и практики школьного физического образования: Избранные научные статьи / Сост. Ю. А. Сауров. – М.: Из-во РАО, 2016.
Аннотация:
Статья посвящена проблемам формирования естественно-научной грамотности учащихся на основе реализации дидактического принципа научности в содержании и методике обучения химии в основной школе. Научный метод познания рассматривается как методологическая основа достижения результатов обучения и уровня образованности, соответствующих требованиям образовательного стандарта.
Заголовок:

Урок по теме «Мир химических явлений»

Спиоск литературы:
  1. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Аннотация:
В статье приводится содержание урока химии для учащихся 9 класса, изучающих дисциплину по УМК Н. Е. Кузнецовой и др. Урок был представлен автором на заключительном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года России-2016» (г. Самара).
Заголовок:

Всероссийская проверочная работа: единый стандарт оценки знаний

Спиоск литературы:
  1. 1. ВПР – это не выпускной экзамен // Учительская газета, 04 апреля 2016 г. / http://www.ug.ru/archive/64531
  2. 2. Пономаренко: всероссийские проверочные работы скоро охватят все классы // РИА НОВОСТИ, 28 сентября 2016 г. /https://ria.ru/sn_edu/20160928/1478045415.html
  3. 3. http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/printable.php?print=1&id_4=5568
  4. 4. Российское образование: ВПР – тест на качество. Пресс-центр, 30.11.2016 / http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/press/index.php?id_4=6057
  5. 5. http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/press/index.php?id_4=6079
  6. 6. Медведев Ю. Н. Химия. Всероссийская проверочная работа: 11 класс, типовые задания. ФГОС. — М.: Экзамен, 2017.
Аннотация:
В статье даны рекомендации по подготовке к всероссийской проверочной работе (ВПР) по химии для учащихся 11-х классов, приведено её общее описание. Представлен примерный вариант заданий ВПР с ответами.
Заголовок:

К изучению темы «Электролитическая диссоциация»

Аннотация:
Предложена разработка урока в 9-м классе. Подобраны задания, развивающие умения сопоставлять, анализировать, осуществлять взаимосвязь общего и частного. Применяются компьютерные технологии, химический эксперимент. Предлагаемые материалы можно успешно использовать при работе по любым учебным программам и УМК.
Заголовок:

Об основных задачах и ключевых ситуациях

Спиоск литературы:
  1. 1. Беликов Б. С. Решение задач по физике. Общие методы: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа, 1986.
  2. 2. Генденштейн Л. Э., Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Как научить решать задачи по физике (основная школа). Подготовка К ГИА: лекции 1-8. – М.: Первое сентября, 2010.
  3. 3. Гофман Ю. В. Законы, формулы, задачи физики. Справочник. – К.: Наук. думка, 1977.
  4. 4. Баканина Л. П., Белонучкин В. Е., Козел С. М. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие / Под ред. С. М. Козела. – М.: Наука, 1990.
Аннотация:
Дается представление об основной задаче, раскрываемое на примере уравнения состояния. Вводится понятие ключевой ситуации. Приводится примерная последовательность соответствующих учебных задач.
Заголовок:

Учим решать задачи на растворы и смеси

Спиоск литературы:
  1. Банников С. В., Новикова С. Н., Костенчук И. А. О типологии уроков в свете требований ФГОС // Химия в школе. – 2015. - № 2. - С. 16-18.
  2. Можаев Г. М. Задачи на образование и разложение растворов //
  3. it-n.ru/attachment.aspx?id=53287
Аннотация:
Предложен интегрированный урок химии и математики по теме «Решение задач на растворы и смеси». На этом уроке учащиеся совершенствуют навыки решения задач на растворы и смеси математическим способом и учатся решать задачи диагональным способом.
Заголовок:

Из опыта проведения урока-исследования

Аннотация:
Предложена разработка урока-исследования по теме «Растворы. Растворимость веществ» (8-й класс). Это урок изучения и первичного закрепления материала. На нём используется проблемно-диалогический метод обучения. Учащиеся, работая в группах, проводят исследовательский эксперимент.
Заголовок:

Конкурсные и олимпиадные задачи: решение с применением неравенств

Спиоск литературы:
  1. 1. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Математическая составляющая конкурсных химических задач // Химия в школе. – 2014. - № 6.
  2. 2. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Квадратные уравнения в конкурсных и олимпиадных задачах // Химия в школе. – 2015. - № 4.
  3. 3. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 2012.
  4. 4. Сергеев И. Н. Недостаточное развитие математической культуры на начальных этапах образования // Материалы II научно-методической конференции «Новые образовательные программы МГУ и школьное образование». Ч. I. – М.: МГУ, 2012.
  5. 5. Лисичкин Г. В., Леенсон И. А. Школьное естественно-научное образование в СССР и Российской Федерации: история, тенденции и проблемы модернизации // Российский химический журнал (Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева). – 2011. - № 4.
Аннотация:
Статья посвящена определению места заданий, решение которых требует владения неравенствами, среди расчетных химических задач, которые предлагались школьникам и абитуриентам на химических олимпиадах («Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы!») и на письменных вступительных экзаменах в МГУ. С этой целью был проанализирован массив опубликованный заданий с 1990 г. по настоящее время. Приведены примеры задач с неравенствами и их решение. Показано, что владение методами решения неравенств – один из необходимых математических навыков при решении конкурсных и олимпиадных химических задач.
Заголовок:

Пищевые пластмассы: способы получения и области применения

Спиоск литературы:
  1. Алёхина Е. А., Шалыгин С. П. Безопасность пищевых пластмасс для здоровья человека // Актуальные проблемы биологии и методики её преподавания в школе и в вузе: Материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. – С. 37-42.
  2. Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Крыжановский В. К. и др. Производство изделий из полимерных материалов /Под общ. ред. В. К. Крыжановского. – СПб.: Профессия, 2008.
  5. Николаев А. Ф. Технология пластических масс. – Л.: Химия, 1977. – 368 с.
  6. Семчиков Ю. Д. Высокомолекулярные соединения: Учеб. для студ. вузов. – М.: Academa, 2005.
  7. Смирнова О. В., Ерофеева С. Б. Поликарбонаты. – М.-Л.: Химия, 1975.
  8. Технология пластических масс / Под ред. В. В. Коршака. – М.: Химия, 1985.
  9. Тростянская Е. Б., Бабаевский А. Г. Пластические массы // Химическая энциклопедия: в 5 т.– М.: Большая Российская энциклопедия, 1992.– Т. 3: Мед-Пол. – С. 564-565.
  10. Энциклопедия полимеров / Под ред. В. А. Каргина. Т.1-3.– М.: Советская энциклопедия, 1972-1977.
Аннотация:
В статье описаны строения, свойства, история открытия и области применения пластмасс для упаковки и тары пищевых продуктов. Приведены данные о маркировке и безопасности пластмасс. Представленная информация может быть использована на уроках химии, занятиях элективного курса, при организации внеурочной деятельности.
Заголовок:

Школьный практикум по анализу лекарств

Спиоск литературы:
  1. Куприянова Н. С. Лабораторно-практические работы по химии. 10-11. – М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2007.
  2. Хахина Т. И. Аналитическая химия: учебн. пособие. – М.: Высшее образование, 2012.
  3. Опарина С. А. Химические опыты при изучении белков // Химия в школе. – 2015. – № 6. – С.37 - 40.
Аннотация:
Предлагаемые химические опыты предназначены для углубленно-профильного изучения школьного курса химии, могут быть использованы на занятиях элективных курсов или при проведении исследовательской работы во внеурочное время.
Заголовок:

Исследовательский проект экологической направленности

Спиоск литературы:
  1. 1. Нелюбина Е. Г. Организация и проведение агрохимических опытов // Химия в школе. – 2016. – № 3. – С. 53 –56.
  2. 2. Усова Н. Т. Определение содержания тяжёлых металлов в снеге и почве // Химия в школе. – 2002. – № 3. – С. 73 –75.
  3. 3. Горлачев В. П. и др. Региональная экология: Учебник для общеобразовательных учебных заведений Забайкальского края и Агинского Бурятского АО. – Чита: Экспресс-издательство, 2007.
  4. 4. Аюрова Д. Б. Гумусное состояние чернозёмов Юго-Восточного Забайкалья: Автореферат диссертации по теме «Гумусное состояние чернозёмов Юго-Восточного Забайкалья». – Улан-Удэ, 2005.
  5. 5. Ногина Н. А. Почвы Забайкалья. – М.: Наука, 1964.
  6. 6. Пансю М., Готеру Ж. Анализ почвы. Справочник минералогических, органических и неорганических методов анализа: пер.2-го изд. под ред. Панкратова Д. А. – СПб.: ЦОП «Профессия», 2014.
Аннотация:
В статье предлагается методика определения органического углерода и общего органического вещества (гумуса) в почве. Данная научно-исследовательская работа может быть использована на уроках химии, биологии, экологии, занятиях элективного курса и кружковых занятиях, при организации проектной деятельности учащихся.
Заголовок:

Работы русских учёных в области химии силикатов: фарфор и вяжущие материалы

Спиоск литературы:
  1. Безбородов М. А. Д. И. Виноградов — создатель первого русского фарфора // Природа. — 1949. — № 7. — С. 74–82.
  2. Безбородов М. А. М. В. Ломоносов и его работа по химии и технологии силикатов. — М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
  3. Безбородов М. А. Физическая химия силикатов в трудах русских учёных XVIII в. // Природа. — 1948. — № 7. — С. 70–74.
  4. Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников / Сост. А. А. Макареня, И. Н. Филимонова, Н. Г. Карпило. — М.: Атомиздат, 1973.
  5. Значко-Яворский И. Л. Алексей Романович Шуляченко / Материалы по истории отечественнойхимии. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954.
  6. Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. — Л.: Наука, 1984.
  7. Менделеев Д. И. Основы химии. — СПб.: Типолитогр. М. П. Фроловой, 1903.
  8. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. 25. — М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
  9. Прокофьев И. Б. Николай Аполлонович Белелюбский. 1845–1922 / Люди русской науки. Т. 2, 1948. — С. 970–977.
  10. Тумарёв А. С. Александр Александрович Байков — выдающийся металлург и химик. — М.: Металлургиздат, 1954.
Аннотация:
В статье представлен обзор истории производства и использования фарфора и силикатных вяжущих материалов. Особое внимание уделено работам русских учёных XVIII-XIX вв. Д. И. Виноградова, М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. Р. Шуляченко, Н. А. Белелюбского, А. А. Байкова.
Title:

Regional association of teachers: the environment for continuing professional development

Summary:
The article is devoted to the work of the regional association of teachers of chemistry within the teaching community of teachers of science and mathematics. The author describes the structure of the regional community network: the regional association of teachers, municipal methodical services represented by the leaders of teaching unions, subject teachers of the Lipetsk region, the Institute for Educational Development. Creating conditions for continuing teachers’ training in the implementation of the federal state educational standards is discussed.
Title:

The principle of science in the modern content of education

Summary:
The article considers issues of formation of students’ scientific literacy based on didactic principles of science in the content and methodology of chemistry education in secondary school. Scientific method of education is described as a methodological base for achieving results in education required by standards.
Title:

Lesson “The world of chemical phenomena”

Summary:
The article presents the content of a chemistry lesson for 9-graders studying the subject using the academic-methodical complex by N. E. Kuznetsova et al. This lesson was presented by the author at the final stage of the all-Russian competition of professional skills “The Teacher of the Year of Russia 2016” (Samara).
Title:

All-Russian screening work: unified standard of evaluating students’ knowledge

Summary:
The description of All-Russian screening work in chemistry for 11-graders is given. A variant of tasks for this work is presented (with answers).
Title:

On studying the theme «Electrolytic dissociation»

Summary:
The scenario of a lesson for the 9th class is offered. The tasks developing abilities to compare and analyze are suggested. Computer technologies and chemical experiments are used. The offered materials can be successfully used during the work in any training programs and text-books.
Title:

About the main tasks and key situations

Summary:
The paper gives an idea of the main task disclosed with the example of the equation of state. The concept of key situations is presented. A sample sequence of relevant learning tasks is given.
Title:

Teaching to solve problems on solutions and mixtures

Summary:
The integrated lesson of chemistry and mathematics on “Solving problems on solutions and mixtures” is offered. At this lesson pupils improve skills of solving problems on solutions and mixtures with the mathematical method and learn to solve problems with the diagonal method.
Title:

From the experience of conducting a lesson research

Summary:
The author describes the scenario of a lesson research on “Solutions. Solubility of substances” (8th class). The problem and dialogical method of training is used in the lesson. Working in groups, students carry out a research experiment.
Title:

Solving Olympiad and entrance exams tasks with the use of inequalities

Summary:
The paper is devoted to the chemical tasks with inequalities, offered at Chemistry Olympiads (such as "Lomonosov" and "Conquer the Vorobyovy Gory!") and written entrance exams at MSU. To this purpose, all the tasks were analyzed from 1990 to the present. The examples of tasks with inequalities as well as their solutions are presented. It is shown that skills to work with inequalities are necessary in solving Olympiad problems and competitive tasks at written entrance exams on chemistry.
Title:

Food plastics: manufacturing and scope

Summary:
Structures, properties, history of discoveries and application of plastics for packaging of food are described. Data on marking and safety of plastics are provided. The information given in the article can be used in chemistry lessons, elective courses, extracurricular activities.
Title:

School workshop on the analysis of medicines

Summary:
The chemical experiments presented are designed for profile study of the school course of chemistry. They can be used in elective courses or conducting extracurricular research work.
Title:

Environmental research project

Summary:
The article offers methods of determining organic carbon and total organic matter (humus) in the soil. This research work can be used in lessons of chemistry, biology, ecology; elective course groups and classes; students’ project activity.
Title:

Works of Russian scientists in the field of chemistry of silicates: porcelain and binding materials

Summary:
The overview of history of production and use of porcelain and silicate binding materials is presented. Special attention is paid to the works of the Russian scientists of the XVIII-XIX centuries D. I. Vinogradov, M. V. Lomonosov, D. I. Mendeleev, A. R. Shulyachenko, N. A. Belelyubskii, A. A. Baikov.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.