Заголовок:
Региональная ассоциация учителей: профессиональная среда для непрерывного повышения квалификации
Аннотация:
Статья посвящена работе региональной ассоциации учителей химии в рамках педагогического сообщества учителей-предметников естественно-математического цикла. Показана структура регионального сообщества: региональные ассоциации учителей-предметников, муниципальная методическая служба в лице руководителей методических объединений, учителя-предметники Липецкой области, Институт развития образования; роль института развития образования в создании условий для непрерывного повышения квалификации педагогов при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Ключевые слова:
региональная ассоциация учителей химии, педагогическое сообщество учителей-предметников естественно-математического цикла, инновационная методическая поддержка педагога, непрерывное повышение квалификации учителей.
Заголовок:
Принцип научности в современном содержании обучения
Список литературы:
- 1. Перминова Л. М. Развитие дидактического принципа научности в контексте современности (к 115-летию со дня рождения М. Н. Скаткина) // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. - № 4 (25).- С. 63-74.
- 2. Перминова Л. М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок. - М.: МИОО, 2009.
- 3. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. – М.: Педагогика. 1981.
- 4. Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Содержание базового химического образования в современном социуме // Химия в школе. - 2010. - № 1. – С. 20–23.
- 5. Разумовский В. Г. Проблемы теории и практики школьного физического образования: Избранные научные статьи / Сост. Ю. А. Сауров. – М.: Из-во РАО, 2016.
Аннотация:
Статья посвящена проблемам формирования естественно-научной грамотности учащихся на основе реализации дидактического принципа научности в содержании и методике обучения химии в основной школе. Научный метод познания рассматривается как методологическая основа достижения результатов обучения и уровня образованности, соответствующих требованиям образовательного стандарта.
Ключевые слова:
естественно-научная грамотность, научный метод познания, требования ФГОС к результатам обучения.
Заголовок:
Урок по теме «Мир химических явлений»
Список литературы:
- Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Аннотация:
В статье приводится содержание урока химии для учащихся 9 класса, изучающих дисциплину по УМК Н. Е. Кузнецовой и др. Урок был представлен автором на заключительном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года России-2016» (г. Самара).
Ключевые слова:
химические явления в природе, роль химии в жизни человека, развитие творческого химического мышления, межпредметная интеграция, скорость химической реакции, правило Вант-Гоффа, химический эксперимент.
Заголовок:
Всероссийская проверочная работа: единый стандарт оценки знаний
Список литературы:
- 1. ВПР – это не выпускной экзамен // Учительская газета, 04 апреля 2016 г. / http://www.ug.ru/archive/64531
- 2. Пономаренко: всероссийские проверочные работы скоро охватят все классы // РИА НОВОСТИ, 28 сентября 2016 г. /https://ria.ru/sn_edu/20160928/1478045415.html
- 3. http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/printable.php?print=1&id_4=5568
- 4. Российское образование: ВПР – тест на качество. Пресс-центр, 30.11.2016 / http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/press/index.php?id_4=6057
- 5. http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/press/index.php?id_4=6079
- 6. Медведев Ю. Н. Химия. Всероссийская проверочная работа: 11 класс, типовые задания. ФГОС. — М.: Экзамен, 2017.
Аннотация:
В статье даны рекомендации по подготовке к всероссийской проверочной работе (ВПР) по химии для учащихся 11-х классов, приведено её общее описание. Представлен примерный вариант заданий ВПР с ответами.
Ключевые слова:
всероссийская проверочная работа, контрольные задания, оценка знаний учащихся.
Заголовок:
К изучению темы «Электролитическая диссоциация»
Аннотация:
Предложена разработка урока в 9-м классе. Подобраны задания, развивающие умения сопоставлять, анализировать, осуществлять взаимосвязь общего и частного. Применяются компьютерные технологии, химический эксперимент. Предлагаемые материалы можно успешно использовать при работе по любым учебным программам и УМК.
Ключевые слова:
электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, химический эксперимент.
Заголовок:
Об основных задачах и ключевых ситуациях
Список литературы:
- 1. Беликов Б. С. Решение задач по физике. Общие методы: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа, 1986.
- 2. Генденштейн Л. Э., Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Как научить решать задачи по физике (основная школа). Подготовка К ГИА: лекции 1-8. – М.: Первое сентября, 2010.
- 3. Гофман Ю. В. Законы, формулы, задачи физики. Справочник. – К.: Наук. думка, 1977.
- 4. Баканина Л. П., Белонучкин В. Е., Козел С. М. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие / Под ред. С. М. Козела. – М.: Наука, 1990.
Аннотация:
Дается представление об основной задаче, раскрываемое на примере уравнения состояния. Вводится понятие ключевой ситуации. Приводится примерная последовательность соответствующих учебных задач.
Ключевые слова:
основная задача, ключевая ситуация, уравнение состояния.
Заголовок:
Учим решать задачи на растворы и смеси
Список литературы:
- Банников С. В., Новикова С. Н., Костенчук И. А. О типологии уроков в свете требований ФГОС // Химия в школе. – 2015. - № 2. - С. 16-18.
- Можаев Г. М. Задачи на образование и разложение растворов //
- it-n.ru/attachment.aspx?id=53287
Аннотация:
Предложен интегрированный урок химии и математики по теме «Решение задач на растворы и смеси». На этом уроке учащиеся совершенствуют навыки решения задач на растворы и смеси математическим способом и учатся решать задачи диагональным способом.
Ключевые слова:
обучение решению расчётных задач, растворы, смеси, диагональный способ, пропорция.
Заголовок:
Из опыта проведения урока-исследования
Аннотация:
Предложена разработка урока-исследования по теме «Растворы. Растворимость веществ» (8-й класс). Это урок изучения и первичного закрепления материала. На нём используется проблемно-диалогический метод обучения. Учащиеся, работая в группах, проводят исследовательский эксперимент.
Ключевые слова:
урок-исследование, исследовательский эксперимент, раствор, растворённое вещество, растворитель, растворимость.
Заголовок:
Конкурсные и олимпиадные задачи: решение с применением неравенств
Список литературы:
- 1. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Математическая составляющая конкурсных химических задач // Химия в школе. – 2014. - № 6.
- 2. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Квадратные уравнения в конкурсных и олимпиадных задачах // Химия в школе. – 2015. - № 4.
- 3. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 2012.
- 4. Сергеев И. Н. Недостаточное развитие математической культуры на начальных этапах образования // Материалы II научно-методической конференции «Новые образовательные программы МГУ и школьное образование». Ч. I. – М.: МГУ, 2012.
- 5. Лисичкин Г. В., Леенсон И. А. Школьное естественно-научное образование в СССР и Российской Федерации: история, тенденции и проблемы модернизации // Российский химический журнал (Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева). – 2011. - № 4.
Аннотация:
Статья посвящена определению места заданий, решение которых требует владения неравенствами, среди расчетных химических задач, которые предлагались школьникам и абитуриентам на химических олимпиадах («Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы!») и на письменных вступительных экзаменах в МГУ. С этой целью был проанализирован массив опубликованный заданий с 1990 г. по настоящее время. Приведены примеры задач с неравенствами и их решение. Показано, что владение методами решения неравенств – один из необходимых математических навыков при решении конкурсных и олимпиадных химических задач.
Ключевые слова:
письменный конкурсный экзамен по химии, химические олимпиады, математическая составляющая химических задач.
Заголовок:
Пищевые пластмассы: способы получения и области применения
Список литературы:
- Алёхина Е. А., Шалыгин С. П. Безопасность пищевых пластмасс для здоровья человека // Актуальные проблемы биологии и методики её преподавания в школе и в вузе: Материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. – С. 37-42.
- Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
- Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008.
- Крыжановский В. К. и др. Производство изделий из полимерных материалов /Под общ. ред. В. К. Крыжановского. – СПб.: Профессия, 2008.
- Николаев А. Ф. Технология пластических масс. – Л.: Химия, 1977. – 368 с.
- Семчиков Ю. Д. Высокомолекулярные соединения: Учеб. для студ. вузов. – М.: Academa, 2005.
- Смирнова О. В., Ерофеева С. Б. Поликарбонаты. – М.-Л.: Химия, 1975.
- Технология пластических масс / Под ред. В. В. Коршака. – М.: Химия, 1985.
- Тростянская Е. Б., Бабаевский А. Г. Пластические массы // Химическая энциклопедия: в 5 т.– М.: Большая Российская энциклопедия, 1992.– Т. 3: Мед-Пол. – С. 564-565.
- Энциклопедия полимеров / Под ред. В. А. Каргина. Т.1-3.– М.: Советская энциклопедия, 1972-1977.
Аннотация:
В статье описаны строения, свойства, история открытия и области применения пластмасс для упаковки и тары пищевых продуктов. Приведены данные о маркировке и безопасности пластмасс. Представленная информация может быть использована на уроках химии, занятиях элективного курса, при организации внеурочной деятельности.
Ключевые слова:
пищевые пластмассы, маркировка, безопасность пищевых пластмасс, полиэтилентерефталат, полиэтилен, поливинилхлорид, полипропилен, полистирол, поликарбонат.
Заголовок:
Школьный практикум по анализу лекарств
Список литературы:
- Куприянова Н. С. Лабораторно-практические работы по химии. 10-11. – М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2007.
- Хахина Т. И. Аналитическая химия: учебн. пособие. – М.: Высшее образование, 2012.
- Опарина С. А. Химические опыты при изучении белков // Химия в школе. – 2015. – № 6. – С.37 - 40.
Аннотация:
Предлагаемые химические опыты предназначены для углубленно-профильного изучения школьного курса химии, могут быть использованы на занятиях элективных курсов или при проведении исследовательской работы во внеурочное время.
Ключевые слова:
химический эксперимент, лекарственные вещества, качественные реакции.
Заголовок:
Исследовательский проект экологической направленности
Список литературы:
- 1. Нелюбина Е. Г. Организация и проведение агрохимических опытов // Химия в школе. – 2016. – № 3. – С. 53 –56.
- 2. Усова Н. Т. Определение содержания тяжёлых металлов в снеге и почве // Химия в школе. – 2002. – № 3. – С. 73 –75.
- 3. Горлачев В. П. и др. Региональная экология: Учебник для общеобразовательных учебных заведений Забайкальского края и Агинского Бурятского АО. – Чита: Экспресс-издательство, 2007.
- 4. Аюрова Д. Б. Гумусное состояние чернозёмов Юго-Восточного Забайкалья: Автореферат диссертации по теме «Гумусное состояние чернозёмов Юго-Восточного Забайкалья». – Улан-Удэ, 2005.
- 5. Ногина Н. А. Почвы Забайкалья. – М.: Наука, 1964.
- 6. Пансю М., Готеру Ж. Анализ почвы. Справочник минералогических, органических и неорганических методов анализа: пер.2-го изд. под ред. Панкратова Д. А. – СПб.: ЦОП «Профессия», 2014.
Аннотация:
В статье предлагается методика определения органического углерода и общего органического вещества (гумуса) в почве. Данная научно-исследовательская работа может быть использована на уроках химии, биологии, экологии, занятиях элективного курса и кружковых занятиях, при организации проектной деятельности учащихся.
Ключевые слова:
научно-исследовательская работа, гумус, органический углерод, почва, эксперимент, методика выполнения.
Заголовок:
Работы русских учёных в области химии силикатов: фарфор и вяжущие материалы
Список литературы:
- Безбородов М. А. Д. И. Виноградов — создатель первого русского фарфора // Природа. — 1949. — № 7. — С. 74–82.
- Безбородов М. А. М. В. Ломоносов и его работа по химии и технологии силикатов. — М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
- Безбородов М. А. Физическая химия силикатов в трудах русских учёных XVIII в. // Природа. — 1948. — № 7. — С. 70–74.
- Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников / Сост. А. А. Макареня, И. Н. Филимонова, Н. Г. Карпило. — М.: Атомиздат, 1973.
- Значко-Яворский И. Л. Алексей Романович Шуляченко / Материалы по истории отечественнойхимии. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954.
- Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. — Л.: Наука, 1984.
- Менделеев Д. И. Основы химии. — СПб.: Типолитогр. М. П. Фроловой, 1903.
- Менделеев Д. И. Сочинения. Т. 25. — М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
- Прокофьев И. Б. Николай Аполлонович Белелюбский. 1845–1922 / Люди русской науки. Т. 2, 1948. — С. 970–977.
- Тумарёв А. С. Александр Александрович Байков — выдающийся металлург и химик. — М.: Металлургиздат, 1954.
Аннотация:
В статье представлен обзор истории производства и использования фарфора и силикатных вяжущих материалов. Особое внимание уделено работам русских учёных XVIII-XIX вв. Д. И. Виноградова, М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. Р. Шуляченко, Н. А. Белелюбского, А. А. Байкова.
Ключевые слова:
история химии, химия силикатов, силикатные материалы, фарфор, силикатные вяжущие материалы, Д И Виноградов, М В Ломоносов, Д И Менделеев, А Р Шуляченко, Н А Белелюбский, А А Байков.