Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2017 № 3

Русская версия
English version
Заголовок:

Региональная ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт решения тактических задач

Список литературы:
  1. 1. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Региональная ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт, проблемы, перспективы // Химия в школе. – 2016. - № 9. – С. 33-37.
  2. 2. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Опыт Ассоциации учителей и преподавателей химии Тверской области по развитию потенциала региональной системы химического образования // Вестник образования. – 2016. – № 18. – С. 19-23.
  3. 3. Соболев А. Е., Исаев Д. С., Якимова Л. В. и др. Оригинальная задача: Сборник олимпиадных задач по химии. – Тверь: СФК-офис, 2016.
  4. 4. Исаев Д. С., Якимова Л. В., Афанасьева Т. И. и др. Химическая игротека: Сборник дидактических игр по химии. – Тверь: СФК-офис, 2016.
  5. 5. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Ассоциация учителей химии как форма организации методической работы // Актуальные проблемы естественно-научной подготовки педагогов: Сб. матер. VII Межрегиональной научно-практ. конф. с междунар. участием (15-17 ноября 2016 г., Астрахань). – Астрахань: Изд-во АГУ, 2016. – С. 34-38.
Аннотация:
В данной статье на примере деятельности Ассоциации учителей и преподавателей химии Тверской области обсужден опыт решения тактических задач педагогического сообщества: проанализированы результаты проведенной работы, показаны приемы планирования деятельности Ассоциации на новый учебный год, приведен подробный план предстоящих мероприятий.
Заголовок:

Нефть Арктического шельфа и баженовская свита

Список литературы:
  1. 1. Нетрадиционная нефть: станет ли Бажен вторым Баккеном? - М.: Энергетический центр Московской школы управления Сколково, 2013.
  2. 2. Савина А. Газпром нефть шельф: Проект освоения Приразломного месторождения // Ж. ROGTEC Российские нефтегазовые технологии. – 2016. - № 45 – С.14-23.
  3. 3. Гайдамака А. Трудноизвлекаемая нефть Баженовской свиты. Материалы форума «Открытые инновации 2014».
  4. 4. Алексеев А. Д. Баженовская свита: в поисках большой сланцевой нефти на Верхнем Салыме // Ж. ROGTEC Российские нефтегазовые технологии. – 2013. - № 34-35. – С. 14–27.
  5. 5. Алаева А., Горячева А. На пути к нетрадиционной добыче // Нефть России, 2016. - № 3-4. – С. 42-46.
Аннотация:
В статье рассмотрены современные проекты освоения нетрадиционных месторождений нефти на Приразломном месторождениия арктического шельфа и сланцевой формации «баженовской свиты» в Западной Сибири.
Заголовок:

К методике обучения детей в условиях стационара

Аннотация:
В статье рассматривается использование презентаций-тренажеров для решения некоторых проблем, возникающих при обучении химии длительно болеющих детей в условиях стационара. Рассмотрены структура и примеры презентаций-тренажеров нескольких видов: для формирования новых умений, для формирования умений правильно осуществить в определенной последовательности несколько (уже известных ученику) действий, обучающие тесты «с подсказками» для закрепления и систематизации знаний учеников при завершении изучения темы.
Заголовок:

Урок-экскурсия: последний урок в учебном году

Список литературы:
  1. 1. Лупаков В. Э. Заключительные уроки по химии // Инновации в естественно-научном образовании: VIII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция. - Красноярск, 2015. - С. 155-158.
  2. 2. Лупакоў У. Э. Знаёмыя рэчы падмацоўваюць тэарэтычныя веды // Хімія: праблемы выкладання. - 2008. - № 10. - С. 54-60.
  3. 3. Кузнецов И. Н. Настольная книга преподавателя. - Минск: Современное слово, 2005.
  4. 4. Лупаков В. Э. Использование литературных произведений на уроках химии. - Мозырь: Белый ветер, 2006.
  5. 5. Лупаков В. Э. Вопросы физической культуры как иллюстративный материал на уроках химии // Инновации в естественно-научном образовании: VII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция. - Красноярск, 2014. - С. 260-263
Аннотация:
Приведены общие указания и примерное содержание экскурсии «Вещества вокруг нас». Материал предлагается для проведения последнего урока химии в учебном году.
Заголовок:

Урок химии в метапредметном контексте

Список литературы:
  1. 1. Хомченко Г. П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2002.
  2. 2. Дерябина Н. Е. Органическая химия. Книга 1. Углеводороды и монофункциональные производные: Учебник-тетрадь. - М.: У Никитских ворот, 2012.
  3. 3. Кузнецова Н. Е., Гара Н. Н. Химия: Базовый уровень: 10 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Аннотация:
Представлена методическая разработка урока в 10 классе. В данной разработке учтены основные требования к современному уроку. Описан ход химического эксперимента, его роль в достижении личностных образовательных результатов.
Заголовок:

Проблемно-развивающее обучение на уроке по теме «Аминокислоты»

Список литературы:
  1. Габриелян О. С. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля. - М: Академия, 2011.
  2. Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарёв С. Ю., Тренин В. И. Химия: 10 класс: Профильный уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013.
  3. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: Книга для преподавателя. — М.: Академия, 2012.
  4. Дендебер С. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2008.
  5. Уроки химии с применением информационных технологий: 10-11 классы: Методическое пособие с электронным приложением // Авт.-сост. С. В. Астафьев. - М.: Глобус, 2009. - (Современная школа).
Аннотация:
В статье рассматривается пример реализации технологии проблемно-развивающего обучения на уроке химии по теме «Аминокислоты – амфотерные органические соединения». На этом уроке обучающиеся изучают строение аминокислот; выясняют взаимосвязь состава, строения, физических и химических свойств аминокислот; учатся составлять формулы и уравнения химических реакций, характерных для аминокислот. Урок позволяет создать положительный настрой к обучению и готовность к активной мыслительной деятельности, развивать у обучающихся познавательный интерес к изучению химии. Данные методические рекомендации могут быть полезны преподавателям химии среднего профессионального образования и учителям средней школы.
Заголовок:

К методике изучения галогенов

Список литературы:
  1. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. «Химия»: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. - М.: Русское слово – учебник, 2014.
Аннотация:
Демонстрируется использование проблемных ситуационных заданий при формировании умений анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды. Показана отработка основных понятий в химии с помощью групповых технологий, химического эксперимента и решения расчётных задач.
Заголовок:

Пропедевтический курс «Мир химии»

Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по построению пропедевтического курса «Мир химии» для учащихся 7-х классов и проведению занятий в рамках этого курса.
Заголовок:

Как составить электронную формулу атома

Аннотация:
Ученики 9-х и 11-х классов и даже студенты-первокурсники испытывают трудности при написании формул электронной структуры атомов химических элементов. Проблема упрощается если использовать удобную и простую таблицу, позволяющую легко ориентироваться в последовательности заполнения электронами энергетических уровней и подуровней. Авторы предлагают вопросы для закрепления материала.
Заголовок:

О совершенствовании заданий ЕГЭ по разделу «Кислородосодержащие соединения»

Список литературы:
  1. 1. Четверин В. Б. О совершенствовании заданий ЕГЭ по разделу «Углеводороды» // Химия в школе. – 2016. – № 3. – С. 40–47.
  2. 2. Каверина А. А. и др. ЕГЭ-2016. Химия: типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Новая демоверсия. ФИПИ. - М.: Национальное образование, 2016.
  3. 3. Каверина А. А., Добротин Д. Ю., Снастина М. Г. ЕГЭ-2015. Химия: типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. ФИПИ. - М.: Национальное образование, 2015.
  4. 4. Каверина А. А., Добротин Д. Ю., Медведев Ю. Н., Снастина М. Г. ЕГЭ-2015. Химия: оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. – М.: Интеллект-Центр, 2015.
  5. 5. Медведев Ю. Н., Антошин А. Э., Лидин Р. А. ЕГЭ-2016. Химия: Эксперт в ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2016.
  6. 6. Каверина А. А., Снастина М. Г., Свириденкова Н. В. ЕГЭ-2014. Химия: 30 типовых вариантов экзаменационных работ. ФИПИ. – М.: Астрель, 2014.
  7. 7. Открытый банк заданий ЕГЭ (ГИА). Химия: органическая химия (638). – ФИПИ, 2014.
  8. 8. Медведев Ю. Н., Антошин А. Э., Лидин Р. А. Химия: Вступительные испытания. Подготовка к ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2013.
  9. 9. Ерёмин В. В. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2013. Диагностические работы. МИОО. – М.: МЦНМО, 2013.
  10. 10. Оржековский П. А. и др. ЕГЭ-2016. Химия. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2015.
  11. 11. Богданова Н. Н., Смирнов С. С. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2014. Диагностические работы. – М.: МЦНМО, 2014.
  12. 12. Доронькин В. Н. и др. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2015. Книга 2. – Ростов н/Д: Легион, 2014.
  13. 13. Савинкина Е. В., Живейнова О. Г. ЕГЭ-2014. Химия: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2014.
  14. 14. Итоговая диагностическая работа по химии. 10 класс. (13.05.15.) – СтатГрад, 2015.
  15. 15. Тюкавкина И. А. Органическая химия. Основной и специальный курс: Учебник для вузов. Т. 1, 2. – М.: Дрофа, 2002.
  16. 16. Травень В. Ф. Органическая химия: Учебник для вузов. Т. 1, 2. – М.: Академкнига, 2004.
  17. 17. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия: Учебник для вузов. Т. 1–4. – М.: Бином, 2004.
  18. 18. Галочкин А. И., Ананьина И. В. Органическая химия: Учебное пособие для вузов. Т. 1–4. – М.: Дрофа, 2010.
  19. 19. Щербина А. Э., Матусевич Л. Г. Органическая химия. Основной курс: Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2014.
  20. 20. Шабаров Ю. С. Органическая химия: Учебник для вузов. Т.1, 2. – М.: Химия, 1996.
  21. 21. Березин Б. Д. , Березин Д. Б. Курс современной органической химии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1999.
  22. 22. Тренинг по химии: свойства и способы получения кислородсодержащих соединений. – СтатГрад, 2015.
  23. 23. Тренировочная работа №1 по химии. 11 класс. (05.05.14.) – СтатГрад, 2014.
  24. 24. Тренировочная работа №1 по химии. 11 класс. (25.10.13.) – СтатГрад, 2013.
  25. 25. Третьяков Ю. Д. и др. Неорганическая химия. Химия элементов: Университетский учебник. Т. 1, 2. – М.: МГУ; Академкнига, 2007.
  26. 26. Итоговая диагностическая работа по химии. 10 класс. (19.05.14.) – СтатГрад, 2014.
  27. 27. Тематическая диагностическая работа: кислородсодержащие органические соединения. 10 класс. (24.04.15.) – СтатГрад, 2015.
  28. 28. Петров А. А. Органическая химия: Учебник для вузов. – СПб.: Иван Федоров, 2002.
  29. 29. Диагностическая работа №2 по химии. 11 класс. (19.04.13.) – СтатГрад, 2013.
  30. 30. Репетиционная работа по химии. 11 класс. (12.05.15.) – СтатГрад, 2015.
  31. 31. Химическая энциклопедия. Т. 1–5. – М.: Советская энциклопедия, 1989 – 1998.
  32. 32. Иванов В. Г. и др. Органическая химия: Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Мастерство, 2003.
  33. 33. Четверин В. Б. О содержании заданий ЕГЭ по органической химии. // Химия в школе - 2010 - №8 – С. 43-45.
  34. 34. Богданова Н. Н., Смирнов С. С. Химия. Диагностические работы в формате ЕГЭ-2013. МИОО. – М.: МЦНМО, 2013.
Аннотация:
В статье обсуждаются некоторые проблемы, связанные с использованием отдельных типовых заданий ЕГЭ. Анализируются конкретные примеры неточностей и ошибок, которые еще встречаются в заданиях по органической химии, в частности, по теме «кислородсодержащие соединения». Рассматриваются вопросы дальнейшего совершенствования этих заданий.
Заголовок:

Контролирующая функция школьного химического эксперимента

Список литературы:
  1. 1. Верховский В. Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. Ч. 1. - Л., 1924.
  2. 2. Глориозов П. А. Практические занятия по химии в средней школе / П. А.Глориозов, Л. М. Сморгонский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.
  3. 3. Добротин Д. Ю., Каверина А. А., Молчанова Г. Н. О проверке экспериментальных умений учащихся. // Химия в школе. – 2016. - №1. – С.8-15.
  4. 4. Злотников Э. Г. Гаркунов В. П. Функции химического эксперимента. // Первое сентября. – 2007.- № 24. – С.18-25.
  5. 5. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. - М.: Просвещение, 1987.
  6. 6. Парменов К. Я. Химический эксперимент в средней школе. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.
  7. 7. Цветков Л. А. и др. Общая методика обучения химии. - М.: Просвещение, 1981.
  8. 8. Штремплер Г. И. Определение понятия учебного эксперимента, его классификация и место в обучении химии. URL: http://strempler.ucoz.ru/publ/tekhnika_i_metodika_uchebnogo_khimicheskogo_ehksperimenta/1-1-0-3.
Аннотация:
В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия эксперимент и химический эксперимент, охарактеризованы и уточнены основные функции химического эксперимента, приведены примеры применения различных видов химического эксперимента для реализации контролирующей функции.
Заголовок:

Экспериментальное моделирование мембранных процессов живой клетки

Список литературы:
  1. Янкив К. Ф. Экспериментальные методы расчета молекулярной массы газообразного вещества на основе газовых законов // Химия в школе. — 2009. — № 6. — С. 62—69.
  2. Хванг С. Т., Каммермейер К. Мембранные процессы разделения. – М.: Химия, 1981.
Аннотация:
В статье рассматриваются мембранные процессы, протекающие в живых клетках - диффузия, осмос, диализ, капиллярные явления. Моделирование этих процессов с помощью опытов на основе доступных материалов даёт возможность учителям предметов естественно-научного цикла сделать объяснения более наглядными.
Заголовок:

«Крым – мой первый университет»

Список литературы:
  1. 1. Ферсман А. Е. Путешествия за камнем. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1960.
  2. 2. Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. – Ленинград: Детская литература, 1975.
  3. 3. Баландин Р. К. Поэт камня. – М.: Знание, 1982.
  4. 4. Писаржевский О. Н. Александр Евгеньевич Ферсман. – М.: Молодая гвардия, 1955.
  5. 5. Ферсман А. Е. Очерки по истории камня. Т. II. М., Изд-во АН СССР, 1961, с. 56.
  6. 6. Ферсман А. К минералогии Симферопольского уезда // Известия Императорской Академии Наук. -1907. - Т. 1. - Вып. 9. - С.247–260.
  7. 7. Тищенко А. И. Минералы Крыма. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2015.
  8. 8. Штрюбель Г., Циммер З. Минералогический словарь. – М.: Недра, 1987.
  9. 9. Ферсман, А.Е. Самоцветы России. Цикл лекций, читанных в Комиссии производительных сил России Российской академии наук в 1919 г. Т. 1 / А.Е. Ферсман. - Петроград: 2-я гос. типография, 1921.
  10. 10. Полканов Ю. А. Минералы Крыма. – Симферополь: Издательство «Таврия», 1989.
  11. 11. Ферсман А. Е. Геохимический очерк Крыма. Избр. соч., Т 5. - АН СССР, 1959.
  12. 12. Супрычев В. А. Крымские самоцветы. – Симферополь: Издательство «Таврия», 1973.
Аннотация:
В статье представлены материалы о научной деятельности выдающегося геохимика и минералога А. Е. Ферсмана в Крыму. Данная информация будет полезна учителям химии для подготовки к проведению внеурочных мероприятий с учётом регионального аспекта, а также для разработки межпредметных химико-исторических задач.
Заголовок:

Химическая олимпиада как форма учёта достижений школьников при поступлении в медицинский вуз

Список литературы:
  1. 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2015 № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по 3 образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
  2. 2. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. 3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по химии. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2016.
  4. 4. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета. Учебное пособие / Под. ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой и В. И. Теренина. – М.: МГУ, 2012.
  5. 5. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы: учебное пособие. – М.: Экзамен, 2007.
Аннотация:
В статье представлен опыт организации химической олимпиады для школьников на базе Новосибирского государственного медицинского университета. Химическая олимпиада востребована учащимися 11-х классов, так как даёт им возможность учитывать свои результаты при поступлении в вуз в качестве индивидуального достижения.
Title:

Regional branch of the Association of chemistry teachers and lecturers of Russia: the experience of solving tactical problems

Summary:
In this article, the experience of solving tactical problems of the education community is discussed using the example of the Association of chemistry teachers and lecturers of the Tver region. The results of the accomplished work are analyzed, the techniques of planning activities for the new academic year are demonstrated, and the schedule of upcoming events is given in detail.
Title:

The oil of Arctic shelf and «Bazhenov Formation»

Summary:
This article describes modern projects in developing nontraditional oil fields at Prirazlomnoye oil deposit located on the Arctic shelf and on shale formation «Bazhenov Formation» in Western Siberia.
Title:

On methods of teaching children in a hospital

Summary:
This article focuses on the use of training presentations which can help solve some problems of teaching chemistry to sick children in a hospital. The authors describe the structure and examples of various presentations aimed at developing new skills, forming the ability to carry out familiar actions in the right succession, consolidating and systematizing the students’ knowledge at the end of a unit by doing tests with prompts.
Title:

Lesson-excursion: the final lesson in the school year

Summary:
Basic directions and exemplary contents of the excursion “Substances around us” are suggested. This material is supposed to be used us the final chemistry lesson in the school year.
Title:

Lesson of chemistry in the meta-subject context

Summary:
The methodical synopsis of the 10th Grade basic level lesson “Alkanes chemical properties” is presented. The main requirements to a modern lesson are considered in this synopsis. The technique of the chemical experiment and its role in the achievement of personal educational results are described.
Title:

The problem developing training at a lesson «Amino acids»

Summary:
In the article an example of realization of technology of the problem developing training at a chemistry lesson «Amino acids as amphoteric organic compounds» is reviewed. At this lesson students study a structure of amino acids; find out interrelation of structure, composition, physical and chemical properties of amino acids; learn to work out formulas and chemical equations for amino acids. The lesson helps create a positive spirit to training and readiness for vigorous cogitative activity, to develop cognitive interest to studying chemistry. The recommendations given can be useful to teachers of chemistry of secondary professional education and teachers of high school.
Title:

On methods of studying halogens

Summary:
The application of problem situational tasks when forming abilities to analyze and plan ecologically safe behavior for preservation of health and the environment is shown. Studying basic concepts of chemistry by means of group technologies, chemical experiments and the solving calculation tasks is described.
Title:

Propaedeutic course «The World of Chemistry»

Summary:
The experience of the author’s work on the construction and implementation of the introductory course «The World of Chemistry» for the 7th-graders is described.
Title:

How to write the electronic structure of an atom

Summary:
The Grade 9 and 11 students and first-year university students have difficulties in writing electronic structures of atoms of chemical elements. The problem is simplified if you use a convenient and simple table that allows you to easily navigate in the sequence of filling the electron energy levels and sublevels. The authors suggest questions to reinforce the material.
Title:

On the improvement of the Unified State Exam tasks on «Oxygen-containing organic compounds»

Summary:
Several problems connected with using modern typical tasks of the Unified State Exam are discussed in the article. There examples of inexactitudes and mistakes in organic chemistry tasks, in particular, tasks on «Oxygen-containing organic compounds» are analyzed A number of suggestions is expressed on the further tasks improvement.
Title:

The controlling function of school chemical experiment

Summary:
The article considers the main approaches to the definition of experiment and chemical experiment, the main function of chemical experiment are described and specified, and examples of application of various types of chemical experiment for the implementation of control functions are provided.
Title:

Experimental modeling of the membrane processes in the living cell

Summary:
Membrane processes occurring in a living cell such as diffusion, osmosis, dialysis and capillary phenomena are discussed. Modeling of these processes with the use of available materials help Natural Science teachers visualize their explanations.
Title:

«The Crimea is my first university»

Summary:
The article presents the materials about the scientific activities of a prominent geochemist and mineralogist A. E. Fersman in the Crimea. This information will be useful to teachers of chemistry for organizing extracurricular activities, and developing interdisciplinary chemical-historical tasks.
Title:

Chemistry Olympiad as a form of evaluating students’ achievement in entering Medical University

Summary:
The authors introduce the experience of organizing Chemistry Olympiad for schoolchildren in the Novosibirsk State Medical University. The topic can be interesting for school teachers. Chemistry Olympiad is important for the schoolchildren in the 11th grade as it offers them an opportunity to take into account their results as a form of individual achievement when they enter a university.
Связаться с нами