Заголовок:
Региональная ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт решения тактических задач
Список литературы:
- 1. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Региональная ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт, проблемы, перспективы // Химия в школе. – 2016. - № 9. – С. 33-37.
- 2. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Опыт Ассоциации учителей и преподавателей химии Тверской области по развитию потенциала региональной системы химического образования // Вестник образования. – 2016. – № 18. – С. 19-23.
- 3. Соболев А. Е., Исаев Д. С., Якимова Л. В. и др. Оригинальная задача: Сборник олимпиадных задач по химии. – Тверь: СФК-офис, 2016.
- 4. Исаев Д. С., Якимова Л. В., Афанасьева Т. И. и др. Химическая игротека: Сборник дидактических игр по химии. – Тверь: СФК-офис, 2016.
- 5. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Ассоциация учителей химии как форма организации методической работы // Актуальные проблемы естественно-научной подготовки педагогов: Сб. матер. VII Межрегиональной научно-практ. конф. с междунар. участием (15-17 ноября 2016 г., Астрахань). – Астрахань: Изд-во АГУ, 2016. – С. 34-38.
Аннотация:
В данной статье на примере деятельности Ассоциации учителей и преподавателей химии Тверской области обсужден опыт решения тактических задач педагогического сообщества: проанализированы результаты проведенной работы, показаны приемы планирования деятельности Ассоциации на новый учебный год, приведен подробный план предстоящих мероприятий.
Ключевые слова:
учителя химии, профессиональное сообщество, анализ работы, планирование деятельности.
Заголовок:
Нефть Арктического шельфа и баженовская свита
Список литературы:
- 1. Нетрадиционная нефть: станет ли Бажен вторым Баккеном? - М.: Энергетический центр Московской школы управления Сколково, 2013.
- 2. Савина А. Газпром нефть шельф: Проект освоения Приразломного месторождения // Ж. ROGTEC Российские нефтегазовые технологии. – 2016. - № 45 – С.14-23.
- 3. Гайдамака А. Трудноизвлекаемая нефть Баженовской свиты. Материалы форума «Открытые инновации 2014».
- 4. Алексеев А. Д. Баженовская свита: в поисках большой сланцевой нефти на Верхнем Салыме // Ж. ROGTEC Российские нефтегазовые технологии. – 2013. - № 34-35. – С. 14–27.
- 5. Алаева А., Горячева А. На пути к нетрадиционной добыче // Нефть России, 2016. - № 3-4. – С. 42-46.
Аннотация:
В статье рассмотрены современные проекты освоения нетрадиционных месторождений нефти на Приразломном месторождениия арктического шельфа и сланцевой формации «баженовской свиты» в Западной Сибири.
Ключевые слова:
нетрадиционная нефть, нефтяной сланец, кероген, термогазовый метод, горизонтальная скважина, гидроразрыв пласта.
Заголовок:
К методике обучения детей в условиях стационара
Аннотация:
В статье рассматривается использование презентаций-тренажеров для решения некоторых проблем, возникающих при обучении химии длительно болеющих детей в условиях стационара. Рассмотрены структура и примеры презентаций-тренажеров нескольких видов: для формирования новых умений, для формирования умений правильно осуществить в определенной последовательности несколько (уже известных ученику) действий, обучающие тесты «с подсказками» для закрепления и систематизации знаний учеников при завершении изучения темы.
Ключевые слова:
обучение химии длительно болеющих детей в условиях стационара, презентации-тренажёры.
Заголовок:
Урок-экскурсия: последний урок в учебном году
Список литературы:
- 1. Лупаков В. Э. Заключительные уроки по химии // Инновации в естественно-научном образовании: VIII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция. - Красноярск, 2015. - С. 155-158.
- 2. Лупакоў У. Э. Знаёмыя рэчы падмацоўваюць тэарэтычныя веды // Хімія: праблемы выкладання. - 2008. - № 10. - С. 54-60.
- 3. Кузнецов И. Н. Настольная книга преподавателя. - Минск: Современное слово, 2005.
- 4. Лупаков В. Э. Использование литературных произведений на уроках химии. - Мозырь: Белый ветер, 2006.
- 5. Лупаков В. Э. Вопросы физической культуры как иллюстративный материал на уроках химии // Инновации в естественно-научном образовании: VII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция. - Красноярск, 2014. - С. 260-263
Аннотация:
Приведены общие указания и примерное содержание экскурсии «Вещества вокруг нас». Материал предлагается для проведения последнего урока химии в учебном году.
Ключевые слова:
повторение и обобщение знаний, заключительный урок, экскурсия, беседа.
Заголовок:
Урок химии в метапредметном контексте
Список литературы:
- 1. Хомченко Г. П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2002.
- 2. Дерябина Н. Е. Органическая химия. Книга 1. Углеводороды и монофункциональные производные: Учебник-тетрадь. - М.: У Никитских ворот, 2012.
- 3. Кузнецова Н. Е., Гара Н. Н. Химия: Базовый уровень: 10 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Аннотация:
Представлена методическая разработка урока в 10 классе. В данной разработке учтены основные требования к современному уроку. Описан ход химического эксперимента, его роль в достижении личностных образовательных результатов.
Ключевые слова:
алканы, химические свойства, эксперимент, метапредметность, личностные образовательные результаты.
Заголовок:
Проблемно-развивающее обучение на уроке по теме «Аминокислоты»
Список литературы:
- Габриелян О. С. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля. - М: Академия, 2011.
- Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарёв С. Ю., Тренин В. И. Химия: 10 класс: Профильный уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013.
- Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: Книга для преподавателя. — М.: Академия, 2012.
- Дендебер С. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2008.
- Уроки химии с применением информационных технологий: 10-11 классы: Методическое пособие с электронным приложением // Авт.-сост. С. В. Астафьев. - М.: Глобус, 2009. - (Современная школа).
Аннотация:
В статье рассматривается пример реализации технологии проблемно-развивающего обучения на уроке химии по теме «Аминокислоты – амфотерные органические соединения». На этом уроке обучающиеся изучают строение аминокислот; выясняют взаимосвязь состава, строения, физических и химических свойств аминокислот; учатся составлять формулы и уравнения химических реакций, характерных для аминокислот. Урок позволяет создать положительный настрой к обучению и готовность к активной мыслительной деятельности, развивать у обучающихся познавательный интерес к изучению химии. Данные методические рекомендации могут быть полезны преподавателям химии среднего профессионального образования и учителям средней школы.
Ключевые слова:
технология проблемно-развивающего обучения, азотсодержащие соединения, аминокислоты, амфотерные органические соединения.
Заголовок:
К методике изучения галогенов
Список литературы:
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. «Химия»: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. - М.: Русское слово – учебник, 2014.
Аннотация:
Демонстрируется использование проблемных ситуационных заданий при формировании умений анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды. Показана отработка основных понятий в химии с помощью групповых технологий, химического эксперимента и решения расчётных задач.
Ключевые слова:
современный урок, ситуационные задания, галогены, правила безопасности, групповая и индивидуальная деятельность.
Заголовок:
Пропедевтический курс «Мир химии»
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по построению пропедевтического курса «Мир химии» для учащихся 7-х классов и проведению занятий в рамках этого курса.
Ключевые слова:
пропедевтические курсы по химии, курс «Мир химии», изучение химии в 7 классе.
Заголовок:
Как составить электронную формулу атома
Аннотация:
Ученики 9-х и 11-х классов и даже студенты-первокурсники испытывают трудности при написании формул электронной структуры атомов химических элементов. Проблема упрощается если использовать удобную и простую таблицу, позволяющую легко ориентироваться в последовательности заполнения электронами энергетических уровней и подуровней. Авторы предлагают вопросы для закрепления материала.
Ключевые слова:
атом, электронная структура, катион, анион, энергетический уровень.
Заголовок:
О совершенствовании заданий ЕГЭ по разделу «Кислородосодержащие соединения»
Список литературы:
- 1. Четверин В. Б. О совершенствовании заданий ЕГЭ по разделу «Углеводороды» // Химия в школе. – 2016. – № 3. – С. 40–47.
- 2. Каверина А. А. и др. ЕГЭ-2016. Химия: типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Новая демоверсия. ФИПИ. - М.: Национальное образование, 2016.
- 3. Каверина А. А., Добротин Д. Ю., Снастина М. Г. ЕГЭ-2015. Химия: типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. ФИПИ. - М.: Национальное образование, 2015.
- 4. Каверина А. А., Добротин Д. Ю., Медведев Ю. Н., Снастина М. Г. ЕГЭ-2015. Химия: оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. – М.: Интеллект-Центр, 2015.
- 5. Медведев Ю. Н., Антошин А. Э., Лидин Р. А. ЕГЭ-2016. Химия: Эксперт в ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2016.
- 6. Каверина А. А., Снастина М. Г., Свириденкова Н. В. ЕГЭ-2014. Химия: 30 типовых вариантов экзаменационных работ. ФИПИ. – М.: Астрель, 2014.
- 7. Открытый банк заданий ЕГЭ (ГИА). Химия: органическая химия (638). – ФИПИ, 2014.
- 8. Медведев Ю. Н., Антошин А. Э., Лидин Р. А. Химия: Вступительные испытания. Подготовка к ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2013.
- 9. Ерёмин В. В. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2013. Диагностические работы. МИОО. – М.: МЦНМО, 2013.
- 10. Оржековский П. А. и др. ЕГЭ-2016. Химия. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2015.
- 11. Богданова Н. Н., Смирнов С. С. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2014. Диагностические работы. – М.: МЦНМО, 2014.
- 12. Доронькин В. Н. и др. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2015. Книга 2. – Ростов н/Д: Легион, 2014.
- 13. Савинкина Е. В., Живейнова О. Г. ЕГЭ-2014. Химия: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2014.
- 14. Итоговая диагностическая работа по химии. 10 класс. (13.05.15.) – СтатГрад, 2015.
- 15. Тюкавкина И. А. Органическая химия. Основной и специальный курс: Учебник для вузов. Т. 1, 2. – М.: Дрофа, 2002.
- 16. Травень В. Ф. Органическая химия: Учебник для вузов. Т. 1, 2. – М.: Академкнига, 2004.
- 17. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия: Учебник для вузов. Т. 1–4. – М.: Бином, 2004.
- 18. Галочкин А. И., Ананьина И. В. Органическая химия: Учебное пособие для вузов. Т. 1–4. – М.: Дрофа, 2010.
- 19. Щербина А. Э., Матусевич Л. Г. Органическая химия. Основной курс: Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2014.
- 20. Шабаров Ю. С. Органическая химия: Учебник для вузов. Т.1, 2. – М.: Химия, 1996.
- 21. Березин Б. Д. , Березин Д. Б. Курс современной органической химии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1999.
- 22. Тренинг по химии: свойства и способы получения кислородсодержащих соединений. – СтатГрад, 2015.
- 23. Тренировочная работа №1 по химии. 11 класс. (05.05.14.) – СтатГрад, 2014.
- 24. Тренировочная работа №1 по химии. 11 класс. (25.10.13.) – СтатГрад, 2013.
- 25. Третьяков Ю. Д. и др. Неорганическая химия. Химия элементов: Университетский учебник. Т. 1, 2. – М.: МГУ; Академкнига, 2007.
- 26. Итоговая диагностическая работа по химии. 10 класс. (19.05.14.) – СтатГрад, 2014.
- 27. Тематическая диагностическая работа: кислородсодержащие органические соединения. 10 класс. (24.04.15.) – СтатГрад, 2015.
- 28. Петров А. А. Органическая химия: Учебник для вузов. – СПб.: Иван Федоров, 2002.
- 29. Диагностическая работа №2 по химии. 11 класс. (19.04.13.) – СтатГрад, 2013.
- 30. Репетиционная работа по химии. 11 класс. (12.05.15.) – СтатГрад, 2015.
- 31. Химическая энциклопедия. Т. 1–5. – М.: Советская энциклопедия, 1989 – 1998.
- 32. Иванов В. Г. и др. Органическая химия: Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Мастерство, 2003.
- 33. Четверин В. Б. О содержании заданий ЕГЭ по органической химии. // Химия в школе - 2010 - №8 – С. 43-45.
- 34. Богданова Н. Н., Смирнов С. С. Химия. Диагностические работы в формате ЕГЭ-2013. МИОО. – М.: МЦНМО, 2013.
Аннотация:
В статье обсуждаются некоторые проблемы, связанные с использованием отдельных типовых заданий ЕГЭ. Анализируются конкретные примеры неточностей и ошибок, которые еще встречаются в заданиях по органической химии, в частности, по теме «кислородсодержащие соединения». Рассматриваются вопросы дальнейшего совершенствования этих заданий.
Ключевые слова:
типовые задания ЕГЭ, ошибки и совершенствование, органическая химия, кислородсодержащие органические соединения.
Заголовок:
Контролирующая функция школьного химического эксперимента
Список литературы:
- 1. Верховский В. Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. Ч. 1. - Л., 1924.
- 2. Глориозов П. А. Практические занятия по химии в средней школе / П. А.Глориозов, Л. М. Сморгонский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.
- 3. Добротин Д. Ю., Каверина А. А., Молчанова Г. Н. О проверке экспериментальных умений учащихся. // Химия в школе. – 2016. - №1. – С.8-15.
- 4. Злотников Э. Г. Гаркунов В. П. Функции химического эксперимента. // Первое сентября. – 2007.- № 24. – С.18-25.
- 5. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. - М.: Просвещение, 1987.
- 6. Парменов К. Я. Химический эксперимент в средней школе. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.
- 7. Цветков Л. А. и др. Общая методика обучения химии. - М.: Просвещение, 1981.
- 8. Штремплер Г. И. Определение понятия учебного эксперимента, его классификация и место в обучении химии. URL: http://strempler.ucoz.ru/publ/tekhnika_i_metodika_uchebnogo_khimicheskogo_ehksperimenta/1-1-0-3.
Аннотация:
В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия эксперимент и химический эксперимент, охарактеризованы и уточнены основные функции химического эксперимента, приведены примеры применения различных видов химического эксперимента для реализации контролирующей функции.
Ключевые слова:
школьный химический эксперимент, контролирующая функция эксперимента, демонстрационный эксперимент, лабораторная работа, практическая работа.
Заголовок:
Экспериментальное моделирование мембранных процессов живой клетки
Список литературы:
- Янкив К. Ф. Экспериментальные методы расчета молекулярной массы газообразного вещества на основе газовых законов // Химия в школе. — 2009. — № 6. — С. 62—69.
- Хванг С. Т., Каммермейер К. Мембранные процессы разделения. – М.: Химия, 1981.
Аннотация:
В статье рассматриваются мембранные процессы, протекающие в живых клетках - диффузия, осмос, диализ, капиллярные явления. Моделирование этих процессов с помощью опытов на основе доступных материалов даёт возможность учителям предметов естественно-научного цикла сделать объяснения более наглядными.
Ключевые слова:
моделирование, эксперимент, клетка, осмос, диализ, капиллярное явление.
Заголовок:
«Крым – мой первый университет»
Список литературы:
- 1. Ферсман А. Е. Путешествия за камнем. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1960.
- 2. Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. – Ленинград: Детская литература, 1975.
- 3. Баландин Р. К. Поэт камня. – М.: Знание, 1982.
- 4. Писаржевский О. Н. Александр Евгеньевич Ферсман. – М.: Молодая гвардия, 1955.
- 5. Ферсман А. Е. Очерки по истории камня. Т. II. М., Изд-во АН СССР, 1961, с. 56.
- 6. Ферсман А. К минералогии Симферопольского уезда // Известия Императорской Академии Наук. -1907. - Т. 1. - Вып. 9. - С.247–260.
- 7. Тищенко А. И. Минералы Крыма. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2015.
- 8. Штрюбель Г., Циммер З. Минералогический словарь. – М.: Недра, 1987.
- 9. Ферсман, А.Е. Самоцветы России. Цикл лекций, читанных в Комиссии производительных сил России Российской академии наук в 1919 г. Т. 1 / А.Е. Ферсман. - Петроград: 2-я гос. типография, 1921.
- 10. Полканов Ю. А. Минералы Крыма. – Симферополь: Издательство «Таврия», 1989.
- 11. Ферсман А. Е. Геохимический очерк Крыма. Избр. соч., Т 5. - АН СССР, 1959.
- 12. Супрычев В. А. Крымские самоцветы. – Симферополь: Издательство «Таврия», 1973.
Аннотация:
В статье представлены материалы о научной деятельности выдающегося геохимика и минералога А. Е. Ферсмана в Крыму. Данная информация будет полезна учителям химии для подготовки к проведению внеурочных мероприятий с учётом регионального аспекта, а также для разработки межпредметных химико-исторических задач.
Ключевые слова:
роль АЕ Ферсмана в развитии Крыма, научная деятельность геохимика и минералога, барит, палыгорскит, леонгардит, ломонтит, уэлльсит, крымский кил, вивианит, роль минералов в истории цивилизации и культуре.
Заголовок:
Химическая олимпиада как форма учёта достижений школьников при поступлении в медицинский вуз
Список литературы:
- 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2015 № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по 3 образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
- 2. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- 3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по химии. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2016.
- 4. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета. Учебное пособие / Под. ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой и В. И. Теренина. – М.: МГУ, 2012.
- 5. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы: учебное пособие. – М.: Экзамен, 2007.
Аннотация:
В статье представлен опыт организации химической олимпиады для школьников на базе Новосибирского государственного медицинского университета. Химическая олимпиада востребована учащимися 11-х классов, так как даёт им возможность учитывать свои результаты при поступлении в вуз в качестве индивидуального достижения.
Ключевые слова:
химия, олимпиада, абитуриенты, индивидуальные достижения.