Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2017 № 2

Русская версия
English version
Заголовок:

Как сделать химию любимым предметом?

Аннотация:
Проблема заключается в том, что система школьного химического образования претерпела существенные организационные изменения. Поэтому учителям необходимо повышать свой образовательный уровень, использовать интерактивные методы, осваивать инновационные технологии в преподавании химии. Учитель должен дать такой объем химических знаний, который наполнит конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире. Основополагающим принципиальным подходом должна быть мотивация учащихся, которая достигается за счет проведения предметных недель, химических вечеров, квестов, участия в научных конкурсах, олимпиадах. Учащиеся должны увидеть всю многогранность одного из важнейших естественно-научных предметов.
Заголовок:

Об организации практико-ориентированной деятельности в процессе обучения

Спиоск литературы:
  1. 1. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. Г. Панова. - М: «Большая Российская энциклопедия», 1993.
  2. 2. Ваулина Н. М. О мотивации изучения химии // Химия. - 2008. - № 2. – С. 13-19.
  3. 3. Гребенюк О. С. Общие основы педагогики: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2007.
Аннотация:
Для организации практико-ориентированной деятельности на уроках применяют задания прикладного характера, выполнение которых подразумевает достижение учащимися конкретных результатов, имеющих практическое применение в жизни. Их используют, исходя из времени, отводимого на каждую тему, а также типов проводимых уроков.
Заголовок:

Использование основ медицинских знаний при изучении химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Государственная стратегия Азербайджанской Республики по развитию образования». Распоряжение президента Азербайджанской Республики от 21 октября 2013 г.
  2. 2. Программы по предмету «Химия» (для VII-XI классов) для общеобразовательных школ Азербайджанской Республики.
  3. 3. Конин П. В. Идея как форма мышления. - Киев, 1963. - С. 64.
  4. 4. Тагиев Т. И. Методика преподавания химии: учебник. – Баку, 2012-2013.
Аннотация:
В результате проведённых исследований установлена возможность изучения сведений из области медицины в курсе химии в общеобразовательных школах. Определены критерии отбора содержания и принципы раскрытия вопросов, связанных с медициной, в процессе преподавания химии в общеобразовательных школах.
Заголовок:

Формирование культуры здоровья средствами учебног предмета

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
  2. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
  3. 3. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия: учеб-ник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  4. 4. Спиридонова Е. Г. Организация практической деятельности учащихся // Химия в школе. - 2005. - № 4.
  5. 5. Суханов Н. Ю., Чернобельская Г. М. Практикум с валеологической направленностью // Химия в школе. – 2002. - № 2.
  6. 6. Добротин Д. Ю. Методические возможности освещения проблем здоровья и здорового образа жизни на уроках химии в 8-9 классах // Химия в школе. - 2013. - № 6.
  7. 7. Добротин Д. Ю. Методические подходы к формированию знаний о здоровье на уроках химии в старшей школе //Химия в школе. - 2016. - № 5.
  8. 8. Контрольно-измерительные материалы ГИА по химии. [Электронный ре-сурс]. URL: http://www.fipi.ru/view/sections/227/docs/628.html; http://www.1variant.ru/2011-10-27-02-55-42/107-2012-08-21-19-34-55/343--2013-.html
  9. 9. Ковалева Г. С. Международное исследование PISA-2006 // Народное образование. - 2008. - № 7.
  10. 10. Андреева И. Г. Человек и его здоровье в содержании образования // Педагогика. - 2011. - № 10.
  11. 11. Андреева И. Г. Воспитательный потенциал естественно-научного образо-вания // Педагогика. - 2015. - № 8.
  12. 12. TIMSS-2007: International Science Report: Findings from IEA’s Trends in International Mathematics and Science Study at the Fourth and Eighth Grades. [Электронный ресурс]. URL: http://timss.bc.edu/TIMSS2007/intl_reports.ht
  13. 13. Разумовский В. Г. Научный метод познания и его образовательный потенциал // Педагогика. - 2011. - № 2.
  14. 14. Оржековский П. А. Методические основы формирования у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии // автореф. дисс. … д. пед. наук, 1998.
  15. 15. Андреева И. Г. Вопросы здоровья в контексте социально-профессионального самоопределения // Педагогика. - 2014. - № 8.
Аннотация:
На основе требований ФГОС выявлены условия формирования культуры здоровья средствами учебного предмета химии. Определены дидактические возможности достижения личностных результатов в вопросах ценностного отношения к здоровью в содержании химического образования, реализуемые посредством достижения научной грамотности обучающихся.
Заголовок:

Методические аспекты оценивания заданий с развёрнутым ответом

Спиоск литературы:
  1. 1. Добротин Д. Ю. Актуальные проблемы качества школьного химического образования и пути их решения // Вестник московского городского педагогического университета. – 2016. – № 2 (22). – С. 116-122.
  2. 2. Добротин Д. Ю. Проблема подготовки учителей к контрольно-оценочной деятельности // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. - Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2016. – С. 221-224.
  3. 3. Добротин Д. Ю., Каверина А. А., Гончарук О. Ю., Молчанова Г. Н. Основной государственный экзамен. Химия. (2016). Комплекс материалов для подготовки учащихся. - М.: Интеллект-центр, 2015.
  4. 4. Маршанова Г. Л. Анализ результатов экзамена: проблемы, выводы и рекомендации // Химия в школе. – 2016. - № 8. – С. ???
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы стандартизированных процедур оценивания качества образовательной подготовки учащихся по химии, методические подходы к проверке заданий с развернутым ответом вариантов основного государственного экзамена по химии и анализируются спорные аспекты оценивания работ учащихся.
Заголовок:

К изучению электролиза расплавов и растворов электролитов

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению особенностей электролиза расплавов электролитов, а также их растворов как на растворимом, так и на нерастворимом аноде. Предложена подборка заданий на электролиз разной степени сложности.
Заголовок:

Урок по теме «Соединения галогенов»

Аннотация:
В статье представлен авторский вариант проведения урока по теме «Соединения галогенов» (9 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Особенность его построения связана с организацией учебно-познавательной деятельности учащихся на основе маршрутного листа.
Заголовок:

Современные типы заданий в практике обучения

Спиоск литературы:
  1. 1. Ахметов М. А. Об использовании контекстных задач в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. − № 4. – С. 23-27.
  2. 2. Виневская А. В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
  3. 3. Горбенко Н. В. Ситуационные задачи как одна из форм работы с текстом // Химия в школе. – 2011. – № 3. – С. 48−50.
  4. 4. Денищева О. Л. Опыт создания компетентностно-ориентированных измерителей для оценки образовательных достижений учащихся по математике // Оценка качества образования. – 2008. – № 4. – С. 17-23.
  5. 5. Иванова О. А., Якунина И. И. Об использовании кейс-метода // Химия в школе. – 2013. – № 2. – С. 17−24.
  6. 6. Шалашова М. М. Оценка качества школьного образования: инновационный инструментарий // Химия в школе. – 2011. − № 10. – С. 20-27.
  7. 7. Шингарева М. В. Компетентностно-ориентированная задача как специфический вид учебной задачи // Наука и современность. − 2011. − № 13. − С. 94–98.
  8. 8. Огородников В. Э., Аршанский Е. Я. Ситуационные задачи в практико-ориентированном обучении // Химия в школе. – 2016. – № 6. – С. 21−28.
  9. 9. Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Клещева И. В. и др. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования. – СПб: НИУ ИТМО, 2014.
  10. 10. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. − Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
Аннотация:
Даны определения контекстной задачи, ситуационной задачи, кейса, компетентностно-ориентированной задачи, выделены общие черты и различия для указанных типов задач. Приведены примеры заданий с химическим содержанием, предложены направления использования заданий на уроке и во внеурочной деятельности при обучении химии.
Заголовок:

Роль растворителей в химических процессах

Спиоск литературы:
  1. 1. Левченков С. И. Краткий очерк истории химии. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. — 112 с.
  2. 2. Уразаев В. Г. Растворители. — Технологии в электронной промышленности. — 2006. — № 1. — С. 44–49.
  3. 3. Москва В. В. Растворители в органической химии. — Соросовский образовательный журнал. — 1999. — № 4. — С. 44–50.
  4. 4. Крестов Г. А. Теоретические основы неорганической химии. — М.: Высшая школа, 1982. — 294 с.
  5. 5. Крестов Г. А. Термодинамика процессов в растворах. — Л.: Химия, 1984. — 272 с.
  6. 6. Крестов Г. А., Афанасьев В. Н., Ефремова Л. С. Физико-химические свойства бинарных растворителей. — Л.: Химия, 1988. — 688 с.
  7. 7. Хираока М. Краун-соединения. Свойства и применения. Пер. с англ. — М.: Мир, 1986. — 363 с.
  8. 8. Стид Дж. В., Этвуд Дж. Л. Супрамолекулярная химия. В 2 т. — М.: Академкнига, 2007. — 480 с.
  9. 9. Briggner L. E., Wadso I. Some thermodynamic properties of crown ethers in aqueous solution // The Journal of Chemical Thermodynamics. — 1990. — № 22. — Р. 143–148.
  10. 10. Jozwiak M. The effect of properties of water-organic solvent mixtures on the solvation enthalpy of 12-crown-4, 15-crown-5, 18-crown-6 and benzo-15-crown-5 ethers at 298.15 K // Thermochimica Acta. — 2004. — № 417. — P. 31–41.
  11. 11. Кузьмина И. А., Шарнин В. А. Сольватация краун-эфиров в неводных средах // Журнал общей химии. — 2011. — Т.81. — № 11. — С. 1865–1868.
  12. 12. Кузьмина И. А. и др. Термохимия сольватации эфира 18-краун-6 в бинарных растворителях метанол-ацетонитрил // Журнал физической химии. — 2013. — Т. 87. — № 7. — С. 1090–1092.
  13. 13. Райхардт К. Растворители и эффекты среды в органической химии. — М.: Мир, 1991. — 763 с.
  14. 14. Лакович Дж. Основы флуоресцентной спектроскопии. Пер. с англ. — М.: Мир, 1986. — 486 с.
  15. 15. Седов И. А., Столов М. А., Соломонов Б. Н. Сольвофобный эффект и взаимосвязь между энергией Гиббса и энтальпией сольватацией // Journal of Physical Organic Chemistry. — 2011. — P. 1088–1096.
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы многообразия растворителей, их классификации, влияния на протекание химических реакций, а также возможностей использования растворителей для управления химическими реакциями. Информация может быть полезна учителям химии при подготовке соответствующих тематических уроков, а также широкому кругу читателей, желающих расширить свои познания в химической науке.
Заголовок:

Проблемный эксперимент в совершенствовании теоретических знаний учащихся

Спиоск литературы:
  1. 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. — М.: Владос, 2000.
  2. 2. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. — М.: Школа-Пресс, 1998.
Аннотация:
В статье раскрывается потенциал практического применения авторской методики проблемно-развивающего обучения химии в средней школе. Данная методика опирается на разработанную автором систему новых проблемных опытов. Приведены примеры проблемных экспериментов по теме «Гидролиз солей».
Заголовок:

Химический практикум как элемент профильного естественно-научного образования

Аннотация:
Специальные дополнительные курсы по химии для школьников способствуют более глубокому усвоению теоретического материала общего курса, позволяют расширить знания в рассматриваемой научной области, и дают практические навыки проведения различных экспериментов. В данной статье описан опыт успешной реализации специального курса «Химический практикум» в Гимназии № 3 в Академгородке (г. Новосибирск).
Заголовок:

Подготовка учащихся к школьному и муниципальному этапам олимпиады по химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Доронькин В. Н. и др. Химия: сборник олимпиадных задач. Школьный и муниципальный этапы. — Ростов н / Д.: Легион, 2011.
  2. 2. Ерёмин В. В. Теоретическая и математическая химия для школьников. Подготовка к химическим олимпиадам. — М.: Издательство МЦНИМО, 2014.
  3. 3. Лунин В. В., Архангельская О. В. , Тюльков И. А. Химия. Всероссийские олимпиады. — М.: Издательство «Просвещение», 2010.
  4. 4. URL: http://chem.rusolymp.ru;www.chem.msu.ru
Аннотация:
В статье раскрывается опыт подготовки учащихся к первому и второму этапам Всероссийской олимпиады школьников по химии. Представлены примеры задач, предлагаемых ученикам на разных этапах работы с ними.
Заголовок:

Количественное определение витамина С в биологическом материале

Спиоск литературы:
  1. 1. Кролевец А. А. Витамины с пользой для здоровья // Химия в школе. — 2008. — № 3. — С. 7–16.
  2. 2. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика. — М.: Высш. школа, 1991.
  3. 3. Солодова В. И., Волкова Л. А., Волков В. Н. Определение витамина C в овощах и фруктах // Химия в школе. — 2002. — № 6. — С. 63–66.
  4. 4. Филиппович Ю. Б., Егорова Т. А., Севастьянов Г. А. Практикум по общей биохимии. — М.: Просвещение, 1982.
  5. 5. Шапиро Д. К. Практикум по биологической химии. 2-е изд. — Минск: Вышэйш. школа, 1976.
  6. 6. Жванко Ю. Н., Панкратова Г. Р., Мамедова З. И. Аналитическая химия и. технохимический контроль в общественном питании. — М.: Высш. школа, 1980.
Аннотация:
Предлагается простой и удобный количественный метод определения витамина С в различном биологическом материале с помощью доступных в школьном кабинете химии реагентов с достаточной точностью.
Title:

How to make chemistry a favorite subject?

Summary:
The problem is that the school system of chemical education has undergone significant organizational change. Therefore, teachers should improve their educational level, use interactive methods to develop innovative technologies in teaching chemistry. The teacher must give the amount of chemical knowledge which gives concrete meaning to many fundamental ideas about the world. The underlying principle approach should be based on motivating students by conducting subject weeks, chemical evenings, original quests, scientific competitions and Olympiads.
Title:

About the organization of the practice-focused activity in the course of training

Summary:
To organize practice-oriented activity at the lessons, educational tasks aimed at the achievement of the specific results having practical application in our everyday life are used. They are chosen in accordance with the time allowed for each theme studied as well as types of the lessons conducted.
Title:

The use of medical knowledge in teaching chemistry

Summary:
The possibilities of using medical knowledge in studying chemistry at school are discussed. The criteria for selection of the content and principles of the disclosure of medical issues in teaching chemistry are defined.
Title:

Development of health culture of students by means of the subject

Summary:
On the basis of the requirements of the Federal State Education Standard the conditions of the development of health culture by means of chemistry school subject are identified. The author defines the didactic possibilities of personal achievements in health issues in the content of chemical education that are realized through the achievements of scientific literacy of students.
Title:

Metodological aspects of assessment tasks with detailed answers

Summary:
The article deals with the issues of standardized procedures of evaluation of quality of educational preparation of schoolchild in chemistry, methodological approaches to the assignments with detailed answer of the basic state exam in chemistry and analyzed the contentious issues in the evaluation of schoolchild work.
Title:

On studying electrolysis of melt and dissolved electrolytes

Summary:
The article discusses features of electrolysis of molten electrolytes and solutions with soluble or insoluble anodes. The set of topical exercises of varying difficulty is offered.
Title:

Lesson on the theme "Compounds of halogens"

Summary:
The article presents an author's version of a lesson on the theme "Сompounds of halogens" (9-th grade) according to the requirements the Federal State Educational Standard of General Education (FSES GE). The peculiarity of its structure is linked to the organization of teaching and learning activity of pupils on the basis of itinerary sheet.
Title:

Modern types of tasks in teaching practice

Summary:
The definitions of contextual task, case studies, competence-oriented task are presented and the similarities and differences of these tasks are discussed. The examples of contextual task, case studies, competence-oriented task with chemical content are given and the ways of application tasks in the classroom and in extracurricular activities are demonstrated.
Title:

Role of solvents in chemical processes

Summary:
The article examines the variety of solvents, their classification, impact on the course of chemical reactions, as well as the opportunities for using solvents as tools for controlling chemical reactions. This information presented may be useful to chemistry teachers for preparing the thematic lessons, as well as a wide range of readers wishing to expand their knowledge in chemistry.
Title:

Problem experiment in improving students’ theoretical knowledge

Summary:
The potential of practical application of the author’s technique of problem-based teaching chemistry at school is shown. The technique presented is based on the system of new problem experiments developed by the author. The examples of problem experiments for the theme “Hydrolysis of salts” are suggested.
Title:

Chemical workshop as part of the profile science education

Summary:
Special additional courses in chemistry for secondary school students promote understanding of a theoretical general course material, enhance knowledge in the considered field of science, as well as give practical experimental skills. The experience of the successful implementation of the additional course “Chemical workshop” at Gymnasium №3 in Akademgorodok (Novosibirsk) is described in the article.
Title:

Preparation of pupils for school and municipal stages of the Chemistry Olympiad

Summary:
The article reveals the experience of preparing students for the first and second stages of the All-Russian Olympiad in chemistry. The examples of various tasks for students are presented.
Title:

The quantitative method of determination of vitamin C in various biological materials

Summary:
The convenient and accurate quantitative method of determination of vitamin C in various biological materials by means of reagents available at school is offered.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.