Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2017 № 10

Русская версия
English version
Заголовок:

Конкурс «Учитель года России-2017»: уроки, выводы, размышления…

Аннотация:
Авторы статьи, члены предметного жюри конкурса «Учитель года России-2017», делятся впечатлениями о проведении конкурсных мероприятий первого этапа: методического семинара и конкурсного урока. В статье показана значимость профессионального конкурса для развития всей системы образования России. Отмечено определяющее значение личности учителя, что стало основой оценки всех конкурсных испытаний в 2017 г.
Заголовок:

Содержание курса химии: подходы к определению соотношения теории и фактов

Спиоск литературы:
  1. 1. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983.
  2. 2. Цветков Л. А. Преподавание органической химии в средней школе: Пособие для учителя. – М: Просвещение, 1987.
  3. 3. Ходаков Ю. В. Основные принципы построения учебника химии // Известия АПН РСФСР. – М.-Л., 1946. - Вып. 4.
  4. 4. Иванова Р. Г., Городилова Н. А., Добротин Д. Ю., Каверина А. А. и др. Общая методика обучения химии в школе / Под ред. Р. Г. Ивановой. – М.: Дрофа, 2008 (Российская академия образования - учителю).
  5. 5. Каверина А. А. К обновлению вопроса о «модели содержания» общего среднего химического образования и требованиях к результатам обучения // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2016.
Аннотация:
В статье дана содержательная характеристика ведущих дидактических принципов: научности, смыслового отношения к миру, соответствия логического и исторического, показано инновационное влияние их на формирование содержания предмета «Химия» с учётом приоритетов развития современной школы.
Заголовок:

Определение структуры органического вещества при решении учебных задач

Спиоск литературы:
  1. 1. Дерябина Н. Е. Формирование умения составлять общие формулы классов органических веществ // Химия в школе. — 2005. — № 5. — С. 20–24.
  2. 2. Дерябина Н. Е. Мини-справочник школьника и абитуриента «Органическая химия в реакциях». – М., 2003.
  3. 3. Дерябина Н. Е. Системно-деятельностный подход к цепочкам превращений органических веществ // Химия в школе. — 2006. — № 2-3.
  4. 4. Дерябина Н. Е. Органическая химия. Кн. 1. Углеводороды и их монофункциональные производные: Учебник-тетрадь. — М.: ИПО «У Никитских ворот», 2012. — С. 200.
  5. 5. Дерябина Н. Е. Органическая химия: Сборник упражнений. — М.: ИПО «У Никитских ворот», 2012. — С. 88.
  6. 6. Дерябина Н. Е. 300 попроще и 300 посложнее: Задания-цепочки по органической химии. — М.: ИПО «У Никитских ворот», 2011. — С. 72.
Аннотация:
Описывается разработанный автором приём решения некоторых видов задач, позволяющий составить структурную формулу органического вещества по информации о имеющихся в его составе элементах с учётом валентности атомов, устойчивости органических соединений и химических свойств вещества. Приведены примеры решения задач с использованием указанного приёма.
Заголовок:

О развитии умения составлять уравнения ОВР

Спиоск литературы:
  1. Башмаков В. Я. Об окислительно-восстановительных реакциях в органической химии // Химия в школе. – 2017. – № 1. – С. 40–44.
  2. Волкова C. А., Куприянова Н. С., Пустовит С. О. Формирование универсальных умений учащихся в свете требований ФГОС // Химия в школе. – 2014. № 1. – С. 61–69; № 2. – С. 63–67.
  3. ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.А. Кавериной. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. (ЕГЭ, ФИПИ – школе).
  4. ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. А.А. Кавериной. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – (ЕГЭ, ФИПИ – школе).
  5. Кузнецова Н. Е., Герус С. А. Формирование обобщённых умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения // Химия в школе. – 2002. № 5. - С. 16–20.
  6. Открытый банк заданий ЕГЭ 2017 года по химии [Электронный ресурс]. URL: http://www.adobe.com/products/acrobat/readstep2_allversions.html
Аннотация:
В статье рассматривается методика развития умений школьников составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса и осуществлять расчёты по ним.
Заголовок:

О формировании у учащихся опыта познания

Спиоск литературы:
  1. 1. Загорский В. В. Формирование личности будущих учёных при подготовке кадров для российской науки. Дисс. … доктора педагогических наук. – М., 2004.
  2. 2. Психология развития: Словарь / Под ред. А. Л. Венгера. URL: http://insai.ru/slovar/1881?page=5
  3. 3. Степанов С. Ю., Оржековский П. А. О «кольцевой детерминации» естественно-научного образования в современной школе / Образовательная политика. - 2017. - № 1 (75). - С. 1-14.
Аннотация:
В статье приводятся аргументы в пользу формирования опыта познания учащихся на пропедевтическом уровне преподавания химии (начальная ступень образования). Автор раскрывает методику формирования опыта познания учащихся в процессе включения их в активную самостоятельную исследовательскую деятельность, являющуюся продолжением познания мира, которое осуществляет ребенок еще до школы.
Заголовок:

Применение алгебраических неравенств при составлении уравнений химических реакций

Аннотация:
Автор предлагает некоторые приёмы, которые позволяют преодолевать затруднения, испытываемые учащимися при расстановке коэффициентов в уравнениях химических реакций.
Заголовок:

Обучение в условиях стационара: дидактические материалы на магнитной основе

Спиоск литературы:
  1. 1. Коротеева А. С., Якушева Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий // Актуальные проблемы химического образования: VI Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием. Сборник материалов. – М.:ИМИР, 2015. - С. 116-120.
  2. 2. Жадаев А. Ю. Применение адаптированных к условиям больницы химических опытов при обучении детей, проходящих длительное лечение: Дисс…. канд. пед. наук: 13.00.02. – Н. Новгород, 2014. - С. 62.
  3. 3. Груденов Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. – М.: Педагогика, 1987. - С. 59.
Аннотация:
В статье рассматривается применение дидактических материалов на магнитной основе для решения некоторых проблем, возникающих при обучении химии длительно болеющих детей в условиях стационара.
Заголовок:

Тайны новогоднего напитка

Спиоск литературы:
  1. Kladstrup D., Kladstrup P. Champagne: How the World's Most Glamorous Wine Triumphed Over War and Hard Times. – N.-Y., London: Harper Perennial, 2006.
  2. Авакянц С. П. Игристые вина. – Москва: Агропромиздат, 1986.
  3. Мержаниан А. А. Физико-химия игристых вин. – Москва: Изд-во «Пищевая промышленность», 1979.
  4. Романенко Е. С., Сосюра Е. А. и др. Химия вина. – Ставрополь: Изд-во «Агрус», 2013.
Аннотация:
Автор рассказывает о шампанских винах, их истории и особенностях химического состава. Приведено задание Всероссийской химической олимпиады, контекст которого связан с производством шампанского.
Заголовок:

Как изготовить ёлочные игрушки в лаборатории

Спиоск литературы:
  1. Дёмина М. Сколько на ёлочке шариков цветных // Химия и жизнь. – 2010. – № 12. – С. 64.
  2. Сальникова А. А. История ёлочных игрушек, или как наряжали советскую ёлку. – М., Новое литературное обозрение, 2012.
  3. Godfrey S. Solve the Mystery Lab and Make a Silver Christmas Ornament. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://www.carolina.com/teacher-resources/Interactive/holiday-chemistry-lab-redox-reaction-silver-christmas-ornament/tr10864.tr
  4. White Christmas Science. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://www.homesciencetools.com/a/christmas-science-projects
Аннотация:
В статье рассказано об истории ёлочных игрушек в России, химических аспектах их производства. Предлагаются несложные химические опыты для изготовления новогодних украшений в лаборатории.
Заголовок:

Химический эксперимент в технологии развития критического мышления

Спиоск литературы:
  1. 1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Изд-во «Просвещение», 2011.
  2. 2. Нгуен Суан Чыонг, Фам Ван Хоан и др. Химия: учебник: 12 класс. – М.: Изд-во «Просвещение», 2016.
  3. 3. Польза или вред жёсткой воды. Рекомендации по её смягчению. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://healthystyle.info/medicine/item/3696-vred-zhestkoj-vody
  4. 4. Боровских Т. А. Тетрадь для практических и лабораторных работ по химии: 8-9 классы. – Москва: Экзамен, 2010.
Аннотация:
В статье рассмотрен пример урока по теме «Кальций и его соединения. Жесткость воды», где реализуется технология развития критического мышления. В процессе выполнения практической работы обучающиеся не только получают информацию об известном природном явлении, но и учатся сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи.
Заголовок:

Изучение оптической изомерии в старших классах

Спиоск литературы:
  1. 1. Шахмаев М. Н., Павлов Н. И. Физический эксперимент в средней школе. В 2 ч. Ч.2. Пособие для учителя. — М.: Мнемозина, 2010.
  2. 2. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия. Учебник в 4 томах. — М.: Лаборатория знаний.2017.
  3. 3. Тюкавкина Н. А., Бауков Ю. И., Зурабян С. Э. Биоорганическая химия. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
Аннотация:
В статье даны рекомендации по изучению оптической изомерии на уроках химии в профильных классах. Рассмотрены основные понятия, номенклатура оптических изомеров, приведены примеры объяснения свойств и механизмов реакций органических веществ с учётом оптической изомерии.
Заголовок:

История химии на карте Санкт-Петербурга

Спиоск литературы:
  1. 1. Горбачевич К. С. Почему так названы? – СПб., «Норинт», 2007.
  2. 2. Химический энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия, 2003.
  3. 3. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.citywalls.ru
  4. 4. Лямин А. Н., Пак М. С. Гуманитарное обновление обучения химии в современной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №7. – С. 1–5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2012/12081.htm
  5. 5. ФГОС ООО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф
Аннотация:
В статье рассматривается использование краеведческого подхода на уроках химии в процессе гуманитаризации. Показаны возможности и приведены примеры использования краеведческих знаний о Санкт-Петербурге и их интеграция со школьным курсом химии.
Title:

Competition «Teacher of the Year-2017» in Russia: lessons, conclusions and reflections

Summary:
The authors of the article, members of the jury of the competition «Teacher of the Year-2017», present their reflections on competitive activities of the first stage: a methodological seminar and a competitive lesson. The article shows the significance of professional competitions for the development of the entire educational system in Russia. The importance of the teacher's personality was noted, which became the basis for evaluating all competitive tests in 2017.
Title:

The chemistry course content: approaches to defining the ratio of theory and facts

Summary:
The author analyzes the leading didactic principles of the scientific approach, meaningful attitude to the world, compliance of the logical and the historical. Their innovative influence on forming the content of the subject "Chemistry" taking into account priorities of development of modern school is shown.
Title:

Solving problems on identification of the organic substance structure

Summary:
The author describes her method of solving some kinds of problems in organic chemistry making possible the reconstruction of organic substances structural formulae using the information concerning elements composed the substance, the number and valence of atoms in it, chemical properties and stability of the organic substance that must be identified. The examples of solving problems by the method are shown.
Title:

Development of skills to write the equations of redox reactions

Summary:
The technique of the development of students' abilities to write the equations of redox reactions involving organic substances by the electronic balance method and calculations based on them are considered.
Title:

On forming students' cognitive experience

Summary:
The article gives arguments in favor of the experience formation of students' knowledge at the propaedeutic level of chemistry education (the initial stage). The author describes a technique of formation of students’ cognitive experience by involving them in an independent research activity which is related to their pre-school cognitive experience.
Title:

Using algebraic inequalities in writing chemical equations

Summary:
The author offers several techniques to overcome the students’ difficulties in balancing chemical equations.
Title:

Educating students in hospital: didactic materials with magnets

Summary:
This article focuses on the use of didactic materials with magnets which can help solve some problems of teaching chemistry to chronically ill children in hospital.
Title:

Mysteries of the New Year drink

Summary:
The author describes Champagne, its history and chemical compounds contained in it. The task of the All-Russian Chemistry Olympiad is given as an example of a context task based on the information about Champagne.
Title:

How to make New Year decorations in the lab

Summary:
The history and chemical aspects of producing New Year decorations in Russia are described. Several simple techniques for making New Year decorations in a chemical lab are suggested.
Title:

Chemical experiment in the technology of critical thinking development

Summary:
The authors discuss a lesson “Calcium and its compounds, hardness of water” with the use of the technology of critical thinking development. Participating in the practical activity students not only obtain information on the known natural phenomenon, but also learn to compare, generalize, find cause-effect relationships.
Title:

Studying optical isomerism in senior secondary school

Summary:
The authors give recommendations on studying optical isomerism at chemistry lessons in profile classes. The basic concepts and the nomenclature of optical isomers are considered, examples of explaining properties and mechanisms of reactions of organic substances taking into account the effects of optical isomerism are given.
Title:

History of chemistry on the map of Saint-Petersburg

Summary:
The article discusses the use of the regional approach to chemistry lessons in the process of humanization. The possibilities and examples of using regional history knowledge about St. Petersburg and integration with school chemistry course are reviewed.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.