Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2017 № 1

Русская версия
English version
Заголовок:

Система образования Ленинградской области: концептуальные основы и подходы к проектированию изменений

Аннотация:
Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области представляет региональный номер журнала, в котором представлен уникальный опыт, накопленный учителями и преподавателями химии Ленинградской области за многие годы.
Заголовок:

Химический комплекс Ленинградской области: история и перспективы

Список литературы:
  1. 1. Экономика Ленинградской области: учеб. Пособие для 10 кл. / под ред. С. Д. Волкова. — СПб.: Специальная литература, 2007.
  2. 2. Путеводитель по промышленности Ленинградской области: ежегодник / Сеть PwS совместно с Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. — СПб., 2013.
  3. 3. КИНЕФ. URL: http://www.kinef.ru
  4. 4. География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы / Под ред. С. В. Васильева, О.В. Гаврилова. — М.: Изд-во МГУ, 2004.
  5. 5. Минерально-химическая компания «ЕвроХим». URL: www.eurochem.ru
Аннотация:
В статье дается краткая характеристика двух промышленных гигантов – отраслей основной химии и нефтехимии Ленинградской области. Рассматривается история создания и факторы размещения заводов, перечисляются основные источники сырья и выпускаемые продукты, прослеживаются генеральные потоки экспорта товара.
Заголовок:

Молекулы XXI века

Список литературы:
  1. 1. Дмитриев И. С. Молекулы без химических связей. — Л.: Химия, 1980.
  2. 2. Корнилов М. Ю. Карбо-алмаз и карбо-графит. // Химия и жизнь. — 2010. — № 2. — С. 34–35.
  3. 3. Карцова А. А. Покорение вещества. — СПб: Химиздат, 1999.
  4. 4. Эткинс П. Молекулы. — М.: Мир, 1991.
  5. 5. Wolinsky J. B., Grinstaff M. W. Therapeutic and diagnostic applications of dendrimers for cancer treatment. // Advanced Drug Delivery Reviews. — 2008. — V. 60. — P. 1037–55.
  6. 6. Kroto H. et al. C60: Buckminsterfullerene // Nature. — 1985. — V. 318. — P. 162.
  7. 7. Кац Е. А. Фуллерены, углеродные нанотрубки и нанокластеры. Родословная форм и идей. — М.: Изд-во Книжный дом «Либроком», 2009.
  8. 8. Морозова Н. И. Неисчерпаемый углерод: нанотрубки. // «Потенциал». — 2014. — № 1, 2. — С. 15–21.
  9. 9. Pan Z. et al. Very long carbon nanotubes // Nature. — 1998. — V. 394. — P 638.
  10. 10. Раков Э. Г. Нанотрубки-рекордсмены.// Химия и жизнь. — 2016. — № 1. — С. 14—19.
  11. 11. Hirihara K. et al. One-Dimensional Metallofullerene Crystal Generated Inside Single-Walled Carbon Nanotubes // Phys.Rev.Lett. — 2000. — V. 85. — P. 5384.
Аннотация:
В статье рассмотрены некоторые примеры органических молекул с необычными свойствами и строением (ферроцен, краун-соединения, дендримеры). Особое внимание уделено новым аллотропным модификациям углерода, их открытию, свойствам, строению и сфере применения.
Заголовок:

Об оценивании образовательных результатов

Список литературы:
  1. 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
  2. 2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2005.
  3. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010 г.).
  4. 4. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008.
  5. 5. Гладкая И. В. Оценка образовательных результатов школьника: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2008.
  6. 6. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие. – М.: Логос, 2010.
  7. 7. Шамова Т. И., Белова С. Н., Ильина И. В., Подчалимова Г. Н., Худин А. Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
Аннотация:
Статья посвящена вопросам оценивания предметных и метапредметных образовательных результатов, подлежащих достижению в процессе обучения каждому учебному предмету согласно ФГОС ОО. При этом основной акцент сделан на оценивании уровня сформированнности универсальных учебных действий как важнейшего компонента метапредметных образовательных результатов.
Заголовок:

Проблемно-поисковый метод при изучении химических реакций

Список литературы:
  1. 1. Шаталов М. А., Лебедева М. Б. Урок в современной школе: учеб. пособие / М. А. Шаталов, М. Б. Лебедева; под общ. ред. М. А. Шаталова. – СПб.: ЛОИРО, 2015.
  2. 2. Шаталов М. А. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: формирование универсальных учебных действий в процессе обучения: методические рекомендации. – СПб.: ЛОИРО, 2012.
  3. 3. Дендебер С. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподавания химии. – М.: 5 за знания, 2008.
  4. 4. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: ДРОФА, 2014.
Аннотация:
В статье представлен авторский вариант проведения урока по теме «Химические реакции» (8 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Урок построен на основе метапредметной технологии формирования проблемно-поисковых универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения.
Заголовок:

Урок по теме «Многоликий углерод»

Список литературы:
  1. Шаталов М. А., Лебедева М. Б. Урок в современной школе: учеб. пособие / Под общ. ред. М. А. Шаталова. – СПб.: ЛОИРО, 2015.
Аннотация:
В статье представлен авторский вариант проведения урока по теме «Многоликий углерод» (9 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Логика построения урока предполагает его проведение в компьютерном классе, что способствует формированию IKT-компетентности школьников в процессе обучения химии.
Заголовок:

Использование химических задач в формировании культуры здорового образа жизни

Список литературы:
  1. Гильманшина С. И., Мухаметшина Р. М. Пути интеграции химических и валеологических знаний // Химия в школе. – 2003. – № 9.
  2. Еремеев В. И., Подгайская И. Б. Химия вокруг нас // Химия в школе. – 2002. – № 3.
  3. Ерыгин Д. П. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием. – М.: Высшая школа, 1989.
  4. Зазыбин А. Г. Химические элементы в организме человека // Химия в школе. – 1996. – № 4.
  5. Кавиева В. В. Валеологический компонент в школьном курсе химии // Химия в школе. – 2001. – № 7.
  6. Кукушкин Ю. Н. Рассказы о химии и веществах. – СПб.: Синтез, 1995.
  7. Макаров К. А. Медицинская химия. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 1996.
  8. Назаренко В. М. Экологизированный курс химии // Химия в школе. – 1996. – № 1.
  9. Осипова Т. А. На вопросы кулинара отвечает химия // Химия в школе. – 2002. – № 5.
  10. Радецкий А. М. Дидактический материал по химии: 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2000.
  11. Савинкина Е. В. Химия. Сборник задач. 8-9 классы. – М.: Аст-пресс, 2001.
  12. Синягина Н. Ю., Кузнецов И. В. Как сохранить и укрепить здоровье. – М.: Новый учебник, 2003.
  13. Харлампович Г. Д., Семёнов А. С., Попов В. А. Многоликая химия. – М.: Просвещение, 1992.
  14. Штремплер Г. И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 1993.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по охране и укреплению здоровья учащихся при обучении химии в средней школе, в частности при решении расчетных и качественных задач.
Заголовок:

Об окислительно-восстановительных реакциях в органической химии

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению окислительно-восстановительных реакций с участием органических соединений. Особое внимание уделено особенностям окисления органических соединений, а также генетической взаимосвязи между ними. Предложена подборка заданий по данной проблематике на основе материалов ЕГЭ по химии, вступительных экзаменов на химический факультет МГУ, олимпиадных заданий разных уровней.
Заголовок:

Учим решать задачи: определение типа образующихся солей

Аннотация:
В статье представлен математический способ решения задач на растворы, предполагающего определение типа и состава образующихся солей – кислых, средних. Предлагаемый способ существенно сокращает и упрощает путь решения подобных задач и может быть полезен учащимся при подготовке к ЕГЭ по химии.
Заголовок:

Экспериментальные задания при изучении темы «Гидролиз солей»

Аннотация:
В статье представлены дифференцированные экспериментальные задания по теме «Гидролиз солей». Предложенные задания могут стать основой практических работ, демонстрационных и лабораторных опытов при изучении химии на базовом и на углублённом уровнях. Представлены задания для домашнего эксперимента по данной теме.
Заголовок:

Возможности школьной естественно-научной лаборатории для организации исследовательской деятельности

Список литературы:
  1. 1. Беспалов П. И. и др. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  2. 2. Цифровая лаборатория Архимед 4.0. Лабораторные работы по химии. — М.: Институт новых технологий, 2012.
  3. 3. Волкова С. А., Гусев С. Н. К использованию цифровой лаборатории // Химия в школе. — 2010. — № 6 — С. 64–67.
  4. 4. Зимина А. И., Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Применение цифровых лабораторий при проведении демонстрационного эксперимента // Химия в школе. — 2010. — № 10 — С. 59–66.
Аннотация:
В статье представлен опыт организации работы школьной естественнонаучной лаборатории. Рассмотрены возможности использования современного оборудования для организации урочной и внеурочной деятельности в классах химико-биологического профиля.
Заголовок:

О сопровождении проектной деятельности учащихся

Аннотация:
В статье представлен опыт системной работы автора по формированию у школьников опыта проектной деятельности в предметной области «Химия».
Заголовок:

Межпредметная игра «Эрудицион»

Аннотация:
В статье представлен опыт работы учителей Гатчинского муниципального района Ленинградской области по подготовке и проведению межпредметной игры «Эрудицион» по предметам естественно-научного цикла (физика, химия, биология, география) среди учащихся 8 классов. Приведены примеры заданий, предложенных школьникам в разные годы проведения данной игры.
Заголовок:

Анилин: от истории вещества к его изучению в школе

Список литературы:
  1. 1. Califano Salvatore. Storia della chimica. Volume II. — Torino, Bollati Boringhierri, 2011.
  2. 2. Лекутер П. Пуговицы Наполеона: семнадцать молекул, которые изменили мир. — М.: АСТ: CORPUS, 2014.
  3. 3. Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в химии. — М.: Издательство «Первое сентября», 1999.
  4. 4. Карцова А. А., Лёвкин А. Н. Химия. 10 класс. — М.: Вентана-Граф, 2010.
  5. 5. Миттова И. Я., Самойлов А. М. История химии с древнейших времён до конца XX века. Т.2. — Долгопрудный: Издательский дом «Интеллект», 2012.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по организации процесса изучения анилина в 10 классе при активном использовании исторического материала. Автор рассматривает проблемы химии, которые решали учёные в XIX-XX вв.
Title:

System of education of the Leningrad region: concertual guidelines and approaches to designing changes

Summary:
Chairman of the Committee for General and Professional Education of the Government of Leningrad region presents the regional issue of the journal containing the unique experience of chemistry teachers and educators of the Leningrad region.
Title:

Chemical complex of the Leningrad region: history and prospects

Summary:
The article gives a brief description of the two industrial giants of chemical and petrochemical industry of the Leningrad region. The history of creation of the plants as well as factors defining their location are discussed, the main sources of raw materials are listed. The products manufactured are described.
Title:

Molecules of the XXI century

Summary:
Several examples of organic molecules with unusual properties and structure (ferrocene, crown compounds, dendrimers) are described. Special attention is paid to new allotropic modifications of carbon, their discoveries, properties, structures and application.
Title:

On assessing educational results

Summary:
The article is devoted to questions of assessment of subject and metasubject educational results which should be achieved in the learning process of each subject according to the Federal State Educational Standard of General Education (FSES GE). The main emphasis is placed on evaluating the level of formation of universal educational actions as an essential component of metasubject educational results.
Title:

Inquiry-based method in studying chemical reactions

Summary:
The article presents an author’s version of a lesson on the theme «Chemical reaction» (8th grade) according to the requirements the Federal State Educational Standard of General Education (FSES GE). The lesson is based on а metasubject technology of forming students’ universal educational actions in the learning process.
Title:

Lesson on the theme «The many faces of carbon»

Summary:
The article presents an author's version of a lesson on the theme «The many faces of carbon» (9th grade) according to the requirements the Federal State Educational Standard of General Education (FSES GE). The lesson is meant to be conducted in the computer class, to promote formation of ICT-competence of students in learning chemistry.
Title:

Using chemical problems in forming a culture of a healthy and safe lifestyle

Summary:
The article describes the author’s experience in protecting and promoting students’ health while teaching chemistry in secondary school, in particular in solving calculation and qualitative tasks.
Title:

Redox reactions in organic chemistry

Summary:
The article considers redox reactions involving organic compounds. Special attention is paid to the peculiarities of oxidation of organic compounds and the genetic relationship between them. The author offers a set of tasks on this issue based on the Unified state examination (USE), entrance exams at the Faculty of Chemistry (Moscow State University) and Olympiads of various levels.
Title:

Teaching to solve problems: how to define the types of forming salts

Summary:
The article presents a mathematical method to solve tasks on solutions involving definition of the type and composition of produced salts – acidic and medium. The proposed method reduces the time required and simplifies the way to solve these tasks and can be useful in preparing students for Unified state examination (USE).
Title:

Experimental tasks in studying the topic «Hydrolysis of salts»

Summary:
The article presents a set of differentiated experimental tasks on the topic «Hydrolysis of salts». The tasks given can be used for laboratory experiments and demonstrations as well as practical work in studying chemistry (at foundation and higher tiers). Tasks for home experiment on the topic are offered as well.
Title:

Capabilities of school natural science laboratory in organizing students’ research activity

Summary:
The article describes the experience of organizing a school natural science laboratory. Opportunities provided by the use of modern equipment for organizing classroom and extracurricular activities in chemical and biological classes are discussed.
Title:

On accompaniment of students’ project activity

Summary:
The article presents the experience of the author’s regular work on the formation of students’ experience of project activity in a subject domain «Chemistry».
Title:

Interdisciplinary game «Eruditsion»

Summary:
The article presents the experience of teachers of the Gatchina municipal district of Leningrad region on preparation and conducting an interdisciplinary game «Eruditsion». The game for 8th-graders is based on the material of physics, chemistry, biology, geography courses. Several tasks used in the game are provided.
Title:

Aniline: from the history of substance to studying it at school

Summary:
The article presents the author’s experience of teaching the material about aniline in grade 10, with the active use of historical material. The author examines the chemistry problems that scientists solved in XIX-XX centuries.
Связаться с нами