Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2016 № 9

Русская версия
English version
Заголовок:

Что день грядущий нам готовит…

Аннотация:
Автор рассуждает о причинах низкого уровня знаний по химии выпускников отечественных школ, поступающих в технические и педагогические вузы, об организационных и методических проблемах, стоящих перед отечественной системой образования.
Заголовок:

Новые наукоёмкие материалы для электроники

Спиоск литературы:
  1. 1. Wogan T. Flipped on and off by light. Chemistry world, 17.07. 2016. URL: https://www.chemistryworld.com/news/single-molecule-switch-flipped-on-and-off-by-light/1010162.article
  2. 2. Xu Y. et al. Large-Gap Quantum Spin Hall Insulators in Tin Films. Physical Review Letters, 2013, 111 (13). DOI:http://dx.doi.org/10.1103/PhysRevLett.111.136804
  3. 3. Roy T. et al. Field-Effect Transistors Built from All Two-Dimensional Material Components. ACS Nano, 2014, 8 (6), pp 6259–6264.
  4. 4. Pfister D. et al. Inorganic Double Helices in Semiconducting SnIP. Advanced Materials, 12.09. 2016. DOI:10.1002/adma.201603135
  5. 5. Stavrinidou E. et al. Electronic Plants. Science Advances, 20.11.2015, Vol.1, № 10. DOI:10.1126/sciadv.1501136
  6. 6. Zhang J., Sheng L., Liu J. Synthetically Chemical-electrical Mechanism for Controlling Large Scale Reversible Deformation of Liquid Metal Objects. Nature. Scientific Reports, 8.08.2014. DOI:10.1038/srep07116
  7. 7. Tabatabai A. et al. Liquid-Phase Gallium–Indium Alloy Electronics with Microcontact Printing. Langmuir, 2013, 29 (20), pp 6194–6200.
Аннотация:
В статье говорится о вкладе ученых в создание новых материалов с заранее запрограммированными свойствами, использование которых приведет к дальнейшему развитию электроники. Приводятся примеры недавних достижений в этой области.
Заголовок:

Формирование навыков смыслового чтения при решении ситуационных задач

Спиоск литературы:
  1. 1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. – СПб.: КАРО, 2008.
  2. 2. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  3. 3. Комаров С. М. Карбонат-секвестратор // Химия и жизнь – XXI век. – 2014. - № 10.
  4. 4. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Global_Carbon_Emission_by_Type_to_Y2004_ru.png
  5. 5. Кузнецова Н. Е., Гара Н. Н. Химия: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  6. 6. Ахметов М. А. Химия: 10 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана Граф, 2012.
  7. 7. Титова И. М. Химия и искусство: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  8. 8. Леенсон И. А. Химия в технологиях индустриального общества. – Долгопрудный: Издательский дом «Интеллект», 2011.
  9. 9. Викторова Л. Из чего сделана биобутылка для воды BonAqua? // Химия и жизнь – XXI век. – 2015. № 4.
Аннотация:
В статье представлены примеры ситуационных задач на основе учебных и научно-популярных текстов. Показаны возможности ситуационных задач как формы работы с текстом, направленной на формирование навыков смыслового чтения.
Заголовок:

Об организации самостоятельной работы с учебником

Спиоск литературы:
  1. Радецкий А. М. Химический тренажёр: задания для организации самостоятельной работы учащихся 8-9 и 10-11 кл.: пособие для учителя: - М.: Просвещение, 2007.
Аннотация:
В статье рассматриваются формы и методы самостоятельной работы учащихся с учебными книгами на уроках химии. Даны примеры заданий к такой форме работы учащихся.
Заголовок:

Формирование понятия о направленности химических связей при изучении углеводородов

Спиоск литературы:
  1. Жильцов С. Ф., Дружкова О. Н., Опарина С. А. К изучению раздела «Углеводороды» // Химия в школе. – 2016. - № 8. – С. 26-29.
Аннотация:
Статья ориентирует на непосредственное участие школьников в формировании у них осмысленного понятия о направленности химических связей и пространственном строении органических соединений при изучении темы «Углеводороды» в школьном курсе химии.
Заголовок:

Нестандартные решения стандартных задач

Аннотация:
Обучение учеников различным способам решения традиционных, стандартных задач активизирует познавательную деятельность, способствует актуализации и систематизации предметных знаний.
Заголовок:

Региональная ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт работы, проблемы, перспективы

Спиоск литературы:
  1. 1. Sobolev A. Е., Isaev D. S. Organization of the professional community of chemistry teachers in the Russian Federation // 8th International Technology, Education and Development Conference (10-12 March, 2014; Valencia, Spain): Proceedings, 2014. – Pp. 2699-2706.
  2. 2. Соболев А. Е., Исаев Д. С. От инициативной группы учителей – к профессиональному сообществу педагогов (из опыта работы Ассоциации учителей и преподавателей химии Тверской области) // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научн. тр. 63-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием (14-16 апреля 2016 г., Санкт-Петербург). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – С. 28-32.
  3. 3. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Организация системы внеурочной работы по химии в соответствии с ФГОС: опыт Тверского региона // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научн. тр. 63-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием (14-16 апреля 2016 г., Санкт-Петербург). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – С. 20-27.
  4. 4. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Некоторые итоги работы Тверского регионального отделения Ассоциации учителей и преподавателей химии России за 2012-2016 гг. // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: Сб. научн. ст. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2016. – С. 133-136.
  5. 5. Isaev D. S., Sobolev A. Е. Educational project “Khimonya” as one of the components of the regional system of extracurricular work in chemistry // 8th International Conference on Education and New Learning Technologies EDULEARN16 (4-6 July, 2016; Barcelona, Spain): Proceedings, 2016. – Pp. 2284-2289.
  6. 6. Sobolev A. Е., Isaev D. S. The establishment and the implementation of the system for management of professional growth of educational specialists within the framework of the Association of chemistry teachers // 8th International Conference on Education and New Learning Technologies EDULEARN16 (4-6 July, 2016; Barcelona, Spain): Proceedings, 2016. – Pp. 3361-3369.
Аннотация:
В данной статье на примере деятельности Ассоциации учителей и преподавателей химии Тверской области демонстрируются возможности регионального профессионального сообщества учителей-предметников по решению важнейших вопросов, стоящих перед современной школой (профессиональный рост учителя в рамках его методической работы в межшкольном профессиональном объединении педагогов, организация внеурочной деятельности школьников по химии в соответствии с требованиями ФГОС).
Заголовок:

Элемент № … «единственный и самый»

Аннотация:
В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от золота до радия.
Заголовок:

Практическое занятие по теме «Растворы»

Аннотация:
Предложена методическая разработка для проведения занятия при изучении темы «Растворение. Растворы» (8 класс). Занятие включает исследовательский химический эксперимент, выполняемый учащимися.
Заголовок:

Химические законы, принципы, правила: экспериментальное подтверждение

Аннотация:
В статье предложены практические работы для экспериментального подтверждения некоторых химических законов в рамках элективного курса «Общая химия: законы, принципы, правила».
Заголовок:

Гордость русской науки

Аннотация:
В статье предлагается сценарий театрализованной постановки, посвящённой жизни и деятельности М. В. Ломоносова.
Заголовок:

Вдохновлённый Крымом: первые уроки педагогического мастерства Д. И. Менделеева

Спиоск литературы:
  1. 1. Балезин С.А., Бесков С.Д. Выдающиеся русские учёные химики. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1953. – 216 с.
  2. 2. Ена В.Г., Ена Ал.В., Ена Ан.В. Открыватели земли Крымской. Симферополь: Бизнес-Информ, 2007. – 520 с.
  3. 3. Климович Т. М., Трифонов Д. Н. О пребывании Д. И. Менделеева в Симферополе. // Вопросы истории естествознания и техники. - № 3. - 1984. - С.15-17.
  4. 4. Макареня А.А., Рысс Ю.В. Менделеев Д.И. М.: Просвещение, 1983. – 112 с.
  5. 5. Маркевич А.И. Таврическая губерния во время Крымской войны // ИТУАК. – 1905.- № 37. - С. 56-57, 65-66.
  6. 6. Младенцев М.Н., В.Е. Тищенко. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность. М.: Академия наук СССР, 1938. – 268 с.
  7. 7. Наумова Ю.А. Ранение, болезнь и смерть: русская медицинская служба в Крымскую войну 1853-1856 гг. М.: REGNUM, 2010. – 320 с.
  8. 8. Сухоруков В.Н. Крым в лицах и биографиях. Симферополь: Атлас-Компакт, 2008. – 462 с.
  9. 9. Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. М.: Академия наук СССР, 1950. – 652 с.
  10. 10. Писаржевский О.Н. Дмитрий Иванович Менделеев. М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ, 1949. – 475 с.
  11. 11. Пупкова Н. Симферопольский Менделеев. // Газета «Крымская правда», 04 февраля 2009, Среда №17.
  12. 12. Фигуровский Н.А. История химии. М.: Просвещение, 1979. – 311 с.
  13. 13. Фонд 104. Опись 1. Дело № 1389, лист 1, лист 1 об. ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым».
  14. 14. Фонд 104. Опись 1. Дело № 1389, лист 1 об. ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым».
  15. 15. Широков В.А., Широков О.В. Улицы рассказывают. Симферополь: Таврия, 1983. – 208 с.
Аннотация:
В статье представлены исторические материалы, посвящённые педагогической деятельности Д. И. Менделеева в г. Симферополе в период Крымской войны (1854-1856 гг.). Данная информация будет полезна учителям химии для подготовки к внеурочной деятельности, а также для разработки межпредметных кейсовых заданий.
Title:

What the future beholds

Summary:
The author speculates on the reasons of a low level of prior chemical knowledge shown by the school graduates who enter technical and pedagogical universities. Organizational and methodical problems facing the education system in our country are discussed.
Title:

New advanced materials for electronics

Summary:
The article deals with the contribution of scientists into design of new materials with pre-defined properties that could lead to further advances in electronics. Several examples of the recent breakthroughs in this field are given.
Title:

Developing skills of conceptual reading in solving of situational problems

Summary:
Examples of situational problems on the basis of educational and popular scientific texts are presented. The authors demonstrate that situational tasks can be used as effective tools for forming skills of conceptual reading.
Title:

Organization of students’ independent work with text books

Summary:
Forms and methods of student’ independent work with text books in a chemistry class are discussed. Examples of tasks for students are suggested.
Title:

Forming the concept of directed valences in studying hydrocarbons

Summary:
The author suggests the ways to help students understand the concept of directed valences and steric structure of organic compounds in studying the theme «Hydrocarbons» in the school course of chemistry.
Title:

Non-standard solutions of standard problems

Summary:
Teaching various methods of traditional solutions, standard problems activates the cognitive activity, promotes updating and systematization of subject knowledge in students.
Title:

Regional branch of the Association of chemistry teachers and lecturers of Russia: experience, problems, prospects

Summary:
In this article, the possibilities of a regional professional community of subject teachers to address critical issues facing modern school are demonstrated on the example of the Association of chemistry teachers and lecturers of the Tver region. The most important of these issues are teachers’ professional development in the framework of their methodical work at the interschool pedagogical associations as well as the organization of extracurricular activities of students in chemistry in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard.
Title:

Element № …“the only one and the most”

Summary:
The article presents data on the properties and other characteristics of the chemical elements from gold to radium.
Title:

Practical class for the theme «Solutions»

Summary:
The scenario of a practical class for the theme «Dissolution. Solutions» (8th grade) is suggested. It includes a research chemical experiment carried out by students.
Title:

Chemical laws, principles, rules: experimental proofs

Summary:
Practical classes for experimental confirmation of several chemical laws included into the elective course «General chemistry: laws, principles, rules» are presented.
Title:

The pride of Russian science

Summary:
The script of a theatrical performance dedicated to the life and work of M. V. Lomonosov is presented.
Title:

Inspired by the Crimea: the first lessons of D. I. Mendeleev’s pedagogical skills

Summary:
The historical material dedicated to D. I. Mendeleev’s teaching activities in Simferopol during the Crimean War (1854-1856) is presented. The information given will be useful for teachers of chemistry in preparation for extracurricular activities, as well as for the development of interdisciplinary case tasks.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.