Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2016 № 8

Русская версия
English version
Заголовок:

Неформальное образование: помощь учителю в мире постоянных изменений

Спиоск литературы:
  1. 1. Атлас новых профессий. - М.: Агентство стратегических инициатив. Сколково, 2015.
  2. 2. Стародубцев В. А., Шепель О. М., Кисилева А. А. Синергетические аспекты современного образовательного процесса // Образование и наука. – 2012 - № 1. - С. 115-126.
  3. 3. Ройтблат О. В., Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации // Человек и образование. - 2011. - № 4. - С. 59-64.
  4. 4. Ройтблат О. В. Неформальное образование педагогических работников: вчера, сегодня, завтра. - Тюмень: ТОГИРРО, 2014.
  5. 5. Грендстафф М. Неформальное образование как концепция // Вопросы образования. - 1982. - № 1-2. - С. 155-158.
Аннотация:
Формальное образование, в том числе высшее педагогическое, отстаёт от изменений в обществе, поэтому всё большее значение будет иметь неформальное образование. Неформальное образование в дополнительном профессиональном образовании можно рассматривать как один из вариантов подготовки, переподготовки и повышения квалификации современного учителя, позволяющих учитывать реалии системных изменений.
Заголовок:

Оценивание УУД адаптивно-инновационными методами

Спиоск литературы:
  1. 1. Ахметов М. А. Как организовать познавательную деятельность учащихся, или Семь правил успешного обучения // Химия в школе. – 2012. – № 9. – С. 10–14.
  2. 2. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999.
  3. 3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  4. 4. Лёхина И. В., Петрова Ф. Н. Краткий словарь иностранных слов. – М.: Изд-во Иностранных и Национальных словарей, 1951.
  5. 5. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001.
  6. 6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.
  7. 7. Казарова О. А. Система адаптивно-инновационных педагогических технологий в вузе и школе: Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014.
  8. 8. Сластёнин В. А. и др. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 2000.
Аннотация:
В статье рассмотрены адаптивно-инновационные методы оценивания универсальных учебных действий: игры, выполняющие мотивационную, развивающую и диагностическую функции.
Заголовок:

Анализ результатов экзамена: проблемы, выводы и рекомендации

Аннотация:
Анализ итогов ОГЭ по химии в Москве позволяет выделить типичные ошибки в выполнении заданий с развёрнутым ответом и сформулировать рекомендации учителям химии.
Заголовок:

К вопросу о качестве подготовки выпускников

Спиоск литературы:
  1. 1. Постернак А. Переходим на кнопочное мышление? Единый мир: Интернет-газета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kabmir.com/novosti/perehodim_na_knopochnoe_myshlenie.html
  2. 2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году Единого государственного экзамена по химии. – М.: ФИПИ, 2016.
  3. 3. Задания для подготовки к ЕГЭ по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ege.yandex.ru/chemistry/question/
Аннотация:
На примере Калужской области в статье представлены результаты освоения образовательной программы основного общего образования по химии по итогам ЕГЭ за последние 5 лет. Раскрываются типичные ошибки учащихся, допущенные ими при выполнении отдельных заданий. Рассматривается структура экзаменационных заданий и возможные причины затруднений при их выполнении школьниками.
Заголовок:

К изучению раздела «Углеводороды»

Спиоск литературы:
  1. Коптяева О. А., Дружкова О. Н., Жильцов С. Ф. О применении понятия степени окисления в курсе органической химии // Химия в школе. – 2007. – № 3. – С. 37-39.
Аннотация:
Статья посвящена проектированию инновационной технологии к изучению темы «Углеводороды» в школьном курсе химии. Ее реализация в учебном процессе стимулирует познавательную деятельность обучающихся по прогнозированию многообразия типов углеводородов и выявлению их состава.
Заголовок:

Свойства нитрит- и нитрат-ионов в водных растворах

Спиоск литературы:
  1. www.ru|ximiya|kachestvennay|analiz
Аннотация:
С целью обоснования технологии обезвреживания и аналитического определения нитрит- и нитрат-ионов представлены их основные окислительно-восстановительных реакции в водных растворах.
Заголовок:

Электронные дидактические материалы: методика разработки и использования

Спиоск литературы:
  1. 1. Аршанский Е. Я., Романовец Г. С., Мякинник Т. Н. Настольная книга учителя химии: учебно-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений с бел. и рус. яз. обучения / Под ред. Е. Я. Аршанского. – Минск: Сэр-Вит, 2010.
  2. 2. Пак М. С., Бондаренко Д. К. Дидактический материал в обучении химии: научно-метод. пособие. – СПб.: Изд-во Осипова, 2013.
  3. 3. Белохвостов А. А. Система методической подготовки будущего учителя химии к использованию информационно-коммуникационных технологий // Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2014.
Аннотация:
Статья содержит конкретные методические рекомендации по созданию электронных дидактических материалов по химии на основе использования web-сервиса LearningApps.org. Приводятся рекомендации по работе с приложениями, составляющими электронный контент данного ресурса.
Заголовок:

К вопросу о совершенствовании процесса преподавания химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Оманов Х. Т. Философско-методологические проблемы современной химии и их отражение в содержании непрерывного химического образования // Узлуксиз таълим. - 2012. – № 1. - С. 47-50.
  2. 2. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэнде М. Фейнмановские лекции по физике. –М., 1967. – С. 23.
  3. 3. Поульсен С. Введение в современную методику преподавания / Пер. с датск. яз. - Бишкек: Кесип, 2007.
Аннотация:
В этой статье излагаются методологические проблемы современной химии, показаны глобальные задачи, на которые «простирает руки» химия, вопросы, которые должны отражаться в содержании курсов химии в системе непрерывного образования, требования к знаниям и умениям каждого курса, задачи, стоящие перед обучающим и обучаемым.
Заголовок:

Как активизировать познавательный интерес учащихся

Спиоск литературы:
  1. 1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006.
  2. 2. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М: Просвещение, 2004.
  3. 3. Эскендаров А. А., Казиева Л. А., Хидиров Ш. Ш. О способах активизации познавательного интереса // Химия в школе. – 2007. – № 1. – С. 43-46.
  4. 4. Эскендаров А. А., Хидиров Ш. Ш. Кроссворды с использованием расчётных задач // Химия в школе. – 2005. – № 9. – С. 60-62.
  5. 5. Эскендаров А. А., Казиева Л. А., Хидиров Ш. Ш. Актуализация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр // Начальная школа. – 2007. – № 1. – С. 46-48.
  6. 6. Эскендаров А. А. Феномен сканворда // Химия в школе. – 2008. – № 8. – С. 48-49.
  7. 7. http://rebuses.ru/ – Теория возникновения ребусов, типология ребусов, примеры ребусов.
Аннотация:
В данной статье говорится о занимательности как средстве активизации познавательного интереса учащихся старшего звена. Одними из средств повышения занимательности предметных знаний являются такие дидактические настольные игры, как кроссворд и ребус.
Заголовок:

Что надо знать о химических формулах

Аннотация:
Авторы предлагают обзорные сведения о химических формулах. Рассмотрены типы химических формул, приведены соответствующие примеры, указаны их особенности и отличительные черты, а также описаны различные случаи их применения.
Заголовок:

О проблемно-развивающем обучении

Спиоск литературы:
  1. 1. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии. ‒ М.: Школа-Пресс, 1998.
  2. 2. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. – М.: Владос, 2000.
  3. 3. Малафеев Р. И. Проблемное обучение физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1980.
  4. 4. Общая методика обучения химии / Под ред. Л. А. Цветкова. – М.: Просвещение, 1981.
  5. 5. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982.
  6. 6. Зайцев О. С. Пути формирования творческого химического мышления // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. - 1983. - № 5.
  7. 7. Зайцев О. С. Познавательные задачи по общей химии. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
  8. 8. Матюшкин А. М. Теоретические вопросы проблемного обучения: Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987.
Аннотация:
В статье показаны возможности применения авторской методики проблемно-развивающего обучения химии в средней школе. Данная методика опирается на разработанную автором систему новых проблемных опытов. Всего в этой системе их более ста. Проблемные опыты в сочетании с применением усовершенствованной методики проблемно-развивающего обучения химии включены в общую систему развивающего обучения химии в средней школе.
Заголовок:

Роль химического эксперимента при подготовке к ЕГЭ

Спиоск литературы:
  1. 1. Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Сажнева Т. В., Февралева В. А. Химия. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ-2012. Задания высокого уровня сложности (С1 - С5): Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
  2. 2. Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии. - М.: Мнемозина, 2006. - С. 8.
Аннотация:
Данная статья посвящена роли химического эксперимента при подготовке учащихся к ЕГЭ по химии. Предложена методика подготовки учащихся, в соответствии с которой они сами проделывают химический эксперимент и только потом приступают к выполнению заданий ЕГЭ.
Заголовок:

Время собирать камни...

Спиоск литературы:
  1. 1. Ipatiew W. Ueber pirogenetische Reactionen organischer Substanzen // Berichte der Deut-schen chemischen Gesellschaft. - 1901. - Т. 34. - С. 596-600; Pirogenetische Contactreactionen organischer Verbidungen // Berichte der Deutschen chemischen Gesellschaft. - 1901. - Т. 34. - С. 3579-3589.
  2. 2. Ипатьев В. Н. Пирогенетические реакции с органическими веществами (предварительное сообщение) // ЖРФХО. - 1901. - Т. XXXIII. - С. 143-149.
  3. 3. Ипатьев В. Н. Пирогенетические контактные реакции с органическими веществами // ЖРФХО. - 1901. - Т. XXXIII. - С. 632-643.
  4. 4. Ипатьев В. Н. Каталитические реакции при высоких температурах и под давлением. (Курс лекций, читанных в Чикагском университете в 1932 г.) / Пер. с англ. И. Е. Хародчинской. - Вып. 1 (лекции 1-14). - Л., 1934.
  5. 5. Академик В. Н. Ипатьев. Воспоминания. Кн. 1. / Сост. К. Д. Кальнер. - М.: Калвис, 2011.
  6. 6. Ипатьев В. Н. Каталитические реакции при высоких температурах и давлениях. 1900-1933. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936.
  7. 7. Телешов С. В. «Забытая» именная реакция / International scientific practical conference proceedings 28 March 2013. - Каунас, 2013. - С. 50-53.
  8. 8. Алексеев В. В., Солод О. В., Телешов С. В. «Забытая» реакция неизвестного химика / Сборник научных статей Международной научно-методической конференции 13-14 ноября 2014 г. - Брест: Изд-во БрГТУ, 2014. - С. 11-14.
  9. 9. К 35-летию научной деятельности академика В. Н. Ипатьева. - Л.: Науч. хим.-тех. изд-во, 1929.
  10. 10. Northwestern University Archives. Deering Library, Room 110. 1970. Campus Dr. Evanston, IL, 60208-2300. URL: http://www.library.northwestern.edu/archives
Аннотация:
Вниманию читателя предлагается материал, касающийся расцвета научной деятельности великого химика В. Н. Ипатьева. Он изобрёл гетерогенный катализ при высокой температуре и под высоким давлением. В 2017 г. мировое сообщество химиков отметит его 150-летний юбилей. Для подрастающего поколения важны и нравственные уроки В. Н. Ипатьева.
Заголовок:

Тихая викторина

Спиоск литературы:
  1. Андросова В. Г., В. А. Карпов, И. И. Климов и др. Внеклассная работа по химии в сельской школе. – М.:-Просвещение, 1983.
  2. Бакланова Л. В. Химический калейдоскоп // Химия в школе. – 2012. - № 10. -С. 63-67.
  3. Бударина В. А. Познавательная викторина «Отгадай химический элемент» // Химия в школе. – 2001. - № 6. - С. 81-84.
  4. Кабардина Е. А., Змановская Г. И Городская интеллектуальная игра «Химия и жизнь» // Химия в школе. – 2014. - № 8. - С. 56-59.
  5. Маликова Т. А. Викторина «Химия и быт» // Химия в школе. – 1988. - № 2. - С. 65-66.
Аннотация:
В данной статье даётся обоснование необходимости проведения внеклассного мероприятия. Приводится полный сценарий мероприятия. Указана специфика организации данной викторины.
Title:

Informal education helping teachers in a world of continuous changes

Summary:
Formal education, including pedagogical education, can’t catch up with continuing changes in our society therefore informal education becomes more and more important. Informal education in additional professional education can be considered as one of the options of preparation, retraining and professional development of a modern teacher making it possible to consider the realities of system changes.
Title:

Adaptive-innovative methods for evaluating universal learning abilities

Summary:
The article deals with the adaptive-innovative methods for evaluating universal learning abilities, games with motivational, developmental and diagnostic functions.
Title:

Analysis of examination results: problems, conclusions and recommendations

Summary:
Analysis of the results of the Basic State Examination in Chemistry in Moscow permits to identify common errors in the performance of tasks with detailed answer and give recommendations to chemistry teachers.
Title:

On the problem of quality of graduates’ training

Summary:
The article presents the results of mastering the educational program of the basic General education in chemistry according to the examination results for the Kaluga region over the previous 5 years. Typical students’ errors in the performance of individual tasks are analyzed. The structure of the examination tasks and possible reasons of students’ difficulties are described.
Title:

On studying Hydrocarbons

Summary:
The article is dedicated to the innovative technology design of studing of «Carbon Hydrides» theme in the school course of chemistry. Its realization in educational process stimulates cognitive activity of pupils to predict a variety of carbon hydrides types and to reveal their composition.
Title:

Properties of nitrite - and nitrate ions in water solutions

Summary:
In order to study the technology of disposal and analytical determination of nitrite and nitrate ions, their basic redox reactions in aqueous solutions are presented.
Title:

Technique of developing and using electronic didactic materials

Summary:
This article contains the specific methodical recommendations for the creation of electronic teaching materials in chemistry with the use of the web-service LearningApps.org. You will also find some recommendations on working with applications to the electronic content of this resource.
Title:

On improving the process of teaching chemistry

Summary:
The author analyses methodological problems of modern chemistry, shows the global challenges concerned with chemistry and issues that should be reflected in the content of chemistry courses in continuing education as well as knowledge and skills requirements of each course. Problems in teaching and learning chemistry and their solutions are discussed.
Title:

How to increase students’ cognitive interest

Summary:
The article deals with the use of crossword puzzles and rebuses as tools for increasing cognitive of senior students.
Title:

What should students know about chemical formulas

Summary:
Тhe authors offer an overview of chemical formulas. The types of chemical formulas with examples are considered, their distinctive features are discussed, and various cases of their application are described.
Title:

On problem-based teaching chemistry

Summary:
The possibilities of application of an author’s technique of problem-based teaching of chemistry at high school are shown in this paper. The given technique is based on the system of new problem experiments developed by the author. The total number of problem-based experiments in this system is more than 100. Problem-based experiments in combination with an advanced technique of task-oriented teaching of chemistry are included in the general system of developing teaching chemistry at high school.
Title:

Role of a chemical experiment in training for the USE

Summary:
The article focuses on the role of the chemical experiment in preparing students for the exam in chemistry. The author proposes a method of training, according to which the students carry out chemistry experiments before doing the examination tasks.
Title:

Time to gather stones

Summary:
The material concerning the climax of scientific activity of the great chemist Vladimir Ipatiev is given. He invented heterogeneous catalysis at high temperature and under high pressure. In 2017 the world community of chemists will celebrate Ipatiev’s 150th anniversary.
Title:

Silent quiz

Summary:
The scenario of the extracurricular activity is given. Features of the organization of this quiz are specified.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.