Заголовок:
Задания ЕГЭ с развёрнутым ответом: о праве выбора способа решения
Список литературы:
- 1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году Единого государственного экзамена по химии. Москва, 2016. - Режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения 14.02.2016).
- 2. Каверина А. А., Снастина М. Г. Химия. Методические рекомендации по оцени-ванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Москва, 2016. - Режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf (дата обращения 14.02.2016).
Аннотация:
В статье на примере расчётных задач показано, что используемая на Едином государственном экзамене система оценивания заданий с развёрнутым ответом фактически позволяет оценить как правильное только стандартное решение, предложенное разработчиками. Автор считает необходимым изменить критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом и в качестве примера предлагает для расчётных задач свой вариант.
Ключевые слова:
Единый государственный экзамен, задания с развёрнутым ответом, расчётные задачи, определение молекулярной формулы вещества, критерии оценивания выполнения заданий.
Заголовок:
«Перевёрнутое обучение»: размышления в ходе эксперимента
Список литературы:
- 1. Программы средней общеобразовательной школы. Химия. - М.: Просвещение, 1988.
- 2. Смешанное обучение. Новая парадигма образования. Форум в сетевом педагогическом сообществе «Образовательная Галактика InteL». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=6123 (дата обращения: 01.02.2016).
- 3. Латыпова Е. Смешанное обучение в современной школе. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=mxfMvFDrYUY (дата обращения: 01.02.2016).
- 4. Нечитайлова Е. В. Смешанное обучение как технология формирования образовательной среды школы будущего / Региональная школа управления: Научно-методический журнал Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ростов-на-Дону, 2013, № 6 - С. 44-50.
- 5. Нечитайлова Е. В. Смешанное обучение как основа формирования единой образовательной среды // Химия в школе. – 2014. - № 9. – С. 22-28.
- 6. Staker Н., Horn M. B. Classifying K-12 blended learning. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.innosightinstitute.org/innosight/wp-content/uploads/2012/05/Classifying-K-12-blended-learning2.pdf – (дата обращения: 01.02.2016).
- 7. Перевёрнутый класс: отличия от обычного урока, преимущества и сложности реализации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mob-edu.ru/#!Перевёрнутый-класс-отличия-от-обычного-урока-преимущества-и-сложности-реализации/cx4g/562f9a250cf27ade992e124e (дата обращения: 01.02.2016).
- 8. Перевёрнутый класс. Химия. 10 класс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sites.google.com/site/chemistryflipped. – (дата обращения: 01.02.2016).
- 9. Сахар: как это делается. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=llr1foG5BZc&feature=youtu.be (дата обращения: 01.02.2016).
- 10. Идентификация органических веществ. [Электронный ресурс]: Виртуальная образовательная лаборатория. - Режим доступа: http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=291:2009-11-14-22-37-18&catid=57:2009-11-14-21-25-00&Itemid=108 (дата обращения: 01.02.2016).
- 11. Органическая химия. Электронный учебник. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://orgchem.ru/ (дата обращения: 01.02.2016).
- 12. Учебные фильмы. Органическая химия. 97 видео. Канал «Наука и техника». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PL_QCOTUIndSE0uOhFHg4wgxp988m7g-9J (дата обращения: 01.02.2016).
- 13. Органическая химия. KhanAcademyRussian. 150 видео. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PLxGo9dxQkqWA3pLlOMx_ZVAOcSC5c-yTD (дата обращения: 01.02.2016).
- 14. Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ. Лекции 1, 2. [Электронный ресурс]: Больше, чем урок. - Режим доступа: http://academy.mosmetod.ru/khimiya/itemlist/user/741-галиналексеймихайлович (дата обращения: 01.02.2016).
- 15. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Каталог ресурсов: химия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=18&class=&learning_character=&accessibility_restriction= (дата обращения: 01.02.2016).
- 16. Понятие пептидов. Их строение и свойства. Белки как компонент пищи. [Электронный ресурс]: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru/card/7357/ponyatie-peptidov-ih-stroenie-i-svoystva-belki-kak-komponent-pishchi.html (дата обращения: 01.02.2016).
Аннотация:
В статье рассматривается инновационный подход к организации образовательного процесса на основе технологии «перевернутого обучения». Обобщается опыт преподавания курса органической химии в гимназии №9 г. Воронеж (программа О.С.Габриеляна, 10 класс) на основе описываемой технологии, акцентируется внимание на специфике и преимуществах реализации модели «перевернутое обучение», ее ресурсном и методическом обеспечении.
Ключевые слова:
смешанное обучение, «перевёрнутое обучение», «перевёрнутый класс», ИКТ в образовании, органическая химия, 10 класс, педагогический эксперимент.
Заголовок:
Обобщающее повторение: химия на защите Родины
Аннотация:
Предложена разработка урока по теме «Первоначальные химические понятия». Это урок вторичного закрепления усвоенных знаний и выработки умений по их применению. В ходе «посещения» виртуального музея «Химия на защите Родины» учащиеся выполняют предложенные учителем задания.
Ключевые слова:
урок обобщающего повторения, первоначальные химические понятия, Великая Отечественная война, химия на защите Родины.
Заголовок:
Урок по теме «Сера как химический элемент и простое вещество»
Аннотация:
Методическая разработка по теме «Сера как химический элемент и простое вещество» представляет собой авторский урок – исследование.
Ключевые слова:
простое вещество, химический элемент, флотация, аллотропные модификации.
Заголовок:
Quest-технология в организации олимпиады для групп учащихся
Список литературы:
- 1. Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. – № 6. – С. 6–12.
- 2. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО / под ред. Т. С. Назаровой. – М.; СПб.: Нестор-История, 2012.
- 3. Оржековский П. А. Система методов обучения, ориентированных на выполнение требований ФГОС // Химия в школе. – 2015. – № 1. – С. 11–18.
- 4. Шепелев М. В. Из опыта реализации проекта «Семейная химия» // Химия в школе. – 2015. – № 6. – С. 17–21.
- 5. Шепелев М. В. Об использовании quest-технологии для формирования познавательной активности младших школьников (на примере изучения химии) // Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии: материалы VI Всероссийской научно-методической конференции. – Иваново: Изд-во ИГХТУ, 2015. – С. 122–125.
- 6. Ахметов М. А. Как организовать познавательную деятельность учащихся, или Семь правил успешного обучения // Химия в школе. – 2012. – № 9. – С. 10–14.
- 7. Шепелев М. В. Работа с одарёнными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии: организационно-педагогическая модель подготовки к химическим олимпиадам // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 3. – № 3. – С. 240–244.
Аннотация:
В статье рассмотрено применение авторской quest-технологии (технологии поиска) для организации олимпиады по химии для групп учащихся младшего школьного возраста и их родителей на примере реализации проекта «Семейная химия». Показано, что использование групповой формы работы в решении олимпиадных заданий на пропедевтическом этапе изучения химии носит ярко выраженный соревновательный характер, уровень которого значительно выше, чем при индивидуальном участии в олимпиаде. Сочетание практического и теоретического материала заданий усиливает мотивационную составляющую участия школьников в олимпиаде.
Ключевые слова:
Quest-технология, олимпиадные задания, пропедевтика химии, проект «Семейная химия».
Заголовок:
Формирование знаний о здоровье в старшей школе
Список литературы:
- 1. Андреева И. Г. Человек и его здоровье в содержании образования // Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 25-33.
- 2. Добротин Д. Ю. К методике изучения проблем здоровья и здорового образа жизни // Химия в школе. – 2013. - № 6. - С. 15-21.
- 3. Добротин Д. Ю. Обсуждение проблем наркомании на уроках химии // Химия в школе. - 2002. - № 2. - С. 53-57; № 3. - С. 40-45; №4. - С. 42-45.
- 4. Тарьянова О. А. Программа предпрофильного курса по химии: Научные основы здоровья. Электронный ресурс. Режим доступа: http://school.slovarik.org/himiya-3/data-id6964
- 5. Бочарова С. В. Химия в повседневной жизни. 10-11 классы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- 6. Артеменко А. И. Органическая химия и человек. – М.: Просвещение, 2000.
- 7. Каверина А. А., Добротин Д. Ю. и др. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен-2014. Химия. Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2014.
- 8. Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: АРКТИ, 1999.
Аннотация:
В статье дано обоснование актуальности рассмотрения вопросов о здоровье и здоровьесбережении при изучении курса химии в старшей школе. Автором проанализированы нормативные документы, определяющие содержание химического образования в рамках заявленной проблемы, рассматриваются методические возможности формирования у учащихся знаний о здоровье и здоровьесбережении при изучении химии в 10-11 классах, а также приведены примеры заданий, направленных на проверку усвоения этих знаний.
Ключевые слова:
ФГОС, межпредметные связи, предметы естественнонаучного цикла, элементы содержания, образующие систему знаний о здоровье и здоровьесбережении, проектно-исследовательская деятельность, единый государственный экзамен, контекстно-ориентированные задания.
Заголовок:
Анализ опыта обучения химии в странах Юго-Восточной Азии
Список литературы:
- Шалашова М. М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода: Монография. – Арзамас: АГПИ, 2009.
- https://drive.google.com/folder/d/0B_F_uvDVS7sGfkVqR3VhRVgyYXg4OXk0VDR5QU1BZ3ZCSTJNS040ZkxOVi1jMUoyT3JXMjg/edit
Аннотация:
Успех школьников из стран Юго-Восточной Азии на различных международных олимпиадах по предметам естественнонаучного цикла, а также высокие результаты их тестирования по программам TIMSS и PISA вызывают необходимость изучения сложившейся в регионе системы естественнонаучного образования. Анализ состояния естественнонаучного образования в таких странах, как Китай, Южная Корея и Сингапур, позволяет сделать вывод об актуальности и целесообразности компетентностного подхода к обучению на всех этапах образовательного процесса. Для обеспечения компетентностного подхода к обучению должна быть разработана такая методическая система заданий и упражнений, которая позволила бы осуществлять целенаправленное формирование универсальных учебных действий у учащихся средней школы.
Ключевые слова:
Юго-Восточная Азия, универсальные учебные действия, компетентностный подход к обучению и контролю результатов обучения, обучающие и контролирующие задания.
Заголовок:
О дидактических требованиях к содержанию учебного предмета «Химия»
Список литературы:
- 1. Перминова Л. М. Учебный предмет как объект дидактического конструирования // Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 16-21.
- 2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). – М.:Просвещение, 1982.
- 3. Монахов В. М. Тенденции развития содержания общего среднего образования. // Советская педагогика. - 1990. - № 2.
- 4. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. - М.: Владос, 2000.
- 5. Оржековский П. А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при изучении химии. – М., 1997.
- 6. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. – М., 1983.
- 7. Зайцев О. С. Методика обучения химии. - М.: Владос, 1999.
- 8. Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы связанные с формированием содержания учебного материала и требования к ним. Авторами даются общие и предметные функции, которые необходимы при конструировании содержания по предмету химия. В работе приводятся примеры по использованию критерии отбора информаций, разработанные ведущими педагогами. Предложены рекомендации по формированию содержания школьного химического образования на основе дидактических единиц.
Ключевые слова:
теория содержания, дидактические требования, принципы отбора содержания, компоненты учения, конструирование школьного курса химии.
Заголовок:
Московское химическое общество для школьников и учителей химии
Список литературы:
- Павлов Н. Н., Богачёв Н .Н. Пути улучшения школьной подготовки // Химия в школе – 2013. - № 6. - С. 72-74.
Аннотация:
В статье перечислены наиболее интересные экскурсии и лекции для школьников и учителей химии, проведенные Московскими ВУЗами и научными институтами в соответствии с инновационной программой Московского химического общества им. Д.И.Менделеева по подготовке школьников по химии и экологии. Приведена тематика лекций, бесед и мастер-классов, вызвавших большой интерес у учащихся и учителей химии не только Москвы, но и других городов.
Ключевые слова:
МХО им Д И Менделеева, химия, экология, образование школьников.
Заголовок:
Элемент № … «единственный и самый»
Аннотация:
В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от цезия до платины, наиболее ярко отличающих их от всех других элементов.
Ключевые слова:
атом, элемент, цезий, барий, лютеций, гафний, тантал, вольфрам, рений, осмий, иридий, платина.
Заголовок:
Домашний эксперимент как приём активизации познавательной деятельности учащихся
Аннотация:
Авторами представлены рекомендации по проведению эксперимента в домашних условиях.
Ключевые слова:
учебный процесс, домашний эксперимент, школьник, опыт.
Заголовок:
Исследование химического состава яичной скорлупы
Список литературы:
- 1. Штеле А. Л. Рассказы о курином яйце. – М.: Колос, 1980.
- 2. Волков В. Н., Татарников О. М. Минеральное нерудное сырьё Псковской области. – Псков: ПГПУ, 2009.
- 3. Основы аналитической химии. Практическое руководство: Учебное пособие для вузов / Под ред. Ю. А. Золотова. – М.: Высшая школа, 2001.
Аннотация:
В качестве дополнительного источника кальция в народной медицине используют яичную скорлупу. Объёмными методами анализа в яичной скорлупе определено содержание: оксида углерода(IV) – 42,3%, оксида кальция – 52,4% (СаСО3 – 93,6%; Са – 37,4%) и оксида магния – 1,4% (МgСO3 – 2,9%; Мg – 0,84%). Водный раствор яичной скорлупы имеет слабощелочную реакцию (рН = 10,7).
Ключевые слова:
яичная скорлупа, карбонат кальция, объёмные методы анализа.
Заголовок:
Работы российских учёных в области термохимии органических соединений
Список литературы:
- 1. Бутлеров А. М. Введение к полному изучению органической химии. – Казань, 1864. – С. 131.
- 2. Гесс Г. И. Термохимические исследования. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. – С. 128.
- 3. Соловьёв Ю. И. Очерки по истории физической химии. – М.: Наука, 1964.
- 4. Соловьёв Ю. И., Старосельский П. И. Владимир Фёдорович Лугинин. – М.: Изд-во АН СССР, 1963.
- 5. Соловьёв Ю. И. История химии в России. – М.: Наука, 1985.
- 6. Соловьёв Ю. И., Старосельский П. И. Научная деятельность В. А. Свентославского в России / Очерки по истории химии. – М.: Изд-во АН СССР, 1963.
- 7. Соловьёв Ю. И., Каблуков М. И., Колесников Е. В. Иван Алексеевич Каблуков. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.
Аннотация:
Рассмотрена история развития в нашей стране в конце XIX – начале ХХ в. исследований термохимии процессов с участием органических соединений. Развитие этого направления термохимических исследований неразрывно связано с работами, проводившимися в термохимической лаборатории Московского университета, основанной В. Ф. Лугининым. Важную роль в становлении этой отрасли химических знаний сыграли работы В. Ф. Лугинина, В. А. Свентославского, И. А. Каблукова.
Ключевые слова:
физическая химия, органическая химия, термохимия, ВФ Лугинин, В А Свентославский, И А Каблуков.
Заголовок:
Интегрированная игра «Лучшие биохимики»
Аннотация:
Мероприятие направлено на формирование устойчивого интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, таким, как химия и биология, который может реализовываться не только через основные аудиторные занятия, но и через внеклассные мероприятия, кружки, игры. Такое внеклассное мероприятие, помимо учебных умений, активизирует познавательную деятельность обучающихся, систематизирует знания студентов по химии и биологии, доказывает практическую значимость химии и биологии, знание законов и закономерностей в жизни человека, воспитывает самостоятельность в приобретении новых знаний, расширяет кругозор, нестандартное мышление, эрудицию, что поможет в будущей профессии. В данной статье содержаться не только интересные задания, развивающие познавательный интерес, но и описания увлекательных опытов.
Ключевые слова:
внеклассное мероприятие, игра, конкурс, команда, опыт, биохимики.