Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2016 № 5

Русская версия
English version
Заголовок:

Задания ЕГЭ с развёрнутым ответом: о праве выбора способа решения

Список литературы:
  1. 1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году Единого государственного экзамена по химии. Москва, 2016. - Режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения 14.02.2016).
  2. 2. Каверина А. А., Снастина М. Г. Химия. Методические рекомендации по оцени-ванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Москва, 2016. - Режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf (дата обращения 14.02.2016).
Аннотация:
В статье на примере расчётных задач показано, что используемая на Едином государственном экзамене система оценивания заданий с развёрнутым ответом фактически позволяет оценить как правильное только стандартное решение, предложенное разработчиками. Автор считает необходимым изменить критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом и в качестве примера предлагает для расчётных задач свой вариант.
Заголовок:

«Перевёрнутое обучение»: размышления в ходе эксперимента

Список литературы:
  1. 1. Программы средней общеобразовательной школы. Химия. - М.: Просвещение, 1988.
  2. 2. Смешанное обучение. Новая парадигма образования. Форум в сетевом педагогическом сообществе «Образовательная Галактика InteL». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=6123 (дата обращения: 01.02.2016).
  3. 3. Латыпова Е. Смешанное обучение в современной школе. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=mxfMvFDrYUY (дата обращения: 01.02.2016).
  4. 4. Нечитайлова Е. В. Смешанное обучение как технология формирования образовательной среды школы будущего / Региональная школа управления: Научно-методический журнал Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ростов-на-Дону, 2013, № 6 - С. 44-50.
  5. 5. Нечитайлова Е. В. Смешанное обучение как основа формирования единой образовательной среды // Химия в школе. – 2014. - № 9. – С. 22-28.
  6. 6. Staker Н., Horn M. B. Classifying K-12 blended learning. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.innosightinstitute.org/innosight/wp-content/uploads/2012/05/Classifying-K-12-blended-learning2.pdf – (дата обращения: 01.02.2016).
  7. 7. Перевёрнутый класс: отличия от обычного урока, преимущества и сложности реализации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mob-edu.ru/#!Перевёрнутый-класс-отличия-от-обычного-урока-преимущества-и-сложности-реализации/cx4g/562f9a250cf27ade992e124e (дата обращения: 01.02.2016).
  8. 8. Перевёрнутый класс. Химия. 10 класс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sites.google.com/site/chemistryflipped. – (дата обращения: 01.02.2016).
  9. 9. Сахар: как это делается. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=llr1foG5BZc&feature=youtu.be (дата обращения: 01.02.2016).
  10. 10. Идентификация органических веществ. [Электронный ресурс]: Виртуальная образовательная лаборатория. - Режим доступа: http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=291:2009-11-14-22-37-18&catid=57:2009-11-14-21-25-00&Itemid=108 (дата обращения: 01.02.2016).
  11. 11. Органическая химия. Электронный учебник. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://orgchem.ru/ (дата обращения: 01.02.2016).
  12. 12. Учебные фильмы. Органическая химия. 97 видео. Канал «Наука и техника». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PL_QCOTUIndSE0uOhFHg4wgxp988m7g-9J (дата обращения: 01.02.2016).
  13. 13. Органическая химия. KhanAcademyRussian. 150 видео. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PLxGo9dxQkqWA3pLlOMx_ZVAOcSC5c-yTD (дата обращения: 01.02.2016).
  14. 14. Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ. Лекции 1, 2. [Электронный ресурс]: Больше, чем урок. - Режим доступа: http://academy.mosmetod.ru/khimiya/itemlist/user/741-галиналексеймихайлович (дата обращения: 01.02.2016).
  15. 15. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Каталог ресурсов: химия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=18&class=&learning_character=&accessibility_restriction= (дата обращения: 01.02.2016).
  16. 16. Понятие пептидов. Их строение и свойства. Белки как компонент пищи. [Электронный ресурс]: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru/card/7357/ponyatie-peptidov-ih-stroenie-i-svoystva-belki-kak-komponent-pishchi.html (дата обращения: 01.02.2016).
Аннотация:
В статье рассматривается инновационный подход к организации образовательного процесса на основе технологии «перевернутого обучения». Обобщается опыт преподавания курса органической химии в гимназии №9 г. Воронеж (программа О.С.Габриеляна, 10 класс) на основе описываемой технологии, акцентируется внимание на специфике и преимуществах реализации модели «перевернутое обучение», ее ресурсном и методическом обеспечении.
Заголовок:

Обобщающее повторение: химия на защите Родины

Аннотация:
Предложена разработка урока по теме «Первоначальные химические понятия». Это урок вторичного закрепления усвоенных знаний и выработки умений по их применению. В ходе «посещения» виртуального музея «Химия на защите Родины» учащиеся выполняют предложенные учителем задания.
Заголовок:

Урок по теме «Сера как химический элемент и простое вещество»

Аннотация:
Методическая разработка по теме «Сера как химический элемент и простое вещество» представляет собой авторский урок – исследование.
Заголовок:

Quest-технология в организации олимпиады для групп учащихся

Список литературы:
  1. 1. Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. – № 6. – С. 6–12.
  2. 2. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО / под ред. Т. С. Назаровой. – М.; СПб.: Нестор-История, 2012.
  3. 3. Оржековский П. А. Система методов обучения, ориентированных на выполнение требований ФГОС // Химия в школе. – 2015. – № 1. – С. 11–18.
  4. 4. Шепелев М. В. Из опыта реализации проекта «Семейная химия» // Химия в школе. – 2015. – № 6. – С. 17–21.
  5. 5. Шепелев М. В. Об использовании quest-технологии для формирования познавательной активности младших школьников (на примере изучения химии) // Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии: материалы VI Всероссийской научно-методической конференции. – Иваново: Изд-во ИГХТУ, 2015. – С. 122–125.
  6. 6. Ахметов М. А. Как организовать познавательную деятельность учащихся, или Семь правил успешного обучения // Химия в школе. – 2012. – № 9. – С. 10–14.
  7. 7. Шепелев М. В. Работа с одарёнными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии: организационно-педагогическая модель подготовки к химическим олимпиадам // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 3. – № 3. – С. 240–244.
Аннотация:
В статье рассмотрено применение авторской quest-технологии (технологии поиска) для организации олимпиады по химии для групп учащихся младшего школьного возраста и их родителей на примере реализации проекта «Семейная химия». Показано, что использование групповой формы работы в решении олимпиадных заданий на пропедевтическом этапе изучения химии носит ярко выраженный соревновательный характер, уровень которого значительно выше, чем при индивидуальном участии в олимпиаде. Сочетание практического и теоретического материала заданий усиливает мотивационную составляющую участия школьников в олимпиаде.
Заголовок:

Формирование знаний о здоровье в старшей школе

Список литературы:
  1. 1. Андреева И. Г. Человек и его здоровье в содержании образования // Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 25-33.
  2. 2. Добротин Д. Ю. К методике изучения проблем здоровья и здорового образа жизни // Химия в школе. – 2013. - № 6. - С. 15-21.
  3. 3. Добротин Д. Ю. Обсуждение проблем наркомании на уроках химии // Химия в школе. - 2002. - № 2. - С. 53-57; № 3. - С. 40-45; №4. - С. 42-45.
  4. 4. Тарьянова О. А. Программа предпрофильного курса по химии: Научные основы здоровья. Электронный ресурс. Режим доступа: http://school.slovarik.org/himiya-3/data-id6964
  5. 5. Бочарова С. В. Химия в повседневной жизни. 10-11 классы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  6. 6. Артеменко А. И. Органическая химия и человек. – М.: Просвещение, 2000.
  7. 7. Каверина А. А., Добротин Д. Ю. и др. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен-2014. Химия. Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2014.
  8. 8. Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: АРКТИ, 1999.
Аннотация:
В статье дано обоснование актуальности рассмотрения вопросов о здоровье и здоровьесбережении при изучении курса химии в старшей школе. Автором проанализированы нормативные документы, определяющие содержание химического образования в рамках заявленной проблемы, рассматриваются методические возможности формирования у учащихся знаний о здоровье и здоровьесбережении при изучении химии в 10-11 классах, а также приведены примеры заданий, направленных на проверку усвоения этих знаний.
Заголовок:

Анализ опыта обучения химии в странах Юго-Восточной Азии

Список литературы:
  1. Шалашова М. М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода: Монография. – Арзамас: АГПИ, 2009.
  2. https://drive.google.com/folder/d/0B_F_uvDVS7sGfkVqR3VhRVgyYXg4OXk0VDR5QU1BZ3ZCSTJNS040ZkxOVi1jMUoyT3JXMjg/edit
Аннотация:
Успех школьников из стран Юго-Восточной Азии на различных международных олимпиадах по предметам естественнонаучного цикла, а также высокие результаты их тестирования по программам TIMSS и PISA вызывают необходимость изучения сложившейся в регионе системы естественнонаучного образования. Анализ состояния естественнонаучного образования в таких странах, как Китай, Южная Корея и Сингапур, позволяет сделать вывод об актуальности и целесообразности компетентностного подхода к обучению на всех этапах образовательного процесса. Для обеспечения компетентностного подхода к обучению должна быть разработана такая методическая система заданий и упражнений, которая позволила бы осуществлять целенаправленное формирование универсальных учебных действий у учащихся средней школы.
Заголовок:

О дидактических требованиях к содержанию учебного предмета «Химия»

Список литературы:
  1. 1. Перминова Л. М. Учебный предмет как объект дидактического конструирования // Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 16-21.
  2. 2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). – М.:Просвещение, 1982.
  3. 3. Монахов В. М. Тенденции развития содержания общего среднего образования. // Советская педагогика. - 1990. - № 2.
  4. 4. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. - М.: Владос, 2000.
  5. 5. Оржековский П. А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при изучении химии. – М., 1997.
  6. 6. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. – М., 1983.
  7. 7. Зайцев О. С. Методика обучения химии. - М.: Владос, 1999.
  8. 8. Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы связанные с формированием содержания учебного материала и требования к ним. Авторами даются общие и предметные функции, которые необходимы при конструировании содержания по предмету химия. В работе приводятся примеры по использованию критерии отбора информаций, разработанные ведущими педагогами. Предложены рекомендации по формированию содержания школьного химического образования на основе дидактических единиц.
Заголовок:

Московское химическое общество для школьников и учителей химии

Список литературы:
  1. Павлов Н. Н., Богачёв Н .Н. Пути улучшения школьной подготовки // Химия в школе – 2013. - № 6. - С. 72-74.
Аннотация:
В статье перечислены наиболее интересные экскурсии и лекции для школьников и учителей химии, проведенные Московскими ВУЗами и научными институтами в соответствии с инновационной программой Московского химического общества им. Д.И.Менделеева по подготовке школьников по химии и экологии. Приведена тематика лекций, бесед и мастер-классов, вызвавших большой интерес у учащихся и учителей химии не только Москвы, но и других городов.
Заголовок:

Элемент № … «единственный и самый»

Аннотация:
В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от цезия до платины, наиболее ярко отличающих их от всех других элементов.
Заголовок:

Домашний эксперимент как приём активизации познавательной деятельности учащихся

Аннотация:
Авторами представлены рекомендации по проведению эксперимента в домашних условиях.
Заголовок:

Исследование химического состава яичной скорлупы

Список литературы:
  1. 1. Штеле А. Л. Рассказы о курином яйце. – М.: Колос, 1980.
  2. 2. Волков В. Н., Татарников О. М. Минеральное нерудное сырьё Псковской области. – Псков: ПГПУ, 2009.
  3. 3. Основы аналитической химии. Практическое руководство: Учебное пособие для вузов / Под ред. Ю. А. Золотова. – М.: Высшая школа, 2001.
Аннотация:
В качестве дополнительного источника кальция в народной медицине используют яичную скорлупу. Объёмными методами анализа в яичной скорлупе определено содержание: оксида углерода(IV) – 42,3%, оксида кальция – 52,4% (СаСО3 – 93,6%; Са – 37,4%) и оксида магния – 1,4% (МgСO3 – 2,9%; Мg – 0,84%). Водный раствор яичной скорлупы имеет слабощелочную реакцию (рН = 10,7).
Заголовок:

Работы российских учёных в области термохимии органических соединений

Список литературы:
  1. 1. Бутлеров А. М. Введение к полному изучению органической химии. – Казань, 1864. – С. 131.
  2. 2. Гесс Г. И. Термохимические исследования. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. – С. 128.
  3. 3. Соловьёв Ю. И. Очерки по истории физической химии. – М.: Наука, 1964.
  4. 4. Соловьёв Ю. И., Старосельский П. И. Владимир Фёдорович Лугинин. – М.: Изд-во АН СССР, 1963.
  5. 5. Соловьёв Ю. И. История химии в России. – М.: Наука, 1985.
  6. 6. Соловьёв Ю. И., Старосельский П. И. Научная деятельность В. А. Свентославского в России / Очерки по истории химии. – М.: Изд-во АН СССР, 1963.
  7. 7. Соловьёв Ю. И., Каблуков М. И., Колесников Е. В. Иван Алексеевич Каблуков. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.
Аннотация:
Рассмотрена история развития в нашей стране в конце XIX – начале ХХ в. исследований термохимии процессов с участием органических соединений. Развитие этого направления термохимических исследований неразрывно связано с работами, проводившимися в термохимической лаборатории Московского университета, основанной В. Ф. Лугининым. Важную роль в становлении этой отрасли химических знаний сыграли работы В. Ф. Лугинина, В. А. Свентославского, И. А. Каблукова.
Заголовок:

Интегрированная игра «Лучшие биохимики»

Аннотация:
Мероприятие направлено на формирование устойчивого интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, таким, как химия и биология, который может реализовываться не только через основные аудиторные занятия, но и через внеклассные мероприятия, кружки, игры. Такое внеклассное мероприятие, помимо учебных умений, активизирует познавательную деятельность обучающихся, систематизирует знания студентов по химии и биологии, доказывает практическую значимость химии и биологии, знание законов и закономерностей в жизни человека, воспитывает самостоятельность в приобретении новых знаний, расширяет кругозор, нестандартное мышление, эрудицию, что поможет в будущей профессии. В данной статье содержаться не только интересные задания, развивающие познавательный интерес, но и описания увлекательных опытов.
Title:

The USE tasks requiring detailed responses: on the option of choosing a strategy of solving

Summary:
It is shown that in the Unified State Exam, the standardized evaluation system for tasks requiring detailed responses makes teachers consider the only solution to be correct – the one specified by the developers of the test. The author proposes to modify the criteria of evaluation for tasks requiring detailed responses. The author offers an example of solving calculation problems.
Title:

«Flipped classroom»: reflections in the experiment

Summary:
The article describes an innovative approach to organization of educational process based on the «flipped classroom» technology. The experience of teaching the course of organic chemistry in the gymnasium №9 in Voronezh (O.S.Gabrielyan’s program, 10th Grade) using the described technology is presented. The paper focuses on specifics of model implementation and benefits of «flipped classroom», its resource and methodological support.
Title:

Generalizing revision: chemistry for protecting the Homeland

Summary:
A scenario for the lesson "Initial Chemical Concepts" is offered. It is a lesson of revising the acquired knowledge and developing abilities of its application. “Visiting” the virtual museum “Chemistry for protecting the Homeland” students perform the tasks offered by the teacher.
Title:

"Sulfur as an elemental substance and chemical element"

Summary:
The lesson on "Sulfur as an elemental substance and chemical element" is a research lesson designed with the use of the author’s technique.
Title:

Quest-technology: organizing the olympiad for groups of pupils

Summary:
The paper presents the application of the author's quest-technology (search technology) for the organization of the chemistry olympiad for groups of primary school children and their parents within the educational project «Family Chemistry». It is shown that the use of group work for solving olympiad tasks at the stage of early learning of chemistry has a special competitive nature, the level of which is significantly higher than that for individual participation in the olympiad. The combination of practical and theoretical material of tasks enhances pupils’ motivation for participating in the competition.
Title:

Forming knowledge about health in high school

Summary:
The relevance of addressing issues of health and health protection in the chemistry course in high school is discussed in the article. The author analyzes normative documents, determining the content of chemical education in the framework of the problem mentioned above. The methodological possibilities of formation of students’ knowledge about health and health care in the study of chemistry in grades 10-11 are described. The examples of tasks aimed at checking the assimilation of this knowledge are offered.
Title:

Analysis of the experience of teaching chemistry in the countries of South-East Asia

Summary:
The success of students from South-East Asia at various international Olympiads in science and technology, as well as results of the TIMSS and PISA tests requires studying the region system of science education. Analysis of the state of science education in the countries such as China, South Korea and Singapore shows the relevance and feasibility of the competence-based approach to learning at all stages of the educational process. To ensure the competence approach to training a methodical system of tasks and exercises should be developed, that would allow one to carry out the formation of universal educational activities of secondary school students.
Title:

Didactic requirements to the content of the subject “Chemistry”

Summary:
The article deals with issues related to the formation of the content of teaching material and requirements. The authors give general and substantive functions that are required in the design of the content of the subject “Chemistry”. The paper provides examples of the use of information on selection criteria developed by leading educators. In addition, the recommendations for the formation of the chemical content of school education on the basis of didactic units are offered.
Title:

Moscow chemical society for school students and teachers of chemistry

Summary:
This article lists the most interesting excursions and lectures for schoolchildren and teachers of chemistry, conducted by the Moscow universities and research institutions in accordance with the innovative program of the Moscow chemical society named after D. I. Mendeleev on the instruction of schoolchildren in chemistry and ecology. There are themes of lectures, talks and master classes, which caused great interest among students and teachers of chemistry not only in Moscow but also in other cities.
Title:

Element № …“the only one and the most”

Summary:
The article presents data on the properties and other characteristics of the chemical elements from silver to xenon, most clearly distinguished from all others.
Title:

Home experiment as a method of promoting students’ informative activity

Summary:
The authors provide recommendations for the experiment at home.
Title:

Investigation of egg-shell chemical composition and properties

Summary:
Egg-shell is used in folk medicine as an additional source of calcium. Employing methods of volumetric analysis to egg-shell the following data about its chemical composition are received: carbon oxide (IV) – 42, 3%, calcium oxide – 52, 4% (CaCO3 – 93, 6%; Ca – 37, 4%) and magnesium oxide – 1, 4% (MgCO3 – 2, 9%; Mg – 0, 84%). Egg-shell aqueous solution has is weakly alkaline.
Title:

Studies of Russian scientists in thermochemistry of organic compounds

Summary:
The history of research of thermochemistry processes involving organic compounds in our country at the turn of the XX century has been considered. Research in this field was carried out in the thermo-chemical laboratory of the Moscow University founded by V. F. Luginin. Research by V. F. Luginin, V. А. Sventosslavskii, I. A. Kablukov played an important role in the development of this sphere of chemical knowledge.
Title:

Extra-curricular activities "The best biochemists"

Summary:
The activities described are aimed at forming steady interest in disciplines of a natural-science cycle, such as chemistry and biology which can be implemented not only in the class, but also through out-of-class activities, additional courses, games. Such out-of-class activity stirs up cognitive activity of students, systematizes the students’ knowledge in the field of chemistry and biology; proves the practical importance of chemistry and biology, knowledge of laws and regularities in human life, cultivates independence in acquisition of new knowledge. It broadens horizons, an independent way of thinking, erudition that will help students in their future professional activity. The author offers not only interesting tasks developing cognitive interest but also the description of fascinating experiments.
Связаться с нами