Заголовок:
Смех на уроке – на пользу дела
Список литературы:
- 1. Lundberg E., Thurston C. M. If they`re laughing, they just might be listening. Prufrock Press, Inc., 2002.
- 2. Wilkins J., Eisenbraun A. J. Humor Theories and the Physiological Benefits of Laughter // Holistic Nursing Practice. – 2009. ‑ Vol. 23. ‑ Р. 349-354.
- 3. Berk R. A. Humor as an instructional defibrillator. Sterling, VA: Stylus, 2002.
- 4. Fry M. F., Miller M. The Effect of Mirthful Laughter on the Human Cardiovascular System // Med Hypotheses. – 2009. ‑ Nov; 73(5). ‑ Р. 636.
- 5. Berk R. A. Does humor in course tests reduce anxiety and improve performance? // College Teaching, 2000. ‑ Vol. 48. – Р.1 51-158.
- 6. Riesch H. Why did the proton cross the road? Humour and science communication // Public Understanding of Science. ‑ 2015. ‑ Vol. 24 (7). – Р. 768–775.
- 7. Di Roddo P. Teaching chemistry Lab safety through comics // Journal of Chemical Education. – 2006. ‑ Vol. 83. ‑ № 4. – Р. 571-573.
- 8. The Omnificent English Dictionary In Limerick Form. Chemistry. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.oedilf.com/db/Lim.php?Topic=219
- 9. About The Ig Nobel Prizes [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.improbable.com/ig/
- 10. Грей Т. Эксперименты. Опыты с периодической таблицей. – М.: Астрель, 2013.
Аннотация:
В статье рассматриваются влияние смеха на организм человека и возможности использования юмора как инструмента учителя на уроках химии. Дается обзор зарубежных исследований по этой проблеме.
Ключевые слова:
юмор в преподавании, юмористический контекст, психология, биохимия.
Заголовок:
О средствах достижения предметных и метапредметных результатов обучения
Список литературы:
- 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Часть 2, п.10, п.11. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf
- 2. Шалашова М. М. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: проблемы и пути решения // Химия в школе. - 2014. - № 7. - С. 10-16.
Аннотация:
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования одна их приоритетных педагогических задач – развитие личностных качеств обучающегося, его метапредметных умений, определяющих готовность к самостоятельному поиску знаний и работе с информацией. В статье рассматривается инструментарий, с помощью которого задача достижения метапредметных результатов может быть решена на уроках химии.
Ключевые слова:
требования ФГОС, метапредметные умения, средства обучения.
Заголовок:
Урок по теме «Реакции обмена»
Аннотация:
Представлена разработка урока химии для учащихся 8 класса в свете требований ФГОС. Урок «открытия» новых знаний проведен по технологии проблемного диалога, которая представляет собой образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Целью урока является создание условий для самостоятельного успешного усвоения обучаемыми новых знаний о реакциях обмена и условиях их протекания в растворах. Проблемно-диалогический урок обеспечивает тройной эффект: качественное усвоение знаний (предметные УУД), эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников (метапредметные УУД), воспитание активной личности (личностные УУД).
Ключевые слова:
реакции обмена, правило Бертолле, технология проблемного диалога, этапы проблемно-диалогического урока, проблемная ситуация, универсальные учебные действия.
Заголовок:
Урок-путешествие «Царство кислот»
Аннотация:
Урок по теме «Кислоты» в 8 классе построен в виде путешествия, в ходе которого учащиеся повторяют физические свойства кислот, изучают химические свойства кислот, развивают навыки исследовательской работы.
Ключевые слова:
химия, эксперимент, школа, кислоты.
Заголовок:
Интегрированный урок по теме «Сложные эфиры»
Список литературы:
- Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. ‑ М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. Химия. 10 кл. профильный уровень. ‑ М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О. С. Химия. 10 класс, базовый уровень. ‑ М.: Дрофа, 2012.
- Гузей Л. С., Суровцева Р. И., Лысова Г. Г. Химия. 11 кл. М.: Дрофа, 2002.
Аннотация:
Авторы показывают интегрированный урок химии и английского языка по теме «Сложные эфиры» в старшей школе.
Ключевые слова:
интеграция, сложные эфиры, лексика, составление формул сложных эфиров.
Заголовок:
О конструировании задач по методике обучения химии
Список литературы:
- 1. Чернышева Л. А., Титов Н. А. Методические задачи как средство формирования опыта творческой деятельности учителя // Химия в школе. – 2015. - № 6. – С. 13–16.
- 2. Ильюшин Л. С. Приёмы развития познавательной самостоятельности учащихся. URL: http://likhachev.lfond.spb.ru/Lesson/ilushina.doc
- 3. Bloom B. S. (Ed.) (1956). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longmans.
- 4. Ходаков Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. и др. Преподавание неорганической химии в 7-8 классах: Метод. пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. –C. 119-120/
- 5. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учрежде-ний. – М.: Дрофа, 2013.
- 6. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия: 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- 7. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия: 8-й класс. Москва: АСТ: Астрель, 2013.
- 8. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс. – М.: Просвещение, 2011.
Аннотация:
В настоящее время содержание практикумов по методике обучения химии в вузах не соответствует современному уровню развития образования. В них практически не представлены новые задачи по методике обучения химии. Применение созданных новых задач в учебном процессе вуза потребовало разработки методики их конструирования.
Ключевые слова:
химия, методическая задача, конструирование, решение.
Заголовок:
«Производство серной кислоты» в тестовых заданиях
Список литературы:
- Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Сажнева Т. В., Февралёва В. А. Подготовка к ЕГЭ-2012. – Р.-на-Д., 2012.
- Корощенко А. С., Снастина М. Г. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ по химии. – М.: АСТ «Астрель», 2013.
- Корощенко А. С., Снастина М. Г. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ по химии. – М.: АСТ «Астрель», 2014.
- Медведев Ю. Н. Химия. ЕГЭ-2012. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2012.
- Медведев Ю. Н. Химия. ЕГЭ-2015.Типовые тестовые задания по химии. – М.: Экзамен, 2015.
- http://new.fipi.ru/
- http://www.ege.edu.ru
Аннотация:
В статье собраны наиболее часто встречающиеся вопросы из различных тестов по теме «Производство серной кислоты». Тесты охватывают следующие вопросы: сырьё, стадии производства, научные принципы производства серной кислоты.
Ключевые слова:
окислитель, пирит, три стадии производства, принцип «кипящего слоя», теплообмен, катализатор, концентрация кислорода, олеум.
Заголовок:
Исследовательская работа «Начала биохимии»
Список литературы:
- 1. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413).
- 2. Скальный А. В. Химические элементы в физиологии и экологии человека. - М.: Оникс 21 век, 2004.
- 3. Беляев Д. К., Бородин П. М., Воронцов Н. Н. и др. Общая биология. - М.: Просвещение, 2005.
- 4. Аринштейн А. И., Радченко Н. М., Петровская К. М., Серкова А. А. Мир душистых растений. - М.: Колос, 1983.
- 5. Яковлева Н. Б. Химическая природа нужных для жизни витаминов. - М.: Просвещение, 2006.
- 6. Пустовалова Л. М. Практикум по биохимии. - М.: Феникс, 1999.
- 7. Чаленко О. А., Соловьёва С. Н. Интегрированное занятие по теме «Витамины» // Химия в школе. - 2014. - № 10. - С. 37-45.
- 8. Кролевец А. А. Витамины с ползой для здоровья // Химия в школе. - 2008. - № 1. - С. 7-12. - № 2. - С. 8-15. - № 3. - С. 7-16.
Аннотация:
В статье приведено описание исследовательской работы «Начала биохимии» для учащихся 7-х классов, изучающих курс «Введение в химию».
Ключевые слова:
пропедевтический курс, химия, биология, биохимия, химический эксперимент, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные компоненты.
Заголовок:
Формирование ценности здорового образа жизни в школьном курсе химии
Список литературы:
- 1. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. –№ 2. – С. 58-64.
- 2. Егоркин В. Ф. Внеклассные и практические занятия по химии. Руководство для учащихся средней школы / Под общ. ред. Д. М. Кирюшкина. - 3-е изд., исправл. - М.: Просвещение, 1965.
- 3. Нифантьев Э. Г., Верзилина М. К., Котлярова О. С. Внеклассная работа по химии с использовагнием хроматографии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 143с.
Аннотация:
Статья посвящена формированию здоровьесберегающей компетенции на уроках химии. Раскрывается смысловая нагрузка понятия «здоровьесбережение». В статье формируется понятие «кислота» с помощью здоровьесберегающей компетенции. Предлагается ряд химических исследований продуктов питания с целью определения в них наличия кислот. Предусмотрено домашнее задание в виде химического исследования с помощью подручных материалов и веществ.
Ключевые слова:
здоровьесбережение, кислота, продукты питания.
Заголовок:
Исследование химического состава продуктов питания
Список литературы:
- 1. ГОСТ 9957-73. Колбасные изделия и продукты из свинины, баранины и говядины.
- 2. Макарова Н. А. Формирование химико-валеологических знаний в курсе органической химии средней школы // Автореферат на соискание учёной степени к.п.н. – Омск, 1997.
- 3. Назаренко В. М. Программа экологизированного курса химии для средней общеобразовательной школы. 8-11 классы // Химия в школе. - 1993. - № 5. - С. 35-45.
- 4. Смышляева Л. Г. Реализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования здорового образа жизни учащихся // Автореферат на соискание учёной степени к.п.н. – Омск, 1997.
- 5. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. – СПб.: Петроградский и К, 1995.
Аннотация:
Статья посвящена формированию здорового образа жизни во внеурочной деятельности учащихся по химии. Представлены доступные для выполнения в условиях школы методики определения некоторых веществ, входящих в состав колбасных изделий.
Ключевые слова:
здоровый образ жизни, колбасные изделия, титрование, индикатор.
Заголовок:
Командная игра «Химический футбол»
Аннотация:
В данной разработке представлен прием организации внеурочной деятельности учащихся, цель которого - повышение интереса учащихся к химии, развитие познавательных интересов через межпредметные связи. Предложенная форма проведения внеклассного мероприятия способствует развитию навыков применения химических знаний, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни. Материал разработки поможет учителям химии в организации внеурочной деятельности учащихся, в проведении предметных недель по химии. Учитель может использовать предложенный приём как одну из форм организации работы учащихся и в рамках урока.
Ключевые слова:
интеллектуальная игра, органические и неорганические вещества, физические и химические свойства веществ, нахождение веществ в природе, биологическая роль веществ, области применения органических и неорганических веществ.
Заголовок:
Заочные состязания юных химиков
Аннотация:
Предложены задания для заочной Ломоносовской олимпиады для восьмиклассников и заочного интеллектуального марафона для десятиклассников. Учащиеся выполняют задания дома в течение недели.
Ключевые слова:
олимпиада по химии, задания, интеллектуальный химический марафон.
Заголовок:
Работы русских ученых в области термохимии
Аннотация:
Кратко рассмотрена история термохимических исследований в нашей стране в XVIII-XIX вв. Она связана с исследованиями М.В. Ломоносова, Г.В. Рихмана, Г.И. Гесса, А.И. Ходнева, П.П. Сокальского, Д.Н. Абашева, Н.Н. Бекетова. Закон постоянства сумм тепла, сформулированный Г.И. Гессом, сыграл важную роль в развитии физико-химических знаний в нашей стране и за рубежом.
Ключевые слова:
история химии, физическая химия, термохимия, закон Гесса, МВЛомоносов, ГИ Гесс.
Заголовок:
А как по закону?..
Аннотация:
Заведующий правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Ключевые слова:
Заголовок:
Химия металлов в заданиях ЕГЭ
Список литературы:
- 1. Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Сажнева Т. В., Февралева В. А. Химия: Задания высокого уровня сложности (часть С) для подготовки к ЕГЭ. - 5 изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014.
- 2. Глинка Н. Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. И. Ермакова. - 30 изд., испр. – М.: Интеграл-Пресс, 2008.
- 3. Фролов В. И. и др. Практикум по общей и неорганической химии: Учебное пособие / Под ред. Н. Н. Павлова, В. И. Фролова. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2002.
- 4. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — 4 изд., перераб. — М.: Дрофа, 2001.
- 5. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. 9 класс: Учебник по химии. - 13 изд. - М.: Просвещение, 2009.
Аннотация:
Цель статьи – помочь учителям сделать правильные акценты при объяснении химии элементов. При написании статьи проанализирована частота упоминаний свойств того или иного металла или его соединений. Отмечены свойства, на которые следует обратить особенное внимание при подготовке к тестированию ЕГЭ.
Ключевые слова:
металлы, степень окисления, амфотерность, гидролиз, окислительно-восстановительные реакции, тестирование.