Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2016 № 4

Русская версия
English version
Заголовок:

Смех на уроке – на пользу дела

Спиоск литературы:
  1. 1. Lundberg E., Thurston C. M. If they`re laughing, they just might be listening. Prufrock Press, Inc., 2002.
  2. 2. Wilkins J., Eisenbraun A. J. Humor Theories and the Physiological Benefits of Laughter // Holistic Nursing Practice. – 2009. ‑ Vol. 23. ‑ Р. 349-354.
  3. 3. Berk R. A. Humor as an instructional defibrillator. Sterling, VA: Stylus, 2002.
  4. 4. Fry M. F., Miller M. The Effect of Mirthful Laughter on the Human Cardiovascular System // Med Hypotheses. – 2009. ‑ Nov; 73(5). ‑ Р. 636.
  5. 5. Berk R. A. Does humor in course tests reduce anxiety and improve performance? // College Teaching, 2000. ‑ Vol. 48. – Р.1 51-158.
  6. 6. Riesch H. Why did the proton cross the road? Humour and science communication // Public Understanding of Science. ‑ 2015. ‑ Vol. 24 (7). – Р. 768–775.
  7. 7. Di Roddo P. Teaching chemistry Lab safety through comics // Journal of Chemical Education. – 2006. ‑ Vol. 83. ‑ № 4. – Р. 571-573.
  8. 8. The Omnificent English Dictionary In Limerick Form. Chemistry. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.oedilf.com/db/Lim.php?Topic=219
  9. 9. About The Ig Nobel Prizes [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.improbable.com/ig/
  10. 10. Грей Т. Эксперименты. Опыты с периодической таблицей. – М.: Астрель, 2013.
Аннотация:
В статье рассматриваются влияние смеха на организм человека и возможности использования юмора как инструмента учителя на уроках химии. Дается обзор зарубежных исследований по этой проблеме.
Заголовок:

О средствах достижения предметных и метапредметных результатов обучения

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Часть 2, п.10, п.11. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf
  2. 2. Шалашова М. М. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: проблемы и пути решения // Химия в школе. - 2014. - № 7. - С. 10-16.
Аннотация:
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования одна их приоритетных педагогических задач – развитие личностных качеств обучающегося, его метапредметных умений, определяющих готовность к самостоятельному поиску знаний и работе с информацией. В статье рассматривается инструментарий, с помощью которого задача достижения метапредметных результатов может быть решена на уроках химии.
Заголовок:

Урок по теме «Реакции обмена»

Аннотация:
Представлена разработка урока химии для учащихся 8 класса в свете требований ФГОС. Урок «открытия» новых знаний проведен по технологии проблемного диалога, которая представляет собой образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Целью урока является создание условий для самостоятельного успешного усвоения обучаемыми новых знаний о реакциях обмена и условиях их протекания в растворах. Проблемно-диалогический урок обеспечивает тройной эффект: качественное усвоение знаний (предметные УУД), эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников (метапредметные УУД), воспитание активной личности (личностные УУД).
Заголовок:

Урок-путешествие «Царство кислот»

Аннотация:
Урок по теме «Кислоты» в 8 классе построен в виде путешествия, в ходе которого учащиеся повторяют физические свойства кислот, изучают химические свойства кислот, развивают навыки исследовательской работы.
Заголовок:

Интегрированный урок по теме «Сложные эфиры»

Спиоск литературы:
  1. Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. ‑ М.: Дрофа, 2008.
  2. Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. Химия. 10 кл. профильный уровень. ‑ М.: Дрофа, 2005.
  3. Габриелян О. С. Химия. 10 класс, базовый уровень. ‑ М.: Дрофа, 2012.
  4. Гузей Л. С., Суровцева Р. И., Лысова Г. Г. Химия. 11 кл. М.: Дрофа, 2002.
Аннотация:
Авторы показывают интегрированный урок химии и английского языка по теме «Сложные эфиры» в старшей школе.
Заголовок:

О конструировании задач по методике обучения химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Чернышева Л. А., Титов Н. А. Методические задачи как средство формирования опыта творческой деятельности учителя // Химия в школе. – 2015. - № 6. – С. 13–16.
  2. 2. Ильюшин Л. С. Приёмы развития познавательной самостоятельности учащихся. URL: http://likhachev.lfond.spb.ru/Lesson/ilushina.doc
  3. 3. Bloom B. S. (Ed.) (1956). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longmans.
  4. 4. Ходаков Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. и др. Преподавание неорганической химии в 7-8 классах: Метод. пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. –C. 119-120/
  5. 5. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учрежде-ний. – М.: Дрофа, 2013.
  6. 6. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия: 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  7. 7. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия: 8-й класс. Москва: АСТ: Астрель, 2013.
  8. 8. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс. – М.: Просвещение, 2011.
Аннотация:
В настоящее время содержание практикумов по методике обучения химии в вузах не соответствует современному уровню развития образования. В них практически не представлены новые задачи по методике обучения химии. Применение созданных новых задач в учебном процессе вуза потребовало разработки методики их конструирования.
Заголовок:

«Производство серной кислоты» в тестовых заданиях

Спиоск литературы:
  1. Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Сажнева Т. В., Февралёва В. А. Подготовка к ЕГЭ-2012. – Р.-на-Д., 2012.
  2. Корощенко А. С., Снастина М. Г. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ по химии. – М.: АСТ «Астрель», 2013.
  3. Корощенко А. С., Снастина М. Г. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ по химии. – М.: АСТ «Астрель», 2014.
  4. Медведев Ю. Н. Химия. ЕГЭ-2012. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2012.
  5. Медведев Ю. Н. Химия. ЕГЭ-2015.Типовые тестовые задания по химии. – М.: Экзамен, 2015.
  6. http://new.fipi.ru/
  7. http://www.ege.edu.ru
Аннотация:
В статье собраны наиболее часто встречающиеся вопросы из различных тестов по теме «Производство серной кислоты». Тесты охватывают следующие вопросы: сырьё, стадии производства, научные принципы производства серной кислоты.
Заголовок:

Исследовательская работа «Начала биохимии»

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413).
  2. 2. Скальный А. В. Химические элементы в физиологии и экологии человека. - М.: Оникс 21 век, 2004.
  3. 3. Беляев Д. К., Бородин П. М., Воронцов Н. Н. и др. Общая биология. - М.: Просвещение, 2005.
  4. 4. Аринштейн А. И., Радченко Н. М., Петровская К. М., Серкова А. А. Мир душистых растений. - М.: Колос, 1983.
  5. 5. Яковлева Н. Б. Химическая природа нужных для жизни витаминов. - М.: Просвещение, 2006.
  6. 6. Пустовалова Л. М. Практикум по биохимии. - М.: Феникс, 1999.
  7. 7. Чаленко О. А., Соловьёва С. Н. Интегрированное занятие по теме «Витамины» // Химия в школе. - 2014. - № 10. - С. 37-45.
  8. 8. Кролевец А. А. Витамины с ползой для здоровья // Химия в школе. - 2008. - № 1. - С. 7-12. - № 2. - С. 8-15. - № 3. - С. 7-16.
Аннотация:
В статье приведено описание исследовательской работы «Начала биохимии» для учащихся 7-х классов, изучающих курс «Введение в химию».
Заголовок:

Формирование ценности здорового образа жизни в школьном курсе химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. –№ 2. – С. 58-64.
  2. 2. Егоркин В. Ф. Внеклассные и практические занятия по химии. Руководство для учащихся средней школы / Под общ. ред. Д. М. Кирюшкина. - 3-е изд., исправл. - М.: Просвещение, 1965.
  3. 3. Нифантьев Э. Г., Верзилина М. К., Котлярова О. С. Внеклассная работа по химии с использовагнием хроматографии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 143с.
Аннотация:
Статья посвящена формированию здоровьесберегающей компетенции на уроках химии. Раскрывается смысловая нагрузка понятия «здоровьесбережение». В статье формируется понятие «кислота» с помощью здоровьесберегающей компетенции. Предлагается ряд химических исследований продуктов питания с целью определения в них наличия кислот. Предусмотрено домашнее задание в виде химического исследования с помощью подручных материалов и веществ.
Заголовок:

Исследование химического состава продуктов питания

Спиоск литературы:
  1. 1. ГОСТ 9957-73. Колбасные изделия и продукты из свинины, баранины и говядины.
  2. 2. Макарова Н. А. Формирование химико-валеологических знаний в курсе органической химии средней школы // Автореферат на соискание учёной степени к.п.н. – Омск, 1997.
  3. 3. Назаренко В. М. Программа экологизированного курса химии для средней общеобразовательной школы. 8-11 классы // Химия в школе. - 1993. - № 5. - С. 35-45.
  4. 4. Смышляева Л. Г. Реализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования здорового образа жизни учащихся // Автореферат на соискание учёной степени к.п.н. – Омск, 1997.
  5. 5. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. – СПб.: Петроградский и К, 1995.
Аннотация:
Статья посвящена формированию здорового образа жизни во внеурочной деятельности учащихся по химии. Представлены доступные для выполнения в условиях школы методики определения некоторых веществ, входящих в состав колбасных изделий.
Заголовок:

Командная игра «Химический футбол»

Аннотация:
В данной разработке представлен прием организации внеурочной деятельности учащихся, цель которого - повышение интереса учащихся к химии, развитие познавательных интересов через межпредметные связи. Предложенная форма проведения внеклассного мероприятия способствует развитию навыков применения химических знаний, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни. Материал разработки поможет учителям химии в организации внеурочной деятельности учащихся, в проведении предметных недель по химии. Учитель может использовать предложенный приём как одну из форм организации работы учащихся и в рамках урока.
Заголовок:

Заочные состязания юных химиков

Аннотация:
Предложены задания для заочной Ломоносовской олимпиады для восьмиклассников и заочного интеллектуального марафона для десятиклассников. Учащиеся выполняют задания дома в течение недели.
Заголовок:

Работы русских ученых в области термохимии

Аннотация:
Кратко рассмотрена история термохимических исследований в нашей стране в XVIII-XIX вв. Она связана с исследованиями М.В. Ломоносова, Г.В. Рихмана, Г.И. Гесса, А.И. Ходнева, П.П. Сокальского, Д.Н. Абашева, Н.Н. Бекетова. Закон постоянства сумм тепла, сформулированный Г.И. Гессом, сыграл важную роль в развитии физико-химических знаний в нашей стране и за рубежом.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заведующий правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

Химия металлов в заданиях ЕГЭ

Спиоск литературы:
  1. 1. Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Сажнева Т. В., Февралева В. А. Химия: Задания высокого уровня сложности (часть С) для подготовки к ЕГЭ. - 5 изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014.
  2. 2. Глинка Н. Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. И. Ермакова. - 30 изд., испр. – М.: Интеграл-Пресс, 2008.
  3. 3. Фролов В. И. и др. Практикум по общей и неорганической химии: Учебное пособие / Под ред. Н. Н. Павлова, В. И. Фролова. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2002.
  4. 4. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — 4 изд., перераб. — М.: Дрофа, 2001.
  5. 5. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. 9 класс: Учебник по химии. - 13 изд. - М.: Просвещение, 2009.
Аннотация:
Цель статьи – помочь учителям сделать правильные акценты при объяснении химии элементов. При написании статьи проанализирована частота упоминаний свойств того или иного металла или его соединений. Отмечены свойства, на которые следует обратить особенное внимание при подготовке к тестированию ЕГЭ.
Title:

A little laughter in the classroom does you good

Summary:
Physiological and biochemical effects of laughter are considered. Humor as a teacher’s instrument at the lessons of chemistry is discussed. Foreign research on this problem is reviewed.
Title:

On tools of achievement of subject and meta-subject learning results

Summary:
In accordance with the FSES of basic education one of the priorities of teaching is the development of personal qualities of a student, his meta-subject skills determining the readiness for independent search for knowledge and work with information. The article discusses the tools by for achieving meta-subject results at the lessons of chemistry.
Title:

Lesson "Reactions of Exchange"

Summary:
The scenario of a chemistry lesson for 8-graders is suggested. It is designed according to the requirements of the Federal State Educational Standard (FSES). The lesson of acquiring new knowledge is conducted with the use of the technology of problematic dialogue. It is an educational technology of activity approach which allows implementing the requirements of FSES. The objective of the lesson is to create conditions for the independent and successful assimilation of new knowledge about the exchange reactions and the process conditions. The lesson of problematic dialogue provides a triple effect: qualitative assimilation of knowledge (subject ULA), the effective development of intellectual and creative abilities of students (meta-subject ULA), and upbringing of active personality (personal ULA).
Title:

Lesson “The Kingdom of acids”

Summary:
The lesson on «Acids» in the 8th grade is designed in the form of a journey, during which students revise the information about physical properties of acids, study chemical properties of acids, and develop their research skills.
Title:

Integrated lesson “Esters”

Summary:
The authors describe an integrated lesson of chemistry and English on the theme "Esters" in high school.
Title:

One of approaches to designing and solving problems on chemistry teaching methodology

Summary:
Nowadays the chemistry teaching methodology curriculum in universities does not measure up to the modern state of education development. But there is a lack of discussing new problems on chemistry teaching methodology. Using such new problems in the university academic process required creating methodology of designing them.
Title:

Test tasks on “The production of sulfuric acid”

Summary:
The most common test tasks on the topic “The production of sulfuric acid” are collected in the article. The tests discussed cover the following issues: raw materials, production stages, scientific principles of the production of sulfuric acid.
Title:

Research work “Basics of biochemistry”

Summary:
The paper describes the research work "Basics of biochemistry" for seven-graders studying the course of "Introduction into chemistry."
Title:

Formation of health competence in the school chemistry course

Summary:
The article deals with the formation of health competence in chemistry classes. The semantics of the concept of "health preservation" is revealed. The series of chemical studies of food to determine the presence of acids in them is suggested. The homework in the form of chemical analysis with the use of available materials and substances is given.
Title:

The study of the chemical composition of food

Summary:
The article deals with forming a healthy lifestyle in extracurricular activities in chemistry. Available to perform in the school environment Methods of definition of several substances contained in sausages are described, these methods being appropriate for using at school.
Title:

Team game "Chemical soccer"

Summary:
The technique of organizing extracurricular activities of pupils in order to increase the interest of students in chemistry, to develop cognitive interests through interdisciplinary connections is presented. It also promotes the development of skills of application of chemical knowledge, safe handling of substances in everyday life. The material suggested will help teachers of chemistry in organizing extracurricular activities of students as well as the Chemistry week at school. The teacher can use the technique described as one of forms of the organizing students’ activities within a lesson.
Title:

Correspondence competitions of young chemists

Summary:
Tasks for the correspondence Lomonosov olympiad and intellectual marathon for 8-graders are proposed. Students should prepare all the material at home during one week. The aim is to increase students’ interest to chemistry.
Title:

Research of Russian scientists in the field of thermochemistry

Summary:
History of thermochemistry research in our country in the XVIII-XIX centuries has been considered. It is connected with the research made by M.V. Lomonosov, G.V. Richman, G.I.Hess, A.I.Khodneva, P.P.Sokal’skii, D.N.Abasheva, N.N.Beketov. The law of constant heat summation formulated by G.I.Hess played an important role in the development of physical and chemical knowledge in our country and abroad.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
The Legal Department of the Administration of the All-Russian Trade Union of the Education answers our readers’ questions.
Title:

Chemistry of metals in the tasks of the Unified State Exam

Summary:
The aim of the article is to help teachers highlight the right key points in the explanation of chemistry of the elements. The article analyzes the frequency of references to the properties of a metal or its compounds. The authors emphasize the properties of metals you should pay special attention when preparing for the examination test.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.