Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2016 № 3

Русская версия
English version
Заголовок:

Педагогическое образование: от высшего к низшему

Спиоск литературы:
  1. 1. Кулагина Е. В., Елисеева М. А. Ресурсы педагогических работников школ на этапе модернизации образования: опыт Москвы, России и развитых стран // Социологические исследования. ‑ 2014. ‑ № 4. ‑С. 111-121.
  2. 2. XV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества». – http://edumsko.ru/advised_read/uchitelskoe_prizvanie_otmenyaetsya/
  3. 3. Реформа педагогического образования: подготовка учителя в бакалавриате // ОТР, эфир от 13.11.14. – http://www.otr-online.ru/programmi/shkola-vek-17103/reforma-pedagogicheskogo-obrazovaniya-31184.html
  4. 4. Preparing Teachers and Developing School Leaders for the 21st Century: Lessons from around the World // Edited by Schleicher А. // OECD Publishing, 2012.
Аннотация:
В статье сравниваются системы образования США и России, анализируются первые результаты реформы образования в России. Особое внимание уделено критике «универсального бакалавриата» как основы высшего педагогического образования. Уменьшение числа базовых учебных дисциплин и сокращение учебного времени на их освоение неминуемо приведёт к катастрофическому падению уровня подготовки учителя, и, как следствие – к краху образовательной системы России.
Заголовок:

Новые элементы Периодической системы Д. И. Менделеева

Аннотация:
Официально утверждено открытие четырёх новых химических элементов с атомными номерами 113, 115, 117 и 118. Эти новые элементы ещё не имеют собственных имён, поэтому пока их называют в соответствии с атомными номерами в Периодической системе, а точнее, - с зарядами ядер их атомов.
Заголовок:

Практические занятия на этапе формирования новых знаний

Спиоск литературы:
  1. 1. Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Методика обучения химии. ‑ М.: Просвещение, 1970.
  2. 2. Верховский В. Н., Гольдфарб Я. Л., Сморгонский Л. М. Органическая химия: Учебник для 9-го класса. – М.: Государственное учебно-педагогическое издание, 1935.
  3. 3. Вайнштейн Б. М., Глориозов П. А. и др. Практические занятия по химии. – М.: Учпедгиз, 1949.
  4. 4. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1987.
Аннотация:
В настоящее время роль практических занятий всесторонне изменилась. Данная статья посвящена рассмотрению традиционных практических занятий, отношению учителей к ним, а так же их переосмыслению. Для этого приведена новая типология практических занятий по нескольким признакам, выявлены основные принципы для современного построения практических занятий, которые целесообразно преобразовать в уроки – исследования.
Заголовок:

Об организации работы школьников с учебником

Спиоск литературы:
  1. 1. Пак М. С. Дидактика химии: Учебник для студентов вузов. – СПб.: ООО «ТРИО», 2012.
  2. 2. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2007.
  3. 3. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2007.
  4. 4. Миренкова Е. В. Система познавательных учебных действий на первоначальных этапах изучения химических реакций // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. - Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2013. ‑ С. 77-80.
Аннотация:
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся, в ходе которой происходит достижение планируемых результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. В статье показана роль учебника химии в этом процессе, приведены примеры заданий для школьников по работе с текстовым и иллюстративным материалом, направленные на достижение требований стандартов нового поколения.
Заголовок:

Из опыта изучения спиртов

Аннотация:
Сегодня перед системой образования стоит задача воспитания социально активной, ответственной, мобильной личности. Поэтому в образовательном процессе важно создавать условия для развития такой личности. Профессиональная деятельность учителя приобретает новые функции. Учитель становится не хранителем и передатчиком информации, а фасилитатором, организующим и мотивирующим звеном в образовательном процессе. Применение новых педагогических технологий способствует индивидуализации и дифференциации обучения, повышению активности и самостоятельности школьников в учебной деятельности.
Заголовок:

Профессиональные сообщества в соцсетях как средство повышения компетентности учителя химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Белохвостов А. А. Теория и практика методической подготовки будущего учителя химии к работе в условиях информатизации образования / Под ред. Е. Я. Аршанского: Монография. – Витебск: ВГУ, 2014.
  2. 2. Воронкин А. С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ // Образовательные технологии и общество. – 2014. –Том. 17. – № 1. – C. 650-675.
  3. 3. Садыгова Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 3 (10). – С. 192–194.
Аннотация:
Статья содержит теоретические положения и конкретные методические рекомендации по использованию сетевых сообществ учителями химии. Приводится авторская классификация cетевых сообществ по химическому контенту. Затрагиваются общие вопросы методики использования социальных сетей в обучении химии.
Заголовок:

Взаимообучение в группах: усвоение нового материала

Спиоск литературы:
  1. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.
  2. Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. М.: Просвещение, 1975.
  3. Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988.
Аннотация:
В статье представлен сценарий урока по теме «Сера и ее свойства» с указанием типа урока, методов и форм работы, планируемых результатов, деятельности учителя и учащихся. В ходе урока учащиеся вовлечены в активную познавательную деятельность, в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы поискового характера с помощью групповой работы.
Заголовок:

О систематизации знаний учащихся

Аннотация:
Данный урок проводится как обобщающий после изучения тем «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Химическая связь», перед написанием контрольной работы по данным темам. В данной работе автор показывает возможности современного курса химии для формирования активных знаний, умений, развития мышления и самостоятельности учащихся.
Заголовок:

Урок по теме «Состав и переработка нефти»

Спиоск литературы:
  1. Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарёв С. Ю., Теренин В. И. Органическая химия. – М.: Дрофа, 2005.
  2. Цветков Л. А.Органическая химия. ‑ М.: Владос, 2013.
Аннотация:
На данном уроке использована технология развития критического мышления. Целью урока является расширение знаний учащихся о нефти.
Заголовок:

Раннее изучение химии: от теории к практике или наоборот?

Спиоск литературы:
  1. 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  2. 2. Шепелев М. В. Румянцев Е. В., Вашурин А. С. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в системе «Школа – вуз»: опыт регионального университета // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. – 2013. – Т. 4. – № 3. – С. 210–214.
  3. 3. Шепелев М. В. Из опыта реализации проекта «Семейная химия». // Химия в школе. – 2015. – № 6. – С. 17.
  4. 4. Шепелев М. В. Пропедевтика химии как дидактическое условие преемственности в системе непрерывного химического образования в средней школе // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2013. – № 2 (31). – С. 111–114.
  5. 5. Кендиван О. Д.-С. Об особенностях практико-ориентированных учебных задач // Химия в школе. – 2009. – № 6 – С. 39–42.
  6. 6. Шепелев М. В. Формирование и развитие творческих способностей учащихся на практических занятиях по химии // Химия в школе. – 2013. – № 7. – С. 46–50.
  7. 7. Калугина И. Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Екатеринбург, 2000.
  8. 8. Шепелев М. В., Вашурин А. С. Как развить химические способности учащихся младшего школьного возраста // Химия в школе. – 2014. – № 5. – С. 38–42.
  9. 9. Марфин Ю. С., Шепелев М. В. Практико-ориентированное преподавание химии, или «Химия на кухне» // Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции. – Иваново: Изд-во ИГХТУ, 2013. – С. 11–15.
  10. 10. Стрельникова Л. Н. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе. – М.: Яуза-пресс, 2011..
  11. 11. Ахметов М. А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения // Химия в школе. – 2011. – № 4. – С. 23–27.
  12. 12. Кендиван О. Д.-С., Саая А. Н. Почему нельзя? Проблемно-творческие задачи // Химия. 1 сентября. – 2015. – № 3 – С. 44–49.
Аннотация:
В статье рассмотрено содержание обучения в рамках образовательного проекта «Семейная химия» для учащихся младшего школьного возраста и их родителей с точки зрения последовательности раскрытия теории и практики для формирования познавательной активности детей. Показано, что основу раннего изучения химии составляет практико-ориентированное преподавание, гармонично сочетающее в себе теоретическое и практическое. В работе приведены задания, которые способствуют развитию творческих способностей школьников к изучению химии.
Заголовок:

О совершенствовании заданий ЕГЭ по разделу“Углеводороды”

Спиоск литературы:
  1. 1. Каверина А. А., Снастина М. Г., Свириденкова Н. В. ЕГЭ-2014. Химия: 30 типовых вариантов экзаменационных работ. ФИПИ. – М.: Астрель, 2013.
  2. 2. Каверина А. А., Добротин Д. Ю., Снастина М. Г., Стаханова С. В. ЕГЭ-2015. Химия: типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Новая демоверсия. ФИПИ. - М.: Национальное образование, 2015.
  3. 3. Медведев Ю. Н. ЕГЭ-2013. Химия: типовые тестовые задания. 10 вариантов. ФИПИ. – М.: Экзамен, 2013.
  4. 4. Медведев Ю. Н. ЕГЭ-2015. Химия: типовые тестовые задания. 10 вариантов. ФИПИ. – М.: Экзамен, 2015.
  5. 5. Каверина А. А., Добротин Д. Ю., Медведев Ю. Н., Снастина М. Г. ЕГЭ-2015. Химия: оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. – М.: Интеллект-Центр, 2015.
  6. 6. Оржековский П. А., Мишина В. Ю., Пашкова Л. И. ЕГЭ-2012. Химия: тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2012.
  7. 7. Открытый банк заданий ЕГЭ (ГИА). Химия: органическая химия. – ФИПИ, 2014.
  8. 8. Савинкина Е. В., Живейнова О. Г. ЕГЭ-2014. Химия: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2014.
  9. 9. Ерёмин В. В. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2013. Диагностические работы. МИОО. – М.: МЦНМО, 2013.
  10. 10. Богданова Н. Н., Смирнов С. С. Химия. Диагностические работы в формате ЕГЭ-2013. МИОО. – М.: МЦНМО, 2013.
  11. 11. Богданова Н. Н., Смирнов С. С. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2014. Диагностические работы. – М.: МЦНМО, 2014.
  12. 12. Итоговая диагностическая работа по химии. 10 класс. (13.05.15 г.) – СтатГрад, 2015.
  13. 13. Четверин В. Б. О содержании заданий ЕГЭ по органической химии // Химия в школе. - 2010. - № 8. – С. 43-45.
  14. 14. Итоговая диагностическая работа по химии. 10 класс. (19.05.14 г.) – СтатГрад, 2014.
  15. 15. Травень В. Ф. Органическая химия: Учебник для вузов. - Т. 1. – М.: Академкнига, 2004.
  16. 16. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия: Учебник для вузов. - Т. 1, 2, 3. – М.: Бином, 2004.
  17. 17. Тюкавкина И. А. Органическая химия. Основной курс: Учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2002.
  18. 18. Щербина А. Э., Матусевич Л. Г. Органическая химия. Основной курс: Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2014.
  19. 19. Тренировочная работа № 1 по химии. 11 класс. (24.10.12 г.) – МИОО, 2012.
  20. 20. Галочкин А. И., Ананьина И. В. Органическая химия: Учебное пособие для вузов. - Т. 1, 2. – М.: Дрофа, 2010.
  21. 21. Химическая энциклопедия. - Т. 1–5. – М.: Советская энциклопедия, 1989–1998.
  22. 22. Тематическая диагностическая работа: теория строения, углеводороды. 10 класс. (05.12.14 г.) – СтатГрад, 2014–2015.
  23. 23. Тренировочная работа № 1 по химии. 11 класс. (25.10.13 г.) – СтатГрад, 2013.
  24. 24. Диагностическая работа № 2 по химии. 11 класс. (19.04.13 г.) – СтатГрад, 2013.
  25. 25. Тренинг по химии: свойства и способы получения углеводородов. – СтатГрад, 2015.
  26. 26. Березин Б. Д., Березин Д. Б. Курс современной органической химии: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1999.
  27. 27. Диагностическая работа № 1 по химии. 11 класс. (06.12.12 г.) – МИОО, 2012.
  28. 28. Тренинг по химии: основные понятия органической химии. – СтатГрад, 2015.
  29. 29. Тренировочная работа № 2 по химии. 11 класс. (30.01.14 г.) – СтатГрад, 2014.
  30. 30. Шабаров Ю. С. Органическая химия: Учебник для вузов. - Т. 1, 2. – М.: Химия, 1996.
  31. 31. Иванов В. Г. и др. Органическая химия: Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Мастерство, 2003.
  32. 32. Петров А. А. Органическая химия: Учебник для вузов. – СПб.: Иван Фёдоров, 2002.
Аннотация:
В статье обсуждаются некоторые проблемы, связанные с использованием отдельных типовых заданий ЕГЭ. Анализируются конкретные примеры неточностей и ошибок, которые ещё встречаются в заданиях по органической химии, в частности, по теме «Углеводороды». Рассматриваются возможности дальнейшего совершенствования этих заданий.
Заголовок:

Об изучении процессов сорбции

Спиоск литературы:
  1. Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. - М.: Высшая школа, 1991.
  2. Поляков Н. С. Адсорбция - дело всей жизни. К 100-летию со дня рождения академика М. М. Дубинина // Вестник Российской академии наук. - 2000. - Т. 70. - № 12. - С. 1094-1104.
  3. Сало В. М. К открытию Т. Е. Ловицем явления адсорбции углем // Фармация. - 1985. - Т. 34. - № 2. - С. 82-84.
  4. Фигуровский Н. А. Очерк возникновения и развития угольного противогаза Н. Д. Зелинского. - М., 1952.
  5. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времён до начала XIX в. - M., 1969.
  6. Фигуровский Н. А., Ушакова Н. Н. Товий Егорович Ловиц. 1757-1804 / Отв. ред. А. Н. Шамин. - М.: Наука, 1988. (Научно-биографическая серия).
  7. Фрумкин А. Н. АН СССР. Материалы к биобиблиографии учёных СССР. Серия химических наук. - Вып. 44. - 2 изд. - М., 1970.
  8. Щукин Е. Д. Коллоидная химия: Учебник для университетов и химико-технологических вузов. - 3 изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2004.
Аннотация:
Рассматриваются ключевые исторические этапы изучения процессов сорбции. Представляется вклад отечественных учёных в изучение данных процессов. Освещаются основные теории, описывающие процессы сорбции.
Заголовок:

Организация и проведение агрохимических опытов

Спиоск литературы:
  1. Американское химическое общество. Химия и общество / Пер. с англ. – М.: Мир, 1995.
  2. Американское химическое общество. Химия и общество: Пособие для учителей / Пер. с англ. – М.: Мир, 1995.
  3. Нелюбина Е. Г., Самарина Е. С. Научно-исследовательская деятельность школьников по химии: проблемы и перспективы // Самарский научный вестник. - 2013. - № 2 (3). - С. 42-43.
  4. Нелюбина Е. Г. Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания дисциплин естественно-научного цикла / В сборнике: Самарский институт индустрии питания и бизнеса в зеркале истории МГУТУ им. К. Г. Разумовского. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Самара, 2013. - С. 82-92.
  5. Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий для старшеклассников и абитуриенотов с ответами и решениями. – М.: АКРИ, 1999.
  6. Скурлатов Ю. И., Дука Г. Г., Мизити А. Введение в экологическую химию. – М.: Высшая школа, 1994.
  7. Шустов С. Б., Шустова Л. В. Химические основы экологии. - М.: Просвещение, 1995.
Аннотация:
Организация научно-исследовательской работы — одна из основных форм творческой работы с учащимися, которая требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования, реализации принципа практического направления и использования экспериментальных методов исследования. Многие учителя сталкиваются с проблемой подбора экспериментальных методов исследования, которыми можно воспользоваться при выполнении научно-исследовательской работы, поэтому автором были разработаны методические рекомендации по организации и проведению агрохимических опытов в рамках осуществления проектной и научно-исследовательской деятельности по химии, экологии и основам сельского хозяйства.
Заголовок:

Практико-ориентированный проект по исследованию состава природных вод

Спиоск литературы:
  1. 1. Туровский И. С. Обработка осадочных сточных вод. - М.: Стройиздат, 1984.
  2. 2. Косов В. И., Иванов В. Н. Охрана и рациональное использование водных ресурсов. - Ч. 1. Охрана поверхностных вод: Уч. Пособие. - Тверь: Твер. гос. техн. ун-т, 1995.
  3. 3. Руководство по химическому анализу поверхностных вод суши / Под ред. А. Д. Семёнова. — Л.: Гидрометеоиздат, 1977.
  4. 4. Берне Ф., Кордонье Ж. Водочистка. Очистка сточных вод нефтепереработки. Подготовка водных систем охлаждения. — М.: Химия, 1997.
  5. 5. Зенин А. А., Белоусова Н. В. Гидрохимический словарь. - Л.: Гидрометеоиздат, 1988.
  6. 6. Новиков Ю. И. Методы исследования качества воды водоёмов. - М.: Медицина, 1990.
  7. 7. Вредные вещества. Неорганические соединения V-VIII групп: Справ. изд. / Под ред. В. А. Филова и др. — Л.: Химия, 1989.
  8. 8. Вредные вещества. Неорганические соединения I-IV групп: Справ. изд. / Под ред. В. А. Филова и др. — Л.: Химия, 1988.
  9. 9. Эйхлер В. Яды в нашей пище. - М.: Мир, 1993.
  10. 10. Сборник санитарно-гигиенических нормативов и методов контроля вредных веществ в объектах окружающей среды. — М., 1991.
Аннотация:
В статье представлены результаты химических исследований состава воды рек Уфа и Байки, с использованием хроматографического, вольт-амперометрического и других методов. Установлено, что полученные результаты находятся в пределах ПДК и характеризуют воду рек как экологически пригодную для употребления населением.
Заголовок:

Загадка наномира

Аннотация:
В работе показана самоорганизация в наномире на примере колец Лизеганга. Описана методика получения периодических структур в школьной лаборатории. Определены условия формирования чёткой структуры периодического осаждения.
Title:

Pedagogical education: from higher to lower

Summary:
The education systems of the USA and Russia are compared, the first results of an education reform in Russia are analyzed. Special attention is paid to criticism of the “universal baccalaureate” as a base for higher pedagogical education. Reducing the number of basic university courses and reducing study hours will inevitably lead to catastrophic decrease in the quality of teachers’ training, and as a result – to the crash of educational system of Russia.
Title:

New elements in the Mendeleev Periodic system

Summary:
The discovery of four new chemical elements with the atomic numbers 113, 115, 117 and 118 has been officially confirmed. These new elements have no official names, so far they are named according to atomic numbers in Periodic system or, to be exact, with the charges of nuclei of their atoms.
Title:

Practical training at the stage of forming new knowledge

Summary:
Recently the role of practice classes has been changed profoundly. The present article is concerned with traditional practical classes, the teachers' attitude to them as well as rethinking this item. The authors describe a new typology of practical classes according to their characteristics. New principles for planning modern practical classes, which can be efficiently transformed into case study lessons, are also discussed.
Title:

On organizing students’ work with the textbook

Summary:
Implementation of the Federal state educational standards requires the organization of educational cognitive activity of students aimed at the achievement of the preplanned results (personal, trans-disciplinary and subject). The role of the chemistry textbook in this process is shown, examples of tasks for students to work with text and illustrative material, aimed at the achievement of the standards of the second generation are given.
Title:

From experience of studying alcohols

Summary:
Nowadays there is a topical problem in the education system, namely the upbringing of a social, active, responsible and mobile personality. That is why it is so important to create such conditions that can help in the mentioned process. The professional teacher’s activity is getting new functions. A teacher is stopping being just a source and a presenter of the information, but is becoming a helper who organizes, motivates and connects all the education processes. The using of the new pedagogical technologies provides individualization and differentiation of education, as well as it helps in increasing the students’ degree of activity and independence in the learning process itself.
Title:

Professional communities in social networks as means of developing competence of a chemistry teacher

Summary:
The article contains theoretical principles and specific guidelines on the use of online communities by chemistry teachers. We present author's classification of network communities according to their chemical content. General methods of using social networks in teaching chemistry are discussed.
Title:

Cooperative learning: acquiring new knowledge

Summary:
The article provides a script of the lesson on “Sulfur and its properties” indicating the type of the lesson, methods and forms of work, learning outcomes, activities of teachers and students. During the lesson, students are actively involved in the cognitive activity in the process of search and discovery of new knowledge; they solve challenging tasks of searching character using group work.
Title:

From experience in the systematization of students’ knowledge

Summary:
This lesson is organized as a general conclusion after studying the topics "D.I. Mendeleev’s Periodic Law and the Periodic System of Chemical Elements" and "Chemical bond", before writing a test on these topics. In this paper the author shows how to use the possibilities of modern chemistry course in forming active knowledge, skills, developing thinking and independence of pupils.
Title:

Lesson on the theme «Oil, its ingredients and processing»

Summary:
The technology of critical thinking is used in this lesson. The aim of the lesson is to develop children's knowledge about oil.
Title:

Early chemistry learning: from theory to practice or vice versa?

Summary:
The work presents the content of teaching within the educational project «Family Chemistry» for primary school children and their parents in terms of explanation consistency of theory and practice for the formation of cognitive activity of pupils. It is shown that the basis of early learning chemistry is practice-oriented teaching, combines the theoretical and practical. The tasks that contribute to the development of creative children’s abilities to study chemistry are presented.
Title:

On the improvement of the Unified State Exam: section “Hydrocarbons”

Summary:
Certain problems connected with using typical tasks of the Unified State Exam are discussed in article. Examples of inaccuracies and mistakes in organic chemistry tasks, in particularly, in the tasks on the topic “Hydrocarbons” are analyzed. Several ideas on improving the examination tasks are suggested.
Title:

On studying sorption processes

Summary:
We have analyzed the main historical periods of sorption studies. The contribution of Russian scientists made in this subject is mentioned. The fundamental theories of sorption studies are discussed.
Title:

Guidelines for planning and implementation agronomic experiments

Summary:
Organizing students’ research is one of the main forms of creative work which requires the use of modern information technologies providing access to the necessary specialized databases, data banks, sources of information, etc. Many teachers are faced with the problem of choosing experimental research methods that can be used in carrying out research work. The guidelines for organizing and carrying out agrochemical experiments for project and research activities in chemistry, ecology, and the basics of agriculture are suggested in the article.
Title:

Realization of practice-oriented project on chemical composition of river water

Summary:
The results of chemical research of water in rivers Ufa and Bayki are presented. Chromatographic, voltamperometric and other techniques were used. The results obtained are within the MPC and characterize the water of rivers as environmentally suitable for human use.
Title:

Тhe mystery of the nanoworld

Summary:
Liesegang ring formation as an example of self-organization in the nanoworld is discussed. The technique for obtaining periodic structures in school laboratory is given. The conditions for the formation of a clear structure of periodic precipitation are described.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.