Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2016 № 2

Русская версия
English version
Заголовок:

Когнитивный подход как основа развития профессионализма учителя

Список литературы:
  1. 1. Когнитивный подход. Научная монография / Отв. ред. – академик РАН В. А. Лекторский. ‑ М.: «Канон + РООИ «Реабилитация», 2008.
  2. 2. Friesen, N., Feenberg. A. ‘Ed Tech in Reverse’: Information technologies and the cognitive revolution // Educational Philosophy and Theory, volume 39, No. 7, 2007.
  3. 3. Брунер Д. Культура образования. — М.: Просвещение, 2006.
  4. 4. Левина Л. С. О профессиональном стандарте педагога: интервью с Евгением Александровичем Ямбургом, директором центра образования № 109 Москвы // Химия в школе. – 2013. – № 4. – С. 2-7.
  5. 5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Омега-Л, 2014.
  6. 6. Обучение получит нетрадиционную ориентацию // Московский комсомолец URL: http://www.mk.ru/social/2013/07/28/890658-obuchenie-poluchit-netraditsionnuyu-orientatsiyu.html (дата обращения: 06.12.15).
Аннотация:
Основная цель статьи в том, чтобы показать значимость когнитивной науки для развития профессионализма учителя. Автор акцентирует внимание на особенностях современного этапа развития системы образования, указывая на необходимость знаний в области практической психологии и физиологии для современного учителя.
Заголовок:

Химия без логических разрывов. Скорость реакции и химическое равновесие.

Список литературы:
  1. 1. Мануйлов А. В. Серия статей «Химия без логических разрывов»: О волновой модели атома // Химия в школе. – 2013. – № 4. – С. 44-49. Единая природа химической связи // Химия в школе. – 2014. – № 2. – С. 51-58. Современная Периодическая система // Химия в школе. – 2014. – № 6. – С. 54-60. Превращения энергии в химических реакциях // Химия в школе. – 2015. – № 4. – С. 6-13.
  2. 2. Ильин И. Теория и опыт // Химия и жизнь. – 1979. – № 1. – С. 87.
  3. 3. Ерёмин В. В., Каргов С. И., Кузьменко Н. Е. Задачи по физической химии. - Ч. 2. - Гл. 1. Химическая кинетика. 1. Основные понятия и постулаты химической кинетики / Под ред. В. В. Лунина. – М.: МГУ. – Режим доступа: – www.chem.msu.su/rus/teaching/eremin/1-2.html
  4. 4. Филсет С. Экспериментальные основы химической кинетики / Кемпбел Дж. Современная общая химия. – М.: Мир, 1975. – Т. 2. – С. 186, 197.
  5. 5. Справочник химика / Под ред. Б. П. Никольского. - М.: Химия, 1965. - Т. III. - С. 865-869, 878.
  6. 6. Бажин Н. М., Пармон В. Н. Начала физической химии. – М.: ИНФРА-М, 2015.
  7. 7. Мануйлов А. В., Родионов В. И. Основы химии для детей и взрослых. – М.: Центрполиграф, 2015. – Интернет-версия: – www.hemi.nsu.ru – Глава 9.
  8. 8. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Квадратные уравнения в конкурсных и олимпиадных задачах // Химия в школе. – 2015. – № 4. – С. 36-42.
Аннотация:
В статье обсуждаются методические трудности, возникающие при изучении в школе темы «Скорость химической реакции и химическое равновесие». Рассматриваются способы составления кинетических уравнений, определения константы скорости реакции. Приводится иллюстративный материал на примере кинетических параметров некоторых гомогенных и гетерогенных реакций. Обсуждается роль энергии активации в протекании химических реакций. Даются примеры задач на скорость реакции и химическое равновесие.
Заголовок:

Учителю и учащимся о ЕГЭ-2016

Аннотация:
В статье рассматриваются структура экзаменационной модели ЕГЭ 2016 г., даны комментарии к изменениям, принятым в сравнении с работой 2015 г., приведены характеристики КИМ для проведения ЕГЭ в 2016 г. и заданий, которые будут включены в варианты экзаменационной работы, а также общие рекомендации по выполнению заданий различного типа.
Заголовок:

Каким быть УМК к курсу по выбору

Список литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. – М.: Просвещение, 2013. - (Стандарты второго поколения).
  2. 2. Шустов С. Б., Шустова Л. В., Горбенко Н. В. Программа курса по выбору «Химические аспекты экологии» для старших классов общеобразовательных организаций. — М.: Русское слово — учебник, 2016.
  3. 3. Шустов С. Б., Шустова Л. В., Горбенко Н. В. Химические аспекты экологии: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных организаций. Курс по выбору. — М.: Русское слово — учебник, 2015.
  4. 4. Шустов С. Б., Шустова Л. В., Горбенко Н. В. Рабочая тетрадь к учебному пособию С. Б. Шустова, Л. В. Шустовой, Н. В. Горбенко «Химические аспекты экологии» для старших классов общеобразовательных организаций. — М.: Русское слово — учебник, 2015.
  5. 5. Горбенко Н. В., Тупикин Е. И., Шустов С. Б. Методические рекомендации к учебному пособию С. Б. Шустова, Л. В. Шустовой, Н. В. Горбенко «Химические аспекты экологии» для старших классов общеобразовательных организаций. — М.: Русское слово — учебник, 2015.
  6. 6. Горбенко Н. В., Карпов Г. М. Из опыта формирования и развития универсальных учебных действий при изучении темы «Неметаллы» // Химия в школе. – 2014. ‑ № 7. – С. 16.
Аннотация:
В статье представлен учебно-методический комплект к курсу по выбору для учащихся старших классов «Химические аспекты экологии».
Заголовок:

Системно-деятельностный подход при изучении водорода

Аннотация:
Данная статья представлена в виде разработки конспекта нетрадиционного урока по теме «Водород». Конспект разработан на основе системно-деятельностного подхода с учетом стилей учения учащихся. Данная разработка может быть применена как на уроках в 8 классе, так и 9, 11 классах.
Заголовок:

Усвоение новых знаний: урок погружения

Список литературы:
  1. 1. Гузеев В. В. Поколения образовательных технологий: интегральные технологии // Химия в школе. ‑ 2003. № 10. – С. 16‑24.
  2. 2. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Неорганическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 2011.
  3. 3. http://school-collection.edu.ru/catalog/
Аннотация:
Авторы предлагают интегрированный урок химии и физики по теме «Физические и химические свойства воды». Это урок погружения, структурированный на основе интегральной технологии. Этим занятием учитель физики повторяет и расширяет знания учащихся о физических свойствах веществ на примере воды, учитель химии начинает изучение химических свойств воды.
Заголовок:

Обобщение по теме "Неметаллы"

Список литературы:
  1. Воробьёва Н. Е. Неизвестное в известном // Химия в школе. – 2014. ‑ № 2. – С. 39‑41.
  2. Горбенко Н. В., Карпов Г. М. Из опыта формирования и развития универсальных учебных действий при изучении темы «Неметаллы» // Химия в школе. – 2014. ‑ № 7. – С. 16‑19.
  3. Сараева Н. М. Урок в 9-м классе по теме «Металлы» // Химия в школе. – 2013. ‑ № 2. – С. 38‑40.
  4. Стёпина И. И. О развитии у учащихся способности схематизации // Химия в школе. – 2014. ‑ № 8. – С. 26‑27.
Аннотация:
Цель урока – поиск нестандартной формы обобщения большого объёма материала. Для достижения цели используются межпредметные связи, творческие задания, практические умения учащихся. Материал урока способствует развитию у учащихся умения устанавливать логические связи, переходить от частного к общему. Разнообразие методов обучения (словесный, иллюстративный, наглядный, проблемно-поисковый) делают урок современным и развивающим. Предложенная форма урока универсальна, так как ее можно использовать при изучении любой подгруппы элементов.
Заголовок:

Из опыта организации повторения и обобщения материала

Список литературы:
  1. Лидин Р. А., Аликберова Л. Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.
Аннотация:
Данная работа адресована учителям химии 9 класса, но может быть использована при обобщении материала за курс средней школы и подготовке школьников к экзаменам. По каждой теме приведены 10-12 упражнений с множественным выбором. Они направлены на закрепление знаний по таким вопросам, как строение атома, положение элемента в Периодической системе химических элементов, физические и химические свойства веществ, а также их получение и применение. Учитель может использовать данные упражнения в качестве домашнего или контрольного задания.
Заголовок:

Когнитивная технология: диагностика усвоения знаний

Список литературы:
  1. Бершадский М. Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения // Библиотека журнала «Директор школы». – М.: Сентябрь,.2011.
  2. www.in-exp.ru/authors/Бершадская%20Е.А.%20Бершадский%20М.Е..html
Аннотация:
В статье приводятся примеры заданий для диагностики усвоения знаний учащимися с использованием методик «Аналогии», поиск существенных признаков, работа с «Картой понятий», «Исключение лишнего», «Множественный выбор» по теме «Кислородсодержащие органические вещества».
Заголовок:

К изучению свойств растворов.

Список литературы:
  1. Болдырев А. И. Демонстрационные опыты по физической и коллоидной химии: Учебное пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1976.
  2. Скворцова Н. Н., Горбунова В. В., Балашев К. П. Химия: Учебное пособие для студентов вузов нехимических специальностей, обучающихся по естественно-научному направлению. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы по изучению свойств растворов в школьном курсе химии. Представлена дополнительная информация по осмотическим явлениям. Особое внимание обращается на проведение демонстрационного и лабораторного эксперимента в системах с полупроницаемыми плёнками.
Заголовок:

«Домашняя химия»: как снизить опасность её использования

Аннотация:
Авторы предлагают информационно-образовательные материалы для учащихся различных возрастных групп по теме «Опасные химические вещества в быту».
Заголовок:

Театрализованное занятие для старшеклассников «Вспоминая былое»

Аннотация:
Театрализованный урок по химии в 10 классе, построенный на основе интеграции знаний по химии, истории, литературе, музыке позволяет не только закрепить знания по теме «Диеновые углеводороды» (синтез С.В.Лебедева – получение бутадиена из спирта, производство бутадиенового каучука), но и вспомнить страницы истории, связанные с Великой Отечественной войной. Урок способствует активному, комплексному усвоению знаний, направлен на развитие коммуникативных качеств и творческих способностей обучающихся, позволяет в эмоциональной и запоминающейся форме закрепить в памяти обучающихся факты, являющиеся необходимой частью самосознания гражданина и патриота своей Родины.
Заголовок:

Ток-шоу «Химия вчера, сегодня, завтра»

Аннотация:
Автор рассказывает о внеклассном мероприятии «Химия: вчера, сегодня, завтра», проведённом в виде ток-шоу с учащимися 11-го класса. В ходе мероприятия используются компьютерная презентация, видеофрагменты, подготовленные учащимися. Старшеклассники ведут дискуссию, отстаивают свою точку зрения.
Заголовок:

Предшественница атомного века (К 120-летию со дня рождения Иды Ноддак).

Список литературы:
  1. Венецкий С. И. О редких и рассеянных. – М.: Металлургия, 1987.
  2. Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. – М.: Высшая школа, 1991.
  3. Гернек Ф. Пионеры атомного века. (Великие исследователи от Максвелла до Гейзенберга.) - М.: Прогресс, 1974.
  4. Казаков Б. Превращение элементов. – М.: Знание, 1977.
  5. Популярная библиотека химических элементов. - В 2-х кн. – М.: Наука, 1982.
  6. Рич В. Охота за элементами. – М.: Химия, 1982.
  7. Трифонов Д. Н., Трифонов В. Д. Как были открыты химические элементы. – М.: Просвещение, 1980.
  8. Фигуровский Н. А. Открытие химических элементов и происхождение их названий. – М.: Наука, 1970.
  9. Юнг Р. Ярче тысячи солнц. – М.: Атомиздат, 1960.
Аннотация:
В статье рассказывается о жизни и деятельности известного немецкого химика и физика Иды Ноддак. Её основные исследования относятся к области неорганической химии, геохимии редких и рассеянных элементов, космохимии и рентгеноспектральному анализу. И. Ноддак прославилась двумя важными достижениями в науке: совместно с мужем В. Ноддаком она открыла новый химический элемент рений, а также вошла в историю науки как учёный, первым высказавшим идею деления ядер урана под действием нейтронов.
Title:

The cognitive approach as a basis of developing professionalism of teachers

Summary:
The main purpose of the article is to demonstrate the importance of cognitive science for the developing teacher professionalism. The author focuses on the features of the current stage of development of the education system, pointing to the need for knowledge in the field of practical psychology and physiology of the modern teacher.
Title:

Chemistry without logical gaps. The reaction rate and chemical equilibrium.

Summary:
The paper discusses methodological difficulties in learning at school the topic «The chemical reaction rate and chemical equilibrium». The methods of finding the kinetic equations and determining the reaction rate constant. An illustrative example of material on some of the kinetic parameters of homogeneous and heterogeneous reactions. The role of the activation energy in chemical reactions. Are examples of tasks on the reaction rate and chemical equilibrium.
Title:

For teachers and students about the Unified State Exam-2016

Summary:
The structure of the Unified State Examination model-2016 is considered in the article. Comments to the changes accepted in comparison with the exam-2015 are given. Characteristics of KIM for carrying out Unified State Examination in 2016 and tasks which will be included in examination-paper options as well as general recommendations on performing tasks of various types are provided.
Title:

What the study complex for the elective course should be

Summary:
The article presents the study complex for the elective course for the 11-graders «Chemical aspects of the ecology».
Title:

System- activity approach to studying hydrogen

Summary:
This article is presented in the form of the material for an unconventional lesson on "Hydrogen". The lesson is based on a system- activity approach, taking into account students' learning styles. This material can be used at the lessons in grades 8 and 9, 11.
Title:

Assimilation of new knowledge: immersion lesson

Summary:
Authors offer an integrated lesson of chemistry and physics on the theme "Physical and chemical properties of water". It is the immersion lesson structured on the basis of integrated technology. The teacher of physics helps revise and expand pupils’ knowledge of physical properties of substances on the example of water, the teacher of chemistry begins teaching chemical properties of water.
Title:

Generalization of knowledge on the theme «Nonmetals»

Summary:
The purpose of the lesson is the search for unconventional forms of generalization of a large amount of material. To achieve the purpose, interdisciplinary communication, creative activities, practical skills of students are used. The lesson encourages student's ability to establish logical connections, to move from particulars to generals. A variety of teaching methods (verbal, illustrative, descriptive, problem and search) makes the lesson modern and developing. The proposed form of the lesson is universal, because it can be used in studying any subgroup of elements.
Title:

From experience of organizing revision and generalization of the material

Summary:
This paper is for chemistry teachers teaching 9-graders, but can be used for generalizing the material in the course of secondary school and preparing students for final exams. There are 10-12 exercises of this type in each block. Each of them is devoted to one chemical element and substances containing this element. They are aimed at consolidating the students' knowledge of such issues as the structure of the atom, the position of the element in the periodic table of chemical elements, physical and chemical properties of substances, as well as their production and use. Teachers can use these exercises for homework or tests.
Title:

Cognitive technology: tasks for the diagnostics of learning results

Summary:
The article gives examples of tasks for the diagnosis of learning by students using techniques "analog", search for the essential features of the work with the "Concept map", "Exclusion of excess", "Multiple Choice" on the theme "Оxygen-containing organic substances."
Title:

About studying chemical properties of solutions

Summary:
The article considers the issues of studying chemical properties of solutionsin high school chemistry course. In the article there are also presented additional information on the osmotic phenomena. Particular attention is paid to the demonstration and laboratory experiments in systems with a semipermeable membrane.
Title:

“Home chemistry”: how to identify and reduce the danger of the use of chemicals in everyday life

Summary:
The authors offer information and educational materials for students of different age groups on “Hazardous chemicals in the home”.
Title:

The teatral lesson for high school students «Remembering the Past»

Summary:
The theatrical lesson in chemistry in the 10th form is based on the integration of knowledge in chemistry, history, literature, music and allows us to consolidate the knowledge on "Diene hydrocarbons" (S. V. Lebedev synthesis - obtaining butadiene from alcohol, production of butadiene rubber), and to recall the pages of history associated with the Great Patriotic War. The lesson promotes active, comprehensive assimilation of knowledge, develops communication skills and creative abilities of students, allows to consolidate facts in the emotional and memorable way that is a necessary part of self-awareness of a citizen and patriot of his Motherland.
Title:

Talk-show “Chemistry yesterday, today and tomorrow”

Summary:
A scenario of the extracurricular school event “Chemistry yesterday, today and tomorrow” held as a talk-show with the students of the eleventh grade is suggested. Such forms as computer presentations and videos prepared by the students are used in the show. High school students enjoy this type of activities where they can have a heated discussion, express their opinions and dispute their views.
Title:

The predecessor of the atomic age

Summary:
The article describes the life and work of the famous German chemist and physicist Ida Noddack. Her main research related to the field of inorganic chemistry, geochemistry of rare and dispersed elements, space chemistry and X-ray analysis. Mainly Ida famous two important achievements in science - together with her husband Walter Noddack she opened a new chemical element rhenium and went down in history as a scientist, first suggested the idea of nuclear fission of uranium by neutrons.
Связаться с нами