Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2016 № 10

Русская версия
English version
Заголовок:

Как создать проблемную ситуацию в ходе урока-исследования

Спиоск литературы:
  1. 1. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. – 1999. - № 10. - С. 152-158.
  2. 2. Абрамова С. И. Урок-исследование по теме «Физические и химические явления» // Химия в школе. – 2015. - № 7. - С. 12-16.
  3. 3. Золотавина Е. А. Урок-исследование при изучении количественных отношений в химии // Химия в школе. – 2015. - № 10. - С. 14-19.
  4. 4. Педагогика и психология: теории и технологии: Курс лекций: в 2 ч. Ч. 1: Учебное пособие / Под. ред. проф. Л. И. Гриценко. – М.: Планета, 2012. - С. 110.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности организации исследовательской деятельности обучающихся на уроке; подробно описан этап выделения и формулирования проблемы; приведены типы проблемных ситуаций с примерами, используемыми на уроках химии.
Заголовок:

Новые имена в химии: нихоний, московий, теннессин, оганессон

Спиоск литературы:
  1. 1. Д.И. Мустафин, Дж. Джанинотто. Новые элементы Периодической системы Д.И. Менделеева. // Химия в школе. – 2016. – №3. – С. 6-8.
  2. 2. Names and symbols of the elements with atomic numbers 113, 115, 117 and 118. URL: https://iupac.org/recommendation/names-and-symbols-of-the-elements-with-atomic-numbers-113-115-117-and-118/
Аннотация:
В статье подробно рассказывается об открытии четырех новых химических элементов. Статья также содержит обзор информации о синтезе искусственных химических элементов, в том числе трансактинидов.
Заголовок:

Конструирование и анализ системы познавательных заданий

Спиоск литературы:
  1. 1. Мещерякова Л. М., Шалашова М. М., Оржековский П. А. Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий // Химия в школе. – 2013. – № 1. – С. 9-12.
  2. 2. Шалашова М. М. О средствах достижения предметных и метапредметных результатов обучения // Химия в школе. – 2016. – № 4. – С. 7-10.
  3. 3. Миренкова Е. В., Пак М. С. Продуцирование знаний в процессе собственной познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. – № 10. – С. 7-13.
  4. 4. Миренкова Е. В., Пак М. С. Система заданий в формировании универсальных познавательных умений // Химия в школе. – 2015. – № 7. – С. 17-22.
  5. 5. Фёдоров Б. И. Курс повышения квалификации учителей «Логико-информационные технологии обучения» ЛИТО. - СПб.: АППО, 2010.
  6. 6. Миренкова Е. В. Система методического обеспечения формирования познавательных универсальных умений учащихся при обучении химии: монография. – Смоленск: СмолГУ, 2016.
  7. 7. Основные результаты международного исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2011. Аналитический отчёт / М. Ю. Демидова и др. - М.: МАКС Пресс, 2013.
Аннотация:
В статье раскрываются два подхода к конструированию познавательных заданий и учебно-познавательных диалогов. Приведены критерии комплексного методического анализа системы познавательных заданий для урока химии.
Заголовок:

Наш подход к определению уровня обученности

Аннотация:
В статье на примере цепочки превращения железа и его соединений предлагается проверка уровня обученности выпускника средней школы. Предложенная схема превращений может быть также использована для систематизации и обобщения материала. Применение аналогичных заданий позволяет экономить время, устанавливать внутренние и внешние связи между классами неорганических соединений, производить перекодирование информации, т. е. перевод текстовой информации в химические знаки, формулы, уравнения реакций.
Заголовок:

Урок по теме «Химические свойства оксидов»

Аннотация:
Методическая разработка предполагает изучение химических свойств кислотных и основных оксидов с использованием системно-деятельностного подхода. Для открытия новых знаний применяются теоретический способ и эксперимент. Раскрывается смысл изучения свойств веществ.
Заголовок:

Об использовании рельефно-графических пособий

Спиоск литературы:
  1. 1. Першин В. Г. Рельефная наглядность в системе обучения и эстетического воспитания лиц с нарушением зрения. - М.: Центральное полиграфическое УПП МГП ВОС,1985.
  2. 2. Петров Ю. И., Руцкая Е. Н. Особенности восприятия рельефно-графических пособий незрячими. - М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1993.
  3. 3. Тупоногов Б. К. Использование рельефно-графических пособий по биологии и химии. М.: Центральное полиграфическое УПП МГП ВОС, 1985.
  4. 4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
Аннотация:
В статье рассматривается использование рельефно-графических пособий, которые способствуют формированию у слепых правильных предметно-пространственных представлений об окружающем мире.
Заголовок:

Об использовании компьютерных моделей на уроках органической химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Marek M. Molekulární modely ve výuce organické chemie. Praha, 2013. Rigorózní práce.
  2. 2. PC Spartan Pro User´s Guide, 1999. Irvine: CA Wavefunction.108 s. ISBN 1-890661-09-0.
  3. 3. Myška K., Kolář K., a Marek M. Vzorce, modely a počítačová grafika ve výuce chemie. Vyd. 1. Hradec Králové: Gaudeamus, 2006, 76 s. ISBN 80-7041-979-2.
  4. 4. Kolář K., Myška K., Doležal R., a Marek M. Počítačové modely ve výuce chemie. Vyd. 1. Hradec Králové: Gaudeamus, 2006, 74 s. ISBN 80-7041-991-1.
  5. 5. Myška K. Multimediální opora s podporou molekulárního modelování. Hradec Králové: Univerzita Hradec Králové, 2005.
  6. 6. Shusterman G. P., Shusterman A. J. Journal of Chemical Education, 74, 771 (1997).
  7. 7. Hehre W. J., Shusterman A. J., Nelson J. E. The Molecular Modeling Workbook for Organic Chemistry, Wavefunction, Inc., Irvine 1998.
Аннотация:
Химия принадлежит к абстрактным учебным предметам. Важно на уроках применять материалы, которые поддерживают воображение учащихся. В статье рассматриваются компьютерные модели, как средство, которое помогает учащимся при осваиванию учебного материала. Модели показывают расположение электронной плотности в молекуле вещества. На основе моделей можно узнать химические свойства определенной молекулы вещества. Приведены конкретные вопросы, которые можно с помощью компьютерных моделей решать. Представлены конкретные примеры химических веществ и сопоставление свойств определенных веществ.
Заголовок:

Сравнительный анализ способов решения расчётных задач

Спиоск литературы:
  1. 1. Дерябина Н. Е., Молчанова Г. Н. К вопросу об альтернативных способах решения расчётных задач по химии // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе. — ВГУ им. П. М. Машерова, Витебск, 2016. — С. 49–51.
  2. 2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 г. Единого государственного экзамена по химии. [Электронный ресурс] / http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
  3. 3. Дерябина Н. Е., Молчанова Г. Н. Нестандартные решения стандартных задач // Химия в школе. — 2016. — № 9. — С. 25–32.
  4. 4. Каверина А. А., Медведев Ю. Н., Молчанова Г. Н. и др. Единый государственный экзамен. Химия. Комплекс материалов для подготовки учащихся: Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2016.
  5. 5. Ахметов М. А. Математические методы решения расчётных задач по химии (в помощь слушателям курсов повышения квалификации учителей химии). — Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.
  6. 6. Ахметов М. А., Мусенова Э. А. К решению типовых расчётных задач: стратегия выдвижения гипотез // Химия в школе. - 2011. - № 9. - С.40-41.
  7. 7. Турчен Д. Н. От закрытых задач к открытым. Методика обучения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - Том 7. - № 3 (2015). http://naukovedenie.ru/PDF/42PVN315.pdf
  8. 8. Миренкова Е. В. Разные способы решения одной задачи // Химия в школе. — 2008. — № 5. — С. 52–53.
  9. 9. Дерябина Н. Е. Обобщённый метод решения расчётных задач // Химия в школе. — 2008. — № 1. — С. 18–26.
  10. 10. Дерябина Н. Е. Решение расчётных задач с помощью обобщённого метода // Химия в школе. — 2008. — № 4. — С. 43–50.
Аннотация:
В статье обсуждаются характеристики способов решения расчётных задач, отношения между ними а также критерии оптимальности способа решения. Показано, что обучение школьников различным способам решения стандартных задач может способствовать формированию умений решать задачи нестандартные, задачи повышенной сложности.
Заголовок:

Формирование УУД при решении расчётных задач

Спиоск литературы:
  1. 1. Ерыгин Д. П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии. - М.: Просвещение, 1989.
  2. 2. Иванова Р. Г., Городилова Н. А., Добротин Д. Ю. Общая методика обучения химии в школе / Под ред. Р. Г. Ивановой. – М.: Дрофа, 2008.
  3. 3. Штремплер Г. И. Методика решения расчётных задач по химии. – М.: Просвещение, 2001.
Аннотация:
Статья посвящена разработке алгоритмических предписаний, являющихся важным средством формирования универсальных учебных действий обучающихся при решении расчетных задач по химии. Приведены примеры алгоритмов решения задач по темам «Термодинамика» и «Химическая кинетика».
Заголовок:

Учим конструировать приборы для получения и собирания газов

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx
  2. 2. Верховский В. Н., Смирнов А. Д. Техника химического эксперимента. Пособие для учителя. – В 2 т.: Т. 2. – 6-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 1975. – 368 с.
  3. 3. Волкова С. А., Куприянова Н. С., Пустовит С. О. Формирование универсальных умений учащихся в свете требований ФГОС // Химия в школе. – 2014. - №1. – С. 61-69.
  4. 4. Кряжева Е. В. Развитие технического мышления у будущих специалистов на основе межпредметной интеграции // Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. – Ярославль: 2009. – 179 с.
  5. 5. Горбунова Т. В., Терешков В. А. Формирование конструкторско-технологических умений как ключевой компетенции педагога профессионального образования // Образование и наука. – 2007. - №2 (44). – С. 42-51.
  6. 6. Граник Г. Г. Психологическая модель процесса формирования умения // Вопросы психологии. – 1979. – №3. – С. 56 – 65.
  7. 7. Плетнер Ю.В., Полосин В.С. Практикум по методике преподавания химии. Учеб. пособие для студентов хим. специальностей пед. ин-тов. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1977. – 207 с.
Аннотация:
В статье раскрываются особенности поэтапного формирования у учащихся умений конструировать простейшие приборы для получения и собирания различных газообразных веществ с учётом их свойств и условий проведения химических реакций. Внимание уделяется не только технике химического эксперимента, но и формированию у обучающихся знаний методологического характера.
Заголовок:

Работы русских учёных в области химии силикатов

Спиоск литературы:
  1. 1. Безбородов М. А. М. В. Ломоносов и его работа по химии и технологии силикатов. – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
  2. 2. Безбородов М. А. Физическая химия силикатов в трудах русских учёных XVIII в. // Природа. - 1948. - № 7. - С. 70-74.
  3. 3. Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: Молодая гвардия, 1955.
  4. Соколов Р. С. Химическая технология. Т. 1. – М.: Владос, 2000.
  5. 4. Угрюмов П. Г., Гусева И. В. Силикаты в народном хозяйстве // Химия в школе. - 1974. - № 3. - С. 6-17.
Аннотация:
Статья представляет собой обзор истории производства и использования искусственных силикатных материалов, в первую очередь стекла. Особое внимание уделено работам русских учёных 18 века М. В. Ломоносова и К. Г. Лаксмана.
Заголовок:

Фруктовые соки: состав и качество

Аннотация:
Предлагается сценарий научно-практической конференции по актуальной в наше время проблеме «Качество пищевых продуктов», посвящённой фруктовым сокам. Были подобраны статистические данные и полезная информация по данной теме; проведены химические опыты, иллюстрирующие содержание витамина С в соках промышленного производства и свежевыжатом соке, а также анкетирование и конкурс тематических газет. После конференции была организована рефлексия.
Заголовок:

Химический квест: увлекательно и полезно

Спиоск литературы:
  1. Азимов А. Сила привычки // Вокруг света. – 1990. – № 8. – С. 52-65.
  2. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (дата обращения: 23.03.2016).
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности химического квеста как одного из активных методов обучения и способа повышения познавательного интереса школьников. Автор предлагает разработку квеста, рассматривает подходы к его подготовке и проведению, описывает эффекты и риски.
Title:

Features of creation of problem situations in the course of research activity

Summary:
The article discusses the features of the organization of research activity of students at the lesson. The stage of determination and formulation of the problem is described in detail. Types of problem situations with examples used in chemistry lesson are given.
Title:

New names in chemistry: nihonium, moscovium, tennessine, oganesson

Summary:
The discovery of four new chemical elements is described in detail. The review of information about the synthesis of man-made chemical elements including transactinides is presented.
Title:

Design and analysis of cognitive tasks

Summary:
The article describes two approaches to the design of cognitive tasks and cognitive dialogues. The criteria of a comprehensive methodological analysis of the system of cognitive tasks for the chemistry lesson are provided.
Title:

Our aproach to evaluating the level of students’ chemical knowledge

Summary:
In article on the example of a chain of transformation of iron and its compounds Using chains of chemical transformations as a tool for evaluating the level of students’ knowledge in chemistry is offered. A task on transformations of iron and its compounds is given as an example. Similar schemes of transformations can be also used for systematization and generalization of knowledge. Application of similar tasks enables teachers to save time, to explain genetic linkage between major classes of inorganic compounds, to develop students’ informational skills, i.e. the translation of text information into chemical signs, formulas and equations.
Title:

Lesson «Chemicals properties of oxides»

Summary:
The author suggests methodological recommendations for studying chemical properties of oxides using system- activity approach. The meaning of studying properties of substances is revealed.
Title:

On using relief and graphic supporting materials

Summary:
The article deals with using relief and graphical supporting materials which help the blind students to form correct subject and spatial ideas about the surrounding world.
Title:

On using computer models at the lessons of organic chemistry

Summary:
Chemistry belongs to the abstract school subjects. Special attention should be paid to the lessons in which various materials supporting the imagination of the students are used. The article examines computer modeling as a tool that helps students to acquire knowledge. The models discussed demonstrate the distribution of electron density in the molecules of compounds. Using these models enables student to deduce chemical properties of substances. Several specific questions to be solved with the aid of the computer are listed. Some examples of certain chemicals compounds are included. Comparison of chemical properties of these substances is made.
Title:

Comparative analysis of ways of solving calculation tasks

Summary:
Different ways of solving calculation tasks are discussed, as well as characteristics and relationship between these ways regarding the criteria of optimality. It is shown that teaching students different ways of solving regular tasks may contribute to the formation of skills to solve non-standard problems and, moreover, tasks of high complexity.
Title:

Forming learners’ universal educational activities in solving calculation problems

Summary:
The article deals with the design of the algorithms which are the important tools of forming learners' universal educational activities in solving calculation problems in chemistry. The examples of problem solving algorithms for solving calculation problems on the themes "Thermodynamics" and "Chemical Kinetics" are suggested.
Title:

On teaching to design devices for obtaining and collecting gases

Summary:
The article describes the characteristics of the gradual formation of students' skills to design simple devices for obtaining and collecting a variety of gaseous substances based on their properties and the conditions of chemical reactions. Attention is paid not only to the technique of chemical experiment, but also the formation of students' methodological knowledge.
Title:

Works of Russian scientists in the field of chemistry of silicates

Summary:
The overview of history of production and use of artificial silicate materials, glass in particular, is presented. Special attention is paid to the works of the Russian scientists of the 18th century M. V. Lomonosov and K. G. Laxman.
Title:

Fruit juices: composition and quality

Summary:
The authors offer a scenario of a students’ conference on the urgent problem «The quality of food» devoted to fruit juices. Statistical data and useful information on the topic as well as chemical experiments for determining the content of vitamin C in orange juices produced commercially and freshly squeezed juice are presented. The guided reflection procedure is carried out after the conference.
Title:

Chemical quest: interesting and useful

Summary:
The article considers the potential of chemical quests as one of the active learning methods and the way of increasing cognitive interest of schoolchildren. The author suggests the scenario of a quest, considers approaches to its preparation and realization, describes its effects and risks.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.