Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2016 № 1

Русская версия
English version
Заголовок:

Не будем опускать руки

Аннотация:
Член редколлегии журнала заслуженный учитель РФ В. Н. Головнер размышляет о целях и содержании образования, роли, которую сыграл в изменении образовательной парадигмы Единый государственный экзамен, о необходимости систематического изучения в школе начал различных наук, т. е. получения универсального образования, отличающего истинно образованного человека, а также о развитии личности средствами предмета.
Заголовок:

О проверке экспериментальных умений учащихся

Список литературы:
  1. Добротин Д. Ю. О формировании познавательной деятельности при изучении понятия «вещество» //Химия в школе. - 2004. - № 10. - С. 23-29.
  2. Иванова Р. Г., Городилова Н. А., Добротин Д. Ю. и др. Общая методика обучения химии в школе / Под ред. Р. Г. Ивановой. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Каверина А. А., Добротин Д. Ю., Молчанова Г. Н. Методические материалы по организации и проведению эксперимента в рамках Государственной (итоговой) аттестации (ГИА) выпускников IX классов по химию. - М.: ФГБНУ «ФИПИ», 2013.
  4. Каверина А. А., Добротин Д. Ю. и др. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен-2014. Химия: Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2014.
Аннотация:
В статье рассматривается актуальность включения в контрольные измерительные материалы основного государственного экзамена (ОГЭ) стандартизированных заданий, направленных на проверку экспериментальных умений; отражено соответствие содержания раздела "Экспериментальная химия" примерной программы основного общего образования, контролируемым в рамках экзамена, элементам содержания. Приведены примеры заданий, которые иллюстрируют подходы к их формулированию, а также подходы к их оцениванию.
Заголовок:

К вопросу о подготовке будущего учителя

Список литературы:
  1. 1. Нарушевич В. Н., Аршанский Е. Я. Интегративный подход.к методической подготовке будущих учителей биологии и химии.// Веснiк ВДУ. – 2011. - № 3. – С. 120-124.
  2. 2. Аршанский Е. Я. Непрерывная химико-методическая подготовка обучающихся в системе «профильный класс - педвуз - профильный класс»: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. – М., 2005.
  3. 3. Методика преподавания химии: типовая учебная программа / Министерство образования Республики Беларусь, регистр. номер ТД-А.415/тип., 25.07.2012.
  4. 4. Методика преподавания биологии и школьный эксперимент: типовая учебная программа / Министерство образования Республики Беларусь, регистр. номер ТД-А.343/тип., 03.01.2011.
  5. 5. Методика преподавания химии / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М.: Просвещение, 1984.
  6. 6. Конюшко В. С., Павлюченко С. Е., Чубаро С. В. Методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. ‑ Мн.: Книжный дом, 2004.
  7. 7. Пономарева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. Общая методика обучения биологии / Под ред. И. П. Пономаревой. – М.: Академия, 2003.
  8. 8. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Аннотация:
В статье обосновывается использование интегративного подхода к организации профессионально-методической подготовки будущих учителей биологии и химии. Сегодня в белорусских вузах подготовка будущих учителей биологии и химии осуществляется в рамках единой педагогической специальности «Биология и химия». Эта специальность предполагает 4-летний срок обучения, в результате чего выпускники получат квалификацию «Преподаватель биологии и химии». Появление такой специальности свидетельствует о необходимости поиска единых подходов к организации профессионально-методической подготовки студентов по биологии и химии, устранении дублирования учебного материала. Это же требование диктуется и необходимостью усиления практико-ориентированной направленности при подготовке будущего учителя биологии и химии.
Заголовок:

Необыкновенное путешествие капли воды

Аннотация:
Предложен урок изучения и первичного закрепления материала для учащихся 8-го класса (по программе О. С. Габриеляна). Цель урока: систематизировать основные представления о воде, её свойствах и значении в природе и жизни человека.
Заголовок:

Обобщающий урок в форме интеллектуальной игры

Список литературы:
  1. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. ‑ М.: Дрофа, 2005.
  2. Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. ‑ М.: Дрофа, 2004.
  3. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. ‑ М.: Дрофа, 2012.
  4. Гаврусейко Н. П. Проверочные работы по органической химии. ‑ М.: Просвещение, 1991.
  5. Емельянова Е. О., Иванова Р. Г. Именные реакции в органической химии. ‑ М.: Вентана-Граф, 2010.
Аннотация:
Одно из условий успешного обучения – умение вызвать интерес к предмету, вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, сделать уроки разнообразными. Этому способствуют игровые технологии. Благодаря им, уроки проходят в эмоционально благоприятной психологической обстановке, что повышает здоровьесберегающую направленность урока, развивает коммуникативные способности. Автор предлагает разработку обобщающего урока в форме интеллектуальной игры, который целесообразно проводить в конце изучения курса органической химии.
Заголовок:

Элемент № … «единственный и самый»

Аннотация:
В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от серебра до ксенона, наиболее ярко отличающих их от всех других элементов.
Заголовок:

Фракционирование крахмала на занятиях элективного курса

Список литературы:
  1. Алехина Е. А., Бельгибаева А. М., Ефремов А. Н. Исследование качества крахмала // Химия в школе. - 2015. - № 3. - С. 44-50.
  2. Артеменко А. И. Органическая химия: теоретические основы (углублённый курс). – М.: Просвещение, 1997.
  3. Березин Б. Д., Березин Д. Б. Курс современной органической химии. – М.: Высшая школа, 1999.
  4. Ким А. М. Органическая химия. – Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2004.
  5. Кочетков Н. К., Бочков А. Ф., Дмитриев Б. А. и др. Химия углеводов. – М.: Химия, 1967.
  6. Моррисон Р. Бойд Р. Органическая химия / Под ред. И. К. Коробицыной. – М.: Мир, 1974.
  7. Полевицкий Н. И. Как добыть сахар, крахмал, патоку из картофеля, овощей, зерна, плодов и ягод. – Пермь: Панорама, 1992.
  8. Рихтер М., Аугустат З., Ширбаум Ф. Избранные методы исследования крахмала. – М.: Пищевая промышленность, 1975.
  9. Семчиков Ю. Д. Высокомолекулярные соединения: Учебник для вузов. - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005.
  10. Чепурной И. П. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Данилов и Ко», 2009.
  11. Шалыгин С. П., Алехина Е. А., Бельгибаева А. М. Номенклатура и классификация органических соединений: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Омск: ООО «ИТЦ», 2012.
Аннотация:
В статье описаны строение, свойства, методики выделения крахмала из растений и его очистка, приведены источники крахмала, названы методы и описаны модифицированные методики фракционирования крахмала. Фракционирование крахмала может быть осуществлено учащимися на занятиях элективного курса с целью наглядного усвоения признака качественной реакции на крахмал.
Заголовок:

Количественное определение углеводов в растительном материале

Список литературы:
  1. 1. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Всё о пище с точки зрения химика. — М.: Высшая школа, 1991.
  2. 2. Петров К. П. Методы биохимии растительных продуктов. — Киев: Вища школа, 1978.
  3. 3. Шапиро Д. К. Практикум по биологической химии. - 2-е изд. — Минск: Вышэйшая школа, 1976.
Аннотация:
Работа посвящена количественному определению углеводов в растительном материале. Предлагаемые в работе опыты определения глюкозы, фруктозы и сахарозы могут быть использованы учителями химии, биологии, экологии на уроках и во внеурочной деятельности.
Заголовок:

Образовательный экскурс в химию углеводов

Список литературы:
  1. Баталин А., Олифсон Л. Юным химикам. - Свердловск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1970.
  2. 3онис С. А., Мазуров С. М. Лабораторно-лекционные опыты и демонстрационные материалы по органической химии. - М.: Высшая школа, 1961.
  3. Меньшиков В. В., Сутягин А. А., Лисун Н. М. Школа и вуз: из опыта организации образовательного туризма // Химия в школе. - 2013. - № 4. - С. 55-61.
  4. Орлик Ю. Г. Химический калейдоскоп: Книга для учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск.: Народна асвета, 1988.
  5. Рейнбольдт Г. Техника химического демонстрационного эксперимента. – М.: Главная редакция химической литературы, 1935.
  6. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии. Методика и техника: Пособие для учителей. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Школьная Пресса, 2000.
Аннотация:
В статье рассмотрен материал для проведения образовательного экскурса на тему «Сладкий разговор», который может быть использован для организации внеурочной деятельности. Предложены опыты, демонстрирующие уникальные свойства сахаров. Подобран интересный теоретический материал о способах получения и использования сахаросодержащих продуктов.
Заголовок:

Маргарита Перей – женщина, открывшая франций

Список литературы:
  1. Венецкий С. И. О редких и рассеянных. Рассказы о металлах. - М.: Металлургия, 1981.
  2. Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. – М.: Высшая школа, 1991.
  3. Популярная библиотека химических элементов. - М.: Наука, 1974.
  4. Трифонов Д. Н., Трифонов В. Д. Как были открыты химические элементы: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980.
  5. Фигуровский Н. А. Открытие элементов и происхождение их названий. – М.: Наука, 1970.
  6. http://www.encyclopedia.com/doc/1G2-2830906000.html
  7. www.bookrags.com/biography/marguerite-perey-woc/
  8. http://en.wikipedia.org/wiki/Francium
Аннотация:
Статья посвящена жизни и деятельности известного французского учёного, первооткрывателя химического элемента франция, первой женщине, избранной во Французскую академию наук с момента её основания в 1666 г., Маргарите Катерине Перей. Рассказывается о начале научной деятельности М. Перей в лаборатории М. Кюри, о её работе по очистке источников актиния и получению его концентрированных образцов. Описаны попытки учёных разных стран обнаружить элемент № 87, предсказанный Д. И. Менделеевым ещё в 1871 г. Рассмотрена история открытия франция, деятельность М. Перей в послевоенные годы, её работа в Центре ядерных исследований в Страсбурге. Обсуждено влияние работы с радиоактивными элементами на здоровье М. Перей.
Заголовок:

Большое химическое путешествие

Аннотация:
Автор предлагает материалы для игры «Большое химическое путешествие». Её можно проводить в форме общественного смотра знаний в 8-м классе, а также как урок повторения в 9-м классе. В игре участвуют все учащиеся класса.
Заголовок:

Химия в профессии: исследование качества лечебных средств против перхоти

Аннотация:
Перхоть – самое распространенное заболевание кожи головы. Миллионы людей, посещая салоны красоты, парикмахерские доверяют свою красоту и здоровье своих волос парикмахерам. Работа в этой сфере обслуживания требует знаний по химии, которые позволяют обоснованно выбирать средства парфюмерно-косметической промышленности и применять их в своей профессиональной деятельности. Применение лечебных шампуней против перхоти было принято за основу исследовательского проекта. Обучающиеся исследовали несколько образцов лечебных шампуней, используя такие методы, как эксперимент и наблюдение. В статье приведено подробное описание данного проекта.
Title:

There is still a grain of hope

Summary:
The associate editor of the journal, the honored teacher of the Russian Federation V.N. Golovner reflects on the purposes and the content of education; the role of the Unified State Examination in changing educational paradigm; the need for systematic studying basics of various sciences at school, i.e. getting many-sided education distinguishing truly educated person and as well as developing personality by means of the subject.
Title:

A standardized test for evaluating students’ experimental skills

Summary:
The article discusses the relevance of the inclusion in the control and measuring materials of the main state examination (ОGE) of standardized tasks designed to test experimental skills. It is shown that the content of the section "Experimental chemistry" which is included in model programs for basic general education, corresponds to the examination contents. Examples of tasks illustrating approaches to their formulation as well as to their assessment are given.
Title:

Methodological preparation of future teachers of biology and chemistry

Summary:
The article explains the use of an integrative approach to the organization of professional and methodical preparation of future teachers of biology and chemistry. Today in the Belarusian universities, preparing future teachers of biology and chemistry is carried out within a single pedagogical program "Biology and Chemistry". Training involves 4 years of study resulting in receiving a qualified teacher of biology and chemistry diploma. The emergence of such a degree indicates the need to find common approaches to the organization of professional and methodical preparation of students in biology and chemistry, eliminating duplication of educational material. This requirement is dictated by the need to strengthen the practice-oriented focus in the preparation of the future teacher of biology and chemistry.
Title:

An incredible journey of a drop of water

Summary:
The lesson of studying and primary fixing of material for pupils of the 8th class is offered (according to O. S. Gabriyelyan's program). The lesson is aimed at systematizing the main ideas of water, its properties and value in the nature and human life.
Title:

Intellectual game "Generalization of knowledge in the field of organic chemistry"

Summary:
One of successful learning conditions is the ability to generate interest to the subject, engaging students in active cognitive activity, making a variety of lessons. Role play and game technology is a promising tool to provide this condition. Due to it, the lessons take place in an emotionally favorable psychological environment, which increases the focus of health-lesson, develops communication skills. The author proposes the lesson in the form of an intellectual game, which is to be carried out at the end of the organic chemistry course.
Title:

Element № …“the only one and the most”

Summary:
The article presents data on the properties and other characteristics of the most interesting chemical elements from silver to xenon.
Title:

Fractionation of starch at the chemistry lessons of the elective course

Summary:
The article describes the structure, properties, and techniques for isolating starch from plants, cleaning, lists sources of starch are called methods, and shows modified starch fractionation techniques. Fractionation of starch can be carried out by students in the classroom elective course. This will help students to learn sign qualitative reaction for starch.
Title:

Quantitative analysis of carbohydrates in plant material

Summary:
The article is focused on the quantitative definition of carbohydrates in plant material. The experiences of definition of glucose, fructose and sucrose offered in the work can be used by the teacher of chemistry, biology, ecology at the lessons and in extracurricular activities.
Title:

Educational tour into the chemistry of carbohydrates

Summary:
The article describes material for educational tours "Sweet Talk" within the framework of extracurricular activities. The authors propose some experiments to show unique properties of sugars. An interesting theoretical material collected by the authors explains how to obtain and use sugar-containing products.
Title:

Marguerite Perey, the woman who discovered francium

Summary:
The article is devoted to the life and work of Marguerite Catherine Perey, the famous French scientist, discoverer of francium, the first woman elected to the French Academy of Sciences since its inception in 1666. The beginning of M. Perey’s scientific activity in the laboratory of M. Curie, her work on purifying actinium sources and obtaining concentrating samples of actinium are considered. The attempts of scientists from different countries to find element number 87, predicted by D.I. Mendeleev in 1871, are described. The history of the discovery of francium, M. Perey’s activity in the postwar years, her work in the Nuclear Research Centre in Strasbourg are discusses. The influence of radioactive elements on M. Perey’s health is analyzed.
Title:

Big chemical journey

Summary:
The author offers materials for the game "Big Chemical Journey". It can be used for the review of knowledge in the 8th grade as well as a repetition lesson in the 9th grade. All pupils of a class participate in the game.
Title:

Research project «Quality of anti-dandruff remedies»

Summary:
Dandruff is the most widespread head skin disorder. Millions of people visiting beauty shops, hairdressing salons entrust the beauty and health of their hair to hairdressers. Knowledge of cosmetic anti-dandruff remedies permits to use them professionally. Taking into account chemical composition of shampoos we can solve this dandruff problem. The basis of the research project was effectiveness of anti-dandruff shampoos. Students examined several items of shampoos, using experiment and monitoring. The article gives a detailed account of the project.
Связаться с нами