Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2015 № 9

Русская версия
English version
Заголовок:

О методическом сопровождении профессионального развития учителей химии Санкт-Петербурга

Аннотация:
В статье представлен опыт работы методической службы Санкт-Петербурга по созданию условий для профессионального развития учителей химии и описаны некоторые результаты из профессиональной деятельности.
Заголовок:

Водоочистка: технология и наука

Спиоск литературы:
  1. [1] Ксенофонт (пер. с с др.-греч. Соболевский С.И.) Киропедия // М.: Наука. - 1976. - С. 121-130.
  2. [2] Кожинов В.Ф. Очистка питьевой и технической воды // СПб.: Бастет. - 2008. - С. 22-34.
  3. [3] Safe water from every tap // National Academy of Science, USA - 2003. - P. 35-41.
  4. [4] Parsons S.A., Jefferson B. Introduction to Potable Water Treatment Processes // Blackwell Publishing. - 2006. - 191 P.
  5. [5] Irwin Hutten Handbook of Non-Woven Filter Media // Elsevier Science. - 2007. - P. 1 - 28.
  6. [6] Байгозин Д.В., Ситникова Ю.А., Митилинеос А.Г. Изучение сорбции тяжелых металлов в присутствии конкурирующих ионов на трех ионообменных смолах и волокнистом ионообменном материале в модельных условиях // Вода: химия и экология. - 2011. - №11. - с. 64-70.
  7. [7] Ian D. Wilson Enciclopedia of separation science // Academic Press. - 2000. - 4027 P.
  8. [8] Мулдер М. Введение в мембранную технологию // М.: Мир. - 1999. - с. 164-191
  9. [9] Байгозин Д.В., Калинкина Л.М., Митилинеос А.Г., Кынин А.Т. Конкурентная сорбция катионов меди(II) и свинца(II) на синтетических волокнистых и гранулированных ионообменных материалах // Сорбционные и хроматографические процессы - 2014. - Т. 14. Вып. 3. - с. 232-238
  10. [10] Masao Kaneko, Ichiro Ocura Photocatalysis: scirnce and technology // Springer. - 2002. - p. 157-172
  11. [11] Доклад ВОЗ <Улучшение доступа к безопасной воде в странах Европейского региона> // Всемирная организация здравоохранения. - 2010.
  12. [12] Абрамов Н.Н. Водоснабжение // М.: Стройиздат 1974 г с. 42-56
  13. [13] Байгозин Д.В. Спекуляции в водоочистке // Лженаука в современном мире: медиасфера, высшее образование, школа - Изд-во СПбГУ. 2014. с 17-21
  14. [14] Архипов М.В. Вода водопроводная и аква коммуникационная // Бюллетень <В защиту науки>. 2013 №12 с. 15-21
Аннотация:
В статье обобщаются современные представления об очистке питьевой воды, загрязнителях и методах их удаления. Делается акцент на проблемах, как научных, так и социальных, стоящих перед специалистами, работающими в этой сфере. Материал может быть полезен широкому кругу преподавателей и популяризаторов науки, например, при подготовке тематических занятий, связанных с экологией водной среды.
Заголовок:

Педагогическое сопровождение предметного и профессионального самоопределения учеников методом «Процесс-фолио».

Спиоск литературы:
  1. 1. Газман О.С. «Неклассическое воспитание». – М.,2002
  2. 2. Гембель Т.П., Гутник И.Ю., Королькова А.Ю., Силаева М.М., Тепенихина О.А., Устинова С.Э. «Процесс-фолио предметного и профессионального самоопределения учащихся. Учебно-методические рекомендации для учителей» /Под. Ред. Гутник И.Ю./ – СПб, «Свое издательство» 2014. - 42с.
Аннотация:
В статье рассматриваются пути реализации педагогического сопровождения предметного и профессионального самоопределения учеников современной школы. Для решения данной задачи предлагается метод процесс-фолио и рекомендации по работе с ним, позволяющие выстраивать ИОМ ученика.
Заголовок:

Экологическая химия: дополнительные материалы к урокам

Спиоск литературы:
  1. Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию экспериментально (практикум по экологической оценке состояния окружающей среды) — СПб, 1993. - 64 с.
  2. ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности. Дата введения 01.01.77
  3. Лурье Ю.Ю. , Рыбникова А.И. Химический анализ производственных сточных вод. М. Химия, 1974г. 4-е изд., стр. 45-54.
  4. Ляндзберг А.Р. Биоиндикация состояния пресноводного водоема с помощью донных организмов // Исследовательская работа школьников. – 2004. - №1-2. С.67-77; 58-76.
  5. Медведев Ю.Н. Качественные реакции на неорганические вещества / Медведев Ю. Н. // Химия для школьников. - 2012. - № 2. - С. 12-28
  6. Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: «Крисмас+», 2009. – 248 с.
  7. Шитиков В.К., Розенберг В.С., Зинченко Т.Д. Количественная гидроэкология: методы системной идентификации. – Тольятти: ИЭВБ РАН, 2003. – 463 с.
  8. www.mosecom.ru/air/air-normativ/
Аннотация:
В статье представлен обзор экологических проблем, связанных с некоторыми видами химических загрязнений. Описаны пути попадания загрязняющих веществ в атмосферу и природные водоемы, и механизмы формирования негативных последствий загрязнения. Приведены примеры химических опытов, которые можно использовать на занятиях, посвященных вопросам экологической химии, а также темы для возможных исследовательских работ школьников.
Заголовок:

Технология французских мастерских при изучении азота

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Омега-Л, 2014.
  2. 2. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. 4-е изд., перераб. - М.: 2012. - 288 с.
  3. 3. Габриелян О. С. Химия. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений . - М., 2013. -319 с.
  4. 4. Комаров Б.А. «Теория и практика согласованного обучения». – СПб.: БАН - 2006г.-287 с.
  5. 5. Комаров Б.А. «Система согласованного обучения. Концептуальное обеспечение: Материалы и разработки» - СПб.: гимназия №271 – 2000г. - 63.с.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора - методическая разработка урока химии в 9 классе. Цель данного урока дать характеристику азота, выявить взаимосвязь строения атома и молекулы азота с его свойствами.
Заголовок:

О развитии позитивной мотивации учащихся к выбору химических профессий

Спиоск литературы:
  1. 1. Болотов В. А. Перспективы перехода школы на профильное обучение. //Воспитание школьников, 2004, №1. – С. 2-7.
  2. 2. Ваулина Н. М. О мотивации изучения химии. //Химия, 2004, №2 – С. 53-59.
  3. 3. Гребенюк О. С. Общие основы педагогики: Учебник для вузов (О.С. Гребенюк, М.И. Рожков). – М.: Владос, 2003. – 160 с.
  4. 4. Григорович Л. А. Педагогика и психология: Учебное пособие для вузов (Л.А. Григорович, Т.Д. Мэрцинковская). – М.: Гардэреки, 2003. – 432 с.
  5. 5. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
  6. 6. Дьякович С. В. Профориентация учащихся при обучении химии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – 159 с.
  7. 7. Евстафьева Е. И. Развитие внутренней мотивации изучения химии. // Химия в школе, 2003, №2. – С. 33-40.
  8. 8. Ермаков Д. С. Профильное обучение: проблемы и перспективы. // Народное образование, 2004, №7. – С. 101-107.
  9. 9. Климов Е. А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – 2-е изд., доп. и дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.: ил.
  10. 10. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования, 2002, №4. – С. 5-22.
  11. 11. Малиновская Н. А. Развитие мотивации к профильному обучению с использованием элементов профессиональной ориентации. // Учитель, 2004, №2. – С. 13-17.
  12. 12. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для чтения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
  13. 13. Минченков Е. Е. Химия -8. – М.: Школа-пресс, 1998. – 365 с., ил.
  14. 14. Мишина Л. Г. Химический вечер в школе как средство повышения интереса учащихся к предмету. // Химия, 2004, №2. – С. 71-78.
  15. 15. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  16. 16. Петровский А. В. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, – 3-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 512 с.
  17. 17. Пинский А. А Концепция профильного обучения: все идет по плану. // Народное образование, 2004, №1. – С. 55-58.
  18. 18. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека/ Г. В. Пичугина. – М. : Дрофа, 2004.- 252, [ 4 ] с. : ил..- (Библиотека учителя).
  19. 19. Химия: Энциклопедия химических элементов/ Под. Ред. Проф. А. М. Смоленского.- М. : Дрофа, 2000. – 432 с.: ил.- (Школьная энциклопедия).
  20. 20. Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2122 «Химия». – М.: Просвещение, 1987. – 256 с., ил.
  21. 21. Чистякова С. Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассника в выборе профиля обучения // Профильная школа, 2004, №5. – С. 5-10.
Аннотация:
В статье представлены пути развития позитивной мотивации ученика. Автор попытался ответить на некоторые вопросы: из чего складывается мотивация ученика; от чего зависит положительное и отрицательное отношение к учению; какая роль учителя в управлении мотивационной сферы ученика; какие стороны мотивации у ребёнка не сформированы; в каком случае он не хочет учиться, а в каком мы взрослые не научили его так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась.
Заголовок:

Интеграция учебных предметов как способ формирования мировоззрения

Спиоск литературы:
  1. 1. Балагурова, М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира/ М.И. Балагурова. – М.:Просвещение, 2006. – 3с.
  2. 2. Горностаева, З.Я. Проблема интеграции в современном образовании/ З.Я. Горностаева.//Открыт. Школа, 1998. - №2 – 10с.
  3. 3. Кларин, М.И. Технологии обучения: идея и реальность/ М.И. Кларин. – Рига, 1999. – 256с.
  4. 4. Кропотова, Л.А. Проектирование и анализ современного урока/ Л.А. Кропотова. – Новокузнецк, 2001 – 310с.
  5. 5. Кулагин, П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. – М., 1980.
  6. 6. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2001.
  7. 7. Лаптева, В.В. Модернизация общего образования: оценка результатов. Кн. для учителя/ В.В. Лаптева. – СПб.: Союз, 2002. – 310с.
  8. 8. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. – М.: Просвещение, 2001.
  9. 9. Мельник, Э.Л., Корожнева, Л.А. Интегрированное обучение в средней общеобразовательной школе: теория и практика/ Э.Л. Мельник, А.Л. Корожнева. – СПб.. 2003. – 546с.
  10. 10. Михайлова, О.С. Интеграция, как методическое явление/ О.С. Михайлова. – Ростов-на-Дону, 2009. – 48с.
  11. 11. Петраков, Л.Р. Интегрированный урок – форма учебного занятия. Открытый урок/ Л.Р. Петраков// Первое сентября, 2006. – 15с.
  12. 12. Петренко, Л.А. Интегрированный урок, как форма учебного занятия. – Фестиваль педагогической идеи «Открытый урок»// Л.А. Петренко. – Первое сентября, 2005. – 13с.
Аннотация:
В статье представлен опыт разработки и использования системы интегрированных уроков по биологии и химии, проводимых с целью формирования целостного мировоззрения для детей, заинтересованных в сдаче ЕГЭ.
Заголовок:

Активные методы обучения при изучении нового материала

Аннотация:
В статье автором представлен урок, с применением технологии АМО (активные методы обучения). Данная технология обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся на уроке, что очень важно на современном этапе. Активные методы обучения позволяют организовать на уроке игровое действо, творческий характер обучения, коммуникацию, исследовательскую деятельность, что в свою очередь, обеспечивает качество и эффективность образовательного процесса.
Заголовок:

Обобщающий урок по теме «Валентность»

Аннотация:
Приведена разработка урока в рамках системно-деятельностного подхода. Предложены методические материалы, направленные на формирование логического мышления, умения извлекать и интерпретировать информацию, представленную разными способами, создание устойчивой мотивации к учению.
Заголовок:

Окислительно-восстановительные реакции вокруг нас

Спиоск литературы:
  1. 1. Хомченко Г. П., Севастьянова К. И., Окислительно-восстановительные реакции, 2 изд., М., 1980;
  2. 2. Габриелян О.С. Химия-11. Дрофа, 2003
  3. 3. Карцова А.А, Левкин А.Н. Химия-11(профиль). Вентана–Граф, 2013
  4. 4. http://gallerix.ru/album/Vincent-Van-Gogh
  5. 5. https://ru.wikipedia.org
Аннотация:
В статье представлена подробная разработка обобщающего урока по теме «Окислительно-восстановительные реакции» для учащихся 11 класса в помощь начинающему учителю. Урок сопровождается презентацией SMART notebook.
Заголовок:

Технология case-study в решении расчётных задач

Спиоск литературы:
  1. 1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения - http://www.evolkov.net/learn/methods/case.study.html
  2. 2. Азбель А.А. –материалы выступления на конференциях
  3. 3. https://ru.wikipedia.org/
Аннотация:
В статье представлен опыт применения кейс-метода на уроках химии на примере решения расчётных задач.
Заголовок:

Рациональное использование химической символики в курсе химии

Спиоск литературы:
  1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. Учебник для вузов – 4-е изд., испр.-М.: Высш. шк., Изд. центр «Академия», 2001.
  2. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов/ под ред. А.И.Ермакова. изд. 30-е, испр. – М.: Интеграл-Пресс, 2003.
  3. Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии.-М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.
  4. Кузнецова Н.Е. Химия: 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Тара. — 4-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф 2011.
  5. Кузнецова Н.Е. Химия: 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. — 4-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф 2012.
  6. http://multiurok.ru/
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы рационального использования правил орфографии и пунктуации химического языка, приведены наиболее часто встречающиеся ошибки и даны рекомендации по грамотному использованию химических символов.
Заголовок:

Межпредметные задачи

Аннотация:
Предлагается подборка задач.
Заголовок:

Элементы экологического мониторинга на уроках химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. М., АО МДС, 1996
  2. 2. Медведева Н.В., Сидорова О.В., Трубачева Л.В. Практикум по экологической химии. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 1999
  3. 3. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10-11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 112 с.
  4. 4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» http://минобрнауки.рф/документы/543
  5. 5. Руэллан А. О. научных основах почвоведения.// Почвоведение, №4, 1996
  6. 6. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 387 с.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по организации экологического образования и воспитания на уроках химии посредством деятельностного (проектного) подхода в обучении. Представленные исследовательские методики позволяют учителю конструировать разные варианты изучения элементов экологической химии и учитывать возможности и потребности обучающихся с разным уровнем познавательных способностей.
Заголовок:

Использование ЦЛ «Архимед» в проектно-исследовательской деятельности учащихся

Спиоск литературы:
  1. 1. Архимед 2004. Первый шаг (http: //www.9151394. ru/projects/arhimed/ arhkonkurs_040315/pobediteli.html).
  2. 2. http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/
  3. 3. http://xreferat.ru/71/2840-1-ispol-zovanie-cifrovoiy-laboratorii-arhimed-v-shkol-nom-himicheskom-eksperimente.html
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по использованию цифровой лаборатории «Архимед» в проектно-исследовательской деятельности школьников. Использование лаборатории «Архимед» на уроках химии и внеурочной деятельности совершенствует педагогическую эффективность образовательного процесса, активизирует познавательный интерес к предмету, повышает мотивацию школьников к исследовательской деятельности.
Заголовок:

Использование историко-научного материала при обучении химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Алексашина, И.Ю. Интегративный подход в естественнонаучном образовании / И.Ю. Алексашина // Академический вестник. – СПб.: СПб АППО, 2009. – Выпуск 3(8). – С. 20-31.
  2. 2. Библер, В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век/В.С. Библер. – М.: Политиздат, 1990. – 413 с.
  3. 3. Гельман, З.Е. История науки и культуры в общеобразовательной школе / З.Е. Гельман // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 25-32.
  4. 4. Дмитриев, И.С. Социокультурная детерминация естественнонаучного познания / И.С. Дмитриев // Современные ракурсы естественнонаучного образования // Методика как наука и учебный предмет / под ред. И.Ю. Алексашиной. – Выпуск 2. – СПб.: СПбГУПМ, 2000. – С. 14-23.
  5. 5. Дмитриев, И.С. Ученый в эпоху модернизации: Социально-экономическая тема в творчестве Д.И. Менделеева / И.С. Дмитриев // История науки в контексте культуры. Вып. 9. – СПб.: СПб АППО, 2003. – 200 с.
  6. 6. Дмитриев, И.С. Диалог с эпохой. Хроника: 1834 – 1907 / И.С. Дмитриев // Природа. – 2009. – № 1. – С. 10 – 27.
  7. 7. Зорина, Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования: Монография / Л.Я. Зорина. – М.: изд. РАО, 1993. – 192 с.
  8. 8. Малярчук, О.В. Методика поликонтекстуального анализа содержания интегрированного курса «Естествознание» старшей школы / О.В. Малярчук // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2012. – № 2. – Том 3. Педагогика. – С. 72-80.
  9. 9. Соловьев, Ю.И. История химии в России: Научные центры и основные направления исследований / Ю.И. Соловьев. – М.: Наука, 1985. – 416 с.
  10. 10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с.
  11. 11. Фигуровский, Н.А. История химии: учебн. пособие для студентов / Н.А. Фигуровский. – М.: Просвещение, 1979. – 311 с.
Аннотация:
История открытия периодического закона Д.И. Менделеевым рассматривается с привлечением широкого историко-культурного контекста, что позволяет представить науку как важную часть культуры и осуществить интеграцию естественнонаучных и гуманитарных знаний на историко-научном материале.
Заголовок:

Урок-экскурсия «Химическая палитра художника»

Спиоск литературы:
  1. 1. « Цвет в живописи» Н.Н. Волков, 1985 г.
  2. 2. «Химия для гуманитариев» 10, 11 класс. Н.В. Ширшина
  3. 3. «Вещества и материалы в руках художника». И.М. Титова, Москва;Мирос,1994 г.
  4. 2. «Техника живописи» Д.И. Киплик, Москва «Сварог и К» 1998 г.
  5. 3. «Краски рождаются…», Э.Дубровина, Москва, 1973 г.
  6. 4. «Какого цвета радуга» Е. Каменева, Москва, «Детская литература», 1975 г.
  7. 5. «Занимательные опыты по химии», О.Ольгин Москва, «Детская литература», 2002 г.
  8. 6. .Журналы «Химия в школе» №№ 1-2, 1996 г., 1, 1999 г.
  9. 7. Энциклопедия для детей «Химия», Москва, «Аванта», 2000 г.
Аннотация:
Какие уникальные картины и полотна созданы талантливыми художниками. Чтобы добиться наилучшего качества своих красок и долговечности полотен, художнику зачастую нужно быть не только изографом, но и химиком… Гипотеза: если краски состоят из химических веществ, то при описании картины справедливо говорить о химической палитре художника. Автор статьи предлагает учащимся совершить химическую экскурсию по залам Эрмитажа и убедиться в справедливости выдвинутой гипотезы.
Заголовок:

Развитие познавательных способностей учащихся в ходе учебных исследований экологической направленности

Спиоск литературы:
  1. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 136 с.
  2. Хаджиев С.М. Познавательная деятельность и специфика ее осуществления учащимися старших классов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров . 2011. №3 (8). Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-deyatelnost-i-spetsifika-ee-osuschestvleniya-uchaschimisya-starshih-klassov#ixzz3YaQPsTCi
  3. Голованова О.В. и Лебедева Н.В. Исследовательская деятельность с использованием образовательного потенциала высших учебных заведений. – Владимир: Материалы международной заочной научно-практической конференции «Учитель в инновационном образовательном пространстве: историческая ретроспектива и прогностическая перспектива», 2010.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%B0
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5
Аннотация:
В статье представлен опыт сотрудничества авторов в области обучения школьников химико-экологическим исследованиям и защите результатов на конференциях и конкурсах различного уровня, показаны изменения личностных качеств обучающихся в процессе работы над реализацией целей исследования.
Заголовок:

Развитие исследовательских компетенций как способ повышения качества образования

Спиоск литературы:
  1. 1. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. М. : Чистые пруды, 2006. 32 с.
  2. 2. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высших учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 65 с.
  3. 3. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / Комментарии А.С. Саввичева. Под ред. А.С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с.
  4. 4. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. В Бережнова, В.В, Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 128 с.
  5. 5. Блинова Т.В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 100-104.
  6. 6. Воробьев В.К., Панченко И.П. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в системе образовательной деятельности гимназии. Учебное пособие для учащихся 10-классов. -СПб.: АОЗТ «Транс-Марк», 2001.- 136 с.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по реализации общеобразовательной программы «Лаборатория исследователей химии имени Д. И. Менделеева», которая направлена на формирование исследовательской компетентности учащихся за счет интеграции общего и дополнительного образования. Несомненным достоинством и актуальностью этой программы является то, что она позволяет мотивировать учащихся самостоятельно и осознанно выбрать индивидуальный общеобразовательный маршрут в предпрофильной подготовке.
Заголовок:

Из опыта интеграции химического и экологического образования

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».-М.:Омега –Л,2014.
  2. 2. Алексеев С.В., Смирнова Е.Э. Школьное экологическое образование: Реальность и перспективы. Пособие для учителя. - СПб.: Крисмас+, 1997. – 96с.
  3. 3. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг. М.:АГАР,2000. -386c
  4. 4. Винокурова Н.Ф. Интеграция экологических знаний. Нижний Новгород.: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1996. - 76с.
  5. 5. Денисова В.Г Мастер-класс учителя химии, 8-11классы.М.:Глобус2006.-268c.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в практике преподавания химии. Интеграция программ позволяет расширить границы изучения отдельных тем курса химии, связать полученные на уроке знания с повседневной жизнью.
Title:

Methodological support to Chemistry teachers’ professional development

Summary:
The article presents the experience of Saint-Petersburg methodological service aimed at creating conditions for chemistry teachers’ professional development. Some professional activity results are described in the article.
Title:

Water treatment: technology and science

Summary:
Modern conceptions of water treatment, pollutants and theirs removing methods are summarized in this article. Special attention is paid to scientific and social problems of the sphere. This data can be useful for a wide range of teachers and science popularizers, e.g. for getting ready to thematic lessons on water ecology.
Title:

Pedagogical support of the students’ academic and professional self-determination by the “Process-folio” method.

Summary:
The article describes the means of pedagogical support of the modern school students’ academic and professional self-determination. The “Process-folio” method and its application recommendations are suggested as useful tools for the student’s IOM development.
Title:

Environmental chemistry: additional materials for lessons

Summary:
This article presents the review of ecological problems associated with some types of chemical pollution. Pathways of polluting substances in the atmosphere and natural ponds and mechanisms of negative effects forming were described. We describe the examples of chemical experiments which can be used in the classes devoted to ecological problems and possible research topics for students’ investigations.
Title:

Technology of the French workshops when studying nitrogen

Summary:
The article presents the experience of the author's methodical development of chemistry lesson in grade 9. The purpose of this lesson is to describe characteristics of nitrogen, to reveal the relationship of atomic and molecular structure of nitrogen and its properties.
Title:

Developing students’ positive motivation to choosing careers in chemistry

Summary:
In this article the author presents the ways of developing positive students’ motivation. The author considers some important problems concerning various aspects of students’ motivation to learning.
Title:

Integration of subjects as a way of forming the world view in students

Summary:
The article presents the experience of development and use of the system of integrated biology and chemistry lessons in order to create a holistic world view for children interested to pass Unified State Exam (USE).
Title:

Active methods in studying new material

Summary:
The author gives an example of the lesson with the technology of active studying methods. This technology provides active and varied mental and practical students’ activity during a lesson, which is very important in modern society. Active studying methods let us use games for studying and creative atmosphere, communication, research activities; which at the same time provides quality and effective educational process.
Title:

The lesson of systematization and revision of knowledge on the theme «Valence»

Summary:
The use of system-activity approach in the lesson development is described in the article. Some methodological materials focusing on forming of logical thinking, skills of getting and interpreting of different kinds of information and formation of the strong motivation for studying are shown.
Title:

Redox reactions around us

Summary:
The article presents the detailed project of the summarizing lesson on the topic "redox reaction" for pupils of the 11th class to help the novice teacher. The lesson is accompanied by a SMART notebook presentation.
Title:

Case method for working with calculation tasks

Summary:
The article presents our experience in using case method at Chemistry lessons for working with calculation tasks.
Title:

Rational use of chemical symbols in the Chemistry course

Summary:
Some rules of spelling and punctuation of chemical language are considered in this article. The most typical mistakes, which students often make, and also the recommendation of the correct use of chemical symbols are given.
Title:

Interdisciplinary tasks

Summary:
You are invited a set of tasks.
Title:

The environmental monitoring elements in chemistry lessons

Summary:
The paper presents the author’s experience on organization of ecological studying and education in chemistry by using active-project approach. The research techniques listed in paper allow the teacher to design varying ways to study of environmental chemistry taking into account the difference in student’s capabilities and needs with individual cognitive abilities.
Title:

Digital laboratory “Archimedes” in project and research activity at school

Summary:
The article describes the teacher’s experience with the digital laboratory “Archimedes” at the lessons of chemistry at school. The laboratory can be used in project and research work at the lessons and in after-classes activities. The laboratory improves educational process, makes it more effective; motivate students, and involves them in project and research work.
Title:

The use of historical-scientific materials while studying chemistry

Summary:
The history of discovering the Periodical Law by D.I. Mendeleev is discussed with the use of a wide historical-cultural context. It allows to introduce science as an important part of culture and to implement the integration of natural-scientific and humanitarian knowledge based on the scientific material.
Title:

Chemical palette of an artist

Summary:
What unique pictures and cloths are created by gifted artists! To achieve the best quality of paints and durability of cloths, an artist often needs to be a chemist. Hypothesis: if paints consist of chemicals, describing a painting one should speak about a chemical palette of an artist. The author of the article suggests pupils to go on a chemical excursion round the halls of the Hermitage and to be prove the hypothesis.
Title:

The development of cognitive abilities of schoolchildren in educational environmental research

Summary:
The article presents the authors' experience of cooperation in the field of training of students in chemical and environmental research and presentation of the results at conferences and competitions at various levels, shows the changes in the personal qualities of students in the course of work on the implementation of the objectives of the study.
Title:

Development of research competences as a way of improvement of education quality

Summary:
The article presents the experience of the author on the implementation of “Dmitri Mendeleev chemistry Researchers’ Laboratory” general education syllabus, aimed at the development of student research competences by integration of curricular and extra-curricular activities. The apparent advantage and relevance of the syllabus are shown by the fact that it motivates students to choose an individual general education route in pre training with all consciousness and responsibility.
Title:

Integration of chemical and environmental education

Summary:
The article presents the experience in organization of research activity of students in the practice of teaching chemistry. Application of programs allows to expand the boundaries of the course of study of individual chemicals, to link the obtained knowledge with everyday life.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.