Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2015 № 8

Русская версия
English version
Заголовок:

О методологических позициях современного учителя

Аннотация:
Методологические позиции учителя во многом определяют его понимание целей обучения предмету, выбор тех или иных методов и образовательных технологий, а также оценку эффективности процесса обучения. Автор анализирует методологические позиции педагога, оказывающие влияние на возможность выполнения требований ФГОС.
Заголовок:

Педагогика сотрудничества в организации учебного занятия

Спиоск литературы:
  1. 1. Дьяченко В. К. Дидактика. Т. 1. ‑ М.: Народное образование, 2006. ‑ С. 194‑196.
  2. 2. Минова М. В. Организация понимания школьников на учебных занятиях. ‑ Germany, Saarbrucher: LAP LAMBERT, 2011. ‑ С. 126-133.
Аннотация:
В статье раскрываются способы и формы организации учебного занятия на основе сотрудничества для обеспечения метапредметных и личностных результатов обучения, обосновывается, что реализовать полноценное сотрудничество возможно в условиях погружения.
Заголовок:

К решению расчётных химических задач с неполным условием

Спиоск литературы:
  1. 1. Николаенко В. К. Решение задач повышенной сложности по общей и неорганической химии. – Киев: Радяньска школа, 1989.
  2. 2. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.
  3. 3. Григорьев А. Г. Применение уравнений с параметрами при решении задач // Химия в школе. – 2014. – № 9. – C. 40-44.
  4. 4. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Математическая составляющая конкурсных химических задач // Химия в школе. 2014. – № 6. – C. 47-53.
  5. 5. Ахметов М. А. Из опыта разработки системы обучения решению расчётных задач // Химия в школе. 2012. – № 3. – C. 43-48.
  6. 6. Лабий Ю. М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  7. 7. Свитанько И. В. Нестандартные задачи по химии. – М.: МИРОС, 1993.
  8. 8. Козко А. И., Соболева Е. С., Субботин А. В. и др. Математические методы решения химических задач. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  9. 9. Рыжова О. Н., Кузьменко Н. Е., Белевцова Е. А. Математика на вступительных экзаменах и олимпиадах по химии // Естественно-научное образование: вызовы и перспективы / Под ред. В. В. Лунина и Н. Е. Кузьменко. – М.: Издательство Московского университета, 2013. – C. 141-151.
Аннотация:
В работе описаны примеры задач, содержащих недостаточное количество данных, объясняется необходимость введения дополнительных параметров при расчётах и приводятся способы решения примеров.
Заголовок:

Урок по теме «Химические свойства карбоновых кислот»

Спиоск литературы:
  1. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Органическая химия: учебник для 11(10) класса общеобразовательных учреждений: профильный уровень. – М.: «Русское слово – РС», 2010.
  2. Органическая химия. 10 класс. Интерактивные дидактические материалы: Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. – М.: Планета, 2012.
Аннотация:
Автор предлагает урок для учащихся 10-го класса по теме «Химические свойства карбоновых кислот». В ходе урока учащиеся вовлечены в активную исследовательскую деятельность, осуществляют самоконтроль с помощью электронного тренажёра.
Заголовок:

Интегрированный урок «Нанотехнологии на службе у человека»

Аннотация:
Данный урок предназначен для учащихся 9 или 10 классов, урок является внепрограммным. Материал урока знакомит учащихся с такими понятиями как нанонаука, наночастицы, нанотехнологии. Учащиеся на уроке работают в группах, выполняют лабораторный опыт по определению размера молекулы.
Заголовок:

Практико-ориентированное обучение: домашняя аптечка на уроке

Спиоск литературы:
  1. 1. Домашняя аптечка // Алхимик URL: http://www.alhimik.ru/apteka/apt0N.html (дата обращения: 14.11.14).
  2. 2. Экономика фармации URL: http://www.ecopharmacia.ru/photo/istorija_apteki/...
  3. 3. Первая казённая аптека в России // IMPERIA MUSEUM URL: http://museum.impharma.ru/text/395
  4. 4. Домашняя аптечка: список того, что должно быть у каждого // Всё о гриппе и простуде URL: http://grippro.ru/domashnyaya-aptechka-spisok-togo-chto-dolzhno-byt-u-kazhdogo.html
  5. 5. Домашняя аптечка // GlobalLab URL: https://globallab.org/ru/project/inquiry/domashnjaja_aptechka.ru.html#.VH9Ba2e0TX8
Аннотация:
В данной статье представлена идея использования информации о домашней аптечке на уроках химии. Приведены краткие сведения из истории становления аптечного дела, а также практические рекомендации учителю химии по организации учебного процесса в 8 классе на основе сведений о медицинских препаратах. Автор акцентирует внимание на значимости данного подхода, как практико-ориентированного, для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.
Заголовок:

Из опыта обучения школьников решению расчётных задач

Спиоск литературы:
  1. 1. Бакланова Л. В. В стране химических задач // Химия в школе. – 2014. ‑ № 3. – С. 47-49.
  2. 2. Пенькова Г. А. Учим анализировать условия расчётных задач // Химия в школе. – 2011. – № 3. – С. 52-53.
Аннотация:
В статье раскрыта методика обучения школьников решению расчётных задач по химии на базовом уровне. Подробно рассказано, как составить справочник необходимых физических величин и формул, связывающих эти величины. Приведён универсальный алгоритм анализа и решения задач по формулам и уравнениям. Предложена система формирования умения решать расчётные задачи по химии.
Заголовок:

Возможности УМК при организации современного урока

Спиоск литературы:
  1. 1. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 8 класс: Учебник для учащихся общеобр. учр. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. 2. Гара Н. Н., Ахметов М. А. Химия. 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобр. учр. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  3. 3. Ахметов М. А. От контекстных заданий к контекстным урокам // Химия в школе. – 2014. - № 4. – С. 24-27.
  4. 4. Ахметов М. А. Готовимся к государственной итоговой аттестации (ГИА). Химия: 8-9 классы: Учебное пособие для учащихся общеобр. учр. - М.: Вентана-Граф, 2013.
  5. 5. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 9 класс: Учебник для учащихся общеобр. учр. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  6. 6. Кузнецова Н. Е. Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 10 класс. Углублённый уровень: Учебник для учащихся общеобр. учр. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  7. 7. Кузнецова Н. Е., Литвинова Т. Н., Лёвкин А. Н. Химия. 11 класс. Углублённый уровень: Учебник для учащихся общеобр. учр. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  8. 8. Ахметов М. А. Как организовать познавательную деятельность учащихся, или Семь правил успешного изучения химии // Химия в школе. – 2012. - № 9. – С. 10-14.
  9. 9. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии: монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
  10. 10. Ахметов М. А., Гара Н. Н. Химия. 8 класс: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2013.
  11. 11. Гара Н. Н., Ахметов М. А. Химия. 9 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобр. учр. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  12. 12. Ахметов М. А. Химия. 10 класс. Базовый уровень: Рабочая тетрадь для учащихся общеобр. учр. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Аннотация:
В статье рассмотрена методика использования составляющих учебно-методического комплекта: учебников, рабочих тетрадей, методических пособий для организации и проведения современного урока химии. Показана роль заданий различного типа в развитии познавательной активности учащихся.
Заголовок:

Проблемные опыты по взаимодействию малоактивных металлов с растворами солей

Спиоск литературы:
  1. 1. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. ‒ М.: Школа-Пресс, 1998.
  2. 2. Юрова Н. С., Сурин Ю. В. Проблемно-развивающие опыты по взаимодействию солей меди(II) с металлами различной активности // Химия в школе. - 2012. - № 10. - С. 53-58.
  3. 3. Сурин Ю. В., Киселёва Е. В., Юрова Н. С. Проблемные опыты с основными солями меди(II), никеля(II) и растворами кислых солей // Химия в школе. -2013. - № 8. - С. 57-61.
  4. 4. Сурин Ю. В. Роль проблемного эксперимента в совершенствовании теоретических знаний учащихся // Химия в школе. - 2014. - № 7. - С. 66-71.
Аннотация:
Основная трудность в восприятии этих опытов, а также в их обосновании заключается в том, что учащиеся, изучая взаимодействие металлов с растворами солей, всегда обращаются к анализу положения металлов в ряду напряжений, поскольку другой подход к решению этого вопроса им неизвестен.
Заголовок:

Эксперимент на уроке по теме «Соли»

Аннотация:
Рассматриваются постановка химического эксперимента, моделирование проблемных ситуаций в ходе его, творческие задания – условия выполнения мини-проектов.
Заголовок:

Печатные тетради как средство повышения эффективности и качества практических занятий

Спиоск литературы:
  1. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Кузьменко Н. Е., Лунин В. В. Химия. 8 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Оникс: Мир и образование, 2006.
  2. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лавров В. Н. Химический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Неорганическая химия: Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2001.
  4. Семенов А. С. Безопасность труда в кабинетах химии. – М.: Высшая школа, 1990.
  5. Семенов А. С. Охрана труда и техника безопасности по химии. – М.: Просвещение, 1981.
  6. Ходаков Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. Химия: Неорганическая химия: Учебник для 7–8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1985.
  7. Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии. – М.: Просвещение, 1987.
  8. Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. – М.: Просвещение, 1989.
  9. Эскендаров А. А., Хидиров Ш. Ш. Тетрадь для практических занятий по химии. 8 кл. – Махачкала: РИО ДГУ им. В. И. Ленина, 1987.
  10. Эскендаров А. А., Хидиров Ш. Ш. Использование специальных тетрадей на печатной основе для повышения эффективности и качества практических занятий по химии // Махачкала: Вестник ДГУ. Естественные науки. - 1997. - Вып. 4. - С. 86-88.
  11. Эскендаров А. А., Хидиров Ш. Ш. Тетрадь для практических занятий по химии. 8 кл. – Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2001.
  12. Эскендаров А. А., Хидиров Ш. Ш. Химия в кроссвордах. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2007.
Аннотация:
Настоящая специальная тетрадь для практических занятий по химии предназначена для увеличения степени самостоятельности учащихся, лучшего формирования практических навыков и умений, закрепления теоретического материала, и повышения безопасности проведения практических работ.
Заголовок:

Как мы проводим межшкольный химический турнир

Спиоск литературы:
  1. Кукушкин Ю. Н. Рассказы о химии и веществах. ‑ СПб.: Синтез, 1995.
  2. Леенсон И. А. Занимательная химия. ‑ М.: Дрофа, 1996.
  3. Рич В. Охота за элементами. ‑ М.: Химия, 1982.
  4. Станцо В. В. Обыкновенное вещество. ‑ М.: Химия, 1981.
  5. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. ‑ М.: Химия, 1995.
Аннотация:
В рамках реализации программы повышения качества школьного химического образования для усиления интереса и мотивации к изучению предмета проводим химические турниры между школами, где химия изучается по углубленной программе, что являет собой хорошую идею сотрудничества интеллектуально-одаренной молодежи города. Предпочтение отдаём сценариям исследовательского типа.
Заголовок:

Элективный курс «Экспериментальные задачи по химии»

Спиоск литературы:
  1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Габриелян О. С., Ватлина Л. П. Химический эксперимент в школе. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Демидов В. А. Химия. Практикум. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
  4. Ольгин О. Опыты без взрывов. - М.: Химия, 1995.
  5. Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малым количеством вещества: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  6. Яковишин Л. А. Химические опыты с шоколадом // Химия в школе. - 2006. - № 8. - С 73-75.
  7. Яковишин Л. А. Химические опыты с мороженым // Химия в школе. - 2006. - № 7. - С. 69-72.
Аннотация:
Курс адресован учащимся, выбирающим естественнонаучное направление в старших классах. Программа элективного курса «Экспериментальные задачи по химии» предназначена для учащихся 10 класса и носит предметно-ориентированный характер.
Заголовок:

Химия растворов: исследования российских учёных на рубеже ХIХ-XX вв.

Спиоск литературы:
  1. Вревский М. С. Работа по теории растворов. – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1953.
  2. Мусабеков Ю. С. О химических работах И. М. Сеченова и его письмах к А. М. Бутлерову // Успехи химии. - 1953. - Т. 22. - № 4. - С. 508-515.
  3. Соловьёв Ю. И., Каблуков М. А., Колесников Е. В. Иван Алексеевич Каблуков. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.
  4. Соловьёв Ю. И. О неопубликованной работе В. А. Кистяковского «Гипотеза Планка – Аррениуса» // Журнал физической химии. - 1956. - Т. 30. - Вып. 8. - С. 1910-1915.
  5. Страдынь Я. П., Соловьёв Ю. И. Павел Иванович (Пауль) Вальден: 1863–1957. – М.: Наука, 1988.
  6. Турченко Я. И. Николай Николаевич Бекетов.  М.: Изд-во АН СССР, 1954.
  7. Фигуровский Н. А., Романков Ю. И. Владимир Александрович Кистяковский. – М.: Наука, 1967.
Аннотация:
Рассмотрена история развития химии растворов в нашей стране в конце XIX – начале XX в. Существенную роль в развитии этой области знаний сыграли работы Д. П. Коновалова, И. А. Каблукова, В. А. Кистяковского, П. И. Вальдена, М. С. Вревского, А. А. Яковкина, Я. И. Михайленко.
Заголовок:

Властелин радиоэлектроники

Аннотация:
В статье рассматриваются история открытия германия, методы его получения и области применения.
Title:

On methodological positions of modern teacher

Summary:
Metodological positions in many ways determine a modern teacher's understanding of the aims of teaching the subject, the choice of certain methods and training methodologies and estimation of the training process efficiency. The author analyses the teacher's methodological positions whicn enable compliance with the requirements of teh Federal State Education Standards.
Title:

Organization of learning session on the basis of cooperation

Summary:
The article describes the methods and forms of organization of training process based on cooperation to ensure the meta-subject and personal results of studying, it confirms that full cooperation is possible in case of immersion.
Title:

Chemical calculation tasks with incomplete data

Summary:
This paper describes the examples of tasks with the paucity of data, explains the necessity of introducing additional parameters to the calculations and presents several ways of solving tasks.
Title:

Lesson “Chemical properties of carbonic acids”

Summary:
The author offers a lesson for 10th form students on the topic "Chemical properties of carbonic acids". During the lesson the students participate in the active research work, and control themselves by means of an electronic trainer.
Title:

Integrated lesson “Nanotechnologies at the service of man”

Summary:
This lesson is intended for 9- or 10-graders, the lesson is extracurricular. Material of a lesson acquaints pupils with such concepts as nanoscience, nanoparticles, nanotechnologies. At the lesson pupils work in groups, carry out a laboratory experiment on determination of the size of a molecule.
Title:

Practice-oriented education: first-aid kit in teaching chemistry class

Summary:
This paper presents the idea of using information about a home first-aid kit in teaching chemistry classes. There is a brief overview of the history of the development of pharmacy in the article, as well as practical advices for chemistry teacher about the educational process in the 8th grade, based on information about medicines. The author emphasizes the importance of this practice-oriented approach for achieving subject, meta-subject and personal results.
Title:

On training school students in solving chemistry calculation tasks

Summary:
The method of teaching pupils to solve chemistry calculation problems on the basic level is described. It is given in detail how to make a list of essential physical values and formulas corresponding to them. The author suggests a universal algorithm of analyzing and solving calculation problems with the use of formulas and equations as well as a system of forming skills of doing chemistry calculation tasks.
Title:

Textbooks' possibilities in chemistry lesson

Summary:
The paper describes the technique of using the components of the teaching kit: textbooks, workbooks, manuals for organizing chemistry lesson. The role of different types of problems for development of students’ learning activity was shown.
Title:

Problem experiments on interaction of low-reactive metals with solutions of salts

Summary:
The main difficulty in perception of these experiments, as well as in their justification is that pupils studying interaction of metals with solutions of salts, always use the analysis of position of metals in Electrochemical Series as another approach to the solution of this question is unknown to them.
Title:

Experiment at the lesson «Salts»

Summary:
Conducting chemical experiment, simulating problem situations in chemical experiment and creative tasks are considered as conditions of carrying out mini-projects.
Title:

Printed exercise-books as means of promoting effectiveness and quality of practical training

Summary:
The present special exercise-book for practical training in chemistry is intended for the better practical skills forming, for the increase of the pupils' independence and for the rise of the safety of carrying out practical work.
Title:

Interschool chemical tournament

Summary:
Within implementation of the program of improvement of quality of school chemical education through strengthening interest and motivation of a subject we hold chemical tournaments between schools where the chemistry course is studied according to the advanced curriculum. Chemical tournaments are a good example of cooperation of intellectually gifted youth of the city. We give preferences to scenarios of research type.
Title:

Еlective course «Experimental problems in chemistry»

Summary:
The course is addressed to students opting for science in high school. The elective course “Experimental problems in chemistry” is designed for 10-th grade students and is subject oriented.
Title:

Сhemistry of solutions: studies of Russian scientists at the turn of the 19th to 20th century

Summary:
History of the development of Solution Chemistry in our country at the end of the XIX century - beginning of the XX century was considered. Works by D. P. Konovalov, I. A. Kablukov, V. A. Kistyakovsky, P. I. Walden, M. S. Vrevsky, A. A. Yakovkin, Ya. I. Mikhaylenko played a significant role in the development of this branch of knowledge in our country.
Title:

The Lord of radioelectronics

Summary:
The article deals with the history of discovery of germanium, methods of its obtaining and the field of its application.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.