Заголовок:
Составляющие учительского счастья
Аннотация:
Автор размышляет о профессии учителя.
Ключевые слова:
профессия учителя, сердечность, душевность, любовь к окружающему миру.
Заголовок:
Комбинированное управление обучением
Список литературы:
- 1. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад РАО / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, Н. Д. Никандрова // Педагогика. – 2008. – № 10. – С. 9-28.
- 2. Анохина Г. М. Технология развития универсальных учебных действий в основной и средней общеобразовательной школе. – Воронеж: Научная книга, 2013.
- 3. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2003.
- 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
- 5. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования. – М.: Директор школы, 2000.
- 6. Эшби У. Введение в кибернетику. – М.: Изд. ин. лит., 1963.
- 7. Shannon C. A. Mathematical Theoryof Communication. – М.: Изд. ин. лит., 1963.
- 8. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж: ВГУ, 1997.
- 9. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 1987. – С. 218-221.
- 10. Ивашинина Т. Б. Образовательный процесс в вузе, построенный в соответствии с требованиями ФГОС и теоретическими положениями учёных психологов и педагогов // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 1. – С. 170-172.
Аннотация:
Описывается модель комбинированного управления обучением на уроке химии, позволяющая учащимся осуществлять самоуправление учением и формировать образовательную компетентность.
Ключевые слова:
самоуправление, самоконтроль, самокоррекция, компетентность.
Заголовок:
Конструирование уроков с использованием модульной технологии
Список литературы:
- 1. Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретические и прикладные аспекты. - М.: ВЛАДОС, 2002.
- 2. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005.
Аннотация:
Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации по организации уроков по химии с использованием модульной технологии, а также в качестве примера представлена разработка модульного урока «Единство химической организации живых организмов на Земле. Спирты». Рассчитан урок на 40 мин и проводится в начале изучения раздела «Живые организмы как природные источники органических соединений».
Ключевые слова:
модульная технология, модульная программа, модуль, учебные элементы модульной программы, готовность к самообразованию, спирты, химия.
Заголовок:
Урок-исследование по теме «Физические и химические явления»
Список литературы:
- Габриелян О. С. Химия. 8 класс. ‑ М.: Дрофа, 1997. ‑ С. 109.
- Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. ‑ М.: Дрофа, 2005. ‑ С. 114-115.
- Гузей Л. С., Сорокин В. В., Суровцева Р. П. Химия. 8 класс. ‑ М.: Дрофа, 2000. ‑ С. 95-96.
- Исаев Д. С. Из опыта организации ученических исследований по химии на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе. ‑ Тверь, 2007.
- Фарадей М. История свечи. ‑ М.: Наука, 1980.
Аннотация:
Урок могут использовать учителя химии, работающие по разным программам и учебникам, так как это классическая тема в курсе химии. В разработке предложен нетрадиционный вариант раскрытия темы. Особым образом выделяются задачи формирования первоначальных навыков исследования, умения наблюдать и делать выводы на основе наблюдений, не забегая вперёд, а также задачи повышения компьютерной грамотности учащихся. На уроке широко применяются современные технологии и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Данный материал окажет помощь начинающему учителю химии, так как все действия учителя подробно описаны.
Ключевые слова:
исследовательская технология, информационно-коммуникационная среда, физические и химические явления, наблюдения, цифровые образовательные ресурсы.
Заголовок:
Система заданий в формировании универсальных познавательных умений
Список литературы:
- 1. Фёдоров Б. И. Курс повышения квалификации учителей “Логико-информационные технологии обучения” ЛИТО. ‒ СпбАППО, 2010.
- 2. Дерябина Н. Е. Формирование умения составлять общие формулы классов органических веществ // Химия в школе. – 2005. – № 2. – С. 20.
- 3. Большая советская энциклопедия: в 30-ти т., Т. 23 ‒ 3-е изд. ‒ М.: Советская энциклопедия, 1976.
- 4. Миренкова Е. В. Прогностические задания // Химия в школе. ‒ 2015. ‒ № 4, с. 19.
- 5. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии [Текст]: монография / М.А. Ахметов. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
- 6. Бондаренко Д. К. Особенности обучения химии в средних военных учебных заведениях: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – СПб, 2013.
- 7. Лямин А. Н. Интегральные познавательные задания при обучении химии в современной школе // Концепт. – 2013. – № 10 (октябрь). – URL: http://e-koncept.ru/2013/13210.htm (дата обращения 10. 06. 2014).
- 8. Ильясов И. И. Структура процесса учения. ‒ М.: МГУ, 1986.
- 9. Ильясов И. И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по
- учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. ‒ М.: Логос, 1994.
Аннотация:
Центральным элементом методического обеспечения формирования познавательных умений школьников выступают познавательные задания. В статье выделены познавательные типы и уровни учебных заданий. Акцент сделан на приемах конструирования познавательных заданий, способствующих самостоятельному созиданию школьниками новых знаний. Приведены многочисленные примеры заданий.
Ключевые слова:
познавательные умения школьников, познавательные задания, классификация познавательных заданий по химии.
Заголовок:
Урок по теме «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация»
Список литературы:
- Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 9 класс. - М.: Просвещение, 2013.
- Гара Н. Н. Химия. Уроки в 9 классе. - М.: Просвещение, 2009.
Аннотация:
Предлагаю разработку урока по химии с использованием интерактивной доски. На уроке формируется представление об электролитах и неэлектролитах, рассматривается процесс диссоциации веществ с разным видом химической связи. Подобраны задания, развивающие умения сопоставлять, анализировать, осуществлять взаимосвязь общего и частного, работать с различными источниками информации. Применяются компьютерные технологии, химический эксперимент.
Ключевые слова:
электролиты, неэлектролиты, диссоциация, интерактивная доска, компьютерные технологии в образовании.
Заголовок:
Решение задач: вычисление теплового эффекта реакций
Список литературы:
- 1. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии: современный курc для поступающих в вузы. − М.: Экзамен, 2000.
- 2. Третьяков Ю. Д., Олейников Н. Н., Кеслер Я. А., Казимирчик И. В. Химия: Справочные материалы. Книга для учащихся. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. − М.: Просвещение, 1989.
- 3. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. − М.: Дрофа, 1999.
- 4. Егоров А. С., Шацкая К. П., Иванченко Н. М. и др. Репетитор по химии / Под ред. А. С. Егорова. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
Аннотация:
Эта статья рассматривает различные типы задач с учетом теплового эффекта. Решение задач сопровождается теоретической информацией, полезной для каждого разобранного типа задачи.
Ключевые слова:
решение задач, тепловой эффект, закон Гесса, Единый государственный экзамен по химии.
Заголовок:
Обучение химии с опорой на математику
Список литературы:
- Габриелян О. С. Химия. Вводный курс. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011..
- Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2008.
Аннотация:
В связи с тем, что многие процессы едины по природе, межпредметная связь позволяет учащимся легче усваивать учебный материал на уроке. Автор приводит разработку открытого урока для учителей Новосибирского района по теме: «Массовая доля вещества в растворе».
Ключевые слова:
межпредметные связи, растворы, урок, решение задач.
Заголовок:
Стратегия Победы
Список литературы:
- Андросова В. Г., Лазыкина Л. Г. Во имя Победы // Химия в школе. – 1985. -№ 2. – С. 73-77.
- Ежов В. А., Мавродин В. В. Ленинградский университет в годы Великой Отечественной войны. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.
- Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. - М.: Дрофа, 2005.
- Макареня А. А., Разумовский В. В. Химики Ленинграда в годы блокады (по воспоминаниям участников героической обороны Ленинграда) // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. – 1980. - Т. 25. - № 2. - С. 226-227.
- Муза Г. В. Устный журнал «Химия на военной службе» // Химия в школе. – 2009. – № 4. – С. 70.
- Пащевская Н. В., Ахрименко З. М., Ахрименко В. Е., Назаренко М. А. Устный журнал «Химия – фронту» // Химия в школе. – 2010. - № 4. - С. 67-74.
- Яншин А. Л. На службе обороны // Природа. – 1983. - № 10. - С. 98-99.
- Сталь для победы. Чёрная металлургия в годы Великой Отечетсвенной войны. - М.: Мысль, 1983.
Аннотация:
Статья содержит краткий отчёт о проведённом в рамках предметной недели химии и биологии химическом мероприятии, посвященном 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Ключевые слова:
межшкольный химический турнир, химики ковали победу, дуэль эрудитов.
Заголовок:
Интеллектуальная игра «М. В. Ломоносов – учёный-энциклопедист»
Список литературы:
- 1. Белова Г. Н. Интеллектуальная игра «Прямо в цель» // Химия в школе. – 2002 – № 1. – С. 72-77.
- 2. Белова Г. Н. В мир алканов дорогами А. М. Бутлерова // Химия в школе. – 2006 – № 4. – С. 66-70.
- 3. Наводчикова М. П.; Белова Г. Н.; Семенькова Н. И.; Мишенина Н. Л. Интеллектуальная игра «Великий русский химик» // Химия в школе. – 2009 – № 1. – С. 60-69.
- 4. Гельман З. Е. Изучение научной деятельности М. В. Ломоносова // Химия в школе. – 1986 – № 2. – С. 22-24.
- 5. Ишлинский А. Ю., Павлов Г. Е. Ломоносов - великий русский учёный. - М.: Педагогика, 1986.
- 6. Ломоносов М. В. Избранное. - М.: Детская литература, 1980.
- 7. Сергеева М. П. О подготовке вечера, посвящённого 275-летию со дня рождения М. В. Ломоносова // Химия в школе. – 1986 – № 3. – С. 60-62.
- 8. Соловьёв Ю. И. М. В. Ломоносов // Химия в школе. – 1986 – № 4. – С. 6-9.
Аннотация:
В статье представлена четвертая интеллектуальная игра по химии из серии «Прямо в цель» и третья из них, посвященная жизни и деятельности великих русских ученых-химиков. Какой вклад внес М. В. Ломоносов в отечественную и мировую науку, в каких областях совершал открытия, чем увлекался в свободное время, какие имел корни, образование, что названо именем великого ученого в наши дни – обо всем этом в новой интеллектуальной игре «Михаил Васильевич Ломоносов – ученый-энциклопедист». В статье показана методика проведения игры.
Ключевые слова:
М В Ломоносов, учёный-химик, учёный-энциклопедист, история химии, интеллектуальная игра по химии, закон сохранения массы веществ, внеклассная работа по химии.
Заголовок:
Трудовой подвиг народа в годы войны
Аннотация:
Статья посвящена одной из драматических страниц истории становления химической промышленности нашей страны – работе первого отечественного завода по производству пластмасс в годы Великой Отечественной войны.
Ключевые слова:
Великая Отечественная война, химическая промышленность, Государственный Комитет Обороны, карболит.
Заголовок:
О методе меченых атомов
Аннотация:
Автор рассматривает возможности применения метода меченых атомов на уроках химии, обращает внимание на то, что данный метод может быть использован в различных областях химии.
Ключевые слова:
атом, метод, структура, реакция.
Заголовок:
Применение цифровой лаборатории при изучении окислительно-восстановительных реакций
Список литературы:
- 1. Ахметов Н. К., Нурахметова А. Р., Сагимбаева А. Е. Как мы составляем уравнения окислительно-восстановительных реакций // Химия в школе. – 2014. – № 9. – С. 38–40.
- 2. Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Экспериментальное исследование окислительно-восстановительных реакций // Химия в школе. – 2012. – № 1. – С. 74–80.
- 3. Кузнецова Л. В., Пашкова Л. И., Власенко К. К. Особенности окислительно-восстановительных реакций органических соединений // Химия в школе. – 2012. – № 9. – С. 26–30.
- 4. Масленникова Л. В. К методике изучения окислительно-восстановительных реакций // Химия в школе. – 2013. – № 9. – С. 29–32.
- 5. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе / П. И.Беспалов, М. В. Дорофеев, Д. М. Жилин, А. И. Зимина, П. А. Оржековский. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- 6. Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч. Ч. 2: Пер. с англ. – М.: Мир, 1998.
Аннотация:
Описана методика применения цифровой лаборатории для прогнозирования продуктов окислительно-восстановительных реакций.
Ключевые слова:
окислительно-восстановительные реакции, химический эксперимент, прогнозирование.
Заголовок:
О применении личностно ориентированных технологий на практических занятиях
Список литературы:
- Маршанова Г. Л. Рефлексивные умения: сущность, содержание и приёмы формирования // Химия в школе. — 2012. — № 2. — С. 4-10.
- Нечитайлова Е. В. Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся // Химия в школе. — 2012. — № 5. — С. 14-20.
- Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А., Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 1999.
- Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. – М.: ВЛАДОС, 2000.
- Шалашова М. М. Компетентностный подход: проблемы и перспективы // Химия в школе. — 2012. — № 6. – С. 4-9.
- Шепелев М. В. Методика использования качественных задач во внеурочной деятельности одарённых школьников на пропедевтическом этапе изучения химии // Наука и школа. – 2013. – № 1. – С. 96–99.
Аннотация:
В предложенной практической работе «Решение экспериментальных задач по теме “Металлы”» (9-й класс) использованы элементы проблемного обучения, коллективного способа обучения, игровой технологии, а также технологии развивающего обучения.
Ключевые слова:
личностно-ориентированные технологии, химический эксперимент, проблемные вопросы.
Заголовок:
Проведение практических работ со слабовидящими и незрячими учащимися
Аннотация:
В рамках модернизации образовательной системы России существенные преобразования претерпевает и система коррекционно-образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Одно из направлений решения проблем обучения и воспитания незрячих и слабовидящих учащихся – оптимизация форм и методов обучения, направленных на формирование практических умений, адаптацию существующих учебных программ для освоения химии в условиях дефицита учебного времени.
Ключевые слова:
методика, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование практических умений, адаптация учебных программ.
Заголовок:
Из опыта проектной деятельности: исследование качества мёда
Список литературы:
- Донцов В. В., Донцов И. В. Лекарственные растения и продукты пчеловодства: целебные свойства лекарственных трав и мёда. - Нижний Новгород: Флокс, 1992.
- Мартыненко Б. В., Михалёва М. В., Самойлова К. Н. Тематический вечер «Ода мёду» // Химия в школе. - 2010. - № 8. - С. 69-75.
- Микеладзе И. П. Исследование качаства мёда // Химия в школе. - 2013. - № 1. - С. 54-59.
- www.medoviy.ru
- www.medonosnie.ru
- www.beehoney.com.ua
Аннотация:
Пчелиный мёд – очень вкусный, полезный, целебный продукт питания. К тому же он - интересный и удобный объект исследования. В настоящее время предприниматели в целях увеличения количества продукта подвергают мёд фальсификации. Из пищевых продуктов мёд – самый часто фальсифицированный товар во всём мире. По этой причине учащиеся решили исследовать образцы мёда, которые потребляют в пищу. На основании изученного теоретического материала и проведённых экспериментов учащиеся предложили рекомендации при покупке мёда.
Ключевые слова:
мёд, фальсификация, учебный исследовательский проект.
Заголовок:
Исследование жёсткости воды
Аннотация:
Приводится опыт организации исследовательской деятельности учащихся на уроке в 11-м классе по теме «Жёсткость воды», а также обсуждение результатов, показан их прикладной характер.
Ключевые слова:
жёсткость воды, способы устранения временной жёсткости, зависимость моющего действия мыла от жёсткости воды, титрование.