Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2015 № 7

Русская версия
English version
Заголовок:

Составляющие учительского счастья

Аннотация:
Автор размышляет о профессии учителя.
Заголовок:

Комбинированное управление обучением

Спиоск литературы:
  1. 1. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад РАО / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, Н. Д. Никандрова // Педагогика. – 2008. – № 10. – С. 9-28.
  2. 2. Анохина Г. М. Технология развития универсальных учебных действий в основной и средней общеобразовательной школе. – Воронеж: Научная книга, 2013.
  3. 3. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2003.
  4. 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
  5. 5. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования. – М.: Директор школы, 2000.
  6. 6. Эшби У. Введение в кибернетику. – М.: Изд. ин. лит., 1963.
  7. 7. Shannon C. A. Mathematical Theoryof Communication. – М.: Изд. ин. лит., 1963.
  8. 8. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж: ВГУ, 1997.
  9. 9. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 1987. – С. 218-221.
  10. 10. Ивашинина Т. Б. Образовательный процесс в вузе, построенный в соответствии с требованиями ФГОС и теоретическими положениями учёных психологов и педагогов // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 1. – С. 170-172.
Аннотация:
Описывается модель комбинированного управления обучением на уроке химии, позволяющая учащимся осуществлять самоуправление учением и формировать образовательную компетентность.
Заголовок:

Конструирование уроков с использованием модульной технологии

Спиоск литературы:
  1. 1. Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретические и прикладные аспекты. - М.: ВЛАДОС, 2002.
  2. 2. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005.
Аннотация:
Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации по организации уроков по химии с использованием модульной технологии, а также в качестве примера представлена разработка модульного урока «Единство химической организации живых организмов на Земле. Спирты». Рассчитан урок на 40 мин и проводится в начале изучения раздела «Живые организмы как природные источники органических соединений».
Заголовок:

Урок-исследование по теме «Физические и химические явления»

Спиоск литературы:
  1. Габриелян О. С. Химия. 8 класс. ‑ М.: Дрофа, 1997. ‑ С. 109.
  2. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. ‑ М.: Дрофа, 2005. ‑ С. 114-115.
  3. Гузей Л. С., Сорокин В. В., Суровцева Р. П. Химия. 8 класс. ‑ М.: Дрофа, 2000. ‑ С. 95-96.
  4. Исаев Д. С. Из опыта организации ученических исследований по химии на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе. ‑ Тверь, 2007.
  5. Фарадей М. История свечи. ‑ М.: Наука, 1980.
Аннотация:
Урок могут использовать учителя химии, работающие по разным программам и учебникам, так как это классическая тема в курсе химии. В разработке предложен нетрадиционный вариант раскрытия темы. Особым образом выделяются задачи формирования первоначальных навыков исследования, умения наблюдать и делать выводы на основе наблюдений, не забегая вперёд, а также задачи повышения компьютерной грамотности учащихся. На уроке широко применяются современные технологии и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Данный материал окажет помощь начинающему учителю химии, так как все действия учителя подробно описаны.
Заголовок:

Система заданий в формировании универсальных познавательных умений

Спиоск литературы:
  1. 1. Фёдоров Б. И. Курс повышения квалификации учителей “Логико-информационные технологии обучения” ЛИТО. ‒ СпбАППО, 2010.
  2. 2. Дерябина Н. Е. Формирование умения составлять общие формулы классов органических веществ // Химия в школе. – 2005. – № 2. – С. 20.
  3. 3. Большая советская энциклопедия: в 30-ти т., Т. 23 ‒ 3-е изд. ‒ М.: Советская энциклопедия, 1976.
  4. 4. Миренкова Е. В. Прогностические задания // Химия в школе. ‒ 2015. ‒ № 4, с. 19.
  5. 5. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии [Текст]: монография / М.А. Ахметов. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
  6. 6. Бондаренко Д. К. Особенности обучения химии в средних военных учебных заведениях: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – СПб, 2013.
  7. 7. Лямин А. Н. Интегральные познавательные задания при обучении химии в современной школе // Концепт. – 2013. – № 10 (октябрь). – URL: http://e-koncept.ru/2013/13210.htm (дата обращения 10. 06. 2014).
  8. 8. Ильясов И. И. Структура процесса учения. ‒ М.: МГУ, 1986.
  9. 9. Ильясов И. И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по
  10. учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. ‒ М.: Логос, 1994.
Аннотация:
Центральным элементом методического обеспечения формирования познавательных умений школьников выступают познавательные задания. В статье выделены познавательные типы и уровни учебных заданий. Акцент сделан на приемах конструирования познавательных заданий, способствующих самостоятельному созиданию школьниками новых знаний. Приведены многочисленные примеры заданий.
Заголовок:

Урок по теме «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация»

Спиоск литературы:
  1. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 9 класс. - М.: Просвещение, 2013.
  2. Гара Н. Н. Химия. Уроки в 9 классе. - М.: Просвещение, 2009.
Аннотация:
Предлагаю разработку урока по химии с использованием интерактивной доски. На уроке формируется представление об электролитах и неэлектролитах, рассматривается процесс диссоциации веществ с разным видом химической связи. Подобраны задания, развивающие умения сопоставлять, анализировать, осуществлять взаимосвязь общего и частного, работать с различными источниками информации. Применяются компьютерные технологии, химический эксперимент.
Заголовок:

Решение задач: вычисление теплового эффекта реакций

Спиоск литературы:
  1. 1. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии: современный курc для поступающих в вузы. − М.: Экзамен, 2000.
  2. 2. Третьяков Ю. Д., Олейников Н. Н., Кеслер Я. А., Казимирчик И. В. Химия: Справочные материалы. Книга для учащихся. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. − М.: Просвещение, 1989.
  3. 3. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. − М.: Дрофа, 1999.
  4. 4. Егоров А. С., Шацкая К. П., Иванченко Н. М. и др. Репетитор по химии / Под ред. А. С. Егорова. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
Аннотация:
Эта статья рассматривает различные типы задач с учетом теплового эффекта. Решение задач сопровождается теоретической информацией, полезной для каждого разобранного типа задачи.
Заголовок:

Обучение химии с опорой на математику

Спиоск литературы:
  1. Габриелян О. С. Химия. Вводный курс. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011..
  2. Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2008.
Аннотация:
В связи с тем, что многие процессы едины по природе, межпредметная связь позволяет учащимся легче усваивать учебный материал на уроке. Автор приводит разработку открытого урока для учителей Новосибирского района по теме: «Массовая доля вещества в растворе».
Заголовок:

Стратегия Победы

Спиоск литературы:
  1. Андросова В. Г., Лазыкина Л. Г. Во имя Победы // Химия в школе. – 1985. -№ 2. – С. 73-77.
  2. Ежов В. А., Мавродин В. В. Ленинградский университет в годы Великой Отечественной войны. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.
  3. Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Макареня А. А., Разумовский В. В. Химики Ленинграда в годы блокады (по воспоминаниям участников героической обороны Ленинграда) // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. – 1980. - Т. 25. - № 2. - С. 226-227.
  5. Муза Г. В. Устный журнал «Химия на военной службе» // Химия в школе. – 2009. – № 4. – С. 70.
  6. Пащевская Н. В., Ахрименко З. М., Ахрименко В. Е., Назаренко М. А. Устный журнал «Химия – фронту» // Химия в школе. – 2010. - № 4. - С. 67-74.
  7. Яншин А. Л. На службе обороны // Природа. – 1983. - № 10. - С. 98-99.
  8. Сталь для победы. Чёрная металлургия в годы Великой Отечетсвенной войны. - М.: Мысль, 1983.
Аннотация:
Статья содержит краткий отчёт о проведённом в рамках предметной недели химии и биологии химическом мероприятии, посвященном 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Заголовок:

Интеллектуальная игра «М. В. Ломоносов – учёный-энциклопедист»

Спиоск литературы:
  1. 1. Белова Г. Н. Интеллектуальная игра «Прямо в цель» // Химия в школе. – 2002 – № 1. – С. 72-77.
  2. 2. Белова Г. Н. В мир алканов дорогами А. М. Бутлерова // Химия в школе. – 2006 – № 4. – С. 66-70.
  3. 3. Наводчикова М. П.; Белова Г. Н.; Семенькова Н. И.; Мишенина Н. Л. Интеллектуальная игра «Великий русский химик» // Химия в школе. – 2009 – № 1. – С. 60-69.
  4. 4. Гельман З. Е. Изучение научной деятельности М. В. Ломоносова // Химия в школе. – 1986 – № 2. – С. 22-24.
  5. 5. Ишлинский А. Ю., Павлов Г. Е. Ломоносов - великий русский учёный. - М.: Педагогика, 1986.
  6. 6. Ломоносов М. В. Избранное. - М.: Детская литература, 1980.
  7. 7. Сергеева М. П. О подготовке вечера, посвящённого 275-летию со дня рождения М. В. Ломоносова // Химия в школе. – 1986 – № 3. – С. 60-62.
  8. 8. Соловьёв Ю. И. М. В. Ломоносов // Химия в школе. – 1986 – № 4. – С. 6-9.
Аннотация:
В статье представлена четвертая интеллектуальная игра по химии из серии «Прямо в цель» и третья из них, посвященная жизни и деятельности великих русских ученых-химиков. Какой вклад внес М. В. Ломоносов в отечественную и мировую науку, в каких областях совершал открытия, чем увлекался в свободное время, какие имел корни, образование, что названо именем великого ученого в наши дни – обо всем этом в новой интеллектуальной игре «Михаил Васильевич Ломоносов – ученый-энциклопедист». В статье показана методика проведения игры.
Заголовок:

Трудовой подвиг народа в годы войны

Аннотация:
Статья посвящена одной из драматических страниц истории становления химической промышленности нашей страны – работе первого отечественного завода по производству пластмасс в годы Великой Отечественной войны.
Заголовок:

О методе меченых атомов

Аннотация:
Автор рассматривает возможности применения метода меченых атомов на уроках химии, обращает внимание на то, что данный метод может быть использован в различных областях химии.
Заголовок:

Применение цифровой лаборатории при изучении окислительно-восстановительных реакций

Спиоск литературы:
  1. 1. Ахметов Н. К., Нурахметова А. Р., Сагимбаева А. Е. Как мы составляем уравнения окислительно-восстановительных реакций // Химия в школе. – 2014. – № 9. – С. 38–40.
  2. 2. Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Экспериментальное исследование окислительно-восстановительных реакций // Химия в школе. – 2012. – № 1. – С. 74–80.
  3. 3. Кузнецова Л. В., Пашкова Л. И., Власенко К. К. Особенности окислительно-восстановительных реакций органических соединений // Химия в школе. – 2012. – № 9. – С. 26–30.
  4. 4. Масленникова Л. В. К методике изучения окислительно-восстановительных реакций // Химия в школе. – 2013. – № 9. – С. 29–32.
  5. 5. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе / П. И.Беспалов, М. В. Дорофеев, Д. М. Жилин, А. И. Зимина, П. А. Оржековский. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  6. 6. Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч. Ч. 2: Пер. с англ. – М.: Мир, 1998.
Аннотация:
Описана методика применения цифровой лаборатории для прогнозирования продуктов окислительно-восстановительных реакций.
Заголовок:

О применении личностно ориентированных технологий на практических занятиях

Спиоск литературы:
  1. Маршанова Г. Л. Рефлексивные умения: сущность, содержание и приёмы формирования // Химия в школе. — 2012. — № 2. — С. 4-10.
  2. Нечитайлова Е. В. Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся // Химия в школе. — 2012. — № 5. — С. 14-20.
  3. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А., Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 1999.
  4. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  5. Шалашова М. М. Компетентностный подход: проблемы и перспективы // Химия в школе. — 2012. — № 6. – С. 4-9.
  6. Шепелев М. В. Методика использования качественных задач во внеурочной деятельности одарённых школьников на пропедевтическом этапе изучения химии // Наука и школа. – 2013. – № 1. – С. 96–99.
Аннотация:
В предложенной практической работе «Решение экспериментальных задач по теме “Металлы”» (9-й класс) использованы элементы проблемного обучения, коллективного способа обучения, игровой технологии, а также технологии развивающего обучения.
Заголовок:

Проведение практических работ со слабовидящими и незрячими учащимися

Аннотация:
В рамках модернизации образовательной системы России существенные преобразования претерпевает и система коррекционно-образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Одно из направлений решения проблем обучения и воспитания незрячих и слабовидящих учащихся – оптимизация форм и методов обучения, направленных на формирование практических умений, адаптацию существующих учебных программ для освоения химии в условиях дефицита учебного времени.
Заголовок:

Из опыта проектной деятельности: исследование качества мёда

Спиоск литературы:
  1. Донцов В. В., Донцов И. В. Лекарственные растения и продукты пчеловодства: целебные свойства лекарственных трав и мёда. - Нижний Новгород: Флокс, 1992.
  2. Мартыненко Б. В., Михалёва М. В., Самойлова К. Н. Тематический вечер «Ода мёду» // Химия в школе. - 2010. - № 8. - С. 69-75.
  3. Микеладзе И. П. Исследование качаства мёда // Химия в школе. - 2013. - № 1. - С. 54-59.
  4. www.medoviy.ru
  5. www.medonosnie.ru
  6. www.beehoney.com.ua
Аннотация:
Пчелиный мёд – очень вкусный, полезный, целебный продукт питания. К тому же он - интересный и удобный объект исследования. В настоящее время предприниматели в целях увеличения количества продукта подвергают мёд фальсификации. Из пищевых продуктов мёд – самый часто фальсифицированный товар во всём мире. По этой причине учащиеся решили исследовать образцы мёда, которые потребляют в пищу. На основании изученного теоретического материала и проведённых экспериментов учащиеся предложили рекомендации при покупке мёда.
Заголовок:

Исследование жёсткости воды

Аннотация:
Приводится опыт организации исследовательской деятельности учащихся на уроке в 11-м классе по теме «Жёсткость воды», а также обсуждение результатов, показан их прикладной характер.
Title:

Components of teacher's happiness

Summary:
The author reflects on the teacher's profession.
Title:

Combined management training

Summary:
A model of combined learning management in the classroom is described. The model discussed permits to form students’ educational competence
Title:

Designing lessons using modular technologies

Summary:
Methodological recommendations on organizing lessons in chemistry using modular technology are considered. The description of a modular lesson "The unity of the chemical organization of living organisms on Earth. Alcohols" is given as an example. The lesson (40 minutes) is performed at the beginning of studying the section "Living organisms as natural sources of organic compounds".
Title:

Lesson of Chemistry on the topic «Physical and Chemical Phenomena»

Summary:
The lesson can be used by the teachers of Chemistry who work with different programs and text-books, as it is a classical topic in the course of Chemistry. An unconventional variant of the topic expansion is suggested in the study manual. The goals of forming primary research skills are pointed out in a particular way together with the competence to observe and draw conclusions on the basis of observations without running ahead, and also the tasks to improve the computer literacy of the pupils. Modern technologies and digital educational resources (DER) are widely used at the lesson. The following material will lend support to the beginner teacher of Chemistry because all the actions of the teacher are described in detail.
Title:

System of tasks in forming universal informative abilities

Summary:
Cognitive tasks are the сentral element of methology of forming students’ cognitive skills. Cognitive types and levels of educational tasks are described in the article. Much attention is paid to methods of constructing cognitive tasks that promote students’ self-education. Numerous examples of tasks are given.
Title:

Lesson on the topic "Electrolytes and non-electrolytes. Electrolytic dissociation"

Summary:
The description of a lesson of chemistry with the use of an interactive board is suggested. The idea of electrolytes and nonelectrolytes is formed at the lesson, the process of dissociation of substances with different types of chemical bonds is considered. The tasks developing abilities to compare, analyze and find interrelation of the general and the particular, to work with various sources of information, are given. Chemical experiment and computer technologies are used.
Title:

Solving problems on the heat of chemical reactions

Summary:
This paper presents the solution of different types of tasks, taking into account the heat of chemical reactions. Solving problems is accompanied by theoretical information useful for each specific case.
Title:

Teaching chemistry based on mathematics

Summary:
Many processes being uniform by nature, interdisciplinary connections make it easier for pupils to acquire new knowledge at the lesson. The author gives the description of an open lesson on the topic "Mass fraction of a substance in a solution" for the teachers of the Novosibirsk region.
Title:

The strategy of Victory

Summary:
The description of the chemical event devoted to the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War within the subject week of chemistry and biology in Lyceum № 23 is given in the article.
Title:

Intellectual game "Mikhail Lomonosov as a scholar-encyclopaedist"

Summary:
The fourth intellectual game in chemistry from the “Directly in the Purpose” series and the third of them devoted to life and activities of great Russian chemists is presented in the article. The contribution made by M. V. Lomonosov into Russian and world science, his discoveries, biography, education and hobbies are the subject of i the new intellectual game "Mikhail Vasilyevich Lomonosov as a scholar-encyclopaedist". The technique of carrying out game is shown in the article.
Title:

Labor heroism of the Soviet people in the Great Patriotic War

Summary:
The article is devoted to one of the dramatic pages of history of formation of chemical industry of our country, the work of the first domestic plant producing plastics during the Great Patriotic War.
Title:

On the method of radioactive tracers

Summary:
The author considers the use of the tracer method at the lessons of chemistry and emphasizes that this method may be used in various areas of chemistry.
Title:

The use of digital laboratory in studying redox reactions

Summary:
The method of using a digital laboratory for predicting the products of redox reactions is described.
Title:

On application of personality-oriented technologies in chemistry practice

Summary:
"The solution of experimental tasks on the topic "Metals"" practice for the 9th class is described. Elements of problem training, collective method of training, game technology, and technology of the developing training are used.
Title:

Carrying out chemistry practice with visually impaired and blind pupils

Summary:
In the framework of modernization of educational system in Russia, the system of correctional-educational institutions for persons with sight disabilities is undergoing significant change. One of the directions of solving problems of training and educating blind and visually impaired children is to optimize the forms and methods of training aimed at development of practical skills, adapting existing curricula for learning chemistry in the conditions of lack of time.
Title:

Research of honey and its quality

Summary:
Honey is a tasty and healthy food product, so it is an interesting object for students’ research. Today honey is often falsified in order to increase its weight (mass). That's why we examined four samples of honey in this region. The research allowed to give some practical recommendations for purchasing honey. The article gives a detailed account of the project.
Title:

Lesson "Water hardness"

Summary:
Organization of research activities in the lesson on "Water hardness" is described.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.