Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2015 № 6

Русская версия
English version
Заголовок:

Год литературы: из наследия Д. И. Менделеева

Спиоск литературы:
  1. 1. Указ Президента Российской Федерации от 12.06.2014 № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы». http://graph.document.kremlin.ru/ page.aspx?1;3636988.
  2. 2. Неводчикова М. П.; Белова Г. Н.; Семенькова Н. И.; Мишенина Н. Л. Интеллектуальная игра «Великий русский химик» // Химия в школе. – 2009 – № 1. – С. 60.
  3. 3. Макареня А. А., Егорова Г. И. Д. И. Менделеев и всемирные выставки минувших лет // Химия в школе. – 2010. – № 3. – С. 66.
  4. 4. Митряева И. В. Вечер воспоминаний «Менделеевская пятница» // Химия в школе. – 2003. – № 9. – С. 70.
  5. 5. Калимуллина Х. Х. В Менделеевской гостиной за чашкой чая. // Химия в школе. – 2014. – № 5. – С. 57.
  6. 6. Менделеев Д. И. Заветные мысли. – М.: Мысль, 1995.
Аннотация:
В статье речь идёт о необходимости изучения литературного наследия гениального учёного и писателя Д. И. Менделеева.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заведующий правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности

Спиоск литературы:
  1. 1. N-T.org – электронная библиотека. Нобелевские лауреаты.
  2. 2. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. - М.: Наука, 2000.
  3. 3. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ: Астрель, 2013.
  4. 4. Семёнов И. Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при решении творческих задач // Методологические проблемы исследования деятельности. - М.: изд-во МГУ, 1977. - Вып. 7. - С. 39-49.
Аннотация:
Традиционная методика обучения химии ориентирована на организацию учителем познавательной деятельности учащихся. В связи с введением Федерального государственного стандарта основного общего образования актуальна переориентация методики на создание учителем условий самоорганизации учащихся в познавательной деятельности. Способность к самоорганизации и к самообразованию во многом определяет успешность профессиональной деятельности молодого человека в условиях инновационной экономики, которая постоянно реализует новые технологии (вбирает новизну извне). Рассмотрению условий, в которых может происходить самоорганизация учащихся в познавательной деятельности, посвящена настоящая статья.
Заголовок:

Методические задачи как средство формирования опыта творческой деятельности учителя

Спиоск литературы:
  1. 1. Оржековский П. А. Осознанность знаний по химии как основной показатель выполнения требований ФГОС // Химия в школе. - 2014. - № 8. - С. 7-11.
  2. 2. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990.
  3. 3. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Школа-Пресс, 1997.
  4. 4. Медведев Ю. Н. Вопрос из подслушанного разговора, или Почему фенолфталеин не изменил окраску? // Химия в школе. - 2012. - № 5. - С. 46-48.
Аннотация:
Анализ отечественных и зарубежных публикаций показывает, что одним из приоритетов стратегического развития профессионального образования является подготовка специалистов, владеющих не только суммой фундаментальных знаний и умений, но и обладающих развитыми творческими способностями. В статье авторы рассматривают проблему формирования опыта педагогического творчества у учителей и студентов педагогических и химических специальностей. Проанализировано, чем творческая задача отличается от нетворческой; рассмотрены понятия «педагогическая задача», «методическая задача».
Заголовок:

Из опыта реализации проекта «Семейная химия»

Спиоск литературы:
  1. 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  2. 2. Шакирова Н. С., Чернобельская Г. М. Использование методов педагогического исследования на пропедевтических занятиях в химической лаборатории политехнического музея // Наука и школа. – 2012. – № 1. – С. 71–74.
  3. 3. Шакирова Н. С., Войнова И. Ю., Чернобельская Г. М. Школа и музей: опыт сотрудничества // Химия в школе. – 2012. – № 2. – С. 75–79.
  4. 4. Шепелев М. В., Вашурин А. С. Как развить химические способности учащихся младшего школьного возраста // Химия в школе. – 2014. – № 5. – С. 38–42.
  5. 5. Лисичкин Г. В., Коробейникова Л. А. Годитесь ли вы в химики? Часть первая, теоретическая // Химия и жизнь. – 1981. – № 4. – С. 13–17.
  6. 6. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО / Под ред. Т. С. Назаровой. – М.; СПб.: Нестор-История, 2012.
  7. 7. Шепелев М. В. К вопросу о формировании методической системы педагогической поддержки одарённых детей на пропедевтическом этапе изучения химии // Наука и школа. – 2012. – № 4. – С. 121–124.
  8. 8. Шепелев М. В. Формирование и развитие творческих способностей учащихся на практических занятиях по химии // Химия в школе. – 2013. – № 7. – С. 46–50.
  9. 9. Шалашова М. М. Оценка качества школьного химического образования: инновационный инструментарий // Химия в школе. – 2011. – № 10. – С. 20–27.
  10. 10. Шепелев М. В. К вопросу о проектировании индивидуальных образовательных траекторий научно-исследовательской деятельности одарённых по химии учащихся в системе «Школа – вуз» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 2 (22). – С. 114–116.
  11. 11. Шепелев М. В., Румянцев Е. В., Вашурин А. С. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в системе «Школа – вуз»: опыт регионального университета // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. – 2013. – Т. 4. – № 3. – С. 210–214
  12. 12. Марфин Ю. С., Шепелев М. В. Практико-ориентированное преподавание химии, или «Химия на кухне» // Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции. – Иваново: Изд-во ИГХТУ, 2013. – С. 11–15.
Аннотация:
В статье представлена организационно-педагогическая модель процесса обучения учащихся младшего школьного возраста на примере реализации проекта «Семейная химия» с использованием технологий системно-деятельностного подхода и групповой формы работы совместно с родителями учащихся. Показано, что предложенные подходы могут быть эффективно использованы на пропедевтическом этапе изучения химии как в системе дополнительного образования школьников, так и в условиях классно-урочной деятельности.
Заголовок:

Обобщение знаний по теме «Классификация неорганических веществ»

Спиоск литературы:
  1. Дерябина Н. Е. Химия: Основные классы неорганических веществ. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2011.
Аннотация:
Предлагается конспект урока по теме «Классификация неорганических веществ». Цель его - обобщить, систематизировать и закрепить знания о составе оксидов, кислот, солей и оснований.
Заголовок:

Из опыта формирования понятия о катализаторе

Спиоск литературы:
  1. Овчинников Ю. А., Шамин А. Н. Строение и функции белков. - М.: Педагогика, 1983.
Аннотация:
При изучении темы «Скорость химических реакций» у учащихся, как правило, возникают затруднения при введении понятия катализатора, который принимает участие в химическом процессе, увеличивает его скорость, но сам не расходуется. Уяснить суть явления катализа поможет сочетание химического эксперимента и рассказа-задачи из области занимательной математики.
Заголовок:

Система уроков по теме «Азот и его соединения»

Спиоск литературы:
  1. 1. Герасимова Н. Ф., Базеева М. В., Супоницкая И. И. Использование опорных конспектов на уроках химии // Химия в школе. - 1995. - № 4. - С. 66-69; № 5. - С. 59-60.
  2. 2. Ларичев, Т. А., Морозов В. П., Кожухова Т. Ю. Химия: опорные конспекты и методические указания: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009.
  3. 3. Васильева Е. В. Ещё один раз об опорных конспектах // Химия в школе. - 2001. - № 7. - С. 41-46.
  4. 4. Воронцов А. В. Применение схем-конспектов при обобщении и закреплении знаний учащихся // Химия в школе. - 1978. - № 4. - С. 22.
  5. 5. Габриелян О. С. Программа курса химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
  6. 6. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
Аннотация:
Подход к обучению на основе компактных опорных конспектов не нов, однако в современном мире опорные конспекты целесообразно модернизировать и переводить в электронный вид. В статье раскрыты основные подходы к реализации данного направления на примере уроков по химии и даны практические рекомендации по изучению темы «Азот и его соединения».
Заголовок:

Технология смешанного обучения: методика работы с лабораторией SensorLab

Спиоск литературы:
  1. 1. Чернобельская Г. М. Теория и методика обучения химии: Учебник для студентов педагогических вузов. — М.: Дрофа, 2010.
  2. 2. Staker H., Horn M. B. Classifying K-12 blended learning. http://www.innosightinstitute.org/innosight/wp-content/uploads/2012/05/Classifying-K-12-blended-learning2.pdf
  3. 3. Андреев А. А. Педагогика информационного общества // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2013. - № 1. - C. 87-93.
Аннотация:
Разработка новых электронных средств обучения требует решения вопроса их целесообразного использования в рамках педагогических технологий. В данной статье представлен интегрированный подход использования экспериментальной лаборатории SensorLab на основе технологии смешанного обучения. Автор акцентирует внимание на преимуществах такого методического решения и приводит пример проведения практической работы в 11-м классе.
Заголовок:

Химический эксперимент в контексте интерактивного обучения

Спиоск литературы:
  1. Мустафин Д. И., Оганесян Е. С. Чтобы принимать правильные решения (интервью с профессором Р. Хофманном) // Химия в школе. - 2014. -№ 9. - С. 2-5.
  2. Сурин Ю. В. Роль проблемного эксперимента в совершенствовании теоретических знаний учащихся // Химия в школе. - 2014. - № 7. - С. 66-71.
  3. Ширяева М. Ю. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» // Химия в школе. - 2014. - № 9. - С. 45-47.
Аннотация:
Постановка проблемных опытов, моделирование проблемных ситуаций в ходе химического эксперимента, творческие задания логически обоснованны и являют собой деятельностный подход в обучении химии, а также представляют основу интерактивного обучения.
Заголовок:

Химические опыты при изучении белков

Спиоск литературы:
  1. Опарина С. А. Химический эксперимент по теме «Нуклеиновые кислоты» // Химия в школе. – 2013. - № 7. – С. 56-60.
  2. Филлипович Ю. Б., Ковалевская Н. И., Севастьянова Г. А. Биологическая химия: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2005.
  3. Филиппович Ю. Б., Егорова Т. А., Севастьянова Г. А. Практикум по общей биохимии. - М., 1982.
Аннотация:
В статье рассмотрены химические опыты по изучению реакций осаждения белков. Предлагаемые опыты имеют достаточно простые методики, поэтому могут быть использованы учителями химии и биологии на уроках и во внеурочной деятельности.
Заголовок:

Лабораторно-практическое занятие «Определение нитратов в пищевых продуктах»

Аннотация:
Данное занятие разработано для учащихся 10-го класса с целью их знакомства с вредным воздействием некоторых веществ, содержащихся в пищевых продуктах, на организм человека.
Заголовок:

Исследование свойств соединений неметаллов, используемых в быту

Аннотация:
В предлагаемой практической работе учащиеся 9-го класса определяли раствор выданного вещества, знакомого им с детства, проводили опыты, иллюстрирующие свойства данного класса соединений. Они исследовали действие этого вещества на ржавчину, чайную заварку, отвар свёклы и медные монеты.
Заголовок:

Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Спиоск литературы:
  1. 1. Дацковский Б. М. Растения и косметика. – Пермь, 1990.
  2. 2. Гаммерман Г. Ф., Кадаев Г. Н., Ященко-Хмелевский А. А. Лекарственные растения. – М.: Высшая школа, 1990.
  3. 3. Лавренов В. К., Лавренова Г. В. Современная энциклопедия лекарственных растений. - Издательский дом «Нева» - Санкт-Петербург – Москва, 2006.
  4. 4. Игошева Е. В. Как исследовать качество чая // Химия в школе. – 2009. – № 10. - С.
  5. 5. Кретович В. Л. Биохомия растений. – М.: Высшая школа, 1986.
  6. 6. Химический анализ биологически активных веществ лекарственного растительного сырья и продуктов животного происхождения: Уч. пособие /М. Д. Решетилова, В. Ф. Левинова, А. В. Хлебников и др. Под ред. Г. И. Олешко. –Пермь, 2004.
  7. 7. http://bank-krasoty.com - Портал «Банк Красоты».
  8. 8. http://ru.wikipedia.org/ - Википедия – свободная энциклопедия.
  9. 9. http://medportal.ru – MED Портал.
  10. 10. http://www.fito.nnov.ru - Зелёная аптека.
Аннотация:
В статье описывается опыт сотрудничества сельской школы с высшим учебным заведением в области профессиональной ориентации учащихся и организации их научно-исследовательской деятельности.
Заголовок:

Химия растворов: от М. В. Ломоносова до Д. И. Менделеева

Спиоск литературы:
  1. Вавилов Ю. И. Исаак Ньютон.  М.: АН СССР, 1961.
  2. История учения о химическом процессе. Всеобщая история химии.  М.: Наука, 1981.
  3. Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. – Л.: Наука, 1984.
  4. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. - В 10 т.  М.: Изд-во АН СССР, 1950-1957.
  5. Любавин Н. Н. Физическая химия.  СПб., 1877.
  6. Менделеев Д. И. Избранные лекции по химии.  М.: Высшая школа, 1968.
  7. Менделеев Д. И. Растворы.  М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
  8. Меншуткин Б. Н. Труды М. В. Ломоносова по физике и химии.  М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936.
  9. Погодин С. А., Соловьёв Ю. И., Раскин Н. М. Неопубликованная диссертация Г. У. Райзера о химическом растворении / Очерки по истории химии. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – С. 399-413.
  10. Соловьёв Ю. И. Герман Иванович Гесс. – М.: Изд-во АН СССР, 1962.
  11. Соловьёв Ю. И. История учения о растворах. – М.: Изд-во АН СССР, 1959.
  12. Соловьёв Ю. И. История химии в России: Научные центры и основные направления исследований. – М.: Наука, 1985.
  13. Соловьёв Ю. И. Очерки по истории физической химии. – М.: Наука, 1964.
  14. Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. От древнейших времён до начала XIX в. – М.: Наука, 1969.
Аннотация:
Рассмотрена история развития химии растворов в нашей стране до середины XIX в. Существенную роль в развитии этой области химии сыграли работы М. В. Ломоносова, Т. Е. Ловица, Г. И. Гесса, Д. Н. Абашева, Д. И. Менделеева.
Заголовок:

Вклад химической науки в обороноспособность страны

Спиоск литературы:
  1. Андросова В. Г., Лазыкина Л. Г. Во имя Победы // Химия в школе. – 1985. -№ 2. – С. 73-77.
  2. Левшин Б. В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны. - М.: Наука, 1983.
  3. Муза Г. В. Устный журнал «Химия на военной службе» // Химия в школе. – 2009. -№ 4. – С. 70.
  4. Панов П. Б. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны // По-литическое самообразование. – 1984. - № 8. – С. 50-58.
  5. Пащевская Н. В., Ахрименко З. М., Ахрименко В. Е., Назаренко М. А. Устный журнал «Химия – фронту» // Химия в школе. – 2010. - № 4. - С. 67-74.
  6. Пащевская Н. В., Ахрименко З. М., Ахрименко В. Е. Роль внеаудиторной работы в развитии познавательной активности и активной жизненной позиции // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2011. – № 4-6. – С. 144-147.
Аннотация:
Предлагается сценарий устного журнала, разработанного и проведенного в качестве внеаудиторного мероприятия со студентами вуза. Содержание журнала показывает роль химических элементов и их соединений в разработке конструкторских решений в годы Великой Отечественной войны.
Title:

The Year of literature: heritage of D. I. Mendeleev

Summary:
The necessity of studying literary heritage of the great scientist and writer D. I. Mendeleev is discussed in the article.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
The Legal Department of the Administration of the All-Russian Trade Union of Education is answering our readers’ questions.
Title:

Conditions of students’ self-organization in cognitive activity

Summary:
The traditional methodology of teaching chemistry is aimed at organizing the students’ learning process. Due to the introduction of the new Federal state standard of basic secondary education, it now seems appropriate to re-evaluate this approach and consider ways of creating conditions under which students can organize their own cognitive activities. The ability to organize and educate oneself defines to a large extent the success of professional activities of a young person in the context of an innovative economy where new technologies are constantly implemented (innovation is absorbed from the outside). The current article considers the conditions which encourage self-organization of students in their cognitive activities (cognition).
Title:

Formation of experience of creative activity of a chemistry teacher in the process of solving methodological tasks

Summary:
The analysis of domestic and foreign publications shows that one of the priorities of strategic development of professional education is to prepare specialists who have not only acquired the necessary fundamental knowledge and skills, but also developed creative abilities. In the article the authors considers the problem of formation of creative teaching experience for teachers and students of pedagogical and chemical specialties. The difference between creative and uncreative problems is analyzed. The concepts of "pedagogical task", "methodical task" are discussed.
Title:

Project “Family chemistry”

Summary:
The work presents the organizational-pedagogical model of the education process of primary school age children through implementing project «Family chemistry» by technologies of systemically-active approach and group work in conjunction with children’s parents. The proposed approaches were proved to be successfully used in working with children during introductory stage of chemistry learning in the system of children’s additional education and within the class-lesson activities.
Title:

Generalization of knowledge on the topic “Classification of inorganic substances”

Summary:
A worksheet for the lesson «Classification of inorganic substances» is suggested. The aim of the lesson is to summarize the information and form the system of knowledge about the structure of oxides, acids, bases and salts.
Title:

On forming the concept of catalyst

Summary:
When studying the theme "Rate of Chemical Reactions" students, as a rule, have difficulties at introduction of concept of catalyst. The combination of chemical experiment and task story from the area of curious mathematics will help understand the phenomenon of catalysis.
Title:

System of lessons on "Nitrogen and its compounds"

Summary:
Approach to learning based on compact basic scheme is not new, but in the modern world it is advisable to upgrade the basic scheme and convert it into electronic form. The article deals with the main approaches to the implementation of this direction in the example of lessons in chemistry and practical recommendations for the study of the topic "Nitrogen and its compounds".
Title:

Methods of working with laboratory SensorLab with in blended learning technology

Summary:
Development of new e-learning tools requires a decision on their appropriate use in the framework of pedagogical techniques. This paper presents an integrated approach of using experimental laboratory SensorLab on the base of blended learning. The author focuses on the benefits of these methodological solutions and gives an example of a lesson in grade 11.
Title:

Chemical experiment in the context of interactive learning

Summary:
Conducting problem experiments, modeling problem situations during chemical experiment, using creative tasks are logically reasonable and represent an activity approach in chemistry teaching, as well as a basis for interactive training.
Title:

Chemical studies of precipitation reactions of proteins

Summary:
The author considers chemical experiments to study precipitation reactions of proteins. The proposed experiments are quite simple techniques, therefore, can be used by teachers of chemistry and biology in the classroom and in extracurricular activities.
Title:

Laboratory practice «Nitrates in food products»

Summary:
The aim of the laboratory practice "Nitrates in food" is to get 10-graders acquainted with harmful chemicals contained in foods and their effects on human organism.
Title:

Identification and study of properties of non-metallic compounds used in everyday life

Summary:
In the present paper, we describe a practical work for 9-graders. Students are given the task to identify a solution of a substance familiar to them from childhood, and carry out experiments to illustrate its properties. In addition, they investigate the effect of this substance on rust, tea brew, red beet water and copper coins.
Title:

On organizing students’ research activity

Summary:
The experience of cooperation of a rural school with a higher educational institution in vocational guidance of students and organizing their research activity is described.
Title:

Сhemistry of solutions: from M. V. Lomonosov to D. I. Mendeleev

Summary:
The history of chemistry of solutions in our country until the middle of the XIX century is considered. Significant role in the development of this branch of science in our country was played by M. V. Lomonosov, T. E. Lovits, G. I. Gess, N. D. Abashev, D. I. Mendeleev.
Title:

Contribution of chemical science into defense capability of the country

Summary:
The scenario of oral journal is offered, which was created on the eve of the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War. The journal content exposes the role of chemical elements and compounds in engineering solutions during the years of the war.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.