Заголовок:
Год литературы: из наследия Д. И. Менделеева
Список литературы:
- 1. Указ Президента Российской Федерации от 12.06.2014 № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы». http://graph.document.kremlin.ru/ page.aspx?1;3636988.
- 2. Неводчикова М. П.; Белова Г. Н.; Семенькова Н. И.; Мишенина Н. Л. Интеллектуальная игра «Великий русский химик» // Химия в школе. – 2009 – № 1. – С. 60.
- 3. Макареня А. А., Егорова Г. И. Д. И. Менделеев и всемирные выставки минувших лет // Химия в школе. – 2010. – № 3. – С. 66.
- 4. Митряева И. В. Вечер воспоминаний «Менделеевская пятница» // Химия в школе. – 2003. – № 9. – С. 70.
- 5. Калимуллина Х. Х. В Менделеевской гостиной за чашкой чая. // Химия в школе. – 2014. – № 5. – С. 57.
- 6. Менделеев Д. И. Заветные мысли. – М.: Мысль, 1995.
Аннотация:
В статье речь идёт о необходимости изучения литературного наследия гениального учёного и писателя Д. И. Менделеева.
Ключевые слова:
Заголовок:
А как по закону?..
Аннотация:
Заведующий правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Ключевые слова:
Заголовок:
Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности
Список литературы:
- 1. N-T.org – электронная библиотека. Нобелевские лауреаты.
- 2. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. - М.: Наука, 2000.
- 3. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ: Астрель, 2013.
- 4. Семёнов И. Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при решении творческих задач // Методологические проблемы исследования деятельности. - М.: изд-во МГУ, 1977. - Вып. 7. - С. 39-49.
Аннотация:
Традиционная методика обучения химии ориентирована на организацию учителем познавательной деятельности учащихся. В связи с введением Федерального государственного стандарта основного общего образования актуальна переориентация методики на создание учителем условий самоорганизации учащихся в познавательной деятельности. Способность к самоорганизации и к самообразованию во многом определяет успешность профессиональной деятельности молодого человека в условиях инновационной экономики, которая постоянно реализует новые технологии (вбирает новизну извне). Рассмотрению условий, в которых может происходить самоорганизация учащихся в познавательной деятельности, посвящена настоящая статья.
Ключевые слова:
синергетика, самоорганизация в познавательной деятельности, мотивация обучения, метапредметные требования, методы познания, типология затруднений в познании, полилогическое обсуждение.
Заголовок:
Методические задачи как средство формирования опыта творческой деятельности учителя
Список литературы:
- 1. Оржековский П. А. Осознанность знаний по химии как основной показатель выполнения требований ФГОС // Химия в школе. - 2014. - № 8. - С. 7-11.
- 2. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990.
- 3. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Школа-Пресс, 1997.
- 4. Медведев Ю. Н. Вопрос из подслушанного разговора, или Почему фенолфталеин не изменил окраску? // Химия в школе. - 2012. - № 5. - С. 46-48.
Аннотация:
Анализ отечественных и зарубежных публикаций показывает, что одним из приоритетов стратегического развития профессионального образования является подготовка специалистов, владеющих не только суммой фундаментальных знаний и умений, но и обладающих развитыми творческими способностями. В статье авторы рассматривают проблему формирования опыта педагогического творчества у учителей и студентов педагогических и химических специальностей. Проанализировано, чем творческая задача отличается от нетворческой; рассмотрены понятия «педагогическая задача», «методическая задача».
Ключевые слова:
педагогическое творчество, деятельность, педагогическая задача, методическая задача.
Заголовок:
Из опыта реализации проекта «Семейная химия»
Список литературы:
- 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.
- 2. Шакирова Н. С., Чернобельская Г. М. Использование методов педагогического исследования на пропедевтических занятиях в химической лаборатории политехнического музея // Наука и школа. – 2012. – № 1. – С. 71–74.
- 3. Шакирова Н. С., Войнова И. Ю., Чернобельская Г. М. Школа и музей: опыт сотрудничества // Химия в школе. – 2012. – № 2. – С. 75–79.
- 4. Шепелев М. В., Вашурин А. С. Как развить химические способности учащихся младшего школьного возраста // Химия в школе. – 2014. – № 5. – С. 38–42.
- 5. Лисичкин Г. В., Коробейникова Л. А. Годитесь ли вы в химики? Часть первая, теоретическая // Химия и жизнь. – 1981. – № 4. – С. 13–17.
- 6. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО / Под ред. Т. С. Назаровой. – М.; СПб.: Нестор-История, 2012.
- 7. Шепелев М. В. К вопросу о формировании методической системы педагогической поддержки одарённых детей на пропедевтическом этапе изучения химии // Наука и школа. – 2012. – № 4. – С. 121–124.
- 8. Шепелев М. В. Формирование и развитие творческих способностей учащихся на практических занятиях по химии // Химия в школе. – 2013. – № 7. – С. 46–50.
- 9. Шалашова М. М. Оценка качества школьного химического образования: инновационный инструментарий // Химия в школе. – 2011. – № 10. – С. 20–27.
- 10. Шепелев М. В. К вопросу о проектировании индивидуальных образовательных траекторий научно-исследовательской деятельности одарённых по химии учащихся в системе «Школа – вуз» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 2 (22). – С. 114–116.
- 11. Шепелев М. В., Румянцев Е. В., Вашурин А. С. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в системе «Школа – вуз»: опыт регионального университета // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. – 2013. – Т. 4. – № 3. – С. 210–214
- 12. Марфин Ю. С., Шепелев М. В. Практико-ориентированное преподавание химии, или «Химия на кухне» // Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции. – Иваново: Изд-во ИГХТУ, 2013. – С. 11–15.
Аннотация:
В статье представлена организационно-педагогическая модель процесса обучения учащихся младшего школьного возраста на примере реализации проекта «Семейная химия» с использованием технологий системно-деятельностного подхода и групповой формы работы совместно с родителями учащихся. Показано, что предложенные подходы могут быть эффективно использованы на пропедевтическом этапе изучения химии как в системе дополнительного образования школьников, так и в условиях классно-урочной деятельности.
Ключевые слова:
пропедевтика химии, формирование мотивации к изучению химии, системно-деятельностный подход, групповая форма работы.
Заголовок:
Обобщение знаний по теме «Классификация неорганических веществ»
Список литературы:
- Дерябина Н. Е. Химия: Основные классы неорганических веществ. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2011.
Аннотация:
Предлагается конспект урока по теме «Классификация неорганических веществ». Цель его - обобщить, систематизировать и закрепить знания о составе оксидов, кислот, солей и оснований.
Ключевые слова:
оксиды, кислоты, соли, основания.
Заголовок:
Из опыта формирования понятия о катализаторе
Список литературы:
- Овчинников Ю. А., Шамин А. Н. Строение и функции белков. - М.: Педагогика, 1983.
Аннотация:
При изучении темы «Скорость химических реакций» у учащихся, как правило, возникают затруднения при введении понятия катализатора, который принимает участие в химическом процессе, увеличивает его скорость, но сам не расходуется. Уяснить суть явления катализа поможет сочетание химического эксперимента и рассказа-задачи из области занимательной математики.
Ключевые слова:
скорость химических реакций, катализатор, химический эксперимент, рассказ-задача.
Заголовок:
Система уроков по теме «Азот и его соединения»
Список литературы:
- 1. Герасимова Н. Ф., Базеева М. В., Супоницкая И. И. Использование опорных конспектов на уроках химии // Химия в школе. - 1995. - № 4. - С. 66-69; № 5. - С. 59-60.
- 2. Ларичев, Т. А., Морозов В. П., Кожухова Т. Ю. Химия: опорные конспекты и методические указания: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009.
- 3. Васильева Е. В. Ещё один раз об опорных конспектах // Химия в школе. - 2001. - № 7. - С. 41-46.
- 4. Воронцов А. В. Применение схем-конспектов при обобщении и закреплении знаний учащихся // Химия в школе. - 1978. - № 4. - С. 22.
- 5. Габриелян О. С. Программа курса химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
- 6. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
Аннотация:
Подход к обучению на основе компактных опорных конспектов не нов, однако в современном мире опорные конспекты целесообразно модернизировать и переводить в электронный вид. В статье раскрыты основные подходы к реализации данного направления на примере уроков по химии и даны практические рекомендации по изучению темы «Азот и его соединения».
Ключевые слова:
опорные конспекты, система уроков, химия, схемы, рефлексия, системность, визуализация процессов.
Заголовок:
Технология смешанного обучения: методика работы с лабораторией SensorLab
Список литературы:
- 1. Чернобельская Г. М. Теория и методика обучения химии: Учебник для студентов педагогических вузов. — М.: Дрофа, 2010.
- 2. Staker H., Horn M. B. Classifying K-12 blended learning. http://www.innosightinstitute.org/innosight/wp-content/uploads/2012/05/Classifying-K-12-blended-learning2.pdf
- 3. Андреев А. А. Педагогика информационного общества // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2013. - № 1. - C. 87-93.
Аннотация:
Разработка новых электронных средств обучения требует решения вопроса их целесообразного использования в рамках педагогических технологий. В данной статье представлен интегрированный подход использования экспериментальной лаборатории SensorLab на основе технологии смешанного обучения. Автор акцентирует внимание на преимуществах такого методического решения и приводит пример проведения практической работы в 11-м классе.
Ключевые слова:
смешанное обучение, SensorLab, педагогическая технология, средняя школа.
Заголовок:
Химический эксперимент в контексте интерактивного обучения
Список литературы:
- Мустафин Д. И., Оганесян Е. С. Чтобы принимать правильные решения (интервью с профессором Р. Хофманном) // Химия в школе. - 2014. -№ 9. - С. 2-5.
- Сурин Ю. В. Роль проблемного эксперимента в совершенствовании теоретических знаний учащихся // Химия в школе. - 2014. - № 7. - С. 66-71.
- Ширяева М. Ю. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» // Химия в школе. - 2014. - № 9. - С. 45-47.
Аннотация:
Постановка проблемных опытов, моделирование проблемных ситуаций в ходе химического эксперимента, творческие задания логически обоснованны и являют собой деятельностный подход в обучении химии, а также представляют основу интерактивного обучения.
Ключевые слова:
развитие исследовательских навыков, технология сотрудничества, деятельностный подход, интерактивное обучение.
Заголовок:
Химические опыты при изучении белков
Список литературы:
- Опарина С. А. Химический эксперимент по теме «Нуклеиновые кислоты» // Химия в школе. – 2013. - № 7. – С. 56-60.
- Филлипович Ю. Б., Ковалевская Н. И., Севастьянова Г. А. Биологическая химия: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2005.
- Филиппович Ю. Б., Егорова Т. А., Севастьянова Г. А. Практикум по общей биохимии. - М., 1982.
Аннотация:
В статье рассмотрены химические опыты по изучению реакций осаждения белков. Предлагаемые опыты имеют достаточно простые методики, поэтому могут быть использованы учителями химии и биологии на уроках и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова:
белки, химический эксперимент, денатурация, высаливание.
Заголовок:
Лабораторно-практическое занятие «Определение нитратов в пищевых продуктах»
Аннотация:
Данное занятие разработано для учащихся 10-го класса с целью их знакомства с вредным воздействием некоторых веществ, содержащихся в пищевых продуктах, на организм человека.
Ключевые слова:
лабораторно-практическое занятие, нитраты, воздействие нитратов на организм человека, химия.
Заголовок:
Исследование свойств соединений неметаллов, используемых в быту
Аннотация:
В предлагаемой практической работе учащиеся 9-го класса определяли раствор выданного вещества, знакомого им с детства, проводили опыты, иллюстрирующие свойства данного класса соединений. Они исследовали действие этого вещества на ржавчину, чайную заварку, отвар свёклы и медные монеты.
Ключевые слова:
вещества, используемые в быту, лимонная кислота, свойства кислот, исследование, эксперимент, групповая работа, сильные и слабые электролиты, правила безопасности.
Заголовок:
Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Список литературы:
- 1. Дацковский Б. М. Растения и косметика. – Пермь, 1990.
- 2. Гаммерман Г. Ф., Кадаев Г. Н., Ященко-Хмелевский А. А. Лекарственные растения. – М.: Высшая школа, 1990.
- 3. Лавренов В. К., Лавренова Г. В. Современная энциклопедия лекарственных растений. - Издательский дом «Нева» - Санкт-Петербург – Москва, 2006.
- 4. Игошева Е. В. Как исследовать качество чая // Химия в школе. – 2009. – № 10. - С.
- 5. Кретович В. Л. Биохомия растений. – М.: Высшая школа, 1986.
- 6. Химический анализ биологически активных веществ лекарственного растительного сырья и продуктов животного происхождения: Уч. пособие /М. Д. Решетилова, В. Ф. Левинова, А. В. Хлебников и др. Под ред. Г. И. Олешко. –Пермь, 2004.
- 7. http://bank-krasoty.com - Портал «Банк Красоты».
- 8. http://ru.wikipedia.org/ - Википедия – свободная энциклопедия.
- 9. http://medportal.ru – MED Портал.
- 10. http://www.fito.nnov.ru - Зелёная аптека.
Аннотация:
В статье описывается опыт сотрудничества сельской школы с высшим учебным заведением в области профессиональной ориентации учащихся и организации их научно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова:
профильное обучение, исследовательская деятельность учащихся, дубильные вещества.
Заголовок:
Химия растворов: от М. В. Ломоносова до Д. И. Менделеева
Список литературы:
- Вавилов Ю. И. Исаак Ньютон. М.: АН СССР, 1961.
- История учения о химическом процессе. Всеобщая история химии. М.: Наука, 1981.
- Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. – Л.: Наука, 1984.
- Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. - В 10 т. М.: Изд-во АН СССР, 1950-1957.
- Любавин Н. Н. Физическая химия. СПб., 1877.
- Менделеев Д. И. Избранные лекции по химии. М.: Высшая школа, 1968.
- Менделеев Д. И. Растворы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
- Меншуткин Б. Н. Труды М. В. Ломоносова по физике и химии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936.
- Погодин С. А., Соловьёв Ю. И., Раскин Н. М. Неопубликованная диссертация Г. У. Райзера о химическом растворении / Очерки по истории химии. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – С. 399-413.
- Соловьёв Ю. И. Герман Иванович Гесс. – М.: Изд-во АН СССР, 1962.
- Соловьёв Ю. И. История учения о растворах. – М.: Изд-во АН СССР, 1959.
- Соловьёв Ю. И. История химии в России: Научные центры и основные направления исследований. – М.: Наука, 1985.
- Соловьёв Ю. И. Очерки по истории физической химии. – М.: Наука, 1964.
- Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. От древнейших времён до начала XIX в. – М.: Наука, 1969.
Аннотация:
Рассмотрена история развития химии растворов в нашей стране до середины XIX в. Существенную роль в развитии этой области химии сыграли работы М. В. Ломоносова, Т. Е. Ловица, Г. И. Гесса, Д. Н. Абашева, Д. И. Менделеева.
Ключевые слова:
история химии, химия растворов, М В Ломоносов, Т Е Ловиц, Г И Гесс, Д Н Абашев, Д И Менделеев.
Заголовок:
Вклад химической науки в обороноспособность страны
Список литературы:
- Андросова В. Г., Лазыкина Л. Г. Во имя Победы // Химия в школе. – 1985. -№ 2. – С. 73-77.
- Левшин Б. В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны. - М.: Наука, 1983.
- Муза Г. В. Устный журнал «Химия на военной службе» // Химия в школе. – 2009. -№ 4. – С. 70.
- Панов П. Б. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны // По-литическое самообразование. – 1984. - № 8. – С. 50-58.
- Пащевская Н. В., Ахрименко З. М., Ахрименко В. Е., Назаренко М. А. Устный журнал «Химия – фронту» // Химия в школе. – 2010. - № 4. - С. 67-74.
- Пащевская Н. В., Ахрименко З. М., Ахрименко В. Е. Роль внеаудиторной работы в развитии познавательной активности и активной жизненной позиции // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2011. – № 4-6. – С. 144-147.
Аннотация:
Предлагается сценарий устного журнала, разработанного и проведенного в качестве внеаудиторного мероприятия со студентами вуза. Содержание журнала показывает роль химических элементов и их соединений в разработке конструкторских решений в годы Великой Отечественной войны.
Ключевые слова:
устный журнал, 70-летие победы в Великой Отечественной войне, химические элементы и их соединения, научные разработки.