Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2015 № 5

Русская версия
English version
Заголовок:

Вклад герценовцев-химиков в Великую Победу

Список литературы:
  1. Фруменкова Т. Г. Мы вышли из блокадных дней: Герценовский университет в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) / Под общ. ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
  2. Архивные материалы Музея истории РГПУ им. А. И. Герцена.
Аннотация:
В статье речь идет о преподавателях и выпускниках педагогического института предвоенных лет, которые внесли неоценимый вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне.
Заголовок:

Свинец: мифы и реальность

Список литературы:
  1. Давыдова С. Л., Пименов Ю. Т., Милаева Е. Р. Ртуть, олово, свинец и их органические производные в окружающей среде. - Астрахань: Феникс, 2001.
  2. Полянский Н. Г. Свинец. - М.: Наука, 1986.
Аннотация:
В статье в научно-популярной форме рассказывается об элементе Периодической системы с порядковым номером 82 – свинце. Приводятся сведения и факты, которые будут интересны широкому кругу читателей.
Заголовок:

Направления воспитания при обучении химии

Список литературы:
  1. 1. Каган С. М. Философская теория ценности. — СПб., 1997.
  2. 2. Риски введения ФГОС ООО. - М.: ИСМО РАО, 2013.
  3. 3. Щуркова Н. Е., Мухин М. И., Желаннова А. В. Новое воспитание в новой школе / Под общ. ред. Н. Е. Щурковой. – М.: АРКТИ. 2012.
  4. 4. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. — М., 1982.
  5. 5. Краевский В. В., Лернер И. Я. Дидактические основания определения содержания учебника // Проблемы школьного учебника. (О конструировании учебника.) — М.: Просвещение, 1980.
Аннотация:
В статье рассматриваются возможные направления воспитательной работы учителя химии. Обучение и воспитание в курсе химии рассмотрены в их единстве и взаимосвязи. Такой подход создаёт условия для реализации воспитательного потенциала предмета и способствует достижению личностных результатов образования.
Заголовок:

Из опыта формирования учебно-информационных умений

Список литературы:
  1. 1. Уэллс Г. Война миров. Первые люди на Луне. – М.: АСТ, 2005.
  2. 2. Куликовский П. Г. Справочник любителя астрономии. – М.: Книжный дом «Либроком», 2014.
  3. 3. Фадеев Г. Н., Быстрицкая Е. В., Степанов М. Б., Матакова С. А. Задачи и тесты для самоподготовки по химии: Пособие для ученика и учителя. – М.: Бином, 2012.
  4. 4. Маркосян А. А. Физиология: Учебник. - М.: Медицина, 1968.
  5. 5. Мотузова Г. В., Карпова Е. А. Химическое загрязнение биосферы и его экологические последствия: Учебник. – М.: Изд-во Московского университета, 2013.
  6. 6. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /Под ред. Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунина. – М.: Дрофа, 2012.
  7. 7. Трофименко П. П. Закурим и подумаем? [Электронный ресурс.] Адрес: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8ffa9f88-3f3c-576e-dfe3-e6fe621eafde/view/
  8. 8. Джалиль М. Костёр над обрывом. Стихи и поэмы. Письма. – М.: Правда, 1987.
Аннотация:
В данной статье предлагаются примеры обучающих заданий по теме «Углекислый и угарный газы», направленных на достижение личностных результатов обучения и формирование учебно-информационных умений школьников.
Заголовок:

Как мы формируем и оцениваем логические УУД

Список литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2014. — (Стандарты второго поколения).
  2. 2. Бусев А. И., Ефимов И. П. Определения, понятия, термины в химии: Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1981.
  3. 3. Ковель М. И., Глинкина Г. В. Подготовка учителя к формированию объективной самооценки у учащихся: Монография. — Deutshland, Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2014.
  4. 4. Еремеевская И. Д., Зорина В. Л. Способ диалектического обучения: Комплект учебно-методических материалов по теме «Кислородсодержащие производные углеводородов» (подтема «Оксисоединения»): Учебно-методическое пособие для учителей химии и студентов химических специальностей высших учебных заведений. — Красноярск: ККИПКРО, 2002.
Аннотация:
В статье рассматривается формирование у учащихся логических универсальных учебных действий. В условиях внедрения Госстандарта нового поколения происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения школьников — появляется критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику достижений учащихся и обеспечить объективность оценки. Автором предлагаются задания, разработанные на основе cпособа диалектического обучения, позволяющие развивать мыслительную деятельность учащихся на уроке, а также предложены критерии, позволяющие объективно подойти к оценке учебных достижений обучаемых.
Заголовок:

Интегрированный урок химии и биологии

Аннотация:
Создание проблемной ситуации и интеграция химико-биологических знаний не только позволяют решить образовательные задачи, но и формируют представления о взаимосвязи живой и неживой природы, единстве научного мировоззрения, что способствует развитию диалектического мышления учащихся. Активная подготовка эксперимента учащимися и самооценка способствуют развитию интереса к познанию. Урок направлен на здоровьесбережение учащихся, т.к. убеждает их в необходимости следить за своей осанкой и питанием. Использование презентации и фильмов придает уроку наглядность и современность.
Заголовок:

Контролирующий семинар по теме «Альдегиды и карбоновые кислоты»

Аннотация:
Предлагаю разработку урока - контролирующего семинара в 10-м классе, который провожу после изучения темы «Карбоновые кислоты». Урок разделён на пять этапов. Учащиеся заранее с вопросами не знакомы, получают их во время урока. На этапе самоподготовки учащийся по своему усмотрению может работать индивидуально или в паре, в группе. На всех других этапах урока школьники работают индивидуально. Такая организация урока позволяет учащимся приобрести навыки самоконтроля, самооценки, повышает мотивацию к обучению, воспитывает самостоятельность.
Заголовок:

Урок по теме «Оксиды»

Аннотация:
Одним из способов достижения образовательных результатов, запланированных ФГОС, являются уроки, которые подталкивают детей самим делать выводы, логически размышлять. В связи с этим важно перед началом урока создавать проблемную ситуацию. Статья содержит описание такого урока по теме «Оксиды». Потому важно иметь продуманный материал и, что немаловажно, создать эмоциональный настрой. На уроке воспитывается чувство коллективизма (работа в «четвёрках»), умение соединять теоретические знания с их практическим применением.
Заголовок:

Элемент № … «единственный и самый»

Аннотация:
В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от меди до криптона, наиболее ярко отличающих их от всех других элементов.
Заголовок:

Факультативное лабораторно-практическое занятие по теме «Комплексные соединения»

Список литературы:
  1. 1. Некрасов Б. А. Основы общей химии. - Т. 1. - 3 изд., испр. и доп. –М: Химия, 1973.
  2. 2. Гельфман М. И., Юстратов В. П. Химия. - 2 изд., стереотипное. - СПб.: Лань, 2001.
  3. 3. Хомченко Г. П., Цитович И. К. Неорганическая химия: Учебник для с.-х. вузов. – 2 изд., перераб. и доп. (репринтное издание). - СПб.: ООО «ИТК ГРАНИТ», ООО «ИПК КОСТА», 2009.
  4. 4. Общая химия в формулах, определениях, схемах: Справочное руководство. – Минск: Университетское, 1987.
  5. 5. Химический энциклопедический словарь / Гл. ред. И. Л. Кнунянц/ - М.: Советская энциклопедия, 1983.
  6. 6. Князев Д. А., Смарыгин С. Н. Неорганическая химия: Учебник для вузов по спец. «Агрохимия и почвоведение» – М.: Высшая школа, 1990.
Аннотация:
В статье проанализированы различные определения понятия «комплексные соединения», рассмотрены строение, отдельные виды классификации комплексных соединений, их номенклатура, диссоциация, устойчивость и способы разрушения комплексного иона, представлена экспериментальная работа, позволяющая продемонстрировать получение и разрушение комплексов.
Заголовок:

Обнаружение крахмала в продуктах питания

Аннотация:
В статье приведена исследовательская работа учащихся 5-го класса по теме «Крахмал. Как его обнаружить в продуктах питания», которая была проведена в рамках внеурочной деятельности «Химия для начинающих».
Заголовок:

Игра «Морской бой» с химическим содержанием

Список литературы:
  1. Штремплер Г. И. Химия на досуге. – М.: Просвещение,1993.
  2. Гусаков А. Х., Лазаренко А. А. Учителю химии о внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1978.
  3. Тыльсепп А. А., Корк В. А. Мы изучаем химию. – М.: Просвещение, 1988.
Аннотация:
Игровая форма позволяет повысить интерес к предмету, работа в группах позволяет развивать у ребят коммуникативные навыки. Игру «Морской бой» можно использовать как одну из форм внеклассной работы. Внеклассное мероприятие расширяет кругозор, школьники учатся творчески мыслить, быстро ориентироваться в новых ситуациях, находить правильные ответы. Эта игра направлена на развитие интереса учащихся к предмету, на расширение представлений об изученном материале, является средством обучения и развития интеллектуальных качеств личности школьников.
Заголовок:

Газовая атака под Ипром: бесславный юбилей

Список литературы:
  1. Де-Лазари А. Н. Химическое оружие на фронтах Мировой войны 1914–1918 гг. – М.: Вузовская наука, 2008.
  2. Зайончковский А. М. Первая мировая война. – С.-Пб.: Полигон, 2000.
  3. Супотницкий М. В. Забытая химическая война // Офицеры. – 2010. - № 6. - С. 52.
  4. Снегов С. А. Прометей раскованный. – М.: Детская литература, 1972.
  5. Гордон А. Безродный патриот // Интернет-источник: http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=3798
  6. Левит И. Любовь к Родине // Ришоним, информационно-публицистический портал, 14.10.2014.
  7. Леенсон И. А. Фриц Габер // Энциклопедия «Кругосвет». Интернет-источник: http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/GABER_FRITS.html?page=0,3
  8. Фриц Габер: гений или злодей? // Интернет-источник: http://isviniaus.livejournal.com/85546.html
  9. Фриц Габер // Интернет-источник:
  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80,_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D1%86
Аннотация:
Статья посвящена трагическому юбилею – 100-летию первой в мире массированной газовой атаки. Использование под Ипром ядовитого хлора в апреле 1915 г. стало первой страницей в истории создания и применения химического оружия. В статье прослеживается полная противоречий судьба нобелевского лауреата Фрица Габера, вошедшего в историю не только как изобретатель промышленного способа получения аммиака, но и как создатель химического оружия массового поражения.
Title:

The Contribution of the Herzen college chemists to the Great Victory

Summary:
The article is about teachers and graduates of the teacher training college of premilitary years who made an invaluable contribution to the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War.
Title:

Lead: myth and reality

Summary:
This article in popular scientific form tells the readers about lead as an element of the periodic table with atomic number 82. Data and facts which were previously unknown to a wide audience are provided.
Title:

Directions of education in the process of learning chemistry

Summary:
In the article possible directions of education by a chemistry teacher are discussed. Learning and education are described as an entire process. This approach builds strong background for implementation of educational potential of a school subject and contributes to personality training results.
Title:

On forming educational informational skills

Summary:
In the present paper we propose some examples of educational tasks which theme is «Carbon dioxide and carbon monoxide». This tasks are directed to formation of personal teaching results, development of transdisciplinarity and educational information skills of pupils.
Title:

How we form and assess logical universal learning activities

Summary:
The article deals with forming of the universal logical learning actions. In the situation of implementation of the State Standart of new generation there is a fundamental change of the evaluation system of the students' study results – so appears criteria-based evaluation that allows to fix the dynamic of Students' achievements and guarantee the objectivity of evaluation. The author suggests the tasks, worked out on the base of the Method of dialectical training, which allows to develop Students' thinking activity at the lesson and the criteria that allow to evaluate objectively Students' achievements.
Title:

Integrated lesson of biology and chemistry

Summary:
Creation of a problem situation and integration of chemical and biological knowledge give the possibility not only to solve educational problems, but also to form ideas about interrelation of living and inanimate nature, unity of scientific outlook that promotes development of dialectic thinking of pupils. Active preparation of the experiment by pupils and their self-assessment promote development of interest to getting knowledge. The lesson is aimed at forming health-saving habits in pupils as it convinces them to pay attention to their posture and food. Using a presentation and video at the lesson promotes visualization and up-to-dateness of the educational process.
Title:

Controlling seminar on the theme “Aldehydes and carbonic acids”

Summary:
The scenario of a controlling seminar for the 10th class is suggested. The seminar is organized after studying the theme "Carbonic Acids". The lesson is divided into five stages. Questions for the seminar are not provided in advance, they are given at the lesson. Students have an opportunity to work individually, in pairs or in a group at a preparatory stage. At all other stages of the lesson students work individually. Such organization of the lesson allows students to gain skills of self-control and self-assessment, increases motivation to training, cultivates independence.
Title:

Lesson “Oxides”

Summary:
One of the ways of getting educational results which are planned by FSES (Federal State Educational Standard) are lessons, which urge pupils (students) to make their own conclusion and think logically. That`s why it`s very important to make a problem for pupils at the beginning of the lesson. This article includes the description of the lesson, the theme is the Oxides. It`s rather important to have a thought-out material, furthermore, to make (сreate) an emotional disposition (tune). The sense of team work (4 students group), a capability of joining theoretical academic studies and practical activity are built up at the lesson.
Title:

Element № …“the only one and the most”

Summary:
The article presents data on the properties and other characteristics of the chemical elements from copper to krypton, most clearly distinguished from all others.
Title:

Laboratory practical activity “Complex compounds” for additional classes

Summary:
Various definitions of the concept "complex compounds" are analyzed in the article. Their structure, types of classification, nomenclature, dissociation, stability and ways of destruction of a complex ion are considered. The experimental work allowing to show obtaining and destruction of complexes is presented.
Title:

Research work “Starch. How can we detect it in food?”

Summary:
Article is devoted to research of 5 grade students. The topic is "Starch. How can we detect it in food?". The research work was carried out within the framework of extracurricular activities "Chemistry for Beginners".
Title:

The chemistry game “Battleship”

Summary:
Playing activity gives opportunity to increase student’s interest in subject, team work allows to improve the communicative skills of the students. The game “Battleship” can be used as extra-curricular activity. The extra-curricular activity helps the students to become more broad-minded , during this activity the students learn to think creatively, to take their bearings in different situations, to find right answers. This game is aimed to increase student’s interest in subject, to enlarge the knowledge of the information, that had been studied before and it is the way to educate and develop the intellectual skills and personality of the students.
Title:

Gas attack at Ypres: inglorious anniversary

Summary:
The article is devoted to the 100th anniversary of the first massive gas attack. The use of poisonous chlorine near Ypres in April, 1915, became the first page in the history of creation and use of chemical weapons. The authors discuss the destiny of the Nobel laureate Fritz Haber known not only as the inventor of an industrial process of synthesizing ammonia, but also as the “father of chemical warfare”.
Связаться с нами