Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2015 № 4

Русская версия
English version
Заголовок:

Школьная химия в памяти студентов-гуманитариев

Спиоск литературы:
  1. 1. Орлова С. И., Лисичкин Г. В. Химические знания студентов-гуманитариев // Естественно-научное образование: время перемен. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - С. 63-71.
  2. 2. Нагорных Л. Г. О понятии «остаточные знания», их моделировании, оценке и прогнозе // Измерения в педагогике: Сб. науч. тр. - Ижевск: Изд-во ИУУ, 1997. - С. 110-115.
  3. 3. Кислякова Ю. Г., Любимова О. В. Остаточные и пороговые знания: концептуально-нормативный подход. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2010. - С. 137.
  4. 4. Лагутина Н. Н. Тест как инструмент измерения знаний // Химия в школе. – 1998. - № 3. - С. 41-45.
  5. 5. Беспалько В. П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 138-150.
  6. 6. Кислякова Ю. Г. Квалиметрическая технология диагностики «остаточных знаний» студентов: Дис. канд. пед. наук. – Ижевск, 2002.
  7. 7. Лисичкин Г. В. Остаточные химические знания выпускников школы и содержание учебника химии // Современные тенденции развития химического образования: от школы к вузу. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - С. 30-40.
Аннотация:
В современном мире понимание элементарных основ химии необходимо для плодотворной работы практически во всех сферах профессионального труда. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек активно владел минимумом химических знаний, которые он должен получить в школьном курсе химии. В статье предпринята попытка определить основные характеристики остаточных знаний (объём, полнота, прочность) и уровень остаточных знаний у студентов гуманитарных специальностей.
Заголовок:

Химия без логических разрывов. Превращения энергии в химических реакциях

Спиоск литературы:
  1. 1. Мануйлов А.В. Химия без логических разрывов // Химия в школе. – 2013. – № 4. – С. 44-49; Единая природа химической связи // Химия в школе. – 2014. – № 2. – С. 51-58; Современная Периодическая система // Химия в школе. – 2014. – № 6. – С. 54-60.
  2. 2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия, 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., испр. – М: Оникс; Мир и Образование, 2006.
  3. 3. Химический энциклопедический словарь / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – С. 563.
  4. 4. Химия: Метод. рекомендации: 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. С. Бердоносов, Е. А. Менделеева, М. Н. Коробкова; Под ред. С. С. Бердоносова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 52-53.
  5. 5. Lange’s Handbook of Chemistry, 15th Edition / Ed. J. A. Dean. – McGraw-Hill, Inc., 1999. – Table. 6.1.
  6. 6. CRC Handbook of Chemistry and Physics, 87th Edition / Ed. D.R. Lide. – Taylor & Francis: CRC Press, 2007. – Sect. 5: Thermochemistry.
  7. 7. Мануйлов А. В. Загадка происхождения нефти // Химия для школьников. – 2012. – № 2. – С. 29-39.
  8. 8. Габриелян О. С., Попкова Т. Н., Сивкова Г. А., Сладков С. А. Вода в нашей жизни. Учеб.-метод. пособие к элект. курсу для 9 кл. осн. школы или 10–11 кл. базового уровня средней школы. § 4. Вода – растворитель. Тепловые явления при растворении веществ в воде // Химия. Изд. дом Первое сентября. – 2009. – № 7. Режим доступа: http://him.1september.ru/article.php?ID=200900702.
  9. 9. Гордон А., Форд Р. Спутник химика. – М.: Мир, 1976. – С. 465, табл. 239.
Аннотация:
В статье рассмотрены основные концепции термохимии и её место в химической термодинамике. Предлагается понятное для школьников описание экзо- и эндотермических процессов на языке термодинамики. Рассматриваются причины самопроизвольного протекания эндотермических процессов на основе таких понятий, как энтальпия, энтропия и энергия Гиббса.
Заголовок:

О создании условий для достижения требований ФГОС

Спиоск литературы:
  1. 1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система зада¬ний: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
  2. 2. Браславски С. Развитие ключевых компетенций в образовании: некоторые уроки из международного опыта. ЮНЕСКО. - 2004. - P. 8-9. – Режим доступа: http://www.ibe.unesco.org/cops/russian/IBE_Competences.pdf
  3. 3. Шалашова М. М. Кодификатор личностных и метапредметных результатов // Справочник заместителя директора школы. - 2013. - № 4. - С. 51-62.
  4. 4. Шалашова М. М. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: проблемы и пути решения // Химия в школе. - 2014. - № 7. - C. 10-16.
Аннотация:
Переход на государственные образовательные стандарты нового поколения ставит перед учителем химии задачу переосмысления сложившейся практики работы, поиска новых подходов и инструментария достижения поставленных задач. В данной статье автор предлагает возможные пути решений.
Заголовок:

Прогностические задания

Спиоск литературы:
  1. 1. Пак М. С. Дидактика химии. – Санкт-Петербург: ООО «ТРИО», 2012.
  2. 2. standart.edu.ru
  3. 3. Большая советская энциклопедия, изд. 3-е, т. 20. – М, 1975.
  4. 4. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», И. Т. Касавин, 2009.
  5. 5. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов, 1983.
  6. 6. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л., Химия, 1985.
  7. 7. Сэлмон У. Научное объяснение и причинная структура мира, 1984
  8. 8. Новейший философский словарь //сост. Грицанов А. А., Минск, 1999.
  9. 9. Гончарук О. Ю., Иванова О. А. Прогнозирующее обучение: развитие информационных умений учащихся // Химия в школе. – 2012. – № 4. – С. 23-28.
  10. 10. Беспалов П. И. Применение учебного прогнозирования в химическом эксперименте // Химия в школе. – 2012. – № 2. – С. 55-60.
  11. 11. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Аннотация:
В статье дано определение прогностических заданий. Констатируется, что предвидение тесно связано с объяснением. В качестве важнейших оснований объяснения и прогнозирования выделены законы и причинно-следственные отношения. Приведены разнообразные примеры заданий прогностического характера в рамках школьного курса химии.
Заголовок:

Из опыта изучения непредельных углеводородов

Спиоск литературы:
  1. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
  2. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии в средней школе: Пособие для учителей. – М.: Учпедгиз, 1954.
Аннотация:
Представлена разработка урока химии для учащихся 9-го класса в свете требований Федеральных государственных образовательных стандартов.
Заголовок:

Применение компьютерных программ в обучении органической химии

Спиоск литературы:
  1. Абышов Н. А. Новые информационные технологии в образовательном учреждении // Новые технологии в образовании. - Воронеж: ВГПУ, 2009. - № 1. - С. 3-6.
  2. Абышов Н. А. Применение информационных технологий для создания и управления новой учебной инфраструктуры // Системы управления и информационные технологии. – 2011. - № 2.1 (44). - С. 108-112.
Аннотация:
В статье рассматриваются общие принципы применение некоторых компьютерных программ, как Power Point, ChemDraw Ultra, Chem3D Std в обучении органической химии в средних общеобразовательных школах. Были отмечены что, использование таких компьютерных технологий в обучении органической химии имеется ряд преимуществ.
Заголовок:

Из опыта обучения химии в медико-биологических классах

Спиоск литературы:
  1. Лисичкин Г. В. Актуальные научно-методические задачи школьного химического образования // Современные тенденции химического образования. - Душанбе, 2006.
  2. Бердоносов С. С. Союз химического вуза и школы // Современные тенденции химического образования. - Душанбе, 2006.
  3. Попков В. А., Макарова О. Г. Познавательные барьеры в школьном и вузовском обучении как психолого-педагогический феномен // Современные тенденции химического образования. - Москва, 2006.
Аннотация:
Задачами создания специализированных программ для классов медико-биологического профиля являются: переход от общеобразовательного курса химии к профильному, формирование фундаментальной базы знаний для успешной сдачи ЕГЭ, достойного участия в олимпиадах и поступления в престижные ВУЗы страны. Обсуждаются аспекты методов обучения для выполнения поставленных задач. Приводится тематический план лекций и семинарских занятий для 10 и 11 классов. Имея многолетний опыт преподавательской и научно-исследовательской деятельности, авторы способны познакомить школьников с современными методами исследований, расширить их понимание роли химии в жизни, выйти за рамки школьных учебников.
Заголовок:

Квадратные уравнения в конкурсных и олимпиадных заданиях

Спиоск литературы:
  1. 1. Белевцова Е. А., Рыжова О. Н., Кузьменко Н. Е. О математической составляющей химических задач // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - С. 192-195.
  2. 2. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Математическая составляющая конкурсных химических задач // Химия в школе. – 2014. - № 6.
  3. 3. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии. – М.: Экзамен. 2001.
  4. 4. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 2006.
  5. 5. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 2012.
  6. 6. Программа вступительного испытания по химии для поступающих в МГУ им. М. В. Ломоносова. – Режим доступа: http://www.msu.ru/entrance/program/chem.html
  7. 7. Ерёмин В. В. Теоретическая и математическая химия для школьников. Подготовка к химическим олимпиадам. – М.: МЦНМО, 2007.
Аннотация:
Работа посвящена определению места задач, требующих решения квадратных уравнений, среди расчётных химических задач, которые предлагались школьникам и абитуриентам на химических олимпиадах («Ломоносов» и «Покори Воробьёвы горы!») и на письменных вступительных экзаменах в МГУ. С этой целью проанализирован массив заданий с 1990 г. по настоящее время. Приведены примеры задач с квадратными уравнениями и их решение. Показано, что большую их часть составляют задачи, связанные с равновесием, а именно задачи на химическое равновесие, электролитическую диссоциацию и произведение растворимости, которые традиционно вызывают затруднения у школьников и абитуриентов. Показано, что решение квадратных уравнений – один из необходимых математических навыков при решении конкурсных и олимпиадных химических задач.
Заголовок:

Урок по теме «Простые вещества – неметаллы»

Аннотация:
Автор предлагает разработку урока приобретения новых знаний (8-й класс), основанного на самостоятельной работе учащихся в парах с различными источниками информации. В ходе урока использованы элементы технологического подхода к обучению химии и технологии развития критического мышления.
Заголовок:

К методике изучения галогенов

Спиоск литературы:
  1. Габриелян О. С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.
  2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Лидин Р. А., Аликберова Л. Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. ‑ М.: АСТ-ПРЕСС-ШКОЛА, 2011.
  4. Энциклопедический словарь юного химика. ‑ М.: Педагогика, 1990.
Аннотация:
Обучающая структура урока включает парную работу, взаимоконтроль в группе, «друзья по часам», работу в команде, создание проектов и их защиту.
Заголовок:

Проектирование образовательной технологии

Спиоск литературы:
  1. Алферова Е. А., Ахметов Н. С. и др. Большой справочник для школьников. - 3-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000.
  2. Золотов Ю. А. Основы аналитической химии. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  3. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 1984.
  4. Махмутов М. И. Современный урок. - 2-е изд. - М., 1985.
Аннотация:
Статья посвящена проектированию образовательной технологии к проведению занятия по теме «Соли, их анализ и биологическая роль». Её реализация в учебном процессе стимулирует познавательную деятельность учащихся, включающую совершенствование техники выполнения эксперимента, формирование умений идентифицировать катионы и анионы в предлагаемых растворах солей и осознание биологической роли химических элементов в жизни человека, важности проблемы питания в сохранении здоровья.
Заголовок:

Проектно-исследовательская работа «Определение качества творога»

Спиоск литературы:
  1. ГОСТ Р 520962003 «Творог. Технические условия».
  2. Касторных М. С. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов. - М., 2003.
  3. Крусь Г. Н., Храмцов А. Г. Технология молока и молочных продуктов. - М.: Колос, 2002.
  4. Кунижев С. М., Шуваев В. А. Новые технологии в производстве молочных продуктов. - М.: ДеЛи принт, 2004.
  5. Пучкова Ю. С., Криштафович В. И. Методические указания к лабораторным занятиям (раздел: Молоко и молочные товары). - М., 1999.
  6. СанПиН 2.3.2.1078-01.
  7. Шепелев А.Ф. Товароведение и экспертиза молока и молочных продуктов. - Ростов, 2001.
Аннотация:
Несколько лет назад в нашей школе появилось новое оборудование - «Цифровая лаборатория «Архимед». Это оборудование расширило возможности ученического эксперимента и открыло новые горизонты для внеклассной работы. Но наибольшие перспективы в использовании лаборатории мы видим в организации проектно-исследовательской деятельности. В проектно-исследовательской работе «Определение качества творога» цифровая лаборатория «Архимед» применяется для определения изменения рН при титровании.
Заголовок:

Лакмус – близкий и недоступный

Аннотация:
Лакмус – один из первых и наиболее широко известных кислотно-основных индикаторов. На практике используют несколько препаративных форм лакмуса: водный раствор и полоски фильтровальной бумаги, пропитанные лакмусом, так называемую лакмусовую бумагу.
Заголовок:

Применение лакмуса в школьной практике

Спиоск литературы:
  1. 1. Химические реактивы и препараты. Справочник. - М.; Л.: ГОНТИ, 1953.
  2. 2. Каталог химических реактивов и высокочистых химических веществ. - М.: Химия, 1971.
  3. 3. Верховский В. Н. Техника и методика химического эксперимента в школе: Пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов. - Т. 1. - М.: Госучпедгиз, 1959.
Аннотация:
Отсутствие лакмуса в школе связано с тем, что производство лакмуса из натурального сырья (лишайников) достаточно дорогое, поэтому в широких промышленных масштабах его не производят. Кроме того, приготовление качественного раствора лакмуса представляет долгий процесс.
Заголовок:

Великая Отечественная война глазами очевидцев

Спиоск литературы:
  1. 1. Володин Б. Рассказ профессора Балезина // Химия и жизнь. - 1985. - № 6. - С. 16-20.
  2. 2. Степанов В. По тревоге. Рассказ уполномоченного Государственным комитетом обороны С. В. Кафтанова // Химия и жизнь. - 1985. - № 3. - С. 6-10.
  3. 3. Левшин Б. В. Академия наук СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). – М.: Наука, 1966. – C. 39.
  4. 4. Любутина Л. Г., Ермакова О. И. Розенфельд Иосиф Львович. 1914-1981. К 100-летию со дня рождения. – М.: Изд-во РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2014.
  5. 5. Рохлин М. Почти о каждом // Химия и жизнь. - 1967. - № 10. - С. 69-71.
  6. 6. Каплан Е. П. ИОХ в эвакуации // Химия и жизнь. - 2006. - №5. - С. 49-5
Аннотация:
В статье рассказывается о работе выдающихся представителей химической науки и промышленности СССР в период Великой Отечественной войны. Рассмотрены основные направления их деятельности в этот период. Приводятся воспоминания участников и очевидцев тех событий.
Заголовок:

Исследование экологического состояния водоёма

Аннотация:
В статье автор рассказывает об экологическом проекте, посвящённом Верх-Исетскому пруду. Автор описывает, как ученики под его руководством исследовали экологическое состояние пруда и каких результатов они добились.
Title:

School chemistry in the memory of humanitarian students

Summary:
Understanding fundamentals of chemistry is necessary for productive work in almost all spheres of professional practice in the modern world. Therefore, everyone should possess minimal knowledge of chemistry provided by secondary school chemistry course. The authors of the article attempt to identify the main characteristics of remaining knowledge (amount, weight, strength) and the level of remaining knowledge of the students of humanitarian specialties
Title:

Chemistry without logical gaps. Transformation of energy in chemical reactions

Summary:
The article describes basic concepts of thermochemistry and its place in chemical thermodynamics. The description of exothermic and endothermic processes in the language of thermodynamics which can be easily understood by students is proposed. The causes of spontaneous endothermic processes based on the concepts of enthalpy, entropy and Gibbs energy are discussed.
Title:

On creating conditions for achieving the FSES requirements

Summary:
The transition to state educational standards of new generation poses for a chemistry teacher the task of rethinking current practices, the search for new approaches and tools to achieve the objectives. In this article, the author suggests possible solutions.
Title:

Prognostication tasks

Summary:
The definition of prognostication exercises is given. The author states that prediction is closely connected with explanation. Laws and cause-effect relationships are pointed out as the fundaments of explanation and prediction. Various prognostication tasks and exercises are suggested for teaching chemistry at school.
Title:

On practical experience of teaching the theme “Unsaturated hydrocarbons”

Summary:
The teaching strategy for a chemistry lesson for 9-graders in accordance with the requirements of Federal state educational standards for General education is presented.
Title:

Using computer programs in teaching organic chemistry

Summary:
This article discusses the general principles of the use of certain computer programs, such as Power Point, ChemDraw Ultra, Chem3D Std in teaching organic chemistry in secondary schools. The use of computer technology in teaching organic chemistry has several advantages to be noted.
Title:

Principles and methods of teaching chemistry in specialized biomedical classes

Summary:
The objectives of specialized programs for biomedical classes are the transition from the general high-school chemistry course to the specialized course, the formation of the fundamental knowledge base for successful passing of the unified national exam, worthy participation in academic competitions and entrance to prestigious universities of the country. Aspects of teaching methods used for achievement of described objectives are discussed in the article. Also, the thematic plan of lectures and seminars for 10 and 11 classes is outlined. Having a long experience in teaching and scientific research, the authors are able to acquaint students with modern methods of research and expand their understanding of the role of chemistry in life beyond school textbooks.
Title:

Mathematical Content of Chemical Tasks of Entrance Exams. The Tasks with Quadratic Equations

Summary:
The paper is devoted to the chemical tasks with quadratic equations, offered to applicants at Chemistry Olympiads (such as "Lomonosov" and "Conquer the Vorobyovy Gory!") and written entrance exams at MSU. To this purpose, all the tasks were analyzed from 1990 to the present. The examples of tasks with quadratic equations and their solutions are presented. It is shown that most of these problems are related to the equilibrium, namely the problems on the chemical equilibrium, electrolytic dissociation and solubility product, which traditionally cause difficulties for school students and applicants. It is shown that solution of quadratic equations is the necessary mathematical skill in solving Olympiad problems and competitive tasks at written entrance exams on chemistry.
Title:

Lesson on “Elemental non-metals”

Summary:
The scenario for a lesson of acquiring new knowledge for 8-graders is suggested. It implies pair work with the use of various sources of information. Elements of technological approach to teaching chemistry and developing critical thinking are taken into account.
Title:

On teaching chemistry of halogens

Summary:
The lesson includes pair work, cross checking in a group, team work, carrying out projects and their presentation.
Title:

The educational technology design for the lesson on «Salts, their analysis, and biological role»

Summary:
The article is concerned with the educational technology for the lesson on «Salts, their analysis, and biological role». Its realization in teaching activities stimulates student cognitive work, including mastering experimental techniques, forming skills of cation and anion identification in a salt solution, and awareness of the biological role of chemical elements in human life, the importance of nutrition in health maintenance.
Title:

Research work "Determination of cottage cheese quality"

Summary:
A few years ago a new "Digital lab "Archimedes" was installed in our school. This equipment has expanded opportunities for student experiment and opened new horizons for extracurricular activities. But we see the greatest prospects in the organization of project research activities. In project and research work "Determination of cottage cheese quality" digital lab "Archimedes" is used to determine pH changes during the titration.
Title:

Litmus, close and inaccessible

Summary:
Litmus is one of the first and most widely known acid-base indicators. In practice Several preparative forms of litmus, namely water solution and the strips of filter paper impregnated with litmus, so-called litmus paper, are used in the lab.
Title:

Using litmus in school experiment

Summary:
Lack of litmus at school is connected with the fact that production of litmus from natural raw materials (lichens) is rather expensive, therefore it is not industrially produced. In addition, preparation of qualitative solution of litmus is a time-consuming process.
Title:

The Great Patriotic War through the eyes of witnesses

Summary:
The article describes the work of chemical science and industry in the USSR during the Great Patriotic War. The main directions of their activities during this period are considered. The article presents the memoirs of participants and witnesses of those events.
Title:

Investigating ecological state of a water reservoir

Summary:
In this article the author discusses an ecological project which is dedicated to the Upper Iset pond. The students examined the ecological state of the pond. The process and the results achieved are described.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.