Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2015 № 3

Русская версия
English version
Заголовок:

С чего начинается образование?

Спиоск литературы:
  1. 1. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999.
  2. 2. Тендряков В. Ф. Ночь после выпуска. - М.: Советская Россия, 1976.
  3. 3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2001.
  4. 4. Ильенков Э. В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991.
  5. 5. Современный словарь по общественным наукам / Под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. - М.: Эксмо, 2005.
  6. 6. Занюк С. Психология мотивации. – К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002.
  7. 7. Салтыков-Щедрин М. Е. Мелочи жизни // Собрание сочинений в 20 т. – Т. 16. - Кн. 2. – М.: Художественная литература, 1974.
  8. 8. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности. - СПб.: Питер, 2004.
  9. 9. Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. – М.: Просвещение, 2012.
  10. 10. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2006.
Аннотация:
Статья посвящена таким важным аспектам образования, как атмосфера в классе, мотивирование обучающихся, выстраивание рефлексии и обратной связи. Обращается внимание на общие принципы и индивидуальные особенности профессиональной деятельности каждого учителя.
Заголовок:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования.

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

Химия солёного, кислого и горького вкуса

Спиоск литературы:
  1. Ашкинази Л. Анатомия вкуса // Наука и жизнь. – 2003. – № 8. - С. 16–20.
  2. Батуев А. С., Куликов Г. Л. Введение в физиологию сенсорных систем. – М.: Высшая школа, 1983.
  3. Благутина В. В. Анатомия вкуса // Химия и жизнь. – 2010. – № 10. - С. 34–38.
  4. Гайворонский И. В., Ничипорук Г. И., Гайворонский А. И. Анатомия и физиология человека: Учебник для мед. вузов. – СПб.: Академия, 2011.
  5. Колесников С. С. Наука со вкусом // Химия и жизнь. – 2010. – № 10. - С. 38–40.
  6. Плужников М. С., Рязанцев С. В. Среди запахов и звуков. – М.: Молодая гвардия, 1991.
  7. Романов Р. А., Кабанова Н. В., Малкин С. Л. и др. Неселективные потенциал-зависимые каналы во вкусовых клетках типа II // Биологические мембраны. – 2009. – Т. 26(1). - С. 64–74.
  8. Романов Р. А., Яценко Ю. Е., Кабанова Н. В. и др. Потенциал-зависимые Ca2+-каналы вкусовых клеток типа III // Биологические мембраны. – 2009. – Т. 26(4). С. - 258–264.
  9. Романов Р. А., Быстрова М. Ф., Рогачевская О. А. и др. Идентификация ионных каналов TRPM5 во вкусовых клетках типа II // Нейрофизиология. – 2011. – Т. 43(3). - С. 201–210.
  10. Смит К. Биология сенсорных систем // Бином. Лаборатория знаний, 2005.
Аннотация:
В статье рассказывается о молекулярных механизмах вкусовой трансдукции. Приводятся данные о вкусовых рецепторах, участвующих в распознавании солёного, кислого и горького вкусов. Рассмотрены некоторые физиологические аспекты вкусовой трансдукции. Даются понятия о рецепторах солёного, кислого и горького вкусов, а также об их строении. Рассказано о роли и механизме действия ионных каналов. Охарактеризованы различные группы соединений, отвечающих за возникновение ощущений солёного, кислого и горького.
Заголовок:

Об организации проектно-исследовательской деятельности

Спиоск литературы:
  1. 1. Пахомова Н. Ю. Учебное проектирование в образовательном процессе современной школы: Монография. - М.: Изд-во СГУ, 2011.
  2. 2. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы средства обучения // http://kaykentruo.dagschool.com/storage/files/tehnologiya_problemnogo_dialoga.pdf
  3. 3. Методы постановки учебной проблемы на уроках русского языка с целью развития интеллектуальных способностей учащихся // http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/04/
  4. 4. Тяжёлая вода и её физические свойства // http://www.watermap.ru/articles/tjazhelaja-voda-fizicheskie-svojstva
Аннотация:
В статье рассматриваются этапы интеграции проектно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе, предлагаются варианты организации данной работы на различных ступенях обучения.
Заголовок:

Об организации проектно-исследовательской деятельности

Спиоск литературы:
  1. 1. Аранская О. С., Бурая И. В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: Методическое пособие. – Москва: Вентана-Граф, 2007.
  2. 2. Богомолова О. В. Об организации проектной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2008. - № 2. - С. 23-28.
  3. 3. Чайка А. Н. Метод проектов в образовательном пространстве школы // Химия в школе. – 2006. - № 6. - С. 48-52.
  4. 4. Нечитайлова Е. В. Организация проектной деятельности на основе содержания школьного учебника // Химия в школе. – 2008. - № 5. - С. 47-49.
Аннотация:
В статье представлен опыт использования метода проектов на уроках по теме «Силикатная промышленность» (9-й класс). Практика подтверждает высокую эффективность этого метода. Учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности, работы с дополнительной литературой и интернет-ресурсами, написания отчёта, подготовки презентации и защиты проекта. В результате развиваются информационная и коммуникативная компетенции учащихся, происходит их профессиональное самоопределение.
Заголовок:

Профессия учителя через призму химических знаний

Аннотация:
Урок составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень). Класс обучается по одночасовой программе (авторы И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская). Появилась идея - вызвать интерес старшеклассников к уроку и профориентации через поставленные цели и задачи: обобщить тему «Моносахариды» и дать представление о сложной и интересной профессии учителя через игровые импровизации посредством химических знаний. Используемая проектная технология (ролевая и игровая) направлена на предварительный сбор информации к уроку для представления вниманию аудитории; моделирование и решение деловых задач; создание ситуации успеха каждого обучающегося. На всех этапах урока прослеживается позитивная мотивация и интерес учащихся к учебно-познавательной и творческой деятельности.
Заголовок:

О современных методах преподавания химии

Аннотация:
В статье показана роль современных методов обучения в совершенствовании преподавания химических дисциплин.
Заголовок:

К вопросу об изучении химического равновесия

Спиоск литературы:
  1. Боголюбов В. И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. - 2005. - № 1. - С. 39.
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  3. Тагиев Т. И. Методика преподавания химии: Учебник. – Баку, 2013.
  4. Хомченко Г. П. и др. Демонстрационный эксперимент по химии. - М. 1978.
  5. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. - М., 2000.
Аннотация:
Применение современных технологий позволяет вовлечь всех обучающихся в образовательный процесс, повысить их заинтересованность, достигнуть наиболее значимых результатов. Эти технологии часто основаны на организации групповой работы с учащимися. В качестве примера рассмотрен урок по теме «Химическое равновесие и факторы, влияющие на смещение равновесия».
Заголовок:

Исторический подход в обучении органической химии

Спиоск литературы:
  1. Быков Г. В. История органической химии. Открытие важнейших органических соединений. – М.: Наука, 1978.
  2. Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. Биографический справочник. – М.: Высшая школа, 1991.
  3. Омонов Ҳ. Т. Кимё таълими ва қадриятлар // ТошДТУ хабарлари. – Тошкент, 2005. Махсус сон. – Б. 294-296.
  4. Шокиров Х., Тўраева С. Мактаб кимё дарсликларини яратиш мезони. – Тошкент: УзПФИТИ, 1994.
  5. Эшчанов Э. У., Машарипов А. М., Ражабов Х. М. Талабаларнинг кимёга қизиқишини кучайтиришда тарихий материалларнинг аҳамияти // Хоразм Маъмун Академияси ва жаҳон фани равнақи: Республика илмий-амалий конференция материаллари. – Урганч-Хива: Хоразм Маъмун Академияси, 2006. – Б. 127-128.
Аннотация:
Использование исторических сведений – важный приём усиления гуманистической направленности обучения, способствующий не только усвоению учебной информации, но и правильному пониманию путей развития науки. Приведены некоторые сведения исторического характера, которые можно использовать при изучении отдельных тем раздела «Углеводороды».
Заголовок:

Исследование качества крахмала

Спиоск литературы:
  1. Андреев Н. Р. Структура, свойства, классификация нативных крахмалов, 2009. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.sergey-osetrov.narod.ru /Raw_material/ Structure_ characteristic _ categorization_starch.htm (дата обращения: 2014)
  2. ГОСТ 10163-76. Крахмал растворимый. Технические условия. Введ. 01.01.1977. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2002. - С. 7.
  3. ГОСТ 7698-93. Крахмал. Правила приёмки и методы анализа. Введ. 01.01.1995. – Минск: Межгосударственый совет по стандартизации, метрологи и сертификации, 2003. - С. 13.
  4. Ким А. М. Органическая химия. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.
  5. Кочетков Н. К., Бочков А. Ф., Дмитриев Б. А. и др. Химия углеводов. – М.: Химия, 1967. – С. 354.
  6. Практикум по коллоидной химии: Учебное пособие / Под ред. М. И. Гельфмана. – СПб.: Лань, 2005.
  7. Филиппович Ю. Б. Основы биохимии: Учеб. для хим. и биол. спец. пед. ун-тов и ин-тов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Агар, 1999.
  8. Чепурной И. П. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров: Учебник. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Данилов и Ко», 2009.
  9. ISI 25-2e. Получение крахмала из клубней, 1998. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.nprb.ru/starch_from_tubers.htm. (дата обращения: 2014)
Аннотация:
В статье приведены методики и результаты определения показателей качества крахмала. Определение показателей качества разных видов крахмала осуществлялось в рамках учебно-исследовательской работы школьников и носило сравнительный характер. Учащиеся определяли водородный показатель рН, влажность, кислотность, температуру клейстеризации и молекулярную массу нескольких видов крахмала.
Заголовок:

Химический турнир по теме «Металлы»

Аннотация:
Автор представляет сценарий химического турнира по теме «Металлы». Организация и проведение этого мероприятия позволяет учащимся проявить познавательную активность, выявить интеллектуальные, театральные, коммуникативные способности, определить вектор интереса к определенным дисциплинам. Литература и химия, математика и естественные науки, история и география тесно переплетаются в конкурсных заданиях турнира, отличительной чертой которого является межпредметность.
Заголовок:

Гемфри Дэви – выдающийся английский учёный начала ХIХ в.

Спиоск литературы:
  1. Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. – М.: Высшая школа, 1991.
  2. Манолов К. Великие химики. В 2-х т. Т. 1 / Пер. с болг., 3-е изд., испр., доп. – М.: Мир, 1985.
  3. Могилевский Б. Л. Живи в опасности. Повесть о великом химике Гемфри Дэви. – М.: Детская литература, 1970.
  4. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1994.
  5. http://en.wikipedia.org/wiki/Humphry_Davy
  6. http://www.critical.ru/calendar/1712Davy.htm
  7. http://him.1september.ru/article.php?ID=200403801
  8. http://www.nndb.com/people/028/000083776/
  9. http://ria.ru/beznarko_danger/20120918/753267022.html
  10. http://stodoc.ru/sec2.php?s_uid=9427
Аннотация:
Статья посвящена жизни и деятельности выдающегося английского химика и физика начала ХIХ в. Гемфри Дэви. Рассказывается о его детских и юношеских годах, об исследовании свойств «веселящего газа» и вкладе в создание респираторной терапии. Особый акцент сделан на электрохимические исследования Дэви и, в частности, на получение с помощью электрического тока ряда щелочных и щёлочноземельных металлов. Рассказывается о работах Дэви по исследованию галогенов, созданию безопасной шахтёрской лампы, защите корпусов военных кораблей от коррозии. Также говорится о несчастных случаях, произошедших с Дэви при работе в лаборатории.
Title:

Where education starts?

Summary:
The article is devoted to such important aspects of education as the atmosphere in a class, motivation of students, promoting reflection and feedback. Special attention is paid to the general principles and specific features of professional activity of a teacher.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Associate Head of the Legal Department of the Administration of the All-Russian Trade Union of the Education is answering our readers’ questions.
Title:

Chemistry of salty, sour and bitter taste

Summary:
The article describes the molecular mechanisms of taste transduction. Data about the taste receptors involved in the recognition of salty, sour and bitter tastes are given. Some physiological aspects of taste transduction are discussed. Concepts of receptors responsible for salty, sour and bitter taste, and their structure are considered. The role and mechanism of action of ion channels is discussed. Various groups of compounds responsible for the occurrence of salty, sour and bitter sensations are characterized.
Title:

On organizing research project activities

Summary:
The integration stages of the project-researching activity in the training-educational process are considered in the article, several variants of the present work organization at different stages of teaching are proposed here.
Title:

On organizing research project activities

Summary:
The experience of using project method at the lessons "Silicate Industry" (the 9th class) is presented in the article. Practice confirms high efficiency of this method. Pupils gain experience of research activity, working with literature and Internet resources, writing reports, presenting the project. As a result information and communicative competences of pupil develop, their professional self-determination take place.
Title:

Тeacher’s profession through the prism of chemical knowledge

Summary:
The lesson is compiled for 10-graders (baseline) taught by a one-hour program (authors I. Novoshinsky, N. Novoshinskaya). The idea was to promote students’ interest through the goals and objectives of the lesson: to summarize the theme "Monosaccharides" and give an idea of challenging and exciting teacher’s profession through improvisation based on chemical knowledge. The technology used (role and play) was aimed at the preliminary collection of information for the lesson for presentation to the audience; modeling and solving business problems; creating a situation of success for every student. At all stages of the lesson positive motivation and students' interest in cognitive and creative activity can be seen.
Title:

On modern methods in teaching chemistry

Summary:
The article shows the role of modern teaching methods in improving teaching chemical disciplines.
Title:

On teaching chemical equilibrium

Summary:
Application of modern technologies allows involving all students in educational process, helps to increase their interest, to reach the most significant results. These technologies are often based on the group work with pupils. As an example the lesson on the topic "Chemical equilibrium and factors which influence equilibrium shift" is considered.
Title:

Historical approach in teaching organic chemistry

Summary:
Using historical data is an important tool of strengthening humanistic orientation of training which promotes not only the assimilation of educational information, but also better understanding of the ways in which science can develop. Some historical data to be used when studying several topics of the section "Hydrocarbons" are discussed.
Title:

Research of starch quality at the chemistry lessons of the elective course

Summary:
Methods and results of determining starch quality are given in the article. Determining starch quality of several samples was carried out in training and research activities of students and had a comparative character. The values of рН, humidity, acidity, gelatinization temperature and molecular weight of starch samples were found by students.
Title:

Chemical tournament “Metals”

Summary:
The author submits the scenario of chemical tournament on the subject "Metals". The organization and carrying out this action allows pupils to show informative activity, to reveal mental, theatrical, communicative abilities, to define a vector of interest in certain disciplines. Literature and chemistry, mathematics and natural sciences, history and geography closely intertwine in competitive tasks of tournament which distinctive feature is interdisciplinary character.
Title:

Humphry Davy – outstanding English scientist beginning of the nineteenth century

Summary:
The article is devoted to the life and work of the famous English chemist and physicist of the nineteenth century Humphry Davy. His childhood and youth, study of the properties of “laughing gas” and contribution to the creation of a respiratory therapy are discussed. Special emphasis is placed on the Davy's electrochemical studies and in particular to discovery some alkali and alkaline earth metals. Davy's works on the study of halogens, creation of safe miner’s lamp, research of the protection of military ships against corrosion are considered. The accidents, which have occurred with Davy in the laboratory, are described too.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.